Североморский лётчик. 1944, март.
28 м а р т а 1944 г ., № 74 (144). ^ Е В Б Р О М О Р Ш Ш Л Е Т Ч И К Партийный билет /т\ Ночью с н ал ета п о д р а а д ѳ - 'іе-ніиѳ за х в а ти л о раоочь е с е лений. Ир'&слвдуя п р о т и в н и к а , рога л ей т ен ан т а Крав- менво -вышла к баракам., об- іесенным колюч&й ироволо- ой. Четверо н емц ев , о б л и завших к еросин ом д&ревян- гыѳ стены., с п р я т а л и с ь в ілижайшо.м л е с у . ■ Кравченко вошел в раскры ты е * .настежь ворота. С т а раясь дыша-ть м е д л е н н о и іеглубоко, он з а ж е г факел, броненный п о дж и г а т е л ем , и :ошел вглу бь барака. Зл о в е - иео пшамя о с в е т и л о три р я са нар. На н ар ах , о д е т ы е в воню- - м & лохмотья, в а л я л и сь вы- о хш и е м е р т в ецм . В и д и х іыл уж а сающим . Г р я з н а я ож а о б т я г и в а л а т о н к и е пал - и рук и ног. Кр а вч енк о •жа сн у л е я іи вошел в с л е дующи е д в ер и . Т ам т ож е1 , еясали т р упы у м е рш и х о т чхпоаа пл енных . И х было ;ножѳство. Одн о л и ц о м о л о д о е , обтянутое! аемлистою і ожей , с раскрытыми г л а з а - :и п о р а зи л о л е й т е н а н т а . Ка- о е -т о н е им о в е р н о е у п о р с т в о : т в е р д о ст ь о т р а ж а л и с ь в жатых губа'х и м о рщ и н а х , л уб оких , как шрамы . Кравч енко п о д н е с б л и ж е >акел, ушд)еіл, как р а с ш и рились у з к и е зрачки . Сом- ения н е было — в эт ом те- е' т е п л и л а с ь у г а с ающ а я :изнь, Л е й т е н а н т п о д н я л почти е в ѳ с ом о ѳ т е л о и в н ес е г о в ервую п о п а вш ую с я х а т у , о эв али ‘п олк ов о го вр а т а . У дного и з к р а с н о а р м е й ц е в ашлась ф ляжк а с вином, ©сколько жи в о тв о р ны х ка- ѳль влили в рот. Человек жил. — Свои,— п р о б о рм о т а л он, с раж енный , — и с о с т о н ом риподыялся, п р о т и р а я г л я - I, как с о с н а . - Кто вы? — с п р о с и л е г о 5а ч. і Человек к о с н у л с я веревки м ет а лл ич еск о й б и р к о й ,п о д а н н о й на е г о ш е е . по'про- іл р а з р е з а т ь е е и м е д л е н - >, р а с т я г и в а я с л о в а , ска- чл: — Номер 113. Н ем цы ото- оаліи у м еня имя и фалги- ш .ідал іг в з а м е н э т о т д о к у е т , Он п ом олч ал неімного. зперь ужіѳ с ам о т п и л и з іяги, л е ж ащ е й р я дом , гло- к вина и, п о л еж а в м ин у т »сять. с о б р а л с я с си л ам и : - Но я н и к о г д а но забы - л , что з о в у т м е н я ІІван лмаченжо. Х о зяи н ф л я г и н е д о в е р ч и в о .м е х н у л с я . К р а с н о а р м е й ц ы е г д а с з а к о н ны м п о д о з р е - ;ем о т н о с я т с я к т ем , кто ■бывал в п л е н у . — Кто .т е б я з н а е т , Ч ум а - нко ты, чи Ив ан о в . А мо- т в о о бщ е п о д о с л а н ны й . Герой Советского Союза майор С. Борзенко. Слова -эти, как у д а р п а л кой, п о д н я л и б ол ьн о го на с.іабьвѳ ноги. Он р в а н у л на с е б е в оню ч ее тряп ь е , и в с е у в и д е л и на е г о г р у д и г н ию щ ую п о краям р а н у , в к от о р о й з аш е в е л и л и с ь черви. — В о т, —с к а з а л он, о б в о д я в с е х п р и с у т с т в ующ и х г о рящим в з г л я д о м .—Три м е с я ца м у ч и л с я В! к онц л а г е р я х . В р а н а х черви за в ели сь : щ епкой выковыривал и х , а р а н у скрышал, н емцы д о б и вали б ольных , сл а бых. Боль д и к ую т е р п е л , а р а б о т а л , т я н у л возы , как л ош а д ь , а потом о к опы им копал , п о д р а зры в ами н аш и х с н ар я д о в . А жил я т ольк о о д н о й в е рою, что в с е п е р е т е р п лю , выжи в у и -о т омщ у ... — Л у ч ш е з а с т р е л и т ь с я , чем в п л е н ,—с к а з а л м олодой с т а рш и н а , п г к г л о н и вш и с ь с п и н ою и д в е р и , р а зб и т о й оск олк ами . —Э, нет! П о с л е д н и й п а т р он выютрелнл я т о г д а т ож е Е н ем ц а . Р еш и л — у б ью т — 'пусть у б и в аю т с в о и м п а т р о ном. Один п а т р он т о ж е им ущ е р б . Ч у м а ч е н к о п о зв а л с е к р е т ар я п а р т о р г а н и з а ц и и и, к о г д а т от п о д ош е л к н ем у , д р о ж ащ и м и п а л ь ц ам и д о с т а л и з р ваны х трусе® свернутый: в т р у б о ч к у , п о м я ты й п ервый листок п а р т и й н о г о б и л е т а . — Т у т в с е—и ф ам и л ии , и ф о т о г р аф и я , и г о д р о ж д е н и я—в с я моя ж и з н ь . Чум а - " Н . Д У Б И [ Т И П Весна идет !. Посмотри на искрящийся снег, Глубже грудь раопахнувши, вздохни, На лазурное небо взгляни — Вое подскажет тебе о весне. Слышишь, сердцу в груди все тесней? Крикну сердцу: «Прислушайся, друг, Вое наощупь потрогай - вокруг,— Все подскажет тебе о весив». Н е впервой нам. Сдружились мы о ней: В чистом небе, в седых облаках. Где бы ни был, ни прятался враг— Мы отыщем его по весне! Нам задачи, товарищ, ясны: Сталин шлет нао в решительный бой, Свой удар, истребитель; и . УТРОЙ; Чув близость полярной весны! ченко п однял г л а з а и у в и д е л , что комн а т а н а п о л н и т е с ь к р а сн о арм ей ц ами , что в с е о н и с т о л п и л и с ь вокруг н е г о и в н им а т ел ь н о с л у ш а ли. И т о г д а он р а с с к а з а л нм о мал еньком ш а х т ер ск ом с е л е н и и , к о т ор о е он с г р у а - пой т о в ар ищ ей защ ищ а л о т немцев . Они вюе п о л е г л и там , и о с т а л с я о н , ран еный Ч ум а ч е н в о—один на о д и н со с в о е й смертью . — Я х ор ош о зн а л , что немцы у б и в аю т комм уни стов , а м н е т ак н е х о т е л о с ь у м и рать. Д е н ь был такой с о л н ечный, и т а к ч у д е с н о па хл а •трава, к о т ор ую я в сю ааизнь не зам е ч а л , а т у т в д р у г зам е т и л . Вы н у л я п а р т и й ный б и л е т , п о см о т р ел на. н е го и 'п одумал — пар тийный би л е т м о г у т вы д а т ь м н е вторичн о, а жизнь н е вьь д а с т никто... Потом я в с п о м нил в с е , ч т о с д е л а л а п а р т и и д л я н а р о д а . Мн е с т а л о с т ы д но за свои мысли , я понял , что п р и н а д л еж а т ь к н аш е й велик ой п ар т ии д о р о ж е в с е г о на с в е т е , дороже! сам ой ж и з н и—и сп р я т а л д о к ум е н т . И по т ом в т е ч е н и е ц е л о г о г о д а , к о г д а м е н я и зби в али д о п о л у см е р т и и о т ч а я н и е с х в а ты в а л о меня, я н а щ у пывал б и л е т и ко м н е во з в р ащ а л а с ь г р о з й а я си л а . К р а с н о а рм е й цы с л уш а л и е г о молча. П е р е д н им и с и д е л почти: м е р т в е ц—д у н ь на н е г о—У п а д е т л н е в с т а н е т . Но й е г о м е д л е н н ы х с л о в а х бы ло с т о л ь к о у в е р е н н о с т и , что н е о с т а в а л о с ь ник ак о го с о мн ени я в том . что он вы ж и в е т к с т а н е т в ст р о й . Ч е р е з - м е с я ц л е й т е н а н т К р а в ч е н к о к в с е к р а с н о а рм е й цы , с л уш а вш и е р а с с к а з Ч ум а ч е н к о , у в и д е л и е г о в бою. Ещ е н е о к о н ч и л а с ь а р т п о д г о т о в к а , и н аш и с н а р я ды б и л и п о п е р е д н е м у краю н ем ц е в , а о н у ж е выскочил и з око'па, л е г к о держа- в и н т о в к у в п р а в ой рук е. — Д а в а й , х л о п цы , за о г н евым валом ! Ч т о б немцы ке у с п е л и о ч у х а т ь с я ,— кри чал ' о н . п р и г н у вш и с ь , в се д а л ьш е и д а л ьш е б еж а л г п е р е д . — Д а в а й з а н им , х л о п цы !—крикн ул к р а с н о а р м е е ц , п о и вш и й е г о к о г д а -т о и з с в о е й с о л д а т с к о й ф л я г и . У в л е ч е н ны е пр им ер ом Ч у м а ч е н к о , с т р е л к и П о дн яли сь в с е , кччк о д и н , в а т а к у . Си л а , кот ор а я и с х о д и л а c-т м и л еньк ой к р а с н о й книж ечки , л е ж ащ е й у с е р д ц а Ч у м а ч е н ко, п е р е д а в а л а с ь им, и они* шли в о т ч а я н н ую а т ак у с т а к им у п о р с т в о м , с каким: ещ е не* в о е в а л ни о д и н с о л д а т в мире. % № Ш а п е с ш х Делегация трудящихся Новосибирской области много дней гостила у северомс цев. Она побывала у подводников, катер ников, артиллеристов, на переднем крае и на надводных кораблях флота Несколько дней посланцы героического тыла гостили и у наших летіиков Делегация привезла письмо североморцам от комсомольцев и молодежи Новосибирской области. В этом письме говорилось: .Мстите же немеиким извергам за каждый исковерканный, опо ганенный ими метр нашей священной зем ли, мстите за разрушенные села и города, за расстрелянных, измученных советских девушек, за каждую преждевременную морщинку на детском личике! Уничтожай те немецкую погань! Вместе со всем наро дом завоевывайте победу в 1944 году". Североморские летчики делом ответи ли на этот призыв: 17 марта они нанесли удар по крупному вражескому конвою, по топив 1 транспорт и повредив 2 транспор та, потопив 2 сторожевых корабля. В воз душных боях было сбито 15 немецких са молетов. НА С Н И М К Е : участники операции 17 марга — гвардии капитан Шкаруба и гвардии старший лейтенант Перегудов. Из наследия адмирала С. О. Макарова К 40-ЛЕТИЮ СО ДН Я Г И Ь Е Л И - 3 1 МА РТА 1904 г - ВЫДАЮЩЕГОСЯ РУССКОГО ФЛОТОВОДЦА «В море — зна чи т дома». I пить в ж и зн ь с сознанием , что он ещ е ниче го не зна е т и не имеет н и к а к о го военного воспи т а н и я и что его по зна комили пишь с программой з наний и п о к а за л и рамки, в которые должна вложи ться его ли ч ность в смысле во спи тания , но н то и другое ему придется до с т и г н у т ь самому, обоими еоб- «Скрытность надо соблюдать, ! г е н н ы м и тр у д ам и , не надеясь пока» находимся в отдалении ! на чью -нибудь помощь от неприятеля.,., но ко гда н а с т у п и т момент а т а ки , то т у т излишнюю скрытность надо от бросить и смело и т ти вперед». «Наносить неприятелю всеми средствами наибольший вред». ❖ цч * «В бою должен каждый де лать свое дело и не отвлекать ся расспросами о том, что не кгісается его прямого дела». О необходимости прічмо.цова ння и у н и ч т ож е н и я р а з б и т о г о ; Р а б о та ть н е п р и я т е л я адмирал Макаров і говорил: «Не взирая на ообст венИые потери, надо продол жа ть а т а к у , пона неприятель не будет вполне ун и ч т ож ен или не с п у с т и т ф л а га '. «Надо, чтоб к аж ды й знал , что с выходом из школы обучение ке о канчивается и что всю свою с л у ж б у офицер, не ж ел ающ ий и т ти назад , должен учиться и Н Е О Б Х О Д И М О У Ч И Т Ь С Я И З Ж И З Н Е Н Н О Г О О ПЫ Т А . Нроме чтения, надо еще у с в аи вать себе все необходимое из самой ж и зн и . Недостаточно присутствовать при событиях, чтобы чему-нибудь н ауч и тьс я , надо, кроме того, стараться из всего виденного извлечь для «Никто не упрекнет коман дира, который смело бросится на неприя теля , хотя бы и без должного расч ета . Т ако е дей- і себя полезные у к а з а н и я . ствие о б н а р уж и т в командире I главные качества, необходимые ; Недостаточно, и з у ч а я сра- для успеха , а именно: смелость [ «-.ение, знать общие черты его, и реши тельность , но если к : в^жно расследовать все подроб- зтому еще приоэвить умелые Нооти т а к , чтобы в н и к н у ть в мо- т а к ти ч е о к и е соооражения, то дело может только вы и гр а тьѵ. «Если человек не п риу ч ен к дисциплине...; то он не будет делать того, что ему п ри к а зы вают, следовательно с р аж а т ь ся будет невозможно». «Молодой человек должен н ауч и тьс я из добрых примеров не находить ни в каком деле з а тр уд н е ни й . Евли молодой че ловек, получив п р и к а з а н и е , н ачн е т находить за тр уд н е ни я , то з н а ч и т, что или он не с л у ж и л у хорошего командира, или, с л у ж а у хорошего командира, не старал ся чему-либо н а у ч и т ь ся. Человек, который, получив п р и к а з а н и е , говорит о з а т р у д н ения х , отоит н а л о ж н ом п у т и , и чем скорее его н ап р а в я т на п уть истинный , тем лучше». «Ер'пи под огнем у кого-ни будь явится чувство страха, то надо этому не удивляться, а следует только сознательно по бороть в себе это чувство, и са мообладание сейчао же явит ся». * * * «Желающий победить должен решить, что он или победит, или погибнет, и только при этих условиях его можно признать достойным победы». * • • «Каждый военный человек.,, должен воспитать в себе созна ние того» что ему придется по жертвовать свою жизнь. Когда он подумает об этом серьёзно в первый раз, то, вероятно, по бледнеет и почувствует, как кровь в нем начинает стыть. На второй раз эта мысль не лроизвіедет уже на него столь тяжелого впечатления, а в по* следствии он так с ней свык нется, что она ему будет ка заться родной и даже заманчи вой». * Ь «Унылые люди не годятся д'ля такого бойкого дела, как морское, в особенности во вре мя войны». * # * «Человек, окончивший школь ное образование, должен всту- тивы, руководившие деятелями на обоих аторонах. Только по- ; еле этого и з у ч е ни е сраж ения ! гр и н е с е т свою пользу . I «Ж елательно , чтобы все п р и емы, которые приходи тс я де лать в бою, частой п р а к ти к о й вошли в привыч ку и могли де латься д аж е бессознательно . Л «.Командиру который п ол у чит в командование оудно, и з балованное якорными с т о я н к а ми, я бы советовал выйти а море и. остановив м аш и н у , об’явить, что пришли домой и что н ачин ае тс я нормальная морсная жизнь...». «Офицер должен исполнять п ор уч ени е рэеумно и не боять- ся ответсУгвенновіти/. Ф ф Ф «Нам приходитоя каж дом у исполни телю предоставлять большую долю свободы, но если командир замечает, что офицер н а ч и н а е т этим зло упо требля ть , то он должен н е медленно поставить офицера на должный путь». • * * «Если мы возьмем два со- вершен но одинаковых корабля, с одинаковыми командирами , не д у х одного из них подни мем несколькими успе хами , д аж е в к а к и х -н и б у д ь неважных и небоевых делах, а д у х д р у го го уд ру чим выговорами, з а мечаниями и неудовольствия ми, н е оставив при этом луча надежды на исправление е мнении начальства, то перво му из них все буде т удава ться, а от второго нельзя ожидать инициа тивы и смелых реш ений , а скорее робости и неуверен ности в действиях». >9 * * «Лю ди т а к различны по с к л а д у своего ума и хар а к те р а , что один и тот же совет не го д и т ся для двух различных лиц. Одного сл едует у д ерж и вать, д р у го го надо поощрить и лишь обоим следует не ме шать». * * * «Помни войну!»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz