Североморский лётчик. 1944, март.

28 м а р т а 1944 г . . № 74 ( щ ; Каждый день борьбы с ненавистным врагом на­ полнен множеством боль­ ших и малых событий, свидетельствующих о том, что дух наступле­ ния не только живет в каждом советском воине, но растет и нрепнет изо дня в день вместе с доб­ лестными победами Крас­ ной Армии. Ежедневно телеграф приноаит нам вести либо а боевых действиях на флотах, либо о боевой ра­ боте наших летчиков и техников, либо о дей­ ствиях наших союзников. О чем бы ни сообща­ лась в телеграммах, в них неизменно одно: все, кто борется с немецним фашизмом, стремятся бы­ стрее разгромить гитле­ ровцев. На этой странице мы сегодня публикуем часть сообщений, полученных rto телеграфу в воскре­ сенье 26 марта и поне­ дельник 27 марта из Москвы, с Балтики и с наших аэродромов. Т а к д е р ж а т ь ! н е о б ы ч а й н ы й р е м о н т ■ИЛЬЮШИНА» В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ И В р е к о р д н ы й с р о к Н-СКИИ АЭРОДРОМ . (Наш. корр.). «Ильюшин-2» возвра тил - с і ./с б о е в о г о з а д а н и я повр еж . л енным . Прц п о с а д к е н а своем а э р о д р о м е у с ам о л е т а о т л о ­ мился хвост. Д л я в о з вр ащ ени я машины в с т р ой н а д о было сме. нить п о л н ую п ол о ви н у ф ю з е ­ ляж а . С п о д о б н о г о ви д а р ем о н ­ там в пол евы х у с л о в и я х инже- нерно-тех н ич е с ки й сост ав ' еще но ст алк и в ал с я . Сп ециальная б р и г а д а во г л а в е с т е х н и к -л е й ­ т е н ан т ом Храмовым в с о с т а в е с е рж а н т а Пр о ск урия и к р а с н о ­ флотца Пол уп он п о с л е н е б о л ь ­ шой подготовки в з я л а с ь за работу. Не было мн о ги х н е о б х о ­ димых м а т е р и ал о в , п р и с п о с о б ­ лений л и н с т р у м е н т а , о д н а к о ремонт был зак онч ен па 10 су- ток ранее срока. Б о л ьш ую помощь б р и г а д е о к а з а л и с т а рш и й т е х н и к -л е й т е ­ нан т К ар елин , с е р ж а н т Б о н ­ д ар енко. к 11-СКШ1 АЭРОДРОМ, 20 м а р ­ та. іНаш. корр.). Фрицы сидяч в коридор® н ебольшого домика Финского типа. В с е г о н е с к о л ь ­ ко часов н а з а д они были взяты ь пл ен нашими р а зв е д ч и к ам и— морскими п ех о тинц ами . Б е с е д у е м с командиром ра з- Е вдотряда л ей т ен а н т ом В. Л е о ­ новым. Свышо д в а д ц а т и р а з вы сажи в ал ся он на вражеском б е р е г у и р едко в о звр ащ ал ся без «языка>. I'егодня ночная выла,;- ка о к а з а л а с ь о с о б е н н о у дачн ой . «Вылазк у н а вр аж еск ой т е р ­ ритории мы п р о и зв ел и б есш ум . но, ■ говорит т. Л еонов . — Первой вышла на ш о с с е г р у п п а к р асн офл о тц ев во г л а 5 в:-< с мичманом Иикандро-' вым. По д о р о г е шла ав т ом а т ;; на. Г р ан ат ами и о г н ем и з а в ­ томатов р а зв е дчики вывели е е и з строя. Д в а немца пытали сь б еж а т ь , но были убиты . Мы прошли немно го д ал ьш е. С г р у п п о й бойцов я заш ел в н ор в еж ский домик. К о г д а р а с ­ спр ашив ал жи т ел ей , м н е доло- ' ж или , что на д о р о г е сн о в а и д е т [п е р е с т р е л к а . Я п о сп еши л к м е ­ с т у схватки. Ок азалось, что, имея в г р у п п е н е з н а ч и т е л ь н о е чи сл о бойцов, Никандров не см о г о ст ановить д в е в р аж еск и е машины . Об с т р ел янны е н аш и ­ ми бойцами , они проскочили з а с а д у . Но уй ти д а л е к о н емцам в с е ж е Ни у д а л о с ь . Ч е р е з два кил ом етра и х в стр етил а вторая н аш а г р у п п а во глав© с- г л а в ­ ст аршиной Бариновым . Моряки вывели о д н у м аш и н у и з строя и в зяли в пл ен д в у х н емцев, о к а за вш и х с я п а трульными , вы­ д ел енными на о х р а н у дороги. В с л е д з а этими д в ум я м аш и ­ нами п о к а з а ли с ь ещ е четыре. Гранатами мы р а зби л и г оло в ­ н ую , и о н а за г о р о д и л а путь ост альным . В этой г р у п п е был а в т о б у с с немцами , ср е д и которых н а х о д и л о с ь несколько офицеров. З а в я з а л а с ь корот­ кая, но о ч ен ь ож е ст оч енн а я схва тка. Офицеры у п о р н о с о ­ противляли сь. Истр ебив д о 15 гитл еровц ев и за х в а ти в ещ е ч етверых пл енных, мы п о д о ­ рвали автомашины , зен и тн ую п уш к у , приц еп л енн ую к ч е т ­ вертой г р у зо в о й машине, в з я ­ ли часть им ущ е ст в а , д о к у м е н ­ ты и на к а т ер а х отошли от в] аж еск о г о берега». Саноотвершенный пестуном летчика Ващенко Н-СКИЙ АЭРОДРОМ (наш корр.). В воздушном ! бою над немецким конвоем самолет летчика-пс- требителя Ващенко был серьезно поврежден. Ва­ щенко не вышел из боя и продолжал отбивать ! атаки четырех „ФВ-І90“. Умело пилотируя ма ­ шину, он уходил к своему аэродрому. Случилось так, что посадочная площадка была занята: на нее производили посадку только что пришедшие с задания штурмовики и истребите- I ли прикрытия. Ващенко же необходимо было са- ]диться немедленно, ибо машина уже горела. Язы­ ки пламени пробивались к кабине, дым ел глаза. „Нормально мне не сесть,—мелькнула у лет ­ чика мысль. Шасси повреждены, машина горит*. Садить машину прямо на фюзеляж тоже бы- j ло нельзя: это лишило бы „ Ильюшиных “ возмож- 1 ности посадки. В стороне, совсем недалеко, еще продолжал­ ся воздушный бой. Лейтенант Ващенко, рискуя собой, принял решение садиться на вынужденную вне аэродрома. Напрягая последние усилия , он перетянул сопку и приземлился на краю заснеженного озера. С обгорелым лицом Ващенко вылез из кабины и только успел отойти в сторону, как взорвались баки. Командование высоко оценило самоотверженный поступок лейтенанта Ващенко, представив его к правительственной награде. Б Ь Е Т Б А Л Т И К А ВВС КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА . На ­ х о д я с ь в р а зв едыва т ельн ом п ол ет е н а д заливом , рано у т ­ ром л етч ик -к р а сн о зн ам ен ец л ей т ен ан т Щ ер бин а о б н а р уж и л д в е гр уппы корабл ей пр о тив ­ ника. Там были 2 т р ан сп ор т а , 1* ст орож евых корабля и 9 с т о ­ рожевых катеров. На ра згром кораблей выл ет ели л е тч ики - ропшинцы . Первый у д а р н а н е ­ сл а пара «Илюшин-2», в едом ая ма стером ш турмового у д а р а гв ар дии л ей т ен ан т ом Р оди он о . вым. И с п о л ь зу я большей опыт штурмовки вр аж ески х кор аб ­ лей, Родионов с о своим в е д о ­ мым прорвали сь скв озь з а г р а -I ди т ел ьный бгонь и прямым п о п а д а н и ем бомб п о д ож г л и ст орож евой корабль. В с л е д за Р одионовым о б р уш и л и бомбо- г р у з н а врага ропшинцы -гвар- дейцы , в е д омы е л ей т ен а н т ом Т ер ещ енк о , вы зва вш и е б ол ь ­ шой пож ар и п о т опи вши е т р а н ­ сп ор т в о д о и зм ещ е н и ем 2.000 тонн. Тр етью в о л н у «Илов» вечя Г ерой Совет ского С ою за -гвар­ д ии майор М а зур енк о . В ре- з у л м а т ѳ см е л о г о и р еш и т е л ь ­ ного у д а р а г в а р д ейцы п о т о п и ­ ли 2 т р а н с п о р т а в о д о и з м ещ е ­ нием по 2.000 тонн каждый , 1 сторожевой корабль, 1 ст ор ож е , вой катер и п о д ож г л и 2 с т о р о ­ жевых корабля. „ О Х О Т Н И К И ' 11-ОКИЙ АЭРОДРОМ. (Наі корр.). В т р у д н ы х метеоро; г и ч е с к и х у с л о в и я х протек эт о т п о л е т в д о л ь с е в е р н о г о г б е р еж ь я . И с т р е б и т е л и щ>< д о л е в а л и з а р я д з а заряде о ты с к и в а я ц ел ь покрупнее, вот д а л е к о о т н аш и х берёг и х с т а р а н и я у в е н ч а л и с ь усг хом. В б е с е д е с вашим корреснс д е н т о м у ч а с т н и к эт о го крейс« ск о г о п о л е т а м л а дший лейі н а н т Ив анов р а с с к а з а л : «На п ер вы х ж е километр п у т и мы с т а л и в стр еча ть бо.- ш и е с н е г о вы е за р я ды и низкі о б л а чн о с т ь . Пришлось поч в е сь м а рш р у т ит ги бреющи Около в р аж е с к и х бер егов ш. в д о л ь б е р е г о в о й черты и вн м а т е л ь н о пр о см а т рив али ка: д у ю и з в и л и н у . На т р а в е р з е порта Б. н т у г р у п п у , ви дим о , зам ти л и н емцы . Они открьы и н т е н с и в ны й огонь. Снаряд л ож и л и с ь с в е р х у , прижим; н а с к в о д е , Однако мы ушли и п о д о б с т р е л а невредимыми п р о д о лж а л и п ол е г . П е р е д н ам и—большой зар? и о б л а ч н о с т ь . Командир пршг. м а е т р еш е н и е итти обратны к у р с ом с з а х о д о м в фиорді возм ож н о , что в них б у д е т вс ж е о ты с к а н а цель. И действі т е л ь н о—ок о л о причалов одно п р и с т а н и мы зам е т и л и болі ш о ѳ с к о п л е н и е м ел ки х с у д о Их бы л о б ол ьш е десятка. Ht б и р а ем вы со т у . И сп оль зу я ( Я л а чн о с т ь с разрывами , входи в пике. Моя м ашина вдр у г сильн в з д р о г н у л а : прямо е попадани з е н и т н о ю сн а р я д а в левуі пл оско ст ь. Продолжаю пикирс са т ь и сбр а сы в аю бомбы п< цели. На вы х о д е из пике и во вре мя о т х о д а о т ц ели немцы ве д у т по н аш ей г р у п п е ож ест о ченный -огонь. Ещр, несколько п о п а д а н и й в машину, но мо тор т ян ет , и я у х о ж у на брею щем». И с т р е б и т е л и Бойченко в этот д е н ь п о т опили 3 шхуны про­ тивника и повр едили о дн у . Е в о з д уш н ом бою мл адший л ей ­ т е н а н т Алф ер о в сбил немецкий истр ебит ель . ПО ФАШИСТАМ— С ВОЗДУХА За последние дни возрастает активность дей ствий авиации союзников. 26 марта, например, стало известно о налете 5.000 самолетов союз­ ников на фашистскую Германию. Действиями союзной авиации каши летчики постоянно интересуются. В езязи с этим пуб­ ликуем переданную для нашей газеты по теле­ графу статью полковника А. Кононенко. Действия авиации союзников в феврале и марте 1944 года R т е ч е н и е ф евраля и в мар- те бо е в а я д ея т ел ь н о ст ь ави ации сою зников против Г е р ­ мании пр о д о лж а л а носить ак ­ тивный характер. В перв ую о ч е р е д ь авиация сою зников п р о д о лж а л а н а н о ­ си т ь у д а ры по Б е р л ин у . Н а л е ­ ты ан глий ской и ам ерикан ской ави ации з д е с ь со в ерш али сь как дн ем , так и ночью. Одн о вр ем енн о с этим тяже­ лы е бомбардировщики 8-го ам ерик ан ск о го а в и а ц и о н н о г о { к орп у са н ан о си ли у д ары по ( портам Г ермании и Франции и ! крупным ж е л е зн о д о р ож ным | цен трам и у з л ам коммуникации на т ерритории Г ерм ании и Фран ции . Тр етьим важным о б ’ектом у д а р о в ави ации союзников я вл ял и с ь г е рм а н с к и е заводы , п р о и з в о д ящ и е сам ол еты , м о т о­ ры и д р у г и е виды во оруж ения. Наконец, бомб ардировки в е ­ л и сь против о б ор они т ел ьных с о о р уж е н и й , которые немцы с о з д а л и на п о б е р ежы і, в ча ­ с т н о с т и . на п о бер ежьи Па-де- Кале. Полковник А. Кононенко По со о бщ ениям иностранной печати, ам е рик ан ск о е к ом ан ­ д о в а н и е с о з д а л о в Е вр оп е г р у п ­ пу ст р а т еги ч е ск ой ави ации ■ в с о с т а в е 8-го и 9-го ам е рик ан ­ ски х ави ационных корпусов. В каждый к орп ус в ходи т н е ­ сколько в о з д уш ны х ам ерик ан ­ ских диви зий , с о ст о ящ и х из 3—5 эск адрилий самолетов. Ч а с ти 8-го и 9-го ам е рик ан ­ ских ави акорпусов нано сят у д ары , в о сновном , по Б е р л и ­ ну и герман ским авиационным за в о д ам , а т акж е а т акуют о б о ­ рони т ельны е о б ’екты на п о б е ­ р ежь е Па-де-Кале. В ф евр ал е н а и б о л е е крупные м а ссир о в анны е д н ев ны е н а л е ­ ты были п р ои зв ед ены ави аци ей союзников по главным центрам немецкой авиационной пр о­ мышленности в Л ейп ци г е , Бра унш в ей ге, В е р н б у р г е и Ошерслебе-не. На эти заводы 20 февраля был п р о и з в е д е н м а с ­ сированный нал ет, в котором уча ст в о в ало б о л е е 2.000 с ам о л е ­ тов союзников. На ави азаводы в Л ейп ци г е было сброш ено 2.300 тон.н бомб. По со о бщ ениям а н ­ глийской п ечати, в Л е й п ц и г е нанесены т яж елы е п о в р еж д е ­ ния четырем немецким ави аза- ; водам , г д е пр ои зв о дил а сь сборка и стр е би т ел ей «Мессер- шмитт-109», «Юнкерс-88» и тр ан сп ор тны х самолетов. В Ш т у т т г а р т е дн ем 25 февраля ан г лий ски е бомбардировщики с бр о си л и 2.000 тонн бомб на шарикоподшипниковый завод «Норма». Трижды были а т ак о ­ ваны и два зав о д а ш арикоп од­ шипников в г о р о д е ПІтейере. Таким о бра зом авиация с о ­ юзников п р од олж а ет наносить си с т ем а ти ч е с к и е у д а ры с в о з ­ д у х а по главным ц ентрам г е р ­ манской промышленности. Создав в рай он е С р е ди зем н о ­ г о моря б а зы для крупных с о е д и н е н и й тяж елых б ом б ар д и ­ ровщиков, к омандовани е с ою з ­ ников сейч а с в с о ст оянии по ражать заводы германской пр о­ мышленности, которые н а х о ­ ди л и с ь р а н е е за п р ед ел ами Ед ей ствия авиации союзников. По сообщению командования сою зников , в п е ри о д нал ет ов н а Г ерм анию с 22 по 23 ф евраля в в о з д уш ны х боях c6irfo 700 нем ецких самол етов , по т ер ян о нри этом 382 т яж елы х ам е р и ­ канских сам ол ета и 82 а н г л и й ­ ски х самол ета. Союзная ави ация , б а з и р у ю ­ щаяся на Ан глию , в с л е д за с и с т ема тич еским ра з ру шеи и ем авиа цион ной пром ышл енн ос тп немцев, б ом била 8 ф евраля т а кж е 13 н ем ецки х аэродромов, р а сп о л ож енны х во Франции. Д н е м 3 марта ам ерик ан ски е самол еты вп ервые совершили нал ет на Б ерлин. Д о эт о го Б е р ­ лин бомбила только ан глий ская авиация. В с л е д за этим к р у п ­ ные налеты на Б ерлин были соверш ены т акж е 6 марта. В эт о т д е н ь в кр упн ом в о з д у ш ­ ном с р аж ении н а д Б ерлином ави ация союзников с б и л а 176 нем ецких самол етов и потеря- лч 68 своих самолетов. Дн е в н ой конц ентрированный н а л е т на Б ерлин был сов ерш ен 8 марта. В эт от д ен ь авиация союзников с бр осила на г ород 10 тысяч ф у г а с ны х бомб, б о л е е 350 ты­ сяч зажи га т ел ьны х бомб. Гл а в ­ ным об'ектом н ал е т а явил ся шарикоподшипниковый за в о д в п ри г ор о д е Б ерлина . Авиация союзников сбил а в эт о т д ень 125 самол етов и п отерял а 40 сг о п х самолетов. На р емонтный за в о д в А л ь ­ б ер т е авиация союзников с б р о ­ сил а новые авиабомбы весом в (> тонн. Ан глий ская г а зет а «Д ей л и тел егр аф» указыв ает в о тн ош ении эт и х бомб, что 6-тон- нькѳ бомбы—эт о н е просто у в е ­ личенный вари ант 4-тонной бомбы. Р а з р уш е н и я , причинен­ ные 6-тонной бомбой, детони- рованной должным образом , равны д е й с т в ию д е с я т и д в у х ­ тонных бомб. При хороших у с л о в и я х д ет онир ования она мож ет р а зр уш а т ь в с е в р а д и у ­ с е 100 метров о т места падения. Удары с в о з д у х а 6-тонными бомбами по а ви а за в о д ам и ба­ зам герман ской промышл енно­ сти б у д у т сп о со б с т в о в а т ь о с ­ лабл ению герман ской военной IIром ыіпл ен нос ти. Вп ер вы е п р о и з в е д е н был н а ­ л ет 17 марта на В е н у , г д е со- с ре д о т оч ен ы промышленные п р едприя тия , р а б о т ающи е на в о о р уж е н и е гитлеровской ар­ мии. А ви аци я союзников 18 марта такж е н а н е с л а у д ары по пяти немецким аэродр омам , распо­ лож енным в С еверной Италии, г д е было у н и ч т ож е н о в в о з д у ­ х е и на з е м л е д о 122 немецких самол етов. В о з д уш ны е о п е р а ц и и авиа­ ции союзников продолжают р а зр уш а т ь во енную промыш­ л енн о сть Г ерм ании , а также подрывают б о е с п о с о бн о ст ь гит. леровской ави ации у д а р аш і по основным центрам авиацион- < ной герм ан ск ой промышленно­ сти.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz