Североморский лётчик. 1944, март.
lit for,' I? .марта 1944 г* Лг&> -;Ш) СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК И З Б О Е В О Г О О П Ы Т А В В С К Р А С Н О Й А Р М И И рование над полем боя Лослвдн.ио месяцы боевых йствий принесли некоторые менения в тактике бомйар- ровочной авиации немцев. .►TV'P/ів огромное количества модетов, противник вынуж- н яеіскалько ограничить йствия своих бо-мбардиров- псов. Если раньше их удары ли направлены на наши ты- \ и на бос-выш порядки на емных войск, то теперь бом- рдировщики в основном воз- йствуюг на наши передовые ступающие войска. 'Зачастую немцы посылают район действия своих бом- 'рдировщиков сильные груц- ,і патрулей с задачей оття- ть советских истребителей в орону и тем самым дать воз- іжность «Юикерсам» беена- занно бомбить наши войска, новное правило наших лет ков, ведущих патрулирова ло, — не ввязываться всеми ■ламн в бой с истребителями етивника, а направлять ои удары на бомбардиров- иков, которые обычно при- ■дят после истребителей. Не учитывая тактики нем- -в, некоторые наши лет ки допускают существенную іибку. Стремясь во что бы ни стало обить вражеских, требителей, наши истреби ли с хода всей группой за-, -ізывают с ними бой и. ув- -‘Кшись, забывают о борьбе с мбардоровщиками. Чтобы избежать этой опшб- [, следует делить патруль ч ударную группу — для - .рьбы с бомбардировщиками прикрывающую—для защи- ' j ущарной группы от атак- :требителей противника. Раз- ^ление сил нужно произво- _іть в зависимости от обста- )вки. Иногда в ходе ■боя об- ановка может потребовать -■ревода части сил из удар яй группы в прикрывающую - наоборот. Группа прикрытия, как пра. !Ло, находится выше удар- )й и еще* до боя занимает ’лгодное для атаки исходное >ложениѳ, используя для ого солнце н облака. Ле-тчи- і этой- группы первыми на- :ішют бой, оттягивая истрѳ- ітелей противника от бом*- ірдировщиков и этим обес- зічивая успех действий удар- >й группы. Таким образом, новнал задача прикрытия — іовывание немецких истреби телей. Если, скажем, истре бители ПРИКРЫТИЯ сбИЛИ lit’ сколько самолетов противни ка, но допустили его к удар ной группе, значит группа прикрытия не выполнила своей задачи. И. наоборот, ес ли она и не сбила ни одного истребителя противника, но к ударной группе ни один не мец не прорвался, летчики группы прикрытия отлично справились с задачей. Чтобы- сковать ігроти-вшиа, необходимо попользовать фиг- тог высоты, помня глави - правило истребителя: кто вы те, тот наполовину победил, тот является хозяином поло женяя. Летчики ударной грул:і.д должны избегать боя с истре бителями противника- и, на ходясь в стороне, вниматель но следить за пошл.: днем, бомбардировщиков. Увидев их, нужно незаметно подойти и ;і;ешите.льно атаковать. После атаки летчики долж-- кы усилить наблюдение за воздухом, так как отдельные пары немецких «охотников» могут поджидать их на высо те- бреющего полета и атако вать В момент выхода наших истребителей из атаки. Как показал боевой опыт, •наиболее эффективен удар по бомбардировщикам на подходе к линии фронта, в' момент, когда они еще находятся на ■ своей территории и не ожи дают нападения наших истре бителей. Наша ударная группа пат рулировала над полем боя. 8а линией фронта мы заметили армада «Ю-87», шедших бом бить наши наступающие вой ска. Они летели шестью эше лонами .в клину девяток, со провождаемые 20 «ФВ-190». Имея превосходство в высоте, мы атаковали бомбардировщи ков сіверхіу сзади сбоку. Я сбил ведущего девятки,а лет чики Матюшин и Сударенков сразили ію одному ведомому. Немцы перешли на бреющий полет и повернули назад. Бой переместился на терри торию противника. Я дал команду атаковать вторую де вятку. Но -в этот момент нас атаковали «ФВ-190». Исполь зуя скорость «Лавочкин-5» поело пикирования и «го вер тикальную маневренность, мы с хода ш-а .встречных курсах бросились на вражеских истребителей. От меткой оче реди Сударейкова один *ФВ-190 > рухнул на землю. Использовав нападение сво их нетр'соителей, слс-дую. девятки «Юнкерсов» пытались атаковать наши войска. Но мьг, •выйдя из второй атаки, на стигли их снизу сбоку z сбили пять «10-87». Решительные и смелые дей ствия наших летчиков нару шили боевой порядок бомбар дировщиков на- подходе к ли нии фронта. Сбросив бомх5о- ьый груз на свою же терри- Д-и'рИК), ОНИ. ушли Ы ОрЧрЮЩ і: - полете-,- а «ФВ-190», атаковав шие нас, скрылись г- облач ность. Наша группа не допу- . стила врага бомбить наземные ; войска и іьм-сте с тем уни чтожила 9 немецких самолетов. | Большое значение при пат- ; рулнровании имеет место | командира. Он должен нахо- : литься там, откуда удобнее і управлять боем. Чаще всего | командир бываем в удзрной : группе. Я лично, когда коман дую шестеркой, нахожусь в средней паре строя. Это ме сто. наиболее удобно для уп равления другими двумя па рами, эшелонированными по высоте, дает хороший обзор и возможность всегда приттн ни выручку товарищу. Ведущему д л я ' гибкого уп равления группой необходимо иметь четкую радиосвязь между самолетами к с рацией в;' ведения, чтобы Ео-время принять сигнал об опасности и дать приказ настигнуть врага. Рация наведения—боль. пгое1 подспорье «в бою. Поддер живая с ней связь, ведущий группы дри ее помощи обна руживает противника. В бою с бомбардировщика ми, прикрытыми истребителя ми, часто возникает необхо димость наращивания сил. Поэтому следует держать -в | резерве на аэродроме еще ; одну-двѳ группы, готовые по первому сигналу вылететь для сковываіния истребителей про тивника. г В таких -случаях иногда следует усилить и ударную группу, посылая но менее 8 самолетов или даже две-при группы по 4 —6 само летов в зависимости от обста новки. Капитан И. БОРИСОВ. («Сталинский сокол»). tiO I I P8re « * !й p щ 3 U ^ ялиГІ.?.»i «Г й c-Jj %£ “ * 3 I. С, Нахкмо ;*О i гГ-. !9BeS ...В случае встречи с не приятелем, превышающим нас а силах, я атакую его, будучи совершенно уаерен, что каждый из нас с д е л а е т свое дело». tf * «• 8 морском деле близкое р а с с т о я н и е с т неприятеля и взаиім«^я помощь друг дру гу есть лучшая тактика». Ъ і* >Р кКе всякая же пуля в поб-с!». * $ * «Жизнь каждого из них,— писал Нахимов об офице рах,— прикадлгжит отечеству к... не удальство, а только истинная храбрость прино сит пользу* ему и честь умеющему отличить ее в своих поступках от первого». а с «Как-с! . Вы хотите-с уйти с вашего поста? — упрекал Нахимов всех, кто просился хоть на время н-а. отдых с севастопольских бастионов.— Вы должны умирать здесь, вы- часозой-с, вам смены нет-с и не будет! Мы все здесь умрем, помните, что зы черноморский моряк-с и что вы защищаете родной ваш город! Мы неприятелю здесь отдадим одни наши трупы и развалины, нам от сюда уходить нельзя-®!», Ф * « «Пусть каждый будет уве рен в результате бой и спо койно сотанется на указан ном ему месте... Жизнь каж дого принадлежит отече ству». « © С «Вое ваше время и все ваши средства должны при надлежать службе». <■ « # «Матросы и офицеры долж ны быть постоянно заняты. Праздность на судне не до пускается. Ежели работы на корабле мдут хорошо, то нужно придумывать новые... Офицеры тоже должны быть, постоянно заняты. Есть esc- бодное время - пусть зани маются с ыатроеами обуче нием грамоте или пишут з« них г.лсэма из родину». « Н е л ь з я п р и н я т ь п о г о л о в н о одинаковою меру со всеми. Подобное однообразие в дей ствиях начальника показы вает, что нет у него ничего общего со своими подчин-ан- нымк и что OL' совершенно не понимает своих еооте- ч€ствбнникоа». <<А наново пойдет служба, н о г д а в с е подчиненные бу дут неверно знать, что на чальники их не л;-дбят и презирают их? Вот настоя щая причину, что на многих судах н'ичего не выходит и что некоторые молодые на чальники одним только стра хов: хотят действовать... Не обходимо поощрение сочув ствием, нужна любоаь к свое му делу-с, тогда с нашим якхим народом можно такие дела делать что просто чу до». * « * «Матрос есть главный дви гатель на военном корабле, а мы Только пружины, ко торые на него действуют. Матрос управляет парусами, вн же наводит орудия на не приятеля, матрос бросится нз абордаж, если понадо бится. Все сделает матрос, если мы, начальники, не будем эгоистичны, ежели не будем с.мстреть на службу, как нз средство для удов летворения своего честолю бия, а на подчиненных, как иа ступени для собственно го возвышения». # й * «Команда должна Бидагь присутствие духа в свовм командире». чебу, чтобы наши боевые ■'“'типажи наносили удары по онвоям на вражеских комму тациях, а молодые экипа- и тем временем продолжали ..■енировочныѳ полеты,. ІіереииАшть опыт о ы м л ы х В вопросах отработки взаи- одействия торпедоносцев, і.моардировщиюов, дымзавес- ■іюов и- нстробитешеи цри- эытия мы еще в прошлом >ду вышли е полигона а от- jbiroe море, приблизили учѳ- аѳ к действительной обета- с-вкѳ на нашем театре. Нет >мнения, что все эти меро- іліятия способствовали более рфективному использованию •рпедного' оружия в нанесш ий массированных ударов по змецким конвоям. Всем известны имена масте зи торпедных атак Балашова, ромова, Поповича, Га.рбуза, иселева, Островского, Мака.- звича, Агафонова и ряда ругих. Они познали искус- гво точных ударов, научи- ись вощить в атаку большие руппы взаимодействующих е , зрпедоносцами самолетов.! от почему молодые экипажи | Ризваны повседневно изучать пыт тех, кто высоко поднял ; вардейскоѳ знамя полка. | Совсем недавно Герои Со- Я’-ского Союза Пирогов, Зай- ев, летчики Марков, Шеба- -'B и Францев, быстро вое- Риняв традиции гвардейцев,- переняв их уменье, показали №ое мастерство. Особенно от личился лейтенант Франце,в в охоте за подводными лодка ми. За короткое время им по топлены лае подлодки про тивника. Командир подразделения сумел в течение месяца подготовиться сам и под готовил еще летчиков Лы- еогорского и Чернышова. Сбро шенные ими па зачетном уче нии торпеды точно поразили цель. Теперь они формируют ся в самостоятельных крей серских полетах на коммуни кациях противника. Немалую роль в подготовке летного состава -сыграли тор педисты. Помимо боевой рабо ты, ими подготовлены десят ки практических торпед к сбрасыванию на полигоне. Торпедисты Бесшапкин, Сев- рук, Раков, Матросов, Куз- миН, Алещенко и многие дру гие высоко держат гвардей ское знамя. Труд этих людей достойно оценен командова нием, наградившим их орде нами и медалями Советского Союза. Хорошо взаимодействовать с кораблями Личный состав кораблей, обеспечивающих боевое обуче ние торпедоносцев, также по лучает познания в распозна вании своих самолетов, в их- приемах при заходе в атаку, выхода из неа и противозе- нитном маневре. Командиры кораблей долают для себя со-- ответс.тпующиѳ выводы ц учат личный состав отражать . атаки торпедоносцев, укло- Iпяться от атак, а также от ; следа выпущенных торпед. В этой области особо боль- . щую работу проделали і командиры тральщиков кали- ; тан-лейтенант тов. Ііанасюк и ! старший лейтенант тов. Грп- . цук, которые используют ; каждую тренировку торпедо- і посцев для обучения своих і подчиненных. Стоит показать- і ся гозр'вом-у самолету на гчіри- j зонте, как на корабле рвз- jдается сигнал тревоги. Всо Iприводится в движение. ІНлюп- j кI! вываливаются за борт по походному, пластыри и ава рийная группа приводятся к .немедленному применению, прислуга зенитных огулий за нимает свои ѵѳета у орудий, То и д-есто слышатся отсчеты- дальномерщиков. наводчики зенитных орудий не .выпу скают^из поля зрения торпе доносцев. Сигнальщики докла дывают вахтенному колаінднру о типах обнаруженных сахіо- летов и других машин, появ ляющихся в районе учения, Н из случайно искусство• этих морских командиров позволяло им уводить корабли от следов выпущенных торпед. Часто, когда на борт при бывает представитель оэ авиации для проведения Оче редного учения, тов. Тарасов собирает офицеров и обсуж дает с ними план учения, доводит до каждого исполни теля задачу. В результате учения проходят организован но, с большой пользой и для пас и для моряков, Недостатки в обучении j Одним из важных факторов определения позиции сбрасы вания торпед является ко- , рабль-цель, обладающий до статочными габаритами ,діля нахождения курсового угла. Летчик, например, выходит в j учебную атаку по тральщику пли сторожевику длиной от 88' ■до 45 метров и добивается х е - 1 р*ших результатов. Но при ■ торпедировании транспортов, ! имеющих большую протяжен і пасть по длине, у -него про- ! исходит ошибка в определе- І кии дистанции, достигающая- і 3—4-х кратного увеличения. IЗ ло значит, etc-ли он выходит» j ;в атаку по транспорту длиной j в 150 м. и определяет н а ! глаз дистанцию соответствен но ходу с.удна, берет упреж дение для поражения торпе дой цели, то во многих слу чаях это приводит к прохожде'- ншо торпеды дал-еко за кор мой атакуемого корабля. Фо тоснимки реззгльтатов приц* лапания в момент сбрасыва ния торпед показывают, чт дистанция, взятая иа-глазок. в действительности была в ^—3 раза больше, отсю.да все расчеты приводили к про махам. При увеличении дли ны цели дистанция до нее значительно скрадывается. Для повышения эффективно сти торпедометания необходи мо выделять суда, которк-- бы по габаритам и скорости особенно не расходились s ЕХ'ажескими кораблями к тран спортами. Речь идет о при ближении практической уче бы к боевой дейсТв-ителыностн Ь Америке, например, судя по сьедениям иностранной печа ти, корпус броненосного крей сера, предназначавиге-л'ся ра нее на слом, <з І94-І год?ѵ бьу* отремонтирован, пол \\Ъ:тІъ оснащен и выдэлен пбѵ Чсния торпедоносной авиации. * * * В прошлом году ѵорледч>но сцы Северного флота дабились высоких боевых результатов, они нанесли врагу п я д масси рованных ударов. В текущехс году -надо добиться пол ного взаимодействия всех ро- ^оѳ авиации .с кораблям;: дей ствующего флота для быстрей шего и окончательного разгро ма немецких захватчиков. Правильная постановка обуче ния молодых летчиков помо жет нам разрешить эту за д а ч у .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz