Североморский лётчик. 1944, июнь.
29 июня 1944 г., № 153 (223). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Из опыта последних операций Старший лейтенант |Р* „ _ Л К. Бойченко С гІЦ в р З іЗ о сопровождении При летая с к аж д о го задания, мы м н о г о говорим о сопровождении. Д л я нас, истребителей сопровож дения, очень важно услышать оценку своей работы, и поэтому мы всегда внимательно относимся ко всем замечаниям летчиков штурмо вой авиации, к ото р ую мы прикры ваем. Однако с л у ч а е т с я так, что за един и тот же вы л ет одни экипа жи нас хвалят, др уги е ругают А почему? Потом у, что иногда л е т чики рассматривают наше сопро вождение с индивидуальной точки зрения: « К а к меня защищ ал и ?». Главная наша задача — о б е с п е чить удар штурмовикам. Н о порою некоторые из них не учитывают при оценке наших действий своих оши бок, которые затрудняют прикры тие. Оторвется п о своей вине ш т у р мовик о т группы, а потом о б иж а е т ся, что П лохо прикрывали. Мн е ка жется, надо б о л е е о б ’ективно п о д ходить к вопросам прикрытия и подробно, со всеми тактическими ошибками, разбирать к аж д ую опе рацию. За п о с ле д н е е время мне при шлось быть ведущим группы непо средственного прикрытия в грех боевых вылетах, поэтому я хочу сделать н е с к о ль к о замечаний. В се три операции показали, что ударная авиация неплохо отрабо тала компактный выход из атаки и сбор в группу, ч е го раньше д о л г о е время недоставало. Ясно, что это влияет на у лучш ени е качества при крытия. Затрудн яет сопровождение одна тактическая ошибка, к ото р ую мы продолжаем доп ускать. Р е ч ь идет о месте группы непосредственного прикрытия. Л е т ч и к и ударной авиа ции Шред’я'вляют нам требование 1находиться с ними на одной высоте и на дистанции 50— 100 метров. Практически это не оправдывает себя. В одном из п о с ле д н и х вы л е тов мы были внезапно атакованы четверкой «М е -1 0 9 ». Бой приняли, но при первой ж е эволюции о т стали от « И л о в » и о ка за ли сь ниже их. При таком построении прикры тия подобная картина б у д е т п о л у чаться всегда: находясь б ли зк о от « И л о в » и на одной с ними высоте, мы бываем связаны ударной авиа цией, а отсюда лишаемся д о с т а точного обзора, маневра, скорости Кам. Э т о го не до п уст и ли прикры вавшие катера «Л а в оч к и ны -5 ». В воздушном бою б ы л о сбито 7 н е мецких самолетов. В с е наши к а тера б ез потерь и повреждений возвратились в базу. Р езуль т аты этой операции у б е дительно подчеркивают силу б о е вого сод руж еств а катерников и летчиков. Д л я того, чтобы в с т о л ь сложных у сло ви я х п р е о д о ле т ь с о противление врага, нанести ем у с о лидный урон и уйти невредимым, мало бы л о отваги и умения одних катерников. Т р е б ов а ли сь п о д р о б ные данные в о зд ушной разведки, : непрерывное наблюдение за вра гом, наведение катеров на ц ель, надежное прикрытие с воздуха на всем протяжении операции, о со б е н но на о тхо д е. Все э то бы ло с о б л ю дено и принесло победу; Взаимодействие катерников с летчиками зн ачи тельн о у в е ли ч и вает тактические возможности т о р педных катеров. Б езусло вн о, что и ПРИ этом они ост аю т с я главной Ударной силой. Задача самолетов— всесторонне обеспечить их атаку. Это обеспечение начинается с раз ведки вражеских коммуникаций. Ясно, что сам олеты быстрее обсле-, ДУЮт нужный район, на б ольшей Дистанции о бнаружат противника, ,0іШее о п р е д ел я т тип кораблей, их количество, курс, о р д ер и др угие ■йнные. Н еко то ры е из них м огут вмениться, пока катера б у д у т с л е г а т ь в район боя. Ча сть с ам ол е те производит до р азведк у и о с у ществляет поиск цели. В ообщ е іаДзчу самолетов, сопровождаю- и п о с л е первых ж е атак отрываем ся от подшефных самолетов. Д л я того, чтобы был запас скорости, хороший обзор и маневр, группа непосредственного прикрытия д о лж н а находиться от « И л ы ош и - иы х» на расстоянии 200— 300 м ет ров и с превышением над ними 150— 200 метров. Второй недостаток, с которым пришлось встретиться в этих о п е рациях, заключается в том, что мы еще слабо реагируем на измене ния в тактике врага. Немецкие истребители о к о л о цели ходят с ей час на бреющем и ловят самолеты нашей ударной авиации на выходе из атаки. Наши ж е истребители в б о льш е й массе находятся наверху. Д л я борьбы с этой тактикой -про тивника необходимо вы сы лать на малых высотах особы е «ш т у р м у ю щ и е » группы истребителей. Д в а замечания п о действиям штурмовиков. Они не м огут не в ли ять на качество прикрытия. И звестно, что сила каждого удара зависит от внезапности его нанесе ния. П о э т о м у всякий удар д о лж ен строиться по особому. У нас же последние п о леты проходили на одной и той же высоте, вх о д в атаку и выход и з лее также о с т а вались неизменными. Немцы зам е тили э т о и вели точный за гра ди т ельный огонь. При групповом налете на кара ван или на как ую -нибудь д р у г у ю ц е л ь важно точно выдержать в р е мя, а оно, как правило, я вляется очень ограниченным. О дн ажды д л я налета по каравану противника б ы ли посланы три группы ш т урм о виков. В задачу первой вх о ди ло п о д авля ть зенитный огонь к ор аб лей охранения, д в у х д р у г и х— бом бить транспорты. Все п р е д п о л а г а л о с ь сделать п о следо вательн о. Однако п о л у ч и л о с ь так, что п е р вая группа ударила раньше срока. К о г д а п од ош ли штурмовики с бомбами, немцы уж е оправились от первого удара и открыли сильный зенитный огонь. Такова цена вре мени в комбинированном ударе. З д е с ь я остановился на н е ск о льк и х вопросах, которые в о з никли из п о следн и х операций: Они говорят, что взаимодействие штурмовиков и истребителей т р е бует дальнейш ей отработки. іцих катера, нельзя рассматривать узко — т о ль к о как прикрытие, от в оздушных атак противника. Они м огут и д о лж ны сд ел ат ь гораздо больш е. П р еж д е всего — н аведе ние катеров на цель. Е сли летчики своевременно сообщили, что собой представля ет конвой, и непрерывно информируют обо всех изменениях элементов его движения, то офи церы катеров 'могут заранее и з брать -наиболее выгодный вариант атаки. При ум елом взаимодействии летчики могут помочь катерам п о дойти к противнику скрытно на кратчайшее расстояние, атаковать внезапно, наверняка. Отвлечение внимания конвоя шумом м о т о ров самолетов, демонстративные воздушные атаки, освещение ц е ли светящимися авиабомбами ночью и постановка с воздуха дымовых завес днем— эти и другие приемы обеспечивают катерам т о ч ный и неотразимый уд-ар. Д о л г о е время -считалось, что и з лю б ле нн ое время д л я операций торпедных катеров— темная ночь и плохая видимость. Взаимодействие с авиацией внесло существенн ую поправку в это определение: т о р педные катера могут действовать в лю б о е время суток, -в условия х л ю бой видимости. Это крайне важно д л я нашего флота, если учесть д о лги й полярный д ен ь на Севере и б елы е ночи на Балтике. При атаках в хорошую види мость часть катеров исп ользова ла сь д л я постановки дымовых за вес, обеспечивающих остальным выход в атаку и отрыв от против- СЛУЧАИ В В О З Д У Х Е Н - О К И й А Э Р О Д Р О М . ( П о т е лефон у от наш. корр.). На днях старший лейтенант Виктор Швеч- ков вместе с лейтенантом В и к т о ром Шевченко вы летели на вы полнение боевого задания. Н ад морем летчики шли на бреющем. При п о д хо д е к одному из наших полуостровов истребители крутой горкой стали набирать высоту. В это время Швечков у с лыш а л г л у хой стук: «Ч т о м огло бы ть?». Л е т чик прислушался — мотор работал ормально. В з гл я н у л в ле в о— на п л о скости зияла б ольшая дыра. Вн и зу к р уж и ло с ь множество птиц. Все бы ло ясно. Л ет ч ик п оп ал в птичий базар, и одна из птиц с т о л к н у л а с ь е плоск остью е го самолета. Т р у б ки, идущие от Пито к -прибо ру скорости, оказались переби тыми. Высотомер и показатель скорости не работали. Ш в е ч ков решил пр о д о лж а т ь вып о л нение задания. Ориентируясь п о летом рядом идущи х штурмови ков, он д о в е л их до цели, прикрыл с возд уха посадку и вернулся на свой аэродром. На зем ле рассмотрели -отверстие. Оно бы ло в виде -круглой .вмятины радиусом 20 сантиметров. Г. Свирский Верное сердце Т о л ь к о сверх плана ткачиха Полина Коноплева выткала за время войны 12447 метров ткани. Н А С Н И М К Е : П. Н. К о н о п л е ва за ракитой. Она обслуживает 10 ткацких станков вместо 8 по норме. Ф о то Ф. Карышева. Фотохроника Т А С С . ника. Практика показывает, что это с успехом могут д е ла т ь само леты. Причем дымовые завесы с воздуха м огут быть поставлены там, где катерам трудно или вовсе невозможно их ‘поставить. О д н о временно повышается ударная си л а атакующей группы катеров, так как все ее усилия направлены н е посредственно на поражение цели. Взаимодействие торпедных к ате ров с авиацией разнообразно по формам. Оно заключается не т о л ь ко в обеспечении действий катер ников. О дн а из важнейших форм— развитие успеха летчиков катерни ками, и наоборот. Вот характерный пример. Вражеский караваи с о стоя л и з четырех самоходных барж, нагруженных войсками, и трех сторожевых катеров. Ночью наши торпедные катера атаковали противника и потопили -две баржи. А на рассвете авиация пр одолжи ла воздействие на потрепанный конвой и потопила его до п о с л е д него вымпела. Защищая свои коммуникации, враг всячески х и тр и т.' Он изме няет тактику проводки конвоев, их состав, ордер, время следования и маршрут. Н о это не может спа сти его о т ударов нашего флота и в том числе торпедных катеров, д ей ствующи х в содружестве с авиацией. Систематическое взаимо действие этих двух важнейших с и л борьбы на коммуникациях прине сет нам новые победы на море. (П ер едовая «Кр асн ого ф ло т а» за 24 июня). П ер в о е к о л ь цо немецкого конвоя бы ло прорвано. О с т а лось ещ е два. Вражеские трассы, причуд ливо пересе каясь в воздухе, образовали о г ненную сеть. Истребителям прикрытия свер ху к азалось, что море у каравана покрылось б а гровыми р уб ца ми. Наступили самые напря женные мину ты: решался у с пех атаки. Гвардии л е й тенант Сергей Святков л е ж а --------ф наводил само лет. Правая рука штурмана л еж а л а на пулемете, левая — на кнопке сбрасывателя торпеды. В этот момент штурман у с лыш а л голос своего стрелка-радиста, ш е д шего в атаку первый раз: — Бросайте, бросайте! В едущий уж е сбросил. У Святкова на л б у выступили капельки пота. О-н б оялся, что летчик в грохоте боя примет го ло с стрелка за команду штурмана: «Б р о с и л !». Т о г д а сорвется атака. И Святков резко- кршк-нуЛ -ради сту: . — Молчи!. Не твое дело. Сверху на торпедоносцев спики ровало свыше десятка «М е с с е р - шмиттов». Снаряды немецкой авиа пушки пробили стабилизатор т о р педоносца и повредили р ули управ ления. К о г д а черная громада тран спорта выросла совсем близко, летчик у слыш ал, наконец, г о ло с штурмана: — Бросил! Мгновенно по лож и в машину -в вираж, летчик устремился вс ле д за ведущим, выходящим из атаки. Н о сам олет не с луш а лс я рулей и п р о д о лж а л итти * на транспорт и возникшие за ним гранитные с к а лы, на жерЛа тяж елы х береговых орудий... В эти минуты за нескольк о с о тен -километров от места боя, на родном советском аэродроме, о к о л о стоянки машин, сидели г р у п пой летчики. Офицеры курили, беседовали о посторонних вещах, но на лицах иногда м ельк ала теиь тревоги. И зр едка кто-нибудь, п о смотрев на часы, бросал короткую фразу: — Они прошли пункт Н. — Сейчас они на траверзе мы са А. Командир звена, еще раз посмот рев на часы, совсем тихо -сказал: — Они подош ли к каравану. Сразу все смолкли. Н о м олча ние д л и л о с ь недолго, разговор возобновился. О бщ ее внимание теперь приковал к себе -маленький ве-селый техник. — Однажды, -когда мы ехали с фронта на отдых,— начал расска зывать техник,— назначили двух друзей, штурманов Святкова и Мосина, в различные партии. Свят кова отправили в первую очередь, а Мосина— в с л е д ующ ую . Узнали об этом др узья и, ничего, не сказав д р у г другу, пошли в штаб просить о переводе в другие группы о т ’езжающих. Они х о те ли ехать вместе: дружба. Н о в штабе, видно, Гвардии, лейтенант С. Святков их не совсем п о няли, п о т о м у что оба н е л ю бят про с в ою д р у ж б у г о в о рить, и п р о с т о переставили в списках их фа- милии: М о с и н а назначили н пер вую о ч е редь, а Свят-ко- на— во вторую . Взрыв см еха з а г л уш и л е го п ос ле д н и е с л о ва. Все п о с м о т рели на М о с и на; который с и д е л т у т же. Он, правда, не л ю би л, к о г д а .г о в о рили о его вза и м оотношениях со Святконым, но сейчас . не т о л ь к о ш утли во по- м аленьк ом у тех- сердился и грозил пальцем нику: — Берегись, шплинт, д о б е р у с ь я до-тебя ! Л е т ч и к и знали о д р уж б е г в а р дии лейтенантов С ергея Святкова и Тимофея Мосина. Оба они — штурманы, оба д о войны п р е п о д а вали физику. В один ден ь в с ту п и ли в партию. И то т и д р уго й о т л и чались -глубиной знаний, т р е з востью рассуждений, простотой и скромностью. Наконец, оба были холостяками и п о л уч а л и в о л н у ющие письма о т невест. Они жили, как родные братья. Т е п л о т а и с е р дечность взаимоотношений, д р у з ей иЙогДа бы ла незаметна п о с т о р о н нему, и т о л ь к о ближайшие, т о в а рищи зн’али о пей. Д р у з ь я спали рядом, в с т о л о в у ю х о д и л и вместе, вещи у ни х л е ж а л и в одном ч ем о дане. К о г д а один из них у е з ж а л в отпуск, второй, целый, д е н ь упра- шивал др уга взять с собой и его деньги... П р ош л о еще п о л т о р а часа. Н а горизонте показался самолет. — Оди-н и д е т !— к ри кн ул моторист. — А второй? — Второго не видно... Л е т ч и к схода п о сад и л машину и быстро за р у л и л на стоянку. В се сразу поняли, в зглян ув на машину, что экипажу пришлось выд ержать т яж елы й и неравный бой. Командир экипажа быстро вы л е з из сам олета и д о л о ж и л , что з а дание выполнено: д в а ' транспорта -противника взорваны. Н о в е д ом о го после атаки он б о л ьш е не видел... Техник поспешн о закрывал к а бины брезентовыми -чехлами: с з а пада темной стеной надви гался з а ряд. Л е т ч и к и и механики уш л и в землянку. Ч е р е з минуту х л ы н у л проливной северный д ож д ь . На стоянке о ста лся т о л ь к о один человек. Он не о б р ащ а л внимания ни на ливень, ни на резкий л е д е н я щий ветер. Вы со к о вскинув г о л о ву, он пристально всматривался в небо, о тк у да т о л ь к о ч т о пришел первый торпедоносец. П о т о к и в о ды х л е с т а л и е го п о ли ц у, крупные капли катились по щекам. — М осин ! — к ри кн ули из з е м лянки.— И д и быстрее. Ч т о ты мокнешь? Н о М о с и н даж е не о б ер н у лся на оклик, он п р о д о л ж а л в г ля ды в а т ь ся вдаль. Через д е с я т ь мин у т д о ж д ь к о н чился так ж е внезапно, как и н а чался. Струн д ож д е в о й воды б о л ь ше не х л е с т а л и п о л и ц у Мосина, но крупные капли е щ е с т е к а ли по его щекам... (П р о д о л ж е н и е с л е д у е т ). М Е Ч Т Ы Мечты, мечты! Счастливых дней ■ Ж еланны е друзья. Мы с юных л е т любили , друг, М ечтать— и ты, и я. Как сд ел ат ь радостнее жизнь И с п ользою прожить, Как вместе д р ужн ою семьей Шагать, дерзать, творить. О чем лишь не мечтали мы На отдыхе, в труде. И недоступного с тобой Н е знали мы нигде. И вот теперь, в огне войны, Шагают с нами в бай Мечты, чудесны е, как сны, Со мною и с тобой. И среди них дня нас одна В с ех б лиж е и милей — В душ е и в мы сл я х лишь она: Д о б и т ь скорей зверей. Мечтаем мы, товарищ мой, И верим — победим. Вернем все прежние мечты И в жизнь их претворим. Так пусть с и ль н ее грянет бой С небесной высоты ~ За наш народ, за нашу Pycw, За счастье н мечгы! Г. Г Р А Н И Н ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz