Североморский лётчик. 1944, март.
СМ УОМ О РШ Я В ЛЕТЧИК Без связи—как без глаз Е С Л И М О Л Ч И Т Р А Ц И Я К О М А Н Д И Р А Б У Д Е Т П О Т Е Р Я Н О У П Р А В Л Е Н И Е . А Б О И Б Е З У П Р А В Л Е Н И Я Н А П О Л О В И Н У П Р О И Г Р А Н В у с л о в и я х с овр ем ен ной вой- т о т с о к р а т и л д и с т а н ц и и , г ■: я и с к л ю ч и т е л ь н у ю роль иг- j б о е в о й •порядок г р уппы б и л зб-т свя зь. Н ел ь зя уп р а в л я т ь ! н е с к о л ь к о р а с т я н у т , Ода&ко сем б ез наличия х ор ош о о т л а - j к о м а н д о в а т ь с в о іш л б зд омы - .йіюЗ и четко д е й с т в ую щ е й і ми в е д ущ и й н о см о г : рация а д и о е в я зи . У н а с в а ви ации | н е р а б о т а л а . Б е з с в я з в с г*з- ....... д омы м и о м у п р иш л о с ь п р и с т р а и в а т ь с я к т о р п е д о н о с ц а м и и т тн н а з а д а н и е . И с т р е б и т е л и к апи тан а Л о гин ова с о с т а в л я л и ул а р н у * П у п п у прикрытия. В с и с т е м е н а н е с е н и я у д а р а по конвою нм , е с т е с т в е н н о , н е о б х о д и м о бы л о в з а и м о д е т в о в а т ь с у д а р н о й г р у п п о й т о р п е д о н о с ц е в и и с т р е б и т е л я ми н е п о с р е д с т в е н н о г о п р и крытия. А э т о бы л о н е г о з - ; а им е е т решающее з н а ч е н и е , ідаако н е к о то р ы е то в а р и щ и ір е а е б р еж н те ль н о о т н о с я т с я к •рганнзации связи. В о т ч т о гроизошло н е д а в н о в части тов ІОреаііО, Обстановка, сл ож и л а сь так, д о летчикам приш ло сь сра- у вылететь на со п р о в ож - іб-нне т о р и а д о н о с ц е в . Это обязывало о со б о тщ а т е л ь ые* отпестнегь ч к п о д г о т о в ку, с* вылета. К с ож а л е н ию , о л у ч и л о с ь так, что ни к,- Козлов, ни Г. Костиков своев - Ѣ ы а п і и о н е п о б е с п о к о и л и с ь о о н т р о л е и п о д г о т о в к е р а д и о - ' >борудовнннн на с а м о л е т а х . ш Э то •ска зало сь в с ам ом на- Ѵ .л е полета. В е д ущ и й г р уппы s ? питан Логинов , -собрав свою •'ііетверку, нелал круг, чтобы "'рть возможность пристроит---, •'амолстам старшего леіітенпіпа * Максимовича. -Вскоре Логино у необходимо было прел у- ш,;:редить Максимовича, чтобы м о ж н о без езя.зн. <іез х о р о а ; от рс-гулирова нкой р а д и о а п п а ратуры. Логиков волновался, он был глух л нем—на <-г '.машине не р а б о т а л и кн пр і^шшк , ші ♦ггб»рбдаТЧ*!к. Истребители ;;* г :кал: • г ше остальных самолетов. Им. как группе боя. предстоял- сковывать истребителей пт. тивннка, отвлекать и х боем и ни в -коем тгу ск а т ь В м е с т е к с с л у ч а е не т о р п е д о н о с ц тем летчи I и «! Экипаж кавалера четырех орденов капитана Р. Суворова перед ылетом на задание. Слева—штурман младший лейтенант Г. Павлов, права—капитан Р. Суворов за уточнением маршрута. ,* Экипаж капитана Р. Суворова имеет свыше 250 боевых вылетов. івёіі нельзя бы л о отрываться оі Ггонт п о д ш е ф н ы х , н а д о было s с г вр емя тодд& ржнва т ь с ни- ’• а к связь. Н о как э т о с д е л а т ь б е з ради о ? Как зн а т ь замь: сел д р у г и х в е д ущ и х , прнвять хгряь&заявя от к ом а н д и р а ] зсэй группы ? В с е э т и эоп р о - ' с и в с т а л и п е р е д Л огиновым . Н а д ц елью Л о г и н о в зам е т и л : н д ж а т о р п е д о н о с ц е в ч е т ы р е ! 2 ; : а а е г к н х и с т р е б и т е л я . Это. ; в и д и м о , т а кж е з ам е т и л и и ; .ч .т р ѳ б и т е л и н е п о с р е д с т в е н - : го пріггры тия. Н е им ея меа.- : со б ой с в я з и , г р у п пы н е ѵ -.глл сЕ о е ь р ем е н н о принять •:он я о е р еш е н и е . Л о г и н о в н* • - і л . я т е р я т ь вы со т у и на- ' п а д а т ь ка в р а г а , т. к. в лю- . б о е в р ем я ім е о о е ры > м огли " .я в и т ь с я с в е р х у , и т о г д а они .';.-ли бы геш* о п а с н е е . ГрУи- гл н еп о ср ед ст в ен н о !" » при . :-:г. ы т и гі была т а кж е в н е д о умии;::: — п о ч е м у г р упп а 'б о я іьиси-г с в е р х у и п е а т а к у е т б В р е з у л ь т а т е о к а з а лось,’ что и с т р е б и т е л и непо- ; --Де д е т с о н н о г о прикрытия по і т ер я л и с в о е м е с т о и Т о р п е д о - I н о с и к . п о с у щ е с т в у , о с т а л и с ь б е з защ и ты . В о-в рем я I rj,-м е т и вш и й ят о Л о г и н о в не- л е н к о п о в ел с в ою группу і п р и к ры т и е т о р п е д о н о с ц е в І О т с у т с т в и е норм ал ьн ой свл- ! ап н е п о з в о л и л о л етч ик ам ор- I г а н н з о в а т ь и правил ьный от. чг-д о т ц ели . •Этот п о л е т , в котором с в я зь : - б о т а л а п л о х о , д о л ж е н по- . ѵжить -ер ь еаным уроком для в с е х о б я за н н о с т ью ко- : -рыт. бы л о тщ а т е л ь н о о р г а н и з о в а т ь п о д г о т о в к у бо евы х ч чш и н к вы л ет у . П ри в ед ен ны й прим ер д о с т а - і т п и о у б е д и т е л ь н о п ок а зы в а ет , | к чему п р и в о д и т п л о х о рабо- ! таюпьая с в я з ь . П о д о бны е факты гго гн ебр еж и т ел ьн о го отн ош е- кия к п о д г о т о в к е р а д и о а п п а р а туры им ею т с я и в под разделе нии т. А ф а н а сь ев а . Бад с в я зи в б ою— как бел г л а з . Т о т . кто н о за б о т и т с я о н е й—н е з а б о т и т с я о б у с п еш н о с т и боя и с т а в и т под у д а р вы п о л н е н и е з а д а н и я , и б о х ор ош о о р г а н и з о в а н н а я с в я з ь — п о л о вина у с п е х а в бою. А. СНЕЖКОВ. й С т е л е г р а ф н о й л е н т ы В боевом строю БЬЕТ БАЛТИКА Н-СКИИ АЭРОДРОМ . (Наш . прр .). З а п о с л е д н е е вр ем я в ^ іаш п х ч а с т я х вы р о сл о н ем а л о I іетчиков, которы е с т а л и кр еп - и м л в о зд уш ны м и б о йц ам и , іе н ь і п о чем з а г о д , о н и и з е р ж а н т о в вы р о сл и д о о ф и ц е е и т еп ер ь х о д я т в б ой в е д у и м и пар , и н о г д а д а ж е н jjj pynn. На с ч е т у у к а ж д о г о н з мтих л етчиков п о н е с к о л ь к о убитых в р аж е с к и х м аш ин . Мно- нх и з ни х Р о д и н а о т м е т и л а р д енами . Л е й т е н а н т И в а н К у г а н о в — о д и л и з них. у л у ж а н о в у 21 г о д . Сын к р е с т ь я н и н а о д н о г о и з р ай он о в ,- ом ея ь ск ой о б л а с т и , он в 1940 ,°ДУ. п р о учи вш и сь д в е ч ѳ т в ер . „J:э* s 0 к л а с с е , уш е л в а э р о к л у б , U 'іе Р©з г о д бы л у ж о к у р с а н т ом ^ м д ц и о н н о г о у ч и л ищ а , с т р е . ■' ясь ст а ть ско.рей л етч ик ом . 0 ) в ию н е 1943 г о д а с е р ж а н т ;іі і1ван л у ж а н о в в п е р вы е вы л е- ^ л на б о е в о е з а д а н и е . В н а ч а - н е у в е р е н н о , а з а т е м в с е бо- ^ * ее т в ер д о ч у в с т в о в а л с е б я в ■К^оздухв. 1 0 і3 г о д а з а п о л я р н ы е о П<! л е т ч іш г к р епк о д е р - в св ои х р у к а х г о с п о д - і / ! ? . в воз д у х е . Они им ел и бо- б,°>е вьгѳ т р а д и ц и и , г о р д и афон £ ен п ! п и с ТР е б и т е л ей #!ужанги> р л о в а - С гн бн ев а . ^ Й с с к а ^ г ВІШм&т ѳ д ь н о с л уш а л 8; ? этп п 1 Р т ом ’ как о т в о евы в а - ^ , Г^тп .летчики н е б о у н емца О д н аж ды , п о с л е н е с к о л ь к и х вы л ет ов н а б а р р аж , К у ж а к о з был в з я т н а с о п р о в о ж д е н и е I ш т урм о в и к о в в д а л е к и й враж е- ] с кий ф и о р д . В и д н ес к о н ч а ем о - ■ го, к и п ящ е г о в н и з у т е м н о г о : п л і т і ш п - п г п моря в н а ч а л е н е п р и я т н о п о . і і а . и ш і ъ ш і и ^ д е й с т в о в а л н а м о л о д о г о л етч и - | март* в о з д уш н а я р а зв ед к а с о ка, н о п о с л е д у ю щ и е вылеты . • каружальа три -транспорта в Потоплено 2 транспорта ВВС КРАСНОЗНАМЕННОГО ФЛОТА . 22 с л е д о в а в ш и е о д и н з а д р у г и м ті&д н е з н а к омы м и б е р е г а м и и м ор ем , в с к о р е с г л а д и л и это в п е ч а т л е н и е . П о с л е н е с к о л ь к и х выл етов ка с о п р о в о ж д е н и е К у ж ан о в ст а л в р я ды о к р е пш и х , о б с т р е л я н ны х л етчик ов . с о п р о в ож д е н и и д в у х с т о р о ж е вых к о р а б л ей , вы х о д и вш и х из в р а ж е с к о г о пор та. На у д а р по т р ан сп ор т ам вы л е т е л а г р у п п а «Илыоші:н-2», в е д ом а я г в а р д и и л е й т е н а н т ом Р одн он о вым . В с т р е ч е н ны е зе- — У н е г о хва т к а .н а ст о ящ ег о | нн тным о гн ем в аш и с ам о л е ты и с т р е б и т е л я , — г о в о р и л и т о з а - 1 о д и н з а д р у г и м пикир овали на рищи . С т е х пор п р ош л о м е н ьш е г о д а . С ейч а с И в ан К у ж а н о з — л е й т е н а н т , к ом а н д и р з в е н а . За у с п е х и в б о е в о й р а б о т е н а г р а ж д е н о р д е н о м «К р а сн о г о зн ам е н и » . У К уж а к о в а о к ол о 100 б о е вы х вы л етов и в том чи с л е с выш е 35 на с о п р о в о ж д е н и е у д а р н о й а в и а ц и и . Он п р о в ел 11 в о з д уш н ы х б о е в , в кот оры х с б и л 3 в р аж е с к и х с ам о л е т а . пель . На сам ом крупн ом т р а н с п о р т е в о д о и зм ещ е н и ем 2 ты ся ч и тонн р а з д а л с я сил ьный взрыв. К ор абл ь , г р уж ены й , по- в н д н м ом у , б о е з а п а с о м , р а з н е с л о з щ епки . В т ор ой т р а н сп о р т от п р ямы х п о п а д а н и й па горе-л ея И с т р е б и т е л и , прикрывавши е I д е й с т в и я ш т урм овик ов , ветр е- М о л о д о й к ом а н д и р з в е н а п р о . , т и л и с ь с г р у п п о й «Ме-109», д о л ж а е т н е п р е с т а н н о у ч и т ь с я ,) пы т а вш и х ся а таковать « И л ь ю - с о в е рш е н с т в о в а т ь с я . О н з н а е т , j . R ™ м ч а в ш е м с я бою « т о в п е р е д и е г о ж д у ? н е л е г к и е ! за в я з а вш ем с я оою б ои н, н е ж а л с я сил , г о т о в и т І лѳтчик лойтвно.нт Т ігхомвров с е б я к ним, ;3л д о д н и «М е с с е рш м и т г -. В р а г а л е г ч е б и т ь , KOHta w o а н и е ш ь „Фокке-Вульф 190“ Пульт управления •лект|іввбо;увовз«»« Пилат. ! Квизвйакм. Маслобак, *а*лорадиатор, вектипят&р На севере немецкий нсгребмгель .ФВ- вас, ьие по- іЦІ" U iiinic » .. ие н* >го Кітре- ежды. Kovi'Ti.':.')!} уйирающи- со м Ш зс - г.покипев ОС эм. Крыло г.чешіое no .у. аыібже- :з дюрале* уляы высо- :: -, и з ато ром 1 лвеэдоо6р;и- охлажденич ,І»МВ , ид высоте 500(1 м явился в середине прошлого го.;». М ноі . іч севером хорошо знакомы лсгио-іакгнчвсси* бптсля, на который немцы воілягл : • „ФВ-190* одноместниіі, одночото- .чы* ческий моноплан с ннэкораспо.. ^ .и- .'. мисн шасси н иолуубирающимсн . .... . . си убираются к фюзеляж-,. Хвосгопо..- - • со свободно несущим регулируемым т Л цельнометаллические ipantueeirumfi ; ор щ. концам. Оно крепиісн непссрел.тв.нн > но посадочными щитками. Управление самолета смешанна с. выі тяг к элеронам и нз стальной пр >ао:<. ты и поворота. Управление шасси. •,-. —электрическое. На „Фок«е-Вульфе" установ ѵ и .хач - nutt И-цилинлровый мотор воздуши и S01 Л *. Номинальная мощность— і > форсированная мощность -1760 л. с. Ил самолете улравленне мотором и изменением шага вин;.. „т; • рч,ім газа, на котором имеется аварн;’інач кнолк.і. Кроме ;ше. в кабине находится .единая ручка- (автомат) . правлен.; Ав томатом управляется регулятор наддѵьл. г..,:ек..іочател: .ко ростой иагнетателя, регулятор винта’и каче.-тво смеси. Два протектированных бензобака еч:-;ость>- а 528 литров (394 кг.) расположены по всей ширине кабины от педале#1. и назад протяжением 1,9 метра. Разу.іч елмолета '0,5 кетр,<в, длина 8,95 метров. Полетный иес №ij Летные данные самолета: мл.; т«н_»скорость у <е«лн 510 км|час, на иысоте (Ю00 мегров—б’П к..м. на высоте М'ОО метров—581 км|час. „ФВ-190* высот-, набирает 3000 метров 3,8 мпн , о тысяч метров—за 8,1 «ин.,8 тысяч метров—за 16,1 минуту. Крейсерская скорость на высоте іс и метров і 450 км'час. Максимальная скорость прк пикировании '<>:■ км!час., при планировании 200 км час. дальность полета 850 км., продолжительность 1 час 30 минут. Рлэбе; ѵс вып\щсн нымн щитками) 450—500 мегров. скорое» .. і н I - ! • • іас, посадочная скорость 170 км'час. ^Набор высоты свечой при вводе ни ілкснмал м с * росгп (форсаж не более 1 минуты) и выходе мл скорости 210 км'час равен 1000 метр. За боевой разве,\у; ва іч.коіс 1000 метров при скорости ввода 50') ки ча; скорости 270 км|час набирается высота 7Ѵі мельмаие набирается высота 700 метров і і 1 без потери высоты. Переворот чнергнчн;..- і ты до 700 мегров. Пикирует самолет усточччво Минимальный радиус виража 210 чет; к :а ?■< -21 сек , при скорости 270 -300 км'час. С вылущен'акчи тсадочными щитками время виража уменьшается на 1 - 2 сек. Виражи н правую сторону выполняются охотне- чем и .ггаую. В гори зонтальном полете самолет устойчив. ьні-і скорое<ь горизонтального полета 210—20J км час „ФВ-190" имеет много уязвимых че.-. СлзЛо ашитен броней летчик при атаках сбоку, под ракурсом одной чет вертой, совершенно открыты бензобаки. Уязвимой являі-ісз передняя часть капота мотора, где распололеаы маслобак и маслорадиатор. Вывод из строя масдоснстены или вентилято ра приводит к сгоранию или заклинен;:.<? мотора. Вооружение: і-й вариант—2 пушки МГ-151 н 2 пулемета МГ-17 ПШ 7,92 мм, 2-й вариант (основной) 4 пушки и 2 пу лемета. Пулеметы установлены на чоторе перед фонарем кабины, скорострельность их 975 выстрелов в минуту, запас патронов по 900 на пулемет, 2 синхроннее 20 ««. пушки Маузер размещены в корневой части крыла и стреляют че рез винт (650—800 выстрелов в минуту;, боезалас лента 2СЮ патрон на пушку. 2 несинхронные і0 мм пушки „Эряикон ФФ*. расположенные в средней части крыла, стреляют вне плос кости, их скорострельность о20 выстрелов в минуту, боеза пас 60 снарядов на пушку. На самолете предусмотрена под веска бомб 250 кг. или дополнительного бензобака на 20 - кг. Обзор из кабл іиі в стороны, вверх н в-леред—хороший. Обзор вперед, вн и. благодаря низкой посадке летчика в кабине, ограничен передней часть» капота мотора и фюзе ляжа. За кабиной пилота расположена броня нз плиток тол щиной от 5 до 12 мм и бронес.тиика толщиной Ь мм. Броне спинка расположена на высоте ниже урозн.я плеч. Сзади плеч и головы летчика установлен бронированный 12 мм надголовник. Система расположения броней защищает лет чика и бензобаки от нуль мелкого калибра, только сзади и до 20 градусов с боков. Спереди летчик защищен мотором, пулестойким о0 мм стеклом и броней передней части капо та мотора толщиною 5—3 мм. Кабина пилота и бензобак по ражаются при атаках с задней полусферы под любым углом бронебойными пулями калибра 12,7 ми и выше, а при ата ках сзади и сбоку под углом 30 градусов и пулями калл ра 7,62 мм. Летчик снизу и сбоку броней ке защищен. „ФВ-1-ДИ хорошо гориг от наших снарядов и пуль, при ВЫПОІС нз •троя. На им- ■.* выполняется потерей пысо •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz