Североморский лётчик. 1944, июнь.
СМЕРТЬ НЕМЕЦКИМ ОККУПАНТАМ! С Е В Е Р О М О Р С К И Й ЛЕТЧИК р р І д Н Е В Н А Я ГАЗЕТА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ СЕВЕРНОГО ФЛОТА. I 2 июня 1944 года, пятница Н у ж н о , ч т о б ы о ф и ц е р а - к о м с о м о л ь ц а у в а ж з - я и не т о л ь к о к а к л е й т е н а н т а и л * к а п и т а н а , н о к а к з н а т о к а с в о е г о д е л а , к а к р а з у м н о г о ч е л о в е к а , н а к п о л и т и ч е с к о г о р у к о в о д и т е л я , И н а ч е г о в о р я , о н д о л ж е н з а в о е в а т ь с е б е а в т о р и т е т , и з а в о е в а т ь п р е ж д е в с е г о з н а н и я м и , Jfe 130 1200) Ка 130 І200) ОПЫТОМ, М . Н . К А Л И Н И Н , /И. И. К А Л И Н И Н з а м е ч а н и и о в о с п и т а н и и в о и н а -к о м с о м о л ь ц а Выступление на приеме комсомольских работников Красной Армии 1 5 мая ін -l-l лчЛ; Я хочу, товарищи, сказать не- коіько слов о воспитании моло д и Вармейских условиях. Каждому ясно, что главная за- •ача комсомола всюду, в том чи- ',е в армии, это воспитание моло- ежи. А воспитание людей, осо- ^аво военных, дело сложное и "онкое. В этой работе нельзя це- - йком полагаться на какие-то по- тоянные организационные формы аіи выдумывать на всякие случаи 'л-'нзни новые формы работы, счи- ■й что тогда, мол, воспитание пойдет само собой. Одной готовой формой, хотя бы и хорошей, нель- ‘j решить все вопросы воспита ния. Возьмем, например, повседнев- иое влияние комсомольца-офицера sa красноармейскую комсомоль цу» массу. Можно ли тут вы думать что-то обязательное, у за коненное ЦК комсомола? Думаю, что не выйдет. Стало быть, отно шении, которые складываются в части, укладываясь в определен ные формы, закрепляются в ж и з нии служат делу воспитания. У нас комсомольцы-красноар- яейцъі — люди грамотные, в по давляющем большинстве окончив шие, по крайней мере, семилетку Нолюди эти — молодые, горячие Офицеры должны приучать их к дисциплине. Вместе с тем нужно ■^различать отношения служебные и внеслужебные. Когда боец на по сту, в боевой обстановке, то от не готребуется выполнить приказ без «сяких рассуждений. Р ассужд ать во время боя — это гибель. Ведь 1враг не ждет, пока ты р ас суж даешь. Зато после боя, хотя бы, например, на комсомольском соб рании, бойцы могут откровенно р а: ^ зобрать недостатки свои и то в а рищей. В своей “комсомольской среде авторитет офицера-комсомольца определяется не только званием. Здесь его авторитет другого по рядка. Нужно, чтобы офицера- комсомольца уважали не только как лейтенанта или капитана, но как знатока своего дела, как ра зумного человека, как политиче ского руководителя. Иначе говоря, Должен завоевать себе автори тет,' и завоевать прежде всего зн а ниями, опытом. Само поведение офицера-комсо- аольца является воспитательным примером, ибо молодого бойца в с е сторонне воспитывают прежде все готе отношения, которые с кла ды мится , между людьми, в данном лУчае> в. военном быту, особенно сношения офицерского состава к красноармейской массе. ft нашей армии нет такого поло- жения, что офицерство только ириказЦазф-і солдйты только по чкуются. Когда в бою выбывает ь?мднд!ф , отделения или взвода, Ш И бойцы берут на себя ^«андованне, проявляя тем самым ооственную инициативу. У нем- такие случаи могут быть толь- единичными, а у нас их огром- еколичество. У нас и офицер ни состав, и красноармейская *■ едины по духу, воспитанию, Р вхождению. Наш комсомолец- расноармеец, окончивший д е ся ти - ;,епкУ.1 молодой офицер-комсомо- j0?,He только близки по духу, не > *>к&мыслят одинаково, но близ ко стоят и по своему умственному ■ развитию. Мы требуем проведения строгой 1 дисциплины. Это понятно, потому что к аж д ая армия только до тех пор и является армией, пока она дисциплинирована, пока ее ряды плотно сомкнуты. Поэтому требо вание дисциплины надо неукосни тельно подчеркивать. И вместе с тем офицеры-политработники осо бенно в боевой обстановке боль шое внимание уделяют воспита нию — ведь без этого сознатель ной дисциплины не будет, что яв ляется, особенностью- нашей ар мин. Они учат красноармейцев, чтобы те были храбрыми, честны ми, чтобы они не хитрили с това рищами, потому что если можно и даж е нужно хитрить с врагом, то это недопустимо по отношению к друзьям по оружию. Вот здесь-то личный авторитет офицера имеет очень большое зн а чение. Он всегда должен быть вы сок. Если офицер, известный своей храбростью, распорядительностью, военными знаниями, допустит на собрании или в беседе какую-ни- будь ошибку в своих формулиров ках, то красноармейцы на него не обидятся. Они скажут, что здесь од допустил промах, но зато на фронте он молодец. Такой автори тет приобретается офицером и на ноле боя, и в управлении своим подразделением, и в политической работе. И он скажется при реше нии всех вопросов, возникающих перед комсомольской организа цией. Конечно, желательно, чтобы офицер-комсомолец был полити чески более грамотным и более культурным чем офицер не ком- от®д5ІёЦГ>іѵ * і . равенство в военных знаниях, всякоѵ случае надо добиваться, чтобы культурный уровень офицера-ком сомольца был выше. Это и только это может обеспечить ему больше влияния. Д л я того, чтобы накопить знания, нужно непрерывно''рабо тать над собой. Вы можете с к а зать, что мы, мол, непрерывно воюем три года, в такой обстанов ке очень трудно учиться, трудно пополнять всякие знания и осо бенно теоретические. Все это, ко нечно, правильно. Я понимаю, что трудно. Но должен сказать: тот, кто не пополняет знания в т р у д ную минуту, в другое время, ког да работы будет меньше, наверня ка скажет, что ему надо отдох нуть, что вообще знания не так уж нужны. (Смех). Я признаю трудность обстанов ки. Но сама эта трудность допол нительно толкает нас к необходи мости повышать свои знания и культуру. Когда нет повседневного напора извне, труднее приобретать знания. Я. сужу по себе: ни одной 'статьи я не написал без напора. А вот просят, жмут на меня, ничего не поделаешь, пишешь. (Смех). Нажим извне помогает, чтобы че ловек не застывал, не стоял на одном месте. Мне вот скоро 70 лет, а все рав но неумолимо изо дня в день при ходится следить за литературой и учиться. И никак нельзя иначе. А ведь я поопытнее вас и полити чески половчее, легче- выберусь из трудного положения. Вы помоло же. значит вам труднее, и помочь могут только знания. Вы все время должны учиться, сама жизнь убе дительно этого требует. Ясно, что каждого офицера и бойца прежде всего и больше все го беспокоит честь своей воинской части или подразделения. У нас есть великолепные части, которые стоят на очень большой высоте. Вы спрашиваете, как пе ренять их опыт в другие части и сделать их такими же? Возьмите пример. Надусана великолепная картина. С нее делаюуся копии, очень хорошие копии. И все-таки они всегда остаются только ко пиями. Они и расцениваются го раздо дешевле. Точно также и воспитание людей не терпит шаб лона, даже хорошего. Разумно на до пользоваться опытом других, нельзя переносить готовый опыт без учета своеобразия обстановки, людей, задач. Любой опыт надо выстрадать, взять с боя, чтобы ом вошел в плоть н кровь. Скажем, часть была в д есант ных операциях, прошла большую боевую школу. Ясно, что моряки, пехотинцы и артиллеристы такой части тесно между собою спаяны; у них и боевая дружба развита в очень высокой степени. Откуда это пришло? Идя в бой, моряки знали, что за ними следит вся армия, от них многое зависит. На каждом шагу их подстерегала опасность.' Каждый стремился вы полнить приказ, сделать свое дело и вместе с тем спасти себя и то варищей. Успехи давались огром ным напряжением сил. Ясно, что в такой обстановке созревание воина идет куда быстрее, чем, скажем, в частях, расположенных на более спокойных участках фронта. В этом случае у людей меньше на пряжения, да еще и однообразие обстановки действует на них отри цательно. Казалось бы, что в та ких случаях свободного времени больше, значит как-будто и воспи тание вести легче, А на самом д е ле гораздо труднее. Куда легче воспитывать людей там, где сама жизнь помогает воспитанию 11 вот получается, что там, где лю ди долгое время находятся на ме сте, в окопах, сложнее проводить к организационные ц политиче ские мероприятия. Думаю, что в этих условиях работе комсомоль ских организаций должно уделять ся куда больше внимания. Этот пример показывает, что трудно дать на все случаи жизни готовые рецепты, как лучше аесін в армейских усдсі»пя)Г воспита тельную pa6«rfy комсомольских организаций. У Чем, скажем, достигается, что одна часть лучше, а другая хуже? В хорошей части есть руково дитель, который умеет налздить дело. Должен вам сказать, что че ловек может быть очень знающим, культурным, ио если он руково дит молодежью с холодком, не вкладывает души в ее воспитание и обучение, то молодежь это сра зу поймет. Такого руководителя она любить не будет. Зато, если ты вкладываешь душу в работу, стремишься все сделать для того, чтобы твоя организация вышла в ряд передовых, тратишь на это си лы, свою горячую кровь, в ствет ты наверняка заслужишь любовь молодежи. Такого человека будут не только уважать, но и любить а это больше, чем уважать. Поэтому я думаю, что если хороша организация, то в значи тельной степени это зависит от того, что во главе ее стоит хоро ший руководитель. Ежели человек действительно -тремится нал іднть дело, если он мало-мальски куль турный человек н не круглый д у рак — у него успех будет. Сама жизнь подскажет ему, какими пу тями притти к этому успеху. Когда мы говорим об этих повседневных отношениях, то надо понять, что они создаются в процессе жизни неписанно. самим бытом, в отличие і от форм орггкні-ацйоюшх, к ом I рые исторически сложились и I писаны а уставах. От нас чависит чіобы эти отношения офицерсть^ , и рядовых бойцов-комсомольцев всегда и неуклонно служили делу воспитания молодежи и укрепле ния мощи Красной Армии. , Вы ставите вопрос: как Сын, с ; іеѵ, что е. іь а частях хорошие комсомольцы іі есть плохие? А і что же* сделаешь? Комсомольцы не с неба свалились, они вышли и а народа. В народе есть хорошие, очень хорошие люди, но есть и ПЛОХНе ірѵгы. ЛеНТЯИ, ЛИЦеме ры. Наш народ только 26 лет как вышел in капиталистически! о строя, н следи старого еше о с и лись. И было бы странно, если бы армия, вышедшая ич наро да, целиком состояла и.ч хоро .му]ѵ людей, ((.мех). Этого н быть не можеѴГТак л цнсйьцсомолы:кий организации есть чае. елІЯ1 часть плохих комсомол ^ Рііамени. ведь если бы все люди бі рыын, дисциплинирован»!:’ , '] ДО" турнымн знающими свое тогда бы нам и делать было не чего. Думаю, что я не ошибусь, если скажу, что комсомольская масса, в основном, состоит из передовых представителей молодежи. Ио, ке нечно, в этой массе есть незиачн тельная прослойка отсталых лю дей. Не надо их упускать из поля зрения. Вот что важно. Вот в чем задача. Одич и 1 товарищей сказал, что в армейском комсомоле есть много очень хороших товарищей, ио, к сожалению, не все они вожаки. Что на это ответить? Ежели бы весь народ состоял из вожаков, то, пожалуй, и народа ие было бы. (Смех)” Вожаков всегда бывает ограниченное коли честдид... j ідамі^ Ш5 вожакам^!, им некого было бы вести. Если м вашем подразделении найдутся одіш-два вожака, тд это очень хо рошо. Выйдет одни вожак п.; строя, найдется кому его заме нить. Я боюсь, что если бы в части оказались одни только вожаки, та кая часть была бы небоеспособной, потому что каждый возмущал ся бы. почему его ведут (Смех). Важно то, что есть люди, стремя щиеся иттн за вожаком, быть к нему поближе. Это актив, который выполняет все задания. На такой актив и надо всегда опираться. У вас возник вопрос, как о т н ^ ситься к т е м комсомольцам, рые не несут комсомольских занностен? К этому вопросу нельзя подхо дить формально. Ежели человек m имеет каких-либо особых комсо мольских поручений, а несет Др> гне, очень важные и нужные обя занностн, справляется с ними ко. рошо, помогает завоевывать pope ду, можно считать, что такой че ловек с честью выполняет комсо мольские обязанности. И очень хорошо, если организация признала его основную военную рабоП' ДО. статочно большой, погло“ *ю‘ ,,,. все его время, и не дала ему і дополнительную « н а г р у з к у ^ жем, офице,р-комсомолец за я серьезной работой в штабе. Так п же несет он комсомольские оо. занности или нет? Если он нахо дится на ответственном jioc ) (Окончание на 2 страіОЯВД.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz