Североморский лётчик. 1944, март.
Нонет. Т міаніі им КОРАБЛИ УХОДЯТ В МОРЕ іогорают в небе зори, ; дымке тают манки, орабли у х о д я т в м е р е, апевают моряки. ет милее и дороже той песни по у т р у , аших девуше к п р и го ж и х оцелуев на ветру. то нам ветер, непогода, е страшны огонь, и дьш , ы вернемся и з похода оеверяннам молодым. Не бывать немецкой своре На Мурманском берегу. Нашу землю, наше море Не уступим мы врагу. Нам о смерти думать рано, Наше счастье впереди. Мы любимых северянок Приласкаем на груди. И огнями вспыхнет город Нашей славы боевой. Норабли у х о д я т в море Песня тает за нормой. >адиополукомпас — іадежный друг штурмана ж выполнении боевых за- ій летчик,и-совероморцы -іь часто попадают в сложные іорологическио условия. Ути юности особо в-озрастают ва |ія зимних ночных полетов, ж случается так, что даікь ►ротком перелете экипажи киваются с резко мвняю- . зя погодой. Естественно, это требует от летчика и JMaHa в совершенстве вла. техникой полета в обла- и зарядах, когда отсут- ; ет видимость, овой опыт показал, что '■іо трудности полета могут • преодолены, если в нем гв уюг натренированные ажи, умеющие в совершен- ■». пользоваться средствами рнавнгации. И наобороі, гДе безразлично относят- к использованию этих •ітв, где летают «на авось», полеты в сложных усло- прлводят к тяжелым но- :твиям. Только этим мож- бяснить имеющиеся у нас д а случаи, когда экипажи •!;~>з»ращеіши с задания за- от; «Малость заблуди- >. Шбеты. на которых лета- апш летчики, оснащены ►классной радиотехникой, с на сегодня нет такой ни, на борту которой не бы радиоприемника. Лет. и штурманы научились деваться этой радиоаппа- к>й. Для многих штурма- шдионавигация стала лю- м средством и , первым юрьем контроля пути в дом полете. овной радионавигацион. шпаратурой. которой во- ^ны наши самолеты, яв- я рад иопол у ком пас. П ра - іо используя его, можно выйти на приводную с ганци к>, опрt‘долить свое ■нахождение и постоянно •олнровать полет по даль- ■к по направлению. Ѵрман зві‘иа лейтенант ов так говорит об иеполь з ии радиополукомпаса в 'о: «Для штурманов в а шего подразделения радиопо лукомпас стал первостепенной аппаратурой, без которой мы считаем производство полета односторонним». — Перед каждым вылетом,— говорит ІІжутов,—я тщательно проверяю РІІК на земле путем снятия радиопеленгов. Для этого я зачастую использую широковещательные радио станции. И если радиополу компас на земле исправен, тч> я всегда уверен, что в полете будет все нормально. Особое внимание міы обращаем на пра вильность установки рамки и показания индикаторов курса, а р и выходе на цель очень ча сто используем радиостанцию противника, работая методом иред вычисл ей него к у рсов-і ьго угла. Но не всегда в наших усло виях использование толь ко РНК может дать ж е лаемые результаты. Надо, чтобы экипажи умели ком плексно применять в се сред ства радионавигации (привод ные. радиостанции, радиопе ленгаторы и маяки). Можно было бы привести десятки при меров. когда. комплексно» использование всех средств радионавигации помогало вы полнить поставленную боевую задачу. Возрастающая активность боевых действий потребует qt экипажей всех родов авиации летать еще больше, летать в любых условиях. Это возможно лишь при грамотном и полном использовании всех радиона вигационных средств. Надо помнить, что наш •се верный театр никому не про щает штурманских просчетов и пред ’являе т жесткие требова. ния к отработке практических навыков в применении всех средств радионавигации. Поэ тому в каждом полете и при хорошей погоде необходимо использовать всякую возможность, чтобы получить трени ровку в радионавигации, чтобы мело ее применить в боевых полетах. А. СНЕЖКОВ. г о о о р а н и е с е р ж а н т с к о г о с о с т а в а т. Кидалин- днях в Н-сксй части со о с ь собрание сержант- состава, С докладом об х боевой деятельности за год и задачах сержант- состава на 1944 год вы ступил полковник с кий. После доклада собравшиеся прослушали выступление ан самбля Северной песни. „ В о з ь м и с е б е а а о б р а з е ц г е р о я . . . , п о р а в н я й с я н и м , о б г о н и е г о с л а в а т е б е /•* А . С У В О Р О В . ПП. . іі редакцию недавно поступило от молодых, летчиков письмо следующего содержания: „Мы—группа летчиков-истребителей И-ской части—обращаемся к вам с таким вопросом: ког да мы прибыли в подразделение, каши команди ры говорили нам о том. что мы должны хранить и продолжать славные традиции североморских летчиков, что во всей боевой работе нужно по ним ранняться. Мы много слышали и старых североморцах дважды Герое Советского Союза Борисе Сафо нове, I ероях Советского Союза торпедоносцах Киселеве и Балашове, об оіце торпедоносной авиации Севера Иване Гарбузе, о майоре По повиче, летчике-пикировщике Лапшенкоае. Осо бенно много мы слышим о командире нашей части Герое Советского Союза майоре Панине. О всех этих людях часто говорят па собра ниях, рассказывают о них старшие товарищи и частных сооеседованиях, но всех (емлннках име ются их портреты. Наше желание, естественно, научиться так же умело и самоотверженно бить врага, как онАн его наши герои. Мы хотим перенять лучшие ка чества этих прославленных воздушных воинов. Между тем. мы еще далеко неполно знаем об этих людях, каковы их традиции и в чем они. состоят, о том, как воевали эти товарищи и ка кими делами снискали себе любовь, уважение и славу. Мы хотим подробнее узнать об их жилни и боевой деятельности. Просим редакцию поместить на страница нашей газеты «Североморский л етчик ” подробны рассказы о традициях североморской авиации и этим помочь нам узнать о славных делах оф и церов, у которых мы должны учиться искусств воевать и побеждать. С товарищеским приветом! Младший лейтенант Л. Смирнов, младуи, лейтенант Д. Егоров, младший лейтенант Л. З а й цев. младший лейтенант И. Цибизов". Выполняя просьбу летчиков, публикуем годки первую статью о традициях офице рои-ге роев североморской авиации. Любовь к Родине • I'd эсминце «H' краснофл отцы готовят торпеды к бое- походу. Фото А. Тихомирова. И" і > годьр последнего д*~- сятилетня народилось поколе ние русских моряков, для которого воды Баренцева мо ря, сопки, а небо {Заполярья стали тем* чем. г давних вре- мен являлись Балтика для балтийца и Черноморье для черноморца: олицетворен нем Родины, предметом гордостии любви. Любовь к Родине породила в североморцах любовь к Север- ному флоту — верному стражу и хранителю ее границ. Любовь к Родино стала пер вой священной традицией вои нов североморской авиации еще тогда, когда среди п у стынных сопок динамитом и амоналом выравнивались пер вые аэродромы Заполярья и на них в грохоте моторов склады, вались, росли, совершенство вались военно-воздушные си лы еще никогда не воевавше го Северного флота. . ІюОовь к Родине облеклась в грозные для врага воин* етвующие формы в тот самый день и час, когда кровавые фашистские орды напали на Советский Союз. —, «За Родину! Смерть фа шизму!»—вывел 22 июня 1941 года, на. бортах своего само лета Борис Феоктистович Са фонов, бесстрашный летчик, ставший на Севере народным героем, с именем которого связана вся славная эпопея обороны Мурманска от яро стных наступлений гитлеров ских полчищ. С образом лю бимой отчизны в сердце взмыл он б воздух, 24 нюня и Первым из воздушных бойцов Северного флота уничтожил немца, сбросив его в Коль ский залив. В июле, в августе* ь сен тябре 1941 года во главе не многочисленных сил истреби тельной авиации одного из заполярных гарнизонов Сафо нов героически отбивал н е прерывные атаки многократно превосходящего числом про тивника. Только безграничная любовь к Родине могла поро дить в я ем и в его соратни ках ту ненависть к врагу, ко торая неіізменно приводила к победам, и 15 сентября дала силу семерке североморцев не только навязать бой вражеским летчикам, но и по бедить их. В этот достопамят ный день сафоновнв; в двух неравных схватках сбили 11 фа шистских машин. обратив остальные в позорно, бегство. — На фронтах Великой Оте чественной войны, в ожесточен ных непрерывных боях ре шаются судьбы нашей вели кой Родины, судьбы славного нашего народа,—говорил Са фонов в речи. обращенной к молодежи города, Мурман ска. И понимание того, что за честь, свободу и независи мость родной страны отвечает перед своъй совестью русского человека и. оолыневика ііреждо всего он сам, удесятеряло си- лы Сафонова' в борьбе, умно жало ярость его атак, делало его наиор неотразимым, В патриотизме Сафонова, в присущем ему чувство гордо сти служением Родине заклю чен один из важнейших эле ментов его победоносной такти ки: во имя Родины всегда, впе ред, п а врага! Когда на счету Сафонова чи слилось уже 22 сбитых вра жеских самолета, оп вылетел далеко в открытое море, чтобы о і бить атаку фашистских, Фом- бардировщиков. на караван су- дов, направлявшихся к Мур манску с важнейшими гру зами. Сафонов знал, что- самолеты и танки на. палубах и в трю мах кораблей • предназначе ны его Године, напрягающей все силы в титанической борь бе. И оц. не задумываясь, врезался в строй вражеских машин, разбил его, отогнал фашистов от каравана и во гнал три ыинкерса» в пучину Баренцева моря. ^ 30 мая 194И года дважды Герой Советского Союза гв ар дии Подполковник Сафонов не пощадил для блага Родины своей жизни. И каждый лет чик-североморец поныне повто ряет слова мужественной са фоновской клятвы: — Пока бьется в моей груди сердце, л буду всюду искать врага и очищать от него наше родное советское небо. Верный этой клятве лейте нант Георгий Чиликов 27 с е н тября 1942 года в составе чет верки советских летчиков м у жественно вел бой с ю фа шистскими машинами. Когда в этой неравной схватке ре шался вопрос о жизни и смер ти. молодой воин-патриот не задумался ни на мгновение и решительно пошел на таран. «Мессершмитт» камнем упал ; в озеро. Чиликов попытался Iсохранить свою /раненую ма- ; шину, но управление не под- , давалось воле летчика. Земля ; была уже близка, когда Чили ков выбросился. Парашют не , успел полностью раскрыться, і и летчик тяжело ударился . о : землю. Силы быстро оставля- I ли его, но он успел сказать I подбежавшим к нему бойцам: I — Передайте товарищам, что I я еще мало сделал для Роди- ! ны н умираю за свой .народ и партию. Берегите любимую Родину. Смерть немцам! Оберегая любимую Родину в тяжелых оборонительных боях первого этапа войны, летчики - североморцы» показали образ цы самоотверженного патрио тизма, презрения к сш-р;;... роического воинского тру :■> Мастерские удары нанос., ■ врагу в 1943 году наша уда; пая авиация. Сотни тысяч тон а драгоценного для немцев гру за было пущено на дно Б-. ренцова моря. Н-о на то д бон на со всеми, ее случайности ми. чтобы от воина треб> -тось не только наивысш^е ма стерство, но~"В случае н<.л^и ходимости — И ГОТОВНОСТЬ 1 - смелому риску, к беззаь» тпом> Подвигу., к великой и свя- щенной жертве. Подвиги Р роев Советского Союза Баш- тыркова, Гаврилова, Киселе ва и Нокало, на горящих ма шинах поразивших вражеский транспорты, на. в «.-ка останут ся в памяти поколений, как пример патриотического ге р о и зм а , утверждающего бес- ; смертно народа, породившего , таких сыновей. — Все дли Родины, даже сама жизнь, все во благо от чизны, всё для победы над ненавистным врагом, все си лы на его уничтожение и изгнание из пределов священ ной советской земли! в этих 1 словах может быть оформули рована первая н главная и. 1 нерушимых традиций северо морских летчиков. Освященная благородно; кровью незабвенных героеь. эта. патриотическая традици,- нашла, себе претворение- : славных боевых делах 23 Г* роев Советского Союза. коп рымн авиация Северного фл\> і т а обогатила славную когорту самых отвалшых бойцов Оіч j чествѳнной войны А примеру , лучших из лучших стремят*'»-; I следовать их сподвижники :. Iсоратники многочисленны !мужественные и умелые лег- ■чики-североморпы. мастера штурмовых, торпедных ц бом бовых ударов, истребители разведчики. З а годы войнь онн еще болео сроднились Северным флотом к с охр» Iняемым ими заполярны>: ! краем, еще острее ощутил;-. I его неразрывную связь с боль I шой советской землей. «От берегов Черного моря д> , суровых скал Кольского полу !острова, — писал Сафонов Iстатье «Враг будет уничто жен»,—героический советский I народ защищает великие за ; воевания Октябрьс;;ой револк» |ции... Никогда, ни перед кем не опустит свою голову боль шевистская когорта. Никогда, никто не отнимет у на*: счастья, завоеванного кровью наших отцов и братьев. Нико гда!.. В среденашнх летчике}. . североморцев выросли отлич ные сталинские соколы, у ко торых чувство любви к Ро ! но и презрение к смерти і выше всего;>. С. ВАРШАВСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz