Североморский лётчик. 1944, май.

13 мая 1944' г.. М 113 (183). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК С О В Е Т Ы Т Е Х Н И К У И М Е Х А Н И К У Как защитить авиадвигатели от песка и пыли И нж е н е р - п од п о л к о вн и к М . М и ш у к и двига- R ближайшее время все наши «чоодромы очистятся от снеж, яоічх повдова, да после двух- „,№ солнечных дней т а них появится «ухой песок и пыль, которые окажут свое гуоитель- Ш воздействие на. детали ■■грегаты авиационных ■гелей. Преждевременный выход из гтпоя деталей и агрегатов авиадвигателей происходит вследствие работы их н а масле, загрязненном попавшей в него .пылью. Известно, что загря з­ нение масла при эксплоатации материальной части на .не пыльных аэродромах происхо­ дит за счет накопления коллои­ дального углерода (продукта (частичного сгорания масла- и соединений свинца антидетона­ торов). Эти вредные примеси и яг.ляются основными загрязни­ телями масла в нормальных условиях. Степень их влияния да детали двигателя зави­ сит только от продолжитель­ ности работы. В условиях же посчаио-лыльных' а-здвдромов ■.решающее влияние на загря з­ нение масла оказывает песча- :ная пыль (увеличивающая зольность масла), которая при­ водит к повышенному износу трущихся деталей, а следо­ вательно и к преждевременно­ му выходу мотора из строя. В одном авиационном соеди­ нении в прошлом году мы проводили анализ масел после ірабоггы двигателей на пес ча­ ло-пыльных аэродромах. Ана­ лиз показал, что зола этих масел состоит, преимуществен- iHL‘ из иераство'римого -в горя­ чей азотной и 'соляной кислоте кристаллического кварца. Со­ держание его в золе колеблет­ ся от 30 до 70 'процентов. Абсо­ лютные 'величины .составных частей золы указывают на чрезмерную загрязненность ма ­ сла песком. Так, если считать, что количество масла, залитого в бак самолета равно 30 юг., а зольность (‘согласно анализа) равна 0,3 процента, то в абсо­ лютных цифрах примеси будут ІІ ьии • U.J равны: ----— —Уі) гр. Из .них 63 кг. составляет мелкий песок. Работа, мотора- на таком мас­ ло- безусловно недопустима. Между зольностью масла и временем (работы моторов на ;земле‘ существует прямая з а ­ висимость, ибо с увеличением числа часов работы моторов на земліе растет также процент- ■нос содержание золы в масле. Опыт показывает, что предель­ но-допустимая зольность .не превышает 0,12—0,15 процен­ та Уменьшение • процентного .содержания золы в масле мо­ жет ібыть достигнуто двумя путями: во-первых, более ча­ стой заменой его в системе, что невыгодно экономически, .во- вторых, защитой двигателя, івоех его деталей и циркули­ рующего в нем масла от попа­ дания пыли -и песка путем .(установки во всасывающей Ісистеме двигателей специаль­ ных фильтров—пылеулавлива­ телей. Этот второй путь яв­ ляется самым радикальным и дает хорошие результаты, под­ твержденные практическими данными. 22 .августа 1943 года была .проведена проверка компрес­ сии на трех различных моторах )«МерлИ'н XX» послб работы их в течение: 171 часа, 169 часов и 120 часов. Компрессия во'всех ,-цилиндрах этих моторов была хорошей в пределах от 3,5 до 6 атм. Кроме этого на моторах была, произведена с’емка блоков для осмотра поршневых колец и .гильз цилиндров с целью опре­ деления степени их изношен­ ности. Износ оказался нормаль­ ным. Это подтверждается так- :же результатами осмотров де­ талей двигателей, поступивших в ремонтные органы. Р А З Р О ПОА-А Схема № 1. ' ’ Эксплоатации моторов .с у л а в л и в а е т с я очень Фильтрами уменьшила дымле- ^ кие до причине износа поршне- Я'ВДх колец и гильз цилиндров, І^ьрегрев моторов, быстрый вы- і«Щ из стірояі свечей, тряіску і| двигателей. і Самым сложным вопросом ■' °®°РУЛОіван'Ии самолетов / ми Іыпра,МЙ • пылеулавливате- ггпп авля&ТСИ; вопрос выбора ѵпт« 'Фильтра и схемы его йновеи. Сложность эта обу- серьезньг- діи требованиями, пред’являеі- мыми' іс фильтрам. Они должны хорошо очищать воздух при значительной скорости проте­ кании его, иметь малые габари­ ты и малый вес, наименьшие потери скорости и ‘высотности самолета, вызванные установ­ кой .фильтра. Из большого разнообразия схемы фильтров, хорошо рабо­ тающих в промышленности ,и Книги без хозяина іеюи 0 м н о г и м более ме- Как 8 подразделениях !УѵлпѴ ГЮлУчены ' библиотеки ^ ТЕені,ой и полнтиче- вѵш л,Итерат'УРы. Книги в пер Иначе Пяст, должны были ,ио- па-сть К летчикам. !гелепй«, ПпЛучилось У тов- З а * н“- иц ограничился тем, !*То возложи; за л ответственность • библиотеки.' на не тппГі T' ^оисеенко, который тлении нв ^ У м а л об оз.» а - №й ,нл тчиков с литерату- Ьавенііп н<; П03еботился о со- евди книг. Книги до сих нор не оприходованы, читатели в абюнементньих карточках не расписываются, в одни руки выдается до четырех книг без у ка зания срока выдачи и воз­ врата, вся литература хранится бесконтрольно. Видимо, тов. Моис'сенко счи­ тае т что книги «50 лет в строю», «Севастопольская стра­ да», «Брусиловский прорыв», «Дмитрий Донской» и ряд дру ­ гих ценных произведении - .это пустяк, нестоящий внима- НИЯ' Майор М. ТУРЛАНОВ. на транспорте, многие совер­ шенно непригодны .для филь­ тров, устатавливаемьих да са­ молете. іи только две-тіри схемы ложно признать преемлемыми. В авиации могут быть приме­ нены: 1. Решетчатые фильтры, — конструкция которых . состоит из Я\елоб'ков, наклонно уста­ новленных во вса'сывающем 'Патрубке мотора. Принцип ра.- бю-ты гтакого фильтра, .следу­ ющий: іпоток воздуха, подходя к первому ряду желобков, ра з­ деляется .на ряд струек по чис­ лу проходов -между яселобками. Частицы пыли, двигаясь по инерции, попадают в желобки и скользят вдоль них ,В'НІИЗ и, поступая в отстающую щель, -уно'ся.тся потоком. (См. схему № 1). Оігаыт ;И простые подсчеды пмаз&ли, что решетчатый фильтр дает высокий коэфици- ент очистки только при усло­ вии достаточного отсоса из зад ­ них рядо!в желобков. Зависи­ мость коэфициеімта очистки от отсоса .пюказіаіна н а схеме № 2. ’Но необходимого разряжения трудно достичь от струи винта, что и является основным пре­ пятствием эксплоатации же- лобковых фильтров на самолеі- тах. 2. Сетчатые фильтры — их конструкция проста. Это набор нескольких слоев сеток, уло­ женных в специальной камере. Как показывают проведенные опыты, способность такого фильтра к пылео!чистко непре­ рывно падает с ростом скоро­ сти іп/рот&кания воздуха через Схема № 2. фильтрующую поверхность. Это является основным .недостат­ ком сетчатого фильтра, кото­ рый не дает возможности пол­ ного его использования без значительного увеличения слоя сетки ио толщине и площади. 3. Матерчатые фильтры—ш и ­ роко распространены в про­ мышленности, имеют высокий кО'Эфициент пылеочистки и об­ ладают незначительным сопро ­ тивлением. Эти фильтры тр е ­ буют большой фильтрующей 'поверхности, что может быть легко достигнуто путем п р и ­ менения складчатой (в гармош­ ку) конструкции фильтрующе­ го" слоя. Эти фильтры просты по своей конструкции, неслож ­ ны в эксплоатации и дают іиісключитслы-ію большой эф ­ фект. 'Эксплоатация самолетов на песочно-пыльных аэродромах при наличии во всасывающих патрубках двигателей ма тер ­ чатых фильтров д а е т положи­ тельные результаты. Она по­ могает' увеличению*. с-роков службы двигателей вплоть до Полной выработки положенно­ го ресурса, we требует замены поршневых (колец и блоков, (позволяет соблюдать сроки регламентных, работ и значи ­ тельно облегчает обслужива­ ние самолета. Вывод таков, что важнейшей ■и неотлолшой задачей всего и нженерно- тех ничес кого со - става сейчас являе тся ’своев­ ременное оборудование всех самолетов фильтрами, осво е ­ ние уіхода за ними в эксплоа­ тации. ЛУЧШИМ В ЧАСТИ После того, как коммуни ст т. Миль чаков был н а з н а ч е н р е ­ дактором боевого лис тка , с о д е р ­ жание іі оформление его с т а л о значительно лучше. Новый р е ­ дактор добился р е г у л я р н о г о выпуска боевых лігстков. М а т е ­ риал. помещаемый на его с т о л б ­ цах, ц елеустремлен , о т к л и к а е т ­ ся на все важные' события дня . Мпльчакову большую помощь ока зывае т п ар тор г т. Колпаков . При его содействии боевой л и ­ с то к .с т ал настоящим п омощни ­ ком командира. Он о с в ещ а е т и боевые успехи летчиков п т е х ­ ников и з ан им а е т с я п р о п а г а н ­ дой воинского опыта п е р е д о в и ­ ков. Один и з номеров, в ы п ущ е н ­ ный ср а зу ж е по сл е боевой о п е ­ рации. посвящен ум е лым д е й ­ ствиям летчика Маслепченко . В нем под «шапкой» «Бить в р а г а , как летчик т. Масленченко» рассказано, как молодой пи л о т добился победы. В ном ере п о ­ мещено т акж е фото о т в аж н о го воина. Другой номер по св ящ ен пе­ редовому механику о р д е н о н о с ­ цу т. Антонову. В з ам е т к а х т е х ­ ники отмечают, что «...секрет успеха Антонова в том, что он с любовью относится к своей машине, у х аж и в а е т з а ней, н е счи таясь со временем. У тов Антонова сильно р а з ви то ч у в ­ ство товарищеской в заимопомо ­ щи, он в с е гд а в трудную м и н у ­ ту выручит и практическим с о ­ ветом и своим умелым и л и ч ­ ным содействием». Боевой листок, р е д а к т и р у е ­ мый т. Мильчаковым, лучш ий в части. Но у него есть ещ е н едо ­ статки. Главное- — это то, что т. Мнльчаков слабо привл ек ает военкоровский актив. Ему надо помнить, что чем больше л е т ­ чиков и техников будут у ч а с т ­ вовать в стенной газете, тем ии-' тореснее, содерж ательнее буде т материал, тем сущ еств енн ее будет помощь командованию в выполнении поставленных з а ­ дач. Старший лейтенант А. НЕПОМНЯЩИЙ . Новый дом отдыха На днях открылся офицер­ ский дом отдыха. Подготавли­ вая его к приему отдыхающих, много труда приложили стар­ ший техник-лейтенант Карасик, тт. Котельникова, Филиппова, Шевченко и другие. Они приве­ ли в образцовый порядок поме­ щения дома, отдыха. Жилые комнаты, выкрашенные свежей краской, чисты, и уютны. В распоряжение^ отдыхающих офицеров предоставлены все­ возможные настольные игры, библиотека, пианино, биллиард, танцевальный зал. — Мы очень довольны домом отдыха, — говорит гвардии ка­ питан Шкаруба. — Здесь все располагает к культурному от­ дыху. В доме отдыха летчики могут хорошо отдохнуть и набраться новькх сил для грядущих боев. КИНОФЕСТИВАЛЬ Дом Флота ВВС организует кинофестиваль хроникально­ документального фильма пе­ риода Великой Отечественной войны. На экране зритель по­ следовательно увидит все бле­ стящие победы Красной Ар­ мии» боевые действия Военно- Морского Флота и героическую работу тыла. Фестиваль открывается 10 мая фильмом «На защиту род­ ной Москвы». М о р с к о й б о й н а ш и х к а т е р о в На днях группа, торпедных катеров пропела морской бой с немецкими сторожевиками. Вот некоторые подробности этой боевой операции северо­ морских катерников. Наши катера, выйдя в море, настойчиво искали встречи с вражескими кораблями. Поиск увенчался успехом — ночью катерники обнаружили на ди ­ станции около 120 кабельто­ вых дымки. Старший лейте­ нант Кисов приказал итти на сближение. Через некоторое время, сблизившись, катерни­ ки опознали шедших встреч­ ным курсом два вражеских быстроходных сторожевых ко­ рабля. Один из сторожевиков стал запрашивать у катеров по­ зывные. Ответа не последо­ вало. Оба корабля противника открыли огонь из всех видов оружия. 'Снаряды ложились у бортов наших катеров. Прорвавшись сквозь огне­ вую завесу, катера сблизи­ лись с кораблями врага на близкую дистанцию и с двух сторон атаковали их. Первым выпустил торпеду катер стар­ шего лейтенанта Кисова. Тор ­ педист т. ІІроценко действо­ вал четко и быстро, хорошо обеспечил торпедный залп. Торпеда угодила в цель. Почти одновременно вышел р а т а ку катер старшего л е й ­ тенанта Желважова, который атаковал второй вралсеский сторожевой корабль. В р е ­ зультате 'прямого попадания торпед на дно Баренцова мо­ ря ушел и этот пират. На обратном пуви в базу катерникам пришлось в с т у ­ пить в борьбу с авиацией про ­ тивника. Катер старшего л ей ­ тенанта Кисова был атакован тремя вражескими самолета­ ми. Они заходили с разных сторон, сбросили шесть бомб, а затем подвергли катер п у ­ леметному обстрелу. Пример самоотверженности и бесстрашия проявили севе ­ роморцы в этом неравном бою с врагом. На одном из катеров загорелся боезапас. Старшина 2-й статьи комсомолец Про- стов, рискуя жизнью, выбро­ сил горящий боезапас за борт. Юнга Ковалев, когда катер получил пробоину, собствен­ ным телом зажал пробитый коллектор. Старшина мотори­ стов коммунист Чагин по ко­ лено в воде продолжал рабо­ тать в моторном отсеке, обес­ печивая катеру нужный ход. В результате дерзкой атаки торпедных катеров Северного флота в этот день, два сторо- лсевьтх корабля противника o r - правлено на лно Баренцова моря.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz