Североморский лётчик. 1944, июнь.
2 г а в я р ш о р с к и п л е т ч и к 23 июня 1944 г., № 1!? (218). Записки молодого летчика Гвардии младший лейтенант Н. Ледовой Д ЕНЬ был наредкость хо рош. ГемноголуОое небо, но которому изредка проплы вали белые, словно лебеди, тучки, ярко сияющее солн це, ласковый ветерок — нее на поминало о наступлении поляр ной весны. На душе было радостно и от радно. Просто не хотелось ве рить, что совсем рядом идет вой на. Этот день стал знаменатель ным в моей жизни: я сегодня в первый раз иду в боевой полет. Товарищи ко мне очень внима- тельны.ч Мне кажется, что они даже наблюдают за мной и ста раются, чтобы я был также спо коен, как и они. Ко мне подошел ведущий гвардии старший лейтенант Ка заков и спросил, все лй мне ясно. Мне все было понятно, но все же Казаков повторил, что нужно делать в тех или иных непредви денных случаях. Зате.м около ме ня остановился наш парторг гвардии лейтенант Губанов, мо лодой, но опытный и умелый лет чик. Мы с ним повторили дейст вия пилота при отказе одного мо тора и при посадке на воду, а затем присоединились к осталь ным летчикам, которым гвардии лейтенант Поздняков рассказы вал смешную историю. Все смея лись до слез. Вдруг кто-то из механиков за кричал: — Артисты едуті Через несколько минут к нам под’ехала группа артистов, и с ним» вместе наша общая люби мица. Нина Николаевна Петро павловская... Только кончился концерт, до ставивший нам огромное удо вольствие, как сразу же был об’- нвлен вылет. Мы пошли в бой. Весь путь до цели я был по глощен пилотированием торпедо носца, стремился делать все так, как мне говорили на земле това рищи и командиры. За і'2 — 15 километров от це- военно-морской базы про гвардию ли тивцнка Киркенес—немцы встре тили нас ураганным зенитным ог нем, стремясь преградить нам путь. Но ведущий смело шел вперед, и я неотступно следовал за ним. Я хотел отлично выпол нить задание: на моей груди — значок гвардейца, и я сегодня первый раз до лж ен доказать, до стоин ли его носить. Я много читал и слышал о зверствах фашистских извергов, издевающихся над советскими гражданами, но никогда у меня «е было такой жгучей злобы к немцам, как в те минуты. Я как- то особенно остро осознал, что и те, кто сжигал живыми наших Детей, и те, кто травил в душе губках наших ^кёніцив, и те, кто сейчас строчил из автоматов и пушек—один и тот ж е зверь, которого нужно только уничто жать немец! Я, конечно, об Т ал 1 раньше' да и все об этом знают, цо никогда не ощу щал я такой ненависти к врагу, ког л! поя.в)1Лась в мгновения, п Е Л RrtePBble в жизни про- ііомрпіси'ВСЛед Эа ИДУЩИМ через немецкий заградительный огонь. особрниг.Н3 кора<3леЙ охранения особенно яростно стрелял пп да ложГСЦаМ- ТраССЫ н С,1£ФЯ- недалеко от моего я сейчас п л К2й °Й бы радостью Я бы п и разб° мбил этот корабльі НИИ МНР возбужЛеші°м состоя- „ и б ’ Г : л отел °сь сделать что- РОвГте « '0 e’ хотелось спикировать и взорвать этот стороже- Убить ме” я и не пиѵі моя машина — пы др угаяВШ£ К’ И У нашей ГРУП- Цель П о э т ом °ЛГ значительная вокруг нащ 3 сТЫройВ: o 6 * en“ x Какой резкий контраст: арти сты, друзья—все жмут руку, желают возвратиться с победой; . а здесь—фашистский изверг пы тается уничтожить и нас, и все, что мы имеем!.. Пехотинец, как правило, не сразу попадает в самое пекло оон. Он еще до этого проходит своего рода подготовительную тренировку. Другое дело летчмк- торпедоиосеи.. Д о первого боевого вылета он живет в сравнительно спокойной обстановке, а затем сразу же попадает в самое пекло боя, под яростный зенитный об стрел. 1Іугаться л шарахаться ему нельзя: испугается—не вы полнит задание, торпеда пройдет мимо цели... Итак, мы шли на вражескую базу. Шапки разрывов опоясали черным кольцом мой самолет, но весь экипаж работал четко. Стре лок-радист Мадиевский и штур ман Завельбан^ докладывали мне о разрывах. Они верили в меня. Я это знал, и это придавало мне и силы и уверенность. Ьыстро наплывала цель—ог ромные транспорты, стоявшие в базе. Поэтому я мгновенно занял место в строю, чтобы наша тор педа упала точно. Секунда... две... восемь... Разрыв перед са мым носом, но маневрировать нельзя: боевой курс. Одновременно но синалу веду щего со всех машин сброшены торпеды. Самолет резко подбросило вверх—значит и наша торпеда пошла на головы фашистов! Как только мы вышли из зо лы зенитного огня, я как можно ближе пристроился к ведущему, чтобы успешно отразить возмож ные атаки немецких истребите лей. Но немцы не появлялись. Іі плотном окружении истребите лей сопровождения мы нее бла гополучно вернулись домой. Вокруг моего самолета собра лось много офицеров. Все креп ко жали мою руку и -поздравля ли с «боевым крещением». Так протекал первый боевой вылет. Но я считал, что он еще не был «боевым крещением». Н а стоящее «крещение» произошло в мой третий торпедный удар, когда наша группа вступила в бой с «Мессершмиттамм»,. Опять вдали проплывали у г рюмые, молчаливые берега Нор вегии, покрытые снегом и льдом. Здесь не было еще никаких при знаков наступающей весны. Вдали, прижимаясь к берегу, шел большой караван.; Корабли еще были плохо видны, но их выдавали буруны. Нас встретили ураганным зенитным огнем, но торпеды были сброшены точно, и машины с разворотом пошли мористее. Вдруг я услышал доклад стрелка-радиста: — «Мессеры» справа! В задней кабине застрочили пулеметы. Над головой прошли первые немецкие трассы. Осматриваюсь. Справа, по.хо - ит- на черные ...Товарищи были ко мне очень внимательны. Рис. худ Г, Веселова, ду, почти вплотную пристроился «jvie-iuy». Я сразу скольжением влево лишил его возможности вести прицельный огонь. Трассы прошли мимо.. Но один снаряд все же прошил плоскость. Машину нашего парторга Гу банова атаковало четыре «Ме- і09». Один из них вскоре развер нулся и зашел ко мне в лоб под ракурсом 2 /4 . Мне было хорошо видно, как он наводил свои са молет для прицельной стрель бы. Во мне все так и закипело. Я резко бросил машину вниз, и в этот момент «мессер» выпустил длинную очередь. Все трассы прошли выше, но одна пуля, про бив фонарь, прошла сзади на уровне уха и задела слегка шлемофон... Торпедоносцы уходили все дальше в море и вскоре отор вались от истребителей против ника. На душе было радостно: я первый раз встретился с немец кими самолетами—и спокойно вел себя, четко реагировал на команды, хотя пот так и. лил с меня. Теперь я мог спокойно осмотреть машину. Фюзеляж, ко нечно, из кабины увидеть не мог, но плоскости были побиты. В кабине было очень душно. Я попытался открыть боковую форточку, но она не открывалась: пуля, пробившая дюраль и плек сиглас, перекоробила все, и фор точку заело. Я открыл правую форточку. Сразу же в кабину ворвался рев правого мотора. В одно ухо громыхало, точно в кузнечном цеху, а в другое я слышал только мягкий шум. Но сразу стало легче и я вдыхал полной грудью влажный, чистый, морской воздух. Затем выставил из форточки кисть руки и, плот но сжав пальцы, поставил ее под углом к линии полета. Сразу же холодная струя воздуха, словно живительная влага, поли лась в кабину. Неравномерный шум моторов попрежнему неприятно отдавал ся в ушах, и я принялся откры вать левую форточку. Она дви галась всего на 2—3 сантимет ра. Мелкие осколки плексигла са посыпались вниз. С большим трудом форточка подалась. СЖолько мне пришлось прило жить усилий! Левая рука нестер пимо ныла. Но это пустяки, ибо моторы работали отлично, а это ведь самое главное, когда под самолетом перекатываются тяж е лые волны Баренцова моря. Я попытался вызвать кабину- стрелков-радистов, но связь бы ла перебита. Сигнальными огня ми вызвал штурмана, и он повер нулся ко мне лицом. Я знаками ему об’яснил, что хочу узнать о стрелках, но он тоже ничего по делать не мог: пневмопочта была перебита. Наконец, родные места. Какая кипучая здесь, на берегу, жизнь пернатых! Сотни чаек и других птиц носились у воды, на одной высоте с самолетом. Через несколько минут мы уже приземлились на своем аэродро ме. Опять незабываемая встреча. Я был тронут до глубины души всеобщим вниманием. Как хоро шо видеть вокруг себя своих родных, советских людей, боевых товарищей! Да, всегда нужно быть очень чутким, внимательным, жить в дружбе с теми, кто борется с то бой вместе против общего врага, кто живет твоими же интереса ми, ради такой же благородной цели, как и ты. Мне кажется, что после этих боев я стал еще больше лю_бить и. уважать благородного совет ского человека—воина и труж е ника. Вот чем было для меня «бое вое крещение». Так произошло мое посвяще ние в гвардию, ЗАПОВЕДИ ИСТРЕБИТЕЛЯ 6. Борись за высоту Капитан Григорий Ткаченко—спыгный командир, ветеран североморской авиации. В 1941—1942 г.г. он продолжительное время летал на „чайке', десятки раз штурмовал наземные войска врага. На боевом счету у т. Ткаченко несколька сби тых фашистских самолетов. Ю ВОЗДУШНОМ бою каждый летчик-истре- битель старается занять но отношению к противнику превосходство в высоте. Запас высо ты для истребителя — важное условие победы над врагом. И м е я д а ж е незначи тельное п р евыш ен и е над не м е ц к им и самолетами , н аш л е т ч и к все гда м о ж е т произвести по ним а т а к у н е о ж и д а н н о , сверху . Запас высоты д ае т запас с кор о с ти и ув ел и ч и вает скороподъемность : П р и о т су тс твии п р е им у щ е с тв а в высоте л е т ч и к и , д а ж е имея пр ев о с хо д ство в силах , м о г у т п рои гр а ть с р а ж е н и е . К а п и т а н Г. Т К А Ч Е Н К О . ПЫЛЬ — ВРАГ МОТОРА КАК МЫ ПРЕДОХРАНЯЕМ МОТОРЫ ОТ ПРОНИКНОВЕНИЯ ПЫЛИ Из опыта прошлых лет нам хо- . только систематически заменять рошо известно о том, какое губи- смазку на новую. Точно так же мы тельное влияние на самолет и осо бенно на мотор оказывает пыль. Эксплоатация материальной части на песочном аэродроме намного усложняет работу авиационного механика, вносит ряд дополнений в его заботу о сбережении само лета. Главную опасность для мото ра представляет пыль, попавшая в цилиндры через всасывающее сопло карбюратора. Существующие противопесочные фильтры во многом помогают в изоляции мото ра от пыли. Однако, как показал опыт, за ними необходим большой уход со стороны механика самоле та. Мы установили, как правило, ежедневную промывку фильтров, а заслонку сопла после промывки смазываем легким слоем вазелина. Последнее имеет то значение, что вазелин задерживает пыль. Надо поступаем со всеми трущимися деталями на самолете. Однако и этим нельзя ограни чиваться в борьбе с пылью. Боль шую роль имеет бережное хозяй ское отношение каждого механика и моториста к своей технике. В этом отношении примером может служить моторист нашего звена т. Смирнов. Работая вначале дуб лером, а потом и за механика са молета, Смирнов много уделяет времени уходу за машиной. Во время стоянки на самолете Смир нова всегда все доступные для пыли места покрыты чехлами или заслонками. Бережное, хозяйское отношение каждого, механика к своему самолету и выполнение вы шеуказанных работ полностью обеспечивает нам нормальную эксплоатацию материальной части. Тзхник звена В. ТИІОВ. С о б е с е д о в а н и е о ф и ц е р о в выдвинутых в приказе Верховного Ha-днях в Н-ской части состоя лось собеседование офицерского состава по первомайскому приказу товарища Сталина. К собеседованию проведена не обходимая подготовка. Были орга низованы групповые и индивиду альные консультации, на которых офицеры получали подробные от веты по всем вопросам. Это сказа лось на самом собеседовании -— большая активность офицеров, хо рошее усвоение ими по л ож е ни й^ Главнокомандующего. Летчики тт. Едуш, Дегтярев, Емельянов, инженеры и техники тт. Кирсанов, Слипченко и другие офицеры, подробно рассказали о выдающихся успехах Красной Ар мии, о победоносном наступлении наших войск в период зимней кам пании 1943— 1944 гг., хорошо ориентировались по карте. Мі КУТЕПОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz