Североморский лётчик. 1944, июнь.
2 СЕВЕНГШРСКИ й ЛЕТЧИК 22 топя 1944 г., № 147 ( 217 ). Т Р И го 1. ТАК ПРИШ ЛА ВОЙНА ТОЯЛА тихая ночь. Серым сплошным ікулолом висело над польскими сопками небо. Все было спокойно. На аэродромах, как обычно, отдыхали дежурные звенья, по гарнизонам медленно расхаживал патруль... И вдруг содрогнулся воздух: извили сиреаіы. «Товарищи! Об’явлена боевая тревога»,—передавал местный ра диоузел. Пешком, на автомашинах люди спешили на аэродромы. Загудели моторы истребителей, оружейники подвешивали бомбы к самолетам. Летчики заняли места в кабинах. В 12 часов дня все, кто не де журил, сгрудившись около репро дукторов, слушали по радио вы ступление товарища Молотова, а на митингах поклялись стоять на смерть, биться с врагом, не щадя жизни. По примеру старщего лейтенан та Сафонова летчики выводили на бортах своих «чаек», «бисов», «И-16», бомбардировщиков лозун ги: «За Сталина!», «За Родину!», «За ВКП (б)!», «Смерть фашизму!». У всех было одно' желание — раз бить врага, уничтожить его. Готовя вероломное нападение на Советский Союз, гитлеровское командование еще задолго до вой ны усиленно строило аэродромы в Норвегии и Северной Финляндии. К началу войны на этих аэродро мах было сосредоточено около 500 самолетов— новейшие «Юнкерсы» и «Мессершмитты». Немцы прида вали серьезное значение Северному фронту, поэтому германские воен- но-воздушные силы здесь были укомплектованы первоклассными летчиками, награжденными желез ными крестами за налеты на Анг лию, Францию и Польшу. В числе их можно назвать капитанов Лоев- ского, Шашке, Регера. «Мы, гер манские летчики, находясь в Нор вегии, тщательно изучали тактику бреющего и кривого полета», — рассказывал пленный офицер Т. Немцы были уверены в победе, в своем превосходстве. Командую щий германскими авиационными войсками на Севере генерал-пол ковник Штумлф писал: «Мы заду шим большевистскую авиацию на её аэродромах». Гитлер рассчитывал молниеносно захватить Мурманск, наши военно- морские базы и отрезать Россию от союзников. На Мурманском направлении в районе реки Запад ная Лица были сконцентрированы горные немецко-австрийские вой ска-захватчики Крита и Нарвика. На занятие Мурманска сухопутно му немецкому генералу Днтлю от водилось две недели. В конце июня и в начале июля 1941 года до зубов вооруженные «егеря», заранее предвкушавшие победу, ринулись к Мурманску. Заполярное небо наполнилось гу лом «Юнкерсов» и «Мессершмит- тов». Оно стонало, оно было на сыщено огнем и смертью. И тогда на пути «героев» Кри та и Нарвнка встали бойцы Крас ной Армии в первые отряды севе роморских моряков. Навстречу армадам черных стальных^ птиц, меченых паучьей свастикой, под нялись звенья наших «чаек» и «бисов». Так началась и на Севере борьба не на жизнь, а на смерть. 2. ПЕРВЫЙ НЕМ ЕЦ СБИТ Ф АШ ИСТСКИ Е разведчики ста ли появляться над нашими ба зами еще до войны. Они нагло, на малой высоте проходили над аэро дромом и затем, взяв курс в море, уходили домой. На второй день войны, 2 .4 июня, «Хейнкель-111» прошел над юж ным полем нашего аэродрома. Старший лейтенант Сафонов нахо дился в это время около своего самолета. Не надевая парашюта, он сел в кабину И сразу же, с ме ста, дал газ. «И-16» послушно взлетел, пробежав несколько мет ров поперек аэродрома. Немец был настигнут нашим летчиком. Сафонов подошел к «Хейнкелю» на малое расстояние и, прицелив шись и одну из точек около ста билизатора, открыл огонь. От разведчика отлетел хвост. Ку выркаясь, «Хейнкель» на глазах у наших катерников улдл в залив. Эго был первый немецкий само лет, сбитый на Севере. Зародился и прочно аошел с тех пор в жизнь лозунг: «Бить врага по-сафоновски!». Охраняя заполярные базы, летчики Северного флота на ступали на врага сами. Когда немцы, имея явный перевес а си лах, стали теснить наши войска по шоссе Титовка—Мурманск, с се вероморских аэродромов поднялись бомбардировщики Погодина и Осо- кина, истребители Туманова и Са фонова. Бомбардировки и штурмо вые удары (Помогли пехотинцам: враг был остановлен. Помогая бить немца на фронте, пятерки и ше стерки североморских бомбарди ровщиков наносили удары по ос новным базам врага — Петсамо, Киркенес, Вардэ. Были случаи, когда при вылетах двух наших звеньев немцы по всей Северной Норвегии об’являли воздушную тревогу. 3. ПЕРВЫЙ ТРАНСПОРТ ИДЕТ НА ДНО 9 ИЮЛЯ 1941 года скорост ными бомбардировщиками был атакован и потоплен негірия- тельскиГг транспорт водоизме щением в 3 тысячи тонн. В этот день североморская авиа ция открыла боевой счет побед на море. В конце июля счет потоплен ных транспортов противника резко увеличился. 20, 21, 22 июля воды Баренцона моря приняли еще три крупных транспорта и один эскад ренный миноносец. Это было дело рук воздушных воинов, летающих на скоростных и морских бомбар дировщиках. Чтобы замазать провал свое го наступления на Мурманск, геббельсовское радио еще в июле 1941 года на весь мир несколько раз об’являло о «блестящих побе дах» своей авиации в Заполярье. Немцы кричали: «На аэродромах Северного флота уничтожено 200 советских самолетов (у нас их тогда было куда 'Меньше!), города Мурманск, Кнровск и Мончегорск полностью разруше ны. Советские войска на Мурман ском направлении разбиты». Об манывая мир, немцы готовились к новому наступлению. 4. НА ПОМОЩЬ СУХОПУТНЫМ ЧАСТЯМ В СОПКАХ немцам не хотелось зимовать—фрицам мерещились теплые квартиры Мурманска. Под тянутым к Западной Лице свежим «егерям», специальным дивизиям СС — «Адольф Гитлер», «Великая Германия», переброшенным из-под Парижа «асам» германское коман дование обещало на трехдпевное разграбление столицу советского Заполярья. Свое наступление немцы начали с воздуха задолго до основных боев. В предрассветный час 9 ав густа тихое заполярное небо, по которому медленно тащились се ренькие облака, наполнилось ре вом «Юнкерсов». Они шли с раз ных направлений, большими груп пами и, пикируя, сбрасывали бом бы. Воздух содрогался от непре рывных взрывов. Вслед за одним налетом последовал другой, а за тем— третий. Отважно дрались на ши летчики. Немногочисленные «И-16» и «чайки» шли в лобовую врагу, мешали ему сбрасывать бом бы, а затем пристраивались в хвост немцам и сбивали их. Вот, прижи маясь к земле, несется за одним из «Юнкерсов» наш «И-15». Фашист ский стрелок замечает советского летчика и еще с расстояния 500 метров нервно обстреливает его. Трассы идут мнмо. Стрелок за молкает—кончились патроны. Со ветский летчик подходит вплот ную к «Юнкерсу». Он в упор уби 1941 год. Дважды Герой Советского Союза Б. Ф. Сафонов со своими летчиками. Фотомонтаж Е. Халдея. вает вражеского стрелка и перено сит огонь на моторы. «Юнкере» го рит. Еще две-три очереди, и пылаю щий фашистский бомбардировщик падает на голые скалы Ура-Губы. Это был 8 самолет, сбитый Сафо новым. Отличились в эту ночь ны не Герой Советского Союза По кровский, а также летчики Соро кин, Плопко, и сейчас успешно продолжающие бить врага. Произведя перегруппировку сил, немцы пошли 'в наступление и на суше. Они форсировали реку За падная Лица и стали продвигаться по основной Магистрали на Мур манск. Сухопутных «егерей» мно- гоярусно прикрывали «Мессер шмитты». «10-87» беоперестапно бомбили боевые порядки наших войск. Командование Северного флота выделяет на помощь бойцам Красной Армии морские отряды. Перед нашей авиацией была по ставлена задача разбомбить пере правы через реку Западная Лица и обеспечить прикрытие с воздуха сухопутных частей. Конец августа и сентябрь стояли ,не ло-заполяр- ному сухими и теплыми. Бомбар дировщики Погодина и истребите ли Туманова били по немецким пе реправам и по наступающим не мецким войскам. Бои приближа лись к Мурманску. Уже отчетливо была слышна в наших гарнизонах артиллерийская канонада, техники не теряли из виду улетевшие бом- ' бить фронт самолеты — разрывы немецких зенитных снарядов были прекрасно видны с основного се вероморского аэродрома. Для за щиты Мурманска из личного со става ВВС формируется специаль ный отряд во главе с капитаном Прусенко. Этот отряд в будущем своей смелостью снискал у пехо тинцев немалый авторитет. Неимоверную нагрузку прихо дилось нести нашим истребителям. Центром и, пожалуй, основой всей североморской истребительной ави ации в то время была эскадрилья капитана Сафонова. Борис Сафонов и его летчики Коваленко, Вини- ченко, Покровский, Максимович, Семененко, Романов и другие по казывали образцы мастерства и непревзойденного мужества. 29 августа краснофлотская газе та «За Родину» писала: «За день 27 августа летчики-се вероморцы одержали новую побе ду. Гов. Яковенко и его товарищи Кухаренко, Цыбапов, Соколов сби ли 3 «Юнкерса-88». Два «Мессер- шмитта-109» и один «Хеншель- 126» сбиты летчиками Сафонова. В этот день сам Борис Сафонов увеличил свой счет до десяти. В первую империалистическую вой ну звание «ас» присваивалось (не официально) летчикам, сбившим 5 вражеских самолетов. Таким образом, мы можем поздравить товарища Сафонова с его повой победой и назвать его «дважды асом». Через несколько дней сафонов- цы записали на свой счет еще семь «Юнкерсов» ц «Мессершмиттов». 15 сентября 1941 года! Кто из североморцев не знает этот день. 7 против 52 — так обычно именуют его. Пять сбитых немецких самоле тов, два из которых приходятся на долю Сафонова, и паническая ра диограмма немцев: «Окружены русскими истребителями, нас ист ребляют...», — таков итог этого боя. На следующий день, 16 сентяб ря, Указом Президиума Верховно го Совета СССР капитану Борису Феоктистовичу Сафонову было присвоено звание Героя Советского Союза, а полк, в котором он вое вал, стал краснознаменным. Вечером на том месте, где и по ныне сохранилось сафоновское КП, открылся митинг. Говорили това рищи. Они поздравляли героя. А затем слово взял Сафонов. — Я не могу выразить словами,— сказал он, — своей благодарности нашей партии и правительству. Скажу только одно: мы врага би ли, бьем и будем бить до полного уничтожения. Не щадя себя, пока будут силы, я буду держать штур вал самолета в руках и громить фашистских людоедов. А в январе 1942 года полк, ко торым командовал Сафонов, был преобразован в гвардейский. 5. НАША ЗИМА ЕМАЛУЮ боевую работу в это время провел полк разведчиков. «МБР-2» не только вели развед ку, но и бомбили фашистские ко рабли. 6 сентября 1941 года груп па морских разведчиков, в которую входил в будущем знатный торпе доносец, ныне Герой Советского Союза т. Киселев и ведущим кото рой был летчик Юрий Грязнов, по топила первую родводпую лодку врага. С появлением темных ночей пер выми стали бомбить базы врага п линию фронта также морские раз ведчики. Бойцы Красной Армии вместе с отрядами морской пехоты, при со действии морской авиации, остано вили врага, лезшего на Мурманск, разбили его отборные дивизии и отбросили назад. Выдохся и воз душный враг, а с наступлением по лярной ночи его действия были почти совершенно парализованы. Немец залечивал свои раны. Ране ный зверь готовился к новому прыжку. Итоги боен за полгода вырази лись в 148 уничтоженных враже- х самолетах, 5 потопленных и 2 подводных лодках. Североморские летчики всю зи му 1941— 42 гг. продолжали бом бить переднюю линию противника. Бомбили на самолетах «СБ», «МБР-2», «У-2». Немцы в нашем небе не показывались — у них не было кадров ночников. Одурачен ные бредовыми планами Гитлера, они хотели еще до наступления холодов и полярной ночи победно закончить войну в Заполярья. Не йышлоі Зима 1941— 42 гг. былз на шей. 6. ПРОВАЛИВШИЙСЯ РЕВАНШ О? А ЗИМУ немцы пополнили и привели в порядок свою потре панную авиацию. Вместе с зеле ной гитлеровской молодежью на Север в качестве пополнения были посланы асы из-под Берлина, из- под Парижа и других городов Германии и оккупированных ею стран. Весной Гитлер хотел дать ре ванш, хотел завоевать господство в воздухе. Но опять не вышло. Не помогли Гитлеру «асы»! «Юнкер сы», «Хейнкели», «Мессершмитты» разбивались о заполярные сопки, падали а море. Не помогали и та лисманы. Бои марта и апреля 1942 года, которые все чаще и чаще прохо дили уже :над аэродромами н ба зами противника, показали возрос шую силу и мастерство наших лет чиков. Тогда еще молодые гвар дейцьі товарищи Амосов, Реутов, Алагуров, Орлов, Бокий, Мозеров, истребители Сгибнев, Диланян, Николаев в ожесточенных воздуш ных боях настойчиво отвоевывали у врага небо. Былн дни, когда на ши летчики сбивали по 20 с лиш ним самолетов противника. В мае 1942 года морская пехота Северного флота перешла стулление. Перед нашими «чайка ми» и «Харрикейнами» была по ставлена задача: штурмовыми уда рами по войскам противника помо гать наступающей морской пехоте. Особенной дерзостью и смелостью ударов отличались «чайки» во гла ве с командиром Хряшковым. Ма невренные бипланы, они внезапно подходили к месту штурмовки и, сбросив бомбы с пикирования, сно ва заходили в атаку и по 3—4 раза штурмовали врага. Умелыми Ден' ствнями отличались летчики 1ка" ченко, Алексеев, Афанасеігков. Фашистские «Мессершмитту» вся чески старались помешать на шим «чайкам», но советские лет чики не только прекрасно штурмо вали, но и умело дрались. В одном из боев лейтенант Игнатьев про таранил «Ме-109» — это был пер- вый таран у летчиков-северомор цен. Не раз командование наземных войск за хорошую поддержку воздуха выносило нашим летчикам благодарность.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz