Североморский лётчик. 1944, март.
СЕВЕРОМОРСК ИИ .ТЕТті ЙК а. 8 I '< л ) Л Л Б б й і і і ) ПРАВ J Мы должны ТРИ ВОЗДУШНЫХ БОЯ СТАРШИНА ШЕЛКОПЛЯс;' фотограф• і ровзть результаты СВ О Iі х у Д 3 р о н ’ ' J&PT& ІЭ44г Г-вардки КОП; IЯС В Сми пн. Л і Л а О ш и и л е й т е н а н т Л Всего ь грех воздушных достаточной осліотрителыіо- боях удалось участвовать мне. счи<, о неумении видеть Ь третьем Оою Я ісиил пер-; спустя месяц мш.-'пришлось вый вражеский самолет. Ког- Iучаствовать во втором ьоздуш- да вернулся «а аэродром, то I«ом чюю. Чувствовал ссоя ѵже подумал; міне просто повезло. Jьамцою укер-еннс».’. ііодопдя к таршина -во®. Ш«л> , ствуот явная недооценка это- іцим и главной ""Ж • --------- ------ -------* считал фонограф-80® •своей статье м> и г.і в оое-вой су Ия разборе опытные летчики W, «косточкам» разобрали весь ход боя. Более ясно восста новил я в памяти атаки овей и товарищей. Взвесив все, ре шил, что победа пришла но сема по себе, Она исходит из первых двух боев и -тех вы летов, которые я совершим ранее. Прошлой осенью в составе шестерки истребителей непо средственного прикрытия я вылетал в море. Весь путь до цели прошел нормально. -- Впереди самолеты про тивника,—услышал я по ра дио. Огляделся. Торпедоносцы заходили для атаки, внизу впереди шел большой кара ван. Начал вертеть головой, по никаких истребителей про тивника не видел. Между тем в воздухе уже доносились слова: «Иду » атаку,«мессер» слева». Мне стало казаться, что немцы! у меня ® хвосте и сейчас откроют огонь. Все усилия увидеть врага так. и не увенчались успехом. В это время мы вошли в зону зе нитного огня. Когда со всех сторон начались рваться сна ряды и снизу потянулись трассы зенитных автоматов, я совершенно таотёрял равнове сие. Если до этого мой само лет еще держался в хвосте у ведущего, то тут сразу же потерял его. Все «вое внима ние сосредоточил на разрывах. После больших трудов мне удалось выбраться из зоны огня. Эфир по-прежнему был наполнен словами: ^Атакую! Прикрывай! «Мессер!»: Я стал искать своих товарищей, на шел их и, пристроившись к ним, больше не отрывался до самого прихода на аэродром. На разборе боя ведущий ка питан Рассадкин указал на мои- ошибки. Если бы я боль ше смотрел за ведущим, а не за разрывами снарядов и ма неврировал так, как (он, то не оторвался бы, яснее увидел бы сам бой. То, что я. не за метил вражеские самолеты, свидетельствовало о моей не. цели (тогда мы лрикрывали: «пеггляковых»), заметил не- ліоцких истребителей, «Под жался» ближе к своему веду щему старшему лейтенанту Ьурматову. На отходе от цели «JVJосссршмитты» попытала сь атаковать пикировщиков, они оаходяли снизу, делали тор- йу. На одной из таких горок мой ведущий сбил «мессе-ра». Продолжая прикрывать «Нет- лякобьіх», я внимательно смотрел за задней полусферой. Во время одного маневра за метил самолет. «Видимо, такой «ѵе грешник, как и- я. е пер вом бою»,—подумал 'я ,и про должал полет. Но в это время над моей головой пролоте ла огненная трасса я одновре менно по радио услышал команду Бурматова: ‘«Разво рачивайся влево». Оказалось, самолет, принятый мною за своего, был вражеским. «Мы го-важною э можем иметь фотоснимки ре- : деятельности, зульт-атов торпедных атак» t), j ГІо~час б' 'в ■••т ѵ т°к что совершенно правильно ставит ;фотоаппаратура на машин, вопрос с том, чі<з мы -им-..■ 1 ,неоген, а снимок произвести ■ 2 .ее возможности^ фикенронд ;.цд удается. ІІпи-веду пример. н ‘ Фотопленку .результаты | {-[всксшько дней назад группа атак. Ьсо сказанное нм пол- 1 костью относится и к штур мовикам. Мы можем и должны иметь результаты своих удавов по врагу. Фотоснимок — лучший до гумент, характеризуюіций ■•Мі/фектпвность атаки и даю щий полное представление о 1*‘зультатах удара. Что это так, покажу на . примере. Совсем подавно ше- с і ерка Самолетов участво вала в разгроме вражеского кажется. ЧТО Qr» *о.іько выиграем ‘l Серьезные цр/ЛеіПс, проявить сл у І30^ аьником т. НО о ы по р а, И оО Э1ли і машин -наносила (Удар по ко- Ров было очень м« ^ раблям противника. Фотогра- j вить фотоаппараты1 •фированис самого удара было , машинах. йы в * поручено лейтенанту Бонда- j можность ироизво й ренко. Известно, что во время :Щадное фотографий1' атаки дали в обязанность лет- j и здесь дело ѵп5і ; установку фотояппо г то*. на наш&м тидѳ °амолбті ■Дел п ника на нагнем типе са- ' 1 “■ молота входят и все за- ; ш&лколляс дачи, стоящие перед штур- ; статье пищед о тѵ,,.4 маіюм (определитгно точки по- і Делю стр&лка-радиЛ 1 рехода в пикирование, сбра- ! следует ска-затт. ■'То сыва-ние бомб, ведение ту шенно *пулеметного огня). Иногда даже у опытного лет чика нех-ватает времени, что- гаравана. Иа моем самолете бы тс(тне произвести все эти был установлен фотоаппарат, манипуляции, да еще и уп- е помощью которого я однаж- р-авлять самолетом. Так полу ды Фотографировал уже ре- ічилось у т. Бондаренко. Вклю. зультаты удара. іш.ждый кадр чкв аппарат над целью и сфо- jторпедоносцы, и обрабатывался тогда 5 секунд? тографирова© караван,он сра- і нами потопленный н •т имкон получилось мало и зу же выключил его. Лейте- ; ности атака топгт!'^ качество их оказалось нсваж- жант думал .снова включить ; начиная от «браент»8* ное. с)то я учел. Рассчитав,, аппарат при вводе самолета в I"орпед и кончая ш?8! что над целью мы прооуідем пикирование, но, поглощенный;•судна, мне были '-Пѵ му-кому, а Имвсйр,"."' зафиксировать HTor'v-^ Стрелок моего самоі!^ Маркин после олно^ ‘J Рассказывал мне: {VJ собрались домой, всіг- M U JB атаку тля ^ •3 минуты, обработку каж- атакой, сделать этого не смог, j видны. Если вьГторда! лого кадра я приказал поста- | В результате сам удар на Фотоаппарат — Ва то что я лепжалря г -п ІЕНТЬ но ш 5 «евунд, как рань- пленке запечатл н не был. Это jФиксировал бы». і . 3* ^ а техника затруднило подведение итогов На наших са про- всей операции. Вывод: на фо- і специальные гн^зла і- Фотоаппаратов лил, а за плохую осмотри тельность я снова получил !«ьзбучку». Много полезного извлек я из этого <5оя—я уви дел, как надо сбивать врага. Участником третьей схватки ; мне .довелось быть совсем не- і давно. Приблизившись к вра- j жескому конвою, я заметил I самолеты противника и по ‘ радио передал об этом веду щему. После удара -по немец кому транспорту торпедонос цев стали атаковывать «Мес- соршмитты». Пара к<стодевя- тых» снизу пристроилась к одному торпедоносцу. Мой ве дущий капитан Рассадкин сверху пошел на них в атаку. Сначала я хотел ринуться за ним, ко; подумав, решил остаться наверху к следить за атакой капитана. Резким маневром ведомый немецкой пары пытался уйти от Рас са дкина, но был сбит .им. Капитан горкой ушел вверх и очутился выше меня. Веду щий фашист, оставшись один, стал удирать. Я погнался за ним и после двух очередей поразил насмерть. ч>иі(_>і-])афирования оч©н;: ста. Как только самолет захо дил в атаку, я ,включал фото аппарат и выключал его пос ле выхода из зоны огня. Пи кировал я под большим углом. : •J to позволило полностью охіва. : тнть цель фотооб’ективом. Сделанный снимки полно- е і ыо отобразили картину ата- : кь. Они сыграли немалую і роль в подведении итогов всей 1 с-перацин. Этот случай заставил coot- I ветствующих командиров при дать большее значение фото- 1 рафированию -ударов, о а не сколько дней были поставле ны аппараты еще на несколь ких самолетах. Увеличился ин- I терсс к фотографированию ро- \ зультатов своих ударов и у і летчиков. Однако у нас все еще дает j о себе крепко знать яеж ела -! кие отдельных товарищей | серьезно заниматься вопроса- ми установки фотоаппаратов на самолетах, вое еще сущѳ- тографированиѳ ударов дол- j невки жен ставиться опьгт-ный лет- jвпем которых "іѵпмі, схрелок. Дело ад щ чик. Желательно, чтобы в строю он был всегда замьгкаю- °) См. «Североморский лет чик» за & марта 1944 года. Б о е в о е о б у ч е н и е л е т ч и к а - т о р п е д о н о с ц а Гвардии капитан Д. Калинин Ніизкоѳ тарпедомстаітие по торпеду по его си гн ал у , или кораблям протзівгаика являет- самостоятельно выбирает себе ся с амы м сложным івидом боя. об’ект для атаки . Сложность Летчик-торпедоносец должен нападения при сильном про- твердо э н а т ь тактиче ские дан- тиводействии зенитной артил- ныѳ своего самш іѳиа, в соіяе-р- лории и истребителей против- шенсттве в л а д е т ь т ео ри ей тор- ника произ'Води.т большое впо- подной стр-ельбы 'и тактикой торпадомютаиия, а также знать способы маневрирования1 ко раблей при .уклонении их от атак и от ел еда торпед. чатление на ведомого. Поэто му в усло виях скоротечности атаки он не успевает всего усвоить из нее и только вда вы п ущ енны х другой день мало-помалу вос станавли вае т в памяти более Все эти лавы-юи молодые подробно мюмзенты боя. экипажи приобретают .в систе ме- аіаэемной подготовки и за- крепляют их (в практических полетах іна учебном полигоне. Однако 'приоФр&тенный в про цессе подготовки минимум знаний еще не характери зует летчика. Окончательяюй ()юрмігрование торпсдЮн’о-сца Последовательность обучения К ак у нас в гвардейской ча сти проводится боевое обу ченно торпедоносцев? Одновременно о освоением материальной части самолета прои сходи т вI б іа іс.в непосред - они в специально оборудован- ствсйш -О і М применении им своего гр-озігого ор уж и я по ко раблям противника на его морс к п х ко>.гм /у ші ка ция х . К а к цре:в;:і<то, после -сбрасы в ан и я зачетной -практической (ходовой-) ’Торпеды летчик, до- пгускажется к вы полнению крей с е р с к и х боевы х полетов П ер вы й т а ко й выстет о н произвол д н т ведомым; в ‘паре с о п ы т ны м ведущим- управления самолетами в воз духе к исправления их оши бок во время полетов. После учения с аэродрома взлетают 1— 2 торпедоносца, нилоти.руе- 1 Mi-.ro опытными летчиками, ко торые совершают несколько показных холостых атак по кораблю-цели. Руководитель обращает вни мание присутствующих на судне летчиков на последо вательность сближения само- лет-а , выдерживание ірежима горизонтального полета на боевом курсе, технику сбра- , сьівания торпеды и вывода самолета из атаки. Используя боевой опыт, он раз’ясняет, к чему может привести тот или иной -неправильный маневр са* -ѵ-с-лета во время сближения с целью или отхода от нее. Выходя из атаки, как пра вило, нельзя, например, про ходить над кораблем, т. к. можно налететь на мачты или быть сбитым заградительным огнем с корабля. Не еледует ном классе осваивают мат- ч&сть тор'педы и ее вооруже ния, изучают теорию торпед ной стрельбы и технику тор- педометан-ия. На полигоне ру ководитель іучения об’ясняст- также делать отход- от цели с. правила полетов, указывает набором высоты—после сбра- вспомогательные osp-нентиры -сываш^я торпед надо црижи- для определения высоты по- матыся ближе к вюде,' тем лета інаа водой, направление со.мымі понижая эффективность входа и выхода на цель. Он вражеского огня, не увлекаясь же сообщает существующие особенно, дабы- не "врезаться и сбріаеыіваетсигналы на корабле-цели дл» в воду. Входить в атаку н’адо С ЕВ ЕРНЫ Й ФЛОТ. Зенитчики Н-ской батареи на боевом посту. Фото В. Мищенко, с таких курсовых углов, ко торые больше обеспечивают попадание торпеды в цель. Корабль дает полный ход, торпедоносец делает послед нюю атаку с прицельным сбрасыванием ходовой торпе ды. Отрыів и пелет се в воз духе и .прямолинейный след с упреждением на ход корабля завершают учение, дающее экипажу полнее представле ние о техникеторпедометания. Наі следующий день опыт ные пилоты дают молодым провозные полеты, приучают их ориентироваться в море на малой высоте, а также после довательно от необходимой высоты по вспомогательному ориентиру до -минимальной по высотомеру и глазомеру. Уме ние определять на глаз ма лую высоту полета над водой •в-есьма важно для командира экипажа, Это достигается но сразу. Видимость обманчива и во- многом она зависит от со стояния водной поверхности. Наличие волны или ряби улучшает видимость и. наобо-, рот, штилевое состояние ухудшает, и если летчик не будет руководствоваться вы сотомером. то он может же стоко поплатиться. То же мо жет случиться при полете против' солнца или по лунной дорожке от луны. После нескольких провозных полетов молодой летчик про изводит 4—5 самостоятельных атак по неподвижному кораб лю1, Кроме исправлений оши их установить, М ы можем и доданы с н и м к и результатов Си ы р е в по вр агу. Все воздай для э то г о у нас есть. Старший лейтенант 1 И. КАТУНИН Новости авиатехт за рубежом Прибор для испытан парашютной ткаі Общество „АмернкэкМэшиял талс“^ІІІА) р.-зраоошо кокт,ц испытательного прибора ддяпщ Прочности Парашютной ТКвСЙ.0СсJ рушиющие нагрузки иэмсрщсі помощи граьитациинных наориц воЗмсЙсгвующйх на маятник.М.< маль. ая испытательная нагрузки кг., точность показаний—впредші грузок около 22 кг.; образцу шириной 76ММ., СКОрОСІЬИСПЫіі oUUмм,мин, , Аутомотив энд ЙНДКГИ* бок в полете по радиоі: рабля-цели, мы обязавд проводим разбор имев всеми треиирующимнм® жами. В 'первом полете пи»,1 жен строго выдерживать жим горизонтального №•' іка положенной высотИ» му на курсе сближенияе ра-блем он идет по прям» прицеливаясь по «W5K подвижной цели подW еым углом 90 град. ДИІ ловного сбрасывания торн1 делает небольшой отар Проходит впереди носа Щ ля на курс отхода, Вг «сбрасывания» торпеда чик нажимает нужнуюц ку, которая включая Р аппа-рат, фнвсируюшиИ рабль-цель относишьно ирн прицеливания, Дм® ■ревание фотоснимков я« но показывает атак— дистанцию, пре ние и положение 'последующих полетах делает по пять атак > дом и отрабатывает да вание по подвижной п і -.о ложенных курсовых ■ дистанции с «а®»® ,, отшлифовкой ВРОТІ!ВОЗМ-- маневра. За этим •: о;:нн полет с торпедоЛ кой и, наконец, зачетш -лет с ходовой тори® О ко после этого мы3» > экипажи к выполнению^- заданий. pSf Война многому- нас ■ ла. Мы сумели Ш 5 в »1 , » fc
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz