Североморский лётчик. 1944, июнь.
СЕВЁН)МТ5р£КИЙ л е т ч и к 25 июня 1944 г., № 150 (220) Из опыта последних операций Гвардии майор Д. Маренко Новые п р и е м ы немецких истребителей евероморская авиация за по- с л е д н е е время нанесла про тивнику т яж е л ы е удары по его ка раванам, вывозящим и з портов С е верной Норвегии стратегическое сырье д л я н у ж д военной промыш ленности. Н е м цы н е с у т большие потери при каждо й попытке про вести свой конвой. Э т о заставило фаши стское командование д л я о х раны свои х с у д о в д е р ж а т ь значи т е л ь н о е ч и с л о о т бо р ны х летчиков, к оторые при бегаю т к различным тактическим уловк ам , чтобы д о биться усп ех а. П о к а за т е л ь н а в этом отношении операция п о конвою 17 нюня. П е р е д моей группой стоя ла за дача с н я т ь в о зд ушн о е прикрытие над конвоем , п о д а в и т ь зенитную о б о р о н у и о б ес п е ч и т ь р яд п о с л е д о в а т е ль ны х у д а р ов нашей ударной авиации. П о л у ч и в задание, вся группа в наізначешгое время до с т и г л а -кораблей противника. Ещ е на п о д х о д е к каравану нас о б н а р уж и л и вр аж ески е и стр еб и те ли. И х аэр од ром н а х о д и л с я в не п о с р ед с т в ен н о й б л и з о с т и от про х о ж д е н и я суд о в , и к о г д а мы п о д ош л и к ц ели , над н ею у ж е к р у ж и л и с ь ф аши стски е истребители. Н е м ц ы х о д и л и в о к р у г каравана д в у м я групп ами с р азных направ лений, м а с к и р у я с ь фоном воды. Н а б р а в б о л ь ш у ю ск о р ость, обе группы г о р к о й п о д н я л и с ь п о д о б ла ка и направились нам навстречу п о д у г л о м 15—-20 гр а д усо в. Вся моя группа, пр ед уп р еж д е н н а я о м есте и п о в ед ени и противника, п р о д о л ж а л а с л е д о в а т ь своим б о е вым пор ядком . Ви д я наше с п о к ой стви е и у в е р е н н о ст ь , противник о т в е р н у л . Ч а с т ь с а м о л е т о в уш ла в о б л а ч н о с т ь , о с т а л ь н ы е пикирова нием о т о р в а л и с ь о т нас и прижа л и с ь к в о д е . М ы п р о д о лж и л и вы п о л н я т ь п о с т а в л е н н у ю задачу. Р а з д е л и вш и с ь на 4 группы, летчи- Гвардии майор Маренко, автор статьи, бы л ведущим одной из групп истребителей, обеспечив ших успешное действие ударной авиации по каравану противника. Гиардейцы-сафоновцы обеспечи ли торпедоносцам и Штурмови кам атаку вражеских к ораблей и в завязавшихся воздушных боях сбили 7 и п о д би ли 2 немецких самолета. По-новому, необычно вели с е бя в этих бо ях фашистские л е т чики. О тактике, примененной авиацией противника, и расска- Ц зывает в своей статье тов. М а - I ренко. ____ _ ки-гвардейіцы заняли указанные им места над караваном. К он в ой т е перь «пр ик ры в ался » не фашист скими летчиками, а северомор скими. У ви д ев происшедшее, корабли охранения вначале открыли янтен сивный огонь, но, убедившись, что у х о д и т ь с занятых позиций мы не собираемся, гитлеровцы вскоре совершенно прекратили обстрел. Немецкое командование, о чеви д но, попыталось заставить своих летчиков вступить с нами в бой и восстановить св ое положение. Так ой вывод можно с д ел а т ь п о т о му, что истребители противника все же ввязались в драку. Наши гвардейцы сражали сь стойко, у м е л о и мужественно. Это привело к тому, что немцы, уйдя в облака, некоторое время б о лт а л и с ь там, потом приняли тактику «ш и л а » , н а мереваясь атаковать нас поодиноч- но, с разных направлений. В чем состояла эта тактика? И д я м еж д у своих к ораблей и прячась под свои зенитки, они резко уве* личивали скорость своих самолетов и горкой шли в атаку на о т д е л ь ных наших истребителей, которые по тем или иным причинам о к а зы вались вне пары. Вы х о д из а гаки -противник д е л а л ух о д ом в о б л а ч ность. Такими приемами фашисты п о л ь зо в а ли с ь в течение всей о п е рации. Эта затея нами была разгадана. М ы давали немцам в о з м ожн ость итти в ата-к>у, н о и с а мый п ос ле д н и й момент у с к о л ь з а л и от нее. Н е имея успеха, немец у х о д и л в облака, а пара наших истребителей тем временем к а раулила, фрица. В момент, к огд а он вываливался из облаков, наши летчики сбивали его. Т а к т а м у д а л о с ь уничтожить половину и стр е би т е ле й противника. М ы ж е не пон если никаких потерь. П о л ч а с а мы д е рж а ли в напря жении гитлеровцев, обеспечивая успешные действия наших у д а р ных групп. Наши истр ебители ви дели, как разваливались от т о р пед и бомб вражеские корабли. М н е хочется, однако, о тметить ошибки, доп ущенны е отдельными нашими летчиками. У в л е к а я с ь п о гоней за противником в одиночку, они о с л а б л я л и б д и те ль н о ст ь и, по с ущ е ст в у, поддавались на прово кацию врага. Так, например, гвар Неоднократно участвовал в воздушных боях летчик-истреби- т е л ь младший лейтенант Зайцев. В одной из последних операций он сби л немецкий самолет. Фото И. Михеева. Выд елен и е запасной цели приоб ретает о со б ую необходимость на нашем театре, где основными целя- дии младший лейтенант К у х л и в - ми чаи*е все,го бывают подвиж- _______ ______________ Hhlf* --- КС б о м б о в ы й у д а р п о з а п а с н о й ц е л и Старгиий лейтенант П. Сахарой скии увлек ся преследованием «Мес'сершмитта», о тор ва лся от т о варищей и оста лся один. Эти ошибки могли привести к неоправ данным потерям и о слаб и ть си л у нашего удара. Д е й с т в у я б о л е е организованно, мы могли бы ун и ч тожить б о льш е вражеских машин. М ы имеем п олн ое пр е в о сх о д ство над врагом в воздухе, н о это отнюдь не значит, что можно пр е небрегать Наставлением, которое говорит, что организованность строгая дисциплина всегда бы ли и остаются важнейшими у с ловиями победы в бою. Б ез них никакие успехи немыслимы. У м е л о п о л ь з о в а т ь с я р а д и о с в я з ь ю Капитан Б. Степанов Ком бин ир ован ны е у д а ры п о к а раванам и портам противника, н а несенны е севером орскими л е т ч и к а ми, ши р о к о пок азали , н а с к о л ь к о в е ли к а р о л ь р ади о в у с п е х е оп ер а ции. Д л я нарушения б о е в ы х п о р я д ков наших у д а р ны х гр у пп немцы п о сы л аю т свои х и с т р е б и т е л е й с разных направлений по паре и д а ж е п о о д н ом у. Этой, н е с к о ль к о своеобра зн ой так тик е врага при правильном исп ользован ии радио можно ус п ешн о противостоять, Е сли в е д ущ и й группы прикрытия б у д е т иметь н а д еж н у ю радиосвязь со своими -ведомыми, он м ож ет своевременно командами по радио в ы д ел я т ь с о о т в е т с т в ующ е е к о л и чество истр ебителей д л я о т р аж е ния вр аж еских атак. Н е менее важное значение им еет р адиосвязь в д е л е взаимодействия ударной авиации с прикрывающей. О д н ак о п о л ь з о в а т ь с я радио связью п о -н а с т о ящ ем у не все на ши ле т ч и к и ум ею т. Г л а в ны й н е д о статок — о т с у т с т в и е в ряде с л у чаев д о с т а т о ч н о й р а д и о д и с ц и п ли ны. И н о г д а эфир за со р я ет с я коман дами и си гн а лами , не от н о с ящ и мися н е п о с р ед с т в е н н о к вып о лн е нию б о е в о г о задания. В о всех с л у чаях э ки п аж старается в первую о ч е р е д ь и с п о л ь зо в а т ь радио, пре н е б р е г а я д р угими видами связи. О д н а и та ж е команда порой лов* т о р я е т с я д о 10 раз. Сами команды н е д о с т а т о ч н о п р едвари тельн о про д у м ы в а ю т с я , в р е з у л ь т а т е они м н о гим и в едомыми уточняю тся. Все э т о с о з д а е т в в о з д у х е хаос и за г л у ш а е т все внятные команды. П р и о д н о м из в ы л е т о в н е с к о л ь к и х г р у п п наших с а м о л е т о в в эфи ре р а з д а в а л и с ь н ео дн ок р атны е с л о ва к а к о г о - т о л е т ч и к а : « В и ж у само л е т ы п р о т и в н и к а », — п е р ед а в а л он. Э т а к ом а н д а б е с п о л е з н а и и з лиш ня, и б о к аж ды й л е т ч и к ожи д ает с а м о л е т ы противника п е р ед п о д ходом к цели, но неоднократное повторение э т о г о .с и гн а л а привело экипажи к ненужной нервозности. Н е в ол ь н о посыпались законные вопросы « Г д е , с к о ль к о ? К т о пере д а ет ?». Ведь невидимый враг опас ней видимого. В р езуль т ат е истр е бители группы боя преждевремен но сбросили бачки с горючим, чтобы иметь б о л ьш у ю св об о д у ма невра в бою, а некоторые с ам о л е ты непосредственного прикры тия, шедшие с бомбовой нагрузкой и имевшие осн овную за да чу— при крытие ударной группы, бес ц ел ь н о побросали бомбы. Д л я того, чтобы команда принесла п о льзу, летчик д о л ж е н бы л п ер едать сигнал: « Я такой-то, справа ниже нас два с а м о л ет а ». К оманда была бы целе- направлена и полезна. Д р у г о й пример. Одн ажды при выходе из атаки один из с ам о л е тов ударной группы беспрерывно п ередавал сигналы : «М е н я ата к ую т !». « К о г о ? Г д е ? О ткуда? К т о ? » — это летчик забывал с к а зать. А ведь на этой радиоволне работало тогда н е с к о ль к о групп самолетов и, естественно, что к а ж дая группа начала искать: к ого же атакуют, а к аждый ведущий стал запрашивать и уточнять о бста нов ку. Неправильно переданный с и г нал поднял в эфире хаос. На обратном маршруте, когда боевая напряженность постепенно рассеивается, за груж енность эфира у нас порой не освобождается. Причем излишние радиопере говоры не связаны с выполнением задачи и временами переплетаются с песнями и с «.крепкими» выр аж е ниями. А это мешает сообщениям с возд уха о возможных вын ужден ных посадках от д е ль ны х экипа жей и передаче требований о б о к а зании немедленной помощи, а так же запросов курса на аэродром. Т ак в одном из вылетов, летчик- истребитель на о т хо д е от цели спрашивал по радио летчика-тор педоносца т. Ш к а р у б у о том, в и дел ли он сбитый «ст о д е в я ты й », этим прервав важное -сообщение нашего самолета о немедленном оказании помощи экипажу, вынужденно сев шему на воду. При производстве самой посадки некоторые командиры с наземных радиостанций такж е излишне у в лек аю тся работой на передачу и порой дают ненужны е поправки идущим на посадку самолетам, причем не прослушивая предвари т ел ь н о занятость эфира другими рациями. Р ади о является надежным с р е д ством боевого управления в том случае, если его и с п о л ь зую т с толком. Н ад о разгружать эфир, заменяя сигналы по радио э в о л ю циями самолета. Покачивание с крыла на крыло в е д ущ е го иногда бывает целесообразней, чем пер е дающаяся по радио команда: «П о д т я н у т ь с я », «В ним а ни е!» « П р и готовиться к ата ке!» и т. д. С и гн а лы ракетой или трассой о п о я в л е нии противника в во зд ух е в н е к о торых с луч а я х также бывают ц е лесообразней, чем предупреждение по радио. Р я д команд, постоянно повторяющихся в бвлыиинстве вы летов, надо предусмотреть на пр о работке задания с использованием др угих видов связи. Э то также значительно очистит эфир. К ор о ч е говоря: при массовом вылете необходимо строго ограни чить все экипажи в использовании радиосвязи и предоставить воз можность пользоваться ею т о л ь к о в том случае, к огда д л я данных команд другие виды связи недей ственны. Сами команды д о лж ны быть краткими, ясными, ц ел е н а правленными и в то же время за конченными. Передавать команды нужно спокойно, четко и громким голосом, но не кричать, не спешить и не тянуть. ные — корабли противника, оде большинство полето-в Происходит при слож н о й метеорологической обстановке. У с п е х поражения запасной цели зависит от того, как она б уд е т и зу чена перед вылетом. Обычно бы вает так, что летчики -при п о д го товке задания все свое внимание у д е л я ю т изучению основной цели, забывая о запасной. Естественно, что в таких случаях эффектив ность поражения запасной цели б у д е т низкой. М е ж д у тем, иногда и запасная ц е л ь представляет важ ное значение. Н е так давно была проведена операция совместного бомбового удара группы штурмовиков и гр у п пы истребителей-бомбардировщи - ков п о порту противника. Задание д л я об еи х групп предусматривало потопление немецких транспортов, стоявших у причалов. В случае отсутствия транспортов мы д о л ж ны бы л и отбомбиться по порту и е го причалам. И зу чен ию запасной цели и орга низации нанесения п о ней бом б о вого удара на этот раз мы уд е ли ли достаточно внимания. Так, напри мер, при проработке задания был по лн о стью проигран удар по при чалам и склада-м, находящимся в порту. Б о льш ую пом ощь в и зуч е нии ц ели оказал нашим летчикам офицер по разведке. Он ознако мил летчик ов с фотографиями п о р та и е го окрестностей, рассказал подробно о размещении складов, хранилищ, бензоцистерн и назем ной противовоздушной обороны противника. К а к и бы ло у с л о в л е н о на земле, ведомая мною восьмерка истреби телей-бомбардировщиков при п о д х о д е к ц ели вышла вперед д л я упреждения удара. Группа « И л ь ю шиных», которую вел лейтенант Белашев, осталась у нас позади. П о мере сближения с ц е л ью я у б е д и л ся в том, что транспортов в порту нет. С высоты нам вначале не был виден транспорт, стоявший у само го причала. Н а д о было н е медленно принимать решение, т. к. запасная ц ель находилась рядом и мы ее могли быстро про-скочить. Склады центральной части порта были хорошо заметны с высоты. Ведущ ая пара вошла в лике. С л ед ующ а я пара старшего лейте нанта Стрельникова избрала себе целью портовые склады и храни лища в южной части порта и нано сила п о ней свой удар. Вторая четверка, идущая не скольк о сзади и уж е заметившая р езультат нашей атаки, совершен но правильно приняла решение о т бомбиться но другим целям, кото рые летчикам были хорошо видны и известны. Младший лейтенант К ули к о в в паре со своим ведо мым стал бить по крупным скла дам и бензохранилищам, располо женным вдоль дороги, идущей на восток о т порта, а младшие лейте нанты Лисичкин и Веников — по военному о б ’екту, расположенному на мы-се к западу. В результате ум ел о го распределения целей меж д у парами бомбы восьмерки пора зили три о б ’екта. Всю нашу группу замыкал само лет-фотограф, пилотируемый млад шим лейтенантом т. Божко. Умело действуя, летчик заснял на пленку нескольких кадрах результат удара. По договоренности с груп пой Белашева, восточнее цели мы стали в вираж д л я того, чтобы -встретить штурмовиков на выходе из атаки и прикрыть их. Группа Белашева обрушила свой удар по вражескому порту, вызвав там ряд новых пожаров и взрывов. Весь порт и его окрестности теперь б у шевали в огне и устилались густым черным дымом. Бомбовый удар п о запасной ц е ли в данном случае оказался весь ма эффективным и бесспорно при нес значительный ущерб против нику. _ Шест с ммалютки* К о г д а Симферополь бы л осво- . ки охоти ли сь за «малю тк ой» б ожд ен от врага, наши бойцы о б наружили в одном доме комнату, в которой немцы демонстрировали свои трофеи. Среди прочих «э к с п о натов» зд е с ь хранился обыкновен ный деревянный шест, ыа котором бы ло вырезано слово « В о л к » . В специальной таблице значилось, что это — шест с потопленной русской подводной лодки, имено вавшейся « В о л к » . К о г д а об этом у с лыш а л капитан- лейтенант Несаев, он расхохотался и рассказал с лед ующ ее: — В один из последних дней о б о роны Севастополя подводная л о д ка «м а лю т к а » прорвалась в Ю ж ную б ух т у. На обратном пути в море «м а лю т к а » выдержала пое динок с немецкой подводной лод- ! кой, Фашистские бомбардировщи- Си ло й взрывной волны с палубы на шей подводной лодки сорвало и выбросило на поверхность шест. В свое время рулевому подводной лодки В о л к у вздумалось вырезать на шесте свою фамилию. Немцы же, подобрав плавающий шест, т о т час поспешили приписать себе «очер ед н ую п о б ед у», тем более, что им «точно было известно» на звание подводной лодки—-«В о л к ». Так в симферопольском ^ «м у з ее » появилось новое «трофейное при обретение». С тех пор прошло немало време ни, а черноморская «малютка», с то ль ли х о «потопленная» ги т ле ровцами, сама отправила на дио Ш немецких транспортов. Старший лейтенант Л . Р О Г А Ч Е В С К И Й ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz