Североморский лётчик. 1944, май.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК О 13 мая 1944 г., Л? Щ Т р и а т а к и г в а р д е й ц е в і к Г ерой Советсного Союза майор Беляков Николай Алек­ сандрович. Майор Беляков — командир батальона морской пехоты, бойцы которого первыми о боями вступили на крымскую землю. --------★ )+-------- ак-то в землянке между летчиками - гвардейцами зашел разговор о 'поло­ жении на фронтах. Летчики говорил и о замечательных побе­ дах Красной Армии в Крыму, об эффективных ударах своих сс братьсв-черноморцев, еж ед ­ невно отправлявших на дно Черного моря германские т р а н ­ спорты и дру ги е корабли. — Вот это и есть наглядный пример того, что «нужно п р е ­ следовать раненого немецкого зверя по пятам и добить его в его собственной берлоге» ци ти ­ ровал гвардии л ейт енант вы ­ держку из первомайского п р и ­ каза товарища 'Сталина. — А я думаю, что наши у д а ­ рь: но конвоям противника в Б а ­ ренцевом море тоже ес ть удар но фашистской берлоге. Ведь транспорта-то мы топим н е ­ мецкие, которые ид у т в берло­ гу или из нее,—сказал Герой Советского Союза гвардии л ей ­ тенант Воронин. Эти слова вы зв али заме тное оживление. Вокруг вывешен ного на стенке п л а к а т а с при казом Верховного Гл а вно ­ командующего собрались вс кто был в землянке. Летчикі штурманы и с трелки -ради с ты говорили теперь уже о своих .последних торпедных атаках, о том, что B' предстоящих вы л е ­ т ах им н адл ежи т топить еще больше фашистских судов, что именно этого требуе т от торпе ­ доносцев сейчас товарищ Сталин. С тех пор г в ардейцы с .нетерпением ожидали вылета на боевое задание. В 2. оздушныи разведчик старший л ейт енант Т у р ­ ков обнаружил очень крупный немецкий конвой на д ал ь н и х подступах к одному из вражеских портов. Об этом н е ­ медленно стало известно ‘ лет- чика м-тори ед онос цам . Экипажи готовились к вылету. Семь неприятельских тран- ОВСУЖДАЕМ СТАТЬЮ. Сгпаріиий техн.ик- лейтенант Д . Семенов техника по „Техник— это командир" О б у ч е б е специальности В своей статье «Техник — это командир», напечатанной в «Североморском летчике» за 22 апреля 1944 г., т. Папырин г о ­ ворит о слабой организации учебы с техниками. Я вполне согласен с т. Папырнным. Уче­ ба с техниками проводится у нас по стандарту, очень одно­ образно. Руководитель читает о тдел ьны е статьи Наставления без всякого разбора их, присут- <"і еующне выслушивают (уже в ^который раз!) давно им и з ­ вестные истины и расходятся. Причем иногда эти занятия проводят люди, сами лично с л а ­ бо подготовленные к ним. Был т акой случай и а нашем под­ раздел ении . Я поручил про­ щестн беседу д о Наставлению одному технику звена. Не про­ думав план ее, этот техник я вил ся на заня тие без кон­ спекта. Беседа прошла ввнде читки Наставления, без участия аудитории. Ясно, что она необ­ ходимой пользы д а т ь не могла, и слушатели после зая вл яли : «Читать мы сами умеем и не хуже его. Вот если бы р а зо ­ б р ат ь последние сл у ч а и отка ­ зов материальной ч а с ти—было бы .намного полезнее». Недо­ статком в проведении занятий я ішгѳт ся отсутствие на них необходимых схем, агрегатов. Планируя занятно, штаб ч а­ сто но учитывает об’ем знаний тихни ков. Однажды мы по- , j ; j чиЛи материальную часть, ■штаб нам дал программу з а н я ­ тий. Первым пунктом е е было и зу ч е ни е конструктивных о со ­ бенностей самолета к мотора. Правильно ли это? -Мне каж ет ­ ся, нет. Техники не знали во­ просов повседневной эксплоа- тацнн самолета, не изучили как сл едует масло и бензопро- нодку, карбюрацию. С этих во­ просов надо было начинать, а tu> с конструктивных особенно­ стей. Если быі техник-лейтенант т. Попов хорошо знал кон­ струкцию гидросистемы, он бы но выпустил машину в полет с течью гидросмеси. А это произошло из-за неправильного планирования учебы. На офицерских заня тиях не ан али зи рую т с я и часто не до ­ вод я т с я до техников случаи отказа материальной . части в соседних подразделениях. В р е зу л ь т а т е одни и те же факты •выхода из строя отдельных агрегатов самолета и мотора, повторяются. Так, например, сл у ч а й течи гидросистемы на машине т. Попова н е был своевременно обнародован - и сп у с т я несколько времени повторился на одном из само­ летов нашего подразделения. Не всегда еще имеется долж ­ ный порядок в организации учебы и в самих подр а здел е ­ ниях. Как только выдается нелетный день, всех техников быстро собирают на занятия. (Руководитель подбирается тут ж*.* и не по той теме, которая ■запланирована, а по той, к ко­ торой старший техник был под­ готовлен ранее. Короче говоря, начин а е т с я искание тем. К он си екти ров ан ие занятий отдел ьны е техники не ведут, а ^важность его доказана неодно­ кратно. В нашем подра здел е ­ нии служ а т два техника. Т ех ­ ник-лейтенант тов. Поляков к командирской учебе относится с ерье зно , Все беседы он тщ а ­ тельно конспектирует. Поэтому те-в. Поляков прекрасно знает материальную часть. Техник- лейтенант тов. Киселев к з а ­ нятиям относится с холодком, н э конспектирует их. Ясно, что это сказыва ется на эксплоата- тии машины. По некоторым самолетам у нас очень мало описаний, а другой литературы и вовсе нет. О В О С Т 1/1 'з сер 6~еtycн о й т е х н и к и НОВАЯ АЭРОФОТОАППАРАТУРА [а амернкан-1сьеыкѵ скнх самолетах .Летающая кре­ пость" установ­ лен новый фо­ тоаппарат, со­ стоящий из трех камер с .шиза­ ми, позволяю­ щий п р о н т о - дигь аэрофиго боль- іо« площади. Все трн каме­ ры работают автоматически, одновременно давая один об­ щий снимок, со слегка находя­ щим!! друг на друга краями отдельных снимков из каж­ дой камеры. Для фотосъем­ ки с малых вы­ сот и США применяются специальные фотоаппараты, развертывание пленки в кото­ рых синхрони­ зировано со скоростью по­ лета. Этим до­ стигается аэро­ фотосъемка важных райо­ нов на больших скоростях, не прерывая эк­ спозиции. „Интеравна" (Неплохо, бы ор ганизовать при /штабах специ альны е кон суль ­ тации руководителей занятий. Д л я того, чтобы учеба т ехни ­ ческого состава была на более івысоком уровне — в каждом .подразделении должен быть юсорудован специальный т е х ­ нический класс. Сделать это вполне возможно. В ор г ани за ­ ции занятий должно быть боль­ шие порядка. Руководители обязаны более тщательно гото­ ви т ь с я к, занятиям , а с л уш а ­ т е л и—конспектировать их. Т е ­ м а ти к а учебы должна строить­ с я 'на конкретных примерах из боевой практики. Проводить учебу надо не лекционной системой, а путем собеседований, обращая вни ­ мание на азы. Учеба техников — большое дело. От. того, как она будет организована, во многом з а ­ в и си т .качество эксплоатацнн .материальной части, а отсюда и рост самого технического со­ става. с портов, кон воируемые д в умя дс-сятками кораблей экспорта, шли на восток. Т рудно судить, что и о т куд а п е р е п р а в л я л и на них фашисты . Ясно было од ­ но—конвой шел из Германии , а большое количество судов его охр аны само говорило о важно- сти перевозимого гру за . цЭто хорошо понимали гв ардейцы . Они сидели в кабинах и ож и д а ­ ли си гн а л а на вылет. Опытный летчик г в а р д е е ц Волошин первый вм е с т е со своими ведомыми должен был по я ви т ь ся н ад караваном . Д а н сигнал . Предутреннюю тишину р а з ­ р е за л мощный рев нескольких моторов. Самолеты покидали места своих стоянок и в ы р у л и ­ в а ли на с т ар т . Потом они по одному поднялись в воздух. С высоты 2.000 метров конвой заме тен и зд ал е к а . Летчики в и ­ д е л и в ц ен тр е е г о вы с тр ои в ­ шиеся в два р я д а семь крупных транспортов. Впереди и х шли четыре миноносца, по бокам и с зади боле е д е с я т к а сторожеви ­ ков и тральщиков. Весь конвоц д в и г а л с я в непосредственной бли зости о т берега. Ведущий группы д а л п ри к а з а ни е группе боя истребителей п р и ­ крытия выйти выше вперед, а торпедоносцам при готовиться к а т а к а Североморцы пробивались скво зь разрывы , но си гналу командира сбросили торпеды. Вслед за группой Волошина всего на несколько мин у т поз- ж гг вылетели самолеты , в е д о ­ мые опытным летчиком-торпо- доносцем т. Литвиновым . Они появились над конвоем ровно через три минуту после н а н е с е ­ ния первого удара. За это в р е ­ мя ф ашистские корабли прошли немного. Это можно было с у ­ ди т ь по расстоянию между конвоем и оставшимся позади поврежденным транспортом, который лишился хода. Выбрав каждый себе по цели , л е т ­ чики пошли в атаку. Им п р и ­ шлось преодолевать еще более усилившееся противодействие вражеской артиллерии. Теперь заговорили и береговые б а т а ­ реи. Прижав машины к морю, гвардейцы стремительно с бли ­ жались с караваном. Вокруг них ложились большие черные .купола разрывов. ДостнгтйР д и с т а н ц и я атаки, и торпёі» о дн а за. дру гой оторвались самолетов. Щ следы точно Ы шли к кораблям. — Тоне т одна зверюга,- е ^ ! ш и т с я в шлемофонах. ЛетчЦ^ наблюдали большое облако чг: но го д ьм а , .кораблей. окутавшее один';; К рунный конвой мельче. 3. неприятельек становился Две I # ій f торпедщ а т ак и г в ардейц ев и нескольі уд аро в групп штурмовиков в? ібнвали из строя ф аши с т е ^ корабли. Потрепанный кощр т епер ь усиленно прикрывал? с во здуха, ему на. помощь пой ходили новые суда охранений! Третью группу торпедонс пев. которая наносила удар : кор аб л ям противника почти f , конечном этапе их -следован* ,вел Герой Советского Сою гг.ардии капитан Зайцев. Э т # ( б ес страшному торпедоносцу й; один р а з уже приходилось бі> .вать в тяжелом единоборство- численно превосходящим вр • том. На его счету шесть ио ских побед. ^ Бы с т р о обнаружив цель, За пев пошел н а нее. Немцы о:!г' к рыли ур а ганный огонь по с<:' .ветским самолетам. Но разі. ес ть на свете т а к а я сила, кот<: р а я мо гл а бы остановить поры;; с т ал и н с к о й гвардии. Зайцев ®| 9 преодолевали вс М Е Х А Н И И С А В И Н О В Т р у дн а я зад ач а осваивать нашу материальную часть во время ее эксплоатацнн, да к то­ му же .не имея ни пособий, ни хорошей консультации. По раз- іве зсть такие трудности, кото­ рых не могли бы преодолеть большевики. И коммунист Са­ шино», не жалея ни сил, ни вре ­ мени, принялся за работу и уче­ бу. За советами он обращался к Дубровкину и Вахатову Ког­ да машина уходила в воздух. Савинов принимался изучать инструкцию но эксплоатацнн самолета и расписание р е г л а ­ ментных работ—ед инстве к ное добытое им пособие. После' каждого полета меха- л и к внимательно выслушивал летчика о замечаниях и ещ е раз тщательно осматривал ма­ шину. Однажды возвратившийся с задания летчик заявил, что правый блок дымит. Весь д энь коммунист Савинов оставался у своей машины. Он заменил свечи, проверил зажигание, прочистил контакты, отрегули ­ ровал прерыватель — словом, сделал все, чтобы машина была готова на следующее утро к вы ­ полнению боевого зад ания . В этот день он намного пополнил свои знания. Самоотверженный труд, упор­ ная работа над собой дали з а ­ м ечательны? плоды. Машина, обслуживаемая механиком Са­ виновым, всегда в боевой готов­ ности. Не только на Северном •фл..те. но и за его пределами гремит сл ав а о подвигах Героя Советского Союза капитана іЕлькина. Его с амол ет не раз появлялся над вражескими пор ­ тами и аэродромами, от вни ­ мательного взора разведчика нм ускользали вражеские суда. П в подвигах этого героя есть частица труда механика С ави ­ нова. подготавливавшего с ам о ­ лет т. Елькина к боевым выл е­ там. Сейчас механик Савинов об ­ с л уж и в а е т машину командира эскадрильи. Часто на ней со­ вершают полеты прославлен ­ н ы е летчики нашей части. И все они с похвалой отзываются о работе механика. И. ЖЕЛАВСНИЙ. П, ИВАЩЕНКО, о го ведомые т рудности . Я » — Вправо! Еще вправо! ВлІ но,—командовал Герой Совет* ского Союза Воронин. Машин! .маневрировали среди разрыв нов. До к ар ав ана оставался' .дга-три километра. Надо был .выдержать направление и т о # н о по сл а т ь торпеды. Фронтояа ,;вслед за героем шли ведомые? Секунды выдержки. Напряжен .ныс и т рудны е секунды... s Д в а больших взрыва раз да л к с ь н ад караваном. Летчик! .видели свою работу. Они ана .ли, что немцам, взлетевшим і; .воздух больше не бывать Г; Германии , не укрыться в своб£а берлоге. .* * * Горячим был этот день у се- .вороморских торпедоносцев. Три сокрушительных удара они н а н е с л и по конвою противника. Три р а за гвардейцы салютова-| ли о своей победе, о первых своих боевых успехах, отве­ чающих на исторический при­ к а з .вождя. Д. НИН0ЛАЕВ. Н р ы л а т ы й м с т и т е л ь Славный сын украинского, народа, беспредельно пре­ д анный Родине, Дважды Ге­ рой СоЕ&тского Союза Па­ вел Андреевич "Таран бес; пощадно мстит немецко-фа­ шистским извергам за их зверства на родной Украине. .Фото Г. Пирокова. Фотохроника ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz