Североморский лётчик. 1944, март.
С Е В Е Р О М О Р С К И Й Л Е Т Ч И К is, J.044 г., Н iji (jj| Свободная „охота“ на истребителе ОБ УРОКАХ К РЕЙСЕ РСКО ГО ПОЛЕТА лейтенантов Ш Е В Ч Е Н К О И ТУРГАНОВА Истребители Ш е в ч е н к о и Турганов мноГ') р аз о б р а щ а лись к командованию за р аз- решенном вы л е т е т ь на с в о б о д ную «охоту:. К огд а-то т а кой вьглет у них был. П р о шел он удачно. В н е з а п н о е появление советских и с т р е б и телей н ад в р аж е с к им а э р о д р о мом застав ил о н ем ц е в б и т ь тревогу- На обратном пут;-; п а ра нанесла у д а р по жи в о й с и ле противника. «Охота» п р е л ь с т и л а м о л о ды х л ич и ко в : д е й с т в и т е л ь н о п о л ная свобода в выбору м а р ш р у та и об’ектов н а п а д е н и я , д е й ствительно п олн ая с в о б о д а д л я развертывания и н д и в и д у а л ь ных способностей и и н и ц и а тивы. С тех пор прошел известный срок. Обстоятельства не раз изменились. Условия боевой учебы и деятельности также иреторпе>вали значительные изменения. Однако независи мо ни от чего Шевченко н Турганов настойчиво добива лись разрешения повторить по. деты на свободную юхоту». Разговоры о свободной «охо те» среди лотчиков-истребите- лей становились все настой чивее. И вот Шевченко и Турганову представился слу чай показать себя: буквально, на-днях им разрешили лететь в тыл противника, в свобод ный полет. Разрешили, не смотря на то, что тт. Шев ченко it Турганов еще далеко но асы; несмотря на то, что лейтенант Турганов уже две недели не летал; несмотря на -то, что ни за Шевченко, ни за Тургановым постоянные ма шины не закреплены, и в крей серство оба летчика уходили на чужих «Яковлевых». А ведь машина машине — рознь! ^ Знали ли сами летчики об этом'- Отдавали ли они себе отчет в значении этих факто ров'- Понимали ли, наконец, что свободная «охота» — дело мастера, аса,—человека, бле стяще владеющего машиной, отличного тактика и воина, умудренного опытом многих боев? Вот как отвечают на эти вопросы факты. С самого начала пути Ше-в;- чеіікс, как ведущий, избрал строй фронта. Так как шли бреющим и все внимание со средоточивали на технике пи лотирования, строй фронта сковывал маневр. Ведущий, за второй паре. Но л т у г он по казал свою недостаточную та ктичес ку то под го тов л он нос т ь . Имея л на этот р а з пр еиму щество в высоте и, кроме то го, возможность нанести удар внеза’ино, он ізместо р еш и тельного выхода в атаку н а чал осторожное п р есл едов а ние. Немцы шли с набором" высоты, то теряясь из в и д а на 'фоне леса, то п о я в л я я с ь— на фонт озер. Несколько д е сятков километров Шевченко следовал за ними, забыв о первой паре противника. А она м; гла внезапно атаковать «Яковлевых». Пройдя еще с десяток ки л о метров, немцы ра з в ернули с ь к аэродрому. Оказавшись с солнечной стороны, Шевченко резким маневром р а з в ерн у л самолет на 180 гр аду сов и вы шел вперед д лн атаки. Но тут произошло то, чего и с л е д о в а ло ожидать: не л ет авший д в е недоли Турганов не воспринял резкого маневра в едуще го и потерял его из виду . Пара разорвалась. Шевченко вынуж ден был вернутьс я , Чтобы дать ведомому возможность пристроиться. З а это время немцы ушли д ал еко вперед и преследование их было со в ер шенно бесполезным. | і ак закончилась -свободная ■ «охота» летчиков Шевченко и ! Турганова, ни с чем возвра- ; тившихся на свой аэродром . 1 Так обернулось несерьезное, неделовое отношение в сво бодной «охоте». На этом- можно было бы и закончить. Но случай этот н е вольно за с т ав л я е т сд ел а т ь но- которые> вывод ы, вы ходящ и е за рамки одного полета. Дело ві том, 'что' о свободной «охоте» говорят довольно мно гие товарищи из и с т р е б и т е л ь ных подразделений. Они вы ражают горячее желани е у ч а ствовать в крейсерских п о л е тах. Короче говоря, они хотят наступать. Это очень хорошо, ибо дух наступления должен жить в сердце воина. Бол ьше того, свободная, «охота» ист ре. бителей должна 'прочно войти в арсенал наших методов борьбы* с врагом. И она, бес спорно, развернется так же успешно, как. ра з в ернули с ь в последнее время д ействия тор педоносцев в штурмовиков по немецким конвоям. Но бес спорно и то, что она не можот быть такой, как у Ше-вченко и I освоением того громадно го боевого опыта , который н а к о п или «охотники» Кр а сной Ар мии и Фло т а — т а к и е асы. как д в аж д ы Герой -Советско го Союза тов. Покрышкпн. К с т а т и с к а з а т ь , с т а т ь и ого, Опубликованные в «Сталинском соколе», м о г у т . с л уж и т ь п р е к р а сным пособием д л я тех. кто хочет под г о то ви т ь себя к свободной «охоте». Со здава я1- п ары свободного полета-, н ад о -окружать их повседневной заботой и в н и м анием . Н еп ос р е д ст в ен н ый долг к о м а н д и р а—н е о т м а х и в а т ь с я от «охотников», а в о с пи ты в а т ь , у ч и т ь их на их же соб с т в енных ош и б к а х ц б о е вом опыте , 'р а з ви в а т ь у них вол евые к а ч е с т в а , и н и ц и а т и ву , с ам о с т о я т е л ьн о с т ь . Пока что э то го н е ви д н о в Н-ской ч асти , ибо, с о з д а в п а р ы , з д е с ь 'п р е к р а ти ли всю д а л ь н е йш ую р аб о т у п о их в о спи т а нию и 'подготовке к у с п еш ным к р е й серским д е й с т в и ям . Капитан Г. ГРАЬЧЕНКО , На правом ф л а н г е в ели ко г о фронта. На СНИМКЕ: а р т и л л е р и й с к и й р а з в е д ч и к на наблюдательном пункте, і И З Б О Е В О Г О О ПЫ Т А ВВС ВОЕННО -МО РСКО ГО ФЛОТА Организованно прикрывать действия штурмовиков К а п ит а н Д . Шарое, капитан. К. Присяжнюк .мотив это. быстро вытянулся !Турганова: -неподготовленной, ііа 150 метров вперед и прика зал ведомому держаться в та лом "построении. Вряд ли по требовалось бы прибегать к перестроению, если бы Шев ченко обладал достаточной тактической полготовкой и опытом: он бы тогда сразу не избрал строй фронта. К вражескому аэродрому па ра подходила на высоте, наи более выгодной для «Яковле вых». Еще издали Шевченко увидел впереди ниже себя, примерно на 2.000 метров, па ру Вражеских истребителей. Надо было немедленно исполь зовать преимущества своего положения и атаковать про тивник бм іг «охотник ударов ІИѳвгченк итти 1 своим под ем лей, ранее На с дрому взлете, мецких бором пе. Вс; дне н Опытный летчик так 'тупцд: ведь целью является нанесение- противнику. Однако I почему-то решил к аэродрому, чтобы появлением вызвать вражеских пстребпте- I потом уже нагнать замеченную пару и на- ю ней удар, амом подходе к аэро- Шевченко заметил, что іа еще одна пара нѳ- л с па на соли- ■изменил намере удар по гелей ошда мапн тьпоо изобилующей столькими т а к тическими ошибками. I Свободная «охота»—серьез- | ный, ответственный вид бое- ; вых действий, требующий подлинно высокого мастерства в технике пилотирования, в тактике, во владении оружием , а также отличного знания как врага и его уловок, так и районов действий. На свободную «охоту» над территорией й аэродромами противника следует привле кать , лучших летчиков-а сов. мастеров трудного д е л а и стре бителя;1 максимально -сокра щая использование их д л я других видов боевой работы. Эти летчики должны летать на своих, облетанных ими ; машинах, а на на случайных, как Шевченко и Турганов. Пары должны отлично с т р е лять и быть сколочены и сло- танн самым наилучшим обра зом. Малейшая несерьезность в этом ответственном деле, ма лейшая доля легкомыслия, в отношении к нему приведет лишь к напрасным человече ским жертвам. Тот истребитель, который стремится в крейсерский п о лет. должен заслужить такую честь. Заслужить отличной учебой, достижением ма ст ер ства и деловым, настойчивым НОВОСТИ АВИАТЕХНИКИ ЗА РУБЕЖОМ. Новое Обшесгво щен* (США получения t рючего для рючее изготовляете Ло способу ззпдб авиационное Хулря Процесс Корпорэ- р ізр аб о и .ю новый метод :ее высокооктанового го- нацнонных моторов. Го- нз тяжело»! нефти чесхого кдты'нти* горючее ческого крэкннг-процесса, аналогично применяемому для изготовления бута диена —главного- компонента синтети ческого каучука Буна—С. Н аш а ч а с т ь н а к о п и л а с о ли д . ный опы т в о б л а с ти п р и к р ы ти я штурмо ви ко в зимой при д е й с т в и я х по с у х о п у т ным ц е лям . Мы и м е л и во зможно сть еще р а з п р о в е р и т ь мн о ги е т а к т и ч е с ки е приемы в п о с л е д н и х ■боях л а і Л е н и н г р а д с к ом ф р о н те. По с тар а ем с я на о снов е опы та^ н аш и х п о д р а з д е л е н и й ра.- зобрать в аж н е йш и е вопросы т а к ти к и п р и к ры т и я «Илон» скоростными и с тр е би т е л ями . При сопровожд ении ш т у р м о виков р е к ом ен д у е т с я д е л и т ь и с т р еб и т е л и н а две гр уппы : непос редс гв ен но го пр и к р ытн я и сковывающую . С л е д у е т с р а з у же1 з ам е т и т ь , что о т в е т с т венность з а п р и к ры в а емы е с а молеты н е с е т в е д ущ и й всех истреби т елей , н а х о д ящ и й с я в г р у п п е н епо ср ед с т в енно го п р и крытия. В е д ущ и е гр у п п ш т у р мовиков д о лж ны н а з ем л е у к а з а т ь в едущим г р у п п и с т р е б и телей н а п р а в л е н и е и порядок з а х о д а н а ц ель и вы х о д а и з ат аки , а т а кж е ме сто сбора для- с л е д о в ани я на свой а э р о дром. Поя снять это тр ебов ани е элемен т арной о р г а н и з а ц и и н е т I необходимости. В у сл о ви ях средн ей и х о р о шей видимости г р у п п а н епо с р е д с т в е нн о г о п р и к ры ти я и д е т к ц е л » выше штурмовиков , примерно, н а 300—500 метров и в у д а л ен и и от них около 800 метров Л е т ч и к и на с амол е т ах «Ильюшин-2» н ер едко вы с к а зывают п ож ел ани е и с т р е б и т е лям' при к ры ти я н а х о д и т ь с я в непосредственной б ли з о с ти от них. Мотивы это го пож ел ани я понятны-: б ли з о с т ь самолетов прикрытия морально у с п о к а и в ает штурмовиков. Но з д е с ь нельзя н е у ч и ты в а т ь в аж н е й шего т ак тич еско го требов ания . ІЗсякий, а тем более, со в р е менный скоростной и с т р е б и т ель д л я о т р аж ен и я вне запной а т а к и противника. д о лж ен иметь свободу маневра , то-есть возможность мгновенно в с т у пить в во здушный бой. Нахо д я с ь н епосред ств енно н ад штурмовиками , он н е .б у д е т иметь этой свободы, и о г о д е й с т в и я на некоторое время б у дут з а трудн ены . Д л я лучшей о см о три т е льно сти в в о зду х е и н аблюд ения за шт у рмов йк а м и и стр еби т ел ям непосредственного прикрытия .рекомендуется ходить п е р е с е кающимися курс ами . Д л я про см о т р а нижней п о л у сф е ры ц е лесообразно еще н а зс-мле вы д е л я т ь п ару самолетов , кото ры е время от времени с н и жаются и также п ер е с ек ающи мися ку р с ами проходя т ниж е 1 штурмовиков. В у с л ови ях , кот. д а прикрыв аемые самолеты сли в аю т ся с местностью а л а н а б лю д е н и е за. ними з а т р у д н я е т погода , этот- т ак тич еский прием о собенно необходим. С ковыв ающ ая г р у п п а идет до ц е ли выше штурмовиков на 600—1.000 метров, сбоку и с з а ди . Она должн а иметь по с т о я н н ую з р и т е л ьную и осо бенно н ад ежн ую р а д и о с в я з ь и с о ш т у р м о в и к а м и .и с группой н еп о с р е д с т в енн о г о прикрытия . П а р е самолетов сковывающей г р у п пы т а кж е (рекомендуется вр емя -от времени пиккрова'- нием на большой скорости с н и ж а т ь с я до высоты н е п о с р е д с т в е нн о г о при к ры ти я д л я у т о ч н е ни я м а рш р у т а ш ту рм о в и к о в и д л я общей о см о три т ел ьно с ти . Т а к им обра зом , н ам е ча е т с я с т р ойн а я т а к т и к а прик ры ти я штурмовиков на м а ршр у т е к ц ели , во многом п р и г о д н а я и при ще-йствиях на. море. С л е д у е т з ам е т и т ь только, что при с оп р о в ож д ении на д а л ьни е р а с с т о я н и я , особенно в районах, г д е м а ло в еро я тно н ап ад ен и е во здушно го противник а , и с т р е б и т е л ям н е т необходимости д е рж а т ь б ольши е скорости. С л е д у е т экономить горючее д л я возможного- в о здуш но г о боя н а д целью или после штурмовки . При подход е к ц ели гр упп а н епо ср ед с т в енно го п рик ры ти я (сковывающей это л е г ч е с д е лать ) д о лжн а обеспечить себя т а к о й скоростью, которая п о з в о л я л а бы прои зводит ь ■любой м а н е вр д л я быстрого о тр аж ени я в е ро я тны х атак и с тр еби т ел ей п р о ти вни к а и более б е зоп асно го п о л е т а в з о н а з ени тно г о огня. Одн ако ни в р аж е с к и е а т а ки , ни, зени тный о б с тр ел н е должны о сл аб л я т ь н аблюд ени я и с тр еби т ел ей за штурмовиками . Н ад целью д л я и с тр е би т е л ей при к ры ти я самое г л а в н о е — не у п у с т и т ь мо мент входа ш.ту -рмовиков в атаку . Самолет ам гр уппы не пос р ед ств е-нного п рик ры ти я необходимо н ах о д и т ь с я с в н у т ренней стороны к р у г а ш т у р мовиков и п и к и р о в а т ь под у г лом с б л иж е н и я с ними, не- т е р я я из поля з р е н и я ни ’ о д ного самолета,. В этом с л у ч а е а т а к и и с т р е б и т е л е й п р о т и в ни к а с н и з у и с з а ди б у д у т у с пешно п а р а л и з о в а ны " с а м о л е тами г р уппы н епо ср ед с т в енно го- п р и к ры т и я , которые имеют н-а пикир о в ании скорость, о б е с печивающую любой маневр. При. этом к аж дый и с тр еби т ел ь должен быть в о спи т ан так, Чіобы никакой з ени тный огонь не- з а с т а в и л его и зм ени т ь н а п р а в л е н и е или о т орв а т ь с я от строя. П р е к р ащ е ни е з ени тно го огня в момент н а х ож д е н и я с а м о л е тов над целью служи, щ правило, признаком ноявлещ истребителей противника і с т а л о быть, сигналом дляyet ленного наблюдения за возду хом. Отсюда еще боло&ясш становится требование, чмбк истребители прикрытия зш направление выхода штурм виков из атаки. Нѳ.зншщ самые опытные истребшщ нередко находящиеся в сплош ных разрывах зенитных о рядов и в то же время о» дающи е атак со сторонывоз душного врага (всеі этотр> б у ет большого внимания)^ г у т на время упустить из и- ду штурмовиков, быстрода ющих скорость и скрывающи- с я н а фоне местности. Сковывающая группа, д ясь над целью .выше е < внешней стороны круга шу мовиков, снижается до высоіі входа их в атаку. Повторяем, что в момент пикирована г р у п п а непосредственного;?!' кры тия находится сбоку*Иліу. н-е<уголько йъіше, а возійГО и ниже их. Поэтому истрй»- тели сковывающей группы# з аны надежно прикрываіьі выхода из атаки штурмовй» замыкающих -строй. Та Ш .Ф ■разом, можно сделать ИМ что вход «Илов» в атаку г* ным образом прикрывает.в .вы-вающая группа, а выя$# атаки — группа неаосЩ* венного прикрытия, Видимо, на основе этогоЯ* тнческого момента отдельна летчики сделали вывод он-.-: ходимости перехода сковку щей группы в группу..... срѳдст.вѳнного прикрытия^ наоборот. Нам кажется, зд есь нет никакого преда ния ГРУПП, И ОНО ОЫЛС'^ неправильно даже при повч H U Y О Г) Ѵ / \ "T Q V и я ТТАЛЬ. ilpZ • ных заходах на цель. № ком превращении истреогк^ -обеих групп могут упі№ из виду л етчики «Илов», а — даже о № потеря,- дущих своих групп. ^ словами, нарушается св> прикрытия , ломаются с ::* в о зника ет опасное в зоз^ нитного огня самостоя^ маневрирование пар яли^ о тдельных истребителе^ говоря уже об ослаблен^, крытия. «Замкнутый тр- ский круг с иерѳмеяоя групп прикрытия», 0 г оворят некоторые лет таетсяі надуманным пд--^ нием, н применение Эі^. тода может нарушить прикрытия и понизить '• ственность ведущих гр; безопасность полета виков. 1 (Окончани е еI л»ДО*т!'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz