Североморский лётчик. 1944, июнь.

оая ,944 г., № 135 (205). E B ~ P O '' : ? -'KHt! ЛЕТМИКчм Ш кілл л іьбйічіз! Гвардии м а й о р д . К а л и н и н У с л о в и я точного тѳрпедометания а результате ударов торпедной ‘fjjsn по караванам противчика і3 іздйі , десяток немецких транс­ о в отправленных на дно Б а ­ жова моря. Благодаря настойчи- и мужеству, проявленным "‘выполнении боевых заданий, ’Гряхи-североморцы достигли вы- - го процента попадания торпед Боевой успех обеспечивал- 't" si* правило, короткой листан­ ий сбрасывания. Это было необ- " ,шо. ибо летчики бросали тор- , ; : ; ао линейному упреждению. fjK воевали наши прославлен- мастера торпедного удара Ки- Балашов, Макаревич и дру- еС ставшие грозой немцев на их дтіуиикациях вдоль Сеперной :;звегин. Взнду больших потерь транс- орго» и кораблей охранения про- .і-яик изменил тактику конвонро- ,.,яя, Увеличилось количество губителей прикрытия и военных , ;іблей, охраняющих транспорты. . ішой теперь включаются мино­ ры іі много сторожевых кораб- >3, открывающих сильный загра- іельный огонь по атакующим са- сгзм. Для отражения атак немецкой іівзции нашим торпедоносцам Тв­ ерь придается значительное ко- зчество истребителей сопровож- ;е«і!Я. В связи с этим немцы сей- ц* стремятся действовать иначе: аливают состав охранения и и з­ меняют его походные ордера. Ии- нвным зенитным противодей- ганем кооабли охранения, выдви- ;,гае далеко в сторону подходя­ ща ударной группы, стремятся «ешать нашим торпедоносцам rjiiTii для нанесения удара на тделыю короткие дистанции, брасывание же торпед с больших доанций по линейному упрежде- .іюзначительно понижает процент здания торпед в цель. Чтобы и при этом - с честью •полнить задачи-, стоящие перед лчиками-североморцами, чтобы де успешнее резать вражеские . '«уішкации и до конца громить емецкне караваны, необходимо на­ дшивать силу наших ударов, под­ ымать искусство их разработки и доведения, противопоставляя т а к ­ же противника свои контрмеры, парализующие огневое противодей- ■ івие немцев. Эффективной борьбы с конвоем « н о достигнуть умелым сочета­ ем атаки торпедоносцев с одно­ временным налетом истребнтелей- -юмбардировщиков в роли штурмо­ виков. Последние должны подав­ лять зенитный огонь тех кораблей охранения, около которых проходят самолеты-торпедоносцы. Это обес­ печит подход торпедоносцев на короткую дистанцию к транспор­ там. у Второе, очень важное средство борьбы — это умелое использова­ ние прицела для торпедометания. намного увеличивающее вероят­ ность попадания торпеды. Д л я обеспечения успеха атаки низких торпедоносцев в кабинах летчиков установлены очень про­ стые механические прицелы. Это приспособление позволяет летчику наверняка поражать цель. Опыт тт. Францева, Гнетова и других показал, что’ использование при­ цела намного облегчит проведе­ ние торпедной атаки. Но привычка некоторых летчи­ ков сбрасывать торпеды «на гл а­ зок» с короткой дистанции приво­ дит к низкому качеству прицелива­ ния. Контрольный фотоснимок тор­ педной атаки, гвардии капитана Г у ­ сева показал, что торпеда сброше­ на им с малым упреждением, не обеспечивающим встречу торпеды с кораблем-целыо. Еще хуже, когда молодые, необстрелянные летчики при прак­ тическом торпедометании на поли­ гоне не пользуются прицелом. Они отрывают учебу от требований, которые пред’являет им война, за ­ бывают непреложное правило: «Учиться только так, как на вой­ не, и только тому, что нужно на войне». Совсем недавно перед вылетом на практическое торпедометанпе летчики Штемонотян и Василенко выбросили из кабин прицелы и сбрасывали торпеды «на глазок». Такое пренебрежение к новой тех ­ нике привело к тому, что торпеды Штемонотяна и Василенко прошліі мимо корабля-цели. Непосредственные командиры этих летчиков, несмотря на сигна­ лы флагманских специалистов, не реагируют на факты подобного отношения к учебе. А, между тем, отлично известно, что отвага и мужество, проявлен­ ные в торпедной атаке, не прине­ сут успеха, если летчики будут пренебрегать использованием при­ цела. s & W , Н О В О С Т И b fzp y& e fyC H о й т & ж н и к и Аэродромы в открытом море Уже несколько лет назад в США, в связи .с р а з в и ­ тием гражданской авиации и, в част­ ности, с установ­ лением р ег у л я р ­ ных трансокеан­ ских рейсов, было предложено уст­ ройство пловучих аэропортов для посадки самолетов “ открытом море. Они были названы .моредромами". ^111 установки представляют из с е ­ бя искусственные сильные „остров­ ки*. удерживае­ мые на воде я к о ­ рями. Предпола­ гается оборудо­ вать такие, плову- ,ие аэродромы собственными си ­ ловыми у становк а­ ми для само с то я­ тельного п е р е д в и ­ жения их с места на место, в з а в и ­ симости от у сло ­ вий погоды на мо­ ре. Американцы намереваются т а к ­ же оборудовать эти „островки" гостиницами и в с е ­ ми прочими со о р у ­ жениями, н еобхо ­ димыми для аэ ро ­ портов. Пловучие аэро ­ порты предложено располагать в р а з ­ ных пунктах о к е а ­ на на расстоянии до 1300 километ­ ров дру г от друга. Как подсчитали специалисты, вес такого с о о р уж е ­ ния составит 64 тыс. тонн, глубина о са д ки—прибли зи ­ тельно 48 метров, а высота над по­ верхностью воды —около 21 метра. Как сообщает журнал „Стил", одна американская аэротранспортная компания уже предприняла шаги, чтобы обор у д о ­ вать предполага­ емую трансокеан­ скую авиалинию, которая должна связать Соединен ­ ные Штаты и Англию тремя пло­ ву чими аэропорта­ ми. Осуществить этот проект аме­ риканцы намерены после войны. Стои­ мость искусствен­ ного „островка' примерно 10 млн. долларов. ЧЕМ ЗАНИМАЕТС КОМСОРГ КУФТИН — Скажите для чепьелуж? направляющий выступ у затворт Р імь ; пулеметі Дегтярева?—спр сила как-то у комсомольца Гаі ркченко. Вопрос этот очень прос тей не менее никакого ответа Га ркченко дать не мог. Приведенный эпизод—не с.т чаен. Он характеризует отиошені— некоторых членов ВЛКСМ к по вышению военных знаний. Дело том. что в Н-ском подразделен;- “ очень слаба работа комсомольсш организации. Комсорг т. Куфти— несмотря на наличие свободной^ времени, уделяет очень мало вни­ мания вопросам военно-полнтиче ского воспитания комсомольцег Отдельные члены ВЛКСМ ->н стремятся повысить лолитическі и культурный кругозор, не сове шенствѵют свою военную сп циальность. А комсорга Куфти;ш это мало беспокоит. оі Недавно комсомольцы Князев Снлинский грубо нарушили уст; гарнизонной службы, но коме ^ мольская организация прошла м. мо этого факта, не привлекла н 1 рушнтелей к ответственности. !Н Тов. Куфтин—молодой комсор^ Ему чаще надо обращаться за т а мощью. Комсомольский организме тор части т. Раков не раз беседі вал с Куфтиным. хотел ему п<іе мочь. Но, к сожалению, Куфти ; пренебрегает помощью и не ру коволпт по-настоящему организя цней. , А. ГРИГОРЬЕВ. іи ОЖИВИТЬ Р ВНУТРИПАРТИЙНУЮ п РАБОТУ р Вопросам внутрипартийной р;/’ боты было посвящено партийно0 собрание, проведенное недавно ^ Н-ской части. Серьезная предва" рительная подготовка способство1 вала большой активности комму нистов. Выступившие в прениях тт. Зуепі Галичий и другие отметили суп щественные недостатки в партийи ной работе. Бюро ВКП(б) не сталт еще органом коллективного рукоі водства, недостаточен и росс тіарторганизации, хотя в поль разделениях имеется немало подіі готовленных передовых товарі: 1 щей. Слабо поставлено воспитание кандидатов ВКП(б) и молоды кЬммунистов. На все эти недочеу ты было указано партийному бю ро. Собрание в своем решении на| метило ряд мероприятий по устра* нению имеющихся недостатков! и по оживлению внутрипартийно! работы, I Старший лейтенант Н. ГОЛИК, { ЦЕНА БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ Нет большей обиды у человека, чем видеть, что твои труды пропа­ дают впустую, что от твоего риска жизнью, 'Который только что пере­ жил, нет проку и, больше того, от него страдаешь сам. Вот такое со­ стояние пришлось пережить нам на днях. Дело было так. Мы шли торпедировать конвой противника. Дымка скрывала немцев, но они, открыв зенитный огонь на почти­ тельном расстоянии, обнаружили себя. — Занять свои места... Ата­ ка...—раздались последовательные команды ведущего. Мы легли на боевой курс. Впе­ реди рвались вражеские снаряды. Я увлекся фотографированием и просмотрел отрыв торпеды от само­ лета. Мы пролетели над левым бортом миноносца, который атако­ вывали, но самолет наш попрежне- му шел тяжело. После того, как вражеский сна­ ряд угодил в наш торпедоносец и пробил большое отверстие в фюзе­ ляже, я внимательно стал осматри­ вать машину. Стабилизатор разво­ рочен, тросы триммеров переби­ ты, не сброшенной оказалась и торпеда. ПОЧЕМУ БЫЛ ПОДБИТ НАШ ТОРПЕДОНОСЕЦ При подходе к нашей террито­ рии командир экипажа передал по радио: «Рули не в порядке, идем на посадку ' на воду, приготовь­ тесь». Я сбросил аварийный к ол ­ пак со своей кабины и приготовил шлюпку. Как только самолет кос­ нулся воды, все его днище вырвало, и струей воды смяло воздушного стрелка Пиманова. Я еде выбрался из кабины, за мной вылез Пима­ нов. Командир вытащил из кабины штурмана Богданова. С болйшим трудом мы уселись в шлюпку и начали грести к берегу, а затем были подобраны моряками. Героически вел себя воздушный стрелок т. Пиманов. Несмотря на то, что у него была переломлена нога, он ни разу не пожаловался на боль и помогал мне грести. Почему же была подбита наша машина?. По одной, очень простой' причи­ не: мы не сбросили торпеду, по­ разили ею атакованный минвносец, и на отходе, от его же зенитных снарядов, наш самолет получил по­ вреждения. Виновником того, что торпеда не была сброшена, я в ­ ляется тов. Богданов. Он безответ­ ственно отнесся к своему служ еб ­ ному долгу, не обеспечил необхо­ димой подготовки торпеды. Если бы мы ее сбросили, то обязательно поразили бы миноносец, т. к. тор­ педировали с близкой дистанции. А если бы мы его торпедировали, то он не подбил бы своим зенит­ ным огнем нашу машину, и мы не «купались» бы в Баренцовом море. Этот случай наглядно говорит о том, насколько важна детальная и всесторонняя подготовка к боево му вылету всех членов экипажа и как дорого обходится в бою безот­ ветственность отдельных людей. Торпедируя вражеские корабли, мы часто идем в сплошной зенит­ ный огонь. Ради победы мы смот­ рим в лицо смерти. И бывает очень обидно, когда из-за безответствен­ ности отдельных людей мы упу ­ скаем победу, которая уже была в наших руках. Гвардии младший лейтенант И. ШЕЛКОПЛЯС .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz