Североморский лётчик. 1944, март.
СЕВЕР 5вКИЙ ЛЕТЧИК ИЗ ОПЫТА ВВС — ь- марта 1944г..ЛНб(|й | к р а с н о й а р м и и ЛЕТЧИКИ 2-го УКРАИНСКОГО ФРОНТА 15 ЬУМ ПРОТИВ НЕМЕЦКИХ ЗАХВАТЧИКОВ }; °х Бчзра все мы узкалн о новой победа всйск 2-га Укзаия- , око о фронта, которые „18 рларта,—как гсвзрнтея в приказа Верховного і лзвнзксгландующего товарища Сталина маршалу Сзветскогз Союза Конезу,—в результата стремительной атаки танковых соединений и пехоты овладели крупным иеяезнз- дарзжмым узлам и городом ВАПНЯРКА, леаѳрззэа таким sfi- разом важнейшую железнодорожную магистраль Жмезинка— !* Одесса-. Действия пехоты я танков 2-га Украинского франта в боях с врагов актнано педдержизазт с веэдуха авиация: неодно кратно отличались а были отменены в приказах товарища Сталина летчики генерал-лейтенанта авиации Горюнова. Бае вой опыт наших товарищей па оружию представляет значч- тельный интерес для северсковцзв, й связи с этим мы публикуем сегодня несколько статей летчиков 2-го Укаанн ского фронта. р 1. Воздушный бой штурмовиков методом маневра за хвостом ----- Подполковник И. А ф а н а с ь е в ______ і же нужно иметь в виду, что значительно быстрее, п Дѵ j при ведении воздушного боя ведения огня остается монып^. ' трудности {движения по щ>я- -времени. За поражение- о- Iмой увеличиваются, а лишняя вертикальной атаки иѳ-сут у задержка над территорией пас ответственность стрелки. ’Противника грозит -тем, что Это необходимо -иметь і могут- подоспеть вызванные при -обучении их. в виду Многочисленные примеры воз душных б о е в , проведенных н аш и ми штурмовиками против и ст р е бителей противника, показывают, что маневры з а х востом выгодно применять при полете пары ш т у р мовик ов на один а рк а х , при с п о р ке и одинарке. или когда одни из стрелков по какой-либо п р и чине не действует при полете на с п ар ках . Имея в о зм ожн о с т ь при полете тупым пеленгом наблюдать з а д нюю п ол у с ф е р у , летчик при а т а ке с о с ед а р е з к о сбавляет с к о рость, доворачпв ает самолет в с т о р он у ат а к ующе г о противника и ставит заградительный огонь. П р и этом он одн о в р ем е нн о у в е личивает газ. Таким о б р а з ом в р аж е с к а я ата ка о т р аж ает ся постановкой з а градительного огня. Противник в этом случае перехватывается при п р о с к а к ив ан ии или он вынужден отвернуть с дальней дистанции, а это значит, что он н е и з б ежн о п рек ращает атаку и занимает н овое исходное положение. После о т р а жения атаки н аш летчик усили вает наблюдение за поведением противника. Такой же п оряд ок применяется у нас и п ри атаке ведомого. Если самолету противника у д а валось п р оскочить з он у загради тельного огня н о н окалывался впереди, мы немедленно его ата ковывали. Наблюдая за м ан е в р ом п р о т и в ника, готовящег ося произвести н о в ую атаку, н уж н о с о о б р а з и ть , с какой ст о р оны в о зм ожн а эта ата ка для того, чтобы п р о т и в о п о ставить свой маневр для контрата ки. Неопытные летчики в п о д о б ных случаях увеличивают ско- В подобных случаях -отра жение атаки летчиками огра ничено, ибо необходимо во здать кадрирующее положение, что при наличии посто янного крепа на кругу исни- При отработ-ко круга мы женкой скорости можно выполнять в Пределах неболь ших углов. Внешние а т а к и у нас Есегда отбиваются сзади идущим самолетом, постанов кой заградительного огня и контратакой с доваротом, при необходимости с кабрирова нием. с последующим заня- Атажи сни- противником истребители. Кро- ѵ: того, при возвращении с боевого задания могут ока заться подбитые- самолеты, ко торые необходимо скорее вы вести на свою территорию. івеегда добиваемся того, чтобы он выполнялся в горизонталь ной плоскости, и самолеты на ходились на равном удалении. Но удаление это . ни в коем случае не должно ^превышать дальности .действительного ог- ••нл штурмовика. Место сам-о- ? шмт§ т т :шт ■ *тщЯ мШіані рость и уходят п о прямой, а д р у гие уходят беспорядочн ой змей кой, без применения о б о р о н и т е л ь н о г о маневра. Ьоеаой опыт п о казывает, что при п ротивопоставлении к о н т р маневра истребителю п р о т и в н и ка не о б х одим о я с н о представлять _____* себе, с каких направлений он м о - j новой жет атаковать ш т у рм о в и к а , к а кую изберет атаку в данной о б становке и когда произведет з а х од в определенном направлении. Эт о позволит значительно быст р ее и эффективнее применить т а кой контрманевр, чтобы п р о тив ник ок азал ся в с ф е р е огня летчи ка или стрелка. В том случае, если нстребите- 1 противника атакуют сзади снизу, то при выполнении п е р в о го условия они будут замечены св о е в р ем енн о . В результате атака будет отбита заградительным о г нем. Если противник на сближение не пойдет, то он п о ст а р а ет ся з а нять и сходн ое п ол ожени е для н о вой атаки. В связи с тем, что первая атака его была н а р уше н а , он с этого же п о л о ж е н и я / отой дя стороной, может набрать вы со т у и атаковать с п е р е в о р о т а с п о с о б о м вертикальной атаки или с в е р х у с бок у , с п р а в а или слева. Когда п ротивник п р е д п р им е т 1 лета в кругу является у нас і ти-ем своего места, исходной точкой для контр- j зу отражаются с планирова атаки или постановки загра дительного огня. У нас повелось так, что ес ли командир группы штурмо виков решил принять ?5ой на ■кругу, он в то время, как истребители противника- з ани мают исходное положение д л я атаки , перестраивает группу в Оборонительный, по рядок круга. Этот вариант воз можен в том случае, если н а ши летчики не обнаружили противника н а подходе, при плохой слетанности или пло хих метеоусловиях, способ ствующих скрытному подходу врага. Если в ре зуль т ат е та'- кой завязки воздушного боя штурмовики имели потери от первой атаки, боевой порядок должен быть особенно креп ким на протяжении остально го времени ведения воздушно го ^боя. Кстати сказать, с началом воздушного бо’я інаши штурмо вики немедленно уменьшают скорость до 260—270 километ ров. Это, конечно, зависит от решения командира группы. Каждый раз, когда мы ‘во время замечали противника, то строили круг таким обра зом, чтобы предупредить пер- і .вую атаку. Отражаем: мы пе-р- ния, с последующим в о з вр а щением в исходное положе ние. .......• . Пулеметчики Н-свой'п» дейской части держат» огнем важную железно* ро‘жную магистраль Bpars Действующая армия). Фото Д. Чернова. Фотохроника ТАСС = = = = = 9- Р а б о т а а в и а ц и о н н о г о т ы л а п о о б е с п е ч е н и ю н а с т у п а т е л ь н ы , Генерал-майор авиации G . i e p a ^ U U \ / / . Тараненко Первым долгом нужно отме- рывностн перебаздрованияД >твть, что на нашем .фронте убедились в том, что очеэі господствовала в воздухе со- | многое зависит от того, а ветекая авиация. Это дадзло : сколько авторитетный иш нам возможность располагать ; пый командир стоит -вош аэродромы истребителей и штурмовиков в 12—15 .кило метрах от линии фронта. В результате мы добились з н а чительной экономии горюче смазочных материалов, мото. ресурсов, а главное —■намно го повысилась эффективность ляются комендатуры. >ь состав ко» дату-ры обязательно входил мкносаперы, врач, химики,са цпалисты по горюте-е» ным материалам. Опыт работы тыловых'», стей, где начальникам!! я- тт. Ростиашвилн боковую горизонтальную атаку ^ Ю атаау всегда с хода и, или спереди сбоку, то нужно з а - І S lP в пеР»Х0ДИМ в сбо- метить, в какую сторона он ушел ■ крут. Нередко мы развернуться именно в эту сто- сра зу , принимаем оборони- — ........— - J тельный порядок. При с-гневой системе круга противник не может, не под вергая себя опасности дальне го огня, со всех сторон по дойти к штурмовикам. Опыт показал, что преимущество р ону , чтобы к онтратаковать его. Когда нашим штурмовикам не удается противоп ост авить л о б о вой атаки, то мы ог р аничиваем ся п о в о р о т ом , чтобы не дать ярагѵ вести прицельного огня. 2. Оборонительный боевой порядок штурмовиков Оборонительный боевой по- : леко от линии фронта, ибо сам рядок круга штурмовикам , по себе круг малоподвижен и лучше всего применять тогда, j ого приходится вытягивать в к о в '' ‘Сближений когда группа находится неда- , сторону своих войск. К томѵ ! катьной а т а і е — «Ил-2» на кругу заключается Е мощной -системе огня д ма лой уязвимости их от огня вражеских машин. Наиболее опасна вертикальная ата к а на кругу, так как она может от ражаться только огнем стрел- ! использования авиации. Линников, говорит о том, то Немцы, уходя с аэродро- без четкого н хорошо мов, как правило, приводили мл иного плана переоазира- их в негодность: взрывали нігя нельзя доешь мш взлетно-посадочные • полосы, либо успеха, па решзкда 'минировали .и разрушали участках необходимо со» аэродромные сооружения, вать оперативные запасы г» д од ’е здные пути. Вот почему рючего, масла, ооеприпасов первейшей заботой работников ; ’пополнять эти запасы, авиационного ты л а явл яли с ь 1 Несколько слов о про») изыскание и подготовка аэро- ' воздушной обороне аэродро- дромов. От работников тьгла мов, ©ступающих в строя, яребовалось предвидеть, свое, і сгедства ПВО должны пр» временно и точно производить : ©ать в зону аэродромного расчеты необходимых матери , „узла еаце до прихода сил альных средств и во-время со- І летных частей, средотачивать их там, где про. I З д е с ь же следует ушат» исходили решающие события, целесообразности сргйЯ™ В составе каждого района ложных аэродромов, а то авиационного базирования мы нескольких последних . _ создавали! не меньше двух ре- , нев на -обо-РУл'ованн^ , І' зервных подразделений. Они !ложные аэродромы над находились "всегда в полной вершили большое колите ^ боевой готовности и ср а зу же налетов. Так, напр»- ^ после получения приказа вы- j полгода немцы еоверш . двигались на передовые аэро-I действующие на наш;* , дремы. т е аэродромы 19 ндао > Огромную роль в на,ступа- I на ложные-59. ини тельных д ей ствиях нашей ; ка .действующи6, аэр, І № авиации и гр а е т ум е л а я орга- j Si тонну бомб, на да происходит і низашія и обеспечение бееппе- — 56. Прикрытие штурмовиков истребителями На протяжении многих м е еяцев наша .истребительная і ч асть прикрывает штурмови- I ков во время их действия над ! “полем боя и в ближнем тылу : противника. Отразив много- ; численные атаки немецких ; истребителей, наша 'часть | уничтожила во время полетов : п% сопровождение 158 враже- : ских самолетов. Обобщая личный опыт и ' опыт работы всей нашей ча- ’ с-ти. нам хочется поделиться некоторыми замечаниями о полетах на сопровождение штурмовиков. Первым долгом нужно име-ть <8 виду, что д л я надежного прикрытия штурмовиков от истребителей противника тре буется правильно организо вать взаимодействие «Илью шиных-2» с прикрывающими Их истребителями не только : над линией фронта и в районе'' пели, но и начиная1 с момен- ' да вылета. У нас на прикрытие штур- - мовиков всегда посылаются две т р у ппы—группа, непосред ственного прикрытия и груп п а главных сил прикрытия. Как известно, основная задача лс тр ебител ей непос ред ствен- ного прикрытия—не допустить истребителей противника к ■штурмовикам. Поэтому эта группа все в р е м я . находится .около штурмовиков, и при н а падении вражеских истребите лей, а та клее при завя зыва нии воздушного боя ограничи вается короткими отсекающи ми атаками без преследования противника. Истребители главных сил Прикрытия следуют у нас всегда -сзади и -выше сопро вождаемых штурмовиков. Они все время идут в широко р а с члененном и правильно эше лонированном по высоте бое вом порядке. Это облегчает им поиск противника и обес печивает 'быструю готовность к бою. Чтобы атаковать нстребите- лл врага с более выгодной по- зпции, группа главных сил uj. іікрытая идет на маршруте ь некотором удалении от об ид іі группы, поддерживая при этом четкую связь по РАДИО. Когда обстановка вынуждает нас направлять на сопровож дение только одну группу не посредственного прикрытия, то Соевой порядок этой группы носит больше оборонительный характер, нежели н а с туп а тельный. Мы стараемся тогда оиеспечить прочную оборону штурмовиков -и огневое в з аи модействие с ним-и при о тр а жении атак истребителей цро- тивника, і і уж, конечно, в 'этом случае совершенно исключает ся отрыв наших истребят с-лей от штурмовиков. Полеты на сопровождение показывают, что особенно трудно прикрывать «Ил-2» над пелью. іЭто об’ясняется тем штурмующие самолеты '-К^жаются здесь почти до самой земли и сливаю тся с- феном местности. Задача ве дущего истребителей ни в -коем случае не терять из в и ду штурмовиков именно э тот момент, когда они атакуют . Цс.ль со снижением или о пи кирования. Еще • больше вни мания необходимо уделять ! Штурмовикам, когда они ра ботают в сторону солнца. При. этом особенно нулшо учиты- І вать их маневр при выходе j из атаки. j К а нашем фронте встречи с истребителями противника ча ще всего 'происходят при под- . ходе >к цели и при отходе от ; нее. :-Над самой целью, где у немцев сосредоточено много зенитных средств, истребите ли обькчно нѳ атакуют наших штурмовиков. ’Зато при отходе от цели нередко штурмовиков стараются внизу подловить ис'Зрбоит'ели"<ехотники». В со- Сі.ветствии с этой тактикой мы строим свое прикрытие, і Наил-учшим н удобным по- I ложением для наблюдения за I УХОДЯЩИМИ от ІЦСЛИ штурмо- •виками является, по нашему \ м н ен ию , полет г,»і с отставанием на 2-А метра. 'Штурмовикам и но ведущим во врсм , о т д е л и (необходимой ум е н ьш е н н о й скорости, д а т ь возможность ѵ Ш * летам гр у п пы подтяиѴг з а н я т ь свои места о трою . ѵ$ Е с л и - н а маршруте і. л и штурмовиков a ' J и с т р е б и т е л и „«и ш т у р м о в и к и ооязань -1 . оборонительный ьру • ф ,т-ое кольцо даст им , ность выбивать из- ^ впереди и,ДУ-Иег^ , 'ф прорвавшихся немеда1^ ! б италей, a c ^ f mSi№ ■ поддержать огонь с» $ !бптелей. «Ильюшин ^ I вр ем я растянуты? 1уходят на свою терр л ______— . n уходят на свою Tew gf{ истребители ведут ^ рываясь от них и -■- 1?* ясь преследованием противника. : Вот пример такого _ гр? , ного ібоя. _пР°ве^ тля пой из 12 самеле дев-1»под командозани
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz