Североморский лётчик. 1944, март.

ѵ и а НА А Э Р О Д Р О М Е На широком поле старта ветерок метет порошу. Где -то в дальнем капонире истребитель зло ревет. На площадка всюду люди. А денек такой хороший: Глйнешь в небо голубое—та к и хочется в полет. Кое -где в бездонной сини, как снежинки, тучки тают. Солнышке плывет жар -птицей над заснеженной горой. А внизу, у сопок, брея», «Илы е море улетают, И кружи т вокру г них стаей «ястребков» проворных строй. Вое, кто даже очень заня т, оторвавшись от работы. ДолгНм взглядом провожают точки т&мные вдали. А ани вое дальше, дальше, боевые самолеты, В путь далекий, в бой жестокий месть на крыльях понесли. Вот пройдут ч а сы ,м и н у ты , может, тучки не дотают. И на поле не докончат люди свой тяжелый труд - А над стартом вновь машины нрыльй в небе распластают. И могучий гул моторы к этим сопкам принесут. Может быть, не все вернутой.Помрачнеет день для многих. И не раа между собою чертыхнут войну а сердцах, Но еедь есе сейчас к победе через кровь ведут дороги, И не олезы—пламя мести разгорается а глазах. А за кровь погибших будут мстить товарищи живыв, Будут недругов проклятых злей, безжалостнее бить. Можно все забыть, но друга, с кем ходил в бои большие, С кем прошел огни и воды, — никогда уж не забыть. На широком поле старта ветерок метет порошу, И гоеет, и манит в выси полог неба голубой. У машин кипит работа. А денек такой хороший — Непременно нада в море снова нам сходить на бой. Сила молодежная Воспитательная работа комсомольской организации Случилось зто несколько ме­ сяцев тому назад. При.посадке у .машины, молодого летчика Васильева не выпустилась од­ на «нога». Самолет пробежал несколько метров по аэродрому и завалился на крыло. Произо­ шло это из-за невнимательно­ сти пилота, Комсомольское бюро, разо­ брав поступок летчика, . выне­ сло ему взыскание и одновре­ менно . приняло решение во­ влечь Васильева в активную союзную жизнь путем отдель­ ных поручений. Выполняя их, Васильев скоро понял, что его слово не сможет быть автори­ тетным до тех пор, пока сам он не улучшит свое доведение и отличной учебой не исправит ошибку. Вскоре летчик стал неузнаваем. Изучая материалы ную часть, прислушиваясь к советам бывалых, он в корот­ кое время, неплохо овладел пи- : дотированием самолета-штур­ мовика и стал служить приме­ ром воинской дисциплины и комеомольской активности. Комсомольское бюро сняло взы­ скание с Васильева. Сейчас ой один из передовых воздуш­ ных бойцов и по нему равня- , ютея все комсомольцы подраз­ деления. ѵ Комсомольская организация провела большую работу по 4укреплению дисциплины среди !> авиаспециалистов. В подразде- ' лении были случаи отказа во- • оружения. На собрании обсуди­ ли вопрос о работе комсомоль­ цев службы вооружения. Собра- ; ние прошло активно, разгоре- ; лись оживленные прения. Вой- і цам, нерадиво относящимся к ; своим обязанностям, досталось ! крепко. Лучшие специалисты -поделились опытом работы, і Краснофлотец Осатов расска- j зал о том, как он готовил во- і оружение на машине Героя Со- ■ ветского Союза Мазуренко. — Я не уходил от самолета до тех пор,—говорил он, — по­ ка не был уверен а том, что оуужие будет действовать без­ укоризненно, А для этого тре­ буется одно: любить оружие, чаща чистить и смазывать его- Может ли похвастать такой ра­ ботой Артемов? Отнюдь нет Ему надо пристальнее изучить пример передовых товарищей. Оружейник т. Мартынов про­ слыл недисциплинированным бойцом. Он халатно относился к евоому делу, был невыдер­ жан. Стоял вопрос о его списа­ нии из подразделения. Комсо­ мольское бюро разобрало пове­ дение т. Мартынова. Критика товарищей произвела сильное впечатление на авиаспециали­ ста. Порученное Мартынову вооружение стало работать без­ отказно, на стоянке у него те­ перь чистота и порядок. Так, подтягивая отстающих, комсомольская организация до­ билась того, что в подразделе­ нии т. Гуляева в последнее время почти нет отказов ма­ териальной части по вине спе­ циалистов. Воспитывая молодежь, ком­ сомольцы применяют разнооб­ разные формы агитации. Часто отдельные активисты, собрав вокруг себя молодежь, расска­ зывают им о героях Отече­ ственной войны, об опыте ра­ боты, напоминают о клятве, данной товарищу Сталину в день ХХѴ-летия комсомола. В ленкомнате и землянках комсо. мольцы нередко проводят бе­ седы на различные темы. На­ пример, комсомолец т. Устинов рассказывал о Герое Советско­ го Союза гвардии рядовом Александре Матросове, комсо­ молец т. Вассер беседовал о том, за что награжден комсо­ мол двумя орденами. Офицер т. Соколов делился опытом своей работы. Он провел много бесед на специальные темы, например; «Как надо готовить горючее». «Эксплоатация ма­ териальной части зимой» и другие. В дни боевых вылетов ком­ сомольцы выпускают боевые листки, отражающие результа. ты ударов по, врагу, пишут об отличившихся летчиках и Тех­ никах я о людях, слабо рабо­ тавших в этот день. Например, во время последнего боевого вылета в подразделении т. Осы- ка был выпущен боевой листок, ь котором отмечались хоро­ шо работавшие оружейники Жуков . и Мартынов. Летчики Васильев и Максименко гаообе- щали точно сбросить бомбы на вражеский караван- Обещание они выполнили. В этот день немцы не досчитались несколь­ ких своих судов. Боевой листок подробно осветил боевой день. Комсомольская организация, где комсорг т. Михайлов, вос­ питала немало- молодых бой­ цов. В последнее время- она рекомендовала в партию не­ сколько отлзчизшихся комсо­ мольцев. По боевым характери­ стикам в кандидаты партии приняты летчики тт. Васильев и Максименко. Г. СВИРСНИРІ. В короткие часы отдыха, чаще всего вечером, любят летчики собраться тесным кругом в своей землянке и спеть песню, послу­ шать гармониста. НА С НИѵ 'К Е :в мннуты отдыха у гвардейцев Летчики после по- з’етов собрались вокруг гармониста, чтобы послушать свои любимые песни и любимую музыку. Фото И. Михеева. Семинары комсоргов На днях в наших политотде­ лах проходили семина.ры ком­ соргов. Семинары обсудили во­ просы о работе комсомольских j организаций по обеспечению | боевой деятельности и о работе с сержантским составом. Рабо­ той семинаров руководили на­ чальники политотделов. С докладом об исторических победах Красной Армии, вы­ ступил на одном из семинаров капитан т. Белов. На семинаре, проведенном т. Пильвицким, рассматривался также инте­ ресный вопрос о том, как ком­ сомольские активисты органи­ зовали читки и разбор повести Б, Горбатова «Непокоренные*». Адмирал,С. О. Макаров 1848—1904 гг. Имя адмирала С. О. Мака­ рова хорошо известно совет ским морякам. Это был бое­ вой адмирал — выдающийся р у с ск и й флотоводец, іі вм-есге с тем—ученый, пользующий ся мировои известностью. С. U. Макаров вышел из простой семьи (отец его — выслужившийся из нижннх чинов флота прапорщик), только благодаря своим спо­ собностям, огромной рабого- способности а упорству ему удалось получить воешіѵ морское образование, стать офицером, адмиралом и за­ нять место в ряду выдающих­ ся людей России. Вще будучи молодым офи­ цером, он обратил на себя вни­ мание своими работами по непотопляемости и живуче­ сти корабля. Скоро Макаров выдвинулся и как боевой офицер и новатор в области применения нового оружия. В р у с с к о -т у р е ц к у ю в о йн у (1877—78 г.) нм бы л и с о о р у ­ ж е н ы к а т е р ы с м и н н ы м в о ­ о р у ж е н и е м и и с п о л ь з о в а н ы и з о б р е т е н н ы е и м ж е м ины . Смелые, успешные атаки этих катеров принесли Мака­ рову славу. Вся дальнейшая жизнь Ма­ карова полна кипучей, твор­ ческой деятельности, направ­ ленной на повышение боевой мощи флота. Его девизом бы­ ло: «Помни воину >и он дей­ ствительно весь свои огром­ ный талант, все свои органи­ заторские' способности, все силы отдавал делу подготов­ ки флота к войне. Нет такой отрасли во флоте—касается ли дело организации, техни­ ки, оружия, тактики, гидро­ графии, вопросов обучения, воспитания офицерского и рядового состава,—в улучше­ нии которой С. О. Макаров не приложил бы свой труд. Он является основателем учения о непотопляемостису- дов. Учитывая огромное зна­ чение для России, с ее за­ мерзающими морями, 'плава­ ния во льдах, адмирал Мака­ ров лично сам разработал проект ледокола. Построен­ ный по чертежам Макарова и под его наблюдением ледокол «Ермак» являлся сильнейшим ледоколом в мире. На «Ерма ей » Макаров совершил два плавания в Северный Ледо­ витый океан. Эти плавания л сделанные в.о время их на­ учные исследования явились огромным вкладом в науку и практику плавания во льдах. С. О. Макаров ввел суще­ ственные улучшения в бро­ нировании судов, а также изобрел приспособления к снарядам, повышающие про­ биваемость брони. Он обога­ тил науку своим исследова­ нием течений в Тихом океане. і о т к р ы л с у щ е с т в о в а н и е я { г л у б и н а Б о с ф о р с к о г о п р о л и ­ в а о б р а т н о г о т е ч е н и я , о д р е - I д е л и л г р а н и ц ы , с к о р о с т ь э т о ­ г о т е ч е н и я и т. д. I П е ч а т н ы й г р у д М а к а р о в а I « Р а с с у ж д е н и я д о в о п р о с а м ! м о р ск о й т а к т и к и » я в и л с я I к р у п н е й ш и м в к л а д о м в в оен - I н о -м о р с к ую н а у к у . З а н и м а я п о с т г л а в н о г о ! к о м а н д и р а К р о н ш т а д т с к о г о 1 п о р т а , М а к а р о в п р о я в л я л I б о л ьш ую з а б о т у о в о с п и т а ­ н и и о ф и ц е р с к о г о и р я д о в о г о с о с т а в а , об у л у ч ш е н и и бы тя м а т р о с о в . Д л я м а т р о с о в он о т к р ы в а л ш к о л ы , с т р о и л б а ­ ни, п р а ч е ч н ы е , у л у ч ш а л ка I ч е с т в о п иш и . j В 1904 г.. к о г д а н а ч а л а с ь ! р у с с к о -я п о н с к а я в о й н а , а д м и - і р а л Макаров был н а з н а ч е н \ к о м а н д ую щ и м ф л о т о м Т и х о го і ок еан а. Макаров ви д ел с у щ е ­ ств енны е пороки , к о т о р ы м и в это время ст р а д а л флот, ! зн ал , ч т о п ер е д ф л о т о м в Этой войне в ст а н у т б о л ьш и е т р у д ­ н о сти , н о он был п о л о н воры в с т о й к о с т ь и м у ж е с т в о р у с ­ с к и х м о р я к о в , бы л п о л о н к и ­ п уч ей эн ер гии и з а к о р о т ки й срок с в о е г о к о м а н д о в а н и я і с д е л а л ф л о т н е у з н а в а е м ы м . А д м и р а л М а к а р о в р а б о т а л в I э т о в р е м я д н и и н о ч и . О б у ч а л о ф и ц е р с к и й с о с т а в т а к т и к е и с а м н а к о р а б л я х в ы х о д и л н а б о е в ы е о п е р а ц и и . Б о е в ы м , н а ­ с т у п а т е л ь н ы м д у х о м п о в е я л о н а к о р а б л я х ф л о т а Т и х о г о о к е а н а и ф л о т о м у ж е бы л н а н е с е н р я д с е р ь е з н ы х у д а ­ ров п о п р о т и в н и к у . С н а д е ж ­ д о й и лю б о в ью с м о т р е л и н а лю б им о го а д м и р а л а русские- м о р я к и , в д о х н о в л я я с ь е г о э н е р г и е й , б е р я с н е г о п р и м е р х р а б р о с т и и с а м о о т в е р ж е н н о ­ г о в ы п о л н е н и я в о и н с к о го д о л г а п е р е д Р о д и н о й . Н о в с к о р е р у с с к и й ф л о т п о ­ с т и г л о б о л ьш о е н е с ч а с т ь е . 31 м а р т а 1904 г. б р о н е н о с е ц «П е т р о п а в л о в с к » , н а б о р т у к о т о р о го н а х о д и л с я а д м и р а л М а к а р о в , в о з в р а щ а я с ь и з б о е в о й О п е р а ц и и , н а т о л к н у л ­ с я н а м и н н ую б а н к у и з а т о ­ н у л . Г е р о и ч е с к и н о ги б н а н ем и а д м и р а л М а к а р о в . Я р к а я ж и з н ь и д е я т е л ь ­ н о с т ь э т о г о в ы д а ю щ е г о с я а д ­ м и р а л а о с т а в и л а н а ф л о т е с а м у ю с в е т л у ю п а м я т ь . М н о ­ г и е и з н а у ч н ы х т р у д о в и п р е д л о ж е н и й С. О. М а к а р о в а н е п о т е р я л и с в о е г о з н а ч е н и я и д л я с е г о д н я ш н е г о д н я , к н аш и с о в е т с к и е м о р с к и е о ф и ­ ц е р ы п р о д о л ж а ю т и з у ч а т ь з т и т р у д ы и и з в л е к а т ь и з н и з м н о г о ц е н н о г о д л я б о р ь б ы и п о б е ды н а ш е г о ф л о т а в 'В е л и ­ к о й О т е ч е с т в е н н о й в о й н е с н е м е ц к о - ф а ш и с т с к и м и з а ­ х в а т ч и к а м и . К а п и т а н 2 р а н г а П . М О Р О З О В . Н о в о с т и i S f e -г з а р у б ~ £ф :н о и т е э с н ы к ь Прожекторыуказывают самолетам путь і Бри гански « а коман­ дами противовоздуш­ ной об >роны усовер­ шенствован ’способ ОК131ННЯПОМОЩИ бом­ бардировщикам. воз- в р іщ іющ и и ся в Анг­ лию с поврежденными приборами для слепого полета. Перелетев за береговую линию Ан­ глии, самолет сооб­ щает по радио о по­ лученных им повреж­ дениях на ближайший прожекторный пост, который передает эти сведения на контроль­ ный пункт, где для самолета намечается пѵгь к ближійшемѵ » э р о ір іч у . Первый прож ектор бросает луч в направлении следующего прожек­ торного поста, нахо­ дящегося на этой пу­ ти Второй пост бро­ сает луч. когда бои- бар д и р о втл к попа­ дает а его сектор н ведет его к следую­ щему прожекторному посту. Таким образом от одного п рож ектор­ ного поста к другому самолет приводится к выбранному для него аэродрому. Были слу­ чаи. когда за одну ночь таким способом приводились к посад­ ке до 30 самолетов. „Піпюляіі Мзкаляке".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz