Североморский лётчик. 1944, май.

к о р а б л и и д у т на д н о УДАР АВИАЦИИ ФЛОТА ПО СУДАМ ПРОТИВНИКА В РАЙОНЕ ПОРТА КИРКЕНЕС В ночь нз 14 мая воздушной разеедной на севере Норвегии в районе порта Киркенес был обнаруммн к с н е о й противника в составе. 1G транспортов и 23 кораблей охранения.'Наша авиа­ ция бомбардировала эти суда противника. В результате уда­ ра потоплены три немецких транспорта общим водоизмещением до 19 тысяч тонн, самоходная баржа, одно вспомогательное судно и сторожевой катер. Три транспорта противника подож­ жены, причем один из них выбрссилсн на берег. Кроме того, нанесены повреждении двум другим транспортам и кораблям охранения. Из сообщения Советского. Информбюро за 15 мая 1944 г. Быстрота и внезапность НАД ВРАЖЕСКИМ РЕЙДОМ Преследуя по пятам немед- щ і 'конвой! 11 мая на:ши летчи­ ки нанесли по ному, последний удар /У Кйркенеса. Добивать вражеские суда в порту, поме­ шала, внезапно ухудшившаяся погода. ГЗмая погода прояснилась, и паре.йдах порта Киркенес были обнаружены 16 транспортов' и 31 корабль охранения, скопив­ шиеся на .трех стоянках. Здесь- ;ц<былй и то корабли, .которым 11 мая удалось уцелеть. В 23 часа 30 минут 13 мая над Киркенесом появились самоле­ ты североморцев. Враг был за­ стигнут в его собственной бер­ лога! Идущиес разных направ- доннй, эшелонированные по .вы­ соте-,.советские- самолеты одно- вшённо атаковали все три стоянки. Над Киркенесом зазвучало эхо взрывов: это'бомбы поража­ лифашистские суда. 'Запылали пожары на транспортах. Вско­ ре сомкнулись волны над боль­ шим кораблем, потопленным дамбами Павлова. Один сильно поврежденный транспорт вы- иа прибрежные кам- броснлся Mbit." . В 23 часа,38 минут последний советский.самбл® вышел цз i w a лег на обратный курс. - ,15, минУи были наши само- 5 н?д пелыо. С фашист- мпга^ІДОВ 6bI*o потоплено или Л Tmm,fДеня0, 2 истребителя про- ff ' Viironf 5 П!Т0 В КОРОТКОМ ЕОЗ- ■; - ушном бою. )| пА^ЕйГИВН” к’ :<>жиДавший. вско- ® поьторног..) налета, па С; н№ Л ! проскитался;...в тече- V самотгм, в нн 0Д1Ш -советский J н & появ £-( ся над* Кир- !іі ваш»' пь Лишь в 5 -часов утра Й врагя »ѵіТШКН 'Снова застигли и ь,,',;П, ^ 1 СКло,^ потопали ,и по- Jil: :'ЛНЛ!Г <мцв 0 кораблей. Так, . преследуя немецких з а ­ хватчиков по .пятам, не давая им •передышки, .североморские летчики проникают в .фашист­ ское логово, с.е-я в нем смерть и опустошения, . - ' .. . . Возросшее мастерство летчи­ ков, ■- возросшая сила нашей авиации, отработанное взаймо'- де-йствйе были ключом успеха .этих двух различных . по свое- ■му характеру, но вькдако эффек­ тивных опера.ций. Советские летчики- ныне — полные хозяева неба- - над Б а ­ ренцевым морем и над суровы­ ми скалами Заполярья. В бою они навязывают противнику свою волю, вынуждают его пу­ скаться на хитрость и уловкн. Но не помогает, и это! На хит­ рость' наши летчики отвечают двойной . хитростью и выходят победителями из воздушные • схваток. Все больше фашист- ! ских кораблей идет на дно, по- I тому ,что-все точнее ложатся се- ’ вероморские -бомбы. Не давать врагу .передышки, бить его всюду, где он появ­ ляется, очищать .от него Барен­ цево море, суровую , северную землю', сметать его с нашего неба — я час победы над вра­ гом придет быстрее.. «Быстрота и внезапность, — говорил Суворов, — заменяют число».. Летчики-штурмовики никогда не за’бывают об этом воинском законе. В атаке по каравану против­ ника в порту Киркенес внезап­ ность оказала нам немалую услугу. Подходя к цели, мы увидели-островок, метрах в 400 от которого стоял крупный транспорт и одно вспомогатель­ ное судно. В стброне, справа, находился другой такой лее транспорт. Расположение ост­ ровка и судов .было нам по ходу, и я принял решение наносить удар из-за этого, островка, что. давало нам основание рассчи­ тывать на анеза-пный подход-к цели и затрудняло противнику ведение огня по атакующим са­ молетам. Парами, один за другим,- «Илькгшины» вошли в пике. От сброшенных нами бомб' затону­ ли два транспорта и -один полу­ чил сильное повреждение.' ТРАНСПОРТ ГОРИТ! Снимок сделан летчиком т. Никоноровым. Боевая проверка летчик»! операции 11 мая турмовик т, Рольбин. Задание-, которое выполняла •наша труппа в этой операции, было для нас не новым. Изо дня в день на полигоне наши летчики тренировались в бом­ бометании с пикирования. Не раз я и мои ведомые .прямыми попаданиями поражали кораб; ди-цели и щиты. Хорошая под­ готовка дала, нам возможность при выполнении первых же •боевых . заданий ' действовать хладнокровно, с расчетом и н а ­ верняка. - Перед группой легких бом­ бардировщиков стояла задача— потопить корабли.противника на і рейде порта Киркенес. Коман­ д и р раз’яснил нам, как дейст- ' во-вать над целью, рассказал ' характерные особенности райо- кі; и самой цели. После этого мы вслед за своим командном, Г.еднялись в воздух. Немцы, видимо„ожидали нас и еще на подходе открыли загра­ дительный огонь. Приходилось пробиваться к цели, непрерыв­ но маневрируя и обходя мно­ жество разрывов. Хотя обстановка ^ бы л а труд­ ной, 'навыки в маневре, во мно­ гом помогли’-нам .сейчас. .-Все шЛн уверенно, 'а коща^мащЮа. ведущего вошла в пикирование, энергично перевел свой самолет в пикирование и я. Каждый из ’нашей группы выбрал себэ цель. Вот один из кораблей у меня в прицеле. Не выпуская его из «яблочка», я не спешу рас­ статься с бомбами, намереваясь обрушить их с наименьшей вы­ соты. А огонь фашистов стано­ вится все злее — бьют с кораб­ лей, бьют с берега. Взяв .упреждение, е высоты 500—600 метров я сбросил бом­ бы Они попали все в транс­ порт, разорвались. От взрывной волны самолет даже подброси­ ло немного. Но это меня не з а ­ стало врасплох, но удивило. Всідь и на учебных Полетах я старался бомбить , с наимень-. шей дистанции. •На,, отходе, когда вся группа ложилась курсом на родной аэродром,, результаты нашей •работы -были, отчетливо ’видны. Крупный немецкий транспорт был окутан дьщом и огнем. ; Попадания всех моих бомб в транспорт —отнюдь не случай­ ность. Кропотливая учеба на полигоне, настойчивое .изуче­ ние и.совершенствование мето­ да бомбометания с пикирова­ ния ■—:•вот -что предшествовало успеху в бою. Лейтенант Й, ЦДУШ. Немцы стали вести по нашим самолетам яростный огонь. Но дгло было уже сделано — вце- -і-іішность бешнла успех, она за­ менила число. Еще раз подтвердилось: если летчик творчески подходит к разработке каждой операции, правильно использует метео­ условия, хитрит при заходе на цель — он достигает внезап­ ности у.дара. А внезапность ошеломит противника, дезор­ ганизует его силы, даст воз­ можность бить немца наверня- :-ка„ всей силой оружия. Майор Г ПАВЛОВ, Участник Киркенес летчик снимки которого печатаются на этой странице. Упорство и натиск Потери н е м е ц к о го " - кон воя За И и 14 мая атако­ ванный нашей авиацией вражеский конвой поте­ рял: Е транспортов общим ^ водоизмещением в 31.000 тонн, 4 кораблей эскорта, . 1 самоходную баржу. Повреждено и подож­ жено: . .Q транспортов общим & водоизмещением в 40—50.000 тонн, ^ корабля эскорта. В воздушных.бо ях сбито: 1 А самолётов „Мес- '*■" c e p iuM umm -1 0 9 u. Случается, что неприятеля застать врасплох, не удается. Сплошная стена зенитного огня . и эшелонированные по высотам вражеские истребители встают на пути наших, летчиков. Как лучше, бить в таком случае? Что-решит успех боя? Ответ один: упорство и натиск, на­ тиск и- упорство. Во время последнего боевото вылета я вол группу «Ильюши­ ных» на фашистские корабли, стоявшие в порту Киркенес. Мне было известно, что по штурмовикам т. Павлова, до меня -бомбившим эти корабли, противник дел зенитный огонь ниже средней плотности. «Пав­ лову помогла внезапность,—по­ нимал я, — мне же на внезап,- несть теперь рассчитывать уже но приходится». И верно: мы были еще далеко от цели; когда немцы открыли по нашим самолетам сильный зенитный огонь. Мгновенно все небо озарилось вспышками разрывов. Они ложились со всех, сторон и довольно плотно обле­ тали наши машины-, Итти вперед, не сворачивать jc боевого курса! — вот единст- ' венное, решение, которое могло быть принято ' в этом случае Только упорство и натиск мог­ ли . решить теперь исход боя в нашу пользу. Мы твердо пошли к цели, прорвались к фашист­ ским кораблям, потопили вра­ жеский транспорт и затем бла­ гополучно вернулись на свой аэродром. Капитан С, ГУЛЯЕВ. КИРКЕНЕС, 14 МАЯ ж Снимок сделан летчиком т. Никоноровым.._____

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz