Североморский лётчик. 1944, май.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК О 13 мая 1944 г., Л? Щ Т р и а т а к и г в а р д е й ц е в і к Г ерой Советсного Союза майор Беляков Николай Алек сандрович. Майор Беляков — командир батальона морской пехоты, бойцы которого первыми о боями вступили на крымскую землю. --------★ )+-------- ак-то в землянке между летчиками - гвардейцами зашел разговор о 'поло жении на фронтах. Летчики говорил и о замечательных побе дах Красной Армии в Крыму, об эффективных ударах своих сс братьсв-черноморцев, еж ед невно отправлявших на дно Черного моря германские т р а н спорты и дру ги е корабли. — Вот это и есть наглядный пример того, что «нужно п р е следовать раненого немецкого зверя по пятам и добить его в его собственной берлоге» ци ти ровал гвардии л ейт енант вы держку из первомайского п р и каза товарища 'Сталина. — А я думаю, что наши у д а рь: но конвоям противника в Б а ренцевом море тоже ес ть удар но фашистской берлоге. Ведь транспорта-то мы топим н е мецкие, которые ид у т в берло гу или из нее,—сказал Герой Советского Союза гвардии л ей тенант Воронин. Эти слова вы зв али заме тное оживление. Вокруг вывешен ного на стенке п л а к а т а с при казом Верховного Гл а вно командующего собрались вс кто был в землянке. Летчикі штурманы и с трелки -ради с ты говорили теперь уже о своих .последних торпедных атаках, о том, что B' предстоящих вы л е т ах им н адл ежи т топить еще больше фашистских судов, что именно этого требуе т от торпе доносцев сейчас товарищ Сталин. С тех пор г в ардейцы с .нетерпением ожидали вылета на боевое задание. В 2. оздушныи разведчик старший л ейт енант Т у р ков обнаружил очень крупный немецкий конвой на д ал ь н и х подступах к одному из вражеских портов. Об этом н е медленно стало известно ‘ лет- чика м-тори ед онос цам . Экипажи готовились к вылету. Семь неприятельских тран- ОВСУЖДАЕМ СТАТЬЮ. Сгпаріиий техн.ик- лейтенант Д . Семенов техника по „Техник— это командир" О б у ч е б е специальности В своей статье «Техник — это командир», напечатанной в «Североморском летчике» за 22 апреля 1944 г., т. Папырин г о ворит о слабой организации учебы с техниками. Я вполне согласен с т. Папырнным. Уче ба с техниками проводится у нас по стандарту, очень одно образно. Руководитель читает о тдел ьны е статьи Наставления без всякого разбора их, присут- <"і еующне выслушивают (уже в ^который раз!) давно им и з вестные истины и расходятся. Причем иногда эти занятия проводят люди, сами лично с л а бо подготовленные к ним. Был т акой случай и а нашем под раздел ении . Я поручил про щестн беседу д о Наставлению одному технику звена. Не про думав план ее, этот техник я вил ся на заня тие без кон спекта. Беседа прошла ввнде читки Наставления, без участия аудитории. Ясно, что она необ ходимой пользы д а т ь не могла, и слушатели после зая вл яли : «Читать мы сами умеем и не хуже его. Вот если бы р а зо б р ат ь последние сл у ч а и отка зов материальной ч а с ти—было бы .намного полезнее». Недо статком в проведении занятий я ішгѳт ся отсутствие на них необходимых схем, агрегатов. Планируя занятно, штаб ч а сто но учитывает об’ем знаний тихни ков. Однажды мы по- , j ; j чиЛи материальную часть, ■штаб нам дал программу з а н я тий. Первым пунктом е е было и зу ч е ни е конструктивных о со бенностей самолета к мотора. Правильно ли это? -Мне каж ет ся, нет. Техники не знали во просов повседневной эксплоа- тацнн самолета, не изучили как сл едует масло и бензопро- нодку, карбюрацию. С этих во просов надо было начинать, а tu> с конструктивных особенно стей. Если быі техник-лейтенант т. Попов хорошо знал кон струкцию гидросистемы, он бы но выпустил машину в полет с течью гидросмеси. А это произошло из-за неправильного планирования учебы. На офицерских заня тиях не ан али зи рую т с я и часто не до вод я т с я до техников случаи отказа материальной . части в соседних подразделениях. В р е зу л ь т а т е одни и те же факты •выхода из строя отдельных агрегатов самолета и мотора, повторяются. Так, например, сл у ч а й течи гидросистемы на машине т. Попова н е был своевременно обнародован - и сп у с т я несколько времени повторился на одном из само летов нашего подразделения. Не всегда еще имеется долж ный порядок в организации учебы и в самих подр а здел е ниях. Как только выдается нелетный день, всех техников быстро собирают на занятия. (Руководитель подбирается тут ж*.* и не по той теме, которая ■запланирована, а по той, к ко торой старший техник был под готовлен ранее. Короче говоря, начин а е т с я искание тем. К он си екти ров ан ие занятий отдел ьны е техники не ведут, а ^важность его доказана неодно кратно. В нашем подра здел е нии служ а т два техника. Т ех ник-лейтенант тов. Поляков к командирской учебе относится с ерье зно , Все беседы он тщ а тельно конспектирует. Поэтому те-в. Поляков прекрасно знает материальную часть. Техник- лейтенант тов. Киселев к з а нятиям относится с холодком, н э конспектирует их. Ясно, что это сказыва ется на эксплоата- тии машины. По некоторым самолетам у нас очень мало описаний, а другой литературы и вовсе нет. О В О С Т 1/1 'з сер 6~еtycн о й т е х н и к и НОВАЯ АЭРОФОТОАППАРАТУРА [а амернкан-1сьеыкѵ скнх самолетах .Летающая кре пость" установ лен новый фо тоаппарат, со стоящий из трех камер с .шиза ми, позволяю щий п р о н т о - дигь аэрофиго боль- іо« площади. Все трн каме ры работают автоматически, одновременно давая один об щий снимок, со слегка находя щим!! друг на друга краями отдельных снимков из каж дой камеры. Для фотосъем ки с малых вы сот и США применяются специальные фотоаппараты, развертывание пленки в кото рых синхрони зировано со скоростью по лета. Этим до стигается аэро фотосъемка важных райо нов на больших скоростях, не прерывая эк спозиции. „Интеравна" (Неплохо, бы ор ганизовать при /штабах специ альны е кон суль тации руководителей занятий. Д л я того, чтобы учеба т ехни ческого состава была на более івысоком уровне — в каждом .подразделении должен быть юсорудован специальный т е х нический класс. Сделать это вполне возможно. В ор г ани за ции занятий должно быть боль шие порядка. Руководители обязаны более тщательно гото ви т ь с я к, занятиям , а с л уш а т е л и—конспектировать их. Т е м а ти к а учебы должна строить с я 'на конкретных примерах из боевой практики. Проводить учебу надо не лекционной системой, а путем собеседований, обращая вни мание на азы. Учеба техников — большое дело. От. того, как она будет организована, во многом з а в и си т .качество эксплоатацнн .материальной части, а отсюда и рост самого технического со става. с портов, кон воируемые д в умя дс-сятками кораблей экспорта, шли на восток. Т рудно судить, что и о т куд а п е р е п р а в л я л и на них фашисты . Ясно было од но—конвой шел из Германии , а большое количество судов его охр аны само говорило о важно- сти перевозимого гру за . цЭто хорошо понимали гв ардейцы . Они сидели в кабинах и ож и д а ли си гн а л а на вылет. Опытный летчик г в а р д е е ц Волошин первый вм е с т е со своими ведомыми должен был по я ви т ь ся н ад караваном . Д а н сигнал . Предутреннюю тишину р а з р е за л мощный рев нескольких моторов. Самолеты покидали места своих стоянок и в ы р у л и в а ли на с т ар т . Потом они по одному поднялись в воздух. С высоты 2.000 метров конвой заме тен и зд ал е к а . Летчики в и д е л и в ц ен тр е е г о вы с тр ои в шиеся в два р я д а семь крупных транспортов. Впереди и х шли четыре миноносца, по бокам и с зади боле е д е с я т к а сторожеви ков и тральщиков. Весь конвоц д в и г а л с я в непосредственной бли зости о т берега. Ведущий группы д а л п ри к а з а ни е группе боя истребителей п р и крытия выйти выше вперед, а торпедоносцам при готовиться к а т а к а Североморцы пробивались скво зь разрывы , но си гналу командира сбросили торпеды. Вслед за группой Волошина всего на несколько мин у т поз- ж гг вылетели самолеты , в е д о мые опытным летчиком-торпо- доносцем т. Литвиновым . Они появились над конвоем ровно через три минуту после н а н е с е ния первого удара. За это в р е мя ф ашистские корабли прошли немного. Это можно было с у ди т ь по расстоянию между конвоем и оставшимся позади поврежденным транспортом, который лишился хода. Выбрав каждый себе по цели , л е т чики пошли в атаку. Им п р и шлось преодолевать еще более усилившееся противодействие вражеской артиллерии. Теперь заговорили и береговые б а т а реи. Прижав машины к морю, гвардейцы стремительно с бли жались с караваном. Вокруг них ложились большие черные .купола разрывов. ДостнгтйР д и с т а н ц и я атаки, и торпёі» о дн а за. дру гой оторвались самолетов. Щ следы точно Ы шли к кораблям. — Тоне т одна зверюга,- е ^ ! ш и т с я в шлемофонах. ЛетчЦ^ наблюдали большое облако чг: но го д ьм а , .кораблей. окутавшее один';; К рунный конвой мельче. 3. неприятельек становился Две I # ій f торпедщ а т ак и г в ардейц ев и нескольі уд аро в групп штурмовиков в? ібнвали из строя ф аши с т е ^ корабли. Потрепанный кощр т епер ь усиленно прикрывал? с во здуха, ему на. помощь пой ходили новые суда охранений! Третью группу торпедонс пев. которая наносила удар : кор аб л ям противника почти f , конечном этапе их -следован* ,вел Герой Советского Сою гг.ардии капитан Зайцев. Э т # ( б ес страшному торпедоносцу й; один р а з уже приходилось бі> .вать в тяжелом единоборство- численно превосходящим вр • том. На его счету шесть ио ских побед. ^ Бы с т р о обнаружив цель, За пев пошел н а нее. Немцы о:!г' к рыли ур а ганный огонь по с<:' .ветским самолетам. Но разі. ес ть на свете т а к а я сила, кот<: р а я мо гл а бы остановить поры;; с т ал и н с к о й гвардии. Зайцев ®| 9 преодолевали вс М Е Х А Н И И С А В И Н О В Т р у дн а я зад ач а осваивать нашу материальную часть во время ее эксплоатацнн, да к то му же .не имея ни пособий, ни хорошей консультации. По раз- іве зсть такие трудности, кото рых не могли бы преодолеть большевики. И коммунист Са шино», не жалея ни сил, ни вре мени, принялся за работу и уче бу. За советами он обращался к Дубровкину и Вахатову Ког да машина уходила в воздух. Савинов принимался изучать инструкцию но эксплоатацнн самолета и расписание р е г л а ментных работ—ед инстве к ное добытое им пособие. После' каждого полета меха- л и к внимательно выслушивал летчика о замечаниях и ещ е раз тщательно осматривал ма шину. Однажды возвратившийся с задания летчик заявил, что правый блок дымит. Весь д энь коммунист Савинов оставался у своей машины. Он заменил свечи, проверил зажигание, прочистил контакты, отрегули ровал прерыватель — словом, сделал все, чтобы машина была готова на следующее утро к вы полнению боевого зад ания . В этот день он намного пополнил свои знания. Самоотверженный труд, упор ная работа над собой дали з а м ечательны? плоды. Машина, обслуживаемая механиком Са виновым, всегда в боевой готов ности. Не только на Северном •фл..те. но и за его пределами гремит сл ав а о подвигах Героя Советского Союза капитана іЕлькина. Его с амол ет не раз появлялся над вражескими пор тами и аэродромами, от вни мательного взора разведчика нм ускользали вражеские суда. П в подвигах этого героя есть частица труда механика С ави нова. подготавливавшего с ам о лет т. Елькина к боевым выл е там. Сейчас механик Савинов об с л уж и в а е т машину командира эскадрильи. Часто на ней со вершают полеты прославлен н ы е летчики нашей части. И все они с похвалой отзываются о работе механика. И. ЖЕЛАВСНИЙ. П, ИВАЩЕНКО, о го ведомые т рудности . Я » — Вправо! Еще вправо! ВлІ но,—командовал Герой Совет* ского Союза Воронин. Машин! .маневрировали среди разрыв нов. До к ар ав ана оставался' .дга-три километра. Надо был .выдержать направление и т о # н о по сл а т ь торпеды. Фронтояа ,;вслед за героем шли ведомые? Секунды выдержки. Напряжен .ныс и т рудны е секунды... s Д в а больших взрыва раз да л к с ь н ад караваном. Летчик! .видели свою работу. Они ана .ли, что немцам, взлетевшим і; .воздух больше не бывать Г; Германии , не укрыться в своб£а берлоге. .* * * Горячим был этот день у се- .вороморских торпедоносцев. Три сокрушительных удара они н а н е с л и по конвою противника. Три р а за гвардейцы салютова-| ли о своей победе, о первых своих боевых успехах, отве чающих на исторический при к а з .вождя. Д. НИН0ЛАЕВ. Н р ы л а т ы й м с т и т е л ь Славный сын украинского, народа, беспредельно пре д анный Родине, Дважды Ге рой СоЕ&тского Союза Па вел Андреевич "Таран бес; пощадно мстит немецко-фа шистским извергам за их зверства на родной Украине. .Фото Г. Пирокова. Фотохроника ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz