Североморский лётчик. 1944, июнь.
6 июня 1944 г.. 1 — П о ч е м у вы вернулись? — с пр о си л он. — Н е у б р а л о с ь шасси... П о на ста в ле н ию п о л ож е н о возвращаться — На с к о л ь к о ум ен ьши лась бы с к о р о с т ь вашего сам олета? Л е т ч и к назвал цифру. — М о г л а вся группа на время снизить ск о р ос т ь ? — М о г л а . — Б е з уще-рба д л я выполнения задания? З а о б р а з ц о в о е выпо лн ени е б о е вы х з а д а ний , к ом а н д о в а н и я в б ор ьСе с н ем е ц к ими з а х в а т ч и к ами и п р о я в л е н ны е при этом отва гу , и . г е р о й с т в о п р и с в о и т ь з в а ни е Г е р о я Со в е т с к о г о Союз а с в р у ч е н и ем о р д е н а Ленина и ме да л Золотая Звезда . *..12, М а й о р у Лапшенквву С ем е н у В а сил ь е в ич у . Иа Указа Президиума Всрхпвного Совета СССР от 31 мия 1й44 года. і і / і не вьгаал0 счастье летать і ѵ і с майором Семеном В а сильевичем Лапшенковъш. Совместная работа сблизила нас. Понятно, как я б ы л о бра дован и взволнован, когда у з нал, что моему командиру присвое но звание Героя Советского Союза. Ни с к о л ь к о не сомневаюсь, что т а кое же чувство испытывал к аж дый, кто хотя бы н е д о л го с л уж и л и л е т а л с Лапшенковым. Наши враги хорошо знают с и лу ненависти майора: он п о то пил 4 крупных транспорта и 1 э с минец, отправил на дно Баренцева моря сотни рйтлеровцев. Е го «П е т - л я к о в » не раз внезапно появлялся над вражескими базами, вздымая в них взрывы и пожары. — Пока видят мои глаза,— г о в о рил Семен Васильевич, — я б у д у истреблять немцев. Иногда величие души человека, раскрывается д л я окр ужающих сразу — в героическом подвиге, как у Катунина, который т ож е у д о стоился высокой награды. Иногда же оно проявляется каждый день, в каждом поступке и не сразу м о ж ет быть по достоинству оценено: т о ль к о потом мы познаем то, что все время бы ло перед нашими г л а зами, к чему мы приобщились, са ми того не замечая. — С о о б щ и л и вы свои соображе ния в е д ущ е м у ? ’ — Н ет. Я т о л ь к о д о л ож и л , что и д у домой. — А уверены вы в том, что сде л а л и все, что бы уб р ат ь шасси? Л е т ч и к замялся. ? — В о т ви д и т е— неуверены... Н е л а д н о п о л у ч а е т ся : коммунист, а не Д о в е з б ом бы д о цели. Сколько то врагов о ст а н у т с я жи ть и пако сти ть потому, что вы были комму нистом в е д о конца... Бомбы пред назначены д л я т о г о 7 чтобы уничто-"' ж а т ь немца, а не д л я того, чтобы привозить их на аэродром. С к аж ^ не таясь, что я не хотел бы бы т ь на месте этого летчика. И н о г д а у нас, п о сы лая на учебу лю д е й , о т п р а в л яю т того, кто мень ше н уж е н в д а нн ую минуту и не, так п о л е з е н части. Лапшенков в п о д о б ны х с л у ч а я х п о ступ а л иначе, ибо с м о т р е л д а л ьш е : на какой д о л ж н о с т и м о г у т бы т ь использова ны п о сла нны е на у ч е б у потом и им еют ли они необходимые д л я та-" I кой д о л ж н о с т и качества. И уходил от нас на у ч е б у тот, кто обладал б о льшими задатками, волей, смет ли в о ст ью , практическим опытом.. И н о г д а э то б ы л о н е ле гк о д л я ча сти, но в сегда оправдывало себя с точки зрения государственной. Л ю б о е решение— в большом или м алом д е л е -— майор Лапшенков принимал нетороп ли во и обдуман но. В з в е с и т все, повернет со всех сторон, поговорит с людьми. Н и к огд а не б о я л с я взять на себя всю п о л н о т у ответственности. Принято му решению от д а в а лс я всей душой, и о с у щ е с т в л я л е го неотступно. Д л я майора Л апш енкова вопрос о п о ли т и ч е с к ом и к ультурн ом ро сте, о постоянном расширении кру гозора б ы л д е л о м е го жизни. На . командном пункте у майора стояли .. два чемодана. С л уч а й н о немногим, из нас у д а л о с ь узнать о их содер жимом; Нашим глазам предстали д е с я т к и тетрадей, исписанных р у к ою майора. И зд есь, со многих у ж е ж е л т е ю щ и х страниц, вновь г л я н у л а на нас больша’я душа э то го ч еловек а. П е р е д нами были тет ради с конспектами, выписками, заметками из капитальных трудов, из газетных статей, и з ѵсоветских и иностранных журналов. Т у т были и м ежд ун а р о д ны е темы, и история военного искусства, и история на шей партии... Р а б о ты Ленина, С талина, Плехацова... Особенно ^ запомнилась тетрадь, о за гл а в л е н ная «Т е о р и я ави адвигателя», в ко- торой б ы л о собрано все, что г д е— , л и б о встречалось. И тогд а стало .. ясно, о т к у д а этот че ло в ек зн ал так всесторонне п о л к о в о д ц е в древних времен и наших дней. Вспомнились . е го б е с е ды у карты в дни, когда .. наша Красная Армия наступала на Р осто в . М а й о р говори л так, как говорит подлинный хозяин своей д. страны. Он зн ал все дороги, веду- < щи е к Р о с т о в у , и все мосты на них, • зн ал их место и р о л ь в нашем про- д вижении вперед. Экономика осво- , б ож д е н ны х районов бы ла д л я него -понятной, он зн ал ее место в об- щ ем б ю д ж е т е страны и с цифровы- ми выкладками показывал собрав- шимся у карты, на скольк о возра- с тет наступательн ая м ощь Красной Армии от того, что Родин е возвра- шена ещ е одна область. Ь ы ло это в прошлом г о д у 7 июля. Воздушная разведка обна р ужила конвой противника: три транспорта и б о льш е десятка с т о рожевых кораблей держали курс на Вардэ. j ; Майора Лапшенкова вызвали на командный пункт... Н а д аэродромом п лы ли облака. Они закрывали небо и солнц е в нем. Ветер вскидывал с земли т у ч ки пыли. Вероятно море в тот час, думали мы, ш ум е ло г л уш е и враж дебнее, чем всегда, отражая в т яж е лы х волнах многослойные облака,;. Командир возвратился. « П е т л я к о в ы » поднялись в воз дух, собрались в тесную группу, с д ел а л и прощальный круг над аэ родромом и взяли курс к далеким норвежским берегам. П о л е т по маршруту бы л связан с некоторы ми трудностями, но они в наших условиях настолько обычны, что до сих пор ни разу никому не помеша ли выйти на цель. Наша группа на шла конвой сразу. Невидимые с к о раблей, мы видели немцев: они ж а ли сь к берегу, чтобы прикрыться его тенью и фоном, но б елы е с у л таны бурунов тянулись за судами по темной воде. Майор не сворачивал с курса, пока мы не вышли на траверз к о н воя. Т о л ь к о тогда по его команде « П е т л я к о в ы » д р ужн о разверну ли сь на цель. Мы вошли в пике.' Первые разрывы зенитных сна рядов за клуб и ли сь в воздухе, к о г да самолеты уж е выходи ли из пи кирования и собирались по звеньям. Н е выходила из пике т о ль к о на ша машина. Транспорт ле зе т на нас... Совсем б ли зк о вода... А тормозные^ решет ки не убираются. В есь огонь врага сѳсредоточился на машине майора. Лавина огня и металла выла в о круг... Помню, как сейчас: очень х о т е ло с ь закрыть глаза, чтобы не видеть, что творится вокруг... В сотне метров от воды майор, ценой громадных усилий заставил машину подчиниться его воле и вырвал своего « П е т л я к о в а » в гори зонтальный полет. М ож н о было, г л я д я на команди ра в эти мгновения, подумать, что все происходит по строгому рас чету: самолет пикировал до пре дела, потом, маневрируя в разры вах и трассах и прижимаясь к во де, ста л ух о ди ть в море, чтобы стать во глав е группы и повести ее домой. Е сли бы я не знал, что тор мозные решетки не м огу убрать д а же аварийно и какую это представ ля е т опасность, я бы не смог о ц е нить мастерства командира, как летчика, и е го ж е ле зн о го спокой ствия, как человека. Весь обратный'маршрут я бы л занят т о л ь к о тем, чтобы убрать ре шетки. С бил в кровь все руки, но почти ничего с д е л а т ь не мог. О д нако командир и б ез штурмана т о ч но вывел г р у п п у " на свой Герой Советского Союза майор, С. В. Лапшенков. Г. В есело в а аэродром. Зная, чем я за нят, он взял на Себя и мое дело. Л иш ь на мгновения возвра щ а лс я я к штурманским обязанно стям. Зная, например, что берег д а леко, я д а л майору курс к своим берегам и, настроившись на рабо т ающ ую радиостанцию, сказал: — Д ерж и индикатор курса в центре. Сам же вернулся к тормозным решеткам. К огд а мы подходи ли к одному из островов, я назвал его. Майор усомнился: у него не бы ло основа ний полностью полагаться на j>a- дио, он им до т ого почти не п о л ь зовался — не бы ло такой н е о б х о димости. Я настаивал, что виден названный мною остров. Вскоре мы оказались точно над ним, и я у с л ы шал г о ло с майора: — А радио право, старикан! Я х о те л выключить приемник, но командир не дал: остаток маршру та он решил, использовать д л я т р е нировки. С того дня Семен В а сильевич занялся радионавигацией так же г лу б о к о и всесторонне, как и всем, за что брался, и вскоре стал одним из ее лучших знатоков. Ц а д аэродромом мы появились в плотном строю. Увид ев неубранные тормозные решетки на нашем «П е т - ля к ов е », товарищи на зем ле встре вожились. А тут еще, как на зло, оказались поврежденными шасси. По см от р е л я на свои изодранные руки, с ти с н ул зубы и, . глянув на командира, все такого же ровного майора и каждый знал, что на том горючем, которое забирает наша машина, можно, по расчетам, п р о держ ат ь ся ровно на час меньше, чем пр о д е рж а лс я майор Л а п ш е н ков. К ом ан д и р у ж е этот п о л е т д а л т о лч о к д л я освоения с а м о л е т о вождения по радио. Таким майор Л а пш ен к о в б ы л и в п о л ет е и на зем ле. Л и б о та, ли б о др угая черта его характера с т а н о вилась известной нам. и п о с т еп ен но в сердц е и сознании к аж д о г о с оздавался образ человека, в к о т о ром мы н а х о д и ли все черты, "какие х о те ли бы иметь сами, все к а ч е с т ва, какими, в’ нашем понимании, д о лж е н о б л а д а т ь воин-большевик, командир-коммунист. П р о с т от а и скромность, мастерство и опыт, м у жественное исполнение д о л г а и с а моотверженная привязанность к части в л а д е л и майором Л а пш е н к о вым. и спокойного, ещ е злее взялся за То, чтобы помочь майору посадить «П е т л я к о в а ». С -зем ли передали — садиться на фюзеляж. Л апшенков п р о д о лж а л ходить над аэродромом. На шестом кругу шасси вылезли, наконец, машина пошла на п о с а д ку. И во-время:-у.меня уж е не б ы л о больш е сил. Д ум аю , что у командира — тоже, т о ль к о он — не скажет. Д а и горючее к ончи лось. К огд а мы сели, машину подхва тили и потянули к капониру всем полком. А па стоянке нас с коман диром вытащили из кабины в о з бужденные, радостные, товарищи. Теперь, почти через го д после этого полета, я могу о нем г о в о рить р а с суд и т е ль н е е ,-----тогда же бы л о невозможно разобраться. Майор. Лапшенков- показал себя тбгда, как командир, у м е л о и с п о л ь зующий «обстановку д л я об есп ече ния наибольшей эффективности удара и твердо управляющий гру п пой ВчДюбых условиях. Т о и д р уго е вместе д а л о нам п о б еду без единой потери. Ведомые видели, как м у жественно шел их командир на вражеские корабли и как. мастер ски вывел он сам олет из затянув шегося пике, а вместе с тем в большей степени раскрылись д л я них и возможности «П е т л я к о в а » . Бы л дан наглядный урок, с у щ ность которого очень важна: при ум елом маневрировании вражеский огонь не так уж страшен. Н а к о нец, вся часть видела посадку h me одна черта отли ч ала С е мена Васильевича Л а цшен - кова — г луб о к а я , принципи альная партийность и г о с у д а р с т венный п о д х о д к лю б о м у д е л у . Одн ажды у нас возвратился из боевого вылета м ол од о й летчик. У него н е у б р а ло с ь шасси. П о настав лению в таких с луч а ях , дей с т в и тельно, п о л ож е н о возвращаться, что и с д е л а л летчик, фамилию к о торого я сейчас уж е не помню. Майор вы звал летчика к себе, Г ердн С о в е тс к ого Союза май ор Семен Васильевич Лап- шенков — офицер совет- ^ ской морской ' авиации, с рого все мы д о лж ны брать при мер н у к ото р о го всем нам, офн- церам, многом у с л е д у е т учиться. Т ак лю б и т ь Р о д и н у , так ненавн- ' д е т ь ее врагов, гак с л уж и т ь делу партии и народа — высшая цель д л я к аж д о г о офицера. Г вардии майор А . С К Н А Р Е В .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz