Североморский лётчик. 1944, март.

С Е В Е Р О М О Р С К И Й Л Е Т Ч И К is, J.044 г., Н iji (jj| Свободная „охота“ на истребителе ОБ УРОКАХ К РЕЙСЕ РСКО ГО ПОЛЕТА лейтенантов Ш Е В Ч Е Н К О И ТУРГАНОВА Истребители Ш е в ч е н к о и Турганов мноГ') р аз о б р а щ а ­ лись к командованию за р аз- решенном вы л е т е т ь на с в о б о д ­ ную «охоту:. К огд а-то т а ­ кой вьглет у них был. П р о ­ шел он удачно. В н е з а п н о е появление советских и с т р е б и ­ телей н ад в р аж е с к им а э р о д р о ­ мом застав ил о н ем ц е в б и т ь тревогу- На обратном пут;-; п а ­ ра нанесла у д а р по жи в о й с и ­ ле противника. «Охота» п р е л ь с т и л а м о л о ды х л ич и ко в : д е й с т в и т е л ь н о п о л ­ ная свобода в выбору м а р ш р у ­ та и об’ектов н а п а д е н и я , д е й ­ ствительно п олн ая с в о б о д а д л я развертывания и н д и в и д у а л ь ­ ных способностей и и н и ц и а ­ тивы. С тех пор прошел известный срок. Обстоятельства не раз изменились. Условия боевой учебы и деятельности также иреторпе>вали значительные изменения. Однако независи­ мо ни от чего Шевченко н Турганов настойчиво добива­ лись разрешения повторить по. деты на свободную юхоту». Разговоры о свободной «охо­ те» среди лотчиков-истребите- лей становились все настой­ чивее. И вот Шевченко и Турганову представился слу­ чай показать себя: буквально, на-днях им разрешили лететь в тыл противника, в свобод­ ный полет. Разрешили, не­ смотря на то, что тт. Шев­ ченко it Турганов еще далеко но асы; несмотря на то, что лейтенант Турганов уже две недели не летал; несмотря на -то, что ни за Шевченко, ни за Тургановым постоянные ма­ шины не закреплены, и в крей­ серство оба летчика уходили на чужих «Яковлевых». А ведь машина машине — рознь! ^ Знали ли сами летчики об этом'- Отдавали ли они себе отчет в значении этих факто­ ров'- Понимали ли, наконец, что свободная «охота» — дело мастера, аса,—человека, бле­ стяще владеющего машиной, отличного тактика и воина, умудренного опытом многих боев? Вот как отвечают на эти вопросы факты. С самого начала пути Ше-в;- чеіікс, как ведущий, избрал строй фронта. Так как шли бреющим и все внимание со­ средоточивали на технике пи­ лотирования, строй фронта сковывал маневр. Ведущий, за второй паре. Но л т у г он по­ казал свою недостаточную та ктичес ку то под го тов л он нос т ь . Имея л на этот р а з пр еиму ­ щество в высоте и, кроме то ­ го, возможность нанести удар внеза’ино, он ізместо р еш и ­ тельного выхода в атаку н а ­ чал осторожное п р есл едов а ­ ние. Немцы шли с набором" высоты, то теряясь из в и д а ­ на 'фоне леса, то п о я в л я я с ь— на фонт озер. Несколько д е ­ сятков километров Шевченко следовал за ними, забыв о первой паре противника. А она м; гла внезапно атаковать «Яковлевых». Пройдя еще с десяток ки л о ­ метров, немцы ра з в ернули с ь к аэродрому. Оказавшись с солнечной стороны, Шевченко резким маневром р а з в ерн у л самолет на 180 гр аду сов и вы ­ шел вперед д лн атаки. Но тут произошло то, чего и с л е д о в а ­ ло ожидать: не л ет авший д в е недоли Турганов не воспринял резкого маневра в едуще го и потерял его из виду . Пара разорвалась. Шевченко вынуж ­ ден был вернутьс я , Чтобы дать ведомому возможность пристроиться. З а это время немцы ушли д ал еко вперед и преследование их было со в ер ­ шенно бесполезным. | і ак закончилась -свободная ■ «охота» летчиков Шевченко и ! Турганова, ни с чем возвра- ; тившихся на свой аэродром . 1 Так обернулось несерьезное, неделовое отношение в сво ­ бодной «охоте». На этом- можно было бы и закончить. Но случай этот н е ­ вольно за с т ав л я е т сд ел а т ь но- которые> вывод ы, вы ходящ и е за рамки одного полета. Дело ві том, 'что' о свободной «охоте» говорят довольно мно­ гие товарищи из и с т р е б и т е л ь ­ ных подразделений. Они вы ­ ражают горячее желани е у ч а ­ ствовать в крейсерских п о л е ­ тах. Короче говоря, они хотят наступать. Это очень хорошо, ибо дух наступления должен жить в сердце воина. Бол ьше того, свободная, «охота» ист ре. бителей должна 'прочно войти в арсенал наших методов борьбы* с врагом. И она, бес­ спорно, развернется так же успешно, как. ра з в ернули с ь в последнее время д ействия тор ­ педоносцев в штурмовиков по немецким конвоям. Но бес­ спорно и то, что она не можот­ быть такой, как у Ше-вченко и I освоением того громадно го боевого опыта , который н а к о ­ п или «охотники» Кр а сной Ар ­ мии и Фло т а — т а к и е асы. как д в аж д ы Герой -Советско­ го Союза тов. Покрышкпн. К с т а т и с к а з а т ь , с т а т ь и ого, Опубликованные в «Сталинском соколе», м о г у т . с л уж и т ь п р е ­ к р а сным пособием д л я тех. кто хочет под г о то ви т ь себя к свободной «охоте». Со здава я1- п ары свободного полета-, н ад о -окружать их повседневной заботой и в н и ­ м анием . Н еп ос р е д ст в ен н ый долг к о м а н д и р а—н е о т м а х и ­ в а т ь с я от «охотников», а в о с ­ пи ты в а т ь , у ч и т ь их на их же соб с т в енных ош и б к а х ц б о е ­ вом опыте , 'р а з ви в а т ь у них вол евые к а ч е с т в а , и н и ц и а т и ­ ву , с ам о с т о я т е л ьн о с т ь . Пока что э то го н е ви д н о в Н-ской ч асти , ибо, с о з д а в п а р ы , з д е с ь 'п р е к р а ти ли всю д а л ь н е йш ую р аб о т у п о их в о спи т а нию и 'подготовке к у с п еш ным к р е й ­ серским д е й с т в и ям . Капитан Г. ГРАЬЧЕНКО , На правом ф л а н г е в ели ко г о фронта. На СНИМКЕ: а р т и л л е р и й с к и й р а з в е д ч и к на наблюдательном пункте, і И З Б О Е В О Г О О ПЫ Т А ВВС ВОЕННО -МО РСКО ГО ФЛОТА Организованно прикрывать действия штурмовиков К а п ит а н Д . Шарое, капитан. К. Присяжнюк .мотив это. быстро вытянулся !Турганова: -неподготовленной, ііа 150 метров вперед и прика­ зал ведомому держаться в та­ лом "построении. Вряд ли по­ требовалось бы прибегать к перестроению, если бы Шев­ ченко обладал достаточной тактической полготовкой и опытом: он бы тогда сразу не избрал строй фронта. К вражескому аэродрому па­ ра подходила на высоте, наи­ более выгодной для «Яковле­ вых». Еще издали Шевченко увидел впереди ниже себя, примерно на 2.000 метров, па­ ру Вражеских истребителей. Надо было немедленно исполь­ зовать преимущества своего положения и атаковать про­ тивник бм іг «охотник ударов ІИѳвгченк итти 1 своим под ем лей, ранее На с дрому взлете, мецких бором пе. Вс; дне н Опытный летчик так 'тупцд: ведь целью является нанесение- противнику. Однако I почему-то решил к аэродрому, чтобы появлением вызвать вражеских пстребпте- I потом уже нагнать замеченную пару и на- ю ней удар, амом подходе к аэро- Шевченко заметил, что іа еще одна пара нѳ- л с па­ на соли- ■изменил намере удар по гелей ошда мапн тьпоо изобилующей столькими т а к ­ тическими ошибками. I Свободная «охота»—серьез- | ный, ответственный вид бое- ; вых действий, требующий подлинно высокого мастерства в технике пилотирования, в тактике, во владении оружием , а также отличного знания как врага и его уловок, так и районов действий. На свободную «охоту» над территорией й аэродромами противника следует привле­ кать , лучших летчиков-а сов. мастеров трудного д е л а и стре ­ бителя;1 максимально -сокра­ щая использование их д л я других видов боевой работы. Эти летчики должны летать на своих, облетанных ими ; машинах, а на на случайных, как Шевченко и Турганов. Пары должны отлично с т р е ­ лять и быть сколочены и сло- танн самым наилучшим обра зом. Малейшая несерьезность в этом ответственном деле, ма­ лейшая доля легкомыслия, в отношении к нему приведет лишь к напрасным человече­ ским жертвам. Тот истребитель, который стремится в крейсерский п о ­ лет. должен заслужить такую честь. Заслужить отличной учебой, достижением ма ст ер ­ ства и деловым, настойчивым НОВОСТИ АВИАТЕХНИКИ ЗА РУБЕЖОМ. Новое Обшесгво щен* (США получения t рючего для рючее изготовляете Ло способу ззпдб авиационное Хулря Процесс Корпорэ- р ізр аб о и .ю новый метод :ее высокооктанового го- нацнонных моторов. Го- нз тяжело»! нефти чесхого кдты'нти* горючее ческого крэкннг-процесса, аналогично применяемому для изготовления бута­ диена —главного- компонента синтети­ ческого каучука Буна—С. Н аш а ч а с т ь н а к о п и л а с о ли д . ный опы т в о б л а с ти п р и к р ы ­ ти я штурмо ви ко в зимой при д е й с т в и я х по с у х о п у т ным ц е ­ лям . Мы и м е л и во зможно сть еще р а з п р о в е р и т ь мн о ги е т а к ­ т и ч е с ки е приемы в п о с л е д н и х ■боях л а і Л е н и н г р а д с к ом ф р о н ­ те. По с тар а ем с я на о снов е опы ­ та^ н аш и х п о д р а з д е л е н и й ра.- зобрать в аж н е йш и е вопросы т а к ти к и п р и к ры т и я «Илон» скоростными и с тр е би т е л ями . При сопровожд ении ш т у р м о ­ виков р е к ом ен д у е т с я д е л и т ь и с т р еб и т е л и н а две гр уппы : непос редс гв ен но го пр и к р ытн я и сковывающую . С л е д у е т с р а ­ з у же1 з ам е т и т ь , что о т в е т с т ­ венность з а п р и к ры в а емы е с а ­ молеты н е с е т в е д ущ и й всех истреби т елей , н а х о д ящ и й с я в г р у п п е н епо ср ед с т в енно го п р и ­ крытия. В е д ущ и е гр у п п ш т у р ­ мовиков д о лж ны н а з ем л е у к а ­ з а т ь в едущим г р у п п и с т р е б и ­ телей н а п р а в л е н и е и порядок з а х о д а н а ц ель и вы х о д а и з ат аки , а т а кж е ме сто сбора для- с л е д о в ани я на свой а э р о ­ дром. Поя снять это тр ебов ани е элемен т арной о р г а н и з а ц и и н е т I необходимости. В у сл о ви ях средн ей и х о р о ­ шей видимости г р у п п а н епо ­ с р е д с т в е нн о г о п р и к ры ти я и д е т к ц е л » выше штурмовиков , примерно, н а 300—500 метров и в у д а л ен и и от них около 800 метров Л е т ч и к и на с амол е т ах «Ильюшин-2» н ер едко вы с к а ­ зывают п ож ел ани е и с т р е б и т е ­ лям' при к ры ти я н а х о д и т ь с я в непосредственной б ли з о с ти от них. Мотивы это го пож ел ани я понятны-: б ли з о с т ь самолетов прикрытия морально у с п о к а и ­ в ает штурмовиков. Но з д е с ь нельзя н е у ч и ты в а т ь в аж н е й ­ шего т ак тич еско го требов ания . ІЗсякий, а тем более, со в р е ­ менный скоростной и с т р е б и ­ т ель д л я о т р аж ен и я вне запной а т а к и противника. д о лж ен иметь свободу маневра , то-есть возможность мгновенно в с т у ­ пить в во здушный бой. Нахо ­ д я с ь н епосред ств енно н ад штурмовиками , он н е .б у д е т иметь этой свободы, и о г о д е й ­ с т в и я на некоторое время б у ­ дут з а трудн ены . Д л я лучшей о см о три т е льно ­ сти в в о зду х е и н аблюд ения за шт у рмов йк а м и и стр еби т ел ям непосредственного прикрытия .рекомендуется ходить п е р е с е ­ кающимися курс ами . Д л я про ­ см о т р а нижней п о л у сф е ры ц е ­ лесообразно еще н а зс-мле вы ­ д е л я т ь п ару самолетов , кото­ ры е время от времени с н и ­ жаются и также п ер е с ек ающи ­ мися ку р с ами проходя т ниж е 1 штурмовиков. В у с л ови ях , кот. д а прикрыв аемые самолеты сли в аю т ся с местностью а л а н а б лю д е н и е за. ними з а т р у д ­ н я е т погода , этот- т ак тич еский прием о собенно необходим. С ковыв ающ ая г р у п п а идет до ц е ли выше штурмовиков на 600—1.000 метров, сбоку и с з а ­ ди . Она должн а иметь по ­ с т о я н н ую з р и т е л ьную и осо­ бенно н ад ежн ую р а д и о с в я з ь и с о ш т у р м о в и к а м и .и с группой н еп о с р е д с т в енн о г о прикрытия . П а р е самолетов сковывающей г р у п пы т а кж е (рекомендуется вр емя -от времени пиккрова'- нием на большой скорости с н и ж а т ь с я до высоты н е п о ­ с р е д с т в е нн о г о при к ры ти я д л я у т о ч н е ни я м а рш р у т а ш ту рм о ­ в и к о в и д л я общей о см о три ­ т ел ьно с ти . Т а к им обра зом , н ам е ча е т с я с т р ойн а я т а к т и к а прик ры ти я штурмовиков на м а ршр у т е к ц ели , во многом п р и г о д н а я и при ще-йствиях на. море. С л е ­ д у е т з ам е т и т ь только, что при с оп р о в ож д ении на д а л ьни е р а с ­ с т о я н и я , особенно в районах, г д е м а ло в еро я тно н ап ад ен и е во здушно го противник а , и с т р е ­ б и т е л ям н е т необходимости д е рж а т ь б ольши е скорости. С л е д у е т экономить горючее д л я возможного- в о здуш но г о боя н а д целью или после штурмовки . При подход е к ц ели гр упп а н епо ср ед с т в енно го п рик ры ти я (сковывающей это л е г ч е с д е ­ лать ) д о лжн а обеспечить себя т а к о й скоростью, которая п о з в о л я л а бы прои зводит ь ■любой м а н е вр д л я быстрого о тр аж ени я в е ро я тны х атак и с тр еби т ел ей п р о ти вни к а и более б е зоп асно го п о л е т а в з о ­ н а з ени тно г о огня. Одн ако ни в р аж е с к и е а т а ки , ни, зени тный о б с тр ел н е должны о сл аб л я т ь н аблюд ени я и с тр еби т ел ей за штурмовиками . Н ад целью д л я и с тр е би т е л ей при к ры ти я самое г л а в н о е — не у п у с т и т ь мо ­ мент входа ш.ту -рмовиков в атаку . Самолет ам гр уппы не­ пос р ед ств е-нного п рик ры ти я необходимо н ах о д и т ь с я с в н у т ­ ренней стороны к р у г а ш т у р ­ мовиков и п и к и р о в а т ь под у г ­ лом с б л иж е н и я с ними, не- т е р я я из поля з р е н и я ни ’ о д ­ ного самолета,. В этом с л у ч а е а т а к и и с т р е б и т е л е й п р о т и в ни ­ к а с н и з у и с з а ди б у д у т у с ­ пешно п а р а л и з о в а ны " с а м о л е ­ тами г р уппы н епо ср ед с т в енно ­ го- п р и к ры т и я , которые имеют н-а пикир о в ании скорость, о б е с ­ печивающую любой маневр. При. этом к аж дый и с тр еби т ел ь должен быть в о спи т ан так, Чіобы никакой з ени тный огонь не- з а с т а в и л его и зм ени т ь н а ­ п р а в л е н и е или о т орв а т ь с я от строя. П р е к р ащ е ни е з ени тно го огня в момент н а х ож д е н и я с а м о л е ­ тов над целью служи, щ правило, признаком ноявлещ истребителей противника і с т а л о быть, сигналом дляyet ленного наблюдения за возду­ хом. Отсюда еще боло&ясш становится требование, чмбк истребители прикрытия зш направление выхода штурм виков из атаки. Нѳ.зншщ самые опытные истребшщ нередко находящиеся в сплош­ ных разрывах зенитных о рядов и в то же время о» дающи е атак со сторонывоз­ душного врага (всеі этотр> б у ет большого внимания)^ г у т на время упустить из и- ду штурмовиков, быстрода­ ющих скорость и скрывающи- с я н а фоне местности. Сковывающая группа, д ясь над целью .выше е < внешней стороны круга шу­ мовиков, снижается до высоіі входа их в атаку. Повторяем, что в момент пикирована г р у п п а непосредственного;?!' кры тия находится сбоку*Иліу. н-е<уголько йъіше, а возійГО и ниже их. Поэтому истрй»- тели сковывающей группы# з аны надежно прикрываіьі выхода из атаки штурмовй» замыкающих -строй. Та Ш .Ф ■разом, можно сделать ИМ что вход «Илов» в атаку г* ным образом прикрывает.в .вы-вающая группа, а выя$# атаки — группа неаосЩ* венного прикрытия, Видимо, на основе этогоЯ* тнческого момента отдельна летчики сделали вывод он-.-: ходимости перехода сковку щей группы в группу..... срѳдст.вѳнного прикрытия^ наоборот. Нам кажется, зд есь нет никакого преда­ ния ГРУПП, И ОНО ОЫЛС'^ неправильно даже при повч H U Y О Г) Ѵ / \ "T Q V и я ТТАЛЬ. ilpZ • ных заходах на цель. № ком превращении истреогк^ -обеих групп могут упі№ из виду л етчики «Илов», а — даже о № потеря,- дущих своих групп. ^ словами, нарушается св> прикрытия , ломаются с ::* в о зника ет опасное в зоз^ нитного огня самостоя^ маневрирование пар яли^ о тдельных истребителе^ говоря уже об ослаблен^, крытия. «Замкнутый тр- ский круг с иерѳмеяоя групп прикрытия», 0 г оворят некоторые лет таетсяі надуманным пд--^ нием, н применение Эі^. тода может нарушить прикрытия и понизить '• ственность ведущих гр; безопасность полета виков. 1 (Окончани е еI л»ДО*т!'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz