Североморский лётчик. 1944, июнь.

СМЕРТЬ НЕМЕЦКИМ ОККУПАНТАМ! С Е В Е Р О М О Р С К И Й ЛЕТЧИК р р І д Н Е В Н А Я ГАЗЕТА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ СЕВЕРНОГО ФЛОТА. I 2 июня 1944 года, пятница Н у ж н о , ч т о б ы о ф и ц е р а - к о м с о м о л ь ц а у в а ж з - я и не т о л ь к о к а к л е й т е н а н т а и л * к а п и т а н а , н о к а к з н а т о к а с в о е г о д е л а , к а к р а з у м н о г о ч е л о в е к а , н а к п о л и т и ч е с к о г о р у к о в о д и т е л я , И н а ч е г о в о р я , о н д о л ж е н з а в о е в а т ь с е б е а в т о ­ р и т е т , и з а в о е в а т ь п р е ж д е в с е г о з н а н и я м и , Jfe 130 1200) Ка 130 І200) ОПЫТОМ, М . Н . К А Л И Н И Н , /И. И. К А Л И Н И Н з а м е ч а н и и о в о с п и т а н и и в о и н а -к о м с о м о л ь ц а Выступление на приеме комсомольских работников Красной Армии 1 5 мая ін -l-l лчЛ; Я хочу, товарищи, сказать не- коіько слов о воспитании моло­ д и Вармейских условиях. Каждому ясно, что главная за- •ача комсомола всюду, в том чи- ',е в армии, это воспитание моло- ежи. А воспитание людей, осо- ^аво военных, дело сложное и "онкое. В этой работе нельзя це- - йком полагаться на какие-то по- тоянные организационные формы аіи выдумывать на всякие случаи 'л-'нзни новые формы работы, счи- ■й что тогда, мол, воспитание пойдет само собой. Одной готовой формой, хотя бы и хорошей, нель- ‘j решить все вопросы воспита­ ния. Возьмем, например, повседнев- иое влияние комсомольца-офицера sa красноармейскую комсомоль­ цу» массу. Можно ли тут вы ­ думать что-то обязательное, у за­ коненное ЦК комсомола? Думаю, что не выйдет. Стало быть, отно­ шении, которые складываются в части, укладываясь в определен­ ные формы, закрепляются в ж и з­ нии служат делу воспитания. У нас комсомольцы-красноар- яейцъі — люди грамотные, в по ­ давляющем большинстве окончив­ шие, по крайней мере, семилетку Нолюди эти — молодые, горячие Офицеры должны приучать их к дисциплине. Вместе с тем нужно ■^различать отношения служебные и внеслужебные. Когда боец на по сту, в боевой обстановке, то от не готребуется выполнить приказ без «сяких рассуждений. Р ассужд ать во время боя — это гибель. Ведь 1враг не ждет, пока ты р ас суж ­ даешь. Зато после боя, хотя бы, например, на комсомольском соб­ рании, бойцы могут откровенно р а: ^ зобрать недостатки свои и то в а­ рищей. В своей “комсомольской среде авторитет офицера-комсомольца определяется не только званием. Здесь его авторитет другого по­ рядка. Нужно, чтобы офицера- комсомольца уважали не только как лейтенанта или капитана, но как знатока своего дела, как ра­ зумного человека, как политиче­ ского руководителя. Иначе говоря, Должен завоевать себе автори­ тет,' и завоевать прежде всего зн а­ ниями, опытом. Само поведение офицера-комсо- аольца является воспитательным примером, ибо молодого бойца в с е­ сторонне воспитывают прежде все­ готе отношения, которые с кла ды ­ мится , между людьми, в данном лУчае> в. военном быту, особенно сношения офицерского состава к красноармейской массе. ft нашей армии нет такого поло- жения, что офицерство только ириказЦазф-і солдйты только по­ чкуются. Когда в бою выбывает ь?мднд!ф , отделения или взвода, Ш И бойцы берут на себя ^«андованне, проявляя тем самым ооственную инициативу. У нем- такие случаи могут быть толь- единичными, а у нас их огром- еколичество. У нас и офицер­ ни состав, и красноармейская *■ едины по духу, воспитанию, Р вхождению. Наш комсомолец- расноармеец, окончивший д е ся ти - ;,епкУ.1 молодой офицер-комсомо- j0?,He только близки по духу, не > *>к&мыслят одинаково, но близ­ ко стоят и по своему умственному ■ развитию. Мы требуем проведения строгой 1 дисциплины. Это понятно, потому что к аж д ая армия только до тех пор и является армией, пока она дисциплинирована, пока ее ряды плотно сомкнуты. Поэтому требо­ вание дисциплины надо неукосни­ тельно подчеркивать. И вместе с тем офицеры-политработники осо­ бенно в боевой обстановке боль­ шое внимание уделяют воспита­ нию — ведь без этого сознатель­ ной дисциплины не будет, что яв­ ляется, особенностью- нашей ар мин. Они учат красноармейцев, чтобы те были храбрыми, честны­ ми, чтобы они не хитрили с това­ рищами, потому что если можно и даж е нужно хитрить с врагом, то это недопустимо по отношению к друзьям по оружию. Вот здесь-то личный авторитет офицера имеет очень большое зн а­ чение. Он всегда должен быть вы­ сок. Если офицер, известный своей храбростью, распорядительностью, военными знаниями, допустит на собрании или в беседе какую-ни- будь ошибку в своих формулиров­ ках, то красноармейцы на него не обидятся. Они скажут, что здесь од допустил промах, но зато на фронте он молодец. Такой автори­ тет приобретается офицером и на ноле боя, и в управлении своим подразделением, и в политической работе. И он скажется при реше­ нии всех вопросов, возникающих перед комсомольской организа­ цией. Конечно, желательно, чтобы офицер-комсомолец был полити­ чески более грамотным и более культурным чем офицер не ком- от®д5ІёЦГ>іѵ * і . равенство в военных знаниях, всякоѵ случае надо добиваться, чтобы культурный уровень офицера-ком­ сомольца был выше. Это и только это может обеспечить ему больше влияния. Д л я того, чтобы накопить знания, нужно непрерывно''рабо­ тать над собой. Вы можете с к а ­ зать, что мы, мол, непрерывно воюем три года, в такой обстанов­ ке очень трудно учиться, трудно пополнять всякие знания и осо­ бенно теоретические. Все это, ко­ нечно, правильно. Я понимаю, что трудно. Но должен сказать: тот, кто не пополняет знания в т р у д ­ ную минуту, в другое время, ког­ да работы будет меньше, наверня­ ка скажет, что ему надо отдох­ нуть, что вообще знания не так уж нужны. (Смех). Я признаю трудность обстанов­ ки. Но сама эта трудность допол­ нительно толкает нас к необходи­ мости повышать свои знания и культуру. Когда нет повседневного напора извне, труднее приобретать знания. Я. сужу по себе: ни одной 'статьи я не написал без напора. А вот просят, жмут на меня, ничего не поделаешь, пишешь. (Смех). Нажим извне помогает, чтобы че­ ловек не застывал, не стоял на одном месте. Мне вот скоро 70 лет, а все рав­ но неумолимо изо дня в день при­ ходится следить за литературой и учиться. И никак нельзя иначе. А ведь я поопытнее вас и полити­ чески половчее, легче- выберусь из трудного положения. Вы помоло­ же. значит вам труднее, и помочь могут только знания. Вы все время должны учиться, сама жизнь убе­ дительно этого требует. Ясно, что каждого офицера и бойца прежде всего и больше все­ го беспокоит честь своей воинской части или подразделения. У нас есть великолепные части, которые стоят на очень большой высоте. Вы спрашиваете, как пе­ ренять их опыт в другие части и сделать их такими же? Возьмите пример. Надусана великолепная картина. С нее делаюуся копии, очень хорошие копии. И все-таки они всегда остаются только ко­ пиями. Они и расцениваются го­ раздо дешевле. Точно также и воспитание людей не терпит шаб­ лона, даже хорошего. Разумно на­ до пользоваться опытом других, нельзя переносить готовый опыт без учета своеобразия обстановки, людей, задач. Любой опыт надо выстрадать, взять с боя, чтобы ом вошел в плоть н кровь. Скажем, часть была в д есант­ ных операциях, прошла большую боевую школу. Ясно, что моряки, пехотинцы и артиллеристы такой части тесно между собою спаяны; у них и боевая дружба развита в очень высокой степени. Откуда это пришло? Идя в бой, моряки знали, что за ними следит вся армия, от них многое зависит. На каждом шагу их подстерегала опасность.' Каждый стремился вы­ полнить приказ, сделать свое дело и вместе с тем спасти себя и то ­ варищей. Успехи давались огром­ ным напряжением сил. Ясно, что в такой обстановке созревание воина идет куда быстрее, чем, скажем, в частях, расположенных на более спокойных участках фронта. В этом случае у людей меньше на­ пряжения, да еще и однообразие обстановки действует на них отри­ цательно. Казалось бы, что в та­ ких случаях свободного времени больше, значит как-будто и воспи­ тание вести легче, А на самом д е ­ ле гораздо труднее. Куда легче воспитывать людей там, где сама жизнь помогает воспитанию 11 вот получается, что там, где лю ди долгое время находятся на ме­ сте, в окопах, сложнее проводить к организационные ц политиче­ ские мероприятия. Думаю, что в этих условиях работе комсомоль­ ских организаций должно уделять­ ся куда больше внимания. Этот пример показывает, что трудно дать на все случаи жизни готовые рецепты, как лучше аесін в армейских усдсі»пя)Г воспита­ тельную pa6«rfy комсомольских организаций. У Чем, скажем, достигается, что одна часть лучше, а другая хуже? В хорошей части есть руково­ дитель, который умеет налздить дело. Должен вам сказать, что че­ ловек может быть очень знающим, культурным, ио если он руково­ дит молодежью с холодком, не вкладывает души в ее воспитание и обучение, то молодежь это сра­ зу поймет. Такого руководителя она любить не будет. Зато, если ты вкладываешь душу в работу, стремишься все сделать для того, чтобы твоя организация вышла в ряд передовых, тратишь на это си лы, свою горячую кровь, в ствет ты наверняка заслужишь любовь молодежи. Такого человека будут не только уважать, но и любить а это больше, чем уважать. Поэтому я думаю, что если хороша организация, то в значи­ тельной степени это зависит от того, что во главе ее стоит хоро­ ший руководитель. Ежели человек действительно -тремится нал іднть дело, если он мало-мальски куль­ турный человек н не круглый д у ­ рак — у него успех будет. Сама жизнь подскажет ему, какими пу­ тями притти к этому успеху. Когда мы говорим об этих повседневных отношениях, то надо понять, что они создаются в процессе жизни неписанно. самим бытом, в отличие і от форм орггкні-ацйоюшх, к ом I рые исторически сложились и I писаны а уставах. От нас чависит чіобы эти отношения офицерсть^ , и рядовых бойцов-комсомольцев всегда и неуклонно служили делу воспитания молодежи и укрепле­ ния мощи Красной Армии. , Вы ставите вопрос: как Сын, с ; іеѵ, что е. іь а частях хорошие комсомольцы іі есть плохие? А і что же* сделаешь? Комсомольцы не с неба свалились, они вышли и а народа. В народе есть хорошие, очень хорошие люди, но есть и ПЛОХНе ірѵгы. ЛеНТЯИ, ЛИЦеме ры. Наш народ только 26 лет как вышел in капиталистически! о строя, н следи старого еше о с и лись. И было бы странно, если бы армия, вышедшая ич наро­ да, целиком состояла и.ч хоро .му]ѵ людей, ((.мех). Этого н быть не можеѴГТак л цнсйьцсомолы:кий организации есть чае. елІЯ1 часть плохих комсомол ^ Рііамени. ведь если бы все люди бі рыын, дисциплинирован»!:’ , '] ДО" турнымн знающими свое тогда бы нам и делать было не­ чего. Думаю, что я не ошибусь, если скажу, что комсомольская масса, в основном, состоит из передовых представителей молодежи. Ио, ке нечно, в этой массе есть незиачн тельная прослойка отсталых лю ­ дей. Не надо их упускать из поля зрения. Вот что важно. Вот в чем задача. Одич и 1 товарищей сказал, что в армейском комсомоле есть много очень хороших товарищей, ио, к сожалению, не все они вожаки. Что на это ответить? Ежели бы весь народ состоял из вожаков, то, пожалуй, и народа ие было бы. (Смех)” Вожаков всегда бывает ограниченное коли честдид... j ідамі^ Ш5 вожакам^!, им некого было бы вести. Если м вашем подразделении найдутся одіш-два вожака, тд это очень хо­ рошо. Выйдет одни вожак п.; строя, найдется кому его заме­ нить. Я боюсь, что если бы в части оказались одни только вожаки, та кая часть была бы небоеспособной, потому что каждый возмущал­ ся бы. почему его ведут (Смех). Важно то, что есть люди, стремя щиеся иттн за вожаком, быть к нему поближе. Это актив, который выполняет все задания. На такой актив и надо всегда опираться. У вас возник вопрос, как о т н ^ ситься к т е м комсомольцам, рые не несут комсомольских занностен? К этому вопросу нельзя подхо­ дить формально. Ежели человек m имеет каких-либо особых комсо­ мольских поручений, а несет Др> гне, очень важные и нужные обя занностн, справляется с ними ко. рошо, помогает завоевывать pope ду, можно считать, что такой че­ ловек с честью выполняет комсо­ мольские обязанности. И очень хорошо, если организация признала его основную военную рабоП' ДО. статочно большой, погло“ *ю‘ ,,,. все его время, и не дала ему і дополнительную « н а г р у з к у ^ жем, офице,р-комсомолец за я серьезной работой в штабе. Так п же несет он комсомольские оо. занности или нет? Если он нахо­ дится на ответственном jioc ) (Окончание на 2 страіОЯВД.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz