Североморский лётчик. 1944, июнь.

1944 ,N" СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК О воинском воспитании офицерских кадров Перед боевым вы летом . Г р у п п а р азведчи ков п о л у ч а е т задание. ... ________ Ф о т о И. М ихеева. Слово коммуниста- закон Еще до войны товарищ С т а ли и •»:о высмеивал б о лт ун о в , сп особ- ' х проваливать лю б о е ж и в ое д е - " Наш вождь к ле й м и л п озором ■руководителей, д ающ и х гіу- СІуе обещания, лю б и т е л е й ста- інть на собраниях «в о п р о сы реб- jjji », а потом предавать и х забве- 'кю. Еіде хуже, если ч ело в ек , бро^ іміщій слова , на ветер -£• к о м м у - яд. Тогда:.он подрывает не т о л ь - личный авторитет,'но и автори ­ тет всей своей партийной о р га н а - зации. . ’ Коммунисту верят., у коммуниста учатся. Поэтому он долж ен , всегд а Чувствовать велик ую о т в е т с т в е н ­ ность, возложенную на н е г о этим ьысоким званием. С л о в о коммунн- ла-непреложный закон. Е с л и он дал обещание, он о бязан в ы п о л ­ нить его во что бы то ни. ста ло . Слово коммуниста — свято! И наши воины -больш евики идут на,все, пр еодолеваю т, лю бы е трудности, но свое обещ ан и е вы ­ полняют . с честью . Д о с т а т о ч н о привести всего н е с к о ль к о прим е­ ров, как можно уб ед и ться, что в іяолненші своей к ля твы , д л я коммуниста преград нет. Утром на партийном ‘собрании гвардии старший лей тен а н т Г н ето в заявил: «Славные боевы е традиции юлка мы будем хранить и мно- шть. Я здесь вам к ля н усь , т о в а ­ рищи, что в самом ож есточен н ом оою с боевого курса не сверну. Если будет нужно, я д л я д е л а «обеды отдам самое д о р о го е , что (сть у человека— ж и зн ь ». Вечером гвардеец. Г н ето в п о в ел группу торпедоносцев в бой. И он не свернул с боевого курса. Н е- смотря на ураганный о гон ь а р т и л ­ лерии с вражеских военных к о ­ раблей, он прорвался к каравану и нанес по нему сок р уш и тельны й Нар. Своим героизмом и д о б л е - іТью, проявленной в этой торп ед - ми атаке, Гнетов вписал н о в ую страницу в летопи сь подвигов гарденского полка. Д В Д о * подразделении п ер ед вылетом летчик -п артор г подразделения Губа н о в с о б р а л коммунистов- и ска зал: «Д р а т ь с я ,ак, как подобает гв ар д ей ц ам !» ерез несколько минут машины ылетели на торпедный удар по равану. Бой бы л ож есточенным , чолет Губанова б ы л сер ьезн о ■Щрежден: снарядами разне- ■о часть р уля глуб и ны , ма- 1 иістему, пневматик правого шасси. Н о л е т ч и к вм есте с о всеми в ы п о лн и л задачу, д о в е л машину д о аэр одром а и б л е с т я щ е п о сад и л ее. С л о в о комм уни ста не р а зо ­ ш л о с ь с д е лом . Т а к ж е вы п о лн и л свое обещ ани е и м о л о д о й к омм уни ст воздушны й с т р е л о к тов. Гаври ченк о. н а с т у ­ пая на митинге, посвящ енном о св о б ож д е н и ю от нем ец ких за х в ат­ чиков го р о д а р усск ой сла вы— Се- Ь а стоц о ля , оіі о о ещ а л до в ести д о конц а д е л о фиксации р езу ль т а т о в т о рп ед ны х ударов. ’ . . — Как. бы . ни б ы л о т р уд н о , я п ри везу фотоснимки,— ск а за л Г а в ­ риченко. В с л е д у ю щ е м п о л е т е он, н е ­ взирая на сп лош н о й зенитный о б ­ с тр е л, вы стави л аппарат в нижний Люк и з а с н я л м ом ен т.уд ар а по к а ­ равану. М о л о д о й ком м уни ст д о к а ­ за л, что он зря с л о в на ветер не бросает. Е с л и к омм уни ст д а л с л о в о на партийном собрании, на митинге или. в к р у г у свои х б о евы х товари­ щ ей, он о бязан свое с л о в о с д е р ­ ж а ть: это д е л о е г о чести. А е го ч е ст ь— это честь всей партийной организации. О д н а к о н а р яду с примерами д о ­ б л е с т и ц героизма, проявленными нашими летчик ам и при вы п о лн е ­ нии к ля твы , у нас, к сож а лен ию , ещ е встр ечаю тся коммунисты , б езо тв етств ен н о о т н о с ящ и е ся к вып олнен ию свои х обещ аний, а порой соверш ен но забы вающ и е о них. П ар ти й н о е бю р о в свое время р азби рало вопрос о н ед и сц и п л и ­ нированности к ан дидата В К П (б ) Б огдан ова. Он о б ещ а л исправить свое поведени е, бы т ь примером в ди сци п лин е, но о своем обещ ании за бы л ср а зу ж е п о с л е заседания бюро. Т о л ь к о этим и м ож н о о б ’яс- нить факт, к о г д а -Б о г д а н о в п о д в ел св ои х товарищ ей гіо оруж ию . Т аким лю д я м с л е д у е т помнить, что н ед о стой н о е п оведени е не п о ­ тер п ят ни комм уни сты , ни с о ­ ветски е офицеры . Б лагор од н ая к ровь товарищ ей , не пощ адивш их свои х ж и зн ей ради выполнения к ля т в ы гвар дейц ев: «У м е р е т ь , но п о б е д и т ь », призывает нас всегда и в е зд е бы ть хозя ин ом своем у е л о ву, вы п олн я ть обещ ани я, невзирая ни на какие т р у д н о с т и и пр епят­ ствия. С л о в о к омм уни ста— закон. Э то д о лж н ы помни ть все. Гва р д ии капитан Г . Г Р И Г О Р Ь Е В Новые кинофильмы о советских моряках „ А Д М И Р А Л Н А Х И М О В " cRn,T°A^IIIJIbM 0 вы дающ ем ся рус- Флотоводце. Е го совм естно с Взт СсеР°м Д- Васи льевым и опе- ®іссе°пМ и Головн ей ставит ре- И. Луков УА0ВКИН по сценарию *еннм“° В° АУ этого фильма за с л у - Стапі„И де„я тель и ск усств ла у р еа т говоритСКОЙг" ремии в - П уд о в к и н де ' «Н ахим ов б ы л преж - вуСо его патриотом в самом сдр1 самом б ла го р о д н ом емьь пРезД°Г0 великого слова. О н бес- Й впі -ЫЮ л **?ил Р о с с ию и свой і ,іаР0Д. П о н я ти е чести' рус- флота бы ло д л я Н ахимова свящ енным. М атр о сы называли е го отц ом , у в аж а ли к аж д о е е го слово. С оветск и е лю д и , воспитан­ ны е партией, великим С талиным , у н а с ле д о в а ли с то й к о с т ь и с а ­ м оотверж енн ость свои х предков. Д о ст о й н ы е из д о стой ны х правнуки р у сс к о го ф ло тов о д ц а , о тли ч и вш и е­ ся в б о ях за Р о д и н у, б у д у т н о ­ си ть орд ен и м е д а ль Нахимова, к оторы е ус т а н ов и ло советск ое п равительство. С о зд а т ь ф и льм о Н ах им о в е — завидная задача х у д о ж н и к а ». К и н оф и льм «Н а х и м о в » поступит на советски е экраны в 1944 г, В Красн ой Армии созданы и с к лю ч и т е ль н о благопри ятны е у с ­ лови я д л я п о ли ти ческ ого воспита­ ния. Наш офицер, как в работе над собой, так и в р аботе по в о с ­ питанию подчиненных, п о луч ает огр ом н ую п ом ощ ь от политиче-' с к о го аппарата Красн ой Армии. З ам ести тели командиров по п о л и ­ ти ческой части, партийные и к ом ­ с ом о ль ск и е организации, лекторы и агитаторы , армейская печать, к уль т ур н о -п р о св ет и т ель ны е о р га ­ низации— все это призвано п о л и т и ­ чески воспитывать и просвещать офицеров К ра сн ой Армии, повы ­ шать их ид ейно-политический у р о ­ вень. Важнейшим трудом , над к о т о ­ рым д о лж ны у г л у б л е н н о и с и сте­ матически работать все офицеры Красн ой Армии, является книга товарищ а С талин а « О В еликой О течествен н ой войне С оветск ого С ою з а ». Э т о— ген и альн ое р ук о в о д ­ ство к действию и неиссякаемый источник и д ей н ого обогащ ени я наших военных кадров. В книге даны исчерпывающие ответы на все слож н ейш и е вопросы сов р е­ менной обстановки и с мудрой п р озор ли востью указан п уть к ок о н ч ательн о й п о б ед е наш его тт- рода над ненавистным врагом. Г л у б о к о е изучени е книги то в а­ рищ а С талин а .является главным в поли ти ческом образовании и в о с­ питании наш его офиц ерского с о ­ става. Оно пр ед п о лагает сам остоя ­ т е л ь н ую р аботу над и стори чески­ ми докум ен тами , вошедшими в книгу. Н а д о прививать к аж дом у офицеру вк ус к личной, сам остоя ­ т ельн о й учебе. В се о ста льн о е — лекции, к он сультац и и , С о б есед о ­ вания, к руж ковы е занятия— приз­ вано бы ть т о л ь к о до п олн и тельн о й формой и пом огать в изучении книги, а не подменять сам остоя ­ т е л ь н ую работу над ней. Офицер д о лж е н неустанно расширять свои поли ти чески й и общ ий к ультурны й кругозор , читать газеты , ж урналы , брошюры, лю б и т ь книгу. Ор гани зуя воинское воспитание офицерских кадрюв, н уж но преж ­ д е всего им еть в ви ду славны е д е ­ л а и традиции великой партии Л е н и н а — Сталина. Они даю т нам прекраснейший м атериал д л я в о с ­ питания качеств, нуж ны х воинам Красн ой Армии. И стори я б о л ьш е ­ вистской партии д а ет нам замеча­ т ел ь ны е примеры стойкости, д и с ­ циплины, бесстрашия в борьбе с врагами, лю бви к своей Родин е. В ели чественны е образы Л ен ин а и С талин а, таких д е я т е л е й б о л ьш е ­ вистской партии, как С верд лов, Киров, К уй быш ев, Ордж оники дзе, Д зерж ин ский , я вляю тся д л я с о ­ в етск о го офицера тем идеалом , к котор ом у он д о лж е н стремиться. М о гу ч а я воспитательная си ла з а ­ лож ен а в вы ступлении товарища С талин а И декабря 1937, года, где он ген и альн о об ри со в а л основны е черты п о д ли н н о го борца за и н те: ресы советской Отчизны : «И зб и р а т е ли , народ д о лж ны требовать от свои х депутатов, ч т о ­ бы они оста вали сь на высоте с в о ­ их задач; чтобы они в своей работе не сп у с к а ли сь д о уровня п о ли т и ­ ческих о бы вателей ; чтобы они о ста в али сь на посту п олитически х д е я т е л е й лен и н ск ого типа, чтобы они бы ли такими ж е ясными и определенными дея телям и , как Л е н и н ; чтобы они бы ли такими же бесстрашными в бою и б ес п ощ а д ­ ными к врагам народа, каким бы л Л е н и н ; чтобы они бы ли свободны от всякой паники, от всяк ого п о д о ­ бия паники, к огд а д е л о начинает о сл ож н я т ь ся и на гори зонте выри­ совывается какая-ни будь оп а с­ ность, чтобы они бы ли так ж е с в о ­ бодны о т всяк ого подобия паники, как б ы л свободен Л ен и н ; чтобы они бы ли так ж е м удры и н ето ­ ропливы при решении с лож ны х в о ­ просов, г д е нуж на всесторонняя ориентация и всесторонний учет всех п лю со в и минусов, каким б ы л Л ен и н ; чтобы они бы ли так ж е правдивы и честны, каким бы л Л ен и н , чтобы они так ж е л ю б и ­ ли свой народ, как лю б и л его Л е н и н ». Д о к ум е н т ом первостепенной важности д л я ц ел ей воспитания я в ля ется военная присяга, - 1 енерал-майор М. Миронов П р о д о лж ен и е. Н ача ло см. в номере за і июня. — ' ☆ ‘ = = = = = Военная присяга — это го су д а р ­ ственный докум ен т, утвержденный нашим правительством а дающий а кратком виде к о д е к с -т е х вы со­ ких качеств, , которыми обязан о б ­ ла д а т ь каждый советский воин, чтобы успешно выполнить свой воинский д о л г . К сож алению , не т о ль к о некоторы е офицеры, но даж е и о тд ельны е политорганы иногда недооцениваю т огромного восп итательн ого значения этого документа. Священные слова воен ­ ной присяги ф орм улирую т т р е б о ­ вания нашей Родины , народа и с о ­ ветск ого правительства к личном у составу Красной Армии, к в о о р у­ женным защитникам нашей .стра­ ны. П о эт ом у необходим о созд а ть вокр уг военной присяги о р е о л с в я ­ тости и на примерах героев В е л и ­ кой О течественной войны пок азы ­ вать, как ее с л е д у е т выполнять. Задача воинского воспитания с о ­ стои т в том, чтобы каждый воин Красн ой Армии не т о л ь к о отли чно зн ал требования присяги, но чтобы эти требования вопіли в е го п ло ть и кровь, о п р ед еля ли все его д е й с т ­ вия. Важное место в военной присяге занимают вопросы дисциплины и организованности. Д исцип лина — главная си ла армии. Б ез ди сци п­ лины нет армии, нет и не может бы ть победы над врагом. К ом ан ­ дир — главный н о си тель и воспи­ т а т е ль дисциплины . О т умения командира организовать д е л о , п о ­ требовать от подчиненных вы п о л­ нения св оего воин ского д о лга , при­ казов и распоряжений своих на­ чальни ков зависит пр еж де всего порядок и дисциплина в войсках. О тсю д а вывод: воинское воспита­ ние офицерских кадров : д о лж н о способствовать ук реп лен ию воин­ ской дисциплины , поддержанию твер д ого порядка в частях н п о д ­ разделениях. Советский офицер — это о б р а ­ зец дисциплинированности, р аспо­ р ядительности. Он всегд а д о лж ен бы ть подтянутым , вежливым, т а к ­ тичным. В нем всегда и везде п о д ­ чиненные д о лж ны чувствовать т р е ­ б о вательн ого, у м е л о г о и взы ска­ т е л ь н о го начальника. Т р е б о в а т е л ь ­ ность офицера д о лж н а сочетаться с подлинно отеческой заботой о своих подчиненных. Такие в е л и ­ кие русские п олководцы , как С увор ов и К у т у зо в , всегда прояв­ л я л и о теч е с к ую за б оту о солд а та х к стр ого требовали т о го ж е от с в о ­ их офицеров. В се, что касается состояния п о д ­ р азд елен и я (части), достой н о вни­ мания и за б от командира. Он д о л ­ ж ен знать особенн ости своих п о д ­ чиненных, их настроения, степень обученности, наличие и состояние м атериальной части, боеприпасов, п р одовольствия, обмундирования, обуви и всего н ео б х од им ого д л я боя и жизни. З аботи ться об о т д ы ­ хе, бы товы х у с л о в и я х и н уж д а х подчиненных, о тм ечать их под ви ­ ги, взы скивать за проступки, о б е с ­ печивать б о ев ую спайку, ум н о ­ ж ать боевы е традиции части — все это вход и т в к р уг об язан н о ­ стей сов е т с к о го офицера. ' Т очн ое, своеврем енное и б ес п р е ­ к ословн ое вып олнение приказа явля ется основой боевой д е я т е л ь ­ ности командира. Н о б е з д е я т е л ь ­ н ость в бою не м ож ет бы ть оправ­ дана о тсутстви ем приказа н а ч а л ь ­ ника. Е сли по услови ям о б ст а н о в ­ ки е го невозм ожно п о луч и т ь , офи­ цер д о лж р н действовать по своей инициативе, п р оя вля ть военную хитрость, обман противника и см е ­ к алк у. ' П о лож ен и я военной присяги н е ­ о бход им о д о п олн я т ь мы слями товарищ а С талин а о т е х качествах советски х воинов,, которы е к рат­ чайшим путем в е д у т нас к п о б ед е над гитлер овским и мерзавцами. Так, в речи по радио 3 ию ля 1941 го д а товарищ С талин сказал: «В е ли к и й Л ен ин , создавший н а ­ ше Го суд а р ств о , говорил, что о с ­ новным качеством советски х л ю ­ д ей д о лж н о бы ть храбрость, о т в а ­ га, незнание страха в борьбе, го тоеность биться вместе с народом против врагов нашей родины. Н е ­ обходим о, чтобы эго в елик олепн ое качество больш евика ста ло д о с т о я ­ нием миллионов и миллионов К р а с ­ ной Армии, нашего К ра сн ого Ф л о ­ та и всех народов С о в етск ого С о ю ­ за ». Н уж н о такж е отметить, что а политической работе у нас н е д о ­ статочно и сп оль зует ся героическое прош лое Красной Армии и д е я ­ т ельн о сть ее выдающихся воен а­ чальников — Ф рунзе, Чапаева, Щ орса, К отовск ого, Л а зо , П а р х о ­ менко и других. М е ж д у тем зд есь кроется замечательный материал д л я воспитания лу чш и х качеств советского офицера. Н о политическая подготовка, идейная закалка — это т о ль к о о д ­ на сторона, отли чающ ая советского офицера. Высокая военная п о д го ­ товка, д ета льн о е знание военного д ела , умение уп равлять войсками на п о ле бо я— главн ое качество на­ ших командных кадров, п о з в о л яю ­ щ ее им всегда находиться на уров не тех с лож ны х задач, которы е р е ­ шаются войсками. С лед о в а тель н о , рука об р ук у с идейно-политиче ским ростом д о лж н о нтти н еустан ­ ное совершенствование офицера как специалиста св оего дела. Д л я о сущ ест в лен и я этой з а д а ­ чи м ало знать военную историю, и зучи ть действия п олк о в о д ц ев пр ош лого. Н а д о по-настоящ ем у о в ла д ет ь и скусством управления войсками в современной войне, научи ться б и ть врага наверняка; с учетом его сильны х и с ла бы х с т о ­ рон. Н о это недостиж им о б ез д о ­ ск о н альн ого знания оперативного и ск усства и тактики современной войны. В о т почему в осн ову воин­ с к о го воспитания д о лж ны бы ть п о ­ лож е ны такж е уставы Красной Армии, о п р ед еляющ и е и р егла м е н ­ тир ующ и е ее жизнь, бы т и б о е ­ вую д ея тельн о сть. Значение уставов в жизни ар­ мии и с к лю ч и т е ль н о велико. У с т а ­ вы п р ед ста вляю т собой об общ ен и е м н о голет н его организационного и б о ев о го опыта К расн ой Армии, яв- ляю тся своеобразн ой военной энциклоп едией, с гу стк ом военной мысли, средоточием правил воин ск о го порядка и дисциплины , б ез чего, как известно, армия с у щ е с т ­ вовать не м ожет. В приказах, изданных за период О течествен н ой войны, товарищ С талин постоянно т р е б у е т о т в с е ­ го ли ч н о го состава Красн ой А р мии сам ого то ч н о го и с т р о го го вы ­ полнени я уставов и наставлений. В е сь опы т О течествен н ой войны говорит о том, что з д е с ь— к лю ч к военным успехам . « Е с л и лю д и х о ­ тя т уч и ться командованию , в о ж д е ­ нию войск по-новом у, надо начи­ нать с изучения устава. Н е л ь з я воевать по-новому,, н е ль з я воевать по законам воинской науки, е сл и не изучи ть уставы .,.» (А . Щ е р о а- к о в). К ак известно, уж е в дни О тече ственной войны и с учетом ее о п ы ­ та б ы л издан Б оевой устав пехоты , сыгравший огром н ую р о л ь в б о е ­ вых усп ех а х Красн ой Армиш Важнейшая задача воинского воспитания состо и т в том , что оно д о лж н о привить всем в о е н н о с л у ­ ж ащим г л у б о к о е уваж ение к у с т а ­ вам к с о з д а т ь .обстан овк у н етер ­ пимости к тем , к то смотрит на и з у ­ чение уставов, как на скучн ое и неприятное занятие. В оин ское в о с ­ питание д о л ж н о привить всем воет - н о с л у ж а щ и м ’ привычку всегда во всем поступать, с оо б р а зу я сь уставами, внушить всем и кажд; - му что б е з то ч н о го з н а н и я устав о в и наставлений н е ль зя о б Ра^ ° ” нести военную с л у ж б у . - н еизбеж ны н еувер ен н ость и ки, к оторы е в бою в е д у т к т я го с т ным последствиям . см, на 4-й с тр -). (Окон чание

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz