Североморский лётчик. 1944, июнь.

!б „юня 1944 г., № 142 (212). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 3 Г.таріиий лейтенант щ js К. Захаров К а к н е м ц ы . о с т а л и с ь в д у р а к а х Встреча с „Мессершмиттами" над морем ® Один против четырех • g поискахвыхода © Над вражеским аэродромом ф Советский разведчик перехитрил гитлеровских истребителей д то было совсем недавно. Попо­ вич вышел на задание один из районов Северной Норвегии. Оплошная облачность за- гавила итти бреющим. Встречав­ шая заряды летчик обходил сто- 'яой, чтобы не врезаться а тор- • вШие отовсюду сопки. Самолет Пировал между ними и быстро Приближался к цели. Вот и точка, ^ygijgHHaH на карте. " выполнив задание, Попович ре- 0 3 возвращаться домой не сушей, мррем. На это у него были свои соображения и причины. Скажем только, что на суше он ожидал встретить большие неприятности. Однако, как оказалось впоследст­ ви, м°Ре приготовило ему не мень­ ше неожиданности. ^Выждав, дока пройдет очеред­ ей заряд, скрывавший скалистый jjper, Попович развернул машину асевер. Едва машина перескочила прибрежные скалы и перед летчи­ ки открылись свинцовые воды варенцова моря, как начались (Яиданности. Первая оказалась мятной — он увидел караван, юпович прошел над ним и насчи- •л27 судов. В хвосте конвоя он іметил немецкую летающую лод-' Попович ушел в большой заряд, двигавшийся с головы каравана, быстро передал по радио об обна­ женном конвое. Летчик покру- іился в заряде и решил еще раз проверить свои наблюдения. И тут а встретился со второй неожи- ішостью , уже неприятной. Едва Попович вышел из заряда, іік пулеметные трассы заставили а резко снизиться. Он посмот- ы вправо — рядом с ним шел *•110». Стрелок навел пулемет а машину Поповича, но почему- :0 не стрелял. Попович посмотрел ио и увидел ту же картину. Те- ігрьон понял, почему не вели юнь стрелки: они боялись под- Друг друга. Попович решил ужаться на одной высоте с йессерщмиттами» . и тем самым -езопасііть себя от огня стрел- !0В. - Уйду на скорости, — решил іігчпк и прибавил обороты. Нонемецкие самолеты тоже уве- Дили скорость и не отставали ни •лиг. Попович решил сбавить зицы° Т0Г Ж6 маневР повторили Летчик заволновался: вниз уйти Юіны гѵ Совсем ^ и з к о катились ш. Остался последний выход— йеѵеикиѵ° КЗК бЫТЬ со стРелками немецких самолетов? чвікиЛпппе была- Может быть- 2 ® " Р°„МажУт’ - и Попович на себя. Но едва под- Летчик-разведчик И. Попович. Фото И. Михеева. — V ф --- нялся нос машины, как перед ним прошли несколько новых трасс. Кто-то бил сзади. Попович оглянулся и увидел, что над ним висят еще и два «сто- девятых». Попович выровнял машину, и «стодевятые» прекратили огонь. Теперь наш разведчик понял, что, выскочив из заряда, он попал пря­ мо в строй немецких самолетов. И еще он понял, что немцы не соби­ рались его сбивать, а хотели поса­ дить на свой аэродром. ^ Попытки вырваться оказались тщетными и привели лишь к тому, что немцы плотно сжали разведчи­ ка и шли совсем рядом, крыло в крыло. 'Попович ясно видел фа­ шистских летчиков. Летевший сле­ ва немец расплылся в довольной улыбке и иногда даже хлопал в ладоши. * — Радуешься, чорт? Поймал рыбу, да скользкую! — зло поду­ мал Попович и даже плюнул с до­ сады. Но особенно запомнился летчик, летевший справа, и не столько он, как его длинные лошадиные зубы. Он указывал дорогу, и Попович смотрел на него с дикой нена­ вистью. Прошли над знакомым уже ка­ раваном. Летчик справа показал рукой в море. — Предлагают развернуться. Сейчас ѵзнаем, куда пойдем’ — ■мелькнуло в голове разведчика. Вскоре по направлению полета он определил место, к которому настойчиво вел его возудшный конвой.Это был большой немецкий аэродром. Сколько раз он был над ним! Совсем недавно ^Ьотографи- ровал. Знал каждый уголок этого аэродрома с воздуха, а теперь хо­ тят, чтобы он увидал его с земли. Не бывать этому! Советский лет­ чик в плен не сдается. Злоба душила Поповича. Мысль работала- только в одном направ­ лении—как вырваться... Попович хитрил: прикидывался послушным. Но нервы были на­ пряжены, взор остер, и в любую секунду он готов был ринуться в подошедший заряд или таранить ненавистного врага в последнюю минуту. Наконец, решение созрело. Соб­ ственно, было три решения, но все они сводились к одному—вырвать­ ся. Вот, что решил Попович: во- первых, если встретится заряд — немедленно уйти в него и скрыться в облаках; во-вторых, если заряда до суши не будет, а над землей облачность низкая, то «стодевя­ тые» освободят высоту, и тогда уйти наверх. Конечный расчет — при посадке немецкие самолеты расстроятся. Сделав вид, что идешь на посадку, разогнать ско­ рость и уйти в облака. Не удастся и это—принять бой и погибнуть с честью. И внезапно спокойствие пришло к летчику. Немцы старательно обходили заряды, и скоро вся группа появи­ лась над сушей. Вот-вот должен был показаться аэродром против­ ника. Первый план отпал. Не суж­ дено было исполниться второму и третьему. Вышло совсем неожи­ данно, просто и хорошо. Аэродром противника на три четверти был закрыт зарядом, но Попович сразу узнал его. Правый летчик сделал жест, приглашаю­ щий итти на посадку. Он, видимо, был вполне уверен, что русский летчик последует его приглаше­ нию, но' жестоко ошибся. Немцы, как и предполагал Попович, ра­ зомкнулись. Вверху находился уже только один «стодевятый». Попо­ вич взглянул влево и обрадовался: левый «стодесятый». шел у самого заряда. Попович стремительно бросил машину влево вниз и, про­ скочив под «стодесятым», вошел в заряд... Он не знает, стреляли по нему или нет и какими стали лица у немцев. Он по заряду добрался до облаков, дробил их и увидел чистое ясное солнце... Вскоре Попович благополучно приземлился на одном из наших аэродромов. I ПУТИ ЭКОНОМИИ БЕНЗИНА В ПОЛЕТЕ аІияПравИЛЬН0Й эксплоатации авиационных моторов в воз 5ЭДМИИЖГП А0СТИЧЬ большой «риалов ™рюче‘смазочных ма- іоявах на |Т°РаЯ выРазится в ^Н-скоѵпо М0Т0Р в месяц. а*н сэконпДРаЗДелении естьэки- ганыго™? ИВШие в мае более азга Б)'гак(т°' Экипаж лейте- йЗДрамйоГ^ сэкономил 1-600 имеют ^ Ипажи Кириллова и ^>ropS0. К0Л0 Т0ННЬІ эконо- d^ l n a™ ynMeeT^6ePe4b ЦеН- мотора. Иногда выле- Два экипажа, с * топливо JL*1іа задание типахНоям весом’ на одина- !® ходятро молет°в и моторов одятся одно и то же время в Разному ’ н расхоДУют горючее по ,9»3 выт? мер’ лейтенант Бу- 2КП °ЛНЯЯ заДание, израсхо- ійдщпй Кил°гРаммов горючего, а %оЛняя леитенант Медников, %вал 4 оп° }Де заАание, израс- Отчего происходит ‘a’ Разница 11снить это можно тем, что расходе горючего? т. Бугаков, летая на своем самоле­ те, знает все его особенности и экономичные режимы полета. Эко­ номии горючего он достигает уме­ лым подбором наддува и оборотов винта в соответствии со .скоростью полета. На некоторых авиамоторах авто­ мат оборотов 'винта не дает наи­ выгоднейших оборотов при задан­ ном наддуве на всасывании, поэто­ му самолет не имеет наивыгодней­ шей скорости на данном режиме. В этом случае необходимо изменить шаг винта, облегчив или утяжелив его^ для достижения наивыгодней­ шей скорости по заданному давле­ нию на всасывании. Не надо хо­ дить на повышенных режимах ра­ боты мотора там, где этого не тре­ бует обстановка. В то же время необходимо всемерно использовать минимальные режимы работы мо­ тора всегда, когда представляется возможность. Важное значение в деле эконо­ мии горючего имеет заинтересо­ ванность экипажа. Для этого у нас ведется точный учет расхода горючего не только по месяцам, а даже по каждому отдельному вы­ лету. Результат обязательно об’яв- ляется летчику. Большой экономии горюче-сма­ зочных материалов могут добиться механики самолетов. От них зави­ сит многое. Правильная эксплоата- ция и уход за противопесочными фильтрами, избежание излишних прогревов моторов сохраняют мото­ ресурсы и горюче-смазочные мате­ риалы. Большим стимулом в экономии горючего явдается выплата денеж­ ного вознаграждения. Однако в на­ шей части это не вполне понято: выплата вознаграждения и премий за экономию горючего задержи­ вается. Людям, отвечающим за это, не мешало бы внимательнее следить за выполнением установ­ ленных порядков. Старший техник-лейтенант В. БАКАНОВ. Ф е д о р Г л а д к о в Р А С С К А З Между жизнью и смертью Окончание. Начало см. за 15 июня. П онимаешь, Коля... Я как-то сам удивляюсь... Знаю, что ползу куда-то вперед, и знаю, что пол­ зу туда, куда тянет... Так насе­ комое, верно, ползет. При каж­ дом подозрительном шорохе я мгновенно зарывался в снег и ле­ жал без движения. Полз я, ве­ роятно, целые сутки. На расстоя­ нии чувствовал открытое поле и забирался глубже в лес. И вот однажды я услышал лай собаки и призрачный такой запах дыма. Не знаю, был ли день или ночь, по­ тому что звук и тишина ночью немножко иные —этакие отдыха­ ющие, робкие, шопотком... Поле­ жу, притаюсь, послушаю, апотом опять немного поползу. Боль в ногах сначала была нестерпимая, а потом потухла. Понял, что пальцы отморозил. Наконец, слышу — человек с собакой раз1- говаривает. Не разберу: свой ли, враг ли. Вынул я револьвер, — приготовился. Жду и готов и к жизни и к смерти... Он опять примолк, улыбаясь странной улыбкой озарения. — Бывают вжизни такие мгно­ вения... Мгновения нечеловече­ ские... Это ужас... В лесу, когда ты — зверь в облаве. А вообще, Коля, в жизни ничего нет страш­ ного, ничего... Когда ты— вла­ дыка самого себя, то-есть когда перед тобой какая-то большая цель... Хотя бы подо мною — бездна, а впереди и вверху, на­ зади — враги... Летчики — не­ много философы... — Ну, так что же дальше, Иг­ ната? — спросил я,наклоняясь к его лицу. Ужас, который так просто передал Игнаша, схватил и меня за сердце. — Честное слово, Коля, в жиз­ ни ужасное и смешное неразде­ лимы. Говорят: от трагического до смешного — один шаг. Нет, и трагическс^е и смешное — это одно и то же: с какой стороны по­ смотреть. Слышу — подбегает собака, обнюхивает меня, мечет­ ся, тявкает как-то по-щенячьи, не то от радости, что нашла до- бычу, не то от нетерпения, что хозяин опаздывает. Чую — бе­ жит человек. Кричу ему: «Гово­ ри сразу — кто». Человек оста­ новился, и спокойно, низким ба­ сом гудит: «Свой, свой, не бой­ ся!». Собака уже не лает, а по­ визгивает. Я не двигаюсь с ме­ ста и настороженно спрашиваю: «А чем вы докажете, что свой?». Он смеется и гудит: «А ничем, как и вы же. Однако я знаю; что вы — наш»... — «Да меня, — говорю, — по обмундирова­ нию можно ви­ деть, кто -я». — «Ну, — гово­ рит, — обмун­ дирование—это липа, немцы то­ же здорово уме­ ют маскиро­ ваться под рус­ ских. А сейчас, кстати, густая ночь: ни черта не видно». — «Ну, так вот, _ говорю,—това­ рищ, я слеп, го- И вот однажды я услышал лай собаки... Рис. художника Г. Веселова. рел вместе с самолетом, сбежал от немцев... полз, кажется, це­ лую вечность. Обморозился, да и страшные ожоги. У меня — ре­ вольвер, но пока я вам его не отдам... для всякого случая». Он опять смеется. «Что же, — гово­ рит, — пожалуйста, не отдавай­ те. У меня у самого — автомат и гранаты». — «А вы кто?»—спра­ шиваю. — «А тут, — говорит, — недалеко партизаны. Я — в раз­ ведке. Услышал, что собака за­ беспокоилась, ну и пошел заней. Только собака-то у нас ученая: на немцев не лает, а ведет молч­ ком, будь они как угодно царя- жены. А ежели русского чѵет— кричит и танцует. А теперь да­ вайте руку, я поведу вас к себе: и перевязочку сделаем, и накор­ мим, и поухаживаем, а потом вид­ но будет». Вот тебе, Коленька, и повесть о моих блужданиях меж­ ду жизнью и смертью. — Ну, а где тыузнал, Игнаша, что ты Герой Советского Союза? — Да, Да... Так это правда, Коленька?.. Мне вчера комиссар сказал, да я как-то не совсем по­ верил... Сестрица, Лида!.. Где же!.. Это слишком много для первого раза... Ты подарил мне... себя... И вот это... Я еще такого счастья не переживал. Коля, мой родной! Если бы я мог увидеть твое лицо!.. Я обнял его. — Успокойся, родной! Конеч­ но, ты будешь видеть... Врач ска­ зал, что твоя слепота — резуль­ тат нервного потрясения. Ты успокойся! Полежи, отдохни... К нам подбежала сестра и вы­ нула из кармана газету. — Вот вам, Игнатий Про­ кофьевич! И портрет ваш здесь!.. Игнатий схватил газету и по­ щупал ее пальцами. — В каком месте? Положите мою руку... Вот здесь!.. Прочти, Коля! Я прочел ему текст указа, а он, потрясенный, смотрел куда-то вдаль и смеялся. __Это... Это— счастье... Коль­ ка, понимаешь ли ты, какое счастье?.. Лида, сестра! Мне ка­ жется, что в глазах у меня ра­ дужные вихри... Пусть это вос­ поминание об угасшем свете... Но это — свет! Сестра склонилась надним, по ­ правила его волосы. Игнаша взял ее руку и положил к себе на грудь. Сестра мигнула мне, что нуж­ но оставить его одного, И, поло­ жив руку на его волосы, я ска­ зал ему тихо, как ребенку, что я приду к нему завтра, а теперь мне на­ до похлопотать о пристанище. — Иди, иди, дорогой, конеч­ но! — встрево­ жился он. Я ушел от него весь в слезах и слез своих не сты­ дился. Н о в о с т и советской .медицины ОБЕЗБОЛИВАНИЕ ЛЬДОМ ПРИ АМПУТАЦИИ КОНЕЧНОСТЕЙ В клинике лау­ реата Сталинской премии, заслужен­ ного деятеля нау­ ки профессора С.С. Юдина с успехом применяется новый метод обезболива­ ния для производ­ ства ампутаций. Этот метод чрез­ вычайно прост, но в то же время и эффективен. Из­ бранное для опе­ рации место охла­ ждается в течение 15—20 минут ре­ зиновыми мешка­ ми со льдом. За­ тем конечность пе­ ретягивается мяг­ ким резиновым жгутом и вся ко­ нечность обклады­ вается мелко нако­ лотым льдом, ко­ торый д о лж е н плотно прилегать к коже. Если ам­ путация произво­ дится ниже коле­ на или же ниже локтя и раненый не может сидеть, то охлаждение удобно произво­ дить в ведре или ванне, засыпанной мелкими кусками льда. Охлаждение продолжается от 1,5 до 3 часов. На­ ступающая после такого охлаждения анестезия (обезбо­ ливание) кожи, нервов и надкост­ ницы — позволяет хирургу свободно выполнять слож­ ную операцию, не причиняя ранено­ му страданий.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz