Североморский лётчик. 1944, июнь.

2 г а в я р ш о р с к и п л е т ч и к 23 июня 1944 г., № 1!? (218). Записки молодого летчика Гвардии младший лейтенант Н. Ледовой Д ЕНЬ был наредкость хо­ рош. ГемноголуОое небо, но которому изредка проплы­ вали белые, словно лебеди, тучки, ярко сияющее солн­ це, ласковый ветерок — нее на­ поминало о наступлении поляр­ ной весны. На душе было радостно и от­ радно. Просто не хотелось ве­ рить, что совсем рядом идет вой­ на. Этот день стал знаменатель­ ным в моей жизни: я сегодня в первый раз иду в боевой полет. Товарищи ко мне очень внима- тельны.ч Мне кажется, что они даже наблюдают за мной и ста­ раются, чтобы я был также спо­ коен, как и они. Ко мне подошел ведущий гвардии старший лейтенант Ка­ заков и спросил, все лй мне ясно. Мне все было понятно, но все же Казаков повторил, что нужно делать в тех или иных непредви­ денных случаях. Зате.м около ме­ ня остановился наш парторг гвардии лейтенант Губанов, мо­ лодой, но опытный и умелый лет­ чик. Мы с ним повторили дейст­ вия пилота при отказе одного мо­ тора и при посадке на воду, а затем присоединились к осталь­ ным летчикам, которым гвардии лейтенант Поздняков рассказы­ вал смешную историю. Все смея­ лись до слез. Вдруг кто-то из механиков за­ кричал: — Артисты едуті Через несколько минут к нам под’ехала группа артистов, и с ним» вместе наша общая люби­ мица. Нина Николаевна Петро­ павловская... Только кончился концерт, до­ ставивший нам огромное удо­ вольствие, как сразу же был об’- нвлен вылет. Мы пошли в бой. Весь путь до цели я был по­ глощен пилотированием торпедо­ носца, стремился делать все так, как мне говорили на земле това­ рищи и командиры. За і'2 — 15 километров от це- военно-морской базы про гвардию ли тивцнка Киркенес—немцы встре­ тили нас ураганным зенитным ог­ нем, стремясь преградить нам путь. Но ведущий смело шел вперед, и я неотступно следовал за ним. Я хотел отлично выпол­ нить задание: на моей груди — значок гвардейца, и я сегодня первый раз до лж ен доказать, до­ стоин ли его носить. Я много читал и слышал о зверствах фашистских извергов, издевающихся над советскими гражданами, но никогда у меня «е было такой жгучей злобы к немцам, как в те минуты. Я как- то особенно остро осознал, что и те, кто сжигал живыми наших Детей, и те, кто травил в душе­ губках наших ^кёніцив, и те, кто сейчас строчил из автоматов и пушек—один и тот ж е зверь, которого нужно только уничто­ жать немец! Я, конечно, об Т ал 1 раньше' да и все об этом знают, цо никогда не ощу­ щал я такой ненависти к врагу, ког л! поя.в)1Лась в мгновения, п Е Л RrtePBble в жизни про- ііомрпіси'ВСЛед Эа ИДУЩИМ через немецкий заградительный огонь. особрниг.Н3 кора<3леЙ охранения особенно яростно стрелял пп да ложГСЦаМ- ТраССЫ н С,1£ФЯ- недалеко от моего я сейчас п л К2й °Й бы радостью Я бы п и разб° мбил этот корабльі НИИ МНР возбужЛеші°м состоя- „ и б ’ Г : л отел °сь сделать что- РОвГте « '0 e’ хотелось спикировать и взорвать этот стороже- Убить ме” я и не пиѵі моя машина — пы др угаяВШ£ К’ И У нашей ГРУП- Цель П о э т ом °ЛГ значительная вокруг нащ 3 сТЫройВ: o 6 * en“ x Какой резкий контраст: арти­ сты, друзья—все жмут руку, желают возвратиться с победой; . а здесь—фашистский изверг пы­ тается уничтожить и нас, и все, что мы имеем!.. Пехотинец, как правило, не сразу попадает в самое пекло оон. Он еще до этого проходит своего рода подготовительную тренировку. Другое дело летчмк- торпедоиосеи.. Д о первого боевого вылета он живет в сравнительно спокойной обстановке, а затем сразу же попадает в самое пекло боя, под яростный зенитный об­ стрел. 1Іугаться л шарахаться ему нельзя: испугается—не вы­ полнит задание, торпеда пройдет мимо цели... Итак, мы шли на вражескую базу. Шапки разрывов опоясали черным кольцом мой самолет, но весь экипаж работал четко. Стре­ лок-радист Мадиевский и штур­ ман Завельбан^ докладывали мне о разрывах. Они верили в меня. Я это знал, и это придавало мне и силы и уверенность. Ьыстро наплывала цель—ог­ ромные транспорты, стоявшие в базе. Поэтому я мгновенно занял место в строю, чтобы наша тор­ педа упала точно. Секунда... две... восемь... Разрыв перед са­ мым носом, но маневрировать нельзя: боевой курс. Одновременно но синалу веду­ щего со всех машин сброшены торпеды. Самолет резко подбросило вверх—значит и наша торпеда пошла на головы фашистов! Как только мы вышли из зо ­ лы зенитного огня, я как можно ближе пристроился к ведущему, чтобы успешно отразить возмож­ ные атаки немецких истребите­ лей. Но немцы не появлялись. Іі плотном окружении истребите­ лей сопровождения мы нее бла­ гополучно вернулись домой. Вокруг моего самолета собра­ лось много офицеров. Все креп­ ко жали мою руку и -поздравля­ ли с «боевым крещением». Так протекал первый боевой вылет. Но я считал, что он еще не был «боевым крещением». Н а ­ стоящее «крещение» произошло в мой третий торпедный удар, когда наша группа вступила в бой с «Мессершмиттамм»,. Опять вдали проплывали у г ­ рюмые, молчаливые берега Нор­ вегии, покрытые снегом и льдом. Здесь не было еще никаких при­ знаков наступающей весны. Вдали, прижимаясь к берегу, шел большой караван.; Корабли еще были плохо видны, но их выдавали буруны. Нас встретили ураганным зенитным огнем, но торпеды были сброшены точно, и машины с разворотом пошли мористее. Вдруг я услышал доклад стрелка-радиста: — «Мессеры» справа! В задней кабине застрочили пулеметы. Над головой прошли первые немецкие трассы. Осматриваюсь. Справа, по.хо - ит- на черные ...Товарищи были ко мне очень внимательны. Рис. худ Г, Веселова, ду, почти вплотную пристроился «jvie-iuy». Я сразу скольжением влево лишил его возможности вести прицельный огонь. Трассы прошли мимо.. Но один снаряд все же прошил плоскость. Машину нашего парторга Гу­ банова атаковало четыре «Ме- і09». Один из них вскоре развер­ нулся и зашел ко мне в лоб под ракурсом 2 /4 . Мне было хорошо видно, как он наводил свои са­ молет для прицельной стрель­ бы. Во мне все так и закипело. Я резко бросил машину вниз, и в этот момент «мессер» выпустил длинную очередь. Все трассы прошли выше, но одна пуля, про­ бив фонарь, прошла сзади на уровне уха и задела слегка шлемофон... Торпедоносцы уходили все дальше в море и вскоре отор­ вались от истребителей против­ ника. На душе было радостно: я первый раз встретился с немец­ кими самолетами—и спокойно вел себя, четко реагировал на команды, хотя пот так и. лил с меня. Теперь я мог спокойно осмотреть машину. Фюзеляж, ко­ нечно, из кабины увидеть не мог, но плоскости были побиты. В кабине было очень душно. Я попытался открыть боковую форточку, но она не открывалась: пуля, пробившая дюраль и плек­ сиглас, перекоробила все, и фор­ точку заело. Я открыл правую форточку. Сразу же в кабину ворвался рев правого мотора. В одно ухо громыхало, точно в кузнечном цеху, а в другое я слышал только мягкий шум. Но сразу стало легче и я вдыхал полной грудью влажный, чистый, морской воздух. Затем выставил из форточки кисть руки и, плот­ но сжав пальцы, поставил ее под углом к линии полета. Сразу же холодная струя воздуха, словно живительная влага, поли­ лась в кабину. Неравномерный шум моторов попрежнему неприятно отдавал­ ся в ушах, и я принялся откры­ вать левую форточку. Она дви ­ галась всего на 2—3 сантимет­ ра. Мелкие осколки плексигла­ са посыпались вниз. С большим трудом форточка подалась. СЖолько мне пришлось прило­ жить усилий! Левая рука нестер­ пимо ныла. Но это пустяки, ибо моторы работали отлично, а это ведь самое главное, когда под самолетом перекатываются тяж е­ лые волны Баренцова моря. Я попытался вызвать кабину- стрелков-радистов, но связь бы­ ла перебита. Сигнальными огня­ ми вызвал штурмана, и он повер­ нулся ко мне лицом. Я знаками ему об’яснил, что хочу узнать о стрелках, но он тоже ничего по­ делать не мог: пневмопочта была перебита. Наконец, родные места. Какая кипучая здесь, на берегу, жизнь пернатых! Сотни чаек и других птиц носились у воды, на одной высоте с самолетом. Через несколько минут мы уже приземлились на своем аэродро­ ме. Опять незабываемая встреча. Я был тронут до глубины души всеобщим вниманием. Как хоро­ шо видеть вокруг себя своих родных, советских людей, боевых товарищей! Да, всегда нужно быть очень чутким, внимательным, жить в дружбе с теми, кто борется с то­ бой вместе против общего врага, кто живет твоими же интереса­ ми, ради такой же благородной цели, как и ты. Мне кажется, что после этих боев я стал еще больше лю_бить и. уважать благородного совет­ ского человека—воина и труж е­ ника. Вот чем было для меня «бое­ вое крещение». Так произошло мое посвяще­ ние в гвардию, ЗАПОВЕДИ ИСТРЕБИТЕЛЯ 6. Борись за высоту Капитан Григорий Ткаченко—спыгный командир, ветеран североморской авиации. В 1941—1942 г.г. он продолжительное время летал на „чайке', десятки раз штурмовал наземные войска врага. На боевом счету у т. Ткаченко несколька сби­ тых фашистских самолетов. Ю ВОЗДУШНОМ бою каждый летчик-истре- битель старается занять но отношению к противнику превосходство в высоте. Запас высо­ ты для истребителя — важное условие победы над врагом. И м е я д а ж е незначи тельное п р евыш ен и е над не­ м е ц к им и самолетами , н аш л е т ч и к все гда м о ж е т произвести по ним а т а к у н е о ж и д а н н о , сверху . Запас высоты д ае т запас с кор о с ти и ув ел и ч и ­ вает скороподъемность : П р и о т су тс твии п р е им у ­ щ е с тв а в высоте л е т ч и к и , д а ж е имея пр ев о с хо д ­ ство в силах , м о г у т п рои гр а ть с р а ж е н и е . К а п и т а н Г. Т К А Ч Е Н К О . ПЫЛЬ — ВРАГ МОТОРА КАК МЫ ПРЕДОХРАНЯЕМ МОТОРЫ ОТ ПРОНИКНОВЕНИЯ ПЫЛИ Из опыта прошлых лет нам хо- . только систематически заменять рошо известно о том, какое губи- смазку на новую. Точно так же мы тельное влияние на самолет и осо­ бенно на мотор оказывает пыль. Эксплоатация материальной части на песочном аэродроме намного усложняет работу авиационного механика, вносит ряд дополнений в его заботу о сбережении само­ лета. Главную опасность для мото­ ра представляет пыль, попавшая в цилиндры через всасывающее сопло карбюратора. Существующие противопесочные фильтры во многом помогают в изоляции мото­ ра от пыли. Однако, как показал опыт, за ними необходим большой уход со стороны механика самоле­ та. Мы установили, как правило, ежедневную промывку фильтров, а заслонку сопла после промывки смазываем легким слоем вазелина. Последнее имеет то значение, что вазелин задерживает пыль. Надо поступаем со всеми трущимися деталями на самолете. Однако и этим нельзя ограни­ чиваться в борьбе с пылью. Боль­ шую роль имеет бережное хозяй­ ское отношение каждого механика и моториста к своей технике. В этом отношении примером может служить моторист нашего звена т. Смирнов. Работая вначале дуб­ лером, а потом и за механика са­ молета, Смирнов много уделяет времени уходу за машиной. Во­ время стоянки на самолете Смир­ нова всегда все доступные для пыли места покрыты чехлами или заслонками. Бережное, хозяйское отношение каждого, механика к своему самолету и выполнение вы­ шеуказанных работ полностью обеспечивает нам нормальную эксплоатацию материальной части. Тзхник звена В. ТИІОВ. С о б е с е д о в а н и е о ф и ц е р о в выдвинутых в приказе Верховного Ha-днях в Н-ской части состоя лось собеседование офицерского состава по первомайскому приказу товарища Сталина. К собеседованию проведена не­ обходимая подготовка. Были орга­ низованы групповые и индивиду­ альные консультации, на которых офицеры получали подробные от­ веты по всем вопросам. Это сказа­ лось на самом собеседовании -— большая активность офицеров, хо­ рошее усвоение ими по л ож е ни й^ Главнокомандующего. Летчики тт. Едуш, Дегтярев, Емельянов, инженеры и техники тт. Кирсанов, Слипченко и другие офицеры, подробно рассказали о выдающихся успехах Красной Ар мии, о победоносном наступлении наших войск в период зимней кам­ пании 1943— 1944 гг., хорошо ориентировались по карте. Мі КУТЕПОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz