Североморский лётчик. 1944, июнь.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 17 июня 1914 г., № 143 (21с Cmарш ий л ей темант И. Колейншсав ___ Р а з в е д к а кораблей противника І< оздушная разведка на море является важнейшим звеном боевой работы авиации флота и требует от летных экипажей вы соких знаний и практических на выков. Основной задачей пашей развед ка является поиск кораблей и транспортов врага, а поэтому лет чику необходимо постоянно совер шенствовать свои знания в этой об ласти. Это прежде всего относит ся к изучению района поиска, ор ганизации и состава флота против ника, расположения аэродромов, береговых и зенитных батарей. По следнее имеет весьма большое зна чение, т. к. по роду работы развед чику приходится входить в фиорды и проходить в непосредственной близости от берегов противника мимо его батарей, которые могут неожиданно обстрелять самолет. Очень важно для экипажей раз ведчиков знание классов и типов кораблей, их силуэтов и умение быстро определять их с больших высот и дистанций. Систематизируя свой опыт и опыт других разведчиков, можно установить некоторые постоянные факторы при полетах в разведку, которые, не являясь шаблонными, в то же время могут явиться решающими в некоторых затруд нительных случаях. Прежде всего это относится к высотам полета. Пели небо безоблачное, то экипажу для лучшего обзора и скрытности нужно держать высоту порядка 5 —6 тысяч метров. Тогда даже на большом удалении от берега отлич но видны не только корабли, но и мелкие суда. В случаях, когда полег происхо дит рано утром, или вечером, и солнце находится низко над гори зонтом, наблюдение лучше вести на солнце. Если же самолет идет на малой высоте, т. е. 50—100 мет ров, маршрут нужно строить так, чтобы наблюдать по солнцу, иначе оно будет слепить летчика. Когда солнце находится высоко над го ризонтом, подходить к обнаружен ным кораблям или базам и портам нужно со стороны солнца. Это луч ше для наблюдения и перспектив ного фотографирования. Автор статьи свой первый вы лет на разведку совершил 29 ию ни 1941 года. После этого ему неоднократно приходилось уча ствовать в ночных бомбардиров ках по портам и аэродромам про тивника. Вскоре ои снова начал выполнюь задании по розыску об’ектов противника с воздуха, и с тех пор воздушная разведка стала его летной профессией. В последнее время И. Колейников ведет разведку дальних баз и коммуникаций противника. В своей статье ои делится опытом, как быстрее обнаружить корабли противника. Сравнительная величина и вид транспорта в 6—7 тысяч тонн с разных высот, под углом зрения от 30 до 40 град. Верхний рису нок—с высоты 1.000 м., второй— с 2.000 м., третий — с 3.000 м., четвертый — с 5.000 м. На ри сунках изображение уменьшено примерно вдвое. Рис. летчика Захаренкова. При облачности, хотя бы н не сплошной, находящейся па любой высоте, лучше итти под нижней кромкой. Это дает хороший обзор и возможность сразу скрыться при появлении истребителей или обстреле ЗА. В полете по мар шруту, уходя в море с береговой черты, вначале высоту терять не следует и лишь уйдя на значитель ное удаление, можно перейти на бреющий полет. А если облачность по всему маршруту сплошная, то иногда целесообразнее итти под ее кромкой, что будет гарантиро вать от истребителей противника. Для того, чтобы во-врем» найти конвой на переходе и быстро оп ределить его данные, нужно знать характерные признаки и явления, присущие различным кораблям или группе кораблей. Были случаи, когда разведчики принимали груп пу островов за конвой. Для предот вращения таких случаев нужно, во- первых, знать место, где имеются такие острова, а, во-вторых, пригля девшись внимательно и подойдя ближе, всегда можно заметить от сутствие бурунов, характерных для кораблей. Если на море сильное волнение, то у островов образуют ся буруны, но они беспорядочные и при внимательности отличимы от корабельных. Как правило, корабли замечают ся но бурунам, которые видны зна чительно дальше их самих, особен но с больших высот, или но дыму— с малых высот. Все же часто на фоне берега дыма не видно. Как только разведчик увидел конвой, он должен осмотреться в воздухе н затем итти на сближе ние, стараясь определить с пре дельной дистанции все данные. Как дать точный походный ордер конвоя? Для этого нужно знать, какими силами располагает нр jthbhhk на данном театре и за тем сопоставлять эти данные с ко личеством и сравнительной вели чиной кораблей, идущих в строю. В настоящее время существуют типичные и почти постоянные по ходные ордера конвоев противни ка. При 4— 6 транспортах на каждый из них приходится по 4-—5 единиц охранения. Впереди идут 3— 4 тральщика с тралами фрон том или пеленгом, за ними 3— 4 сторожевика. Далее следуют обыч но в две кильватерных колонны зигзагами. Тральщики имеют за кормой хорошо видимые усы тра лов. Сторожевики, идущие парал лельно транспортам, выглядят уз кими полосками. Морские охотники и сторожевые катера, которых с больших дистанций не видно, уз наются лишь по буруну. На мень ших дистанциях морские охотники отличаются от сторожевых кате ров своими формами. Но в опреде лении ордера относительное число охотников и сторожевых катеров не имеет большого значения. В отдаленных фиордах одинокие транспорты часто идут без охране ния или с малым охранением: тральщик, сторожевик или два морских охотника. Кроме транс портов в таких фиордах всегда имеется большое количество бое вых кораблей и различных мелких судов. Одинокий транспорт с боль шой дистанции порой можно спу тать с мотоботом. Для того, чтобы этого не случилось, нужно пом нить, что за мотоботом, имеющим малый ход и малую мощность ма шин, бурун не виден, тогда как за транспортом он виден всегда. Са- , моходные баржи отличаются от тех и других своими формами и малой высотой борта. После обнаружения конвоя для уточнения его места и состава вы сылаются экипажи на доразведку. Здесь нужно соблюдать особую осторожность и скрытность, т. к. при приближении конвоя к нашим водам и обнаружении нашего раз ведчика дротивник организует воз душное прикрытие. В одном из таких полетов на до разведку почти с самого взлета я попал в сложные метеоусловия. Сплошные заряды и мощная облач ность от 100 метров до 3 тысяч вынудили долгое время итти в сле пом полете. На высоте около двух тысяч неожиданно выскочил в раз рыв облачности недалеко от бере га и, чуть отвернув влево, увидел прямо под собой конвой из шести транспортов и 24 единиц охране ния. Достаточно было несколько секунд, чтобы запечатлеть конвой памяти, и самолет вновь скрылся облаках: Через несколько минут, выскочив из облачности впереди конвоя, еще раз проверил свои на блюдения и, скрывшись в облаках, дал радио. Ни корабли, ни самоле ты противника не смогли обнару жить мой самолет. ЗАПОВЕДИ _ ИС Т Р Е Б И Т Е ЛЯ 4. Учись воевать Старший лейтенант Виктор Швечков-молодой, но опыт ный истребитель. За короткое время он провел свыше 20 воздушных боев,в которых сбил 4 немецких самолета За от личное сопровождение недавно т. Швечкову было присвоено" внеочередное звание, его наградили вторым орденом Квас ного Знамени. £?сли истребитель х о ч е т быть х о р ош им летчиком, он д о лж е н учиться воевать. Учи ться системати ч е с ки на опыте войны, ка своих ошиб к ах , учить ся у товарищей и у врага. Н и к о г д а молодой лет чик- не д о л ж е н счи т а ть , что он все постиг. Это м о ж е т обойтись до р о го . Т о л ь к о систематическая учеба п о м о ж е т ис треби телю б и т ь врага точно и с большим эффектом . Старший л ей тен ан т В. ШВЕЧКОВ. ХОЗЯИН САМОЛЕТА транспорты. По обеим сторонам их располагаются эсминцы или мино носцы, курсирующие зигзага ми, затем морские охотники и в арьергарде сторожевики. Со сторо ны моря окраска кораблей обычно заметна больше, чем со стороны суши. В строю корабли отличить друг от друга легко, сравнивая их ве личину и место. Кроме того, эс минцы и миноносцы, имеющие большую скорость, всегда идут Н А Ш И Р А Д И С Т Ы Получено приказание открыть радиовахту. Вахтенный радист Филиппова, быстро заняв место у приемника, слушает самолеты, ухо дящие на выполнение боевого за дания. Радистка внимательна. У нее нет большей заботы, чем точно следить за всеми радиограммами с бортов разведчиков. В воздухе по мехи, но Филиппова спокойно, с уверенностью передает дежурному радиограммы и снова прислуши вается к работе своего самолета. Так работает не только Филиппо ва, но ее подруги тт. Истомина, Во логдина, Ващенко. Они всегда свое временно отвечают на все запросы летчиков. Благодаря их хорошей работе все донесения поступают командованию быстро и в срок. Многие из наших радистов за от личное обеспечение связью боевой работы летчиков награждены знач ками «Отличник-связист» и меда лями «За боевые заслуги». Л ейтенант И . ШЕЛУХА. Облака сррой пыли поднимались за самолетами. Ревели моторы, прогреваемые механиками. Их гул заглушал шутки и смех летчиков и техников, собравшихся у тур ника, сооруженного тут же, * на стоянке. Один из моторов остановился. Открылась правая дверка кабины, и на плоскость вылез механик са молета старший сержант Царего- родцев. Он внимательно осмотрел самолет, нижнюю часть фюзеляжа, винт, затем быстро подошел к стоявшему неподалеку человеку и отрапортовал: — Товарищ старший техник- лейтенант, самолет к полету готов. — Хорошо. Все проверили? — Все. Царегородцев направился в зем лянку, но его обогнал куда-то спе шивший товарищ. — Ты куда спешишь, Сергей?— остановил Царегородцев. — Да мотор да свечах что-то сбавляет много. Свечи придется просмотреть,—и он побежал за свечами. — Я тебе помогу, а то один долго провозишься,—крикнул ему вслед Царегородцев и направился к неисправному самолету. Когда механик вернулся со свечами, Ца регородцев спросил у него: — А знаешь ли ты, почему све чи правого блока засвинцовывают- ся больше, чем левого? — По-моему, это связано с вра щением винта,—ответил ему меха ник,—Винт вращается в левую сто рону. С левой стороны больше разряжение. Скорость воздуха больше. Ты ведь замечал, что боль ше песку с левой стороны: как- будто лопасти захватывают его справа и переносят влево. Поэтому и очищать свечи с левого блока от освинцовывания легче. — Нет. По-моему здесь все свя зано с вращением крыльчатки на гнетателя, — возразил ему Царе городцев.—Смесь приобретает вра щательное движение слева вверх направо, а отсюда тяжелые, не- растворившиеся частицы свинца в бензине под действием центробеж ных сил заносятся в правый блок мотора и засоряют свечи. Через 20 минут старший техник подразделения доложил коман дованию о последнем вошедшем в строй самолете. В нелетную погоду, когда идут снежные заряды и дожди, Царе- рогодцев изучает техническую литературу, стремится глубоко вникнуть в теорию, чтобы получить ответы на многие волнующие его вопросы. Одновременно он всегда помогает своему мотористу совер шенствовать знание материальной части, учит его работать самостоя тельно. И моторист Данилин до бился своего. Недавно ему был доверен истребитель, и он, благо даря неустанной помощи Царего- родцева, теперь стал хозяином ма шины. По вечерам вокруг Царегород- цеза собираются товарищи. — Прослушайте интересную статью, — предлагает он друзьям. — Ты сперва расскажи о дей ствиях союзных войск в Северноіі Франции,— просят его механики. Царегородцев рассказывает о войне в Европе, о героической ар мии маршала Тито, о песне^юго славских партизан, в которой есіь слова: Не боимся фашистских авионов. Нас и русских двести миллионов. Затем он принимается читать статьи из газет. Так проходит час и еще полчаса. Самолетов нет. С волнением смот рят все на запад, с нетерпением ожидая свои истребители. — ИдутІ—неожиданно раздает ся чей-то голос. Истребители вихрем проносятся над аэродромом и затем садя „ Заруливает и машина Ц^ег°Р°;10 цева. Он первым встречает сн командира. Как работал мотор, товарищ капитан?—спрашивает он у ка, Героя Советского Союза кап тана Рассадкина. — Все работало отлично, рищ Царегородцев. Спасибо, вечает летчик. • . И эти минуты, когда л командир говорит ему: «вс тало отлично, спасибо», счастливые в жизни старшего жанта Царегородцева. Старший сержант М, МОТЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz