Североморский лётчик. 1944, март.

СЕВЕРОМОРСК ИИ .ТЕТті ЙК а. 8 I '< л ) Л Л Б б й і і і ) ПРАВ J Мы должны ТРИ ВОЗДУШНЫХ БОЯ СТАРШИНА ШЕЛКОПЛЯс;' фотограф• і ровзть результаты СВ О Iі х у Д 3 р о н ’ ' J&PT& ІЭ44г Г-вардки КОП; IЯС В Сми пн. Л і Л а О ш и и л е й т е н а н т Л Всего ь грех воздушных достаточной осліотрителыіо- боях удалось участвовать мне. счи<, о неумении видеть Ь третьем Оою Я ісиил пер-; спустя месяц мш.-'пришлось вый вражеский самолет. Ког- Iучаствовать во втором ьоздуш- да вернулся «а аэродром, то I«ом чюю. Чувствовал ссоя ѵже подумал; міне просто повезло. Jьамцою укер-еннс».’. ііодопдя к таршина -во®. Ш«л> , ствуот явная недооценка это- іцим и главной ""Ж • --------- ------ -------* считал фонограф-80® •своей статье м> и г.і в оое-вой су Ия разборе опытные летчики W, «косточкам» разобрали весь ход боя. Более ясно восста­ новил я в памяти атаки овей и товарищей. Взвесив все, ре­ шил, что победа пришла но сема по себе, Она исходит из первых двух боев и -тех вы­ летов, которые я совершим ранее. Прошлой осенью в составе шестерки истребителей непо­ средственного прикрытия я вылетал в море. Весь путь до цели прошел нормально. -- Впереди самолеты про­ тивника,—услышал я по ра­ дио. Огляделся. Торпедоносцы заходили для атаки, внизу впереди шел большой кара­ ван. Начал вертеть головой, по никаких истребителей про­ тивника не видел. Между тем в воздухе уже доносились слова: «Иду » атаку,«мессер» слева». Мне стало казаться, что немцы! у меня ® хвосте и сейчас откроют огонь. Все усилия увидеть врага так. и не увенчались успехом. В это время мы вошли в зону зе­ нитного огня. Когда со всех сторон начались рваться сна­ ряды и снизу потянулись трассы зенитных автоматов, я совершенно таотёрял равнове­ сие. Если до этого мой само­ лет еще держался в хвосте у ведущего, то тут сразу же потерял его. Все «вое внима­ ние сосредоточил на разрывах. После больших трудов мне удалось выбраться из зоны огня. Эфир по-прежнему был наполнен словами: ^Атакую! Прикрывай! «Мессер!»: Я стал искать своих товарищей, на­ шел их и, пристроившись к ним, больше не отрывался до самого прихода на аэродром. На разборе боя ведущий ка­ питан Рассадкин указал на мои- ошибки. Если бы я боль­ ше смотрел за ведущим, а не за разрывами снарядов и ма­ неврировал так, как (он, то не оторвался бы, яснее увидел бы сам бой. То, что я. не за­ метил вражеские самолеты, свидетельствовало о моей не. цели (тогда мы лрикрывали: «пеггляковых»), заметил не- ліоцких истребителей, «Под­ жался» ближе к своему веду­ щему старшему лейтенанту Ьурматову. На отходе от цели «JVJосссршмитты» попытала сь атаковать пикировщиков, они оаходяли снизу, делали тор- йу. На одной из таких горок мой ведущий сбил «мессе-ра». Продолжая прикрывать «Нет- лякобьіх», я внимательно смотрел за задней полусферой. Во время одного маневра за­ метил самолет. «Видимо, такой «ѵе грешник, как и- я. е пер­ вом бою»,—подумал 'я ,и про­ должал полет. Но в это время над моей головой пролоте ла огненная трасса я одновре­ менно по радио услышал команду Бурматова: ‘«Разво­ рачивайся влево». Оказалось, самолет, принятый мною за своего, был вражеским. «Мы го-важною э можем иметь фотоснимки ре- : деятельности, зульт-атов торпедных атак» t), j ГІо~час б' 'в ■••т ѵ т°к что совершенно правильно ставит ;фотоаппаратура на машин, вопрос с том, чі<з мы -им-..■ 1 ,неоген, а снимок произвести ■ 2 .ее возможности^ фикенронд ;.цд удается. ІІпи-веду пример. н ‘ Фотопленку .результаты | {-[всксшько дней назад группа атак. Ьсо сказанное нм пол- 1 костью относится и к штур­ мовикам. Мы можем и должны иметь результаты своих удавов по врагу. Фотоснимок — лучший до ­ гумент, характеризуюіций ■•Мі/фектпвность атаки и даю­ щий полное представление о 1*‘зультатах удара. Что это так, покажу на . примере. Совсем подавно ше- с і ерка Самолетов участво­ вала в разгроме вражеского кажется. ЧТО Qr» *о.іько выиграем ‘l Серьезные цр/ЛеіПс, проявить сл у І30^ аьником т. НО о ы по р а, И оО Э1ли і машин -наносила (Удар по ко- Ров было очень м« ^ раблям противника. Фотогра- j вить фотоаппараты1 •фированис самого удара было , машинах. йы в * поручено лейтенанту Бонда- j можность ироизво й ренко. Известно, что во время :Щадное фотографий1' атаки дали в обязанность лет- j и здесь дело ѵп5і ; установку фотояппо г то*. на наш&м тидѳ °амолбті ■Дел п ника на нагнем типе са- ' 1 “■ молота входят и все за- ; ш&лколляс дачи, стоящие перед штур- ; статье пищед о тѵ,,.4 маіюм (определитгно точки по- і Делю стр&лка-радиЛ 1 рехода в пикирование, сбра- ! следует ска-затт. ■'То сыва-ние бомб, ведение ту ­ шенно *пулеметного огня). Иногда даже у опытного лет­ чика нех-ватает времени, что- гаравана. Иа моем самолете бы тс(тне произвести все эти был установлен фотоаппарат, манипуляции, да еще и уп- е помощью которого я однаж- р-авлять самолетом. Так полу­ ды Фотографировал уже ре- ічилось у т. Бондаренко. Вклю. зультаты удара. іш.ждый кадр чкв аппарат над целью и сфо- jторпедоносцы, и обрабатывался тогда 5 секунд? тографирова© караван,он сра- і нами потопленный н •т имкон получилось мало и зу же выключил его. Лейте- ; ности атака топгт!'^ качество их оказалось нсваж- жант думал .снова включить ; начиная от «браент»8* ное. с)то я учел. Рассчитав,, аппарат при вводе самолета в I"орпед и кончая ш?8! что над целью мы прооуідем пикирование, но, поглощенный;•судна, мне были '-Пѵ му-кому, а Имвсйр,"."' зафиксировать HTor'v-^ Стрелок моего самоі!^ Маркин после олно^ ‘J Рассказывал мне: {VJ собрались домой, всіг- M U JB атаку тля ^ •3 минуты, обработку каж- атакой, сделать этого не смог, j видны. Если вьГторда! лого кадра я приказал поста- | В результате сам удар на Фотоаппарат — Ва то что я лепжалря г -п ІЕНТЬ но ш 5 «евунд, как рань- пленке запечатл н не был. Это jФиксировал бы». і . 3* ^ а техника затруднило подведение итогов На наших са про- всей операции. Вывод: на фо- і специальные гн^зла і- Фотоаппаратов лил, а за плохую осмотри­ тельность я снова получил !«ьзбучку». Много полезного извлек я из этого <5оя—я уви­ дел, как надо сбивать врага. Участником третьей схватки ; мне .довелось быть совсем не- і давно. Приблизившись к вра- j жескому конвою, я заметил I самолеты противника и по ‘ радио передал об этом веду­ щему. После удара -по немец­ кому транспорту торпедонос­ цев стали атаковывать «Мес- соршмитты». Пара к<стодевя- тых» снизу пристроилась к одному торпедоносцу. Мой ве­ дущий капитан Рассадкин сверху пошел на них в атаку. Сначала я хотел ринуться за ним, ко; подумав, решил остаться наверху к следить за атакой капитана. Резким маневром ведомый немецкой пары пытался уйти от Рас­ са дкина, но был сбит .им. Капитан горкой ушел вверх и очутился выше меня. Веду­ щий фашист, оставшись один, стал удирать. Я погнался за ним и после двух очередей поразил насмерть. ч>иі(_>і-])афирования оч©н;: ста. Как только самолет захо­ дил в атаку, я ,включал фото­ аппарат и выключал его пос­ ле выхода из зоны огня. Пи­ кировал я под большим углом. : •J to позволило полностью охіва. : тнть цель фотооб’ективом. Сделанный снимки полно- е і ыо отобразили картину ата- : кь. Они сыграли немалую і роль в подведении итогов всей 1 с-перацин. Этот случай заставил coot- I ветствующих командиров при­ дать большее значение фото- 1 рафированию -ударов, о а не­ сколько дней были поставле­ ны аппараты еще на несколь­ ких самолетах. Увеличился ин- I терсс к фотографированию ро- \ зультатов своих ударов и у і летчиков. Однако у нас все еще дает j о себе крепко знать яеж ела -! кие отдельных товарищей | серьезно заниматься вопроса- ми установки фотоаппаратов на самолетах, вое еще сущѳ- тографированиѳ ударов дол- j невки жен ставиться опьгт-ный лет- jвпем которых "іѵпмі, схрелок. Дело ад щ чик. Желательно, чтобы в строю он был всегда замьгкаю- °) См. «Североморский лет­ чик» за & марта 1944 года. Б о е в о е о б у ч е н и е л е т ч и к а - т о р п е д о н о с ц а Гвардии капитан Д. Калинин Ніизкоѳ тарпедомстаітие по торпеду по его си гн ал у , или кораблям протзівгаика являет- самостоятельно выбирает себе ся с амы м сложным івидом боя. об’ект для атаки . Сложность Летчик-торпедоносец должен нападения при сильном про- твердо э н а т ь тактиче ские дан- тиводействии зенитной артил- ныѳ своего самш іѳиа, в соіяе-р- лории и истребителей против- шенсттве в л а д е т ь т ео ри ей тор- ника произ'Води.т большое впо- подной стр-ельбы 'и тактикой торпадомютаиия, а также знать способы маневрирования1 ко­ раблей при .уклонении их от атак и от ел еда торпед. чатление на ведомого. Поэто­ му в усло виях скоротечности атаки он не успевает всего усвоить из нее и только вда вы п ущ енны х другой день мало-помалу вос­ станавли вае т в памяти более Все эти лавы-юи молодые подробно мюмзенты боя. экипажи приобретают .в систе­ ме- аіаэемной подготовки и за- крепляют их (в практических полетах іна учебном полигоне. Однако 'приоФр&тенный в про­ цессе подготовки минимум знаний еще не характери­ зует летчика. Окончательяюй ()юрмігрование торпсдЮн’о-сца Последовательность обучения К ак у нас в гвардейской ча сти проводится боевое обу­ ченно торпедоносцев? Одновременно о освоением материальной части самолета прои сходи т вI б іа іс.в непосред - они в специально оборудован- ствсйш -О і М применении им своего гр-озігого ор уж и я по ко­ раблям противника на его морс к п х ко>.гм /у ші ка ция х . К а к цре:в;:і<то, после -сбрасы­ в ан и я зачетной -практической (ходовой-) ’Торпеды летчик, до- пгускажется к вы полнению крей ­ с е р с к и х боевы х полетов П ер ­ вы й т а ко й выстет о н произвол д н т ведомым; в ‘паре с о п ы т ­ ны м ведущим- управления самолетами в воз­ духе к исправления их оши­ бок во время полетов. После учения с аэродрома взлетают 1— 2 торпедоносца, нилоти.руе- 1 Mi-.ro опытными летчиками, ко­ торые совершают несколько показных холостых атак по кораблю-цели. Руководитель обращает вни­ мание присутствующих на судне летчиков на последо­ вательность сближения само- лет-а , выдерживание ірежима горизонтального полета на боевом курсе, технику сбра- , сьівания торпеды и вывода самолета из атаки. Используя боевой опыт, он раз’ясняет, к чему может привести тот или иной -неправильный маневр са* -ѵ-с-лета во время сближения с целью или отхода от нее. Выходя из атаки, как пра­ вило, нельзя, например, про­ ходить над кораблем, т. к. можно налететь на мачты или быть сбитым заградительным огнем с корабля. Не еледует ном классе осваивают мат- ч&сть тор'педы и ее вооруже­ ния, изучают теорию торпед­ ной стрельбы и технику тор- педометан-ия. На полигоне ру­ ководитель іучения об’ясняст- также делать отход- от цели с. правила полетов, указывает набором высоты—после сбра- вспомогательные osp-нентиры -сываш^я торпед надо црижи- для определения высоты по- матыся ближе к вюде,' тем лета інаа водой, направление со.мымі понижая эффективность входа и выхода на цель. Он вражеского огня, не увлекаясь же сообщает существующие особенно, дабы- не "врезаться и сбріаеыіваетсигналы на корабле-цели дл» в воду. Входить в атаку н’адо С ЕВ ЕРНЫ Й ФЛОТ. Зенитчики Н-ской батареи на боевом посту. Фото В. Мищенко, с таких курсовых углов, ко­ торые больше обеспечивают попадание торпеды в цель. Корабль дает полный ход, торпедоносец делает послед­ нюю атаку с прицельным сбрасыванием ходовой торпе­ ды. Отрыів и пелет се в воз­ духе и .прямолинейный след с упреждением на ход корабля завершают учение, дающее экипажу полнее представле­ ние о техникеторпедометания. Наі следующий день опыт­ ные пилоты дают молодым провозные полеты, приучают их ориентироваться в море на малой высоте, а также после­ довательно от необходимой высоты по вспомогательному ориентиру до -минимальной по высотомеру и глазомеру. Уме­ ние определять на глаз ма­ лую высоту полета над водой •в-есьма важно для командира экипажа, Это достигается но сразу. Видимость обманчива и во- многом она зависит от со­ стояния водной поверхности. Наличие волны или ряби улучшает видимость и. наобо-, рот, штилевое состояние ухудшает, и если летчик не будет руководствоваться вы­ сотомером. то он может же­ стоко поплатиться. То же мо­ жет случиться при полете против' солнца или по лунной дорожке от луны. После нескольких провозных полетов молодой летчик про­ изводит 4—5 самостоятельных атак по неподвижному кораб­ лю1, Кроме исправлений оши­ их установить, М ы можем и доданы с н и м к и результатов Си ы р е в по вр агу. Все воздай для э то г о у нас есть. Старший лейтенант 1 И. КАТУНИН Новости авиатехт за рубежом Прибор для испытан парашютной ткаі Общество „АмернкэкМэшиял талс“^ІІІА) р.-зраоошо кокт,ц испытательного прибора ддяпщ Прочности Парашютной ТКвСЙ.0СсJ рушиющие нагрузки иэмсрщсі помощи граьитациинных наориц воЗмсЙсгвующйх на маятник.М.< маль. ая испытательная нагрузки кг., точность показаний—впредші грузок около 22 кг.; образцу шириной 76ММ., СКОрОСІЬИСПЫіі oUUмм,мин, , Аутомотив энд ЙНДКГИ* бок в полете по радиоі: рабля-цели, мы обязавд проводим разбор имев всеми треиирующимнм® жами. В 'первом полете пи»,1 жен строго выдерживать жим горизонтального №•' іка положенной высотИ» му на курсе сближенияе ра-блем он идет по прям» прицеливаясь по «W5K подвижной цели подW еым углом 90 град. ДИІ ловного сбрасывания торн1 делает небольшой отар Проходит впереди носа Щ ля на курс отхода, Вг «сбрасывания» торпеда чик нажимает нужнуюц ку, которая включая Р аппа-рат, фнвсируюшиИ рабль-цель относишьно ирн прицеливания, Дм® ■ревание фотоснимков я« но показывает атак— дистанцию, пре­ ние и положение 'последующих полетах делает по пять атак > дом и отрабатывает да ­ вание по подвижной п і -.о ложенных курсовых ■ дистанции с «а®»® ,, отшлифовкой ВРОТІ!ВОЗМ-- маневра. За этим •: о;:нн полет с торпедоЛ кой и, наконец, зачетш -лет с ходовой тори® О ко после этого мы3» > экипажи к выполнению^- заданий. pSf Война многому- нас ■ ла. Мы сумели Ш 5 в »1 , » fc

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz