Североморский лётчик. 1944, июнь.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧ І l'K 1!Ш (Ш). И з o n ы т а п_о с л е_д_ и и х___о п е р а ц и и " — ]| ОБЕСПЕЧЕНИЕ _ О Д Н О Г О ВЫ ЛЕТА Т е х н и ч еен з в е н о І ѴВАЖАЮТ гвардейцы-сафоновцы техническое звено, • ѵ которым руководит гвардии старший техник-лейте- нант Павел Кондратьевич Троян. Всего несколько месяцев тому назад х. Троян был механиком самолета. Он обслуживал ис­ требитель гвардейца Запаленова. Как лучшего механика, Пав­ ла Троян назначили техником звена. — Надеюсь, что справитесь,— сказал командир подразде­ ления. Он не ошибся. Самолеты, обслуживаемые звеном, уже сделали свыше 100 боевых вылетов. Ни одной аварии, ни одной пвломки не было по вине технического состава. Павел Кондратьевич „Троян—опытный техник, уважаемый офицер, хороший руководитель. В Заполярьи он —с первых дней Отечественной войны. На обслуживаемых им самоле­ тах дрались когда-то с врагом знатные североморцы Дмитрий Реутов, Василий Кравченко и Петр Семененко. 11 неприя­ тельских самолетов сбили летчики на машинах, подготовлен­ ных механиком Трбян. О н е к о т о р ы х о с о б е н н о с т я х з а п у с к а м о т о р а Старший техник-лейтенант А. Боус УЧИТЬСЯ НА ОПЫТЕ ЛУЧШИХ На первый в зг л я д запуск мотора в летни х условиях как-будто не представляет никакой сложности. Некоторы е летчики и техники, считая запуск обычным делом , не придают ему—д о лж н о г о значения. Т ем не менее и летом у этих това­ рищей случ аю тся «ка вер зы » с з а ­ пуском. Н е так давно летчики нашей части выполняли задание по на­ несению бомбового удара. М а ­ шины бы ло приказано срочно подготовить к вылету. Быстро п о д ­ весив бомбы, осмотрев моторы и самолеты, механики сдавали маши­ ны летчикам. В ч и сле др уги х на задание д о лж е н б ы л пойти и са­ м олет техника т. Степкина. О д н а ­ ко, когда по следо в ала команда на запуск моторов, у Степкина мотор «закапризничал». — Ч т о такое со Степкиным? — спрашивали д р у г др уга техники, видя, что у того все еще на з а п у ­ скается мотор. Остальные сам ол е ­ ты выруливали на старт и по ра­ кете поднимались в воздух. Степ- кин и летчик К у ли к о в надеялись, что вот-вот мотор заберет, а он все не запускался. История эта кончилась тем, что одна .машина так и не вылетела на задание. С ней д о л г о еще пришлось повозить­ ся и после. П очем у не запустился мотор на машине у техника Степкина? На разборе, который мы прово­ дили в конце дня, были подробно вскрыты причины невыхода на б о е ­ вое заданне самолета. Как выяс­ нилось, мотор не бы л прогрет заранее. Главн ое же к ры лось в том, что летчик младший л е й т е ­ нант К у л и к о в перед запуском пе- р езали л мотор. Первая неудачная попытка запуска привела к тому, что в дальнейшем мотору за л и ­ вали еще горючее и в конце к о н ­ цов налили в цилиндры сто льк о бензина, что отсырели свечи и мотор не давал даж е вспышки. Итак, причиной незапуска мотора явилась вредная нерезаливка ци­ линдров. Чрезмерная ж е заливка в цилиндры мотора опасна еще и потому, что бензин смывает с поршней масло и в результате м о ­ г ут быть задиры. Л е т о м при плюсовых темпера­ турах необходимо помнить, что м о­ тор запускается от 2-х— 3-х шпри­ цев, а некоторые даже от одного. К оличество необходимой заливки различно д л я к аждого мотора. П о эт ом у механик, зная скольк о надо зашприцовывать перед за п у­ ском в мотор ^гврючего, всегда д о лж е н сообщить об этом ле т ч и ­ ку, чего, к сожалению, не с д ел а л т. Степкин. Запуск мотора, когда бы это ни было, — ответственное дело. На горьком примере техника Степки­ на и летчика К уликова до лж ны $то понять все остальные. Технический состав Н -ского подразделения о б служи в а ет новую д л я нас материальную часть. Нами ! накоплен некоторый опыт в эк- сплоатации самолета и мотора, к о ­ торый п р о д о лжи т ел ь н о е время позволяет техникам и механикам безукоризненно готовить машины к боевым вылетам. В своей статье мне и хочется рассказать о том, как я н мои подчиненные авиаме­ ханики обеспечивали боевые в ы л е ­ ты летчиков подразделения в п о ­ с ледни х операциях. П р еж д е всего о роли старшего техника подразделения. О т него в первую очер едь зависит организа­ ция технико-эксплоатационной с луж бы , он является р уко во ди те­ лем технического состава и непо­ средственно несет ответственность за готовность машин. П о э т ом у и с ­ ход подготовки материальной ча­ сти к операции зависит от того, на­ скольк о правильно и отчетливо старший техник поставит задачу своим подчиненным, как б у д у т расставлены лю д и по участкам, как он организует к онтроль п о д го ­ товки самолетов у к аждо го т е х ­ ника и механика. Возьмем, к примеру, работу тех- состава нашего п одразделени я во время обеспечения одной из п о ­ следни х операций. П о лу ч и в за да­ ние, командир подразделения с р а­ зу же поставил задачу перед тех- составом. Она предусматривала под готов ку восьми машин с вариан­ том бомбовой нагрузки и подвесны ­ ми бачками. Т у т же, при постановке задачи, мы вместе с командиром решили, кто из летчиков полетит на какой машине и установили н е ­ обход им ость подготовки одной р е ­ зервной (девятой) машины. Своев­ ременное распределение самолетов по летчикам в подготовке к вы­ л е т у имеет существенное значение. Н е сделай э т о г о— б уд е т иногда Я совсем недавно начал само­ с тоятельно о б сл уж и в а т ь самолет. П р и х о д на сам остоятельную ра­ б о ту совпал со значительной ак­ тивизацией боевых действий л е т ч и ­ ков подразделения. С первого дня пришлось выпускать машину на ответственное боевое задание. И здесь мне неоценимую у с л у г у ока­ зали опытные товарищи. Основной задачей механика с а­ молета является своевременное обнаружение дефектов в м о­ торе и самолете и грамот­ ное производство профилактиче­ ских работ, предупреждающих появление дефектов. Э то качество не лр и х о д и т само. Помнится мне, как неуверенно производил я вна­ чале осмотры своей машины. К а ­ жется, все просмотришь, а пойдет машина в полет, все-таки з а д у ­ мываешься: « М о ж е т что и у п у ­ с ти л? ». В таких с луч а ях мне в с ег ­ да на помощь приходил техник т. Боус. За свою многолетнюю работу он накопил огромный опыт эксплоатации многих типов само­ летов. В свободное время т. Б о ус б еседовал со мной, практически показывал, что и как надо делать. В начале июня, возвратившись нз боевого полета, летчик, летавший на моей машине, пожаловался, что на больши х оборотах в воздухе трясет мотор. Мн о г о может быть причин этому. М о г л а тряска поя ­ виться вследствие ненормальной работы магнето или карбюратора, м огло разрегулироваться газорас­ пределение, м огло случи ться что- нибудь и с винтом. П о с л е нек ото­ рых попыток отыскать причину, я так, что летчик, не зная на какой машине он полетит, в по с ле д нюю минуту д о вылета начинает т о р о ­ питься, пренебрегает тщательным просмотром самолета и в р е з у л ь т а ­ те вынужден подниматься в в о з ­ д ух , не убедившись в полной и с­ правности материальной части. В своей практике я применяю короткий инструктаж техников звеньев и механиков с п е ц служ б пе­ ред началом пр едполетной п о д го ­ товки. На нем уточняется задание, даются последние распоряжения по звеньям и спец службам . Иногда, правда, бывало так, что нам не уд а в ал ос ь перед началом пр едп о ­ летной подготовки провести такой краткий инструктаж, и тогд а мы уб еж д а л и с ь в том, что он бы л совершенно необходим, ибо п о ­ мог бы избежать ряда н е д о ­ статков. Некоторы е товарищи склонны думать, что д л я т е х ­ ников все задания одинаковы, однако, как ни по х ожи задания одно на другое,— каждое из них чем-нибудь отли чается о т другого. Стоит т о л ь к о своевременно не ра­ зобраться в чем-либо, как в самое горячее время на линейке начи­ нается суета, излишняя нервоз­ ность из-за того, что техники звеньев и с п е ц с л уж б не точно с е ­ б е представляют, что им надо д е ­ лать. Так б ы л о у нас одн ажды с подвеской бачков. Некоторы е м е­ ханики сразу ж е начали занимать­ ся бачками, в то время, как за д а ­ ние этого не предусматривало. П о д го т о в к а сам олетов с п о д в ес ­ ными бачками не простое д е ­ л о д л я механиков п о д р а з д е л е ­ ния. Оно д о л ж н о бы т ь хорошо продумано. П ер вое время у нас с лу ч а ли с ь задержки из-за того, что мы не управляли сь с заправкой подвесных бачков бензином. В св я ­ зи с этим установили, что н е о б х о ­ димо своевременно заботиться о бензозаправщике. А это во многом все ж е решил обратиться с этим вопросом к технику звена. Он в ы с луш а л меня, потом опробовал мотор и порекомендовал проверить состояние прерывателя магнето. Д ей стви тельно: оказалось, что к он­ такты прерывателя подносились. — Ясно. В цилиндры поступает ненормальная искра,— по д ума л я и тут же устранил дефект. М ех а н и к у самолета на ряд у с теоретическими знаниями надо приобретать практические навыки, чтобы в каждом дефекте или отка­ зе суметь бы с т р о и правильно най­ ти причину и метод устранения неисправности. Эти навыки нам, молодым,надо перенимать у стар­ ших и опытных техников. Сержант М. СМИРНОВ. ; зависит от расторопности дежур- ' ного техника. В разбираемой нами операции э ту вахту нес старший техник-лейтенант т. Костюк. Зара­ нее получив от меня указания, он своевременно обеспечил прибытие на линейку 2 БЗ, которые были распределены по звеньям, причем один начинал заправку с левого фланга стоянки, др угой— с право­ го. В результате на заправку вось­ ми подвесных бачков было затра­ чено очень небольшое время. Основное в подготовке машины к вы л е т у— ее тщательный предпо­ летный осмотр. Напряженная б о е­ вая обстановка, особенно сейчас, летом, иногда не позволяет перед каждым вылетом производить осмотры с раскапочиванием мото­ ра. Э то значительно повышает требовательность к осмотрам перед сложными заданиями, на что спе­ циально отводится время. В дан­ ном случ а е механики всех восьми машин производили осмотр с п о л ­ ностью раскапоченным мотором. Выявилось, что на одной из машин б ы л о незначительное подтекание бензина у бензопомпы. Устранение этого дефекта требовало затраты значительного времени, и мы на месте решили заменить данную ма­ шину резервной. В летнее время запуск мотора как б уд т о не представляет труд­ ности. Однако, как показал опыт, э тому вопросу надо уделять внимание. Мы , например, завели у себя такой закон: перед каждым запуском механик говорит ле т ч и ­ ку, с к о ль к о его мотору надо шприцев заливки, ибо бывает так, что летчики перезаливают мотор и в результате тратят на запуск лишнее время и запаздывают со взлетом. Самолет техник-лейтенанта т. Филип ч ук из этой операции воз­ вратился с повреждениями. Зенит­ ным огнем противника на нем бы ­ л и пробиты плоск ость, стабилиза­ тор и р у л ь поворота. Восстановле­ ние поврежденной машины мною б ы л о поручено технику звена т. Титову, в п ом ощь которому бы ­ ли вызваны н е с к о ль к о специали­ стов из П А Р М ’а. Хорошая органи­ зация ремонта и правильная рас­ становка сил позволила Титову очень быстро восстановить маши­ ну. Она бы ла готова к с ледующ ем у вылету. В разобранной нами операции технический состав хорошо о б ес ­ печил боевую работу летчиков. Командир подразделения отметил отличное обеспечение вылета т е х ­ никами. А в конце дня на тех- разборе мы подробно анализирова­ ли весь свой рабочий день. о в о с т и 4 * к з а р у б Г е у с н о й т е х н и к и Новый американский бомбардировщик „Б-29“ Агентство Р е й ­ тер сообщает, что новый американ­ ский «св е р хб ом ­ бардировщик» «Б -2 9 » имеет раз­ мах крыльев рав­ ный 42,36 метра. Д лина самолета — 29,4 метра. П р о ­ пеллеры четырех­ лопастные, диа­ метр их превы­ шает размеры всех когда-ли бо у с т а ­ навливавшихся пропеллеров и с о ­ ставляет 4,95 м ет­ ра. На самолете установлены ч е ты ­ ре 18-цилиндровых звездообразных мотора «Райт-цик- л о н », развиваю­ щих мощность на взлете 2.200 л о ­ шадиных сил. Представи тель фирмы «Б о и н г », выпускающей эти бомбардировщи­ ки, заявил: «Этот самолет поднимает больше груза и ле­ тает быстрее, даль­ ше и выше, чем ка­ кой-либо другой существующий са­ молет. Скорость бомбардировщи­ ков сравнима со скоростью бы­ стрейших истре­ бителей-перехват­ чиков».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz