Североморский лётчик. 1944, май.
13 мая 1944' г.. М 113 (183). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК С О В Е Т Ы Т Е Х Н И К У И М Е Х А Н И К У Как защитить авиадвигатели от песка и пыли И нж е н е р - п од п о л к о вн и к М . М и ш у к и двига- R ближайшее время все наши «чоодромы очистятся от снеж, яоічх повдова, да после двух- „,№ солнечных дней т а них появится «ухой песок и пыль, которые окажут свое гуоитель- Ш воздействие на. детали ■■грегаты авиационных ■гелей. Преждевременный выход из гтпоя деталей и агрегатов авиадвигателей происходит вследствие работы их н а масле, загрязненном попавшей в него .пылью. Известно, что загря з нение масла при эксплоатации материальной части на .не пыльных аэродромах происхо дит за счет накопления коллои дального углерода (продукта (частичного сгорания масла- и соединений свинца антидетона торов). Эти вредные примеси и яг.ляются основными загрязни телями масла в нормальных условиях. Степень их влияния да детали двигателя зави сит только от продолжитель ности работы. В условиях же посчаио-лыльных' а-здвдромов ■.решающее влияние на загря з нение масла оказывает песча- :ная пыль (увеличивающая зольность масла), которая при водит к повышенному износу трущихся деталей, а следо вательно и к преждевременно му выходу мотора из строя. В одном авиационном соеди нении в прошлом году мы проводили анализ масел после ірабоггы двигателей на пес ча ло-пыльных аэродромах. Ана лиз показал, что зола этих масел состоит, преимуществен- iHL‘ из иераство'римого -в горя чей азотной и 'соляной кислоте кристаллического кварца. Со держание его в золе колеблет ся от 30 до 70 'процентов. Абсо лютные 'величины .составных частей золы указывают на чрезмерную загрязненность ма сла песком. Так, если считать, что количество масла, залитого в бак самолета равно 30 юг., а зольность (‘согласно анализа) равна 0,3 процента, то в абсо лютных цифрах примеси будут ІІ ьии • U.J равны: ----— —Уі) гр. Из .них 63 кг. составляет мелкий песок. Работа, мотора- на таком мас ло- безусловно недопустима. Между зольностью масла и временем (работы моторов на ;земле‘ существует прямая з а висимость, ибо с увеличением числа часов работы моторов на земліе растет также процент- ■нос содержание золы в масле. Опыт показывает, что предель но-допустимая зольность .не превышает 0,12—0,15 процен та Уменьшение • процентного .содержания золы в масле мо жет ібыть достигнуто двумя путями: во-первых, более ча стой заменой его в системе, что невыгодно экономически, .во- вторых, защитой двигателя, івоех его деталей и циркули рующего в нем масла от попа дания пыли -и песка путем .(установки во всасывающей Ісистеме двигателей специаль ных фильтров—пылеулавлива телей. Этот второй путь яв ляется самым радикальным и дает хорошие результаты, под твержденные практическими данными. 22 .августа 1943 года была .проведена проверка компрес сии на трех различных моторах )«МерлИ'н XX» послб работы их в течение: 171 часа, 169 часов и 120 часов. Компрессия во'всех ,-цилиндрах этих моторов была хорошей в пределах от 3,5 до 6 атм. Кроме этого на моторах была, произведена с’емка блоков для осмотра поршневых колец и .гильз цилиндров с целью опре деления степени их изношен ности. Износ оказался нормаль ным. Это подтверждается так- :же результатами осмотров де талей двигателей, поступивших в ремонтные органы. Р А З Р О ПОА-А Схема № 1. ' ’ Эксплоатации моторов .с у л а в л и в а е т с я очень Фильтрами уменьшила дымле- ^ кие до причине износа поршне- Я'ВДх колец и гильз цилиндров, І^ьрегрев моторов, быстрый вы- і«Щ из стірояі свечей, тряіску і| двигателей. і Самым сложным вопросом ■' °®°РУЛОіван'Ии самолетов / ми Іыпра,МЙ • пылеулавливате- ггпп авля&ТСИ; вопрос выбора ѵпт« 'Фильтра и схемы его йновеи. Сложность эта обу- серьезньг- діи требованиями, пред’являеі- мыми' іс фильтрам. Они должны хорошо очищать воздух при значительной скорости проте кании его, иметь малые габари ты и малый вес, наименьшие потери скорости и ‘высотности самолета, вызванные установ кой .фильтра. Из большого разнообразия схемы фильтров, хорошо рабо тающих в промышленности ,и Книги без хозяина іеюи 0 м н о г и м более ме- Как 8 подразделениях !УѵлпѴ ГЮлУчены ' библиотеки ^ ТЕені,ой и полнтиче- вѵш л,Итерат'УРы. Книги в пер Иначе Пяст, должны были ,ио- па-сть К летчикам. !гелепй«, ПпЛучилось У тов- З а * н“- иц ограничился тем, !*То возложи; за л ответственность • библиотеки.' на не тппГі T' ^оисеенко, который тлении нв ^ У м а л об оз.» а - №й ,нл тчиков с литерату- Ьавенііп н<; П03еботился о со- евди книг. Книги до сих нор не оприходованы, читатели в абюнементньих карточках не расписываются, в одни руки выдается до четырех книг без у ка зания срока выдачи и воз врата, вся литература хранится бесконтрольно. Видимо, тов. Моис'сенко счи тае т что книги «50 лет в строю», «Севастопольская стра да», «Брусиловский прорыв», «Дмитрий Донской» и ряд дру гих ценных произведении - .это пустяк, нестоящий внима- НИЯ' Майор М. ТУРЛАНОВ. на транспорте, многие совер шенно непригодны .для филь тров, устатавливаемьих да са молете. іи только две-тіри схемы ложно признать преемлемыми. В авиации могут быть приме нены: 1. Решетчатые фильтры, — конструкция которых . состоит из Я\елоб'ков, наклонно уста новленных во вса'сывающем 'Патрубке мотора. Принцип ра.- бю-ты гтакого фильтра, .следу ющий: іпоток воздуха, подходя к первому ряду желобков, ра з деляется .на ряд струек по чис лу проходов -между яселобками. Частицы пыли, двигаясь по инерции, попадают в желобки и скользят вдоль них ,В'НІИЗ и, поступая в отстающую щель, -уно'ся.тся потоком. (См. схему № 1). Оігаыт ;И простые подсчеды пмаз&ли, что решетчатый фильтр дает высокий коэфици- ент очистки только при усло вии достаточного отсоса из зад них рядо!в желобков. Зависи мость коэфициеімта очистки от отсоса .пюказіаіна н а схеме № 2. ’Но необходимого разряжения трудно достичь от струи винта, что и является основным пре пятствием эксплоатации же- лобковых фильтров на самолеі- тах. 2. Сетчатые фильтры — их конструкция проста. Это набор нескольких слоев сеток, уло женных в специальной камере. Как показывают проведенные опыты, способность такого фильтра к пылео!чистко непре рывно падает с ростом скоро сти іп/рот&кания воздуха через Схема № 2. фильтрующую поверхность. Это является основным .недостат ком сетчатого фильтра, кото рый не дает возможности пол ного его использования без значительного увеличения слоя сетки ио толщине и площади. 3. Матерчатые фильтры—ш и роко распространены в про мышленности, имеют высокий кО'Эфициент пылеочистки и об ладают незначительным сопро тивлением. Эти фильтры тр е буют большой фильтрующей 'поверхности, что может быть легко достигнуто путем п р и менения складчатой (в гармош ку) конструкции фильтрующе го" слоя. Эти фильтры просты по своей конструкции, неслож ны в эксплоатации и дают іиісключитслы-ію большой эф фект. 'Эксплоатация самолетов на песочно-пыльных аэродромах при наличии во всасывающих патрубках двигателей ма тер чатых фильтров д а е т положи тельные результаты. Она по могает' увеличению*. с-роков службы двигателей вплоть до Полной выработки положенно го ресурса, we требует замены поршневых (колец и блоков, (позволяет соблюдать сроки регламентных, работ и значи тельно облегчает обслужива ние самолета. Вывод таков, что важнейшей ■и неотлолшой задачей всего и нженерно- тех ничес кого со - става сейчас являе тся ’своев ременное оборудование всех самолетов фильтрами, осво е ние уіхода за ними в эксплоа тации. ЛУЧШИМ В ЧАСТИ После того, как коммуни ст т. Миль чаков был н а з н а ч е н р е дактором боевого лис тка , с о д е р жание іі оформление его с т а л о значительно лучше. Новый р е дактор добился р е г у л я р н о г о выпуска боевых лігстков. М а т е риал. помещаемый на его с т о л б цах, ц елеустремлен , о т к л и к а е т ся на все важные' события дня . Мпльчакову большую помощь ока зывае т п ар тор г т. Колпаков . При его содействии боевой л и с то к .с т ал настоящим п омощни ком командира. Он о с в ещ а е т и боевые успехи летчиков п т е х ников и з ан им а е т с я п р о п а г а н дой воинского опыта п е р е д о в и ков. Один и з номеров, в ы п ущ е н ный ср а зу ж е по сл е боевой о п е рации. посвящен ум е лым д е й ствиям летчика Маслепченко . В нем под «шапкой» «Бить в р а г а , как летчик т. Масленченко» рассказано, как молодой пи л о т добился победы. В ном ере п о мещено т акж е фото о т в аж н о го воина. Другой номер по св ящ ен пе редовому механику о р д е н о н о с цу т. Антонову. В з ам е т к а х т е х ники отмечают, что «...секрет успеха Антонова в том, что он с любовью относится к своей машине, у х аж и в а е т з а ней, н е счи таясь со временем. У тов Антонова сильно р а з ви то ч у в ство товарищеской в заимопомо щи, он в с е гд а в трудную м и н у ту выручит и практическим с о ветом и своим умелым и л и ч ным содействием». Боевой листок, р е д а к т и р у е мый т. Мильчаковым, лучш ий в части. Но у него есть ещ е н едо статки. Главное- — это то, что т. Мнльчаков слабо привл ек ает военкоровский актив. Ему надо помнить, что чем больше л е т чиков и техников будут у ч а с т вовать в стенной газете, тем ии-' тореснее, содерж ательнее буде т материал, тем сущ еств енн ее будет помощь командованию в выполнении поставленных з а дач. Старший лейтенант А. НЕПОМНЯЩИЙ . Новый дом отдыха На днях открылся офицер ский дом отдыха. Подготавли вая его к приему отдыхающих, много труда приложили стар ший техник-лейтенант Карасик, тт. Котельникова, Филиппова, Шевченко и другие. Они приве ли в образцовый порядок поме щения дома, отдыха. Жилые комнаты, выкрашенные свежей краской, чисты, и уютны. В распоряжение^ отдыхающих офицеров предоставлены все возможные настольные игры, библиотека, пианино, биллиард, танцевальный зал. — Мы очень довольны домом отдыха, — говорит гвардии ка питан Шкаруба. — Здесь все располагает к культурному от дыху. В доме отдыха летчики могут хорошо отдохнуть и набраться новькх сил для грядущих боев. КИНОФЕСТИВАЛЬ Дом Флота ВВС организует кинофестиваль хроникально документального фильма пе риода Великой Отечественной войны. На экране зритель по следовательно увидит все бле стящие победы Красной Ар мии» боевые действия Военно- Морского Флота и героическую работу тыла. Фестиваль открывается 10 мая фильмом «На защиту род ной Москвы». М о р с к о й б о й н а ш и х к а т е р о в На днях группа, торпедных катеров пропела морской бой с немецкими сторожевиками. Вот некоторые подробности этой боевой операции северо морских катерников. Наши катера, выйдя в море, настойчиво искали встречи с вражескими кораблями. Поиск увенчался успехом — ночью катерники обнаружили на ди станции около 120 кабельто вых дымки. Старший лейте нант Кисов приказал итти на сближение. Через некоторое время, сблизившись, катерни ки опознали шедших встреч ным курсом два вражеских быстроходных сторожевых ко рабля. Один из сторожевиков стал запрашивать у катеров по зывные. Ответа не последо вало. Оба корабля противника открыли огонь из всех видов оружия. 'Снаряды ложились у бортов наших катеров. Прорвавшись сквозь огне вую завесу, катера сблизи лись с кораблями врага на близкую дистанцию и с двух сторон атаковали их. Первым выпустил торпеду катер стар шего лейтенанта Кисова. Тор педист т. ІІроценко действо вал четко и быстро, хорошо обеспечил торпедный залп. Торпеда угодила в цель. Почти одновременно вышел р а т а ку катер старшего л е й тенанта Желважова, который атаковал второй вралсеский сторожевой корабль. В р е зультате 'прямого попадания торпед на дно Баренцова мо ря ушел и этот пират. На обратном пуви в базу катерникам пришлось в с т у пить в борьбу с авиацией про тивника. Катер старшего л ей тенанта Кисова был атакован тремя вражескими самолета ми. Они заходили с разных сторон, сбросили шесть бомб, а затем подвергли катер п у леметному обстрелу. Пример самоотверженности и бесстрашия проявили севе роморцы в этом неравном бою с врагом. На одном из катеров загорелся боезапас. Старшина 2-й статьи комсомолец Про- стов, рискуя жизнью, выбро сил горящий боезапас за борт. Юнга Ковалев, когда катер получил пробоину, собствен ным телом зажал пробитый коллектор. Старшина мотори стов коммунист Чагин по ко лено в воде продолжал рабо тать в моторном отсеке, обес печивая катеру нужный ход. В результате дерзкой атаки торпедных катеров Северного флота в этот день, два сторо- лсевьтх корабля противника o r - правлено на лно Баренцова моря.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz