Североморский лётчик. 1944, март.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛВТЧЙК 80 марТа ІШ г., Jfi jq п о л н о с т ь ю и с п о л ь з о в а т ь ] С т р е л я й метче— и победишь * -----— — а— — ■ . ... ...... — и т--------------^ f u БОЕВУЮ ТЕХНИНУ I • --агіавва^ааас-да^еяк ,шв ,э т » м * » и а « а і Североморские летчики са моотверженно бьют фашист ских захватчиков на море, в воздухе и на земле. Лиш ь на днях, как сообщало Совин- формбюро, в результате ком бинированных торпедо-бом- бовых ударов по каравану противника в Ьаренцовом мо ре потоплены два немецких транспор та общим водоизме щением в 10 тысяч тонн и два сторожевых корабля. Кро ме того, сильно повреждены два д р у ги х транспорта , сле довавших в составе этого ка равана. ...В воздушных боях над атакованным караваном противника сбито 15 немецких самолетов». Этот разгром вражесного конвоя — дело ру к северо морских летчиков и подвод ников. Однако нак бы значитель ны ни были успехи , мы не имеем никакого права доволь ствоваться дос ти гну тым . День ото дня наращивая сил у наших ударов, мы долж ны одновременна выжимать из боевой те хн и ки все, на jr r o она способна. В своем приказе № 16 Вер ховный Главнокомандующий товарищ Сталин потребовал «...полностью использовать наш у прекрасную боевую тех нику». Выполнить этот с талинский приказ — значит к у л ь т у р н о и грамотно экс- плоатировать материальную часть, экономить моторесур сы , умело использовать бое запас, бить врага с коротких дистанций , наверняка. До конца использовать все воз можности боевой те хни ки — зна чи т систематически повы шать эффективность каждого еылетэ, полнев учи ты ва ть летно -тактические данные са молетов. отлично освоить матчасть и смело применять ее и боях. Пример того, кан надо 6ра*гь от те хн и ки дей стви тельно все, показал лѳтчин тов. Ли т ви на в . В одном из своих полетов на свободную охоту» он дошел почти до самой дальней базы про ти в ника, где немцы не могли сжида ть появления советско го самолета. З а о т и гн у в вра ж е с к ую про ти во во зд ушн ую оборону врасплох, тов. Л и т винов, воспользовавшись внезапностью , потопил нр уп - ьый фаши с тский транспор т и ьернулся на свой аэродром, имея еще в баках запас г о рю чего. Торпедоносец пробыл в во з д у х е на 20 процентов боль ше времени, чем это п р е д у смотрено по расчету дально с т и данного самолета. В чем сенрет успеха л е т ч и ка Ли твинова? В том. что т. Ли т ви но в о т лично знает материальную часть, правильно подбирает режим полета. Ноординируя скорость самолета с наддув вом моторов,он соответствен но этому подбирает и ша г еинта. Благодаря грамотной знсплоатации материальной чести летчик добивается то го, что самолет больше вре мени находится в воздухе, экономит моіторесурсы. Известно также, нак к у л ь турно зкоплоатируют свои самолеты Герои Советского Союза тт. Зайцев и Пирогов. Они умеют выжимать из тех- нини все до предела и заста вить ее дольше сл уж и ть . Эти летчики хорошо знают наивы - годнейшиѳ режимы работы моторов и часовой расход г о рючего. любят свои машины, в совершенстве владеют тех никой пилотажа. И сключительно важно для ле тчика— умение подобрать правильный режим полета. Это значи т — у с танови ть т а кие обороты и наддув, при ко торых, наивы годнейше и с пользуя мощность моторов, летчик добивается наимень шего расхода горючего. Это позволяет самолету больше времени пробыть в воздухе. Надо предоотеречь летный состав и от некоторых оши бок, которые в прантике ино гда бывают. Некоторые ле т чи ки злоупотребляют пере- обеднениам смесей. Это п р и водит и про гар у клапанов и поршней, к преждевременно му выходу из строя мотора. Об этом н уж н о всегда пом ни ть и не допуска ть того, чтобы материальная часть изнашивалась раньше време- ни. Нельзя забывать, что да же самый л у чш и й самолет теряет свои начеетва, если е гр небрежно экеплоатируют в воздухе. Чтобы по-настоящему и с пользовать боевую техни к у , ее надо отлично знать. Еще в первомайском приказе 1942 года товарищ Сталин у ка зы вал на то, что нам «нехватает только одного— умения пол ностью попользовать против в р а га т у первоклассную т е х ни к у , ноторую предостав ляет,.. наша Родина». С тех пор наши летчини, несомненно, повысили свое военное мастерство, н а у ч и лись лучше и метче бить вра га. Но этого мало. Наша за дача— постоянно и нас тойчи во отшлифовывать свое бое вое и скусс тво , учи ть с я брать от т е х н и к и все, что тольно можно, доотказа направляя ее сил у и мощь н/з скорей ший и окончательный раз гром врага. УЧЕБНЫЕ СТРЕЛЬБЫ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ ПО КОНУСУ Вы й д я и з зем л я н к и , т. Ку ба - рев з а г л я д е л с я на сам ол еты , и д ущ и е на п о е з д к у . — В о т о н и . н аши , и д у т ! Один з а д р у г и м и с т р е б и т е л и п р он о си ли сь н а д гол о в ам и и п р и з ем л я л и с ь на з а с н еж е н н о м н о л е а эр о др ом а . Д о в о л ь ны е и р а д о с т ны е , л етч ики вы л е зал и и з машин. С е го дн я у н и х больш ой день : м н о г и е пилоты в п е р вы е вели ст р е л ь б у по к о н у с у . Н ек оторы е и з н и х р ан ьш е в о о бщ е н е л е т а л и н а этом т и п е сам ол ет а . Н и кто н е з н а е т е щ е р е зу л ь т а т о в стр ельбы , но каж дый уч астник п о л ет а и спы тывает ч у в ств о у д о в л ет в о р ен и я : он был в в о з д у х е и стр елял . М ол оды е и с т р е б и т е л и с о б р а л и с ь н а краю аэр одр ом а. Ма- А. Пришелец Т в о я з е м л я Ты знал ее очень мало В свои восемнадцать лет. За Бугом и за Уралом Твой не остался след. Бывал на Днепре со мною. На море, у крымских скал. Седой городок Одоев, Как родину вспоминал. А наша земли большая, На тысячи дальних верст - От Терека до Алтая— Раскинулась в полный рост. Тебе бы веселым шагом - Ходить по ней да ходить, В кустарниках, под корягой, Студеную воду пнть. Тебе бы — В вузе учиться, Любить, ревновать девчат, Раздумывать, горячиться, Твой век ещ е—не почат! Но ветер великой злобы Рванулся в твою страну, И годы твоей учебы Он обратил в войну. Ты выбрал себ е оружье И вышел до срока в бой. Не зная, как страшны стужи, Как душен смертельный зной. Падает дуб разбитый. Небо ревет в огне... Сквозь все испытания битвы К победе, к жизни пройди ты- Так нужно твоей стране! і лень кий «И-16», б ук сир ов ав - I шпй конус, п ош ел на п о са д к у . IТ у д а , в с т о р о н у с т а р т а , умчал - ! си ка ст а р ен ь к ом , ви д авш ем ! ви ды «газик е» , ст арш ий т е х н и к ; по в о о р уж е н ию тов. Л ейбович . I Он д о л ж е н ул ож и т ь п ол о т н я - I ный к о н у с в м аш и н у и прив ез- і 1 и е г о сю да. ! Х о л о д ны й в ет ер о бж и г а е т : л и ц о л етч ик ов , м о р о з щипл ет уш и . щ еки, но в с е ж д у т . Как с т р е л я л и пилоты? — вот воп рос, и н т е р е с ующ и й в сех : в е д ь о т м ет к о сти о г н я за в и с и т и с х о д в о з д уш н о г о б о я , у с п е х лю бой схватки . Е с т е с т в е н н о п о эт ом у н е т е р п е н и е , с каким ' в с е ож и д а л и в о зв р ащ е н и я «га- J зика». Б о л ьш е д р у г и х н е т е р п ел о сь самим и ст р еби т ел ям : они д е р ж а л и эк з ам е н н а б о е вую зр е л о с т ь , н а у м е н и е метко п ор аж ат ь в о з д уш н о г о п р о т и в ника. В уч ебн ой с т р е л ь б е у ч а с т в о вали пары и з д в у х п о д р а з д е л е н и й—т. А м о с о в а н т - Конева. Оба к ом а н д и р а х о т е л и бы стр ее у з н а т ь , чьи л етчики д а л и л у ч ш и е р езул ь т а ты , — Л ей б о в и ч е д е т !—в о ск ли кн ул кто-то. Фыркая и пы х т я , сл о вн о п а ровоз, с ш ум ом п о д х о д и л а к а м уф ли р о в анн а я авт ом ашин а. Выскочив и з н е е , д о л г о ж д а н ный т е х н и к по т ащ ил з а со б ой д л и н н ую х о лщ е в ую «колбасу». В с е к ин ули сь к р а зл ож е н н ом у н е с н е г у к о н у с у . При п али к з ем л е л етчики л ей т ен а н ты Ро- е е й ч у к и Г ор бач енк о, м л а дш и й л е й т е н а н т Ч и ст о в , ст а рш и н а Мирошншсов. " Склонивши сь н а д к он у с ом , т т Л ей б о в и ч , К и д ал ин ски й и д р у г и е офип еры о п р е д е л яю т ч и сл о п о п а д ан ий л етчиков о д н о го и д р у г о г о п о д р а з д е л е н и я . — В от ещ е о д н а зе л е н а я . Вот б е с ц в е т н а я , — с лыш е н г ол о с Л ей бович а. Л етчики т. Ам о со в а вели огонь зел еным и т р а с с а м и ,т . К он ев а— обыкнов енными б е сц в етным и пулями. Нак он ец , в с е п о д сч и т ан о : в полотне о б н а р у ж е н о 10 зе л е ны х пробоин и почти ст о л ь к о ж е б есц в етны х . — Отлично с т р е л я л и ,—в о д и н голос зая вили Л е в и н , Л ейбович и д р у г и е . — Н еп л о х о , — п о д т в ер д и л т. Ки далин ский . Летчики т. А м о со в а п ок а зали о т ли ч ны е р е зу л ь т а ты в о з д уш ной стр ельбы , но н е о т ст ал и о т н и х и л етчики т. К онева. Р е зу л ь т а ты ст р е л ь б х а р а к т е р и з ую т г о р я ч ее ж е л а н и е и с т р е б и т е л е й с к о р е е н а у ч и т ь с я би т ь вр а г а н а в ер н як а , б е з про- ж а в НА СНИМКЕ: дважды Герой Советского Союза гвардии капи тан А. В. Алелюхин. Второй ме дали „Золотая Звезда* он удос тоен за образцовое выполнение боевых заданий командования при прорыве сильно укрепленной по лосы немцев в районе г. Мелито поля. Отважный сталинский сокол со вершил за время Отечественной войны около 500 боевых вылетов, провел 12С воздушных боев, сбил лично 30 самолетов противника. Появление Алелюхина на поле боя внушает страх гитлеровским асам. Немцы пускаются иа раз личные уловки, чтобы отвлечь внимание Алелюхина. но совет- ский ас быстро разоблачает их хитрость. Фото Г. Широкова. Фотохроника ТАСС. маха. И они упорно овладева ют теорией стрельбы, познают приемы ведения огня по само летам противника, приучают себя к осмотрительности в воз духе, систематически трени руются и готовятся к боям. Описанный нами учебный по лет летчиков Н-ской части — лишь начало их постоянного совершенствования в тактике и практике воздушной стрельбы. I Много и настойчиво должны I работать над собой эти пилоты, I чтобы научиться выполнять и б е л е е сложные упражнения, уметь грамотно сочетать огонь с маневром, т. ѳ. овладеть та ким искусством, без которого немыслима победа в воздуш ном бою. Н. СЕРОВ. П О Ч Е М У П О Д Б И Л И Л Е Т Ч И К А Д М И Т Р И К А Н-СКИИ АЭРОДРОМ . (По те леграфу). Бой , в котором был п о д б и т мой ведомый младший л е й т е н а н т Дми трик , я вл я ет ся хар ак т ерным д л я мн о ги х м о л о ды х летчиков. В о время с о п р о в ож д е н и я «Илов», п о с л е и х п о с а д к и , н а д н аш им аэродром ом р а зг о р е л с я сильный в о з д уш ны й бой. Н ем цы им ели чи сл енный п ер ев ес . П ер в о е, что н е у ч е л Д м и т р и к— с и л у врага. Он и зл иш н е н а д е я л с я на свои зен и тк и и р а дио. И з в е с т н о , что п е р в о н а чальным эт ап ом в ся к о г о в о з д уш н о г о -б о я я вл я ет ся б о р ь ба за вы соту. Дмитрик ж е в с т у - пил в бой на малых о б о р о т а х м о т ора и. н е ув ел и ч и в ал и х. П о э т ом у , к огд а я р езк о й горкой Лейтенант Л . Л А П И В тикаяьный м ан евр . Д а в л евую н о г у и р учк у и н абр ав с к о р о ст ь , я пош ел н а боевой. Т у т в едомый начал при стр аи в а ть ся ко мне. В э т о время в х в о ст ему ст ал за х о д и т ь «ФВ-190». У в и д ев в р а г а , Дм и т рик р езк о х в а тил р у ч к у , и м ашина пошла в штопор. Был ли этот при ем о б я з а тельным д л я л етчика? Кон ечн о, нет. Г и т л ер о в ец и з - з а больш о го р а зм е р а мотора, в п е р е д вниз ви ди т п л о х о , п о э т ом у Д м и т рик мог с д е л а т ь или п о л у п е р е- ворот п о д н ег о , или глу бок ую спираль. Т ем б о л е е , что я н а х о д и л с я ря дом и в п о л н е мог ни бирал вы со т у , Дми трик н е бы помочь с в о ем у в ед ом ом у Командир Н-с гѵого подразделения майор т. Чертов Н. Г. б есед у ет с молодыми летчиками. Фото И. Михеева. с п р а в и л с я с о ш т ур вал ом н от с т а л о т м еня . На высоте я в с т у п и л в б ой н а в и р аж а х с од - ним «ФВ». Н ем ец о к а за л с я опы тным , и мы минуты д в е ви- р аж и л и б е з р е з у л ь т а т н о З а э т о вр емя Д м и т р ик в п о л н е мог в с т о р о н е н а б р а т ь вы со т у и по мочь мне. О д н а к о эт о г о он н е с д е л а л . В и д я б е с п е р с п е к т и в н о с т ь б о я , я решил перейти на вер- Лиш и вш и сь высоты , м л а д ший л е й т е н а н т пош ел на п о с а д к у . Э то бы л о н еп р а в и л ьн о е р еш е н и е , о н о и п ри в ел о к п о в р еж д ен ию сам ол ет а . Мы долж ны зап омни ть о д н о правило: р а з б ой в е д е т с я над а эр одр ом ом , р а з он ещ о н е ок онч ен и машина твоя н е п о д б и т а , п р ои зв о ди т ь п о с а д к у ни в коем с л у ч а е н е л ь зя , в каком б к невыгодном соложеный ни находился. Во-первых, на по садке летчик, естественно, все внимание уделяет земле, в следить в это время за воздухом ему некогда. При таких усло виях нашего летчика могут легко сбить. Во-вторых, посади I во время боя с исправным мо- I тором и управлением есть не ! что иное, как нарушен!» строя. Ведомый Дмитрик, идя на посадку, весь отдался поса дочным знакам я совершенно не обращал внимания на воз д у х , хотя над аэродромом на ходились вражеские истребите, ли Один из «Ме-109» зашел в хьост самолету Дмитрика и с близкой дистанции с ве р х у сза ди ударил по нему. Машина бы ла подбита, и летчик лишь слу чайно остался невредимым Дми трик у , после того, как о® сорвался в штопор, необходимо было продолжать полет. Мане врируя по горизонтали, снова мог набрать высоту, обе спечив себе маневр по верти кали. Случай с младшим лейтенаи^ том Дми трик ом ещ е раз У1®1 н ас: г л а в н о е дл я всякого боя- выюота; о см о т р и т ел ь н о ст ь " і аакон для истребителя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz