Североморский лётчик. 1944, март.

СЕВЕР 5вКИЙ ЛЕТЧИК ИЗ ОПЫТА ВВС — ь- марта 1944г..ЛНб(|й | к р а с н о й а р м и и ЛЕТЧИКИ 2-го УКРАИНСКОГО ФРОНТА 15 ЬУМ ПРОТИВ НЕМЕЦКИХ ЗАХВАТЧИКОВ }; °х Бчзра все мы узкалн о новой победа всйск 2-га Укзаия- , око о фронта, которые „18 рларта,—как гсвзрнтея в приказа Верховного і лзвнзксгландующего товарища Сталина маршалу Сзветскогз Союза Конезу,—в результата стремительной атаки танковых соединений и пехоты овладели крупным иеяезнз- дарзжмым узлам и городом ВАПНЯРКА, леаѳрззэа таким sfi- разом важнейшую железнодорожную магистраль Жмезинка— !* Одесса-. Действия пехоты я танков 2-га Украинского франта в боях с врагов актнано педдержизазт с веэдуха авиация: неодно­ кратно отличались а были отменены в приказах товарища Сталина летчики генерал-лейтенанта авиации Горюнова. Бае­ вой опыт наших товарищей па оружию представляет значч- тельный интерес для северсковцзв, й связи с этим мы публикуем сегодня несколько статей летчиков 2-го Укаанн ского фронта. р 1. Воздушный бой штурмовиков методом маневра за хвостом ----- Подполковник И. А ф а н а с ь е в ______ і же нужно иметь в виду, что значительно быстрее, п Дѵ j при ведении воздушного боя ведения огня остается монып^. ' трудности {движения по щ>я- -времени. За поражение- о- Iмой увеличиваются, а лишняя вертикальной атаки иѳ-сут у задержка над территорией пас ответственность стрелки. ’Противника грозит -тем, что Это необходимо -иметь і могут- подоспеть вызванные при -обучении их. в виду Многочисленные примеры воз душных б о е в , проведенных н аш и ­ ми штурмовиками против и ст р е ­ бителей противника, показывают, что маневры з а х востом выгодно применять при полете пары ш т у р ­ мовик ов на один а рк а х , при с п о р ­ ке и одинарке. или когда одни из стрелков по какой-либо п р и ­ чине не действует при полете на с п ар ках . Имея в о зм ожн о с т ь при полете тупым пеленгом наблюдать з а д ­ нюю п ол у с ф е р у , летчик при а т а ­ ке с о с ед а р е з к о сбавляет с к о ­ рость, доворачпв ает самолет в с т о р он у ат а к ующе г о противника и ставит заградительный огонь. П р и этом он одн о в р ем е нн о у в е ­ личивает газ. Таким о б р а з ом в р аж е с к а я ата­ ка о т р аж ает ся постановкой з а ­ градительного огня. Противник в этом случае перехватывается при п р о с к а к ив ан ии или он вынужден отвернуть с дальней дистанции, а это значит, что он н е и з б ежн о п рек ращает атаку и занимает н овое исходное положение. После о т р а ­ жения атаки н аш летчик усили ­ вает наблюдение за поведением противника. Такой же п оряд ок применяется у нас и п ри атаке ведомого. Если самолету противника у д а ­ валось п р оскочить з он у загради тельного огня н о н окалывался впереди, мы немедленно его ата­ ковывали. Наблюдая за м ан е в р ом п р о т и в ­ ника, готовящег ося произвести н о ­ в ую атаку, н уж н о с о о б р а з и ть , с какой ст о р оны в о зм ожн а эта ата­ ка для того, чтобы п р о т и в о п о ­ ставить свой маневр для контрата­ ки. Неопытные летчики в п о д о б ­ ных случаях увеличивают ско- В подобных случаях -отра­ жение атаки летчиками огра­ ничено, ибо необходимо во­ здать кадрирующее положение, что при наличии посто­ янного крепа на кругу исни- При отработ-ко круга мы женкой скорости можно выполнять в Пределах неболь ших углов. Внешние а т а к и у нас Есегда отбиваются сзади идущим самолетом, постанов кой заградительного огня и контратакой с доваротом, при необходимости с кабрирова­ нием. с последующим заня- Атажи сни- противником истребители. Кро- ѵ: того, при возвращении с боевого задания могут ока ­ заться подбитые- самолеты, ко­ торые необходимо скорее вы­ вести на свою территорию. івеегда добиваемся того, чтобы он выполнялся в горизонталь­ ной плоскости, и самолеты на ­ ходились на равном удалении. Но удаление это . ни в коем случае не должно ^превышать дальности .действительного ог- ••нл штурмовика. Место сам-о- ? шмт§ т т :шт ■ *тщЯ мШіані рость и уходят п о прямой, а д р у ­ гие уходят беспорядочн ой змей­ кой, без применения о б о р о н и т е л ь ­ н о г о маневра. Ьоеаой опыт п о казывает, что при п ротивопоставлении к о н т р ­ маневра истребителю п р о т и в н и ­ ка не о б х одим о я с н о представлять _____* себе, с каких направлений он м о - j новой жет атаковать ш т у рм о в и к а , к а ­ кую изберет атаку в данной о б ­ становке и когда произведет з а ­ х од в определенном направлении. Эт о позволит значительно быст­ р ее и эффективнее применить т а ­ кой контрманевр, чтобы п р о тив ­ ник ок азал ся в с ф е р е огня летчи­ ка или стрелка. В том случае, если нстребите- 1 противника атакуют сзади снизу, то при выполнении п е р в о ­ го условия они будут замечены св о е в р ем енн о . В результате атака будет отбита заградительным о г ­ нем. Если противник на сближение не пойдет, то он п о ст а р а ет ся з а ­ нять и сходн ое п ол ожени е для н о ­ вой атаки. В связи с тем, что первая атака его была н а р уше н а , он с этого же п о л о ж е н и я / отой­ дя стороной, может набрать вы­ со т у и атаковать с п е р е в о р о т а с п о с о б о м вертикальной атаки или с в е р х у с бок у , с п р а в а или слева. Когда п ротивник п р е д п р им е т 1 лета в кругу является у нас і ти-ем своего места, исходной точкой для контр- j зу отражаются с планирова атаки или постановки загра­ дительного огня. У нас повелось так, что ес ­ ли командир группы штурмо­ виков решил принять ?5ой на ■кругу, он в то время, как истребители противника- з ани ­ мают исходное положение д л я атаки , перестраивает группу в Оборонительный, по ­ рядок круга. Этот вариант воз­ можен в том случае, если н а ­ ши летчики не обнаружили противника н а подходе, при плохой слетанности или пло­ хих метеоусловиях, способ­ ствующих скрытному подходу врага. Если в ре зуль т ат е та'- кой завязки воздушного боя штурмовики имели потери от первой атаки, боевой порядок должен быть особенно креп ­ ким на протяжении остально­ го времени ведения воздушно­ го ^боя. Кстати сказать, с началом воздушного бо’я інаши штурмо­ вики немедленно уменьшают скорость до 260—270 километ­ ров. Это, конечно, зависит от­ решения командира группы. Каждый раз, когда мы ‘во ­ время замечали противника, то строили круг таким обра­ зом, чтобы предупредить пер- і .вую атаку. Отражаем: мы пе-р- ния, с последующим в о з вр а ­ щением в исходное положе­ ние. .......• . Пулеметчики Н-свой'п» дейской части держат» огнем важную железно* ро‘жную магистраль Bpars Действующая армия). Фото Д. Чернова. Фотохроника ТАСС = = = = = 9- Р а б о т а а в и а ц и о н н о г о т ы л а п о о б е с п е ч е н и ю н а с т у п а т е л ь н ы , Генерал-майор авиации G . i e p a ^ U U \ / / . Тараненко Первым долгом нужно отме- рывностн перебаздрованияД >твть, что на нашем .фронте убедились в том, что очеэі господствовала в воздухе со- | многое зависит от того, а ветекая авиация. Это дадзло : сколько авторитетный иш нам возможность располагать ; пый командир стоит -вош аэродромы истребителей и штурмовиков в 12—15 .кило­ метрах от линии фронта. В результате мы добились з н а ­ чительной экономии горюче­ смазочных материалов, мото. ресурсов, а главное —■намно­ го повысилась эффективность ляются комендатуры. >ь состав ко» дату-ры обязательно входил мкносаперы, врач, химики,са цпалисты по горюте-е» ным материалам. Опыт работы тыловых'», стей, где начальникам!! я- тт. Ростиашвилн боковую горизонтальную атаку ^ Ю атаау всегда с хода и, или спереди сбоку, то нужно з а - І S lP в пеР»Х0ДИМ в сбо- метить, в какую сторона он ушел ■ крут. Нередко мы развернуться именно в эту сто- сра зу , принимаем оборони- — ........— - J тельный порядок. При с-гневой системе круга противник не может, не под­ вергая себя опасности дальне­ го огня, со всех сторон по­ дойти к штурмовикам. Опыт показал, что преимущество р ону , чтобы к онтратаковать его. Когда нашим штурмовикам не удается противоп ост авить л о б о ­ вой атаки, то мы ог р аничиваем ся п о в о р о т ом , чтобы не дать ярагѵ вести прицельного огня. 2. Оборонительный боевой порядок штурмовиков Оборонительный боевой по- : леко от линии фронта, ибо сам рядок круга штурмовикам , по себе круг малоподвижен и лучше всего применять тогда, j ого приходится вытягивать в к о в '' ‘Сближений когда группа находится неда- , сторону своих войск. К томѵ ! катьной а т а і е — «Ил-2» на кругу заключается Е мощной -системе огня д ма­ лой уязвимости их от огня вражеских машин. Наиболее опасна вертикальная ата к а на кругу, так как она может от ражаться только огнем стрел- ! использования авиации. Линников, говорит о том, то Немцы, уходя с аэродро- без четкого н хорошо мов, как правило, приводили мл иного плана переоазира- их в негодность: взрывали нігя нельзя доешь мш взлетно-посадочные • полосы, либо успеха, па решзкда 'минировали .и разрушали участках необходимо со» аэродромные сооружения, вать оперативные запасы г» д од ’е здные пути. Вот почему рючего, масла, ооеприпасов первейшей заботой работников ; ’пополнять эти запасы, авиационного ты л а явл яли с ь 1 Несколько слов о про») изыскание и подготовка аэро- ' воздушной обороне аэродро- дромов. От работников тьгла мов, ©ступающих в строя, яребовалось предвидеть, свое, і сгедства ПВО должны пр» временно и точно производить : ©ать в зону аэродромного расчеты необходимых матери , „узла еаце до прихода сил альных средств и во-время со- І летных частей, средотачивать их там, где про. I З д е с ь же следует ушат» исходили решающие события, целесообразности сргйЯ™ В составе каждого района ложных аэродромов, а то авиационного базирования мы нескольких последних . _ создавали! не меньше двух ре- , нев на -обо-РУл'ованн^ , І' зервных подразделений. Они !ложные аэродромы над находились "всегда в полной вершили большое колите ^ боевой готовности и ср а зу же налетов. Так, напр»- ^ после получения приказа вы- j полгода немцы еоверш . двигались на передовые аэро-I действующие на наш;* , дремы. т е аэродромы 19 ндао > Огромную роль в на,ступа- I на ложные-59. ини тельных д ей ствиях нашей ; ка .действующи6, аэр, І № авиации и гр а е т ум е л а я орга- j Si тонну бомб, на да происходит і низашія и обеспечение бееппе- — 56. Прикрытие штурмовиков истребителями На протяжении многих м е еяцев наша .истребительная і ч асть прикрывает штурмови- I ков во время их действия над ! “полем боя и в ближнем тылу : противника. Отразив много- ; численные атаки немецких ; истребителей, наша 'часть | уничтожила во время полетов : п% сопровождение 158 враже- : ских самолетов. Обобщая личный опыт и ' опыт работы всей нашей ча- ’ с-ти. нам хочется поделиться некоторыми замечаниями о полетах на сопровождение штурмовиков. Первым долгом нужно име-ть <8 виду, что д л я надежного прикрытия штурмовиков от истребителей противника тре ­ буется правильно организо­ вать взаимодействие «Илью­ шиных-2» с прикрывающими Их истребителями не только : над линией фронта и в районе'' пели, но и начиная1 с момен- ' да вылета. У нас на прикрытие штур- - мовиков всегда посылаются две т р у ппы—группа, непосред­ ственного прикрытия и груп ­ п а главных сил прикрытия. Как известно, основная задача лс тр ебител ей непос ред ствен- ного прикрытия—не допустить истребителей противника к ■штурмовикам. Поэтому эта группа все в р е м я . находится .около штурмовиков, и при н а ­ падении вражеских истребите­ лей, а та клее при завя зыва ­ нии воздушного боя ограничи­ вается короткими отсекающи­ ми атаками без преследования противника. Истребители главных сил Прикрытия следуют у нас всегда -сзади и -выше сопро­ вождаемых штурмовиков. Они все время идут в широко р а с ­ члененном и правильно эше­ лонированном по высоте бое­ вом порядке. Это облегчает им поиск противника и обес­ печивает 'быструю готовность к бою. Чтобы атаковать нстребите- лл врага с более выгодной по- зпции, группа главных сил uj. іікрытая идет на маршруте ь некотором удалении от об­ ид іі группы, поддерживая при этом четкую связь по РАДИО. Когда обстановка вынуждает нас направлять на сопровож­ дение только одну группу не­ посредственного прикрытия, то Соевой порядок этой группы носит больше оборонительный характер, нежели н а с туп а ­ тельный. Мы стараемся тогда оиеспечить прочную оборону штурмовиков -и огневое в з аи ­ модействие с ним-и при о тр а ­ жении атак истребителей цро- тивника, і і уж, конечно, в 'этом случае совершенно исключает­ ся отрыв наших истребят с-лей от штурмовиков. Полеты на сопровождение показывают, что особенно трудно прикрывать «Ил-2» над пелью. іЭто об’ясняется тем штурмующие самолеты '-К^жаются здесь почти до самой земли и сливаю тся с- феном местности. Задача ве­ дущего истребителей ни в -коем случае не терять из в и ­ ду штурмовиков именно э тот момент, когда они атакуют . Цс.ль со снижением или о пи ­ кирования. Еще • больше вни ­ мания необходимо уделять ! Штурмовикам, когда они ра­ ботают в сторону солнца. При. этом особенно нулшо учиты- І вать их маневр при выходе j из атаки. j К а нашем фронте встречи с истребителями противника ча ­ ще всего 'происходят при под- . ходе >к цели и при отходе от ; нее. :-Над самой целью, где у немцев сосредоточено много зенитных средств, истребите­ ли обькчно нѳ атакуют наших штурмовиков. ’Зато при отходе от цели нередко штурмовиков стараются внизу подловить ис'Зрбоит'ели"<ехотники». В со- Сі.ветствии с этой тактикой мы строим свое прикрытие, і Наил-учшим н удобным по- I ложением для наблюдения за I УХОДЯЩИМИ от ІЦСЛИ штурмо- •виками является, по нашему \ м н ен ию , полет г,»і с отставанием на 2-А метра. 'Штурмовикам и но ведущим во врсм , о т д е л и (необходимой ум е н ьш е н н о й скорости, д а т ь возможность ѵ Ш * летам гр у п пы подтяиѴг з а н я т ь свои места о трою . ѵ$ Е с л и - н а маршруте і. л и штурмовиков a ' J и с т р е б и т е л и „«и ш т у р м о в и к и ооязань -1 . оборонительный ьру • ф ,т-ое кольцо даст им , ность выбивать из- ^ впереди и,ДУ-Иег^ , 'ф прорвавшихся немеда1^ ! б италей, a c ^ f mSi№ ■ поддержать огонь с» $ !бптелей. «Ильюшин ^ I вр ем я растянуты? 1уходят на свою терр л ______— . n уходят на свою Tew gf{ истребители ведут ^ рываясь от них и -■- 1?* ясь преследованием противника. : Вот пример такого _ гр? , ного ібоя. _пР°ве^ тля пой из 12 самеле дев-1»под командозани

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz