Североморский лётчик. 1944, июнь.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧ І l'K 1!Ш (Ш). И з o n ы т а п_о с л е_д_ и и х___о п е р а ц и и " — ]| ОБЕСПЕЧЕНИЕ _ О Д Н О Г О ВЫ ЛЕТА Т е х н и ч еен з в е н о І ѴВАЖАЮТ гвардейцы-сафоновцы техническое звено, • ѵ которым руководит гвардии старший техник-лейте- нант Павел Кондратьевич Троян. Всего несколько месяцев тому назад х. Троян был механиком самолета. Он обслуживал ис требитель гвардейца Запаленова. Как лучшего механика, Пав ла Троян назначили техником звена. — Надеюсь, что справитесь,— сказал командир подразде ления. Он не ошибся. Самолеты, обслуживаемые звеном, уже сделали свыше 100 боевых вылетов. Ни одной аварии, ни одной пвломки не было по вине технического состава. Павел Кондратьевич „Троян—опытный техник, уважаемый офицер, хороший руководитель. В Заполярьи он —с первых дней Отечественной войны. На обслуживаемых им самоле тах дрались когда-то с врагом знатные североморцы Дмитрий Реутов, Василий Кравченко и Петр Семененко. 11 неприя тельских самолетов сбили летчики на машинах, подготовлен ных механиком Трбян. О н е к о т о р ы х о с о б е н н о с т я х з а п у с к а м о т о р а Старший техник-лейтенант А. Боус УЧИТЬСЯ НА ОПЫТЕ ЛУЧШИХ На первый в зг л я д запуск мотора в летни х условиях как-будто не представляет никакой сложности. Некоторы е летчики и техники, считая запуск обычным делом , не придают ему—д о лж н о г о значения. Т ем не менее и летом у этих това рищей случ аю тся «ка вер зы » с з а пуском. Н е так давно летчики нашей части выполняли задание по на несению бомбового удара. М а шины бы ло приказано срочно подготовить к вылету. Быстро п о д весив бомбы, осмотрев моторы и самолеты, механики сдавали маши ны летчикам. В ч и сле др уги х на задание д о лж е н б ы л пойти и са м олет техника т. Степкина. О д н а ко, когда по следо в ала команда на запуск моторов, у Степкина мотор «закапризничал». — Ч т о такое со Степкиным? — спрашивали д р у г др уга техники, видя, что у того все еще на з а п у скается мотор. Остальные сам ол е ты выруливали на старт и по ра кете поднимались в воздух. Степ- кин и летчик К у ли к о в надеялись, что вот-вот мотор заберет, а он все не запускался. История эта кончилась тем, что одна .машина так и не вылетела на задание. С ней д о л г о еще пришлось повозить ся и после. П очем у не запустился мотор на машине у техника Степкина? На разборе, который мы прово дили в конце дня, были подробно вскрыты причины невыхода на б о е вое заданне самолета. Как выяс нилось, мотор не бы л прогрет заранее. Главн ое же к ры лось в том, что летчик младший л е й т е нант К у л и к о в перед запуском пе- р езали л мотор. Первая неудачная попытка запуска привела к тому, что в дальнейшем мотору за л и вали еще горючее и в конце к о н цов налили в цилиндры сто льк о бензина, что отсырели свечи и мотор не давал даж е вспышки. Итак, причиной незапуска мотора явилась вредная нерезаливка ци линдров. Чрезмерная ж е заливка в цилиндры мотора опасна еще и потому, что бензин смывает с поршней масло и в результате м о г ут быть задиры. Л е т о м при плюсовых темпера турах необходимо помнить, что м о тор запускается от 2-х— 3-х шпри цев, а некоторые даже от одного. К оличество необходимой заливки различно д л я к аждого мотора. П о эт ом у механик, зная скольк о надо зашприцовывать перед за п у ском в мотор ^гврючего, всегда д о лж е н сообщить об этом ле т ч и ку, чего, к сожалению, не с д ел а л т. Степкин. Запуск мотора, когда бы это ни было, — ответственное дело. На горьком примере техника Степки на и летчика К уликова до лж ны $то понять все остальные. Технический состав Н -ского подразделения о б служи в а ет новую д л я нас материальную часть. Нами ! накоплен некоторый опыт в эк- сплоатации самолета и мотора, к о торый п р о д о лжи т ел ь н о е время позволяет техникам и механикам безукоризненно готовить машины к боевым вылетам. В своей статье мне и хочется рассказать о том, как я н мои подчиненные авиаме ханики обеспечивали боевые в ы л е ты летчиков подразделения в п о с ледни х операциях. П р еж д е всего о роли старшего техника подразделения. О т него в первую очер едь зависит организа ция технико-эксплоатационной с луж бы , он является р уко во ди те лем технического состава и непо средственно несет ответственность за готовность машин. П о э т ом у и с ход подготовки материальной ча сти к операции зависит от того, на скольк о правильно и отчетливо старший техник поставит задачу своим подчиненным, как б у д у т расставлены лю д и по участкам, как он организует к онтроль п о д го товки самолетов у к аждо го т е х ника и механика. Возьмем, к примеру, работу тех- состава нашего п одразделени я во время обеспечения одной из п о следни х операций. П о лу ч и в за да ние, командир подразделения с р а зу же поставил задачу перед тех- составом. Она предусматривала под готов ку восьми машин с вариан том бомбовой нагрузки и подвесны ми бачками. Т у т же, при постановке задачи, мы вместе с командиром решили, кто из летчиков полетит на какой машине и установили н е обход им ость подготовки одной р е зервной (девятой) машины. Своев ременное распределение самолетов по летчикам в подготовке к вы л е т у имеет существенное значение. Н е сделай э т о г о— б уд е т иногда Я совсем недавно начал само с тоятельно о б сл уж и в а т ь самолет. П р и х о д на сам остоятельную ра б о ту совпал со значительной ак тивизацией боевых действий л е т ч и ков подразделения. С первого дня пришлось выпускать машину на ответственное боевое задание. И здесь мне неоценимую у с л у г у ока зали опытные товарищи. Основной задачей механика с а молета является своевременное обнаружение дефектов в м о торе и самолете и грамот ное производство профилактиче ских работ, предупреждающих появление дефектов. Э то качество не лр и х о д и т само. Помнится мне, как неуверенно производил я вна чале осмотры своей машины. К а жется, все просмотришь, а пойдет машина в полет, все-таки з а д у мываешься: « М о ж е т что и у п у с ти л? ». В таких с луч а ях мне в с ег да на помощь приходил техник т. Боус. За свою многолетнюю работу он накопил огромный опыт эксплоатации многих типов само летов. В свободное время т. Б о ус б еседовал со мной, практически показывал, что и как надо делать. В начале июня, возвратившись нз боевого полета, летчик, летавший на моей машине, пожаловался, что на больши х оборотах в воздухе трясет мотор. Мн о г о может быть причин этому. М о г л а тряска поя виться вследствие ненормальной работы магнето или карбюратора, м огло разрегулироваться газорас пределение, м огло случи ться что- нибудь и с винтом. П о с л е нек ото рых попыток отыскать причину, я так, что летчик, не зная на какой машине он полетит, в по с ле д нюю минуту д о вылета начинает т о р о питься, пренебрегает тщательным просмотром самолета и в р е з у л ь т а те вынужден подниматься в в о з д ух , не убедившись в полной и с правности материальной части. В своей практике я применяю короткий инструктаж техников звеньев и механиков с п е ц служ б пе ред началом пр едполетной п о д го товки. На нем уточняется задание, даются последние распоряжения по звеньям и спец службам . Иногда, правда, бывало так, что нам не уд а в ал ос ь перед началом пр едп о летной подготовки провести такой краткий инструктаж, и тогд а мы уб еж д а л и с ь в том, что он бы л совершенно необходим, ибо п о мог бы избежать ряда н е д о статков. Некоторы е товарищи склонны думать, что д л я т е х ников все задания одинаковы, однако, как ни по х ожи задания одно на другое,— каждое из них чем-нибудь отли чается о т другого. Стоит т о л ь к о своевременно не ра зобраться в чем-либо, как в самое горячее время на линейке начи нается суета, излишняя нервоз ность из-за того, что техники звеньев и с п е ц с л уж б не точно с е б е представляют, что им надо д е лать. Так б ы л о у нас одн ажды с подвеской бачков. Некоторы е м е ханики сразу ж е начали занимать ся бачками, в то время, как за д а ние этого не предусматривало. П о д го т о в к а сам олетов с п о д в ес ными бачками не простое д е л о д л я механиков п о д р а з д е л е ния. Оно д о л ж н о бы т ь хорошо продумано. П ер вое время у нас с лу ч а ли с ь задержки из-за того, что мы не управляли сь с заправкой подвесных бачков бензином. В св я зи с этим установили, что н е о б х о димо своевременно заботиться о бензозаправщике. А это во многом все ж е решил обратиться с этим вопросом к технику звена. Он в ы с луш а л меня, потом опробовал мотор и порекомендовал проверить состояние прерывателя магнето. Д ей стви тельно: оказалось, что к он такты прерывателя подносились. — Ясно. В цилиндры поступает ненормальная искра,— по д ума л я и тут же устранил дефект. М ех а н и к у самолета на ряд у с теоретическими знаниями надо приобретать практические навыки, чтобы в каждом дефекте или отка зе суметь бы с т р о и правильно най ти причину и метод устранения неисправности. Эти навыки нам, молодым,надо перенимать у стар ших и опытных техников. Сержант М. СМИРНОВ. ; зависит от расторопности дежур- ' ного техника. В разбираемой нами операции э ту вахту нес старший техник-лейтенант т. Костюк. Зара нее получив от меня указания, он своевременно обеспечил прибытие на линейку 2 БЗ, которые были распределены по звеньям, причем один начинал заправку с левого фланга стоянки, др угой— с право го. В результате на заправку вось ми подвесных бачков было затра чено очень небольшое время. Основное в подготовке машины к вы л е т у— ее тщательный предпо летный осмотр. Напряженная б о е вая обстановка, особенно сейчас, летом, иногда не позволяет перед каждым вылетом производить осмотры с раскапочиванием мото ра. Э то значительно повышает требовательность к осмотрам перед сложными заданиями, на что спе циально отводится время. В дан ном случ а е механики всех восьми машин производили осмотр с п о л ностью раскапоченным мотором. Выявилось, что на одной из машин б ы л о незначительное подтекание бензина у бензопомпы. Устранение этого дефекта требовало затраты значительного времени, и мы на месте решили заменить данную ма шину резервной. В летнее время запуск мотора как б уд т о не представляет труд ности. Однако, как показал опыт, э тому вопросу надо уделять внимание. Мы , например, завели у себя такой закон: перед каждым запуском механик говорит ле т ч и ку, с к о ль к о его мотору надо шприцев заливки, ибо бывает так, что летчики перезаливают мотор и в результате тратят на запуск лишнее время и запаздывают со взлетом. Самолет техник-лейтенанта т. Филип ч ук из этой операции воз вратился с повреждениями. Зенит ным огнем противника на нем бы л и пробиты плоск ость, стабилиза тор и р у л ь поворота. Восстановле ние поврежденной машины мною б ы л о поручено технику звена т. Титову, в п ом ощь которому бы ли вызваны н е с к о ль к о специали стов из П А Р М ’а. Хорошая органи зация ремонта и правильная рас становка сил позволила Титову очень быстро восстановить маши ну. Она бы ла готова к с ледующ ем у вылету. В разобранной нами операции технический состав хорошо о б ес печил боевую работу летчиков. Командир подразделения отметил отличное обеспечение вылета т е х никами. А в конце дня на тех- разборе мы подробно анализирова ли весь свой рабочий день. о в о с т и 4 * к з а р у б Г е у с н о й т е х н и к и Новый американский бомбардировщик „Б-29“ Агентство Р е й тер сообщает, что новый американ ский «св е р хб ом бардировщик» «Б -2 9 » имеет раз мах крыльев рав ный 42,36 метра. Д лина самолета — 29,4 метра. П р о пеллеры четырех лопастные, диа метр их превы шает размеры всех когда-ли бо у с т а навливавшихся пропеллеров и с о ставляет 4,95 м ет ра. На самолете установлены ч е ты ре 18-цилиндровых звездообразных мотора «Райт-цик- л о н », развиваю щих мощность на взлете 2.200 л о шадиных сил. Представи тель фирмы «Б о и н г », выпускающей эти бомбардировщи ки, заявил: «Этот самолет поднимает больше груза и ле тает быстрее, даль ше и выше, чем ка кой-либо другой существующий са молет. Скорость бомбардировщи ков сравнима со скоростью бы стрейших истре бителей-перехват чиков».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz