Североморский лётчик. 1944, июнь.
!б „юня 1944 г., № 142 (212). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 3 Г.таріиий лейтенант щ js К. Захаров К а к н е м ц ы . о с т а л и с ь в д у р а к а х Встреча с „Мессершмиттами" над морем ® Один против четырех • g поискахвыхода © Над вражеским аэродромом ф Советский разведчик перехитрил гитлеровских истребителей д то было совсем недавно. Попо вич вышел на задание один из районов Северной Норвегии. Оплошная облачность за- гавила итти бреющим. Встречав шая заряды летчик обходил сто- 'яой, чтобы не врезаться а тор- • вШие отовсюду сопки. Самолет Пировал между ними и быстро Приближался к цели. Вот и точка, ^ygijgHHaH на карте. " выполнив задание, Попович ре- 0 3 возвращаться домой не сушей, мррем. На это у него были свои соображения и причины. Скажем только, что на суше он ожидал встретить большие неприятности. Однако, как оказалось впоследст ви, м°Ре приготовило ему не мень ше неожиданности. ^Выждав, дока пройдет очеред ей заряд, скрывавший скалистый jjper, Попович развернул машину асевер. Едва машина перескочила прибрежные скалы и перед летчи ки открылись свинцовые воды варенцова моря, как начались (Яиданности. Первая оказалась мятной — он увидел караван, юпович прошел над ним и насчи- •л27 судов. В хвосте конвоя он іметил немецкую летающую лод-' Попович ушел в большой заряд, двигавшийся с головы каравана, быстро передал по радио об обна женном конвое. Летчик покру- іился в заряде и решил еще раз проверить свои наблюдения. И тут а встретился со второй неожи- ішостью , уже неприятной. Едва Попович вышел из заряда, іік пулеметные трассы заставили а резко снизиться. Он посмот- ы вправо — рядом с ним шел *•110». Стрелок навел пулемет а машину Поповича, но почему- :0 не стрелял. Попович посмотрел ио и увидел ту же картину. Те- ігрьон понял, почему не вели юнь стрелки: они боялись под- Друг друга. Попович решил ужаться на одной высоте с йессерщмиттами» . и тем самым -езопасііть себя от огня стрел- !0В. - Уйду на скорости, — решил іігчпк и прибавил обороты. Нонемецкие самолеты тоже уве- Дили скорость и не отставали ни •лиг. Попович решил сбавить зицы° Т0Г Ж6 маневР повторили Летчик заволновался: вниз уйти Юіны гѵ Совсем ^ и з к о катились ш. Остался последний выход— йеѵеикиѵ° КЗК бЫТЬ со стРелками немецких самолетов? чвікиЛпппе была- Может быть- 2 ® " Р°„МажУт’ - и Попович на себя. Но едва под- Летчик-разведчик И. Попович. Фото И. Михеева. — V ф --- нялся нос машины, как перед ним прошли несколько новых трасс. Кто-то бил сзади. Попович оглянулся и увидел, что над ним висят еще и два «сто- девятых». Попович выровнял машину, и «стодевятые» прекратили огонь. Теперь наш разведчик понял, что, выскочив из заряда, он попал пря мо в строй немецких самолетов. И еще он понял, что немцы не соби рались его сбивать, а хотели поса дить на свой аэродром. ^ Попытки вырваться оказались тщетными и привели лишь к тому, что немцы плотно сжали разведчи ка и шли совсем рядом, крыло в крыло. 'Попович ясно видел фа шистских летчиков. Летевший сле ва немец расплылся в довольной улыбке и иногда даже хлопал в ладоши. * — Радуешься, чорт? Поймал рыбу, да скользкую! — зло поду мал Попович и даже плюнул с до сады. Но особенно запомнился летчик, летевший справа, и не столько он, как его длинные лошадиные зубы. Он указывал дорогу, и Попович смотрел на него с дикой нена вистью. Прошли над знакомым уже ка раваном. Летчик справа показал рукой в море. — Предлагают развернуться. Сейчас ѵзнаем, куда пойдем’ — ■мелькнуло в голове разведчика. Вскоре по направлению полета он определил место, к которому настойчиво вел его возудшный конвой.Это был большой немецкий аэродром. Сколько раз он был над ним! Совсем недавно ^Ьотографи- ровал. Знал каждый уголок этого аэродрома с воздуха, а теперь хо тят, чтобы он увидал его с земли. Не бывать этому! Советский лет чик в плен не сдается. Злоба душила Поповича. Мысль работала- только в одном направ лении—как вырваться... Попович хитрил: прикидывался послушным. Но нервы были на пряжены, взор остер, и в любую секунду он готов был ринуться в подошедший заряд или таранить ненавистного врага в последнюю минуту. Наконец, решение созрело. Соб ственно, было три решения, но все они сводились к одному—вырвать ся. Вот, что решил Попович: во- первых, если встретится заряд — немедленно уйти в него и скрыться в облаках; во-вторых, если заряда до суши не будет, а над землей облачность низкая, то «стодевя тые» освободят высоту, и тогда уйти наверх. Конечный расчет — при посадке немецкие самолеты расстроятся. Сделав вид, что идешь на посадку, разогнать ско рость и уйти в облака. Не удастся и это—принять бой и погибнуть с честью. И внезапно спокойствие пришло к летчику. Немцы старательно обходили заряды, и скоро вся группа появи лась над сушей. Вот-вот должен был показаться аэродром против ника. Первый план отпал. Не суж дено было исполниться второму и третьему. Вышло совсем неожи данно, просто и хорошо. Аэродром противника на три четверти был закрыт зарядом, но Попович сразу узнал его. Правый летчик сделал жест, приглашаю щий итти на посадку. Он, видимо, был вполне уверен, что русский летчик последует его приглаше нию, но' жестоко ошибся. Немцы, как и предполагал Попович, ра зомкнулись. Вверху находился уже только один «стодевятый». Попо вич взглянул влево и обрадовался: левый «стодесятый». шел у самого заряда. Попович стремительно бросил машину влево вниз и, про скочив под «стодесятым», вошел в заряд... Он не знает, стреляли по нему или нет и какими стали лица у немцев. Он по заряду добрался до облаков, дробил их и увидел чистое ясное солнце... Вскоре Попович благополучно приземлился на одном из наших аэродромов. I ПУТИ ЭКОНОМИИ БЕНЗИНА В ПОЛЕТЕ аІияПравИЛЬН0Й эксплоатации авиационных моторов в воз 5ЭДМИИЖГП А0СТИЧЬ большой «риалов ™рюче‘смазочных ма- іоявах на |Т°РаЯ выРазится в ^Н-скоѵпо М0Т0Р в месяц. а*н сэконпДРаЗДелении естьэки- ганыго™? ИВШие в мае более азга Б)'гак(т°' Экипаж лейте- йЗДрамйоГ^ сэкономил 1-600 имеют ^ Ипажи Кириллова и ^>ropS0. К0Л0 Т0ННЬІ эконо- d^ l n a™ ynMeeT^6ePe4b ЦеН- мотора. Иногда выле- Два экипажа, с * топливо JL*1іа задание типахНоям весом’ на одина- !® ходятро молет°в и моторов одятся одно и то же время в Разному ’ н расхоДУют горючее по ,9»3 выт? мер’ лейтенант Бу- 2КП °ЛНЯЯ заДание, израсхо- ійдщпй Кил°гРаммов горючего, а %оЛняя леитенант Медников, %вал 4 оп° }Де заАание, израс- Отчего происходит ‘a’ Разница 11снить это можно тем, что расходе горючего? т. Бугаков, летая на своем самоле те, знает все его особенности и экономичные режимы полета. Эко номии горючего он достигает уме лым подбором наддува и оборотов винта в соответствии со .скоростью полета. На некоторых авиамоторах авто мат оборотов 'винта не дает наи выгоднейших оборотов при задан ном наддуве на всасывании, поэто му самолет не имеет наивыгодней шей скорости на данном режиме. В этом случае необходимо изменить шаг винта, облегчив или утяжелив его^ для достижения наивыгодней шей скорости по заданному давле нию на всасывании. Не надо хо дить на повышенных режимах ра боты мотора там, где этого не тре бует обстановка. В то же время необходимо всемерно использовать минимальные режимы работы мо тора всегда, когда представляется возможность. Важное значение в деле эконо мии горючего имеет заинтересо ванность экипажа. Для этого у нас ведется точный учет расхода горючего не только по месяцам, а даже по каждому отдельному вы лету. Результат обязательно об’яв- ляется летчику. Большой экономии горюче-сма зочных материалов могут добиться механики самолетов. От них зави сит многое. Правильная эксплоата- ция и уход за противопесочными фильтрами, избежание излишних прогревов моторов сохраняют мото ресурсы и горюче-смазочные мате риалы. Большим стимулом в экономии горючего явдается выплата денеж ного вознаграждения. Однако в на шей части это не вполне понято: выплата вознаграждения и премий за экономию горючего задержи вается. Людям, отвечающим за это, не мешало бы внимательнее следить за выполнением установ ленных порядков. Старший техник-лейтенант В. БАКАНОВ. Ф е д о р Г л а д к о в Р А С С К А З Между жизнью и смертью Окончание. Начало см. за 15 июня. П онимаешь, Коля... Я как-то сам удивляюсь... Знаю, что ползу куда-то вперед, и знаю, что пол зу туда, куда тянет... Так насе комое, верно, ползет. При каж дом подозрительном шорохе я мгновенно зарывался в снег и ле жал без движения. Полз я, ве роятно, целые сутки. На расстоя нии чувствовал открытое поле и забирался глубже в лес. И вот однажды я услышал лай собаки и призрачный такой запах дыма. Не знаю, был ли день или ночь, по тому что звук и тишина ночью немножко иные —этакие отдыха ющие, робкие, шопотком... Поле жу, притаюсь, послушаю, апотом опять немного поползу. Боль в ногах сначала была нестерпимая, а потом потухла. Понял, что пальцы отморозил. Наконец, слышу — человек с собакой раз1- говаривает. Не разберу: свой ли, враг ли. Вынул я револьвер, — приготовился. Жду и готов и к жизни и к смерти... Он опять примолк, улыбаясь странной улыбкой озарения. — Бывают вжизни такие мгно вения... Мгновения нечеловече ские... Это ужас... В лесу, когда ты — зверь в облаве. А вообще, Коля, в жизни ничего нет страш ного, ничего... Когда ты— вла дыка самого себя, то-есть когда перед тобой какая-то большая цель... Хотя бы подо мною — бездна, а впереди и вверху, на зади — враги... Летчики — не много философы... — Ну, так что же дальше, Иг ната? — спросил я,наклоняясь к его лицу. Ужас, который так просто передал Игнаша, схватил и меня за сердце. — Честное слово, Коля, в жиз ни ужасное и смешное неразде лимы. Говорят: от трагического до смешного — один шаг. Нет, и трагическс^е и смешное — это одно и то же: с какой стороны по смотреть. Слышу — подбегает собака, обнюхивает меня, мечет ся, тявкает как-то по-щенячьи, не то от радости, что нашла до- бычу, не то от нетерпения, что хозяин опаздывает. Чую — бе жит человек. Кричу ему: «Гово ри сразу — кто». Человек оста новился, и спокойно, низким ба сом гудит: «Свой, свой, не бой ся!». Собака уже не лает, а по визгивает. Я не двигаюсь с ме ста и настороженно спрашиваю: «А чем вы докажете, что свой?». Он смеется и гудит: «А ничем, как и вы же. Однако я знаю; что вы — наш»... — «Да меня, — говорю, — по обмундирова нию можно ви деть, кто -я». — «Ну, — гово рит, — обмун дирование—это липа, немцы то же здорово уме ют маскиро ваться под рус ских. А сейчас, кстати, густая ночь: ни черта не видно». — «Ну, так вот, _ говорю,—това рищ, я слеп, го- И вот однажды я услышал лай собаки... Рис. художника Г. Веселова. рел вместе с самолетом, сбежал от немцев... полз, кажется, це лую вечность. Обморозился, да и страшные ожоги. У меня — ре вольвер, но пока я вам его не отдам... для всякого случая». Он опять смеется. «Что же, — гово рит, — пожалуйста, не отдавай те. У меня у самого — автомат и гранаты». — «А вы кто?»—спра шиваю. — «А тут, — говорит, — недалеко партизаны. Я — в раз ведке. Услышал, что собака за беспокоилась, ну и пошел заней. Только собака-то у нас ученая: на немцев не лает, а ведет молч ком, будь они как угодно царя- жены. А ежели русского чѵет— кричит и танцует. А теперь да вайте руку, я поведу вас к себе: и перевязочку сделаем, и накор мим, и поухаживаем, а потом вид но будет». Вот тебе, Коленька, и повесть о моих блужданиях меж ду жизнью и смертью. — Ну, а где тыузнал, Игнаша, что ты Герой Советского Союза? — Да, Да... Так это правда, Коленька?.. Мне вчера комиссар сказал, да я как-то не совсем по верил... Сестрица, Лида!.. Где же!.. Это слишком много для первого раза... Ты подарил мне... себя... И вот это... Я еще такого счастья не переживал. Коля, мой родной! Если бы я мог увидеть твое лицо!.. Я обнял его. — Успокойся, родной! Конеч но, ты будешь видеть... Врач ска зал, что твоя слепота — резуль тат нервного потрясения. Ты успокойся! Полежи, отдохни... К нам подбежала сестра и вы нула из кармана газету. — Вот вам, Игнатий Про кофьевич! И портрет ваш здесь!.. Игнатий схватил газету и по щупал ее пальцами. — В каком месте? Положите мою руку... Вот здесь!.. Прочти, Коля! Я прочел ему текст указа, а он, потрясенный, смотрел куда-то вдаль и смеялся. __Это... Это— счастье... Коль ка, понимаешь ли ты, какое счастье?.. Лида, сестра! Мне ка жется, что в глазах у меня ра дужные вихри... Пусть это вос поминание об угасшем свете... Но это — свет! Сестра склонилась надним, по правила его волосы. Игнаша взял ее руку и положил к себе на грудь. Сестра мигнула мне, что нуж но оставить его одного, И, поло жив руку на его волосы, я ска зал ему тихо, как ребенку, что я приду к нему завтра, а теперь мне на до похлопотать о пристанище. — Иди, иди, дорогой, конеч но! — встрево жился он. Я ушел от него весь в слезах и слез своих не сты дился. Н о в о с т и советской .медицины ОБЕЗБОЛИВАНИЕ ЛЬДОМ ПРИ АМПУТАЦИИ КОНЕЧНОСТЕЙ В клинике лау реата Сталинской премии, заслужен ного деятеля нау ки профессора С.С. Юдина с успехом применяется новый метод обезболива ния для производ ства ампутаций. Этот метод чрез вычайно прост, но в то же время и эффективен. Из бранное для опе рации место охла ждается в течение 15—20 минут ре зиновыми мешка ми со льдом. За тем конечность пе ретягивается мяг ким резиновым жгутом и вся ко нечность обклады вается мелко нако лотым льдом, ко торый д о лж е н плотно прилегать к коже. Если ам путация произво дится ниже коле на или же ниже локтя и раненый не может сидеть, то охлаждение удобно произво дить в ведре или ванне, засыпанной мелкими кусками льда. Охлаждение продолжается от 1,5 до 3 часов. На ступающая после такого охлаждения анестезия (обезбо ливание) кожи, нервов и надкост ницы — позволяет хирургу свободно выполнять слож ную операцию, не причиняя ранено му страданий.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz