Североморский лётчик. 1944, июнь.
Lflrtft-1944 г.; №147 (217). — -------------------------— ■—----- — СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК А В И А Ц И И С Е В Е Р А 1 7. НА ПРИ КРЫ ТИ Е ! к а р а в а н о в СОЮЗНИКОВ ] і ЦурМАНСК — незамерзающий П| порт. Через него мы могли в то Ц|Я иметь, пожалуй, единствен- нить связи со своими союзни ки. Сюда, в Мурманск, шли репорты из Америки и Англии ганками, самолетами и другим „жнем и снаряжением, так необ идным Красной Армии. Фашист ке командование для борьбы с ,;іІм,і караванами союзников созда- аспециальные отряды своих лет ков, базирующихся в Северной Норвегии. Перед авиацией Север- ijro флота была поставлена зада- іі)обеспечить прикрытие с воздуха депортов союзников в нашей зо не. По 4—б вылетов в день совер ши тогда североморцы. Почти ІиядВй вылет протекал с воздуш ник боем далеко от- своих баз. ручалось так, что бой проходил «сколько часов подряд, и самоле- ш, израсходовав весь боезапас н горючее, возвращались на аэро- jpoM, заправлялись и снова попа- ііі Л іі в тот же самый бой. Бессмен- і»гудели в небе над тяжело на- ■ружедными транспортами союзни ков наши «ястребки». Герой Со ветского Союза Борис Сафонов, девший к этому времени па своем яету 22 сбитых немецких самоле та, умело руководил этими опера циями. 30 мая он сам вместе с лет чиками Орловым и Покровским, гперь Героями Советского Союза, Цетел на прикрытие следовав- зего к нам каравана союзников. іЮнкерсы-88» напали на англий- ле транспорты. Когда они нача- двходить в пике, их настигли *н летчики. Немцы попытались Ап на бреющем, но советские иребители, снизившись до 15 мет ланад поверхностью моря, про должали атаки. Три «Ю-88» сбил іэтом бою Борис Сафонов. По од- му «Юнкерсу» уничтожили и Ор авс Покровским. ! 8. ВРАГ БЕСИТСЯ Л ИДЯ, что о захвате Мурманска і не моЖет быть и речи, фа шистское командование поставило пред своими летчиками задачу (жечь столицу советского Запо лярья. Бомбить стали главным об разом «Юнкерсы-87». Чтобы не шегь больших потерь, немцы при водили к нам на высотах 6—8 ты- jяч метров, всячески хитрили. По |і зто не помогало. Советской, а не іемецкой авиации принадлежат рекорды высотности полета. Наши «чикл надели кислородные маски ^поднялись іна высоту. 3 июля се- *ерка истребителей во главе с .Титаном Сгибневым сбила 7 і40-87». На другой день летчики Ьабий и Логинов сразили еще по ]одному «Ю-87». . Икзль 1942 года отмечен многи- ! * победами наших летчиков и на I 4>е, Оторванность северных нор- йе*ских баз от Германии застав ила гитлеровское командование ішироко пользоваться морскими пу- ТЯМН. Воздушные силы Штумпфа испытывали тогда недостаток в го рючем,— и не случайно: только за два дня— 10 и 14 июля 1942 года— североморские бомбардировщики уничтожили в <море два танкера с горючим. Около десятка тонн бен зина не получили воздушные силы Штумпфа. 9. ПЕРВАЯ ТОРПЕДА ВЗРЫВАЕТ ТРАНСПОРТ З н а м е н а т е л ь н о й датой для наших летчиков является 29 июля 1942 г. В этот день впер вые за время Отечественной войны в водах Баренцова моря разорва лась торпеда, выпущенная с само лета и потопившая транспорт в 15 тысяч тонн водоизмещением. Лет чиком, совершившим этот удар, был капитан Иван Гарбуз. Штур ман экипажа старший лейтенант Ларин так рассказывал про этот удар: «ічогда по расчетам времени должна была показаться цель, мы увидели в отдалении на фоне бе рега темнее я-ятно и пошли к нему. При приближении ясно увидели два крупных транспорта в охране нии эсминца, трех сторожевых ко раблей и четырех морских охотни ков. Немцы заметили нас поздно: солнце было сзади нас и, видимо, хорошо скрадывало наши самолеты. Когда же противнику удалось за метить нас, один из охотников раз вернулся ц пошел нам навстречу. На пути перед нами выросла зенит ная завеса. Заработали немецкие автоматы, зенитные пулеметы, с эсминца начала бить крупнокали берная зенитная артиллерия. Воз дух был заполнен белыми хлопья ми разрывов снарядов, со всех сто рон тянулись трассы снарядов. Вода вокруг нас буквально кипела. Но командир мой продол жал вести машину вперед. Высота полета былааіастолько малой, что фашистский корабль не входил уже в прицел, и, казалось, вот-вот мы заденем за его мачту. Прикинул я величину транспорта. По отно шению к эсминцу он был в полто ра раза больше — значит, водоиз мещением в 15 тысяч тонн. Взял в прицел нос корабля. Нажал на кнопку. Торпеда пошла в цель. Ос вободившись от груза, мы развер нулись и, делая противозенитный маневр, стали уходить в сторону. В это время заметили столб воды, а затем черный дым. Стрелки на блюдали, как транспорт, накре нившись, начал погружаться в воду». 10. ЗА ЧЕСТЬ СОВЕТСКОГО ИСТРЕБИТЕЛЯ К ТОРАЯ половина лета 1942 го- да была тяжелой для нашей Родины. Враг осатанело рвался к Волге и Кавказу. Для заполярной авиации это было время ожесто ченной борьбы за небо. Освоив в массовом масштабе модернизиро ванный «Ме-109ф», резко изменив тактику и перебросив на Север но вые кадры летчиков, враг перешел к новому наступлению. Его подо гревало продвижение своих войск на юге. Почти ежедневно над на шими гарнизонами развертывались ожесточенные воздушные бои. Не мец искал у наших летчиков сла бые места л, находя, бил по ним. Нечего греха таить — трудно тог да приходилось нашим истребите лям. Были дни явных неудач. Но люди не падали духом. Критически разбирая свои бои, они совершен ствовали тактику и вновь упорно и настойчиво продолжали сражать ся. Помыслы, чаяния всего личного состава были направлены к одно му — помочь защитникам юга, не посрамить чести сафоновца-истре- бнтеля. 13 сентября капитан Адонкин, ныне Герой Советского Союза, об ращаясь к летчикам, писал: «Своим мужеством, стойкостью, своей кровью мы завоевали господ ство в воздухе. Сейчас немцы хо тят его отнять у нас. Не бывать этому! Не таков североморский летчик, не таков сафоновец, чтобы отступать перед подлой немчурой. Дорогой товарищ! Воины южно го фронта бьются не на жизнь, а на смерть. Сомкнем плотнее ряды, крепче ударим по немцу, не посра мим великого звания сокола- сталинца!». И на этот раз исход воздушной битвыфешился в нашу пользу. Со кол победил стервятника. Герою этих боев, верному после дователю Сафонова — капитану Петру Сгибневу было присвоено звание Героя Советского Союза. 11. НАСТУПАЕМ МЫ 7 НОЯБРЯ 1942 года товарищ ■ Сталин сказал, что будет и на нашей улице праздник. И он, этот праздник, как изве стно, вскоре пришел. 19 нояб ря 1942 года начался разгром немецких войск под Сталинградом. В ответ на эту победу наши лет чики усилили удары по врагу на Севере. Бомбардировщики Стояно ва, пикировщики Лапшенкова, мор ские разведчики Кравцова наноси ли удары по кораблям и портам противника. Бомбили врага днем и ночью. Особенно успешно действовала наша авиация в январе 1943 года. Советское Информбюро тогда со общало: «С 1 по 15-е января авиа цией Северного флота в Баренцо- вом море потоплено 9 транспортов и 1 сторожевой корабль против ника водоизмещением в 51.000 тони». А всего за январь летчика ми было потопено 18 различных транспортов и кораблей водоизме щением в 103.660 тонн. 15 января бессмертный подвиг совершил экипаж гвардейца Баш- тыркова. 22 февраля капитану Баштыркову и его штурману сер жанту Гаврилову было присвоено звание Героя Советского Союза. Весной 1943 года при помощи своей истребительной авиации враг снова пытается прощупать наши силы. Парами и небольшими группами на высоте 4 — 5 , тысяч метров «Мессершмитты» стали по являться в нашем небе. 25 мая на протяжении 3-х часов велись непре рывные воздушные бон. Как с на шей, так и с немецкой стороны участвовали в этих боях значи тельные силы. И от наступления немцы вынуждены были перейти к обороне. 10 сбитых немецких ма шин— таков был итог, заставивший их это сделать после боев 25 мая 1943 года. В июне и июле наше наступле ние с воздуха неуклонно разви валось. С североморских аэродро мов, вместе с торпедоносцами, на чинают действовать «Илыошин-2». Почти все бои наши истребители ведут в небе врага, над его водами. В это время за успешные дейст вия минно-торпедный полк пере именовывается в гвардейский, а семи летчикам-североморцам при сваивается звание Героя Советско го Союза. В битвах родилась гвардия, в битвах родились герои. ГІобеда в воздухе не пришла сама — ее за воевали. Только за 1943 год наши ми летчиками сбито в воздухе и уничтожено на земле 410 фашист ских самолетов, потоплено 108 ко раблей противника водоизмеще нием 450.650 тонн. Это внушитель ный счет! Прошедшие шесть месяцев 1944 года были временем нашего актив ного наступления. В этом году мы думали о том, что нужно сделать, чтобы- больше уничтожить немцев. Боевые операции 1944 года свежм в памяти каждого. Удары торпедо-j носцев и штурмовиков по КОНВОЯМ; противника, бои наших истребите-| лей над базами врага показали си лу североморской авиации. За| шесть месяцев 1944 года потоплено! летчиками Сенерного флота 12л различных фашистских кораблей, в| воздушных боях и на аэродромах! уничтожено 128 самолетов. Сегодня мы подводим итоги трех лет войны, которую ведет совет ский народ против гитлеровской Германии. Эти итоги говорят о ро сте силы и могущества красных воинов, они говорят о том, что фа шистская Германия, а с нею ман- нергеймовская Финляндия и дру гие вассалы стоят перед катастро фой. Этот итог для североморских летчиков выражается словами: за полярное небо — наше. Мы, а не враг, господствуем в воздухе. Мы наступаем! Летчики Северного флота рапор туют сегодня Родине двумя циф рами: 257 потопленных фашистских кораблей водоизмещением 894.915 тонн; 900 сбитых в воздушных боях и уничтоженных на земле немец ких самолетов. 12. ДОБЬЕМ ВРАГА I I ОДВОДЯ итог боевой работы, летчики клянутся с честью выполнить приказ товарища Сталина — добить фашистского зверя. А он па Севере еще силен. В рядах немецкого воздушного корпуса «Норд», воюющего с нами, еще встречаются и асы. Сбитый уже в 1944 году немецкий летчик капитан Ш. — достаточное под тверждение этому. Немцы усили вают свой самолетный парк, охрану аэродромов, совершенствуют си стему ПВО. Враг производит бето нирование действующих летных площадок. Конвоям противника еще удается проходить в Неверные норвежские порты. Разве могут быть спокойными североморские летчики? За последние дни Советское Ин формбюро сообщило о нескольких победах наших летчиков. Мы про должаем наступать. Нет слов, се годняшний немецкий летчик еще силен, и голыми руками его не возь мешь. Действиям наших торпедо носцев и штурмовиков враг по- прежнему оказывает сильное со противление. Но теперь — не 1041. год! За плечами наших лет чиков — опыт трех лет войны. Они воюют на отличных самолетах. Не только советское небо является нашим, но и в небе врага— хозяева наши летчики. Как и в июне 1941 года, воздух ныне наполнен гулом моторов, но это — не «Юнкерсы» и не «Мес сершмитты». Это гул многочи сленных моторов наших самолетов. Это — гул приближающейся побе ды. После недавних налетов нашей авиации еще тянет гарью в Лиина- хамари и Киркенесе. Еще не успел плотно лечь на дно Баренцова мо ря 257-й фашистский корабль, по топленный нашими летчиками,еще не развеял ветер прах 900-го разби того фашистского стервятника, сраженного очередью летчика Ди денко. Но знай летчик: у немцев еще есть 258, 259, 260 и так далее — корабли; у них есть 901, 902, 903 и так далее — самолеты. Корабли еще везут опужие и продоволь ствие в Северную Норвегию. Са молеты еще вылетают в бой. Долг твой— потопить эти корабли, сбить появившиеся в Заполярьи немецкие самолеты. Делай мужественно свое святое дело — уничтожай «врага, летчик Северного флота. Победа близка! Враг должен быть и будет в пропа сти! Порукой тому — могучая победная поступь героической Красной Армии,, которой только вчера Родина салютовала за взя тие Выборга и которая сегодня наступает у Ладоги. Порукой то му -— залпы наших кораблей и удары нашей авиации, к которой имеешь честь принадлежать и ты. Под водительством Верховного Главнокомандующего Маршала Со ветского Союза товарища Сталина Красная Армия и Военно-Морской Флот победоносно громят немецко- фашистских захватчиков. Новыми боевыми успехами ускорим пол ный разгром врага. Смелее впе ред— к окончательной победе над врагом! М е х а н и к младший техник-лейтенант Марков Г. А. провожает в боевой полет своего боевого друга летчика-истребителя старшего лейтенанта Стрельникова, Награжденного !}і!-мя орденами Красного Знамени. Фото И. Михеева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz