Североморский лётчик. 1944, июнь.
оая ,944 г., № 135 (205). E B ~ P O '' : ? -'KHt! ЛЕТМИКчм Ш кілл л іьбйічіз! Гвардии м а й о р д . К а л и н и н У с л о в и я точного тѳрпедометания а результате ударов торпедной ‘fjjsn по караванам противчика і3 іздйі , десяток немецких транс о в отправленных на дно Б а жова моря. Благодаря настойчи- и мужеству, проявленным "‘выполнении боевых заданий, ’Гряхи-североморцы достигли вы- - го процента попадания торпед Боевой успех обеспечивал- 't" si* правило, короткой листан ий сбрасывания. Это было необ- " ,шо. ибо летчики бросали тор- , ; : ; ао линейному упреждению. fjK воевали наши прославлен- мастера торпедного удара Ки- Балашов, Макаревич и дру- еС ставшие грозой немцев на их дтіуиикациях вдоль Сеперной :;звегин. Взнду больших потерь транс- орго» и кораблей охранения про- .і-яик изменил тактику конвонро- ,.,яя, Увеличилось количество губителей прикрытия и военных , ;іблей, охраняющих транспорты. . ішой теперь включаются мино ры іі много сторожевых кораб- >3, открывающих сильный загра- іельный огонь по атакующим са- сгзм. Для отражения атак немецкой іівзции нашим торпедоносцам Тв ерь придается значительное ко- зчество истребителей сопровож- ;е«і!Я. В связи с этим немцы сей- ц* стремятся действовать иначе: аливают состав охранения и и з меняют его походные ордера. Ии- нвным зенитным противодей- ганем кооабли охранения, выдви- ;,гае далеко в сторону подходя ща ударной группы, стремятся «ешать нашим торпедоносцам rjiiTii для нанесения удара на тделыю короткие дистанции, брасывание же торпед с больших доанций по линейному упрежде- .іюзначительно понижает процент здания торпед в цель. Чтобы и при этом - с честью •полнить задачи-, стоящие перед лчиками-североморцами, чтобы де успешнее резать вражеские . '«уішкации и до конца громить емецкне караваны, необходимо на дшивать силу наших ударов, под ымать искусство их разработки и доведения, противопоставляя т а к же противника свои контрмеры, парализующие огневое противодей- ■ івие немцев. Эффективной борьбы с конвоем « н о достигнуть умелым сочета ем атаки торпедоносцев с одно временным налетом истребнтелей- -юмбардировщиков в роли штурмо виков. Последние должны подав лять зенитный огонь тех кораблей охранения, около которых проходят самолеты-торпедоносцы. Это обес печит подход торпедоносцев на короткую дистанцию к транспор там. у Второе, очень важное средство борьбы — это умелое использова ние прицела для торпедометания. намного увеличивающее вероят ность попадания торпеды. Д л я обеспечения успеха атаки низких торпедоносцев в кабинах летчиков установлены очень про стые механические прицелы. Это приспособление позволяет летчику наверняка поражать цель. Опыт тт. Францева, Гнетова и других показал, что’ использование при цела намного облегчит проведе ние торпедной атаки. Но привычка некоторых летчи ков сбрасывать торпеды «на гл а зок» с короткой дистанции приво дит к низкому качеству прицелива ния. Контрольный фотоснимок тор педной атаки, гвардии капитана Г у сева показал, что торпеда сброше на им с малым упреждением, не обеспечивающим встречу торпеды с кораблем-целыо. Еще хуже, когда молодые, необстрелянные летчики при прак тическом торпедометании на поли гоне не пользуются прицелом. Они отрывают учебу от требований, которые пред’являет им война, за бывают непреложное правило: «Учиться только так, как на вой не, и только тому, что нужно на войне». Совсем недавно перед вылетом на практическое торпедометанпе летчики Штемонотян и Василенко выбросили из кабин прицелы и сбрасывали торпеды «на глазок». Такое пренебрежение к новой тех нике привело к тому, что торпеды Штемонотяна и Василенко прошліі мимо корабля-цели. Непосредственные командиры этих летчиков, несмотря на сигна лы флагманских специалистов, не реагируют на факты подобного отношения к учебе. А, между тем, отлично известно, что отвага и мужество, проявлен ные в торпедной атаке, не прине сут успеха, если летчики будут пренебрегать использованием при цела. s & W , Н О В О С Т И b fzp y& e fyC H о й т & ж н и к и Аэродромы в открытом море Уже несколько лет назад в США, в связи .с р а з в и тием гражданской авиации и, в част ности, с установ лением р ег у л я р ных трансокеан ских рейсов, было предложено уст ройство пловучих аэропортов для посадки самолетов “ открытом море. Они были названы .моредромами". ^111 установки представляют из с е бя искусственные сильные „остров ки*. удерживае мые на воде я к о рями. Предпола гается оборудо вать такие, плову- ,ие аэродромы собственными си ловыми у становк а ми для само с то я тельного п е р е д в и жения их с места на место, в з а в и симости от у сло вий погоды на мо ре. Американцы намереваются т а к же оборудовать эти „островки" гостиницами и в с е ми прочими со о р у жениями, н еобхо димыми для аэ ро портов. Пловучие аэро порты предложено располагать в р а з ных пунктах о к е а на на расстоянии до 1300 километ ров дру г от друга. Как подсчитали специалисты, вес такого с о о р уж е ния составит 64 тыс. тонн, глубина о са д ки—прибли зи тельно 48 метров, а высота над по верхностью воды —около 21 метра. Как сообщает журнал „Стил", одна американская аэротранспортная компания уже предприняла шаги, чтобы обор у д о вать предполага емую трансокеан скую авиалинию, которая должна связать Соединен ные Штаты и Англию тремя пло ву чими аэропорта ми. Осуществить этот проект аме риканцы намерены после войны. Стои мость искусствен ного „островка' примерно 10 млн. долларов. ЧЕМ ЗАНИМАЕТС КОМСОРГ КУФТИН — Скажите для чепьелуж? направляющий выступ у затворт Р імь ; пулеметі Дегтярева?—спр сила как-то у комсомольца Гаі ркченко. Вопрос этот очень прос тей не менее никакого ответа Га ркченко дать не мог. Приведенный эпизод—не с.т чаен. Он характеризует отиошені— некоторых членов ВЛКСМ к по вышению военных знаний. Дело том. что в Н-ском подразделен;- “ очень слаба работа комсомольсш организации. Комсорг т. Куфти— несмотря на наличие свободной^ времени, уделяет очень мало вни мания вопросам военно-полнтиче ского воспитания комсомольцег Отдельные члены ВЛКСМ ->н стремятся повысить лолитическі и культурный кругозор, не сове шенствѵют свою военную сп циальность. А комсорга Куфти;ш это мало беспокоит. оі Недавно комсомольцы Князев Снлинский грубо нарушили уст; гарнизонной службы, но коме ^ мольская организация прошла м. мо этого факта, не привлекла н 1 рушнтелей к ответственности. !Н Тов. Куфтин—молодой комсор^ Ему чаще надо обращаться за т а мощью. Комсомольский организме тор части т. Раков не раз беседі вал с Куфтиным. хотел ему п<іе мочь. Но, к сожалению, Куфти ; пренебрегает помощью и не ру коволпт по-настоящему организя цней. , А. ГРИГОРЬЕВ. іи ОЖИВИТЬ Р ВНУТРИПАРТИЙНУЮ п РАБОТУ р Вопросам внутрипартийной р;/’ боты было посвящено партийно0 собрание, проведенное недавно ^ Н-ской части. Серьезная предва" рительная подготовка способство1 вала большой активности комму нистов. Выступившие в прениях тт. Зуепі Галичий и другие отметили суп щественные недостатки в партийи ной работе. Бюро ВКП(б) не сталт еще органом коллективного рукоі водства, недостаточен и росс тіарторганизации, хотя в поль разделениях имеется немало подіі готовленных передовых товарі: 1 щей. Слабо поставлено воспитание кандидатов ВКП(б) и молоды кЬммунистов. На все эти недочеу ты было указано партийному бю ро. Собрание в своем решении на| метило ряд мероприятий по устра* нению имеющихся недостатков! и по оживлению внутрипартийно! работы, I Старший лейтенант Н. ГОЛИК, { ЦЕНА БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ Нет большей обиды у человека, чем видеть, что твои труды пропа дают впустую, что от твоего риска жизнью, 'Который только что пере жил, нет проку и, больше того, от него страдаешь сам. Вот такое со стояние пришлось пережить нам на днях. Дело было так. Мы шли торпедировать конвой противника. Дымка скрывала немцев, но они, открыв зенитный огонь на почти тельном расстоянии, обнаружили себя. — Занять свои места... Ата ка...—раздались последовательные команды ведущего. Мы легли на боевой курс. Впе реди рвались вражеские снаряды. Я увлекся фотографированием и просмотрел отрыв торпеды от само лета. Мы пролетели над левым бортом миноносца, который атако вывали, но самолет наш попрежне- му шел тяжело. После того, как вражеский сна ряд угодил в наш торпедоносец и пробил большое отверстие в фюзе ляже, я внимательно стал осматри вать машину. Стабилизатор разво рочен, тросы триммеров переби ты, не сброшенной оказалась и торпеда. ПОЧЕМУ БЫЛ ПОДБИТ НАШ ТОРПЕДОНОСЕЦ При подходе к нашей террито рии командир экипажа передал по радио: «Рули не в порядке, идем на посадку ' на воду, приготовь тесь». Я сбросил аварийный к ол пак со своей кабины и приготовил шлюпку. Как только самолет кос нулся воды, все его днище вырвало, и струей воды смяло воздушного стрелка Пиманова. Я еде выбрался из кабины, за мной вылез Пима нов. Командир вытащил из кабины штурмана Богданова. С болйшим трудом мы уселись в шлюпку и начали грести к берегу, а затем были подобраны моряками. Героически вел себя воздушный стрелок т. Пиманов. Несмотря на то, что у него была переломлена нога, он ни разу не пожаловался на боль и помогал мне грести. Почему же была подбита наша машина?. По одной, очень простой' причи не: мы не сбросили торпеду, по разили ею атакованный минвносец, и на отходе, от его же зенитных снарядов, наш самолет получил по вреждения. Виновником того, что торпеда не была сброшена, я в ляется тов. Богданов. Он безответ ственно отнесся к своему служ еб ному долгу, не обеспечил необхо димой подготовки торпеды. Если бы мы ее сбросили, то обязательно поразили бы миноносец, т. к. тор педировали с близкой дистанции. А если бы мы его торпедировали, то он не подбил бы своим зенит ным огнем нашу машину, и мы не «купались» бы в Баренцовом море. Этот случай наглядно говорит о том, насколько важна детальная и всесторонняя подготовка к боево му вылету всех членов экипажа и как дорого обходится в бою безот ветственность отдельных людей. Торпедируя вражеские корабли, мы часто идем в сплошной зенит ный огонь. Ради победы мы смот рим в лицо смерти. И бывает очень обидно, когда из-за безответствен ности отдельных людей мы упу скаем победу, которая уже была в наших руках. Гвардии младший лейтенант И. ШЕЛКОПЛЯС .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz