Североморский лётчик. 1944, март.

lit for,' I? .марта 1944 г* Лг&> -;Ш) СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК И З Б О Е В О Г О О П Ы Т А В В С К Р А С Н О Й А Р М И И рование над полем боя Лослвдн.ио месяцы боевых йствий принесли некоторые менения в тактике бомйар- ровочной авиации немцев. .►TV'P/ів огромное количества модетов, противник вынуж- н яеіскалько ограничить йствия своих бо-мбардиров- псов. Если раньше их удары ли направлены на наши ты- \ и на бос-выш порядки на­ емных войск, то теперь бом- рдировщики в основном воз- йствуюг на наши передовые ступающие войска. 'Зачастую немцы посылают район действия своих бом- 'рдировщиков сильные груц- ,і патрулей с задачей оття- ть советских истребителей в орону и тем самым дать воз- іжность «Юикерсам» беена- занно бомбить наши войска, новное правило наших лет­ ков, ведущих патрулирова­ ло, — не ввязываться всеми ■ламн в бой с истребителями етивника, а направлять ои удары на бомбардиров- иков, которые обычно при- ■дят после истребителей. Не учитывая тактики нем- -в, некоторые наши лет­ ки допускают существенную іибку. Стремясь во что бы ни стало обить вражеских, требителей, наши истреби­ ли с хода всей группой за-, -ізывают с ними бой и. ув- -‘Кшись, забывают о борьбе с мбардоровщиками. Чтобы избежать этой опшб- [, следует делить патруль ч ударную группу — для - .рьбы с бомбардировщиками прикрывающую—для защи- ' j ущарной группы от атак- :требителей противника. Раз- ^ление сил нужно произво- _іть в зависимости от обста- )вки. Иногда в ходе ■боя об- ановка может потребовать -■ревода части сил из удар­ яй группы в прикрывающую - наоборот. Группа прикрытия, как пра. !Ло, находится выше удар- )й и еще* до боя занимает ’лгодное для атаки исходное >ложениѳ, используя для ого солнце н облака. Ле-тчи- і этой- группы первыми на- :ішют бой, оттягивая истрѳ- ітелей противника от бом*- ірдировщиков и этим обес- зічивая успех действий удар- >й группы. Таким образом, новнал задача прикрытия — іовывание немецких истреби­ телей. Если, скажем, истре­ бители ПРИКРЫТИЯ сбИЛИ lit’ сколько самолетов противни­ ка, но допустили его к удар­ ной группе, значит группа прикрытия не выполнила своей задачи. И. наоборот, ес­ ли она и не сбила ни одного истребителя противника, но к ударной группе ни один не­ мец не прорвался, летчики группы прикрытия отлично справились с задачей. Чтобы- сковать ігроти-вшиа, необходимо попользовать фиг- тог высоты, помня глави - правило истребителя: кто вы те, тот наполовину победил, тот является хозяином поло­ женяя. Летчики ударной грул:і.д должны избегать боя с истре­ бителями противника- и, на­ ходясь в стороне, вниматель­ но следить за пошл.: днем, бомбардировщиков. Увидев их, нужно незаметно подойти и ;і;ешите.льно атаковать. После атаки летчики долж-- кы усилить наблюдение за воздухом, так как отдельные пары немецких «охотников» могут поджидать их на высо­ те- бреющего полета и атако­ вать В момент выхода наших истребителей из атаки. Как показал боевой опыт, •наиболее эффективен удар по бомбардировщикам на подходе к линии фронта, в' момент, когда они еще находятся на ■ своей территории и не ожи­ дают нападения наших истре­ бителей. Наша ударная группа пат­ рулировала над полем боя. 8а линией фронта мы заметили армада «Ю-87», шедших бом­ бить наши наступающие вой­ ска. Они летели шестью эше­ лонами .в клину девяток, со­ провождаемые 20 «ФВ-190». Имея превосходство в высоте, мы атаковали бомбардировщи­ ков сіверхіу сзади сбоку. Я сбил ведущего девятки,а лет­ чики Матюшин и Сударенков сразили ію одному ведомому. Немцы перешли на бреющий полет и повернули назад. Бой переместился на терри­ торию противника. Я дал команду атаковать вторую де­ вятку. Но -в этот момент нас атаковали «ФВ-190». Исполь­ зуя скорость «Лавочкин-5» поело пикирования и «го вер­ тикальную маневренность, мы с хода ш-а .встречных курсах бросились на вражеских истребителей. От меткой оче реди Сударейкова один *ФВ-190 > рухнул на землю. Использовав нападение сво­ их нетр'соителей, слс-дую. девятки «Юнкерсов» пытались атаковать наши войска. Но мьг, •выйдя из второй атаки, на­ стигли их снизу сбоку z сбили пять «10-87». Решительные и смелые дей­ ствия наших летчиков нару­ шили боевой порядок бомбар­ дировщиков на- подходе к ли­ нии фронта. Сбросив бомх5о- ьый груз на свою же терри- Д-и'рИК), ОНИ. ушли Ы ОрЧрЮЩ і: - полете-,- а «ФВ-190», атаковав­ шие нас, скрылись г- облач­ ность. Наша группа не допу- . стила врага бомбить наземные ; войска и іьм-сте с тем уни­ чтожила 9 немецких самолетов. | Большое значение при пат- ; рулнровании имеет место | командира. Он должен нахо- : литься там, откуда удобнее і управлять боем. Чаще всего | командир бываем в удзрной : группе. Я лично, когда коман­ дую шестеркой, нахожусь в средней паре строя. Это ме­ сто. наиболее удобно для уп­ равления другими двумя па­ рами, эшелонированными по высоте, дает хороший обзор и возможность всегда приттн ни выручку товарищу. Ведущему д л я ' гибкого уп­ равления группой необходимо иметь четкую радиосвязь между самолетами к с рацией в;' ведения, чтобы Ео-время принять сигнал об опасности и дать приказ настигнуть врага. Рация наведения—боль. пгое1 подспорье «в бою. Поддер­ живая с ней связь, ведущий группы дри ее помощи обна­ руживает противника. В бою с бомбардировщика­ ми, прикрытыми истребителя­ ми, часто возникает необхо­ димость наращивания сил. Поэтому следует держать -в | резерве на аэродроме еще ; одну-двѳ группы, готовые по первому сигналу вылететь для сковываіния истребителей про­ тивника. г В таких -случаях иногда следует усилить и ударную группу, посылая но менее 8 самолетов или даже две-при группы по 4 —6 само­ летов в зависимости от обста­ новки. Капитан И. БОРИСОВ. («Сталинский сокол»). tiO I I P8re « * !й p щ 3 U ^ ялиГІ.?.»i «Г й c-Jj %£ “ * 3 I. С, Нахкмо ;*О i гГ-. !9BeS ...В случае встречи с не­ приятелем, превышающим нас а силах, я атакую его, будучи совершенно уаерен, что каждый из нас с д е л а е т свое дело». tf * «• 8 морском деле близкое р а с с т о я н и е с т неприятеля и взаиім«^я помощь друг дру­ гу есть лучшая тактика». Ъ і* >Р кКе всякая же пуля в поб-с!». * $ * «Жизнь каждого из них,— писал Нахимов об офице­ рах,— прикадлгжит отечеству к... не удальство, а только истинная храбрость прино­ сит пользу* ему и честь умеющему отличить ее в своих поступках от первого». а с «Как-с! . Вы хотите-с уйти с вашего поста? — упрекал Нахимов всех, кто просился хоть на время н-а. отдых с севастопольских бастионов.— Вы должны умирать здесь, вы- часозой-с, вам смены нет-с и не будет! Мы все здесь умрем, помните, что зы черноморский моряк-с и что вы защищаете родной ваш город! Мы неприятелю здесь отдадим одни наши трупы и развалины, нам от­ сюда уходить нельзя-®!», Ф * « «Пусть каждый будет уве­ рен в результате бой и спо­ койно сотанется на указан­ ном ему месте... Жизнь каж­ дого принадлежит отече­ ству». « © С «Вое ваше время и все ваши средства должны при­ надлежать службе». <■ « # «Матросы и офицеры долж­ ны быть постоянно заняты. Праздность на судне не до­ пускается. Ежели работы на корабле мдут хорошо, то нужно придумывать новые... Офицеры тоже должны быть, постоянно заняты. Есть esc- бодное время - пусть зани­ маются с ыатроеами обуче­ нием грамоте или пишут з« них г.лсэма из родину». « Н е л ь з я п р и н я т ь п о г о л о в н о одинаковою меру со всеми. Подобное однообразие в дей­ ствиях начальника показы­ вает, что нет у него ничего общего со своими подчин-ан- нымк и что OL' совершенно не понимает своих еооте- ч€ствбнникоа». <<А наново пойдет служба, н о г д а в с е подчиненные бу­ дут неверно знать, что на­ чальники их не л;-дбят и презирают их? Вот настоя­ щая причину, что на многих судах н'ичего не выходит и что некоторые молодые на­ чальники одним только стра­ хов: хотят действовать... Не­ обходимо поощрение сочув­ ствием, нужна любоаь к свое­ му делу-с, тогда с нашим якхим народом можно такие дела делать что просто чу­ до». * « * «Матрос есть главный дви­ гатель на военном корабле, а мы Только пружины, ко­ торые на него действуют. Матрос управляет парусами, вн же наводит орудия на не­ приятеля, матрос бросится нз абордаж, если понадо­ бится. Все сделает матрос, если мы, начальники, не будем эгоистичны, ежели не будем с.мстреть на службу, как нз средство для удов­ летворения своего честолю­ бия, а на подчиненных, как иа ступени для собственно­ го возвышения». # й * «Команда должна Бидагь присутствие духа в свовм командире». чебу, чтобы наши боевые ■'“'типажи наносили удары по онвоям на вражеских комму­ тациях, а молодые экипа- и тем временем продолжали ..■енировочныѳ полеты,. ІіереииАшть опыт о ы м л ы х В вопросах отработки взаи- одействия торпедоносцев, і.моардировщиюов, дымзавес- ■іюов и- нстробитешеи цри- эытия мы еще в прошлом >ду вышли е полигона а от- jbiroe море, приблизили учѳ- аѳ к действительной обета- с-вкѳ на нашем театре. Нет >мнения, что все эти меро- іліятия способствовали более рфективному использованию •рпедного' оружия в нанесш­ ий массированных ударов по змецким конвоям. Всем известны имена масте­ зи торпедных атак Балашова, ромова, Поповича, Га.рбуза, иселева, Островского, Мака.- звича, Агафонова и ряда ругих. Они познали искус- гво точных ударов, научи- ись вощить в атаку большие руппы взаимодействующих е , зрпедоносцами самолетов.! от почему молодые экипажи | Ризваны повседневно изучать пыт тех, кто высоко поднял ; вардейскоѳ знамя полка. | Совсем недавно Герои Со- Я’-ского Союза Пирогов, Зай- ев, летчики Марков, Шеба- -'B и Францев, быстро вое- Риняв традиции гвардейцев,- переняв их уменье, показали №ое мастерство. Особенно от­ личился лейтенант Франце,в в охоте за подводными лодка­ ми. За короткое время им по­ топлены лае подлодки про­ тивника. Командир подразделения сумел в течение месяца подготовиться сам и под­ готовил еще летчиков Лы- еогорского и Чернышова. Сбро­ шенные ими па зачетном уче­ нии торпеды точно поразили цель. Теперь они формируют­ ся в самостоятельных крей­ серских полетах на коммуни­ кациях противника. Немалую роль в подготовке летного состава -сыграли тор­ педисты. Помимо боевой рабо­ ты, ими подготовлены десят­ ки практических торпед к сбрасыванию на полигоне. Торпедисты Бесшапкин, Сев- рук, Раков, Матросов, Куз- миН, Алещенко и многие дру­ гие высоко держат гвардей­ ское знамя. Труд этих людей достойно оценен командова­ нием, наградившим их орде­ нами и медалями Советского Союза. Хорошо взаимодействовать с кораблями Личный состав кораблей, обеспечивающих боевое обуче­ ние торпедоносцев, также по­ лучает познания в распозна­ вании своих самолетов, в их- приемах при заходе в атаку, выхода из неа и противозе- нитном маневре. Командиры кораблей долают для себя со-- ответс.тпующиѳ выводы ц учат личный состав отражать . атаки торпедоносцев, укло- Iпяться от атак, а также от ; следа выпущенных торпед. В этой области особо боль- . щую работу проделали і командиры тральщиков кали- ; тан-лейтенант тов. Ііанасюк и ! старший лейтенант тов. Грп- . цук, которые используют ; каждую тренировку торпедо- і посцев для обучения своих і подчиненных. Стоит показать- і ся гозр'вом-у самолету на гчіри- j зонте, как на корабле рвз- jдается сигнал тревоги. Всо Iприводится в движение. ІНлюп- j кI! вываливаются за борт по походному, пластыри и ава­ рийная группа приводятся к .немедленному применению, прислуга зенитных огулий за­ нимает свои ѵѳета у орудий, То и д-есто слышатся отсчеты- дальномерщиков. наводчики зенитных орудий не .выпу­ скают^из поля зрения торпе­ доносцев. Сигнальщики докла­ дывают вахтенному колаінднру о типах обнаруженных сахіо- летов и других машин, появ­ ляющихся в районе учения, Н из случайно искусство• этих морских командиров позволяло им уводить корабли от следов выпущенных торпед. Часто, когда на борт при­ бывает представитель оэ авиации для проведения Оче­ редного учения, тов. Тарасов собирает офицеров и обсуж­ дает с ними план учения, доводит до каждого исполни­ теля задачу. В результате учения проходят организован­ но, с большой пользой и для пас и для моряков, Недостатки в обучении j Одним из важных факторов определения позиции сбрасы­ вания торпед является ко- , рабль-цель, обладающий до­ статочными габаритами ,діля нахождения курсового угла. Летчик, например, выходит в j учебную атаку по тральщику пли сторожевику длиной от 88' ■до 45 метров и добивается х е - 1 р*ших результатов. Но при ■ торпедировании транспортов, ! имеющих большую протяжен і пасть по длине, у -него про- ! исходит ошибка в определе- І кии дистанции, достигающая- і 3—4-х кратного увеличения. IЗ ло значит, etc-ли он выходит» j ;в атаку по транспорту длиной j в 150 м. и определяет н а ! глаз дистанцию соответствен­ но ходу с.удна, берет упреж­ дение для поражения торпе­ дой цели, то во многих слу­ чаях это приводит к прохожде'- ншо торпеды дал-еко за кор­ мой атакуемого корабля. Фо­ тоснимки реззгльтатов приц* лапания в момент сбрасыва­ ния торпед показывают, чт дистанция, взятая иа-глазок. в действительности была в ^—3 раза больше, отсю.да все расчеты приводили к про­ махам. При увеличении дли­ ны цели дистанция до нее значительно скрадывается. Для повышения эффективно­ сти торпедометания необходи­ мо выделять суда, которк-- бы по габаритам и скорости особенно не расходились s ЕХ'ажескими кораблями к тран­ спортами. Речь идет о при­ ближении практической уче­ бы к боевой дейсТв-ителыностн Ь Америке, например, судя по сьедениям иностранной печа­ ти, корпус броненосного крей­ сера, предназначавиге-л'ся ра­ нее на слом, <з І94-І год?ѵ бьу* отремонтирован, пол \\Ъ:тІъ оснащен и выдэлен пбѵ Чсния торпедоносной авиации. * * * В прошлом году ѵорледч>но сцы Северного флота дабились высоких боевых результатов, они нанесли врагу п я д масси­ рованных ударов. В текущехс году -надо добиться пол­ ного взаимодействия всех ро- ^оѳ авиации .с кораблям;: дей­ ствующего флота для быстрей­ шего и окончательного разгро­ ма немецких захватчиков. Правильная постановка обуче­ ния молодых летчиков помо­ жет нам разрешить эту за­ д а ч у .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz