Североморский лётчик. 1944, июнь.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 17 июня 1914 г., № 143 (21с Cmарш ий л ей темант И. Колейншсав ___ Р а з в е д к а кораблей противника І< оздушная разведка на море является важнейшим звеном боевой работы авиации флота и требует от летных экипажей вы­ соких знаний и практических на­ выков. Основной задачей пашей развед­ ка является поиск кораблей и транспортов врага, а поэтому лет­ чику необходимо постоянно совер­ шенствовать свои знания в этой об­ ласти. Это прежде всего относит­ ся к изучению района поиска, ор­ ганизации и состава флота против­ ника, расположения аэродромов, береговых и зенитных батарей. По­ следнее имеет весьма большое зна­ чение, т. к. по роду работы развед­ чику приходится входить в фиорды и проходить в непосредственной близости от берегов противника мимо его батарей, которые могут неожиданно обстрелять самолет. Очень важно для экипажей раз­ ведчиков знание классов и типов кораблей, их силуэтов и умение быстро определять их с больших высот и дистанций. Систематизируя свой опыт и опыт других разведчиков, можно установить некоторые постоянные факторы при полетах в разведку, которые, не являясь шаблонными, в то же время могут явиться решающими в некоторых затруд­ нительных случаях. Прежде всего это относится к высотам полета. Пели небо безоблачное, то экипажу для лучшего обзора и скрытности нужно держать высоту порядка 5 —6 тысяч метров. Тогда даже на большом удалении от берега отлич­ но видны не только корабли, но и мелкие суда. В случаях, когда полег происхо­ дит рано утром, или вечером, и солнце находится низко над гори­ зонтом, наблюдение лучше вести на солнце. Если же самолет идет на малой высоте, т. е. 50—100 мет­ ров, маршрут нужно строить так, чтобы наблюдать по солнцу, иначе оно будет слепить летчика. Когда солнце находится высоко над го­ ризонтом, подходить к обнаружен­ ным кораблям или базам и портам нужно со стороны солнца. Это луч­ ше для наблюдения и перспектив­ ного фотографирования. Автор статьи свой первый вы­ лет на разведку совершил 29 ию­ ни 1941 года. После этого ему неоднократно приходилось уча­ ствовать в ночных бомбардиров­ ках по портам и аэродромам про­ тивника. Вскоре ои снова начал выполнюь задании по розыску об’ектов противника с воздуха, и с тех пор воздушная разведка стала его летной профессией. В последнее время И. Колейников ведет разведку дальних баз и коммуникаций противника. В своей статье ои делится опытом, как быстрее обнаружить корабли противника. Сравнительная величина и вид транспорта в 6—7 тысяч тонн с разных высот, под углом зрения от 30 до 40 град. Верхний рису­ нок—с высоты 1.000 м., второй— с 2.000 м., третий — с 3.000 м., четвертый — с 5.000 м. На ри­ сунках изображение уменьшено примерно вдвое. Рис. летчика Захаренкова. При облачности, хотя бы н не сплошной, находящейся па любой высоте, лучше итти под нижней кромкой. Это дает хороший обзор и возможность сразу скрыться при появлении истребителей или обстреле ЗА. В полете по мар шруту, уходя в море с береговой черты, вначале высоту терять не следует и лишь уйдя на значитель ное удаление, можно перейти на бреющий полет. А если облачность по всему маршруту сплошная, то иногда целесообразнее итти под ее кромкой, что будет гарантиро­ вать от истребителей противника. Для того, чтобы во-врем» найти конвой на переходе и быстро оп ределить его данные, нужно знать характерные признаки и явления, присущие различным кораблям или группе кораблей. Были случаи, когда разведчики принимали груп­ пу островов за конвой. Для предот­ вращения таких случаев нужно, во- первых, знать место, где имеются такие острова, а, во-вторых, пригля­ девшись внимательно и подойдя ближе, всегда можно заметить от­ сутствие бурунов, характерных для кораблей. Если на море сильное волнение, то у островов образуют­ ся буруны, но они беспорядочные и при внимательности отличимы от корабельных. Как правило, корабли замечают­ ся но бурунам, которые видны зна­ чительно дальше их самих, особен­ но с больших высот, или но дыму— с малых высот. Все же часто на фоне берега дыма не видно. Как только разведчик увидел конвой, он должен осмотреться в воздухе н затем итти на сближе­ ние, стараясь определить с пре­ дельной дистанции все данные. Как дать точный походный ордер конвоя? Для этого нужно знать, какими силами располагает нр jthbhhk на данном театре и за­ тем сопоставлять эти данные с ко­ личеством и сравнительной вели­ чиной кораблей, идущих в строю. В настоящее время существуют типичные и почти постоянные по­ ходные ордера конвоев противни­ ка. При 4— 6 транспортах на каждый из них приходится по 4-—5 единиц охранения. Впереди идут 3— 4 тральщика с тралами фрон­ том или пеленгом, за ними 3— 4 сторожевика. Далее следуют обыч­ но в две кильватерных колонны зигзагами. Тральщики имеют за кормой хорошо видимые усы тра­ лов. Сторожевики, идущие парал­ лельно транспортам, выглядят уз­ кими полосками. Морские охотники и сторожевые катера, которых с больших дистанций не видно, уз­ наются лишь по буруну. На мень­ ших дистанциях морские охотники отличаются от сторожевых кате­ ров своими формами. Но в опреде­ лении ордера относительное число охотников и сторожевых катеров не имеет большого значения. В отдаленных фиордах одинокие транспорты часто идут без охране­ ния или с малым охранением: тральщик, сторожевик или два морских охотника. Кроме транс­ портов в таких фиордах всегда имеется большое количество бое­ вых кораблей и различных мелких судов. Одинокий транспорт с боль­ шой дистанции порой можно спу­ тать с мотоботом. Для того, чтобы этого не случилось, нужно пом­ нить, что за мотоботом, имеющим малый ход и малую мощность ма­ шин, бурун не виден, тогда как за транспортом он виден всегда. Са- , моходные баржи отличаются от тех и других своими формами и малой высотой борта. После обнаружения конвоя для уточнения его места и состава вы­ сылаются экипажи на доразведку. Здесь нужно соблюдать особую осторожность и скрытность, т. к. при приближении конвоя к нашим водам и обнаружении нашего раз­ ведчика дротивник организует воз­ душное прикрытие. В одном из таких полетов на до­ разведку почти с самого взлета я попал в сложные метеоусловия. Сплошные заряды и мощная облач­ ность от 100 метров до 3 тысяч вынудили долгое время итти в сле­ пом полете. На высоте около двух тысяч неожиданно выскочил в раз­ рыв облачности недалеко от бере­ га и, чуть отвернув влево, увидел прямо под собой конвой из шести транспортов и 24 единиц охране­ ния. Достаточно было несколько секунд, чтобы запечатлеть конвой памяти, и самолет вновь скрылся облаках: Через несколько минут, выскочив из облачности впереди конвоя, еще раз проверил свои на­ блюдения и, скрывшись в облаках, дал радио. Ни корабли, ни самоле­ ты противника не смогли обнару­ жить мой самолет. ЗАПОВЕДИ _ ИС Т Р Е Б И Т Е ЛЯ 4. Учись воевать Старший лейтенант Виктор Швечков-молодой, но опыт ный истребитель. За короткое время он провел свыше 20 воздушных боев,в которых сбил 4 немецких самолета За от личное сопровождение недавно т. Швечкову было присвоено" внеочередное звание, его наградили вторым орденом Квас­ ного Знамени. £?сли истребитель х о ч е т быть х о р ош им летчиком, он д о лж е н учиться воевать. Учи ться системати­ ч е с ки на опыте войны, ка своих ошиб к ах , учить­ ся у товарищей и у врага. Н и к о г д а молодой лет­ чик- не д о л ж е н счи т а ть , что он все постиг. Это м о ж е т обойтись до р о го . Т о л ь к о систематическая учеба п о м о ж е т ис треби телю б и т ь врага точно и с большим эффектом . Старший л ей тен ан т В. ШВЕЧКОВ. ХОЗЯИН САМОЛЕТА транспорты. По обеим сторонам их располагаются эсминцы или мино­ носцы, курсирующие зигзага­ ми, затем морские охотники и в арьергарде сторожевики. Со сторо­ ны моря окраска кораблей обычно заметна больше, чем со стороны суши. В строю корабли отличить друг от друга легко, сравнивая их ве­ личину и место. Кроме того, эс­ минцы и миноносцы, имеющие большую скорость, всегда идут Н А Ш И Р А Д И С Т Ы Получено приказание открыть радиовахту. Вахтенный радист Филиппова, быстро заняв место у приемника, слушает самолеты, ухо­ дящие на выполнение боевого за­ дания. Радистка внимательна. У нее нет большей заботы, чем точно следить за всеми радиограммами с бортов разведчиков. В воздухе по­ мехи, но Филиппова спокойно, с уверенностью передает дежурному радиограммы и снова прислуши­ вается к работе своего самолета. Так работает не только Филиппо­ ва, но ее подруги тт. Истомина, Во­ логдина, Ващенко. Они всегда свое­ временно отвечают на все запросы летчиков. Благодаря их хорошей работе все донесения поступают командованию быстро и в срок. Многие из наших радистов за от­ личное обеспечение связью боевой работы летчиков награждены знач­ ками «Отличник-связист» и меда­ лями «За боевые заслуги». Л ейтенант И . ШЕЛУХА. Облака сррой пыли поднимались за самолетами. Ревели моторы, прогреваемые механиками. Их гул заглушал шутки и смех летчиков и техников, собравшихся у тур­ ника, сооруженного тут же, * на стоянке. Один из моторов остановился. Открылась правая дверка кабины, и на плоскость вылез механик са­ молета старший сержант Царего- родцев. Он внимательно осмотрел самолет, нижнюю часть фюзеляжа, винт, затем быстро подошел к стоявшему неподалеку человеку и отрапортовал: — Товарищ старший техник- лейтенант, самолет к полету готов. — Хорошо. Все проверили? — Все. Царегородцев направился в зем­ лянку, но его обогнал куда-то спе­ шивший товарищ. — Ты куда спешишь, Сергей?— остановил Царегородцев. — Да мотор да свечах что-то сбавляет много. Свечи придется просмотреть,—и он побежал за свечами. — Я тебе помогу, а то один долго провозишься,—крикнул ему вслед Царегородцев и направился к неисправному самолету. Когда механик вернулся со свечами, Ца­ регородцев спросил у него: — А знаешь ли ты, почему све­ чи правого блока засвинцовывают- ся больше, чем левого? — По-моему, это связано с вра­ щением винта,—ответил ему меха­ ник,—Винт вращается в левую сто­ рону. С левой стороны больше разряжение. Скорость воздуха больше. Ты ведь замечал, что боль­ ше песку с левой стороны: как- будто лопасти захватывают его справа и переносят влево. Поэтому и очищать свечи с левого блока от освинцовывания легче. — Нет. По-моему здесь все свя­ зано с вращением крыльчатки на­ гнетателя, — возразил ему Царе­ городцев.—Смесь приобретает вра­ щательное движение слева вверх направо, а отсюда тяжелые, не- растворившиеся частицы свинца в бензине под действием центробеж­ ных сил заносятся в правый блок мотора и засоряют свечи. Через 20 минут старший техник подразделения доложил коман­ дованию о последнем вошедшем в строй самолете. В нелетную погоду, когда идут снежные заряды и дожди, Царе- рогодцев изучает техническую литературу, стремится глубоко вникнуть в теорию, чтобы получить ответы на многие волнующие его вопросы. Одновременно он всегда помогает своему мотористу совер­ шенствовать знание материальной части, учит его работать самостоя­ тельно. И моторист Данилин до­ бился своего. Недавно ему был доверен истребитель, и он, благо­ даря неустанной помощи Царего- родцева, теперь стал хозяином ма­ шины. По вечерам вокруг Царегород- цеза собираются товарищи. — Прослушайте интересную статью, — предлагает он друзьям. — Ты сперва расскажи о дей­ ствиях союзных войск в Северноіі Франции,— просят его механики. Царегородцев рассказывает о войне в Европе, о героической ар­ мии маршала Тито, о песне^юго­ славских партизан, в которой есіь слова: Не боимся фашистских авионов. Нас и русских двести миллионов. Затем он принимается читать статьи из газет. Так проходит час и еще полчаса. Самолетов нет. С волнением смот рят все на запад, с нетерпением ожидая свои истребители. — ИдутІ—неожиданно раздает­ ся чей-то голос. Истребители вихрем проносятся над аэродромом и затем садя „ Заруливает и машина Ц^ег°Р°;10 цева. Он первым встречает сн командира. Как работал мотор, товарищ капитан?—спрашивает он у ка, Героя Советского Союза кап тана Рассадкина. — Все работало отлично, рищ Царегородцев. Спасибо, вечает летчик. • . И эти минуты, когда л командир говорит ему: «вс тало отлично, спасибо», счастливые в жизни старшего жанта Царегородцева. Старший сержант М, МОТЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz