Североморский лётчик. 1944, июнь.

Гвардии. капитан С. Логинов Творец победы летчик, а не машина ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ К САМОЛЕТУ ПРИВЕДЕТ К ПОРАЖЕНИЮ В БОЮ Недавно на старте мне дове­ лось услышать один разговор, ко­ торый и натолкнул меня написать эту статью. Молодой летчик, вер­ нувшись из второго полета на вновь осваиваемом им самолете, жаловался: —Ну, что это за машина! Инерт­ ная какая-то, на истребитель не похожа... Мне, летающему на таком же типе машины уже продолжитель­ ное время, стало обидно: какое право имел летчик так говорить об истребителе? . Эта маши­ на ни в чем не уступает немецким «Мессершмиттам» и «Фокке-Вуль- фам», а при грамотной и умелой ее эксплоатации превосходит их. Чем же можно об’яснить такое заявление ■молодого летчика? Только одним: человек не понял самолета, не узнал его. Ведь что­ бы воевать на истребителе, мало мать сектор газа, ручку и педали. Нужно чувствовать машину, до­ сконально изучить все ее слабые и сильные стороны. Беда этого летчика в том и состоит, что он после двух вылетов, естественно, не смог узнать самолета и теперь незаконно обижался на него. Та­ кие случаи хотя и редко, но ветре- каются у нас. Как уже я сказал выше, наш истребитель при умелой его эк­ сплоатации ни в чем не уступает «Мессершмиттам» и «Фокке-Вуль- фам». Однако этот самолет имеет ряд особенностей, встречаясь с ко­ торыми некоторые товарищи слиш­ ком рано делают общее заключе­ ние о машине. Как истребитель, этот самолет на первый взгляд ка­ жется действительно несколько инертным. Дав газ,..летчик не чув­ ствует вначале резкого увеличе­ ния скорости, т. е. получается так, что машина не идет за мото­ ром. Скорость полета она развивает постепенно и сохраняет ее про­ должительное время. Этим недо­ статком, как его называют неко­ торые летчики, вполне можно вое- пельзоваться. Для этого нужно грамотно и с умом эксплоатиро- вать мотор машины. Штопор также отличен от што­ поров на других истребителях, “ ходя в него, самолет-может про­ извести первую эволюцию очень неожиданно через нос и потом на­ чать нормальный штопор, или начнет штопорить опрокидыванием через мотор, через крыло с после­ дующим входом в крутую спи­ раль. Главное для летчика в этом мучае не растеряться и правиль- В частях И подразделениях ЦОМСОМОЛЬСКОЕ СОБРА­ НИЕ с повесткой дня:_«0 сбо- Ре Средств на восстановление Се- ЦовТОПОЛЯ>> пРовел ком-сорг Храм- * * * ВЕСЕННЕМ КРОССЕ ' на 1-ООО метров участвовало сзы- 90 процентов личного состава -ской части. Лучшее время по- «али^лейтенант Шваймах, тех- к-лейтенант Киселев и младший РЖант Неженский. У 15 41 * БЕЛОГО МОРЯ ” — так на- л , і ывается новая пьеса писате- я Ю. Германа, которую прочел втор летчикам в офицерском но оценить положение самолета. Перед началом штопора самолет вздрагивает. Летчик должен не упустить этот момент и, смотря по положению машины, ручкой или ногами выправить его. Вывод из штопора производится в соот­ ветствии с инструкцией. Если отдельные самолеты на боевом развороте прощают некоор- динацию дачи ручки с движением ногами, то эта машина в таком случае часто ложится на спину и входит в перевернутый штопор. Молодых летчиков пугает такое положение. На самом деле страш­ ного тут ничего нет и получается это потому, что летчик недоста­ точно умело эксплоатирует маши­ ну. Такое несколько своеобразное поведение истребителя об’ясняет- ся специфичностью его конструк­ тивных особенностей. Задача лет­ чика -— не пугаться их, а освоить и использовать в бою для дости­ жения победы. На это мы и 'офи­ церы, советские летчики. За теневыми сторонами самоле­ та не замечаются порой его поло­ жительные качества, а их не так уж мало. В маневре по вертикали машина не уступает «Ме-109ф», не говоря уже о «ФВ-190», и дает возможность производить его бо­ лее энергично. Вираж меньше «Ме-109» и «ФВ-190». При уходе от нашей атаки немецкие летчи­ ки, летающие на «Ме-109»' часто пикируют. Совет летчику, сидя­ щему на нашем «ястребке» — итти за «стодевятым». Если немец бу­ дет переходить на бреющий, он потеряет скорость и его легко на­ гнать, тем более, что наш само­ лет к этому времени разовьет на­ ибольшую скорость. Если враг вздумает уйти горкой, он опять просчитается, ибо наша машина на горке «переламывается» энергич­ нее и круче. Я перечислил всего несколько положительных качеств самолета. Их, конечно, больше. Важно правильно использовать эти положительные качества и во­ время находить им применение в бою. Говоря о своей машине, я хочу шире поднять вопрос о роли летчика в победе. Как бы ни хоро­ ша была машина, творцом всякой победи является человек, летчик. Ссылки на машину я лично об’яс- няю, как правило, одним: такой летчик плох сам, как истребитель. Дважды Герой Советского Сою­ за тов. Сафонов продолжительное время дрался на «И-16». На этом самолете он сбил свыше 15 фа­ шистских машин. Никогда Сафо­ нов не жаловался на низкие каче­ ства своего самолета. Даже наобо­ рот. Рассказывают: когда его ста­ ли переводить на более совер­ шенный истребитель, он переходил с. некоторым нежеланием. А раз­ ве можно сравнить «И-16» с теми самолетами, на которых летаем сейчас мы? Ни в коем случае. По­ чему тов. Сафонов любил так свою машину и хорошо дрался на ней? Потому, что он прекрасно знал ее, чувствовал себя в ней, как дома. Возьмем бои и Героя Советского Союза т. Сгибнева. На «Харрикей- не» он провоевал очень много времени. Самолет этот он знал по- настоящему, а поэтому победа со­ путствовала ему в каждом бою. Сгибнев очень высоко оценивал свою машину и в шутку всегда го­ ворил: «Мы еще на «харитоше» повоюем!». В этих словах была заложена вера во вверенный истре­ битель. Некоторые скажут, что тогда было другое время. Правильно. Но если взять самолетный парк Германии, то он за время войны почти не обновился. С «Ме-109» дрались Сафонов и Сгибнев, с этим же самолетом, только немно­ го модернизированным, встречаем­ ся сейчас в воздухе и мы. Более или менее новый немецкий истре­ битель «ФВ-190» уступает по сво­ им качествам очень многим нашим самолетам. Если взять количе­ ственный состав-самолетов, то мы выросли в несколько раз, а. про­ тивник, наоборот, ослаб. Значит, дело не во времени и не в маши- ■нах. Дело в самом летчике. Если он по-настоящему глубоко будет знать и любить свою машину, а не .охаивать ее после двух вылетов, как тот молодой летчик, с кото­ рым я встретился на старте, если он постоянно будет искать в ма­ шине хорошее и использовать его в бою (а какой бы самолет ни был, он свои положительные ка­ чества всегда имеет)—такой лет­ чик никогда не будет оправдывать свои неудачи за счет машины. На всяком самолете, находя­ щемся в руках хорошего летчика, можно успешно бить врага. бЬОЫКІХ Гвардии лейтенант О. Губанов П И Л О Т И Р О В А Н И Е П О В Р Е Ж Д Е Н Н О Г О Т О Р П Е Д О Н О С Ц А АНЯТИЕ с гам на капитан Прилюк. _ летчиками по рас­ ч е т а м фотографирование 31 мая в нашей газете, было опубликовано фото самолета гвар­ дии лейтенанта Губанова, отлично совершившего посадку при сложных обстоятельствах. Ниже публикуем статью т. ГУБАНОВА, знакомящую с подробностями по­ лета и посадки. Мне пришлось возвращаться до­ мой после выполнения боевого за­ дания на сильно поврежденной машине. Снарядами вражеских зе­ ниток были подбиты правый мо­ тор, правая сторона руля высоты, винты и нанесен ряд других по­ вреждений. В воздухе я увидел, как задымил правый мотор и потекло масло на плоскость. Так как выход из торпедной атаки происходил на форсаже, то моторы работали на полную мощ­ ность и температурный режим был на максимально допустимом пре­ деле. Резкое сокращение доступа масла в правый мотор вызвало бы­ стрый перегрев его, падение обо­ ротов, обрезание двигателя и тря­ ску. Поэтому я вынужден был убрать газ до малого и перевести винт на большой шаг. Дальнейший отход от цели про­ ходил со снижением и, когда са­ молет достиг высоты бреющего полета, температурный режим под­ битого мотора дошел до нормаль­ ного состояния. Полет на одном моторе на этом самолете почти не­ возможен. Учтя это, я прибавил газ поврежденному двигателю, увеличив обороты, и приказал стрелкам по возможности облег­ ПО СИ ГНЙЛ У Ш Т У Р М А Н А ШЖ і Ш Ж ш В ш то было в прошлом году, в тот день, когда наши летчики услышали первомайский приказ Верховного Главнокомандую­ щего. Штурман Тимофей Мосин в группе торпедоносцев, которых вел Герой Советского Союза гвардии капитан Балашов, вылетел торпе­ дировать вражеский караван. Немецкие корабли прижались под защиту береговых батарей и открыли ураганный огонь по торпедоносцам. Наперерез нашим само­ летам ринулся десяток «Мессершмиттов». Североморские летчики смело пошли в атаку. Но тут оказалось, что курсовой угол явно невыгоден. Мосин доложил об этом своему летчику Шкарубе, и тут же увидел, что ведущий Балашов развора­ чивается для повторной атаки. Шкаруба последовал за ним. Несмотря на шквальный огонь зениток, «эрДйконов», тяжелых орудий берего­ вых батарей, торпедоносцы подошли на предельно близкую дистан­ цию и сбросили торпеды. Два транспорта водоизмещением по 10—12 тысяч тонн, разломившись пополам, пошли на дно Баренцева моря. В эгом бою летчики проявили настоящую гвардейскую стой­ кость и мужество. С тех пор опытный штурман гвардии лейтенант Мосин совершил много боевых вылетов. 15 раз он ходил в торпедную атаку со сно- им командиром гвардии капитаном Шкарубой. Он был штурманом ведущей машины и в последних торпедных ударах по немецкому каравану 26 мая. Сброшенные по сигналу гвар­ дии лейтенанта Мосина торпеды потопили миноносец, транспорт и повредили один транспорт против ника. За доблесть и мужество, проявленные в боях с немецкими за­ хватчиками, гвардии лейтенант Мосин награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны ІІ-й степени. НА СНИМКЕ: гвардии лейтенант т. Мосин. Фото И. Михеева. чить вес машины, выбросив из нее наименее нужные тяжелые вещи. Создав, таким образом, дополни­ тельную тягу, мне удалось прекра­ тить дальнейшее снижение тор­ педоносца. Для того, чтобы иметь запас высоты, я решил набирать ее по­ степенно, по мере возможности, и шел с небольшим набором до мак­ симально допустимого темпера­ турного режима подбитого мотора. Давление масла падало от нор­ мально действующего мотора медленно, и поэтому самым целе­ сообразным было—это использо­ вать мотор до предела, чтобы со­ хранить жизнь экипажа и само­ лета, пусть даже за счет вывода мотора из строя. Эта задача набо­ ра высоты-была выполнена. Выход с моря на береговую чер­ ту произвели на высоте 900 мет­ ров. К этому времени давление масла в неисправном моторе дошло до минимального, что затруднило его работу. Убрав газ до малого, подошел к аэродрому на одном моторе со снижением. Заблаго­ временно выпустив шасси, решил произвести посадку схода, но тут штурман гвардии лейтенант т. Лу­ говой доложил, что правый пневма- тик пробит и «нога» выпущена не полностью. Между тем, воздуха в бортовом баллоне уже не оста­ валось, а посадка с шасси, не поставленными на замки, могла повлечь за собой в лучшем случае аварию. Я решил дожать шасси «аварийно». Машина, шедшая на одном мото­ ре и имевшая малую скорость, бы ла неустойчива, и здесь большую помощь оказал мне штурман. Вставив в своей кабине штур­ вал, оп помог мне в управлении. Дожимая шасси «аварийно», я прошел над аэродромом, но . по­ садку схода произвести не мог. Пришлось уходить на второй круг и потом уже садиться с малой вы­ соты и без щитков. Перетянув стоянку самолетов, я приземлил израненную машину за посадоч­ ное «Т», выключил зажигание и принял меры к сохранению само­ лета. У границы аэродрома тор­ педоносец потерял скорость, пол­ ностью перешел на обод правого колеса и, развернувшись на 90 гра­ дусов, остановился. Таким образом, экипаж и самолет остались целы. Не могу не отметить исключи­ тельную заботу о нашем экипаже, которую проявила вся группа тор­ педоносцев. Она пристроилась к самолету и охраняла его на протя­ жении всего обратного маршрута. Попытка атакн нашего самолета вражеским истребителем ни к че­ му не привела. Так выручка в бою со стороны боевых товарищей помогла мне благополучно дойти до своего аэродрома.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz