Североморский лётчик. 1944, июнь.

СЕВЕРОМОРСКИЙ Л Е Т Ч И К —— — — — ------ --------------------- 28 июня 1944 г., № 152 (222) ВОСПИТАНИЕ ВЕДУЩЕГО У сп е х в бою отдельны х групп и пар истребителей во многом зави­ сит от того, наскольк о их ведущие см огут правильно олр ед ел и т ь с л о ­ жившуюся обстановку, выбрать с е ­ бе выгодное место в бою, а их в е ­ домые сумею т своевременно разга­ дывать замысел в е д ущ е го , чтобы всегда под держ а ть своего коман­ дира, ум ел о прикрыть его атаку — быть верным «щ и т ом ». К аждый м олод ой летчик, как правило, начинает свою боевую д е я те ль н о ст ь ведомым пары, затем., получив опыт, становится ведущим пары, четверки и т. д. Ч тобы эти ведущи е отвечали всем требова­ ниям, надо их кропотливо и на­ стойчиво воспитывать. Командир д о лж е н внимательно сле д и т ь за всеми действиями рядовых л е т ч и ­ ков, своевременно замечать их ошибки и сразу ж е исправлять. Н о э т о г о мало. Надо, чтобы с а ­ ми ведомы е пр оявляли максимум внимания к действиям своих коман­ диров, упорно перенимали их б о е ­ вой опыт, повседневно расширяли к руг своих специальных знаний. Неправы те, кто. думает, что б о е ­ вой опыт можно передавать м о л о ­ дым, летчикам т о ль к о в бою. Н е п о ­ средственные боевые действия яв­ ляю тся последним этапом в тай большой цепи воспитания м олодых пилотов, их роста от ведомого па­ ры до в е д ущ е го группы. Воспитывать летчиков по-сафо­ новски — задача каждого коман­ дира. Я помню, как упорно растил своих питомцев 'этот легендарный герѳй. Ещ е за д о лго до войны он ковал из них б у д ущ и х героев, б у ­ д ущ и х летчиков-вожаков. Ни одна мелочь не ус к о л ь з а л а от н а б лю д е ­ ния Сафонова. Он ум е л правильно о пр еделять самые незначительные ошибки своих питомцев, ум е л бы ­ стро добиться их устранения. К о г ­ да ж е кто-либо нз м олоды х нару­ шал указания в е д ущ е го и лом ал строй, Сафонов бы л бесп ощаден к нарушителям летной дисциплины. Так, в одном из вы лето в Сафо­ нов, при встрече с самолетами про­ тивника, приказал своей шестерке держаться плотнее. Затем всей группой он п ош е л в атаку на нем ­ цев. Н о ведомый второй пары не выполнил указаний св оего коман­ дира, бросил в е д ущ е го и сам осто­ я тельн о пошел в атаку. Это приве­ л о к тому, что. ведущий вынужден б ы л отказаться от нападения на «Ю н к е р с а », так как сам мог стать жертвой насевших на « е г о «м е с с е ­ ров». В р езультате разрыва пары атака бы ла сорвана. Н а разборе по лето в Сафонов сказал этому м олод ом у летчику: « В ы п л о хо сегодн я дрались. Если и впредь б у д е т е так поступать, я отстраню вас о т п о л ет о в ». Затем Сафонов подробно о б ’ясййл в чем была ошибка ведомого. Он расска­ зал, что благодаря недисциплини­ рованности всего лишь о дн ого ч е ­ ловека, бы л расстроен боевой поря­ д о к группы и уменьшена ёе огн е ­ вая мощь. П о с л е -этих указаний летчик никогда больш е не повто­ р я л подобных ошибок. И сейчас иногда бывает, когда у о т д е ль ны х летчиков вдруг появ­ ляется «н е п р е од ол им о е» желание немедленно атаковать противника. Ча сто это ж елание приводит лишь к тому, что при встрече с вражес­ кой авиацией группа рассыпается, а в ед ущ ем у становится трудно с л е ­ ди ть за ходом боя и управлять им. И з-за недисциплинированности о д ­ ного .участника боя выполнение з а ­ дания может быть сорвано, и груп ­ па понесет ничем неоправданные ііотёри. К а к ж е воспитывать в молодом истребителе качества, необходимые ведущ ем у? Гер ой С оветского С ою ­ за капитан Рассадкин, намечая вы­ двинуть рядового летчика в е д у ­ щим* добивается-, чтобы он пр еж ­ де в с е г о 'с т а л образцовым ведомым. Майор А. Тульский ф Ещ е на земле он детальн о знако­ мит летчика с требованиями, пр ед’- являемыми вначале ведомому, а затем командиру пары. Т о л ь к о п о ­ том он водит его на тренировку в зону. Там отрабатываются все э л е ­ менты пилотирования. На командном пункте часто м ож ­ но -слышать, как он по радио дает указания ведомым. — Смирнов, — слыши тся в р е­ продуктор, — неправильно идешь, зачем к хв осту жм ешься? Я теряю тебя. Выходи вперед. Д ерж и сь пра­ вее. Т еп ер ь правильно. Рассадкнн берет Смирнова с с о ­ бой и на боевые задания. И в е д о ­ мый, перенимая к аждое движение св оего учителя, внимательно ана- лизи-"'я его тактические приемы, теперь сам стал ведущим пары. Рассадкин г л у б о к о индивидуален в воспитании своих подчиненных. П о с л е того, как летчик Зайцев на в зл ет е отстал о т ' в е д ущ е го и не выполнил учебного задания, Р а с ­ садкин сказал ему на разборе. — Л е т а т ь умеете, Зайцев, но рано считаете себя зрелым л е т ч и ­ ком. Вы зазнаетесь. А это может привести к тому, что вы за б удете даже то, что знаете сейчас. Секрет успеха — в непрерывном совершен­ ствовании. Зайцев г л у б о к о вдумался в с л о ­ ва командира ■ и с т а л гораздо серьезнее относиться к вып олне­ нию заданий. П о с л е этого он мно­ го раз сопровождал с Рассадки- ным. торпедоносцев, провел много боев и ни в одн ом не оторвался от в едущ его. П о эт ом у их пара, о т л и ч ­ но выполнив задачу на сопровож ­ дение, сбила 5 самолетов против­ ника. А сейчас т. Зайцев уж е водит четверку. Он — опытный р у к о в о ­ д и т ел ь и уч и т ел ь подчиненных. И з м ол од о го бойца вырос ум елый в о с­ питатель, перенимающий у своего прославленного командира и зна­ ния и боевой опыт. У м е л о прививает своим ведомым командные качества скромный в о ­ ин и прекрасный воспитатель капи­ тан Конев. Как -то в бою -он атако­ вал пару «М е - 1 0 9 » и сби л в е д ущ е ­ го. П о с л е это го он передал своему ведомому лейтенанту Горобченко приказание выходить вперед: — Атакуй, прикрою !— сказал он. В о время атаки К он ев все время уч и л подчиненного. — Р ано стр еляеш ь, — передавал он, — под ходи б лиж е, теперь огонь! П о с л е полета Конев на разборе сказал: — В б ою главное не горячиться, п одходи ть к противнику вплотную и бить наверняка. Ник огда не за ­ бывать экономить боеприпасы. А Горобченко рано о т к ры л огонь. Так можно к к онц у боя остаться без боезапаса. В др угом из по лето в ведомый т. Кон ева, м ладший лейтенант т. Г ущ и н бросил своего командира. Н а разборе К ° и е в сказал м олод ом у летчику: — В б ою вы бросили командира. Этим вы расстроили боевой поря­ д ок и- ч уть б ы л о не сорвали вы­ полнени е задания. Вас одного м ог­ ли сбить на обратном маршруте. Е сли ещ е повториться такой п о ­ зорный случай, я приму строгие ме­ ры. И Г ущ и н о сознал свою ошибку. Теп ерь он— надежный ведомый. А от умелого ведомого до ведущего пары — один шаг. Основной закон истребителя — всегда держаться своих пар и групп, четко взаимодействовать м ежд у собой, - добиваться такой слетанности, чтобы наших истреби­ т ел ей не м огло разбить лю б о е к о ­ личество вражеских самолетов. Прежде, чем командовать, к аж ­ дый воин д о лж е н ум еть беспреко­ словно подчиняться, прежде чем стать ведущим, летчик д о лж е н стать образцовым ведомым, н а д еж ­ ным щитом своему командиру. Питомцы Сафонова бы стро росли потому, что они сами с жадностью и зучали тактические приемы св ое­ го командира, сразу ж е исправля­ ли свои ошибки и бы ли надежной опорой и защитой св оего ведущего. Гер ой Советского С ою за майор Панин— летчик сафоновского с к л а ­ да. М ай ор первый вместе с капи­ таном Харламовым прикрывал на­ ших торпедоносцев, топивших вра­ га на да льни х коммуникациях К т о были у них ведомые? Ведомым Харламова бы л красно­ ф лотец Бурматов, ведущим второй пары — младший лейтенант П етр Рассадкин. Им при ходи лось в стре­ чаться с превосходящими силами противника, но они с м е ло шли в бой и побеждали. П о с л е к аж д о го п олета М и х а и л Харлам ов д е л а л тщ а тельны е разборы, пр ед’я в ля л к ведомым строгие требования. Б у р ­ матов и Рассадкин непрерывно р о ­ сли, уч и ли сь правильно оценивать тактическую обстановку, перени­ мали мастерство у своих ведущих. К аж д а я ошибка, Допущенная в бою, тщ а тельн о анализировалась и уж е не повторялась. И мы знаем, кто теперь Р а с с а д ­ кин и Бурматов.- Оба они капита­ ны, Герои С ов етск ого Союза, на , их с ч ет у 25 сбитых самолетов и 1десятки успешных.: сопровождений торпедоносцев. Оба они— ведущие групп. Т еп ер ь они сами воспиты­ вают м олоды х летчиков. ѵ / М о л о д е ж ь м ож е т и д о лж н а быть хорошими в едущими пар и групп, но д л я это го их командирам, н е ­ обходимо: всесторонне изучать м о ­ л о д ы х летчиков, знать не т ольк о их летны е качества, но И их ум е ­ ние быстро ориентироваться в с лож ны х ус ло в и я х боя; знать их кругозор, способности и н ак лонн о­ сти; прививать м олод ежи чувство б о льш о й ответственности за п о р у ­ ченное д ело . М о л о д ы е летчики, в свою о ч е­ редь,. обязаны п о лн о с тью и с п о л ь ­ зовать время, отведенное д л я тре­ нировки, точно выполнять замеча­ ния и требования командиров, и з у ­ чать район действий, тактику про­ тивника, действия своих б о ле е опытных товарищей и командиров, перенимать боевой опыт своих ве­ д ущ и х , изучать форму и метод передачи ими опыта своим м л а д ­ шим’ товарищам; в совершенстве в л а д е т ь вверенными самолетами, чтобы и в бою все внимание бы ­ л о обращено т о ль к о на обстанов- 1ку; всегда прикрывать в ед ущ его , не бросать его, ибо от этого зави­ сит успех боя. З А П О В Е Д И И С Т Р Е Б И Т Е Л Я 7 . Д в а п р а в и л а Г в а р д и и капитан П е т р К о л о м и е ц — лет ч й к -и с т р е б и т е ль саф он ов ск ой ш к о лы . На е г о е г о л и ч н о м с ч е т у 9 с би ты х са­ м о л ет о в противника. Б о л е е 300 б о е в ы х вы лет о в совершил м уж еств енный гв а р д е е ц , до 35 в о з д уш ны х б о ев пр ов ел он. Гвардии капитан П. К о л о м и е ц награжден д в умя о р д е ­ нами К р а с н о го Знамени. П Е Р В О Е : в каждом воздушном бою летчик- * 'истребитель должен проявлять спокойствие и выдержку. Здравый рассудок, холодная голова- союзник победы. Никогда и ни при каких условиях не горя­ чись, трезво оценивай обстановку, будь хладно­ кровен и ты всегда примешь грамотное решение, изберешь лучшую позицию и маневр, возьмешь правильное упреждение, будешь точнее вести огонь по противнику и собьешь его. Помни: го­ рячность к успеху не приведет, она р^ко дейст­ вует на изменение боевой обстановки не в твою пользу. ВТОРОЕ: постоянно учи 'и хорошо знай свое­ го ведомого. Верь своему напарнику, доверяй ему, и он тебя в беде не оставит. Ведомый—-твой на­ дежный щит. Вера в него всегда вселит в тебя уверенность к победе, придаст тебе -силы в труд­ ную минуту боя. Гвардии капитан П. КОЛОМИЕЦ. Битва за Витебск о в о с г и 3 с е р у б~&ж н о й т е х н и к 74 П Л А Н Е Р »В А К О* Н о в ы й ам ери ка н­ ский план ер „Ва- к о “ поднимает 15 в о о р уж ен ны х с о л ­ дат, л и б о н е б о л ь ­ ш о й гр у зо в и к с экипажем в 4 че­ ловека или 75 мм. полевую пушку с расчетом в 3 чело­ века. Экип аж планер# — 2 ч е ло в ек а. С к о ­ р о с т ь п о л е т а на б у к с и р е — 192 км час., критическая- с к о р о с т ь — 6! км час. „Интеравиа" Разгром Витебского укрепленного района немцев наши войска начали с д в у х направлений. К и с х о д у первого дня боев на­ ши части взяли Ви тебскую гр у п ­ пировку .немцев в ж елезны е к л е ­ щи, которые с каждым часом сж и ­ мались все си ль н ее и сильнее. П о ­ пытки врага предотвратить начав­ шееся крушение окончились про­ валом. ,На третий день ожесточенных боев за Витебск части Красной Армии форсировали реку Запад­ ная Двина, значительно расшири­ ли фронт прорыва и в д в у х местах перерезали шоссе Витебск — Л е - пель. П о с л е этого п о с ле д о в а л о еще одно важное событие. В районе Гнездиловичи соедини ли сь войска 1-го При балтийского и 3-го Б е л о ­ р усск ого фронтов. К о л ь ц о о к р уж е ­ ния Витебска и пяти немецких д и ­ визий сомкнулось. Завершив окружение вражеской группировки, части Красной Армии приступили к штурму городских укреплений. С ломив сопротивление противника, советские пехотинцы, танкисты -и артиллеристы ворва­ л и сь в пр еделы -го ро д а и-завязали уличны е бои на восточной и сев е­ ро-восточной окраинах. К аж д о е каменное здание гитлеровцы п р е ­ вратили в дот, к аж д у ю улиц у, п л о ­ щадь — в оборонительный рубеж. В уличны х боях принимали у ч а ­ сти е-деся тки орудийных и мино­ метных батарей врага, «т и г р ы » и «фердинанды ». Героически действовали наши автоматчики. Они штурмом брали каждый дом, лестничную к летк у, каждый этаж. Гранатами и очере­ дями автоматов они истребляли сопротивляющихся гитлеровцев, очищали от-них городские улицы. Вою ночь п р о д о лж а ли сь гранатные бои и рукопашные схватки. С е г о д ­ ня утром Витебск • вновь стал с в о ­ бодным городом. Героическая Красная Армия вернула его Р о д и ­ не. У ли ч ны е бои стои ли врагу больши х потерь. Тысячи трупов немецких с ол д а т и офицеров обна­ р ужены в зданиях, подвалах, на улицах и площадях. В городе почти нет мирных ж и ­ телей. И з 170 тысяч горожан о ст а­ л о с ь несколько сотен. Витебчанин Семен Ефимович К об зев расска­ зывает: В первый же день своего в с т у ­ пления в город немцы начали к р о ­ вавую расправу над мирным на­ селением. Т о л ь к о в И ло в ск ом овраге гитлеровцы расстреляли тысячи граждан. Фашистские мерзавцы сотнями убивали мирных жителей на пятом кирпичном заводе., Там бы л вырыт огромный котлован. Т у ­ да сбрасывали жителей и п у лем е т ­ ным огнем уничтожали. Чтобы докрыть следы преступлений, фа­ шисты в октябре 1943 года сжи­ гали трупы. Освободив о т фашистско-немец­ ких захватчиков, наши войска за ­ хватили больши е трофеи. На стан­ ции ж елезн ой дороги стоят эше­ лоны с военным имуществом, в городе гитлеровцы бросили свы­ ше 1.000 машин. Советскими ча­ стями захвачены десятки складов с продовольствием; боеприпасами и др угим военным имуществом. Наши войска все теснее сжимают к о л ь ц о в о к р уг немецкой группи­ ровки. В се попытки противника вырваться из окружения успешно отражены. Стремительным • ударом советские войска рассекли о кр у­ женную группировку немцев на две части и в е д у т бои за полное их уничтожение. Е. КОРЯВИЧЕВ. К. ПУХОВ. Д Е Й С Т В У Ю Щ А Я А Р М И Я , 26 июня. (Сп ец корр. Т А С С ),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz