Североморский лётчик. 1944, март.
~ СЕВЕРОМОРСКИЙ- ЛЕТЧИК — Слетанность экипажа— залог та W4r . ,N$ победы ('грелок-радист -важная фи гура на самолете-торпедонос це!. Летчик, стр&лок-бомбардир стрелок-радист—это одно це лое. Они выполняют одну свя щеннучо ладачу—уничтожони • крага. Между тем некоторые летчи ки, среди которых есть и «ста ринки», придерживаются не правильного мнения, будто о;.: только один стрелок-радист призвал увидеть противника, наблюдать за воздухом, штур ман вести ориентировку, п легчик—пилотировать машину. Такое- распределение обязан ностей, по-моему, не 'Совсем правильное. Боевой опыт учит тому, что ни с одного члена экипажа нельзя снимать от- Гвардии старшина IP: 1 П р . і к о п а л о Так, например, однажды мы вылетели на бомбардировку вражеского аэродрома. Погода! была ‘плохая. Лодходя к цели, я увидел, как со- .взлетной илойцадки' .аэродрома подни мается фашистский истреби тель. Об этом я доложил командиру экипажа и дал знать об ©том условным зна ком. г: -домым самолетам,. Те поняли меня.- и все экипажи знали, что придется встре титься с истребителями врага. Члены экипажей усилили .на блюдение и, .несмотря на чи сленное превосходство против, .ника, мы своевременно откры-. ли! огонь и отразили все ата ки. Часть «мессеров» нами была с.би, та, а.остальпые гитле- ^етственность. за ое-мотритель-' роицы отогнаны. Мы. же, вы ность в воздухе-. Я имею до 85 j полнив задание, вернулись до- ооевых вылетов и почти каж- | мой .без потерь. Юрганйзоваіг- дый раз мне приходилось {ный и дружный огонь дал встречаться -с истребителями свои, результаты. А вот другой пример. чтобы предупредить экипаж,, дал ракету. Этим <>и допустил • грубейшую ошибку и попла тился за. нее своей жизнью. Во время выполнения боево го задания не вс? члены эки пажа могут всегда всо видеть, Вот почему слетанность эки- - •пажа—важнейшее условие 'в: боевом полете. В этом я убо- і дался на своем личном опыте, і •Скажешь что-либо члену Яки- j пажа, тои сразу поймет меня і Iс полуслова. Другое дело, когда і-экипаж не слетян. По. нес.коль- :ку раз говоришь одно и -то же, и ото отнимает время, отры вает тебя от наблюдения за j воздухом. : Вывод таков—-выше слетан ность* сработанность, акипа- і ж.ей и -крепче боевую дружбу. Шт Воздушная разве дка дон ела, что в один из м- . скнх .портов направляется немецкий караван, В в поднялись гварДейцы-торпелодосцы. Пучь на запад К ра гвардейцы настигнут врата и новую победу йг.‘: на свой боевой счет... А ' 'Фоте А. Д вйним Ф- шротивника.. Но не все враже ские. самолеты- замечались только мною. Обнаружение не. .мецких истребителей надает почти в равной степени на каждого члена экипажа; Слетанность экипажа и, рас пределение секторов на.блюде- ■ния за воздухом—вот одно из ■важнейших условий, дающих предпосылку «вести до мини мума, потери и лучше вьтол- лять поставленную задачу, пока зывающий, к чему приводят (неправильные действия членов экипажа. Мы вылетели на бом бардировку одного об’екта про тивника. Выполнив свое зада ние, мы возвращались на. свой аэродром.. В пути нас сверху атаковали два -немецких истре бителя. Штурман, первый за метивший врага, вместо того. П О Д О Г Н Е М П Р О Т И В Н И К А М Е Д И Ц И Н С К И Е Р А Б О Т Н И К И С П А С А Ю Т Ж И З Н Ь ЛЕТЧИКАМ В небе появился 'немец. Мо торы его самолетов зловеще гудят, нарушая'тишину. Про тяжно завыла, сирена, извещая о. -Приближении врага. Об’явле- Ійа воздушная ’ тревога ‘и го товность номер один. Бом бежкой -- Ловко задумано!—и капи- тпвннк вылета нашей авиации I / огда я при - был в бое вую часть, старожилы рассказали .мне о ее исто рии. Вспоми, яали, как личный -со став множил славу части. Чтобы быть достойным ^ ,, членом боевого коллектива, на-. ■ми ае шаоло-нно. Огонь мы •го было много и- настойчиво j вели под такими-ракурсами, г учиться і какими -встречаешься в бою Дни теоретической учебы ! <2/4 и 3/4), дистанцию брали прошли быстро. Чувство необ- | от . минимальной до самой ходимости скорее войти в бое- ; большой. ной строй руководило мною. I Считать, что досле ввода в Одиночная подготовка за, ; строй подготовка к боям кон- ключалась в отработке взлета,, чается, 'значит впас-ть в ошиб- носадки, расчетов связи по j ку. Первыми боевыми вылета- ИАН Я ГОТОВИЛСЯ К БОЯМ Младший лейтенант Н Цибизов тан медицинской службы т. Иорданский посмотрел на восток. Заглушая шум враже. юких самолетов, уже прибли жались краснозвездные потреб ившего аэродрома про -:£и, чтобы сорвать затею нем- пытался не допустить I,цѲВ, свести с ними, счеты. I Начался жаркий воздушный бой. ' Капитан Иорданский, забрав с . собой врачебную сумку, одеяло, химические грелки и водку, побежал на катер. Наши самолеты, выполнив боевое задание, возвращались на свою базу. Из-за. неисправ ности ■мотора: одна боевая ма шина. совершила посадку на воду. Пилот выбросился с па- доашютом и плавал ва капке, находился в критическом if об- треор-ваяа ■етановка, в любую мину ту перевести запас высоты в скорость. Впервые «по нюхать» поро ха. мне уда лось 29 фев раля этого го да. В паре с j _ летчиком Вла- і положениі совым мы вылетели к линии фронта.. Не скрою—неприятное 5'верхних чувство было -у меня, когда вокруг .начал іі рваться зенит ные снаряды и к самолету поі- ■тянулиоь красные ига-рьь 'Ста,- рая-сь уйти от разрывов, я начал -метаться. Но в это, вре мя услышал по радио год-оіо дейтенанта Власова: радио. Она почти .ничем неот- ми молодого летчика являют- j _ Ци-фнзов. энергичный раз личалась от подготовки в учи. лище. Наиболее интересный. Егериоп наступил, когда меня прикре пили к опытному летчику. Это придало новые силы, и я по нял, что наступает самый от ветственный период учебы. Меня стали водить в зону, ия воздушный бой, на стрельбу по щитам и- по конусу. Известна, что сила пары за ключается в слетанности,, в умении ведущего и ведомого быстро понимать друг друга. Поэтому с первого дня опыт ные летчики е ерьоз7юе внима ние уделили изучению своих ведомых, приучили их к своей воздушной, «походке». Технику пилотирования мы отрабатыва ли в зоне. Проводилась ■она •таким образом: ведущий ста новился на место ведомого и •заставлял своего ученика де лать различные (эволюции, по радио указывал на его недо;- е та тк и. Немал-оважное дело для летчика научиться точно определять ракурс и дистан цию при атаках вражеских самолетов. Мне в 'этом много помог ле тчик Бурматов. На учебных вылетах он пускал м+>ня к себе в. хвост и н.а самых разных положениях пе редавал по радио до себя ди станцию и ракурс. Стрёльб-н по конусу проводилась с па ся вылеты на барраж. Во вре- мя их бывалые воины оТраба-| во£- ' тывали. у меня оемотритель- Так во время-всего периода, ность 1'и умение держаться ’ пока мы. были в зоне зенит- в строю: Осмотрительность — ; -ного огня. Власов помогал мне закон для летчика. Но ма- : правильно маневрировать, что тога, чтоі_он будет пони- Большую помощь оказали іг мать . Отстегнувшийся с емней парашют на мок и тянул .его книзу, не аавая летчику возможности плыть к берегу. Не явись во время помощь. он погиб- бы. Летчик, утомленный боем, и борьбой за жизнь,, ужо изне могал. Его подхватили за руки и • вытащили на борт катера, .Это был истреби тель. младший лейтенант тОв. Алферов приободрился, наложил на раны иовязк, На пирсе уже ждалам тарная машина. В мед® младшему^ лейтенанту ■сделана обработка ран. В этот день врач 1 ский еще дважды выход море спасать летчиков. В ■оледний рейс катер былц! ружен немецким нстребии Тихоходный, нѳ имеющий тивовоздушной защиты, в мог стать добычей воздуі пиратов. «Фокк охотиться, за беззащптным денышком. Увертливый щ лик, маневрируя, взяли берегу. Люди.высыпали! тера и укрылись в ври ных камнях. Вражеский чик дал длинную пулею очередь по катеру и, ещ дело законченным, /Повреждений не.бы ». I -вновь, вышел в море. В; ■задание было выполют. Много выходов в море спасению нашихэкишвй лали -врачи-офицеры » пинской службы ТТ. Юсфі Шкитов. На виду у вр ежеминутно подвергаясьсі тельной опасности, ли -маленьком катере неш| -Алферов. Врач ' приступил .идут на помощь ле-гчнкам. к, оказанию .немедленной по- 'мощи. С пилота сняли кап ку и мокрую одежду, его лтереодели ъ сухое белье, стар шина катера, сняв с себя ки- ©то. Осмотрительность •подготовке к боям беседы бы- ;тель и ватные -шаровары, прививается постепенно. В училище главное внимание пилота, во время- полетов об ращалось на. ведущего. На фронта этого мало. Чтобы -при учить летчика, все видеть, пе ред ' вылетом на барраж командир ставил задачу: смотреть и докладывать о всех наших самолетах, нахо дящихся в воздухе. Кроме ■того, для проверки," насколько был внимателен летчик, после полетов ведущий спрашивал его о том. что он видел на земле. Умению держаться в строю на барраже меня научил кани. так Тульский. .Однажды я шел у него ведомым. Ла,питан сде лал резкий поворот на 90 гра дусов. Но имея запаса скорости •» высоты, мой самолет отор-, вался: от него. На земле веду щий крепко указал мне на это. В следующие разы, идя ве :о- міы - м , я всегда имел запас ско. расти, переходил из пеленга б пеленг и все время находился ; несколько выше. ведущего. По следнее позволяло мне. ес.тк валых летчиков п тактические занятігя, которые проводятся ,у нас. очень приближенно к боевой обстановке. от вал их летчику. Ноги завер нули в одеяло. Вслед за. этим младшему лейтенанту дали выпить стакан водки. Спасение летчиков и под. воздействиемпрогш® одно из самых гером* дел медицинских ра(И ■флота. И первая заслуг! .этом по'' праву приник санитарной служен фронтовой базы. И. ЛУНАЧЕ ■I С О В Е ТЫ М О Л О ДЫ М ЛЕТЧИКАМ В з л е т и п о с а д к а с б о к о в ы м в е т р о м НОВОСТИ АВИАТЕХНИКИ ЗА РУБЕЖОМ Н о в а я л е т а ю щ а я л о д к а „ М о д е л ь - З ! “ Общество Консолидэтед Эрк- рафт Корпорэшен (США) органи зует массовое производство двух моторных летающих лодок весом т., размах 33 м , общая длина -2 м.. высота 6,6 м. Крылья цель нометаллические. Фюзеляж типа іюлу-монокок. На лодке установ лены, два мотора Райта, 18-цилин дровые по 2.000 л. с. Экипаж лодки—5 чел. .Аарод-Дайджесг. Начало взлета с боковым ветрам ыичем не отличается от в зл е т а со встречным вет ром. Вс время разбега отв'-* чественные самолеты всех типов имеют тенденцию р а з в о р а ч и в а т ь с я и в с т а в а т ь но- ссм против Е&трз. Кроме то го., на ра збе ге машина от действия аинто-моторной групльі дополнительно раз- вйрачивается вправо или елево (в зависимости от ти па). Ооа эти элемента лет чик должен помнить и стро го учитывать при взлете. Основными видами борьбы с ветром - «боковиком» яв ляются: дача обратной ноги и отдача ручки в сторону ветра. От действия ручки элерон наветренной стороны поднимается вверх, а про тивоположной — опускается вниз, создавая в первой по ловине разбега дополнитель ное сопротивление к разво рачиванию самолета против ветра, во второй—меньшую под'емную силу наветренной плоскости машины. После от рыва самолета от з&мли, во время выдерживания его, крен, создаваемый при раз беге, сразу же убирается. При взлете с боковым вет ром молодые летчики допу скают две ошибки: на разбе ге борются против ветра одной ногой, не используя элеррнов; пооле отрыва от земли, боясь, что самолет снесет в сторону, создают крен. Первая ошибка ведет к перегрузке шасси, вторая—к тому, что самолет начи нает скользить в сторону крена и очень медленно на бирает высоту. Во время посадки на вы соте до 30 метров летчик .против бокового! ветра дол жен бороться курсом. Ниже 30 метро» свой взгляд пилот перебрасывает на землю и борется с «боковиком» соот ветствующим креном, кото рый держится до момента приземления. Случается, что летчик убирает крен раньше, и в момент посадки полу- чэетбя снос самолета. Чтобы парировать его, надоУ ногу по сносу, зультате машина от начнет разворот в ст» этого скоса. ЧТО раз Щ шасси от бокового УАР К ак на взлете, та«" поісадке с бок0ВЬІ“ ѵСц * молодые летчики f l g в основном две o u j момент перевода само^ выдерживание они ют крен. Отсюда про« снос и сильныи боко в момент посадки, ошибка заключается нии слишком больш на во время при что приводит к ПО одно колесо. В з л е т и посадка с в е т р о м -в е щ ь нелегка т р е б у е т от летчика з н а н и й и немалых Пренебрежительное ние, коіторое имве дельных летчинов виду взлетов и п чается обычно "“ S T f e s ® не: і i:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz