Североморский лётчик. 1944, май.

Как же должен веста сбоя летчик, при встреч# в воздуха се снежными зарядами? Ни в коем случае не заходить в них. Если обойти заряды невозмож­ но, летчик должен набрать вы­ соту и просмотреть глубину встретившегося заряда. Ііри небольшой глубине — ароско* чить се и продолжать выпол­ нять задание, при большой — вернуться на аэродром и до­ полнительно уточнить погоду. В случае, если аэродром бази­ рования будет закрыт (такие факты у нас встречались), и горючее на исходе, летчик обя­ зан запросить курс по радио и идти -на другой аэродром. Северная погода очень об­ манчива. Случается так, что вылетаешь с аэродрома при отличной видимости, а пройдет в гадаете чал-полтора — види­ мость сокращается до 50—100 метров. Если к тому же лет­ чик не следил как следует за ориентировкой, летел на брею­ щем, то он попадает в очень тяжелое положение. Однажды в паре с т. Тито­ вым мы находились в море, в 30 -километрах от берега. Пробы© над водой свыше 2-х часов, я по- Многими наблюдениями уста­ новлено, что погода на нашем северном театре неустойчива, особенно в зимнее л весеннее время. Как.1 известно, осадки в эти периоды выпадают в большин­ стве за счет -снежных зарядов, которые движутся с севера на юг, а чаще с северо-запада на юго-восток. Высота их обычно 800 митіров. Промежуток между зарядами невелик. Он колеб­ лется от 30 минут до одного часа. В мирное : время такая по-года считалась нелетной. В дни же войны североморские Летчики сумели не только «оседлать» ее, но в отдельных случаях сделать своей союзни­ цей. Только грамотное использо­ вание с.нежных зарядов помо­ гло однажды шестерке истре­ бителей под командованием Героя Советского Союза гвар­ дии капитана Орлова успешно нанести ряд штурмовых уда­ ров по войскам, противника и его автоколоннам. Однако неустойчивость пого­ ды является сильным затруд­ нением при выполнении боевьгх заданий. Для умелого летчика и северные метеоусловия не страшны ----- Г е р о й Со в етск о г о С ою з а г в а р д и и ст а рши й л е й т е н а н т Н , Б о к ч й И с т р е б и т е л ь м л а д ш и й л е й т е н а н т Дм и тр ий Г ущ и н летает и е д с м ы м у к о м а н д и р а п о д р а з д е л е н и я . Н а днях, прикрывая т о р п е д о н о с ц е в , м л а д ш и й л е й т е н а н т Г ущ и вел воздушный і і о й и обеспечил своему ведущ ем у победу. Фото И. Михеева. группы „Ильюшиных" Командованию стало известно, что на од­ ном из-аэродромов противник сосредоточил значительное количество самолетов. Штур- мрвики получили приказ нанести бомбо-штур- мовой. удар по этому аэродрому. Подготовка была весьма тщательной. За- ; дани© предусматривало появление нашей группы1 над целью в!незаішо и точно, в назна­ ченное' время. Ііадо было все предусмотреть, нее подготовить — вплоть до деталей взлета со своего аэродрома. .Перед вылетом ведущий собрал всю Группу, одесь уточнялся маршрут следова- нря до цели и обратно, детально разбиралась 'цели' ее оборона, характерные ориен- нры, вопросы взаимодействия с истребителя­ ми прикрытия. Главное, внимание ' летчиков с9сРеД°таішвал на порядок, штур- выхода из атаки и от- ‘ Лрли- Летчик Гуляев, несколько раз К). І,ГІ'Урмовавший аэродромы протнв- "ѵлйп, 0фЛИ,ШО знал ос°бенности этого ВИ’№ удара. Іеперь он делился вс.ем своим опытом с ведомыми. ні]йЗ а д а ш о й командира взлетали осталь- 11-ІІ было.договорено.на земле, группа на третьем развороте собралась. Через мину- li'Innu пРи с тРеилйсь истребители сопровож- легли'на к у р с ^ ™ ’ нриняв боввой порядок, подетУпах к вражескому I дрому «Ильюшиных» встретили немен- се яп т гѵ?МиТЧИКлП' Сначала их огонь был ,'ас- LUrvnvinnt1 СЛ ЫЛІ1’ но петом он крепчал ! ? М приходилось маневрировать течмт д ывами' Шли секунды, стреми- льно приближалась цель. Гуляев заходил с севера. Фронтом за ним гали ведомые. Огонь становился все ярост­ нее. Начинался тот короткий отрезок маршру­ та, на котором нельзя маневрировать и сво­ рачивать с курса.. Надо было выдержать на­ правление и точно по цели обрушить удар. Верные своему девизу—«Штурмовики с бое­ вого курса не сворачивают»—летчики шли над стоянками фашистских машин. Каждый из них сбросил бомбьв по своей цели, воздушные стрелки поливали аэродромы из пулеметов. Штурмовики миновали аэродром. Для выхода из атаки ведущий решил использо­ вать выгодное расположение двух рядом стоящих сопок, которые образовывали ущелье. Гуляев направил туда свой самолет, а за ним пошли и ведомые. Это, во-порвых, лишило на мгновение возможности немцам вести ого'нь по штурмовикам, во-вторых, сопутство­ вало быстрейшему сбору группы. «■Ильюшины» вышли из ущелья и легли >на обратный курс. Только теперь экипажам было, видно бушевавшее пламя, которое охва­ тило стоянки самолетов и приаэродромные ' постройки. Задание выполнено. Самолеты под при­ крытием истребителей-, которым ■благодаря рнезапіности удара не пришлось .встретиться <■ противником в воздухе, плотным строем возвращались домой. Удар по вражескому аэродрому наносил­ ся в тот день» когда доблестные войска 4-го Украинского фронта штурмом овладели слав­ ным Севастополем, а часть североморских штурмовиков отмечала свой юбилей. Поэтому особо грозно и величественно прозвучал са­ лют группы Гуляева над родным аэродромом. Д. НИКОЛАЕВ, К О Н Е Ц Н Е М Е Ц К О Г О А С А Н -С К И И АЭРОДРОМ (По те­ леграфу ). Матерый фашистский н-течение длительного вре- .*енн воровскими налетами из оолаков и со стороны солнца Е л®я атаковать наши само- 1 ы во время посадки. Один раз почти удался его Оцндитсъліи замысел, д только ,: дптельная служба зенитчиков нзоа,внла североморского лет­ чика от разбойничьего ѵтара в спину. * 1 Младший лейтенант З и м и н долго мечтал рассчитаться с противником, но сличая вс^ не представлялось. 8 мая Зимин вместе со своим ведомым младшим лейтенантом гтзуваевым получили приказ ноднятьс-я на барраж над аэро- лромом для прикрытия посад­ ки.-.своих самолетов. Когда штурмовпі;и ,н истребители не­ посредственного прикрытия благополучно совершили посад­ ку, Зимин решил зайти на большой круг в море, чтобы еше раз убедиться в том, . что над аэродромом и вблизи его нет іоздушных немецких пира­ тов. На этот раз младшему лей­ тенанту повезло. Гитлеровский ас вывернул из-за сопки, за­ сиял аэродром и пытался улиз­ нуть, но зоркий глаз советско- то истребителя заметил «Ме- 109 ф», со снижением уходив­ шего в море. Пользуясь высо­ той, Зимин развернулся .и по­ гнался за «мессером». Немец ко старой привычке не ‘принял боя и пытался с резким сниже­ нием ускользнуть.: Но видя, за собой настойчивых преследова- l тслей и...боясь врезаться в во­ ду, «Ме-109 ф» дал горку, пы­ таясь избежать прицельного огня младшего лейтенанта Зимина. Ведомый Зимина пра­ вильно понял замысел свое­ го ведущего и, зайдя спра­ ва во внутрь виража, сво­ им огнем заставил неімца увеличить радиус виража, тем самым обеспечил возмолшость Зимину вести по немцу при­ цельный огонь. Под аплодисменты и радост­ ные крик,и бойцов, работающих на аэродроме, младший лейте­ нант Зимин короткими очере­ дями вогнал фрица в воду. Та­ ким образом слетанность пары истребителей помогла рядово­ му молодому летчику одержать блестящую победу над фашист­ ским асом, И . Л У Н А Ч Е В , Налет на вражеский аэродром Группа истребителей произ­ вела налет на неприятельский аэродром. Противовоздушная оборона противника пыталась помешать действиям - североморских ист­ ребителей. Орудия и зенитные пулеметы вели непрерывный огонь. Но их сразу же засекали и подавляли. У стоянок самолетов, ангаров и жилых помещений рвались бомбы. Точно на ащгар сбросил бомбы летчик Батраков. В результате действий всей группы было уничтожено на аэродроме несколько самолетов противника, разрушен ангар и одно здание, подавлен огонь- ряда зенитных точек. дал команду возвращаться домой. При подходе к Оерегѵ < ■погода .стала резко ухудшать : ся, видимость дошла до 5и - іоо метров, а высота вовсе про- , пала. Как назіло нз было ѵ меня и связи с землей. Что т. $ лать? Приказав Титову не те. ; ркть из вида мой самолет я : .решил но чдй, бы .то ни стадо - выйти на беіріеіговую черту - Вскоре >я увидел берег. Но'1 опознать его мне сразу не - удалось. Вспомнив весь пе- : риод полета, я пришел к выво- > ДУі что вдоль береговой черты, чедез несколько минут дод. жен обнаружить один из на­ ших островов. Предположение оправдалось: чеіраз 5 минут . показался остров. Сделав плав- , ный^ левый разворот и сменив журс, я вошел в залив. В этот момент услышал и наземную радиостанцию. На мой запрос она дала курс 180 градусов. Значит я шел правильно. Через пять минут был уже над своим аэродромом. Ка®ой выівод следует сделаті из этого полета? П опав в снежны е заряды илв по теряв ори ен тиро вку, л е т ч т ни в коем сл уч а е н е должен м е та ть ся . Н адо обдумать весі свой пол ет, восстановить его г 'пам яти . Безвы ходны х положе н и й не бывает. Е с л и все э т и искани я поло ясительны х результатов не да . дат и горю че» на исходе, летчиі о б я з а н немедленно набрать вы с о т у и восстановить связь і зем л ей , запросить курс, за те і по данном у к у р с у продолжат) оолет. • П о л ё ты в сложны х метеоус. ловиях тр еб ую т о т л етно го со . ста в а хорош ей боевой выучки^ Ч тобы выполнить прика: то в а р ищ а С т а л и н а — оконча. тел ь но добить .немца, надо у ё и іѴ л и ть боевую активно с ть , ле т а т ь д н ем и ночью . А делат; э т о м о ж е т толь ко то т лзтчиь - которы й хорош о владеет свои: сам олетом и прекр асно ш ту р м а н с ко е дело. знае к о м м у н и с т ы а в и а ц и о н н о г о т ы л а Когда североморские летчи­ ки , возвращаясь из боевой опе­ рации, пулеметными очередями оповещают о новой победе над врагом, невольно вспоминаешь (рядовых тружеников, 'которые ■своей неутомимой .работой спо­ собствуют ібоевому успеху. Та­ ких людей у нас много. Тов. Швецов—токарь. Кажет­ ся, что его труд не имеет пря­ мого отношения к боевой рабо­ те летчиков. Но .это далеко не так. . В мастерских долгое время стоял старый, всеми забытый, токарный станок. В .нем нехва- тало много деталей, и все счи­ тали, что эксплоатировать его нельзя. Зто отражалось на ра­ боте автомашин—не на чем бы­ ло изготовить нужные детали. Тогда за дело взялся ІІІвецов. Он отремонтировал станок и пустил его в ход. Автотран­ спорт, обслуживающий летные части, стал действовать беспе­ ребойно. Ш в е ц о й д ел а е т доі ш н и д л я ав том аш ин разны х м і* ро к, п р о б ки д л я оензобако ; ш л иф у е т по рш н евы е кольца. ; Бл а год ар я ' см е кал ке и иачк. ■рис го с ти к ом м у н и с та машин : сейч ас н а х о д я т с я ,в 'ремонте сГ; ■мое ко р о т ко е время, и л етчи ка . в с е гд а и все д о с тав л яе тс я бі с тр о и в н у ж н о м количестве. Т о ж е м ож н о сказать и в у л к а н и з а т о р е Д р есв ян кин е. ' н е п р и сп о со бл ен н ом помещ ■нии о н с ум ел организова' и з го т о в л е н и е вентнляторнь ■ремней іК ав том аш ин ам и т р а || то р ам , а к к у м у л я т о р ны х баноі» водяны х п а т р у б к о в и д р у п . д е т а л е й . К о м м у н и с т .Дрвевяз к и н в н е с свыш е 20 ірационал:;;; з а т о р с к и х предл'оасений. ^ Т а к т р у ж е н и к и авиационно: ты ла спо со б с тв ую т боевым уд чам сев ером ор ски х летчиков отариДий лейтенант - И . Б Е З Д Е Т Н О , О В О С т И АВИАПОКРЫШКИ С ШИПАМИ Ф ир мо й .Файерстон* (США) выпу­ щены новые по­ крышки, обе­ спечивающие стных тов на лед и на снег. Новые по­ крышки имеют большие сталь­ ные шипы, рас посадку скоро- і положенные на самоле- ( выступающих плечевых час­ тях протектора, имеющего же­ лобообразный профиль, Зтнм К и достигает* необычайная сила сцеплев' покрышки грунтом. .Р а б б в р ЗЙДШ СЕВЕРОМОРСКИГі ЛЕТЧИК ---- ---------------------- -------- ----------— — 1 12 мая 1941 г., J\£ і 12 (iS2).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz