Североморский лётчик. 1944, июнь.

г л СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 3 июня 1944 г., ,№ 131 (201). И з о п ы т а п о с л е д н и х о п е р а ц и й Гвардии старший сержант В. Ж у к К а к м ы о т р а ж а л и а т а к и и с т р е б и т е л е й п р о т и в н и к а С трелок-рад ист гвардии ста рший сержант В. Ж у к . Ф о то И. Михеева. Разведчики над караваном I орпеды сброшены. Л е т ч и к Ш к ар уб а начал отводить групп у от враж еского каравана. Наши самолеты , маневрируя в з о ­ не зенитного огня, расср ед оточи ­ лись. В д р уг ураганный огон ь с немецких кораблей прекратился. Снизу, со стороны каравана, п о я ­ вились восемь «М е -1 0 9 ». — С тодевятьіе атакуют! — крик­ н у л я командиру. Торп едон осцы сом кнулись, но звено гвардии старш его лей тен а н ­ та Евдокимова к нам пристроиться не ус п е ло и о ст а ло сь на 400 м ет­ ров ниже в е д ущ е го звена. Э то н е ­ с к о ль к о о сл а б и л о огн евую мощ ь группы. И стр еби тели противника р азд е­ ли ли сь : четыре «М е с се рш м и тт а » пош ли на звено Евдокимова, д р у ­ гая четверка попарно атаковала нас снизу сзади, стараясь при­ строиться в мертвый конус под стабилизатор торпедоносца. Воздушный стр ело к Бугаев д а л к ор откую очередь, и немец сразу ж е рван улся в сторону. О стальны е «м е сс е ры », напоровшись на т о ч ­ ный о гон ь стрелка, отворачивали от нас ещ е на значительной д и ­ станции. В это время я уви д ел, что нем ­ цы заходйт в атаку на Е вдоким о­ ва. М гн овен н о развернув тур ель, я пом ог стрелкам -раднстам в тор о­ го звена отразить нападение фа­ шистских самолетов. В торую пару «М е -1 0 9 » сосредоточенным, с и л ь ­ ным огнем отогн али стр елки-р ади­ сты К оло ти лен к о , Мадиевский, Ф роловский и другие. П о к а я с т р е ля л по немцам, на­ павшим на Евдокимова, к нашему звену начала под ходи ть др угая пара «м ессер о в ». Один из них сни­ з у атаковал нашу машину, второй п ош ел на сам олет Губанова, нахо­ дившийся в левом пеленге. — Д ай те правую н о гу !— крикнул я летчику. Х в ост торпедоносца сразу же отбр оси ло влево, и воздушный стр елок Бугаев отогн ал вражеский истребитель. Н о второй «стодевя- ты й » все ещ е ви сел под ста б и ли ­ затором сам олета Губанова. У стрелка-радиста этой машины гвар­ дии сержанта Б удник в самый критический моминт за ело п у л е ­ мет. «М е с се рш м и тт », непрерывно стреляя, п о д ош ел к машине почти вплотную . О т меня он бы л в это время метрах в 60. Я вып усти л в него н еск о льк о длинны х очередей. Н ем ец рван улся вверх и, п о д ста ­ вив мне «б р ю х о », начал выходить из атаки. Ещ е одна прицельная о чер едь довершила д е л о : «М е - 109» за гор елся и со скольж ени ем на к ры ло п овали лся вниз. К ак т о ль к о я замечал «М е с с е р - шмитты», сразу ж е да вал в на­ правлении нападающих немцев к о ­ р откую очередь, чтобы обратить внимание всех экипажей. И все стрелки непрерывно били по «сто - д евятым », выбивая их из-под с а ­ м олетов товарищей. В этом бою нам крепко пом огла взаимная выручка и поддержка. К о гд а в экипаже Л е д о в о г о ранило стрелков, стрелок-радист с ам о л е ­ та П оздн якова старший сержант П опов у м е л о защ ищ ал обе машины и отогн ал немецких истребителей. Э тот бой бы л скоротечным, но очень напряженным. П р и х од и лось бук вальн о крутиться в к а б и н е,ч т о ­ бы успевать отразить непрерыв­ ные атаки «М ессерш м и тто в ». П очти весь обратный п у т ь нас сопровождали на истребителях разведчики Панкрашин и Авцын, помогавшие нам, и мы б л а го п о л у ч ­ но верн ули сь на свой аэродром. В этом бою над немецким кара­ ваном ярко выявились и сильны е и слабы е стороны обороняющихся торпедоносцев. П о этом у я попы : таю сь с д ел а т ь некоторые выводы, поучительны е д л я стрелков. Главный недостаток этой воздушной схватки в том, что мы не успели во-вре.мя сомкнуть строй звеньев. Это, а такж е отказ о дн ого т ур ель н о го пулемета, к о ­ нечно, о сла б и ло наше огневое с о ­ противление. Вместе с тем во время боя вы ­ явились также и достоинства на­ шей обороны . Это, во-первых, взаимная выручка экипажей, о б е с ­ печившая нам усп ех ; во-вторых, хорошая выучка и гвардейская стой к ость стр елк ов, не прекращ ав­ ших д аж е п о с ле ранения отражать атаки немцев; в-третьих, о т л и ч ­ ная слета н н о сть в е д ущ е го экипа­ жа Ш к ар убы , которая п о зв о ля ла ем у нем едлен н о реагировать на сигналы стр елк ов и штурмана. Воздушный, бой показал, что слетанная группа торп едон осц ев или бомбардировщиков при ум елом взаимодействии огня воздушны х с тр елк ов м ож ет с успехом вести оборони тельны й бой. Е сл и ж е строй разомкнут, группа понесет ничем неоправданные потери. И стр еби тели противника, видя свое явное чи сленное пр ев о сх о д ­ ство, атакую т нахально, но ни­ когда не л е з у т на точный п р и ц е ль ­ ный огонь, пр одолж а я нападать т о льк о в том случ а е, есл и трассы наших п улем етов лож а тся д а л е к о от них. Они, как правило, и с п о л ь ­ зую т все ошибки строя бом бар ди­ ровщиков и никогда не и д ут на сильный концентрированный огонь. Ч тобы вы ходить п обедителями из самых напряженных боев, с т р е л ­ ки-радисты и воздуш ны е стр елки д о лж ны запомнить, что: 1. Н е л ь зя у в лек а ться т о ль к о одним истребителем противника, н уж но бы ть осм отрительным , ви­ д е т ь весь бой. 2. При лю бы х о б ст о я тель ст в а х с л е д у е т руководи ть действиями экипажа во время боя. 3. Н а д о стараться вести при­ ц ельный о гон ь и беречь б о е ­ к омплект: бой м ож ет быть пр о­ долж и тельны м . 4. Н уж н о научиться в с ов ер ­ шенстве в ла д еть своим оружием , ум еть мгновенно устранять н е ­ слож ны е задержки. 5. В бою с л е д у е т действовать без суеты , не торопясь, но бы ­ стро. Во время недавнего удара нашей авиации по транспортам противни­ ка вновь о т ли ч и ли сь воздушны е разведчики Авцы н и Панкрашин. Они вы л ет е ли вместе с первой ударной группой. В скор е им при­ ш л о с ь оторваться и итти вп ер ед сам остоятельн о, чтобы усп ет ь сф о ­ тографировать конвой д о п о д хо д а нашей авиации. Н ем ец ки е транспорты ш ли под си льн ой охраной военны х к ор а б ­ лей. С во зд ух а е го прикрывали истребители , впереди каравана, прижимаясь к воде, выискивал п о д ло д к и «Х е -1 1 5 » — «к а р а к а ти ­ ц а», как зо в у т е го наши летчики. Р азведчи ки л е г л и на к ур с и на­ чали ф отографировать конвой. «М е с с е рш м и т т ы » барражировали ннже на 800 м етров и, как т о л ь к о зам етили советски е сам олеты , с р а ­ з у п о л е з л и вверх. П о зд н о : они •упустили м омент и п отерп ели н е ­ уд а ч у. «М е с с е рш м и т т о в » о т се к ли подоспевш и е к м есту собы тий с е ­ вером орские и стр ебители . У да рн ая авиация п ош ла в атаку на караван. О т прям ого попадания торп еды б о л ьш о й транспорт в зо р ­ вался и бы стр о за то н ул. В скоре такая ж е у ч а с т ь п о с т и гла с т о р о ­ жевик. На мн оги х к ор а б л я х в спы хн ули пожары . О тбивая атаки нем ецких и стр еб и телей , р азв ед чи ­ ки вели в и зу а ль н о е наблю ден и е. П ервая группа удар а, выполнив задание, п о в е р н у л а дом ой. Вм есте с ней уш ли и прикрывавшие ее на­ ши истр еби тели . Р азведчи ки о с т а ­ л и с ь одни. Им п р е д с т о я л о заф ик­ сировать р е з у л ь т а т удар а на п л е н ­ ку. Гр уп п а н ем ед к и х и с тр еб и телей теп ерь все свое внимание обратила на о д и н о к ую п а р у сов етски х с ам о ­ летов. И м е я гр ом а д н о е пр ев о с­ х о д с тв о в силах; и зная, что р аз­ ведчик р ед к о принимает бой и з а ­ нят своим д е л о м , фашисты начали н а сто ящ ую о х о т у за ними. Р а з в е д ­ чики ви дели, что ок р уж ены вра­ гом, но приказ е с т ь приказ, за д а ­ ние д о лж н о бы т ь вы п олнен о, и они приняли неравный бой. — И д у на фотографирование. П ри к р ой !— п е р ед а л А в ц ц н и л е г на курс. В то ж е мгновение два «М е-1 0 9 » начали за х од и ть в хвост его само­ лета. Панкрашин р и н улся на вы­ р уч к у товарища. Д ли н н а я очередь пр еградила путь немцам. Наш л е т ­ чик и нем ецкие сам олеты горний р азош ли сь в разные стороны. Д е ­ ла я переворот на вы соте, П анкра­ шин зам ети л через кры ло, что но­ вая пара «М е с с е рш м и т т о в » заходит в атаку на Авцына. Р е з к о спики­ ровав, Панкрашин бы стро догнал их. С дистанции 50 метров он дал три кор отки х очереди. О дин «М е - 109» задымил, затем вспы хн ул и, перевернувшись, у п а л в море. А вцы н зам ети л е щ е д в у х не­ п р и я тельск и х истр еби телей , ш ед­ ших на него с б о к у и резко изменил курс. Панкрашин б ы л над карава­ ном. — Ф отогр аф ир уй! Прикрываю !— п е р ед а л ему А в цы н и начал охра­ нять товарища. П ервый ж е немец, зашедший в х вост сам олета Паикрашина, напо­ р о л с я на за гр а д и т е ль н ую очередь А вцы на и р у х н у л вниз. Н о и сам А в цы н поп ал в т я ж е л о е п о л ож е ­ ние. Е го уж е атаковали сзади два «М е с с е рш м и т т а ». С больш им т р у ­ д ом р азведчик о тор в а лся от н е­ при ятеля . Н о немецким летчикам у д а л о с ь нанести повреждения его с ам о л ет у. П о с л е к ор о т к о го боя на виражах А вцы н у с л ы ш а л голос П анкрашина: « Р е з у л ь т а т удара сфотографирован. П о й д ем домой ». Р езк и м пикированием разведчи­ ки выш ли из боя. П анкрашин в п у­ ти прикрывал п о д б и т о го товари­ ща. С ведени я командованию были д о став лены . В т у ж е ночь Панкрашин вм е­ с те с Бы стровым снова в ы л е т е л д л я фиксации р е з у ль т а т о в удара по э то м у ж е каравану д р у го й на­ шей групп ой сам олетов. П оочере- д и с Бы стровым они произвели ф о т о с ’е м к у тіо р ед евш его конвоя. Б оевая работа разведчиков-се- вером орц ев над конвоем в этот д е н ь за к о н ч и ла сь новым вылетом Авцы на. В караване противника н е д о ­ с ч и ты в а ло сь 8 к ор аблей . С тарший лейтенант К . З А Х А Р О В . С ФОТОАППАРАТОМ НАД ЦЕЛЬЮ Н о в о с т и Л * . BG tppfrgtyCHoU т е х н и к и Защита от баллонов заграждения З апатентована специальная с и с т е ­ ма защиты с а м о ­ ле т о в от б аллон ов в о з д уш н о г о за гр а ­ ждения. Д ля это го с ам о л еты о б о р у ­ дую тся рядом ш ар ­ нирно у к р е п л е н ­ ны х с т а л ь н ы х б р у сь е в о б т е к а е ­ м о г о контура, к о ­ торы е м онтирую т- тя о т носа с ам о ­ лета д о конц ов к ры ль ев . Б р усья у к р еп лены на п р у ­ жинных опорах, ж естк о за к р е п ле н ­ ны х на каркасе сам олета. „А э р о п л э н ". Б Е С ЕД А С МЛАДШИМ Л ЕЙ ТЕНАНТОМ МАСЛЕНЧЕНКО 1—4 а днях в редакцию поступи ­ л о письмо. Старший ле й т е ­ нант тов. К утеп ов пишет: « Д л я фиксации р езультатов бомбовых ударов и д л я уто ч н е ­ ния потерь противника нема­ ловаж ное значение имеет ф ото­ графирование. Этой специ альн о­ стью бук вальн о за н еск о льк о дней о в ла д е л летчик -истреби­ т е л ь младший лейтенант А н а ­ толий М асленченк о. Е го ини­ циатива и настойчивость, при фотографировании высоко о ц е ­ ниваются командованием. Кром е того, за последние 2— 3 месяца тов. М аслен ченк о с д е л а л много боевы х вы летов на ш турм овку н бомбардировку враж еских об'ек- тов и судов, лично потопил один м отобот противника». М ы обратились к т. М а с ле н ч е н ­ ко с просьбой рассказать о том, как он производит фотографирова­ ние р езультатов бомбо-ш турмовых ударов. Ниж е печатаем е г о рас­ сказ. : ѵ , *«"?•- — Сейчас моя основная с п е ­ циальность — фотограф. Однако, когда погода не б ла гоп ри ятствует фотографированию, что в наших услови я х бывает частенько, я б е ­ р у с собой бомбы и вместе с д р у ­ гими летчиками уча ствую в н а л е ­ тах на вражеские о б ’ёкты. Главн ое при фотографировании— быть над ц елью в тот момент, к о ­ гда разрываются сброшенные с е ­ вероморскими ДетчикаМи бомбы. Р асчет этого времени и составляет некоторую трудность. М ла дш и й лейтенант А . М аслен ченк о.. Ф о т о И . Михеева. ♦ Е щ е д о вы лета командир ставит передо мной задачу. Сам я, зная вы со ту полета, скор ость, ин тер­ вал м еж д у снимками, вы чи сляю время появления над о б ’ектом атаки. К ц ели и д у вместе со всей группой. При команде в е д ущ е го : «В и ж у ц ель, пр и готовиться к ата­ к е » начинаю отставать на н е о б х о ­ д им ое по р асчету р асстояни е и набирать вы соту. П о с л е с л о в в е ­ д ущ е г о : « В а т а к у !» выбираю ориентиры од и н— д л я п о л ет а т о ч ­ но над ц е л ью по прямой, д р у г о й— напротив ц ели п од 90 гр а д у с о в к первом у, и л о ж у с ь на боевой курс. О риентирами обычно выбираю с о п ­ ки. П ри п о д х о д е к он соли п л о с к о ­ сти к ори ентиру, р асполож енн ом у п од 90 гр а д ус о в к ц ели, включаю фотоаппарат и п р о д о лж аю строго вы д ерж и вать прям ую по выбран­ н ом у впереди ориентиру. Р а н ьш е на фотографирование я л е т а л один, теп ер ь с ведомым м ладш им лей тен а н том т. Поповым. В о время в с его п о л е т а т. П оп ов прикрывает меня. О с о б е н н о велика е г о р о л ь в м ом ент фотографиро­ вания, к о гд а у меня совершенно н ет времени см о тр еть за в о зд у ­ хом. И н о г д а из-за м етеор ологи чески х у с л о в и й над самой ц е л ью прихо­ д и тся изм енять р ассчитанную вы­ с о т у ф отографирования. В этом с л у ч а е очен ь важ но д л я летчика не растер яться, бы стро, на ходу произвести н ео б х од им ы е расчеты. К а к -т о раз мне б ы л о поручено зафиксировать бомбо-ш турмовой уд а р четверки наших сам олетов п о д к ом ан дой лей тен а н та т. Едуш . Р асч етн ая вы сота фотографирова­ ния бы ла 2.500 метров. Н а д ц елью в и села о б ла ч н о сть , а п оэтом у за­ ф иксировать уд а р я см ог тольк о с вы соты 1.900 метров. Уменьшив с к о р ос т ь п о лет а , я д о б и л с я х о р о ­ ш их снимков. Е с л и б ы это го н е д с д е л а л , о б я з а т е л ь н о п о л уч и л ся бы j «с м а з ». Н асто й ч и в ость в достиж ении по- с та вленн ой ц ели , творческий под- « х о д к к аж д ом у заданию— вот что д о л ж н о л е ж а т ь в осн ове работы летчик а-ф отогр аф э. Е сл и мы б у ­ дем эти требования выполнять, командование всегда б у д е т иметь точны е данные- о р езуль т а т а х на- ших удар ов, _ _ ____

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz