Североморский лётчик. 1944, март.
ѵ и а НА А Э Р О Д Р О М Е На широком поле старта ветерок метет порошу. Где -то в дальнем капонире истребитель зло ревет. На площадка всюду люди. А денек такой хороший: Глйнешь в небо голубое—та к и хочется в полет. Кое -где в бездонной сини, как снежинки, тучки тают. Солнышке плывет жар -птицей над заснеженной горой. А внизу, у сопок, брея», «Илы е море улетают, И кружи т вокру г них стаей «ястребков» проворных строй. Вое, кто даже очень заня т, оторвавшись от работы. ДолгНм взглядом провожают точки т&мные вдали. А ани вое дальше, дальше, боевые самолеты, В путь далекий, в бой жестокий месть на крыльях понесли. Вот пройдут ч а сы ,м и н у ты , может, тучки не дотают. И на поле не докончат люди свой тяжелый труд - А над стартом вновь машины нрыльй в небе распластают. И могучий гул моторы к этим сопкам принесут. Может быть, не все вернутой.Помрачнеет день для многих. И не раа между собою чертыхнут войну а сердцах, Но еедь есе сейчас к победе через кровь ведут дороги, И не олезы—пламя мести разгорается а глазах. А за кровь погибших будут мстить товарищи живыв, Будут недругов проклятых злей, безжалостнее бить. Можно все забыть, но друга, с кем ходил в бои большие, С кем прошел огни и воды, — никогда уж не забыть. На широком поле старта ветерок метет порошу, И гоеет, и манит в выси полог неба голубой. У машин кипит работа. А денек такой хороший — Непременно нада в море снова нам сходить на бой. Сила молодежная Воспитательная работа комсомольской организации Случилось зто несколько ме сяцев тому назад. При.посадке у .машины, молодого летчика Васильева не выпустилась од на «нога». Самолет пробежал несколько метров по аэродрому и завалился на крыло. Произо шло это из-за невнимательно сти пилота, Комсомольское бюро, разо брав поступок летчика, . выне сло ему взыскание и одновре менно . приняло решение во влечь Васильева в активную союзную жизнь путем отдель ных поручений. Выполняя их, Васильев скоро понял, что его слово не сможет быть автори тетным до тех пор, пока сам он не улучшит свое доведение и отличной учебой не исправит ошибку. Вскоре летчик стал неузнаваем. Изучая материалы ную часть, прислушиваясь к советам бывалых, он в корот кое время, неплохо овладел пи- : дотированием самолета-штур мовика и стал служить приме ром воинской дисциплины и комеомольской активности. Комсомольское бюро сняло взы скание с Васильева. Сейчас ой один из передовых воздуш ных бойцов и по нему равня- , ютея все комсомольцы подраз деления. ѵ Комсомольская организация провела большую работу по 4укреплению дисциплины среди !> авиаспециалистов. В подразде- ' лении были случаи отказа во- • оружения. На собрании обсуди ли вопрос о работе комсомоль цев службы вооружения. Собра- ; ние прошло активно, разгоре- ; лись оживленные прения. Вой- і цам, нерадиво относящимся к ; своим обязанностям, досталось ! крепко. Лучшие специалисты -поделились опытом работы, і Краснофлотец Осатов расска- j зал о том, как он готовил во- і оружение на машине Героя Со- ■ ветского Союза Мазуренко. — Я не уходил от самолета до тех пор,—говорил он, — по ка не был уверен а том, что оуужие будет действовать без укоризненно, А для этого тре буется одно: любить оружие, чаща чистить и смазывать его- Может ли похвастать такой ра ботой Артемов? Отнюдь нет Ему надо пристальнее изучить пример передовых товарищей. Оружейник т. Мартынов про слыл недисциплинированным бойцом. Он халатно относился к евоому делу, был невыдер жан. Стоял вопрос о его списа нии из подразделения. Комсо мольское бюро разобрало пове дение т. Мартынова. Критика товарищей произвела сильное впечатление на авиаспециали ста. Порученное Мартынову вооружение стало работать без отказно, на стоянке у него те перь чистота и порядок. Так, подтягивая отстающих, комсомольская организация до билась того, что в подразделе нии т. Гуляева в последнее время почти нет отказов ма териальной части по вине спе циалистов. Воспитывая молодежь, ком сомольцы применяют разнооб разные формы агитации. Часто отдельные активисты, собрав вокруг себя молодежь, расска зывают им о героях Отече ственной войны, об опыте ра боты, напоминают о клятве, данной товарищу Сталину в день ХХѴ-летия комсомола. В ленкомнате и землянках комсо. мольцы нередко проводят бе седы на различные темы. На пример, комсомолец т. Устинов рассказывал о Герое Советско го Союза гвардии рядовом Александре Матросове, комсо молец т. Вассер беседовал о том, за что награжден комсо мол двумя орденами. Офицер т. Соколов делился опытом своей работы. Он провел много бесед на специальные темы, например; «Как надо готовить горючее». «Эксплоатация ма териальной части зимой» и другие. В дни боевых вылетов ком сомольцы выпускают боевые листки, отражающие результа. ты ударов по, врагу, пишут об отличившихся летчиках и Тех никах я о людях, слабо рабо тавших в этот день. Например, во время последнего боевого вылета в подразделении т. Осы- ка был выпущен боевой листок, ь котором отмечались хоро шо работавшие оружейники Жуков . и Мартынов. Летчики Васильев и Максименко гаообе- щали точно сбросить бомбы на вражеский караван- Обещание они выполнили. В этот день немцы не досчитались несколь ких своих судов. Боевой листок подробно осветил боевой день. Комсомольская организация, где комсорг т. Михайлов, вос питала немало- молодых бой цов. В последнее время- она рекомендовала в партию не сколько отлзчизшихся комсо мольцев. По боевым характери стикам в кандидаты партии приняты летчики тт. Васильев и Максименко. Г. СВИРСНИРІ. В короткие часы отдыха, чаще всего вечером, любят летчики собраться тесным кругом в своей землянке и спеть песню, послу шать гармониста. НА С НИѵ 'К Е :в мннуты отдыха у гвардейцев Летчики после по- з’етов собрались вокруг гармониста, чтобы послушать свои любимые песни и любимую музыку. Фото И. Михеева. Семинары комсоргов На днях в наших политотде лах проходили семина.ры ком соргов. Семинары обсудили во просы о работе комсомольских j организаций по обеспечению | боевой деятельности и о работе с сержантским составом. Рабо той семинаров руководили на чальники политотделов. С докладом об исторических победах Красной Армии, вы ступил на одном из семинаров капитан т. Белов. На семинаре, проведенном т. Пильвицким, рассматривался также инте ресный вопрос о том, как ком сомольские активисты органи зовали читки и разбор повести Б, Горбатова «Непокоренные*». Адмирал,С. О. Макаров 1848—1904 гг. Имя адмирала С. О. Мака рова хорошо известно совет ским морякам. Это был бое вой адмирал — выдающийся р у с ск и й флотоводец, іі вм-есге с тем—ученый, пользующий ся мировои известностью. С. U. Макаров вышел из простой семьи (отец его — выслужившийся из нижннх чинов флота прапорщик), только благодаря своим спо собностям, огромной рабого- способности а упорству ему удалось получить воешіѵ морское образование, стать офицером, адмиралом и за нять место в ряду выдающих ся людей России. Вще будучи молодым офи цером, он обратил на себя вни мание своими работами по непотопляемости и живуче сти корабля. Скоро Макаров выдвинулся и как боевой офицер и новатор в области применения нового оружия. В р у с с к о -т у р е ц к у ю в о йн у (1877—78 г.) нм бы л и с о о р у ж е н ы к а т е р ы с м и н н ы м в о о р у ж е н и е м и и с п о л ь з о в а н ы и з о б р е т е н н ы е и м ж е м ины . Смелые, успешные атаки этих катеров принесли Мака рову славу. Вся дальнейшая жизнь Ма карова полна кипучей, твор ческой деятельности, направ ленной на повышение боевой мощи флота. Его девизом бы ло: «Помни воину >и он дей ствительно весь свои огром ный талант, все свои органи заторские' способности, все силы отдавал делу подготов ки флота к войне. Нет такой отрасли во флоте—касается ли дело организации, техни ки, оружия, тактики, гидро графии, вопросов обучения, воспитания офицерского и рядового состава,—в улучше нии которой С. О. Макаров не приложил бы свой труд. Он является основателем учения о непотопляемостису- дов. Учитывая огромное зна чение для России, с ее за мерзающими морями, 'плава ния во льдах, адмирал Мака ров лично сам разработал проект ледокола. Построен ный по чертежам Макарова и под его наблюдением ледокол «Ермак» являлся сильнейшим ледоколом в мире. На «Ерма ей » Макаров совершил два плавания в Северный Ледо витый океан. Эти плавания л сделанные в.о время их на учные исследования явились огромным вкладом в науку и практику плавания во льдах. С. О. Макаров ввел суще ственные улучшения в бро нировании судов, а также изобрел приспособления к снарядам, повышающие про биваемость брони. Он обога тил науку своим исследова нием течений в Тихом океане. і о т к р ы л с у щ е с т в о в а н и е я { г л у б и н а Б о с ф о р с к о г о п р о л и в а о б р а т н о г о т е ч е н и я , о д р е - I д е л и л г р а н и ц ы , с к о р о с т ь э т о г о т е ч е н и я и т. д. I П е ч а т н ы й г р у д М а к а р о в а I « Р а с с у ж д е н и я д о в о п р о с а м ! м о р ск о й т а к т и к и » я в и л с я I к р у п н е й ш и м в к л а д о м в в оен - I н о -м о р с к ую н а у к у . З а н и м а я п о с т г л а в н о г о ! к о м а н д и р а К р о н ш т а д т с к о г о 1 п о р т а , М а к а р о в п р о я в л я л I б о л ьш ую з а б о т у о в о с п и т а н и и о ф и ц е р с к о г о и р я д о в о г о с о с т а в а , об у л у ч ш е н и и бы тя м а т р о с о в . Д л я м а т р о с о в он о т к р ы в а л ш к о л ы , с т р о и л б а ни, п р а ч е ч н ы е , у л у ч ш а л ка I ч е с т в о п иш и . j В 1904 г.. к о г д а н а ч а л а с ь ! р у с с к о -я п о н с к а я в о й н а , а д м и - і р а л Макаров был н а з н а ч е н \ к о м а н д ую щ и м ф л о т о м Т и х о го і ок еан а. Макаров ви д ел с у щ е ств енны е пороки , к о т о р ы м и в это время ст р а д а л флот, ! зн ал , ч т о п ер е д ф л о т о м в Этой войне в ст а н у т б о л ьш и е т р у д н о сти , н о он был п о л о н воры в с т о й к о с т ь и м у ж е с т в о р у с с к и х м о р я к о в , бы л п о л о н к и п уч ей эн ер гии и з а к о р о т ки й срок с в о е г о к о м а н д о в а н и я і с д е л а л ф л о т н е у з н а в а е м ы м . А д м и р а л М а к а р о в р а б о т а л в I э т о в р е м я д н и и н о ч и . О б у ч а л о ф и ц е р с к и й с о с т а в т а к т и к е и с а м н а к о р а б л я х в ы х о д и л н а б о е в ы е о п е р а ц и и . Б о е в ы м , н а с т у п а т е л ь н ы м д у х о м п о в е я л о н а к о р а б л я х ф л о т а Т и х о г о о к е а н а и ф л о т о м у ж е бы л н а н е с е н р я д с е р ь е з н ы х у д а ров п о п р о т и в н и к у . С н а д е ж д о й и лю б о в ью с м о т р е л и н а лю б им о го а д м и р а л а русские- м о р я к и , в д о х н о в л я я с ь е г о э н е р г и е й , б е р я с н е г о п р и м е р х р а б р о с т и и с а м о о т в е р ж е н н о г о в ы п о л н е н и я в о и н с к о го д о л г а п е р е д Р о д и н о й . Н о в с к о р е р у с с к и й ф л о т п о с т и г л о б о л ьш о е н е с ч а с т ь е . 31 м а р т а 1904 г. б р о н е н о с е ц «П е т р о п а в л о в с к » , н а б о р т у к о т о р о го н а х о д и л с я а д м и р а л М а к а р о в , в о з в р а щ а я с ь и з б о е в о й О п е р а ц и и , н а т о л к н у л с я н а м и н н ую б а н к у и з а т о н у л . Г е р о и ч е с к и н о ги б н а н ем и а д м и р а л М а к а р о в . Я р к а я ж и з н ь и д е я т е л ь н о с т ь э т о г о в ы д а ю щ е г о с я а д м и р а л а о с т а в и л а н а ф л о т е с а м у ю с в е т л у ю п а м я т ь . М н о г и е и з н а у ч н ы х т р у д о в и п р е д л о ж е н и й С. О. М а к а р о в а н е п о т е р я л и с в о е г о з н а ч е н и я и д л я с е г о д н я ш н е г о д н я , к н аш и с о в е т с к и е м о р с к и е о ф и ц е р ы п р о д о л ж а ю т и з у ч а т ь з т и т р у д ы и и з в л е к а т ь и з н и з м н о г о ц е н н о г о д л я б о р ь б ы и п о б е ды н а ш е г о ф л о т а в 'В е л и к о й О т е ч е с т в е н н о й в о й н е с н е м е ц к о - ф а ш и с т с к и м и з а х в а т ч и к а м и . К а п и т а н 2 р а н г а П . М О Р О З О В . Н о в о с т и i S f e -г з а р у б ~ £ф :н о и т е э с н ы к ь Прожекторыуказывают самолетам путь і Бри гански « а коман дами противовоздуш ной об >роны усовер шенствован ’способ ОК131ННЯПОМОЩИ бом бардировщикам. воз- в р іщ іющ и и ся в Анг лию с поврежденными приборами для слепого полета. Перелетев за береговую линию Ан глии, самолет сооб щает по радио о по лученных им повреж дениях на ближайший прожекторный пост, который передает эти сведения на контроль ный пункт, где для самолета намечается пѵгь к ближійшемѵ » э р о ір іч у . Первый прож ектор бросает луч в направлении следующего прожек торного поста, нахо дящегося на этой пу ти Второй пост бро сает луч. когда бои- бар д и р о втл к попа дает а его сектор н ведет его к следую щему прожекторному посту. Таким образом от одного п рож ектор ного поста к другому самолет приводится к выбранному для него аэродрому. Были слу чаи. когда за одну ночь таким способом приводились к посад ке до 30 самолетов. „Піпюляіі Мзкаляке".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz