Североморский лётчик. 1944, июнь.

, П!0ЙЯ 19?4 г., № 134 (204). ■ВЕРОМОРСКИН ЛЕ ТЧИК В О Й С К А С О Ю З Н И К О В , В Ы С А Д И Л И С Ь НА С Е В Е Р Н О М ПОБЕРЕМЬИ ФРАНЦИИ СООБЩЕНИЕ ШТАБА КОМАНДОВАНИЯ ЭКСПЕДИ ЮНДОН. 6 июня. (ТАСС). Как • ает агентство Рейтер, штаб "'-овного командования экспе- СЙОНІІЫХ сил союзников опубли- коммюнике Л1® 1. " g ' коммюнике говорится, что ВОЙСК ВЕРХОВНОГО ЦИОННЫХ СИЛ СОЮЗНИКОВ под командованием Эйзенхауера военно-морские силы союзников 1 при поддержке крупных военно- воздушных сил сегодня утром на- чали высадку союзных, армий на северном побережьи Франции. У И Н С Т О Н Ч Е Р Ч И Л Л Ь О Х О Д Е В О Е Н Н Ы Х О П Е Р А Ц И Й вЕЧЕРНЕЕ СООБЩЕНИЕ ВЕР ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ЮНДОН, 6 июня. (ТАСС). Как -.‘ведает агентство Рейтер, в ком- Дике № 2 штаба верховного ^андования экспедиционными союзников говорится: «Не- '..долго до полуночи 5 июня 1944 ;'.а‘ ночные бомбардировщики узников начали наступательные ействия. Атаки весьма крупных ‘'-I продолжались до утра. М ежд у Гзо и 7.30 часами 6 июня два ?„еННо-морских соединения начали ^ои наступательные действия про- 4 вражеского побережья. Военно- морские силы, которые предвари- -е.іьно были собраны под общим командованием адмирала Бертрама Рамсей, вышли в море при свежей -огоде 'и в течение ночи к ним '^соединились крупные военные корабли, находившиеся ранее в с е ­ верных водах». В коммюнике сообщается да- -ее, что после расчистки минных полей десантные суда направи­ лись к побережью под прикрытием Артиллерийского огня эсминцев, в Іс время как более крупные ко- рзбли начали обстреливать в р аж е ­ ские батареи, которые уж е п о д ­ верглись бомбардировкам' с в о з ­ духа. «Высадки были осуществлены,— говорится далее в коммюнике, — ХОВНОГО КОМАНДОВАНИЯ СИЛ СОЮЗНИКОВ под прикрытием бомбардировок с воздуха и с моря. В большом ко­ личестве пунктов были произведе­ ны успешные высадки воздушно- десантных войск, в том числе с транспортных самолетов и плане­ ров, на которых находились круп­ ные силы. Сообщения об операциях пока показывают, что наши войска д о ­ бились успеха на первом этапе десантных операций. Сражения продолжаются. Крупные силы т я ­ желых, средних и легких бомбар­ дировщиков и бомбардировщиков- истребителей союзников продол­ жали в течение всего дня бомбить артиллерийские батареи, оборони­ тельные сооружения и коммуни­ кации противника. Непрерывное прикрытие со стороны истреби­ тельной авиации поддерживалось над побережьем и на некотором расстоянии в глубине континента, а та кж е над районом морских опе­ раций в Ла-Манше... Наша авиация встретила слабое сопротивление со стороны истреби­ телей противника и его зенитной артиллерии. Потери в военных к о ­ раблях считаются весьма неболь­ шими, особенно если принять во внимание размеры операций». РАЙОНЫ ВЫСАДКИ ЛОНДОЙ, 6 июня. (TAČG). Лон- донское радио передало, что, как можно определить в настоящее время, район высадки войск сою з­ ников охватывает, весь ,участок французского побережья между и Шербуром. СОЮЗНЫХ ВОЙСК Десанты войск союзников вы ­ сажены, в частности, в районе Гав­ ра, а та кж е между устьями рек Орн и Вир. По заявлению немец­ кого радио, наиболее крупные д е ­ сантные силы союзников высади­ лись к востоку ц юго-востоку от Шербура. ПОЛОЖЕНИЕ В Р АЙОН Е ВЫ СА Д КИ ВОЙСК СОЮЗНИКОВ ЛОНДОН, 6 июня. ' (ТАСС). Военные корреспонденты сооб­ щают следующие подробности вы- іадкн войск союзников в Северной Франции. Высадка войск началась между шестью и восемью часами утра. Первые сообщения носят благоприятный характер. Англий­ ские тральщики очистили от мин на широком фронте подступы к французскому побережью, что сделало возможным обстрел побе­ режья кораблями военно-морского флота. Затем авиация союзников и копабли всевозможных типов н а­ чали бомбардировку ц обстрел германских береговых укреплений иартиллерийских позиций. В этих операциях участвовали соединения британского к американского ф л о ­ тов. В среднем на дв а американ­ ских корабля приходилось 3 ан- глннскнх. Количество введенной в д е й ­ ствие авиации превосходит все имевшее место д о сих пор. В воз­ дух е стоял несмолкающий гул от тысяч самолетов, летевших с гру ­ зом бомб перед десантными вой­ сками по направлению к побе­ режью. Английские летчики, воз­ вращаясь из очередного "рейса, встретили гигантский воздушный флот американских «Летающих крепостей», направлявшийся к французскому побережью. Само­ леты, перевозившие авиадесант­ ные части, вели на буксире п л а­ неры с войсками. Л О Н Д О Н , 6 июня. (ТАСС). Штаб верховного командования экспедиционных войск союзников сообщает, что свыше 640 морских орудий калибра от 4 до 16 дюймов обстреливают берег и опорные пункты противника, поддерживая действия наземных войск союз­ ников. П РИ КА З Г Е Н Е РА Л А ЛОНДОН, 6 июня. (ТАСС), мк передает агентство Рейтер, мждому солдату войск союзников ыл вручен періед операцией в т ор ­ жения приказ генерала Эйзен- ■syepa. В приказе говорится: 'Солдаты, матросы и летчики 'ВДедиционных. войск союзников! ынаходитесь накануне в с т у п л е ­ ния в великий крестовый поход, к 'второму мы стремились эти д о л ­ ее месяцы. Взоры всего мира об­ ращены на вас. Н а д еж ды и мо- ІТвы свободолюбивых людей во мире сопутствуют вам. Вме- НЗМИ наши доблестные союз- и, собратья по оружию на дру- х Фронтах. Вы осуществите fP°M немецкой военной машины Ш рн от насилия и порабо- * Угнетеиные народы Европы оеспечите нам безопасность в родном мире. g аЩа задача буд ет нелегкой. Щеп ХоР°Шо Ртучен, хорошо осна- jixj 1 Закален в боях, он будет .тоно сражаться. Но' мы живем ’ в произошло а тех iQj. 1944 г. Многое ЭЙ З ЕНХАУ Е РА пор, к ак нацисты одерживали победы в 1940 и 1941 гг. Об’единен- ные нации нанесли немцам круп­ ные поражения в открытых боях лицом к лицу. Наше воздушное наступление серьезно сократило их силы в воздухе и их способ­ ность вести войну на суше. Наш внутренний фронт да л нам подав­ ляющее превосходство в области вооружения и боеприпасов и предо­ ставил в наше распоряжение круп­ ные резервы обученных солдат. Положение изменилось. Свободные люди во всем мире идут к победе. Я вполне уверен в вашей храбро­ сти, преданности долгу и боевом мастерстве. Мы не согласимся ни на что меньшее, чем полная победа. 'Ж е л аю удачи!. И да будет бл а­ гословение всемогущего Бога над этим великим и благородным д е ­ лом!» Приказ был роздан участникам вторжения после посадки на суда. Он был зачитан командирами всем другим войскам экспедиционных частей, ЛОНДОН , 6 июня. (ТАСС). Агентство Рейтер сообщает, что премьер-министр Черчилль высту­ пил сегодня в палате общин. Сде­ лав обзор военных операций союз­ ников в Италии, Черчилль заявил, что в течение ночи и рано утром 6 нюня высажены первые крупные десанты союзников на европей­ ском континенте. Огромная арма­ да, насчитывающая до 4 тыс. ко­ раблей, пересекла Ла-Манш. По словам Черчилля, огонь немецких береговых батарей в значительной степени подавлен. Преграды на море оказались не столь трудными, как этого опасались. Уже имеется надежда на то, сказал Чер­ чилль, что достигнута действи­ тельно тактическая внезапность. ЛОНДОН , 6 нюня. (ТАСС). Агентство Рейтер передает, что в своем втором заявлении, сд е­ ланном в палате общин сегодня вечером, Черчилль сказал: «Я смогу заявить палате общин, что эта операция развертывается вполне удовлетворительно. Многие опасности и трудности, которые минувшей ночью казались исклю­ чительно грозными, теперь оста­ лись позади. Переход по морю был осуществлен со значительно мень­ шими потерями, чем мы предпола­ гали. Сопротивление береговой артиллерии было в значительной степени ослаблено в результате бомбардировок, проведенных на­ шей авиацией, а огонь наших ко­ раблей быстро уменьшил огонь вражеских батарей до таких масштабов, что он уже не мешал выполнению нашей задачи. Высадка войск на широком фронте — английских, американ­ ских и союзных (я не буду приво­ дить список национальностей или стран, которые они представляли), оказалась эффективной, и наши Англо-американские войска дей­ ствуют при поддержке примерно 11 тысяч самолетов первой линии, которые можно бросать в бой по мере необходимости. Черчилль заявил, что за не­ приятельскими линиями успешно осуществлена массовая высадка воздушных десантов. В различных пунктах побережья происходит высадка морских десантов. «До сего времени,—сказал Чер­ чилль,—командиры, занятые в опе­ рациях, сообщают, что все идет согласно планов. Эта гигантская операция, без сомнения, является самой сложной и трудной по срав­ нению с тем, что когда-либо имело место». «Мы надеемся,—продолжал Чер- войска в некоторых случаях про­ никли на несколько миль в глубь страны. На широком фронте созда­ ны опорные пункты. Выдающейся операцией явилась нысадка наших авиадесантных ча­ стей, которые по численности, не­ сомненно, превосходили все, что до сих пор было известно в мире. Эта высадка была проведена с исклю­ чительно малыми потерями и боль­ шой точностью. Она вызывала осо­ бое беспокойство из-за особых условий видимости в весьма огра­ ниченный период, как раз перед рассветом. Вполне возможно, что в послед­ нюю минуту могло случиться что- либо такое, что лишило бы авиа­ десантные войска возможности вы­ полнить их роль. Надо было нтти на очень большой риск в связи с метеорологическими условиями, но храбрость генералз Эйзенхауера определила решения, которые сле­ довало принять во всех этих исключительно трудных и не под­ лежавших контролю вопросах. Авиадесантные войска прочно за- чилль.—преподнести врагу после­ довательный ряд сюрпризов в ходе боев. Масштабы битвы и ее интен­ сивность будут постоянно воз­ растать в течение предстоящих не­ скольких недель. Я не буду п и ­ таться. — сказал -Черчилль, — строить предположения по поводу хода операций. Однако я могу сказать, что во всех союзных ар­ миях господствует спаянное един­ ство. Мы н наши- американские друзья спаяны братством по ору­ жию. Боевой дух войск, как я имел случай наблюдать лично при посадке на суда в последние несколько дней, великолепен». Черчилль указал, что сегодня позже он сообщит дальнейшие но­ вости. крепились, а высадки были прове дены с меньшими потерями, чем мы ожидали,—со. значительно меньшими. В различных пунктах продолжаются бон. Мы захватили несколько имеющих значение мо­ стов, не взорванных противником. Бой продолжается в городе Кан в глубине страны. Однако все эти события, составляющие весьма ценный первый ш а г ,.— жизненно важный и необходимый первый шаг—еще не дают никаких ука­ заний относительно возможного развития боев в ближайшие дни и недели, потому что противник т е ­ перь, возможно, постарается скон­ центрировать силы в этом районе. В этом случае вскоре начнутся ожесточенные бои, которые будут продолжаться непрерывно, в зави­ симости от того, насколько бы­ стро мы можем перебрасывать свои войска, а противник—подтягивать свежие резервы. Таким образом, мы вступаем в весьма серьезный период, и мы вступаем в него вме­ сте с нашими великими союзника­ ми, с чистым сердцем и в доброй дружбе». СЕВЕРНОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ ФРАНЦИИ Побережье Франции занимает центральное место в западной береговой полосе Европы. Север­ ное побережье Франции, выходя­ щее к Ла-Маншу (протяжением около 700 км.), смыкается с по­ бережьем Бельгии. Французское побережье Па-де- Кале находится всего в 50—80-км. от английского берега. В наиболее узком месте водное пространство, отделяющее Францию от Англии, имеет всего лишь 32 км. ширины. В районе Па-де-Кале расположен ряд первоклассных французских портов: Булонь, Дюнкерк, Кале. В этом районе находятся также крупные аэродромы. Расстояние от упомянутых портов до Парижа составляет 200—250 км. От района Лондона порты Па-де-Кале и при­ легающие к ним районы находятся на расстоянии 100— 150 км. Д ал ее на запад, при впадении реки Соммы в Ла-Манш, располо­ жен небольшой портовый город Абвиль, являющийся центром важного аэродромного узла гер­ манской авиации, подвергающего­ ся частым налетам авиации союз­ ников. Около 50 км. к западу от Абвиля находится крупный порт Дьеп. Особо надо отметить прибреж­ ный участок, примыкающий к ре­ ке Сене с запада. Здесь вдается глубоко в пролив Ла-Манш полу­ остров Котантен с одним из круп­ нейших французских портов — Шербуром. В устье Сены располо­ жены важные порты—Руан и Гавр. На противолежащем, английском берегу Ла-Манша находятся круп­ ные порты; Саутгемптон, Порт-, ленд, Портсмут, Плимут. В 1914—1918 годах северные- порты Франции служили для пе­ реброски войск и снабжения из' Англии. Порты Дьеп, Гавр и .Руан- находятся на расстоянии всего 180—220 км. от Парижа и связаны с Парижем не только железно­ дорожными магистралями, но и речным путем (по Сене). В проливе Ла-Манш, вблизи по­ бережья Нормандии (на расстоя­ нии 30—50 км. от берега), нахо­ дятся принадлежащие Англии нор­ мандские острова Джерси, Гернси и ряд других, более мелких остро­ вов. Начиная с лета 1940 года, они оккупированы германскими вой­ сками. Далее на запад, в Брета­ ни, расположены порты Брест, Лориан, Сен-Назер и Нант. Эти порты являются важными военно- морскими базами, обслуживавшими ранее атлантический военный флот ГЧСІІ-ОН £*<*0гГСР- АДмІ 08УЧЛ.-ІІ X TP.. ЯОиДОи*сЦ~'° -/"дигвергі/н Зс* - Д - • 1 ®6рки сг/it. испьн = = r r г - П л и м -------------- НормаНДСняс оЛ -Е=1Я;ВЯ (б » ч Ч :| П А Брест ' --------- ~ А у а р н ене ■V ! П А Р И Ж с.мало бРЕТЯнь •Лорьан. ------J . H f l ЦТ - ‘Л*РошфОЙ, С П Р А В К А Франции. После захвата немцами они были превращены в базы для действии германских подводных лодок и надводных кораблей в, Атлантике. Расстояние от Лориана и Нанта до ближайших английских портов (Плимут, Эксетер, Бристоль, Кардифф) составляет 400—500 км. От аэродромов Юго-Западной Ан­ глии район Бреста удален на 250 км. последовательно, находится в пределах действия истребительной авиации. Южнее Бретани, в Бис­ кайском заливе, Франция имеет два крупных порта — Рошфор и Бордо.'Они удалены от англий­ ских портов на 700—900 км. Прилегающая к Ла-Маншу се верная часть Франции представ­ ляет собой равнину с обширными лугами, пастбищами, пшеничными полями. Нормандия и Бретань яв­ ляются основными центрами фран цузского животноводства, оайоне Гавра, Шербура, Бреста и Сен-Назера расположены крупны военно-промышленные предприя­ тия: авиационные, орудийные другие. Весь север Франции по­ крыт' гѵстой сетью превосходных автомобильных дорог и имеет хо­ рошую железнодорожную связь центральными и восточными районами стра­ ны. В частности, надо отметить железнодо­ рожные маги страли- Бу­ лонь—Амьен Париж, Дьеп — Амьен — Па­ риж, РУаН Париж, Шер­ бур—Париж. В северяйх районах ' Фран­ ции имеется сеть крупных аэродромов, и рельеф мест­ ности позволяет создавать здесь многочислен­ ные авиабазы. і ;.6„) х;-■И»'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz