Североморский лётчик. 1944, март.

~ СЕВЕРОМОРСКИЙ- ЛЕТЧИК — Слетанность экипажа— залог та W4r . ,N$ победы ('грелок-радист -важная фи­ гура на самолете-торпедонос­ це!. Летчик, стр&лок-бомбардир стрелок-радист—это одно це­ лое. Они выполняют одну свя­ щеннучо ладачу—уничтожони • крага. Между тем некоторые летчи­ ки, среди которых есть и «ста ­ ринки», придерживаются не­ правильного мнения, будто о;.: только один стрелок-радист призвал увидеть противника, наблюдать за воздухом, штур­ ман вести ориентировку, п легчик—пилотировать машину. Такое- распределение обязан­ ностей, по-моему, не 'Совсем правильное. Боевой опыт учит тому, что ни с одного члена экипажа нельзя снимать от- Гвардии старшина IP: 1 П р . і к о п а л о Так, например, однажды мы вылетели на бомбардировку вражеского аэродрома. Погода! была ‘плохая. Лодходя к цели, я увидел, как со- .взлетной илойцадки' .аэродрома подни­ мается фашистский истреби­ тель. Об этом я доложил командиру экипажа и дал знать об ©том условным зна­ ком. г: -домым самолетам,. Те поняли меня.- и все экипажи знали, что придется встре­ титься с истребителями врага. Члены экипажей усилили .на­ блюдение и, .несмотря на чи­ сленное превосходство против, .ника, мы своевременно откры-. ли! огонь и отразили все ата­ ки. Часть «мессеров» нами была с.би, та, а.остальпые гитле- ^етственность. за ое-мотритель-' роицы отогнаны. Мы. же, вы ность в воздухе-. Я имею до 85 j полнив задание, вернулись до- ооевых вылетов и почти каж- | мой .без потерь. Юрганйзоваіг- дый раз мне приходилось {ный и дружный огонь дал встречаться -с истребителями свои, результаты. А вот другой пример. чтобы предупредить экипаж,, дал ракету. Этим <>и допустил • грубейшую ошибку и попла­ тился за. нее своей жизнью. Во время выполнения боево­ го задания не вс? члены эки­ пажа могут всегда всо видеть, Вот почему слетанность эки- - •пажа—важнейшее условие 'в: боевом полете. В этом я убо- і дался на своем личном опыте, і •Скажешь что-либо члену Яки- j пажа, тои сразу поймет меня і Iс полуслова. Другое дело, когда і-экипаж не слетян. По. нес.коль- :ку раз говоришь одно и -то же, и ото отнимает время, отры­ вает тебя от наблюдения за j воздухом. : Вывод таков—-выше слетан­ ность* сработанность, акипа- і ж.ей и -крепче боевую дружбу. Шт Воздушная разве дка дон ела, что в один из м- . скнх .портов направляется немецкий караван, В в поднялись гварДейцы-торпелодосцы. Пучь на запад К ра гвардейцы настигнут врата и новую победу йг.‘: на свой боевой счет... А ' 'Фоте А. Д вйним Ф- шротивника.. Но не все враже­ ские. самолеты- замечались только мною. Обнаружение не. .мецких истребителей надает почти в равной степени на каждого члена экипажа; Слетанность экипажа и, рас­ пределение секторов на.блюде- ■ния за воздухом—вот одно из ■важнейших условий, дающих предпосылку «вести до мини­ мума, потери и лучше вьтол- лять поставленную задачу, пока­ зывающий, к чему приводят (неправильные действия членов экипажа. Мы вылетели на бом­ бардировку одного об’екта про­ тивника. Выполнив свое зада­ ние, мы возвращались на. свой аэродром.. В пути нас сверху атаковали два -немецких истре­ бителя. Штурман, первый за­ метивший врага, вместо того. П О Д О Г Н Е М П Р О Т И В Н И К А М Е Д И Ц И Н С К И Е Р А Б О Т Н И К И С П А С А Ю Т Ж И З Н Ь ЛЕТЧИКАМ В небе появился 'немец. Мо­ торы его самолетов зловеще гудят, нарушая'тишину. Про­ тяжно завыла, сирена, извещая о. -Приближении врага. Об’явле- Ійа воздушная ’ тревога ‘и го­ товность номер один. Бом­ бежкой -- Ловко задумано!—и капи- тпвннк вылета нашей авиации I / огда я при - был в бое­ вую часть, старожилы рассказали .мне о ее исто­ рии. Вспоми, яали, как личный -со­ став множил славу части. Чтобы быть достойным ^ ,, членом боевого коллектива, на-. ■ми ае шаоло-нно. Огонь мы •го было много и- настойчиво j вели под такими-ракурсами, г учиться і какими -встречаешься в бою Дни теоретической учебы ! <2/4 и 3/4), дистанцию брали прошли быстро. Чувство необ- | от . минимальной до самой ходимости скорее войти в бое- ; большой. ной строй руководило мною. I Считать, что досле ввода в Одиночная подготовка за, ; строй подготовка к боям кон- ключалась в отработке взлета,, чается, 'значит впас-ть в ошиб- носадки, расчетов связи по j ку. Первыми боевыми вылета- ИАН Я ГОТОВИЛСЯ К БОЯМ Младший лейтенант Н Цибизов тан медицинской службы т. Иорданский посмотрел на восток. Заглушая шум враже. юких самолетов, уже прибли­ жались краснозвездные потреб­ ившего аэродрома про -:£и, чтобы сорвать затею нем- пытался не допустить I,цѲВ, свести с ними, счеты. I Начался жаркий воздушный бой. ' Капитан Иорданский, забрав с . собой врачебную сумку, одеяло, химические грелки и водку, побежал на катер. Наши самолеты, выполнив боевое задание, возвращались на свою базу. Из-за. неисправ­ ности ■мотора: одна боевая ма­ шина. совершила посадку на воду. Пилот выбросился с па- доашютом и плавал ва капке, находился в критическом if об- треор-ваяа ■етановка, в любую мину­ ту перевести запас высоты в скорость. Впервые «по­ нюхать» поро­ ха. мне уда­ лось 29 фев­ раля этого го­ да. В паре с j _ летчиком Вла- і положениі совым мы вылетели к линии фронта.. Не скрою—неприятное 5'верхних чувство было -у меня, когда вокруг .начал іі рваться зенит­ ные снаряды и к самолету поі- ■тянулиоь красные ига-рьь 'Ста,- рая-сь уйти от разрывов, я начал -метаться. Но в это, вре­ мя услышал по радио год-оіо дейтенанта Власова: радио. Она почти .ничем неот- ми молодого летчика являют- j _ Ци-фнзов. энергичный раз­ личалась от подготовки в учи. лище. Наиболее интересный. Егериоп наступил, когда меня прикре­ пили к опытному летчику. Это придало новые силы, и я по­ нял, что наступает самый от­ ветственный период учебы. Меня стали водить в зону, ия воздушный бой, на стрельбу по щитам и- по конусу. Известна, что сила пары за­ ключается в слетанности,, в умении ведущего и ведомого быстро понимать друг друга. Поэтому с первого дня опыт­ ные летчики е ерьоз7юе внима­ ние уделили изучению своих ведомых, приучили их к своей воздушной, «походке». Технику пилотирования мы отрабатыва­ ли в зоне. Проводилась ■она •таким образом: ведущий ста­ новился на место ведомого и •заставлял своего ученика де­ лать различные (эволюции, по радио указывал на его недо;- е та тк и. Немал-оважное дело для летчика научиться точно определять ракурс и дистан­ цию при атаках вражеских самолетов. Мне в 'этом много помог ле тчик Бурматов. На учебных вылетах он пускал м+>ня к себе в. хвост и н.а самых разных положениях пе­ редавал по радио до себя ди­ станцию и ракурс. Стрёльб-н по конусу проводилась с па­ ся вылеты на барраж. Во вре- мя их бывалые воины оТраба-| во£- ' тывали. у меня оемотритель- Так во время-всего периода, ность 1'и умение держаться ’ пока мы. были в зоне зенит- в строю: Осмотрительность — ; -ного огня. Власов помогал мне закон для летчика. Но ма- : правильно маневрировать, что тога, чтоі_он будет пони- Большую помощь оказали іг мать . Отстегнувшийся с емней парашют на­ мок и тянул .его книзу, не аавая летчику возможности плыть к берегу. Не явись во­ время помощь. он погиб- бы. Летчик, утомленный боем, и борьбой за жизнь,, ужо изне­ могал. Его подхватили за руки и • вытащили на борт катера, .Это был истреби­ тель. младший лейтенант тОв. Алферов приободрился, наложил на раны иовязк, На пирсе уже ждалам тарная машина. В мед® младшему^ лейтенанту ■сделана обработка ран. В этот день врач 1 ский еще дважды выход море спасать летчиков. В ■оледний рейс катер былц! ружен немецким нстребии Тихоходный, нѳ имеющий тивовоздушной защиты, в мог стать добычей воздуі пиратов. «Фокк охотиться, за беззащптным денышком. Увертливый щ лик, маневрируя, взяли берегу. Люди.высыпали! тера и укрылись в ври ных камнях. Вражеский чик дал длинную пулею очередь по катеру и, ещ дело законченным, /Повреждений не.бы ». I -вновь, вышел в море. В; ■задание было выполют. Много выходов в море спасению нашихэкишвй лали -врачи-офицеры » пинской службы ТТ. Юсфі Шкитов. На виду у вр ежеминутно подвергаясьсі тельной опасности, ли -маленьком катере неш| -Алферов. Врач ' приступил .идут на помощь ле-гчнкам. к, оказанию .немедленной по- 'мощи. С пилота сняли кап­ ку и мокрую одежду, его лтереодели ъ сухое белье, стар­ шина катера, сняв с себя ки- ©то. Осмотрительность •подготовке к боям беседы бы- ;тель и ватные -шаровары, прививается постепенно. В училище главное внимание пилота, во время- полетов об­ ращалось на. ведущего. На фронта этого мало. Чтобы -при­ учить летчика, все видеть, пе­ ред ' вылетом на барраж командир ставил задачу: смотреть и докладывать о всех наших самолетах, нахо­ дящихся в воздухе. Кроме ■того, для проверки," насколько был внимателен летчик, после полетов ведущий спрашивал его о том. что он видел на земле. Умению держаться в строю на барраже меня научил кани. так Тульский. .Однажды я шел у него ведомым. Ла,питан сде­ лал резкий поворот на 90 гра­ дусов. Но имея запаса скорости •» высоты, мой самолет отор-, вался: от него. На земле веду­ щий крепко указал мне на это. В следующие разы, идя ве :о- міы - м , я всегда имел запас ско. расти, переходил из пеленга б пеленг и все время находился ; несколько выше. ведущего. По­ следнее позволяло мне. ес.тк валых летчиков п тактические занятігя, которые проводятся ,у нас. очень приближенно к боевой обстановке. от­ вал их летчику. Ноги завер­ нули в одеяло. Вслед за. этим младшему лейтенанту дали выпить стакан водки. Спасение летчиков и под. воздействиемпрогш® одно из самых гером* дел медицинских ра(И ■флота. И первая заслуг! .этом по'' праву приник санитарной служен фронтовой базы. И. ЛУНАЧЕ ■I С О В Е ТЫ М О Л О ДЫ М ЛЕТЧИКАМ В з л е т и п о с а д к а с б о к о в ы м в е т р о м НОВОСТИ АВИАТЕХНИКИ ЗА РУБЕЖОМ Н о в а я л е т а ю щ а я л о д к а „ М о д е л ь - З ! “ Общество Консолидэтед Эрк- рафт Корпорэшен (США) органи­ зует массовое производство двух­ моторных летающих лодок весом т., размах 33 м , общая длина -2 м.. высота 6,6 м. Крылья цель­ нометаллические. Фюзеляж типа іюлу-монокок. На лодке установ­ лены, два мотора Райта, 18-цилин­ дровые по 2.000 л. с. Экипаж лодки—5 чел. .Аарод-Дайджесг. Начало взлета с боковым ветрам ыичем не отличается от в зл е т а со встречным вет­ ром. Вс время разбега отв'-* чественные самолеты всех типов имеют тенденцию р а з ­ в о р а ч и в а т ь с я и в с т а в а т ь но- ссм против Е&трз. Кроме то­ го., на ра збе ге машина от действия аинто-моторной групльі дополнительно раз- вйрачивается вправо или елево (в зависимости от ти­ па). Ооа эти элемента лет­ чик должен помнить и стро­ го учитывать при взлете. Основными видами борьбы с ветром - «боковиком» яв­ ляются: дача обратной ноги и отдача ручки в сторону ветра. От действия ручки элерон наветренной стороны поднимается вверх, а про­ тивоположной — опускается вниз, создавая в первой по­ ловине разбега дополнитель­ ное сопротивление к разво­ рачиванию самолета против ветра, во второй—меньшую под'емную силу наветренной плоскости машины. После от­ рыва самолета от з&мли, во время выдерживания его, крен, создаваемый при раз­ беге, сразу же убирается. При взлете с боковым вет­ ром молодые летчики допу­ скают две ошибки: на разбе­ ге борются против ветра одной ногой, не используя элеррнов; пооле отрыва от земли, боясь, что самолет снесет в сторону, создают крен. Первая ошибка ведет к перегрузке шасси, вторая—к тому, что самолет начи­ нает скользить в сторону крена и очень медленно на­ бирает высоту. Во время посадки на вы­ соте до 30 метров летчик .против бокового! ветра дол­ жен бороться курсом. Ниже 30 метро» свой взгляд пилот перебрасывает на землю и борется с «боковиком» соот­ ветствующим креном, кото­ рый держится до момента приземления. Случается, что летчик убирает крен раньше, и в момент посадки полу- чэетбя снос самолета. Чтобы парировать его, надоУ ногу по сносу, зультате машина от начнет разворот в ст» этого скоса. ЧТО раз Щ шасси от бокового УАР К ак на взлете, та«" поісадке с бок0ВЬІ“ ѵСц * молодые летчики f l g в основном две o u j момент перевода само^ выдерживание они ют крен. Отсюда про« снос и сильныи боко в момент посадки, ошибка заключается нии слишком больш на во время при что приводит к ПО одно колесо. В з л е т и посадка с в е т р о м -в е щ ь нелегка т р е б у е т от летчика з н а н и й и немалых Пренебрежительное ние, коіторое имве дельных летчинов виду взлетов и п чается обычно "“ S T f e s ® не: і i:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz