Североморский лётчик. 1944, июнь.

2 СЕВЕНГШРСКИ й ЛЕТЧИК 22 топя 1944 г., № 147 ( 217 ). Т Р И го 1. ТАК ПРИШ ЛА ВОЙНА ТОЯЛА тихая ночь. Серым сплошным ікулолом висело над польскими сопками небо. Все было спокойно. На аэродромах, как обычно, отдыхали дежурные звенья, по гарнизонам медленно расхаживал патруль... И вдруг содрогнулся воздух: извили сиреаіы. «Товарищи! Об’явлена боевая тревога»,—передавал местный ра­ диоузел. Пешком, на автомашинах люди спешили на аэродромы. Загудели моторы истребителей, оружейники подвешивали бомбы к самолетам. Летчики заняли места в кабинах. В 12 часов дня все, кто не де­ журил, сгрудившись около репро­ дукторов, слушали по радио вы­ ступление товарища Молотова, а на митингах поклялись стоять на­ смерть, биться с врагом, не щадя жизни. По примеру старщего лейтенан­ та Сафонова летчики выводили на бортах своих «чаек», «бисов», «И-16», бомбардировщиков лозун­ ги: «За Сталина!», «За Родину!», «За ВКП (б)!», «Смерть фашизму!». У всех было одно' желание — раз­ бить врага, уничтожить его. Готовя вероломное нападение на Советский Союз, гитлеровское командование еще задолго до вой­ ны усиленно строило аэродромы в Норвегии и Северной Финляндии. К началу войны на этих аэродро­ мах было сосредоточено около 500 самолетов— новейшие «Юнкерсы» и «Мессершмитты». Немцы прида­ вали серьезное значение Северному фронту, поэтому германские воен- но-воздушные силы здесь были укомплектованы первоклассными летчиками, награжденными желез­ ными крестами за налеты на Анг­ лию, Францию и Польшу. В числе их можно назвать капитанов Лоев- ского, Шашке, Регера. «Мы, гер­ манские летчики, находясь в Нор­ вегии, тщательно изучали тактику бреющего и кривого полета», — рассказывал пленный офицер Т. Немцы были уверены в победе, в своем превосходстве. Командую­ щий германскими авиационными войсками на Севере генерал-пол­ ковник Штумлф писал: «Мы заду­ шим большевистскую авиацию на её аэродромах». Гитлер рассчитывал молниеносно захватить Мурманск, наши военно- морские базы и отрезать Россию от союзников. На Мурманском направлении в районе реки Запад­ ная Лица были сконцентрированы горные немецко-австрийские вой­ ска-захватчики Крита и Нарвика. На занятие Мурманска сухопутно­ му немецкому генералу Днтлю от­ водилось две недели. В конце июня и в начале июля 1941 года до зубов вооруженные «егеря», заранее предвкушавшие победу, ринулись к Мурманску. Заполярное небо наполнилось гу­ лом «Юнкерсов» и «Мессершмит- тов». Оно стонало, оно было на­ сыщено огнем и смертью. И тогда на пути «героев» Кри­ та и Нарвнка встали бойцы Крас­ ной Армии в первые отряды севе­ роморских моряков. Навстречу армадам черных стальных^ птиц, меченых паучьей свастикой, под­ нялись звенья наших «чаек» и «бисов». Так началась и на Севере борьба не на жизнь, а на смерть. 2. ПЕРВЫЙ НЕМ ЕЦ СБИТ Ф АШ ИСТСКИ Е разведчики ста­ ли появляться над нашими ба­ зами еще до войны. Они нагло, на малой высоте проходили над аэро­ дромом и затем, взяв курс в море, уходили домой. На второй день войны, 2 .4 июня, «Хейнкель-111» прошел над юж­ ным полем нашего аэродрома. Старший лейтенант Сафонов нахо­ дился в это время около своего самолета. Не надевая парашюта, он сел в кабину И сразу же, с ме­ ста, дал газ. «И-16» послушно взлетел, пробежав несколько мет­ ров поперек аэродрома. Немец был настигнут нашим летчиком. Сафонов подошел к «Хейнкелю» на малое расстояние и, прицелив­ шись и одну из точек около ста­ билизатора, открыл огонь. От разведчика отлетел хвост. Ку ­ выркаясь, «Хейнкель» на глазах у наших катерников улдл в залив. Эго был первый немецкий само­ лет, сбитый на Севере. Зародился и прочно аошел с тех пор в жизнь лозунг: «Бить врага по-сафоновски!». Охраняя заполярные базы, летчики Северного флота на­ ступали на врага сами. Когда немцы, имея явный перевес а си­ лах, стали теснить наши войска по шоссе Титовка—Мурманск, с се­ вероморских аэродромов поднялись бомбардировщики Погодина и Осо- кина, истребители Туманова и Са­ фонова. Бомбардировки и штурмо­ вые удары (Помогли пехотинцам: враг был остановлен. Помогая бить немца на фронте, пятерки и ше­ стерки североморских бомбарди­ ровщиков наносили удары по ос­ новным базам врага — Петсамо, Киркенес, Вардэ. Были случаи, когда при вылетах двух наших звеньев немцы по всей Северной Норвегии об’являли воздушную тревогу. 3. ПЕРВЫЙ ТРАНСПОРТ ИДЕТ НА ДНО 9 ИЮЛЯ 1941 года скорост­ ными бомбардировщиками был атакован и потоплен негірия- тельскиГг транспорт водоизме­ щением в 3 тысячи тонн. В этот день североморская авиа­ ция открыла боевой счет побед на море. В конце июля счет потоплен­ ных транспортов противника резко увеличился. 20, 21, 22 июля воды Баренцона моря приняли еще три крупных транспорта и один эскад­ ренный миноносец. Это было дело рук воздушных воинов, летающих на скоростных и морских бомбар­ дировщиках. Чтобы замазать провал свое­ го наступления на Мурманск, геббельсовское радио еще в июле 1941 года на весь мир несколько раз об’являло о «блестящих побе­ дах» своей авиации в Заполярье. Немцы кричали: «На аэродромах Северного флота уничтожено 200 советских самолетов (у нас их тогда было куда 'Меньше!), города Мурманск, Кнровск и Мончегорск полностью разруше­ ны. Советские войска на Мурман­ ском направлении разбиты». Об­ манывая мир, немцы готовились к новому наступлению. 4. НА ПОМОЩЬ СУХОПУТНЫМ ЧАСТЯМ В СОПКАХ немцам не хотелось зимовать—фрицам мерещились теплые квартиры Мурманска. Под­ тянутым к Западной Лице свежим «егерям», специальным дивизиям СС — «Адольф Гитлер», «Великая Германия», переброшенным из-под Парижа «асам» германское коман­ дование обещало на трехдпевное разграбление столицу советского Заполярья. Свое наступление немцы начали с воздуха задолго до основных боев. В предрассветный час 9 ав­ густа тихое заполярное небо, по которому медленно тащились се­ ренькие облака, наполнилось ре­ вом «Юнкерсов». Они шли с раз­ ных направлений, большими груп­ пами и, пикируя, сбрасывали бом­ бы. Воздух содрогался от непре­ рывных взрывов. Вслед за одним налетом последовал другой, а за­ тем— третий. Отважно дрались на­ ши летчики. Немногочисленные «И-16» и «чайки» шли в лобовую врагу, мешали ему сбрасывать бом­ бы, а затем пристраивались в хвост немцам и сбивали их. Вот, прижи­ маясь к земле, несется за одним из «Юнкерсов» наш «И-15». Фашист­ ский стрелок замечает советского летчика и еще с расстояния 500 метров нервно обстреливает его. Трассы идут мнмо. Стрелок за­ молкает—кончились патроны. Со­ ветский летчик подходит вплот­ ную к «Юнкерсу». Он в упор уби­ 1941 год. Дважды Герой Советского Союза Б. Ф. Сафонов со своими летчиками. Фотомонтаж Е. Халдея. вает вражеского стрелка и перено­ сит огонь на моторы. «Юнкере» го­ рит. Еще две-три очереди, и пылаю­ щий фашистский бомбардировщик падает на голые скалы Ура-Губы. Это был 8 самолет, сбитый Сафо­ новым. Отличились в эту ночь ны­ не Герой Советского Союза По­ кровский, а также летчики Соро­ кин, Плопко, и сейчас успешно продолжающие бить врага. Произведя перегруппировку сил, немцы пошли 'в наступление и на суше. Они форсировали реку За­ падная Лица и стали продвигаться по основной Магистрали на Мур­ манск. Сухопутных «егерей» мно- гоярусно прикрывали «Мессер­ шмитты». «10-87» беоперестапно бомбили боевые порядки наших войск. Командование Северного флота выделяет на помощь бойцам Красной Армии морские отряды. Перед нашей авиацией была по­ ставлена задача разбомбить пере­ правы через реку Западная Лица и обеспечить прикрытие с воздуха сухопутных частей. Конец августа и сентябрь стояли ,не ло-заполяр- ному сухими и теплыми. Бомбар­ дировщики Погодина и истребите­ ли Туманова били по немецким пе­ реправам и по наступающим не­ мецким войскам. Бои приближа­ лись к Мурманску. Уже отчетливо была слышна в наших гарнизонах артиллерийская канонада, техники не теряли из виду улетевшие бом- ' бить фронт самолеты — разрывы немецких зенитных снарядов были прекрасно видны с основного се­ вероморского аэродрома. Для за­ щиты Мурманска из личного со­ става ВВС формируется специаль­ ный отряд во главе с капитаном Прусенко. Этот отряд в будущем своей смелостью снискал у пехо­ тинцев немалый авторитет. Неимоверную нагрузку прихо­ дилось нести нашим истребителям. Центром и, пожалуй, основой всей североморской истребительной ави­ ации в то время была эскадрилья капитана Сафонова. Борис Сафонов и его летчики Коваленко, Вини- ченко, Покровский, Максимович, Семененко, Романов и другие по­ казывали образцы мастерства и непревзойденного мужества. 29 августа краснофлотская газе­ та «За Родину» писала: «За день 27 августа летчики-се­ вероморцы одержали новую побе­ ду. Гов. Яковенко и его товарищи Кухаренко, Цыбапов, Соколов сби­ ли 3 «Юнкерса-88». Два «Мессер- шмитта-109» и один «Хеншель- 126» сбиты летчиками Сафонова. В этот день сам Борис Сафонов увеличил свой счет до десяти. В первую империалистическую вой­ ну звание «ас» присваивалось (не­ официально) летчикам, сбившим 5 вражеских самолетов. Таким образом, мы можем поздравить товарища Сафонова с его повой победой и назвать его «дважды асом». Через несколько дней сафонов- цы записали на свой счет еще семь «Юнкерсов» ц «Мессершмиттов». 15 сентября 1941 года! Кто из североморцев не знает этот день. 7 против 52 — так обычно именуют его. Пять сбитых немецких самоле­ тов, два из которых приходятся на долю Сафонова, и паническая ра­ диограмма немцев: «Окружены русскими истребителями, нас ист­ ребляют...», — таков итог этого боя. На следующий день, 16 сентяб­ ря, Указом Президиума Верховно­ го Совета СССР капитану Борису Феоктистовичу Сафонову было присвоено звание Героя Советского Союза, а полк, в котором он вое­ вал, стал краснознаменным. Вечером на том месте, где и по­ ныне сохранилось сафоновское КП, открылся митинг. Говорили това­ рищи. Они поздравляли героя. А затем слово взял Сафонов. — Я не могу выразить словами,— сказал он, — своей благодарности нашей партии и правительству. Скажу только одно: мы врага би­ ли, бьем и будем бить до полного уничтожения. Не щадя себя, пока будут силы, я буду держать штур­ вал самолета в руках и громить фашистских людоедов. А в январе 1942 года полк, ко­ торым командовал Сафонов, был преобразован в гвардейский. 5. НАША ЗИМА ЕМАЛУЮ боевую работу в это время провел полк разведчиков. «МБР-2» не только вели развед­ ку, но и бомбили фашистские ко­ рабли. 6 сентября 1941 года груп­ па морских разведчиков, в которую входил в будущем знатный торпе­ доносец, ныне Герой Советского Союза т. Киселев и ведущим кото­ рой был летчик Юрий Грязнов, по­ топила первую родводпую лодку врага. С появлением темных ночей пер­ выми стали бомбить базы врага п линию фронта также морские раз­ ведчики. Бойцы Красной Армии вместе с отрядами морской пехоты, при со­ действии морской авиации, остано­ вили врага, лезшего на Мурманск, разбили его отборные дивизии и отбросили назад. Выдохся и воз­ душный враг, а с наступлением по­ лярной ночи его действия были почти совершенно парализованы. Немец залечивал свои раны. Ране­ ный зверь готовился к новому прыжку. Итоги боен за полгода вырази­ лись в 148 уничтоженных враже- х самолетах, 5 потопленных и 2 подводных лодках. Североморские летчики всю зи­ му 1941— 42 гг. продолжали бом­ бить переднюю линию противника. Бомбили на самолетах «СБ», «МБР-2», «У-2». Немцы в нашем небе не показывались — у них не было кадров ночников. Одурачен­ ные бредовыми планами Гитлера, они хотели еще до наступления холодов и полярной ночи победно закончить войну в Заполярья. Не йышлоі Зима 1941— 42 гг. былз на­ шей. 6. ПРОВАЛИВШИЙСЯ РЕВАНШ О? А ЗИМУ немцы пополнили и привели в порядок свою потре­ панную авиацию. Вместе с зеле­ ной гитлеровской молодежью на Север в качестве пополнения были посланы асы из-под Берлина, из- под Парижа и других городов Германии и оккупированных ею стран. Весной Гитлер хотел дать ре­ ванш, хотел завоевать господство в воздухе. Но опять не вышло. Не помогли Гитлеру «асы»! «Юнкер­ сы», «Хейнкели», «Мессершмитты» разбивались о заполярные сопки, падали а море. Не помогали и та­ лисманы. Бои марта и апреля 1942 года, которые все чаще и чаще прохо дили уже :над аэродромами н ба зами противника, показали возрос шую силу и мастерство наших лет чиков. Тогда еще молодые гвар дейцьі товарищи Амосов, Реутов, Алагуров, Орлов, Бокий, Мозеров, истребители Сгибнев, Диланян, Николаев в ожесточенных воздуш­ ных боях настойчиво отвоевывали у врага небо. Былн дни, когда на­ ши летчики сбивали по 20 с лиш­ ним самолетов противника. В мае 1942 года морская пехота Северного флота перешла стулление. Перед нашими «чайка­ ми» и «Харрикейнами» была по­ ставлена задача: штурмовыми уда­ рами по войскам противника помо­ гать наступающей морской пехоте. Особенной дерзостью и смелостью ударов отличались «чайки» во гла­ ве с командиром Хряшковым. Ма­ невренные бипланы, они внезапно подходили к месту штурмовки и, сбросив бомбы с пикирования, сно­ ва заходили в атаку и по 3—4 раза штурмовали врага. Умелыми Ден' ствнями отличались летчики 1ка" ченко, Алексеев, Афанасеігков. Фашистские «Мессершмитту» вся­ чески старались помешать на­ шим «чайкам», но советские лет­ чики не только прекрасно штурмо­ вали, но и умело дрались. В одном из боев лейтенант Игнатьев про­ таранил «Ме-109» — это был пер- вый таран у летчиков-северомор цен. Не раз командование наземных войск за хорошую поддержку воздуха выносило нашим летчикам благодарность.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz