Североморский лётчик. 1944, март.

ip.ra' 1 9 4 ir ,; М 68 (138). СЕВЕРОМОРСКИЙ л е т ч и к У х а р с т в о — не х р а б р о с т ь , лихачество ПОЧЕМУ ПОГИБ ™ н е л и х о с т ь Л Е Т Ч И К ПОДУЖАЙЛО JL m c j M I »гда, беседуя между со ­ ветчики рассказывают, 'то-либо при возвращении ешкого боевого вылета, иво» прошелся бреющим лихо пронес-ся- над кр ве ­ домое гарнизона. Иног- ;новняк беседы находит- ОКО И СЛЫШИТ ОТКР<>- :■& похвалы по своему ад- Если он молод годами, его бьется учащеннее: щ-t один человек но-бы- авнодушным к славе!., ае тл и кто-нибудь нз со- яикое о последствиях,, >іо может повлечь за со­ вкая. беседа? Обычно не ибо, если раздается голос,, осуждающий лю- ■ >й «побриться» над аэро- |м или «заложить» «Коре­ ей разворот». !на него не накидываются. ;©м недавно на Н-ском. роме шайдюдали такую ; ну; нсгрооитель шел ша ку. Ш ісзаппо машина :да правый боевой р а зш - н&бором. -высоты. Ь верх- =очке разворота,, при кре­ пила 90 градусов, при гаточной ОиСрОСТп, Л;Т- ~тал производить оорат- іволюдию и перевел са- : в. левый разворот. п о ­ дошел на посадку. . :;:-зем-ло выяснилось, что • «л молодой’ ЛЁТЧИК UO- ло . Идя но" на свой ; х>м, он хотел показать, * мы не лыком шиты», ите, дескать, как бле- ; мы владеем техникой! ;<ду том .на. этот раз его о от гибели я ишь то ітельство. что высота ...гозБОл'ила» набрать ске- ііо будь достаточной ы,, самолет - в верхней . разворота, потеряв у н ­ ике-, свалился бы в што- із которого вы вести ма- ■. было бы невозможно недостатка высоты. jKo летчик, не знающий ; ікое минимальная ско- прн пилотажа н к чему риводит « а низких' вы- м-с«г позволить .'Себе то, одужайло. И -все ж е но чресу раздалось немало іы іы :і возгласов. Ъ:до- іьно отнеслись к выход- аужайло и старш ие t o ­ il Никто іГо одернул >го лотчика, -никто не :іл его за лихачество , хо- іа за ть чадо было ле ­ т о , ср а зу же после по- •и со всей строгостью . злодых людей, еще мало ш » жизнь и не успев- акалить сбой характер , з а л кр уж и тся голова, лло и с 'ііодужайло, по- ІТО на. следующий же да снова решил «блес- : В злетев последним -в ѵ он решил прнстроить- Эьгстрее, срезав марш- снова сделал разворот еном больше допу- ’о. Скорость была по- Машина стала п е ­ ремой и свалилась в з. Т а к .как высота была не+болыпой, вывести са - нз штопора уж е не бы- акой возможности. И те щи, кто вчера расточал ьі Подужайло, — стали елями нелепой гибели ного молодого истреби- который в боях с вра- іог бы с честью по ­ за родину, то ли говорить, что в Подужайло повинен не он один? Н уж но ли ть, что виновны все, ■хищался -ето первой л и . ой выходкой, которая іичом иным , как гру- 1 нарушением Настав- по производ ству поле- ужно ли, -наконец, го- , что трезвый голос ара мог предотвратить Е. В *свое время -адмнрал На­ л-шов, прославившийся бес­ страшием в Синопском бою и личного владения техникой. | Он говорит, что именно в гаком духе н следует строить ■ подготовку молодых летчиков, і Верно, истребителю прихо­ дится вести бон на низких высотах, вплоть до бреющего. Но никто в таком положении П Е Т Р О В С К И Й „ М О Р С К О Й УСТАВ" на бастионах Севастополя, го- к 3 " е делает «бо- Еорил офицерам, что их чек>>* J !0° “ 5 3^ ал, г за *ѵ колыбели русского воен- Лем в с т у п и т ь , п од л и ш е н и е м жизнь принадлежит отечеству эт’° о т о м н и т немедленн-о. іо - но-морского флота стоял один живота. к что «но удальство,, а толь- товить се0я £ Р°ю надо, кѵ- ’ іі3 ьелячайших 'полководцев и Которые от неприятеля от- но истинная храбрость -при- | кечио; «о фокусами н а д _аэро: мореплавателей .России—Петр ступят и ‘ побегут, прежде, носит пользу ему и честь і громом, а •серьезной раоотоп це рЕЫ.а, -Основатель нашего нежели они по сигналу Ан- умоющем-у отличить ее- ;а с во- і в . f °H®' постепенно снижал фЛОТа са54 начертал рисунок шеф командующего порядочно их поступках от первого». J ia - j вь]00г1'> ^ отраоатьшая -*am- _трехполооного флага, впервые- отведены будут (хотяб неко- химов любил лихих, отв-аж- ] дую ЗЕГ>ЛЮЦК!0 д „Я°верця4^ поднятого при нем, «как зна- т-орые или многие корабли нь-.х .моряков, но терпеть но ! С1ва* до автоматизма, п&лу МЯ( которое к- морскому пути уже у побежали) имеют за то мог безрассудного лихаче- ! научиться чувствовать, «они- ; надсйно®. ‘ смертью казнены быть, и не ства. Он требовал различать j мать машил5 • | «Кто к знамени присягал надлежит никому, кроме пер- удальство, ухарство—от храб г Однажды т. Б., которого единожды, тот у о,но,го и до еого командира, оной сигнал Рости. Воспринимая -и умно- все знают, как неплохого лет- смерти стоять должен».-- -пн- чинить под таким же штра- жая традиции таких великих ! •чііка, приземлил самолет на. 5с ал Петр. , фом. людей, как Ушаков и Нахи- Н-ском аэродроме. Здесь ба - | При Петре вырабатывались 1 ~ * -* мов, мы должны воспринять зировалось подразделение, к ’ основные представления об j в случае бою, должен .wa­ it их нетерпимое отношение к '„котором он раньше служил. - истинной офицерской ч е с т и , /питан или' командующий ко- лпха-честву в нашей боевой "Здесь у ис*ч> было много дру- ; которые с тех пор-всегда слу- { .раблём, не токмо сам муже- р&боте. Гаѳй. После встречи и разгово- j жили я по сей ,-день сл уж а т | етввино против неприятеля Оставаясь лихими, храбры­ ми воинами, готовыми к са­ мопожертвованию во имя победы, мы не должны забы ­ вать важное обстоятельство: каждый из летчиков обязан нанести врагу как можно больший урон, истребить как можно больше номецко-фа-. ши-стски-х захватчиков. Отдать жизнь за это в . бою, как сде­ лал герой Горбачев,—благо­ родно. Это дело чести офице­ ра, если соответствующим об­ разом сложилась обстановка. За это народ Прославляет: Но рисковать головою попусту, и;:-за того, что кто-то, не гіо- думав, похвалит, рисковать жизнью для того, чтобы кого- то удивить выкрутасами над аэродромом, — прьступление ш ’рсд- родиной. Такое же тяж ­ кое, как тру сость в- бою. И не одобрять, не хвалить надо за сто, а наказы вать без малей- щен пощады. Среди небольшой' части летчи ­ кев -истр сбител ей сущ ествует мнение, что запрещение пило­ тажа, ’подобного тому, кото­ рый пытался осуществить По-, лужайло, якобы ограничивает возможности воспитания дей­ ствительно ли хих воздушных бойцов. Дажо такой опыт­ ный летчик, :как т. Бурма- тов, иногда отстаивает право m «горку» и даже «двойную и тройную бочку» для тех лет­ чиков, которые, возвратились домой, отличивш ись в схва т ­ ке с гитлОровца-ми. Он '«гово­ рит, что «горки» н «бочки» на низкой высоте .над аэро ­ дромом — свидетельство от-- ров -с ними он направился к. ; нерушимыми нормами новеде- самолету. Взлетел: В воздухе ! ння каждого русского -офице- развернулся на большой ско-1 ра. рости против старта, наара- \ «Какой тот великий герой, бил -самолет в сторону стоя- і который воюет ради сойствен- щих друзей и «заложил» над інОй только славы, а не для ними «королевский разворот», .обороны отечества?»— вос-кли-. ;. j рискуя потерей -скорости в : нал Петр. верхней точке. Проделал он ! Знаменитые победы, одер- это на недопустимо' низкой жьнные петровским ‘флотом на высоте. Что ©то—свидетель- Балтийском море- у Ган гу та, отво мастерства Б.? Или, может быть, необходимая тре­ нировка. для боя?.. Нет, это нетерпи ма я недисциплин иро- тганность, и лихачество, koto - 3,челя, Гренгама вом>, выдвинули первые ряды русских воинов ; Уже- -в этих давних славных «баталиях» формировались ос­ новные понятия о воинском би'ть,ся, но у. людей к тому оловдми,а паче дая образ со­ бою побуждать, дабы муже­ ственно бились до поіследней возможности и не должен ко­ рабля неприятелю отдать, ни в коем случае, под потеря­ нном живота и чести. ИЗ ГЛАВЫ УСТАВА «О ЬОЯХ С НЕПРИЯТЕЛЕМ Ноторые ао время боя оста- моряков в «ят с!вои места, дабы укрыть- н . ІІХОД Азо- ся, те будут казнены смертью. ТаИожде и те будут казне­ ны смертью, которые похотят сдатьіся, или идых к тому бу- . ----- - . .. , дут подговаривать, или, знав год Гренгамской победы, был : оную измену, о том не воз t .лтгхт-лттгтті-лтіп гг рое никому не щужно. Так не долге и чести русского мор- • :кого офицера. В 1720 году, в готовят себя к- боям серьезные желание по- . опубликован собственноручно | ёестят людн< Это хвастать перед товарищами, ’ написанный Петром первый Л такое хвастовство дорого | Морской .Ѵстав нашего флота обходится уродине, что отлич- 6 котором но видно из жяйло. точным, ясным и Всякий офицер, во время ^ і бою, который оставит свой случая с Поду- 1Z * Г б Т " ньгх моряков в бою. Годственная по -своему д у ­ ху и языку позднейшей «Нау- кчч побеждать» -Суворова; «Кни­ га Устзв Морской о всем, что касается к Доброму управле­ нию в бытность флота на мо~ 1ре» 'была в, русском флоте, первым документом такого ро­ да и обнимала весь круг во­ просов, которые впоследствии уставы Корабель- -ный, Боевой, Дисциплинар- Ухарство— не храбрость, ли ­ хачество но лихость. Это ■следует помнить всем, а осо­ бенно — летчикам т. Алек­ сандрова, ибо из ни х не­ которое товарищи наруша- ю і летную дисциплину, Наставление по производ­ ству 'полетов. Тт. Кирил- охватили лов, Б у іаков и Панкрашин НЬ_ІЙ и Лру1.но документы, уже подвергались взысканиям j Руководящие идеи петров- за это. І-ского Морского Устава сохра­ няют свою полную силу Иідля Самыми решительными ме- ; наших дней, какие бы неиз- рами мы обязаны лнквнди- ■Нежные поправки и изменения ровать недисциплинирован- : не внесли іві них истекшие -ность и расхлябанность лет- j два столетия. Проникнутый него состава там, *где они на ­ блюдаются. Недисциплиниро­ ванность н расхлябанность — активным наступательным ду- хом1 и высокой, суровой тре ­ бовательностью, Морской У с ­ тав особо подчеркивает огром- это ДЕе вехи на 'пути 'гдо ную ответственность (морского т ,т т м ,й н постіелней "вехой ^ й ц е р а и 'прежде всего - третьей и последней boxw . комацднра корабдя. всегда бывает катастрофа. Авиатехники гвардии младший сержант А. Горшков, гвардии старшиіі сержакт А- Кочегуров и гвардии стар­ ший техник-лейтенант И. Овсянннков осматривают маши­ ну перед вылетом. ИЗ ГЛАВЫ УСТАВА «О КАПИТАНЕ». Ежели какой партикулярный корабль или несколько ко­ раблей, отлучаеь от флота, Iипи посланы куда будут, хо- ггя и не для искания неприя­ теля, а неприятеля увидят, что он цм под мочь; также «желіи и услышат о таковом слу'ма'е, и чт(о делу их вели­ кой остановки в том *небудет, з,а чем они посланы, то >в обоих случаях всею силою неприятеля искать и атако­ вать под штрафом лишения живота. Ежели кто чрез тяжкое неоча&тие принужден будет от неприятеля отступить, и указной сигнал для того учи­ нит, тогда Те корабли, кото- I рые близко его обретаются, j имеют по крайней своей воз- і мсжности оного укрыть и Iдля тога имм«еприйта" Все воинские корабли россий­ ские не должны ни перед кем спускать флаги... под штра­ фом лишения живота. .* # * . ТІотровскцй Морской Устав учил первых русских морских офицеров превыше . всего ста ­ вить честь своего родной,- (флота, честь свосчго корабля, свою личную офицерскую, честь, которая заключена в неукоснительном и точном исполнении воинского долга. А долг этот У став .усматри­ вает в преданном служения Родине, в. готовности пойти ради нее на- самопожертвова­ ние. во взаимной товаршп- екой выручке в-бою, в по­ стоянном стремлении на с т у ­ пать п уничтожать врага. «ВОтупая с неприятелем в бой,— учит петровский .Устав,- н б д л еж и т всякое возможное старание прилагать к неприя­ телю приближаться и.:, не стрелять из пушек По не­ приятелю прежде, нежели они столь близко придут, что­ бы можно вред учинить...» «Хргіброе сердце и исправ­ ное оружие,— говорил Петр, - лучшая защита поаударства*. * * » Два о четвертью века тому -назад русские морские офице. рь: рукою своего первого ,чрло товодца записали основны*' законы,, верность которым сделала их героями Гангута и Грѳнгама... Эти законы оста­ вались неизменными на про­ тяжении всех последующих годов. Верность им преврати­ лась в традицию. Заветы пет­ ровского Мор'ск-ого У става н а ­ ш л и себе дальнейшее разви­ тие в деятельности великих р у с с к и х 'флотоводцев X V III г X IX веков и в подвигах мор­ ского офицерства в многочи­ сленных битвах ' от Чесмы и Синопа до Одессы, ‘Севастопо­ ля и Ленинграда наших дней.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz