Североморский лётчик. 1944, июнь.

СМЕРТЬ НЕМЕЦКИМ ОККУПАНТАМ! С Е В Е Р О М О Р С К И Й ЛЕТЧИК ЕЖЕДНЕВНАЯ ГАЗЕТА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ СЕВЕРНОГО ФЛОТА. Hi 138 (208) 11 июня 1944 года, воскресенье № 138 (208) Ш Т У Р М А Н С К А Я П О Д Г О Т О В К А Л Е Т Ч И К А 1 Умение хорошо и грамотно во­ дить самолеты — дело первосте­ пенной важности, без которого не­ мыслимо достичь победы в возду­ хе. Эта истина приобратает особую важность в условиях Заполярья. Действия североморских летчи­ ков сопряжены с полетами в труд­ ных метеорологических условиях. У нас очень часто погода меняется уже в полете. Зачастую бывает "так, что летчикам, взлетевшим со своего аэродрома при хорошей ви­ димости, на пути к цели приходится встречать облачность, заряды. Это безусловно заставляет экипажи вносить изменения в расчеты на производство удара, . менять про­ филь полета и т. д. Сложная, часто меняющаяся метеорологическая об­ становка требует от летных кадров высокого мастерства, инициативы и настойчивости. Наши летчики — торпедоносцы, штурмовики, истребители в много­ численных операциях оказались на высоте положения. Вместе со штурманами они в любых усло­ виях вылетали наносить сокруши­ тельные удары по врагу, прокла­ дывали курс самолетам в облаках, зарядах и тумане, метко сбрасыва­ ли на врага бомбовый груз и всег­ да находили путь к своим аэро­ дромам. Многие экипажи прояв­ ляют высокое мастерство в труд­ ных боевых полетах. Не раз им приходилось совершать глубокие рейды по тылам противника, ле­ тать по расчету времени, в труд­ ных метеорологических условиях выходить на цель и точным ударом поражать ее. Искусство самолетовождения, умение восстанавливать ориенти­ ровку и вопреки всем трудностям полета достичь цели и отойти от нее должно стать достоянием не только штурманов, но и летчиков. Вдостижении этого большая и от­ ветственная задача ложится на штурманов частей и подразделе­ ний. Не кто иной, а они должны заниматься с каждым экипажем в отдельности, постоянно обучать летчиков грамотному самолетовож­ дению, контролировать, как эки­ пажи знают свой район и как они умеют в нужный момент, в случае потери, восстановить ориентиров- Штурман в авиации—видная фи­ гура. От его во многом зависит не только исход операции, но и ре­ зультат боевого вылета в целом. Летчики Н-ской части хорошо от­ зываются о своем штурмане капи- Красильникове. Этот флаг­ манский специалист большую меть своего времени проводит в подразделениях., Красильников опытный и бывалый штурман. За его плечами сотни боевых выле­ тов, он отлично знает свой район и особенности самолетовождения. И неслучайно, что летчики этой части на протяжении всего време­ ни не имели случая потери ориен­ тировки. Красильников посвящает много времени обучению и вводу в строй молодых летчиков. Он ор­ ганизует с ними облет района, хо­ рошо проводит подготовку к вы­ летам, приучает каждого летчика к штурманским расчетам. Сегодня мы печатаем материал о прославленном штурмане-торпедо- носце гвардии капитане Кочелаев- ском. В своей летной практике Кочелаевский руководствовался строжайшим законом точных рас­ четов. У Кочелаевского ни­ когда не было случая поте­ ри ориентировки, неточного вы­ хода на цель. На боевом счету штурмана Кочелаевского 22 успеш­ ных торпедных атаки. Сама эта цифра говорит о замечательной ра­ боте штурмана, который каждый раз обеспечивал победу летчику. В боевой деятельности летчиков весьма важное значение имеет зна­ ние в совершенстве своего района действий. Кто отлично знает район, тот, можно сказать, на поло­ вину освоил штурманское дело. Поэтому необходимо систематиче­ ски проверять знание района лет­ ным составом и ни в коем случае не пускать в полет неподготовлен­ ных экипажей. Сейчас особого внимания заслу­ живает умение использования лет­ ным составом радионавигации, как новейшего средства самолетовож­ дения. Всякий полет, как бы хорошо он не был подготовлен, может быть сорван, если летчик, экипаж не будут уметь учитывать метеороло­ гические условия. Необходимо, чтобы все летчики умели читать синоптическую карту и делать со­ ответствующие для себя выводы. Ни один случай срыва полетов из-за навигационных ошибок не может проходить мимо руководи­ телей и летного состава. Надо сурово взыскивать с виновников вынужденных посадок, происходя­ щих по причине потери ориенти­ ровки. Каждый такой случай сле­ дует рассматривать, как чрезвы­ чайное происшествие. Больше контроля и ответствен­ ности за навигационную службу в частях и подразделениях! Четким несением штурманской службы обеспечим отличное выполнение боевых заданий. ЗАВТРАК У НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР ТОВ. В. М. МОЛОТОВА В ОЗНАМЕНОВАНИЕ ГОДОВЩИНЫ СОВЕТСКО- АМЕРИКАНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ В ознаменование второй годов­ щины Соглашения между Совет­ ским Союзом и Соединенными Штатами Америки о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии, Народный Комиссар Иностранных Дел СССР тов. В. М. Молотов дал 10 июня завтрак, на котором при­ сутствовали Посол США г-н В. А. Гарриман, Посол Великобритании г-н А. К. Керр, Глава Военной Миссии США генерал-майор Д. Дин, Начальник Армейской Секции Военной Миссии США бригадный генерал В. Крист, Пред­ седатель Торговой Палаты США г-н Э. Джонсон, Глава Военной Миссии Великобритании генерал- лейтенант Б. Баррос, контр-адми­ рал Э. Арчер, а также дипломати­ ческий состав Посольства США. С советской стороны присутство­ вали тт. А. И. Микоян, А. Я. Вы­ шинский, В. Г. Деканозов, М. М. Литвинов, адмирал Л. М. Галлер, A. Д. Крутиков, В. А. Сергеев, М. С. Степанов, генерал-полковник авиации А. В. Никитин и ответ­ ственные сотрудники Наркоминде- ла СССР и Наркомвнешторга. B. М. Молотов и г-н Гарриман об­ менялись краткими речами по слу­ чаю второй годовщины советско- американского Соглашения. I l l турманы Михаил Советский и Юрий Кочелаевский, ныне Ге­ рои Советского Союза, в 1939 году вместе закончили воен­ но-морское авиационное училище имени Сталина. Крепкая боевая дружба, зародившаяся между курсантами еще в стенах училища, и по сей день связывает этих двух бесстрашных воинов- торпедоносцев. Беспощадно громя фашистских захватчиков в мо­ ре—один в Балтийском, другой в Баренцовом, друзья добились замечательных боевых успехов. У каждого из них по 7 потоплен­ ных неприятельских кораблей. Советский и Кочелаевский регулярно переписываются меж­ ду собой. Несеколько месяцев тому назад, когда Указом Пре­ зидиума Верховного Совета гвардии капитану Михаилу Советско­ му было присвоено звание Героя Советского Союза, Юрий Коче­ лаевский горячо поздравлял друга с высокой наградой. Недавно гвардии капитан Кочелаевский, удостоенный также звания Героя Советского Союза, получил поздравление от балтийца Советского. НА СНИМКЕ: штурман Герой Советского Союза гвардии капитан М. А. Советский. фото с Беленького. От Советского Информбюро Оперативная сводка з а 10 июня В течение 10 июня на фронтах изошло. За 9 июня в воздушных боях !4 самолетов противника. то существенных изменений не про- и огнем зенитной артиллерии сби- ★ * * В крейсерском полете П О В Ы Е П О Б Е Д Ы Л Е Т Ч И К О Н Б А Т Р А К О В А Ж М И Т Р О Ф А Л О І і А В оперативной сводке Советского Информбюро за 9 июня сооб­ щалось, что «у северного побережья Норвегии летчиками флота по­ топлены две самоходных баржи, шхуна и два мотобота противника». отнекоторые подробности этой операции. В середине дня четверка наших самолетов, ведомая старшим лей­ цитом Батраковым, поднялась с аэродрома и взяла -курс на запад. теоусловия благоприятствовали «охотникам». Скрываясь облач­ ностью, летчики шли вдоль вражеского берега. Вскоре они заметили 1еДалеко от мыса Н. две самоходных баржи. Ведущий сразу же’при- ИялРешение атаковать суда. В атакуі — подал команду Батраков. Летчики один за другим ®>шлина цель. С предельно короткой дистанции они сбросили бомбы. Результате удара были потоплены обе баржи прямым попаданием «мб Батракова и Проявко. ^ Несколькими часами позже в районе К- группа самолетов, ведо­ маялетчиком Митрофановым, атаковала скопление мелких судов про- йзника. В результате атаки подожжены и потоплены немецкая шхуна йДвамотобота. Все наши самолеты возвратились на свои базы. Юго-восточнее города Стани­ слав батальон пехоты и танки про­ тивника вчера атаковали позиции Н-ской части. Бойцы роты стар­ шего лейтенанта Буцынова фланго­ вым огнем отсекли вражеских пехотинцев от танков. Советские артиллеристы подбили три немец­ ких танка. Два другие танка про­ тивника подорвались на нашем минном поле. Немецкая пехота, оставшись без танкового прикры­ тия, с большими потерями была отброшена на исходный рубеж. Севернее города Яссы наши под­ разделения в результате атаки улучшили свои позиции. В течение дня уничтожено 4 немецких ору­ дия и 18 пулеметов. Противник потерял убитыми и ранеными 150 солдат и офицеров. На одном уча­ стке расчет противотанкового ору­ дия подразделения старшего лей­ тенанта Юркова, находясь в бое­ вых порядках пехоты, вступил в бой с танками противника. Вскоре весь расчет, за исключением командира орудия сержанта Афа­ насьева, вышел из строя. Немец­ кие автоматчики пытались окру­ жить сержанта и взять его в плен. На помощь Афанасьеву пришла, оказавшаяся поблизости, телефо­ нистка тов. Мирошниченко. Она стала подносить снаряды. Метким огнем тов. Афанасьев рассеял не­ мецких автоматчиков, подбил два танка и один бронетранспортер противника. Северо-западнее города'. Тирас­ поль группа наших разведчиков проникла в расположение немцев. Разведчики захватили в плен на­ ходившихся в боевом охранении гитлеровцев и вернулись в свою часть. Бронебойщик рядовой Андроников выследил на переднем крае обороны немцев искусно за­ маскированный танк. Несколькими выстрелами из противотанкового ружья Андроников поджег немец­ кий танк. Юго-восточнее города Витебск снайперы Н-ского соединения за месяц уничтожили много немецких солдат и офицеров. Снайпер еф­ рейтор Малыш за это время убил 17 немцев, сержант Лычко — 17, старший сержант Танина—15, сер­ жант Коспырев уничтожил ^ги т ­ леровцев. Немцы, взятые в плен на этом участке, сообщили: «От снай­ перского огня наш полк ежедневно терял несколько солдат и офице­ ров. Русские снайперы все время держат нас в постоянном страхе. Мы боимся высунуть голову из траншеи». * * * Партизанский отряд имени Су­ ворова, действующий в Дрогобыч- ской области, внезапно напал на немцев, охранявших железнодо­ рожную станцию. Гитлеровцы ук­ рылись в каменных зданиях и ока­ зывали ожесточенное сопротивле­ ние. В результате упорной схватки советские патриоты истребили 40 вражеских солдат и овладели станцией. Партизаны взорвали же­ лезнодорожные пути, сожгли два военных склада и отошли на свою базу. Партизаны другого дрого- бычского отряда с 20 по 26 мая пустили под откос 4 немецких воинских эшелона, в том числе один состав с горючим. * ;■<ф Перешедший на сторону Красной Армии ефрейтор 164 полка Па­ уль Т. рассказал: «В конце янва­ ря меня в составе маршевого ба­ тальона послали на фронт на по­ полнение 57 дивизий. Почти 20 дней мы находились в пути, не вы­ лезая из вагонов. Но дивизия так и не дождалась пополнения. В феврале она попала в окружение в районе Корсунь-Шевченковский и была целиком уничтожена. После этого батальон отправили в гор. Мелец (Польша). Здесь началось формирование новой дивизии, ко­ торой присвоили номер 57. В кон­ це апреля заново сформированная 57 пехотная дивизия выехала на фронт по маршруту Брест-Ли- товск, Минск, Орша». Пленный ефрейтор 217 полка той же дивизии Лео Кламбер со­ общил: «С первого же дня пребы­ вания на фронте мы чувствовали себя очень неуверенно. Солдаты говорили: «Русские уже уничто­ жили одну 57 дивизию в районе Корсунь-Шевченковский, они до- , берутся и до нас. Дело дошло до того, что офицеры запретили нам говорить о прошлом дивизии и упоминать название Корсунь-Шев­ ченковский. Русские разведчики часто незаметно проникали в рас­ положение нашего батальона, за­ хватывали солдат в плен и уноси­ ли наши пулеметы. На днях нам приказали привязать все пулеме­ ты, чтобы русские не смогли их утащить. Солдаты смеялись над этим приказом и говорили: «Если русские доберутся до пулеметов, то веревки их не задержат». Ночью два русских разведчика подкра­ лись к нам, ранили командира опорного пункта унтер-офицера Тормейера, а меня и пулемет уво­ локли с собой».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz