Североморский лётчик. 1944, июнь.

gиюня 1944 г., j V s 13G (206). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК ™ Г в а р д и и , старший лейтенант П. Гнетов Слово к моим боевым товарищам > A M E T K k О Г В А Р Д Е Й С К О Й Ч Е С Т И „ статья была написана и пе- f „а г Гнетовым в редакцию на- Г,мне вылета 26 мая, в котором іяомая им группа потопила мино­ носец и сторожевой к ор а б ль про- тнвника. # # # Гвардееці Ч то м ож ет быть пагороднее этого звания, з а ­ званного кровью см елы х . С лав а ероев, честь полка, пр еданность -чизке воля к п о б е д е— все с к о н ­ центрировано в этом звании. И не- мром сред1 первых гвардейцев- мфояовцев родился боев ой л о ­ зунг : «Гвардеец умрет, но п о б е ­ дит!»■ Это—клй'г бесстрашных, стои- 0Х верных сынов Р од ины , г о т о ­ вых умереть ради победы . О н ро- іыся в те дни, когда сем ер к а ге- «зев сражалась против 52 ф аш и ст­ а х самолетов, заставляя немцев з панике радировать: « Н а с ок р у- гили, уничтожают!». Для советского воина нет вы с­ шего счастья,.чем ун и ч тож ени е но- ателей «нового порядка в Е вро- Поэтому к ажды й м о л о д о й дан обязан учиться во ев а ть у ястеров воздушного боя, воспи- [ывать в себе с то й к о с т ь и м у ­ жество, поддерживать и п р е у м н о ­ жать боевую слав у и гер о й ск и е традиции Сафонова и Гарбуза. Киселева и Баштыркова. За успехи в боях Р о д и н а д а л а ашему полку гвардейское звание. Сейчас на гвардейском знам ени салка будет сверкать ор д ен К р а с ­ ного Знамени. К аж ды й у д о с т а и в ­ айся чести стать п о д это зна- іія должен о смы сли ть ге р о и к у эбедоносных боев, впитать в c e ­ lsбоевые качества л у ч ш и х л е т ч и - ізз, кровью своей завоевавш их гвардейское знамя. Вспомним о т д е ль ны е эпи зо ды славного пути п о л к а в гвардию , ипомним воинские к ачества наших друзей, благодаря которым мы оыли удостоены вы соки х на гра д Родины. Разве кто-нибудь из нас з а б у ­ дет крылатых витязей Б аш ты р ко- із иКиселева, потопивших н ем ец - іие транспорты .на го р ящ и х с а м о ­ летах? Их подвиги бы ли высшим «лощением гв ар дей ск ого н а сту- шелыгого духа, ими р у к о в о д и л боевой закон: .«Г в ар д еец ум р е т , но габедит!» Эти герои т о г д а е щ е не t a гвардейцами — гв ар д ей ск а я мава пришла к нам п о зж е, но мы сполным правом считаем их п о ­ винными гвардейцами. С лав а, честь и з а с л у г и п о л к а— это в п ер ­ в ую о ч е р е д ь их слава, их честь, их за с л у ги . Б о евы е дни, к огд а воевали эти б огатыри, бы ли полны примерами героизма и д о б ле с т и . Т о л ь к о за д в о е с у т о к 14 и 15 января 1943 го д а б у д у щ и е Г е р ои С о в е тс к о го С ою за Баштырков, К и с е л е в и Б а­ лаш о в п отопи ли 7 транспортов противника общ им в о д о и зм ещ е ­ нием в 41 ты с я ч у тонн. К ом андир п о л к а п о л у ч и л т о гд а т елегр ам м у Н а р о д н о г о К ом и ссар а Военно- М о р с к о г о Ф л о т а С С С Р , поздравив­ ш его ли чны й состав с вы д аю ­ щимися успехами. В о т в ет на п о зд р ав лен и е Наркома экипажи О с т р о в ск о го , П е р е гу д о в а , Т р у н о ­ ва за два дн я потопи ли ещ е н е ­ с к о л ь к о к ор а б л ей противника. А в с его за январь 1943 года летчики наш его п о лк а , проявив и с к лю ч и ­ т е л ь ны й н а ступ ательны й порыв, п ото п и ли 14 вр аж еских с у д о в о б ­ щим в одо и зм ещ ен и ем в 85 тысяч тонн. 1 мая Г е р о й С о в е т с к о г о С ою за Б а лаш ов и е го ведомый, атаковали вр аж еский кон вой в составе 2 транспортов, охран я емы х 10 к о ­ р аблями и 6 «М е - 1 1 0 ». При п ер ­ вом з а х о д е к о р а б л и у с п е л и р а з­ в ерн уться , поставив то рп ед он о сцы в н е в ы го д н ую позицию . Т о г д а л е т ­ чики о т в е р н у л и в море и, с д е л а в е щ е о ди н за х од , отпр ави ли оба тран сп ор та на д н о Баренцова м о ­ ря. Н асто й ч и в ость, стр ем л ен и е во что бы т о ни с т а л о вып олни ть б о е в о й приказ о б ес п е ч и л и п о б е д у. 4 мая групп а торп ед он о сц ев , в к о т о р о й ш е л и гвардии капитан Б алаш ов, б е з прикрытия и с т р еб и ­ т е л е й атаковала вр аж еский конвой и потопи ла гри круп ны х тр а н с­ порта. Т а к за в оевы в али герои с л а в у н аш ем у п о л к у . Г в а р д ей ск о е знамя, п о л и ­ т о е к р о в ью гер оев , вы сок о п о д н я ­ л и го р д ы е с о к о л ы М ак ар еви ч, О стр овски й , В ели ч ки н . И с м е р т о ­ носны е т о р п ед ны е уд а ры д е н ь о то дн я п р е ум н ож а л и б о е в ую с л а в у п о лк а . О тк ры в б о ев о й с ч ет гв а р ­ д е й с к о г о п о л к а , гвардии капитан М ак ар ев и ч вскор е п о в е л в атаку на к рупный нем ецкий конвѳй два м о ­ л о д ы х экипажа. К о р а б л и эскорта о т к ры ли по т о рп ед он о сц ам ш к в а л ь ­ ный о гон ь , и т о гд а в эфире р а з д а л ­ ся н ето р о п ли вы й г о л о с в е д ущ е г о : «С п о к о й н е е , д р у з ь я !» « С м е л е е ! Е щ е б л и ж е , ещ е б л и ж е !» У с л ы х а в спокойный, уверенный г о л о с командира, м олоды е торпедоносцы атаковали конвой противника с п р ед ельн о б ли зк ой дистанции и отправили на дн о морское три непри ятельски х корабля. Н а с т у п и л 1944 год. Экипажи П и ­ рогова, Зайцева, ныне Гер оев С о ­ в етск ого Союза, Францева и др уги х п р о д о лж а л!! топить немецкие к о ­ рабли. У всех свежи в памяти эти полеты . М ы помним, как возвра­ щ а лс я из по лета на п о в р еж д ен ­ ной машине П ирогов, как связывал ремнями перебиты е тяги его с т р е ­ ло к -р а д и ст Черемны х, как о т ­ важный экипаж, маскируясь снежным зарядом , в п ло тн ую п о д ­ х о д и л к вражеским караванам и взрывал немецкие суда . М ы пом ­ ним дер зки е п олеты истр ебителя п од в од ны х л о д о к гвардейца Ф р а н ­ цева. Е го настойчивость в поиске врага м ож е т с л уж и т ь примером д л я всех летчик ов-торп едон осц ев. Наша гвардейская, краснозна­ менная слав а— это их боевы е дела. М ы не можем ни на мгновение о сл а б и т ь свою б о ев ую активность. Н аш д о л г — пр вявлять в бою с т о й ­ к ость, отв агу, у д а л ь , как наши боевы е уч и т еля , завоевавшие нам славу. Гвардей ски е традиции нер уш и ­ мы. Д е л о нашей воинской чести и д о л г а — вы соко нести святое п о лк о в о е знамя гвардейцев-крас- нознаменцев. И становится очень б о ль н о , к огд а нек оторы е товарищи об этом не д ум аю т или не пони­ мают в ели к о й ответственности, в о з л ож е н н о й на нас. И н а че чем ж е о б ’яснить, что летчики тт. П о зд н я к о в и Н и к о л а е в не прояви­ ли в бою достато ч н о й гвардейской стой кости и умения, при сущ их гвардейцам , что ш турман Богдан ов п у ст и л т о р п ед у мимо вр аж еск ого транспорта. С этим мириться н ельзя. Н а д о всем ясн о осознать, что гв а р д еец— это высший тип воина, образец верн ого с л уж е н и я отчизне, к ри с­ т а льн о й честн ости и душ евн ой прямоты. У гер о ев п о лк а нам н уж н о у ч и т ьс я и ч естн ом у вы п о л­ нению д о л г а пер ед Род ин ой , и честн ости в жизни, в бы ту, в д о ­ к л а д е командованию . Гвардии много да ется, но с нее много и спрашивается. И грош цена нашей жизни, д р узья , е с л и мы не б у д е м новыми б о е в ы ­ ми подвигами возвели чивать нашу в оин ск ую слав у , хранить н еза п я т­ нанной гв ар д ей ск ую честь полка. f e . — B ill ш Ш т М ш < ■ '> • ■' % ѵ- •'•%,-у -. Wf’V'V лГ П ер ед боевым вылетом. Старший техн ик -лей тен ан т Ж е р е б и л о в осматривает в ооруж ение штурмо вика. Фото И. Мп х еева. ПРИМЕР КОММУНИСТА 300 БО Е ВЫ Х ВЫЛ ЕТОВ ОТЛИЧНО О Б С Л УЖ ЕНЫ М ЕХАНИКОМ САМОЛЕТА РАБИНЬ ІМ Е сть лю ди , к оторы е в сегда-чем - то вы д еляю т ся из среды своих т о ­ варищей. С о б ер ется группа п о к у ­ рить — они о б я за т е ль н о в ц ен тре внимания, к ним прислушиваю тся. Т ак ов и механик сам олета Марк Рабин. На военных машинах Рабин, ра­ бота ет с ноября 1941 года. За это время о б с л у ж и л б о л е е 300 боевы х вы летов. Т р у д н о представить, к а­ кой к о л о сс а л ьны й т р у д в лож е н в эти вы леты . Д о ст а т о ч н о сказать, что за время войны Р а б и н у д о в е ­ л о с ь работать на пяти типах ма­ шин. Э то значит пять раз он п ер е­ учи вался, и не т о л ь к о д о м елочей и зуч а л новую машину, но и выра­ батывал о собый п о д х о д к каж дом у, м ен ял привычные приемы в работе. И все это б е з отрыва о т боевой ■жизни, за частую п о д бомбами, на стоянке, б е з отды ха и сна. Рабин не помнит случ а я , чтобы машина по е го вине выбывала из строя или с л у ч и л с я отказ, п олом ка. — М ашина лю б и т л а с к у и за б о ­ ту. Н е полен иш ься д л я нее — не от к аж ет в бою , — говорит м ех а ­ ник, вытирая в етош ью зам а сл ен ­ ные руки. Эти руки прикасаются к машине нежно и ум е л о , как руки хир ур га к т е л у раненого. Э ти руки, воистину зо л о ты е, ■Трудолюбивые и хозяйственные. И недаром Раби- на ув аж аю т товарищи. Л ю б и т он свое д е л о , уваж ает т яж елы й т р у д техника и беззаветн о о тд ается ему. Тщ а т е л ь н о п од готови в свою м аши­ ну, Р абин спешит п ом очь т о в а ­ рищам. Ж и з н ь учит, что. д л я механика г л а в н о е — внимание и а к к у р а т ­ ность во всем. О см о т р е т ь всю м а ­ шину д о п о с л е д н е г о винтика, т щ а ­ т е л ь н о проверить, вычистить и смазать к аж д ую д е т а л ь , не про щ а ть себе ни малейш ей о п л о ш ­ ности — вот осн овны е правила м е ­ ханика Рабина. Э то и о б ес п е ч и л о безаварийность и б е з о т к а зн ую р а­ б о т у м атериальн ой части в боях. Р абин сейчас у ж е и не припом ­ нит, с к о л ь к о врагов сби ли л е т ч и ­ ки на е го машине. М н о г о таких р а ­ д о с т ей б ы л о у механика — н е д а ­ ром он не ж а л е л ничего, все свое умение, старание и си лы о тд а в а л работе. О б этом говорит прави тельств енн ая награда, которой уд о с т о е н М а р к Рабин. Он сейчас кан дидат В К П (б ). К а к о д н о го из лу чш и х , всеми уваж аемы х, питом ­ цев к ом сом ола, е го избрали в с о ­ став к ом с ом о ль ск о го бюро. Р а б о ­ ты хватает и на машине, и в зе м ­ лянке, и на п ерекурке. К Р аб и н у при слушиваю тся, с ним с о в е т у ю т ­ ся. Основное, ч его он д о б и в а ется от товарищ ей — это с о б лю д е н и е с тр о го го воин ского порядка, а к к у ­ ратности, тщ а т е л ь н о го у х о д а за ма­ шинами, повышения своих знаний. И лу чш ий пример в этом п о к а зы ­ вает сам комм уни ст Рабин. Г. Т Р А П И Н . По страницам зарубежной печати Современное вооружение самолетов Зз несколько л ё т д о войны в „ЬГЛ||И были проведены опы ты .становкй на правой с то р о н е фю- ■■’Иа самолета о дн ой п уш ки ка- ' 1Ра 37 мм. О дн ак о эти опы ты не ■мчались успехом. Довоенная тенденци я повы іпе- мса залпа р азр еш алась п утем ;■ лнченйя числа п у л е м е т ны х ановок. Но н е у д о в л е т в о р и т е л ь - - результаты б о е в о г о примене- ' малокалиберных п у л е м е т о в ,* J0 нривели к необход им ости. 1 ЛЬЗОвания 20 мм. пуш ек — по истребителя « Д е в у а т и н » ;і, и'Ня)„ с 20 мм. пуш к ой , вмоіі- J ванной во в т у л к е п р о п е лл ер а . і і ДІІ0Лагалось, что д а ж е о д н о # 20 мм. снаряда в одп о- ініь и истр еб и те ль вы зо в ет ги- йѵх послеДІ,его, а поп адани е снарядов б у д е т д о с т а - w Ал я выведения из стр о я ц'0 о °тоРного бом бар ди ровщ и к а. jtaJЬ1т войны п о к азал, что эти !цТел°Л0Жения д а л е к и о т д е й с т ­ вии' Ности, « ж и в у ч е с т ь » совр е- * * самолетов о к а з а л а с ь н е ­ я в н о выше. jji, |ЭМое п оследн ее время в А н г - і« с ,еется тенденци я устан ов к и Ь ° Летах б о л е е к р уп н о к а л и - тзмѵ„_ °РУДий. Т а к на пр отиво М„ ШтУРмо в и к е -и с тр е б и т ел е Игссіі Кеин 11 Д » п о д к ры лом , за Зцд ' в °собых о б т е к а т е л я х уста- ■ “ Две пушки к али б р а 40 мм. ! В е с п уш ки — 145 кг., вес снаряда 550 гр .; уп р а влени е автом атиче­ с к о е ,^и-ли ручное. , «Ю н к е р с -8 7 Д 2 » (Герм а н и я ) в о ­ о р уж е н опы тной устан ов к ой 37 мм. н еп од виж н ой зени тной пушки, с п е ­ ц и а ль н о п р и сп особленн ой д л я с а ­ м олет а . Эфф екти вн ость вооруж ен и я с о ­ врем ен н ого сам о л ет а зависит от с л е д у ю щ и х факторов: типа п у л е ­ мета и ли пушки (с к о р о с т р е л ь ­ ность, б а л л и с т и ч е с к и е j свойства, б е з о т к а зн о с т ь с т р е л ь бы и т. п.), ч и сла устан ов ок , и х син хр они за­ ции, о гн ев о й м ощ и снарядов и уст р о й ст в а пр и ц ельны х п р и сп особ­ лений. Ч и с л о устан ово к зависит от д о ­ п у ск а е м о го д л я да н н ого сам олета веса так овы х. Т ак , в с л у ч а е ,веса в о о р уж ен и я в 360 кг. на о д н ом е с т ­ ном и с т р е б и т е л е м ож ет бы ть у с т а ­ н о в л ен о 4 с к о р о с т р е ль н ы х пушки к али б р а 20 мм. с боезап асом в 100 сн аря дов на п уш к у, причем п е ­ риод с т р е л ь б ы из нее д л и т с я все- г о 8,5— 10 сек ун д . У ста н овк а ч е ­ ты р ех п у л е м е т о в калибра 12,7 мм. д а е т в о зм ож н о с ть довести б о е з а ­ пас д о 2.000 патронов при с к о р о ­ с тр е ль н о с т и 3.600 вы стрелов в ми­ н у т у , с п р о д о лж и т е л ь н о с т ью с т р е л ь б ы 33 с ек ун ды . При уста н ев к е 6 п у лем е т о в т о го ж е к а л и б ­ ра б оезап ас б у д е т с о с т о я т ь т о л ь к о кз 1.500 зарядов, с к о р о с т р е л ь ­ ность состави т 5.400 вы стрелов в минуту, а период с тр е ль бы — 16 сек ун д. В с л у ч а е установки д в е ­ надцати м ало к али б ер ны х п у л е м е ­ тов (7,62 мм.) ч и сло вы стрелов б у ­ д е т 15.600 в минуту (550 патронов на п у ле м е т ), а период стр ельбы б у д е т равен 25 сек. В ес залпа и м ощ ь огня непре­ рывно повышается. Так, на «Х а р - рикейн II В » у ста н ов лен о 12 п у л е ­ метов кали бра 7,62 мм. о бщ е е чи­ с л о вы стрелов 13.200 в минуту при весе залп а о к о л о 150 кг. В то ж е время на «Х а р р н к ей н II С » у с т а ­ нов лен о 4 пушки калибра 20 мм. Х о т я ч и сло вы стрелов равняется при этом в с его 2.400 в минуту, но вес залпа повы си лся почти вдвое, д о 295 кг. С оп оставлен и е огневой мощи с о ­ временных типов сам олето в приве­ ден о в таблиц е, из которой ясно видна тенденци я на к р уп н о к али ­ берные установки. И з данных таб ли цы видна п о ­ д а в ляющ ая огневая м ощ ь « Л е т а ­ ющ их к р еп остей », чем и о б г о ­ няется их успешная борьба с г е р ­ манскими истребителями. К ром е «Л е т а ю щ и х крепостей », 13 п улем етов (вес калибра 12,7 мм.) устан овлены на бомбардировщике «Л и б е р е й т о р ». На тяж елом и стр е­ б и т е ле «Т а йф у н 1 А » имеется 12 п у лем етов калибра 7,7 (или 4 пѵшки по 20 мм. на «Т а йф ун 1 В » ), Вес залпа Максимально Т ип сам о л ет а В о о р у ж е н и е всех видов вооружения кг|мин< ВОЗМОЖНЫЙ вес залпа по одной цели кг(мии. Б о и н г В -17Е „ Л е 12 п у л е м е т о в п о 12,7 мм 537,5 263,0 тающая к р е п о с т ь * и 1 п у л е м е т 7,62 мм Б р и с т о л ь „Б оф ан- 4 п уш к и гіо 20 мм и 369,0 369,0 т е р “ 4 п у ле м е т а по 7,7 мм Д е Х э в и л л е н д 4 п уш к и п о 20 мм и ' 344,7 344,7 „М о с к и т о " 4 п у лем е т а п о 7,7 мм М е с с е рш м и т т 2 п уш к и по 20 мм, 302,5 241,3 „М е-2 1 0 " 2. п у лем е т а п о 13 мм и Х о у к е р „ Х а р р и - 2 п у л е м е т а п о 7,9 мм кейн II С “ 4 п уш к и по 20 мм 294,8 294,8 „Ф о к к е - В у л ь ф 190 А 3 “ 4 п уш к и п о 20 мм и 2 п у л е м е т а по 7,9 мм 282,5 ■ ■282,5 Г р у м а н н „У а й л д - 6 п у л е м е т о в п о 12,7 мм 263,0 263,0 к эт" С у п е р м а р и н 2 п уш к и и о 20 мм и 201,8 201,8 „С п и тф ай р І Х “ 4 п у лем е т а 7,7 мм Б э лл „ А э р о к о б р а “ 1 п уш к а к а ли б р а 20 мм. 200,5 200,5 2 п у ле м е т а п о 12,7 мм и 4 п у л е м е т а по 7,62 мм М ес се рш м и т т 1 п уш к а 20 мм и 2 п у 121,3 121,5 „М е-1 09 * л е м е т а п о 7,7 мм Прогн озы в отношении в о о р у­ жения одн ом естны х и стребителей с моторами в 2.000— 2.500 л. с., сделанны е в А н гли и в конце 1942 г., вполне оправдались на практике. П р е д п о ла га л о сь , что б у д у т применены с ле д ую щ и е с х е ­ мы вооружений: 1) 4 или 6 пуиіек калибра 20 мм., 2) 8 или 10 п у л е ­ метов калибра 12,7 мм.; 3) 2 пушки- кгли бр а 30 мм. или выше и 4) 2 пушки калибра 20 мм.; 2) 8 или 10 п у лем ет ов калибра 12,7 мм. М инимальный боевой запас — 100 патронов д л я 20 мм. пушек. ЗОС патронов д л я 12,7 мм. п у л е м е ­ тов и 20 патронов д л я пушек крупного калибра (30 мм. и выше) М атери алы , п уб ли к уемы е в и н о ­ странной печати, говорят о н е у к ­ лонном увеличении огневой мощи современных сам олетов Инж енер Д . Н Е К Л Ю Д О В .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz