Североморский лётчик. 1944, июнь.
СМЕРТЬ НЕМЕЦКИМ ОККУПАНТАМ! С Е В Е Р О М О Р С К И Й ЛЕТЧИК ЕЖЕДНЕВНАЯ ГАЗЕТА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ СЕВЕРНОГО ФЛОТА. Hi 138 (208) 11 июня 1944 года, воскресенье № 138 (208) Ш Т У Р М А Н С К А Я П О Д Г О Т О В К А Л Е Т Ч И К А 1 Умение хорошо и грамотно во дить самолеты — дело первосте пенной важности, без которого не мыслимо достичь победы в возду хе. Эта истина приобратает особую важность в условиях Заполярья. Действия североморских летчи ков сопряжены с полетами в труд ных метеорологических условиях. У нас очень часто погода меняется уже в полете. Зачастую бывает "так, что летчикам, взлетевшим со своего аэродрома при хорошей ви димости, на пути к цели приходится встречать облачность, заряды. Это безусловно заставляет экипажи вносить изменения в расчеты на производство удара, . менять про филь полета и т. д. Сложная, часто меняющаяся метеорологическая об становка требует от летных кадров высокого мастерства, инициативы и настойчивости. Наши летчики — торпедоносцы, штурмовики, истребители в много численных операциях оказались на высоте положения. Вместе со штурманами они в любых усло виях вылетали наносить сокруши тельные удары по врагу, прокла дывали курс самолетам в облаках, зарядах и тумане, метко сбрасыва ли на врага бомбовый груз и всег да находили путь к своим аэро дромам. Многие экипажи прояв ляют высокое мастерство в труд ных боевых полетах. Не раз им приходилось совершать глубокие рейды по тылам противника, ле тать по расчету времени, в труд ных метеорологических условиях выходить на цель и точным ударом поражать ее. Искусство самолетовождения, умение восстанавливать ориенти ровку и вопреки всем трудностям полета достичь цели и отойти от нее должно стать достоянием не только штурманов, но и летчиков. Вдостижении этого большая и от ветственная задача ложится на штурманов частей и подразделе ний. Не кто иной, а они должны заниматься с каждым экипажем в отдельности, постоянно обучать летчиков грамотному самолетовож дению, контролировать, как эки пажи знают свой район и как они умеют в нужный момент, в случае потери, восстановить ориентиров- Штурман в авиации—видная фи гура. От его во многом зависит не только исход операции, но и ре зультат боевого вылета в целом. Летчики Н-ской части хорошо от зываются о своем штурмане капи- Красильникове. Этот флаг манский специалист большую меть своего времени проводит в подразделениях., Красильников опытный и бывалый штурман. За его плечами сотни боевых выле тов, он отлично знает свой район и особенности самолетовождения. И неслучайно, что летчики этой части на протяжении всего време ни не имели случая потери ориен тировки. Красильников посвящает много времени обучению и вводу в строй молодых летчиков. Он ор ганизует с ними облет района, хо рошо проводит подготовку к вы летам, приучает каждого летчика к штурманским расчетам. Сегодня мы печатаем материал о прославленном штурмане-торпедо- носце гвардии капитане Кочелаев- ском. В своей летной практике Кочелаевский руководствовался строжайшим законом точных рас четов. У Кочелаевского ни когда не было случая поте ри ориентировки, неточного вы хода на цель. На боевом счету штурмана Кочелаевского 22 успеш ных торпедных атаки. Сама эта цифра говорит о замечательной ра боте штурмана, который каждый раз обеспечивал победу летчику. В боевой деятельности летчиков весьма важное значение имеет зна ние в совершенстве своего района действий. Кто отлично знает район, тот, можно сказать, на поло вину освоил штурманское дело. Поэтому необходимо систематиче ски проверять знание района лет ным составом и ни в коем случае не пускать в полет неподготовлен ных экипажей. Сейчас особого внимания заслу живает умение использования лет ным составом радионавигации, как новейшего средства самолетовож дения. Всякий полет, как бы хорошо он не был подготовлен, может быть сорван, если летчик, экипаж не будут уметь учитывать метеороло гические условия. Необходимо, чтобы все летчики умели читать синоптическую карту и делать со ответствующие для себя выводы. Ни один случай срыва полетов из-за навигационных ошибок не может проходить мимо руководи телей и летного состава. Надо сурово взыскивать с виновников вынужденных посадок, происходя щих по причине потери ориенти ровки. Каждый такой случай сле дует рассматривать, как чрезвы чайное происшествие. Больше контроля и ответствен ности за навигационную службу в частях и подразделениях! Четким несением штурманской службы обеспечим отличное выполнение боевых заданий. ЗАВТРАК У НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР ТОВ. В. М. МОЛОТОВА В ОЗНАМЕНОВАНИЕ ГОДОВЩИНЫ СОВЕТСКО- АМЕРИКАНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ В ознаменование второй годов щины Соглашения между Совет ским Союзом и Соединенными Штатами Америки о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии, Народный Комиссар Иностранных Дел СССР тов. В. М. Молотов дал 10 июня завтрак, на котором при сутствовали Посол США г-н В. А. Гарриман, Посол Великобритании г-н А. К. Керр, Глава Военной Миссии США генерал-майор Д. Дин, Начальник Армейской Секции Военной Миссии США бригадный генерал В. Крист, Пред седатель Торговой Палаты США г-н Э. Джонсон, Глава Военной Миссии Великобритании генерал- лейтенант Б. Баррос, контр-адми рал Э. Арчер, а также дипломати ческий состав Посольства США. С советской стороны присутство вали тт. А. И. Микоян, А. Я. Вы шинский, В. Г. Деканозов, М. М. Литвинов, адмирал Л. М. Галлер, A. Д. Крутиков, В. А. Сергеев, М. С. Степанов, генерал-полковник авиации А. В. Никитин и ответ ственные сотрудники Наркоминде- ла СССР и Наркомвнешторга. B. М. Молотов и г-н Гарриман об менялись краткими речами по слу чаю второй годовщины советско- американского Соглашения. I l l турманы Михаил Советский и Юрий Кочелаевский, ныне Ге рои Советского Союза, в 1939 году вместе закончили воен но-морское авиационное училище имени Сталина. Крепкая боевая дружба, зародившаяся между курсантами еще в стенах училища, и по сей день связывает этих двух бесстрашных воинов- торпедоносцев. Беспощадно громя фашистских захватчиков в мо ре—один в Балтийском, другой в Баренцовом, друзья добились замечательных боевых успехов. У каждого из них по 7 потоплен ных неприятельских кораблей. Советский и Кочелаевский регулярно переписываются меж ду собой. Несеколько месяцев тому назад, когда Указом Пре зидиума Верховного Совета гвардии капитану Михаилу Советско му было присвоено звание Героя Советского Союза, Юрий Коче лаевский горячо поздравлял друга с высокой наградой. Недавно гвардии капитан Кочелаевский, удостоенный также звания Героя Советского Союза, получил поздравление от балтийца Советского. НА СНИМКЕ: штурман Герой Советского Союза гвардии капитан М. А. Советский. фото с Беленького. От Советского Информбюро Оперативная сводка з а 10 июня В течение 10 июня на фронтах изошло. За 9 июня в воздушных боях !4 самолетов противника. то существенных изменений не про- и огнем зенитной артиллерии сби- ★ * * В крейсерском полете П О В Ы Е П О Б Е Д Ы Л Е Т Ч И К О Н Б А Т Р А К О В А Ж М И Т Р О Ф А Л О І і А В оперативной сводке Советского Информбюро за 9 июня сооб щалось, что «у северного побережья Норвегии летчиками флота по топлены две самоходных баржи, шхуна и два мотобота противника». отнекоторые подробности этой операции. В середине дня четверка наших самолетов, ведомая старшим лей цитом Батраковым, поднялась с аэродрома и взяла -курс на запад. теоусловия благоприятствовали «охотникам». Скрываясь облач ностью, летчики шли вдоль вражеского берега. Вскоре они заметили 1еДалеко от мыса Н. две самоходных баржи. Ведущий сразу же’при- ИялРешение атаковать суда. В атакуі — подал команду Батраков. Летчики один за другим ®>шлина цель. С предельно короткой дистанции они сбросили бомбы. Результате удара были потоплены обе баржи прямым попаданием «мб Батракова и Проявко. ^ Несколькими часами позже в районе К- группа самолетов, ведо маялетчиком Митрофановым, атаковала скопление мелких судов про- йзника. В результате атаки подожжены и потоплены немецкая шхуна йДвамотобота. Все наши самолеты возвратились на свои базы. Юго-восточнее города Стани слав батальон пехоты и танки про тивника вчера атаковали позиции Н-ской части. Бойцы роты стар шего лейтенанта Буцынова фланго вым огнем отсекли вражеских пехотинцев от танков. Советские артиллеристы подбили три немец ких танка. Два другие танка про тивника подорвались на нашем минном поле. Немецкая пехота, оставшись без танкового прикры тия, с большими потерями была отброшена на исходный рубеж. Севернее города Яссы наши под разделения в результате атаки улучшили свои позиции. В течение дня уничтожено 4 немецких ору дия и 18 пулеметов. Противник потерял убитыми и ранеными 150 солдат и офицеров. На одном уча стке расчет противотанкового ору дия подразделения старшего лей тенанта Юркова, находясь в бое вых порядках пехоты, вступил в бой с танками противника. Вскоре весь расчет, за исключением командира орудия сержанта Афа насьева, вышел из строя. Немец кие автоматчики пытались окру жить сержанта и взять его в плен. На помощь Афанасьеву пришла, оказавшаяся поблизости, телефо нистка тов. Мирошниченко. Она стала подносить снаряды. Метким огнем тов. Афанасьев рассеял не мецких автоматчиков, подбил два танка и один бронетранспортер противника. Северо-западнее города'. Тирас поль группа наших разведчиков проникла в расположение немцев. Разведчики захватили в плен на ходившихся в боевом охранении гитлеровцев и вернулись в свою часть. Бронебойщик рядовой Андроников выследил на переднем крае обороны немцев искусно за маскированный танк. Несколькими выстрелами из противотанкового ружья Андроников поджег немец кий танк. Юго-восточнее города Витебск снайперы Н-ского соединения за месяц уничтожили много немецких солдат и офицеров. Снайпер еф рейтор Малыш за это время убил 17 немцев, сержант Лычко — 17, старший сержант Танина—15, сер жант Коспырев уничтожил ^ги т леровцев. Немцы, взятые в плен на этом участке, сообщили: «От снай перского огня наш полк ежедневно терял несколько солдат и офице ров. Русские снайперы все время держат нас в постоянном страхе. Мы боимся высунуть голову из траншеи». * * * Партизанский отряд имени Су ворова, действующий в Дрогобыч- ской области, внезапно напал на немцев, охранявших железнодо рожную станцию. Гитлеровцы ук рылись в каменных зданиях и ока зывали ожесточенное сопротивле ние. В результате упорной схватки советские патриоты истребили 40 вражеских солдат и овладели станцией. Партизаны взорвали же лезнодорожные пути, сожгли два военных склада и отошли на свою базу. Партизаны другого дрого- бычского отряда с 20 по 26 мая пустили под откос 4 немецких воинских эшелона, в том числе один состав с горючим. * ;■<ф Перешедший на сторону Красной Армии ефрейтор 164 полка Па уль Т. рассказал: «В конце янва ря меня в составе маршевого ба тальона послали на фронт на по полнение 57 дивизий. Почти 20 дней мы находились в пути, не вы лезая из вагонов. Но дивизия так и не дождалась пополнения. В феврале она попала в окружение в районе Корсунь-Шевченковский и была целиком уничтожена. После этого батальон отправили в гор. Мелец (Польша). Здесь началось формирование новой дивизии, ко торой присвоили номер 57. В кон це апреля заново сформированная 57 пехотная дивизия выехала на фронт по маршруту Брест-Ли- товск, Минск, Орша». Пленный ефрейтор 217 полка той же дивизии Лео Кламбер со общил: «С первого же дня пребы вания на фронте мы чувствовали себя очень неуверенно. Солдаты говорили: «Русские уже уничто жили одну 57 дивизию в районе Корсунь-Шевченковский, они до- , берутся и до нас. Дело дошло до того, что офицеры запретили нам говорить о прошлом дивизии и упоминать название Корсунь-Шев ченковский. Русские разведчики часто незаметно проникали в рас положение нашего батальона, за хватывали солдат в плен и уноси ли наши пулеметы. На днях нам приказали привязать все пулеме ты, чтобы русские не смогли их утащить. Солдаты смеялись над этим приказом и говорили: «Если русские доберутся до пулеметов, то веревки их не задержат». Ночью два русских разведчика подкра лись к нам, ранили командира опорного пункта унтер-офицера Тормейера, а меня и пулемет уво локли с собой».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz