Североморский лётчик. 1944, июнь.
СЕВЕРОМОРСЬ И й ЛЕТЧИК 4 июня 1944 г., № 132 (202). к а р е в и ч . 1 1. „Гвардейская работа!" ТО было зимой 1942 года. Темной декабрьской ночыо одной из эскадри- молодбго минно-торпедно- полка поручили нанести бомбовый удар по вражеской базе. Неистовствовала пурга, снежные заряды носились над мо рем. Командование подбирало эки паж, которому было бы под силу пробиться сквозь яростную круто- верть заполярной ночи, разыскать притаившуюся в глубоком мраке фашистскую базу и первыми бом бами создать в ее центре огнен ный ориентир для других самоле тов. — Пошлю Макаревича, — решил командир эскадрильи гвардии ка питан Стоянов. Старший лейтенант Макаревич был недавно переведен в полк се вероморских торпедоносцев из разведывательной части, и Стоя нов, сам в прошлом воздушный следопыт, знал, какие сложные и -ответственные разведывательные полеты не раз выполнял этот скромный, но настойчивый и упор ный летчик. Как бы ни злобство вали стихии, преграждая путь раз ведчику туманами, дождями, сне гопадами, как бы ни свирепство вал враг, ловя одинокий самолет в прицелы своих зенитных ору дий, Макаревич неизменно доводил до конца свое боевое дело. И пе было в Северной Норвегии фиор да, куда бы не заглянул зоркий глаз опытного разведчика. Макаревич выслушал приказ командира эскадрильи и не скрыл своего удовлетворения. У него были особые основания радоваться тому, что именно на него возла гается это трудное и рискован ное задание. Много позже, вспо миная об этом эпизоде своей бое вой биографии, гвардии капитан Макаревич говорил: — Когда я перешел из разведы вательной части в гвардейскую эскадрилью минно-торпедного пол ка, я вдруг, неожиданно для само го себя, стал гвардейцем. Гвардей цы вручили мне, как равному сре ди равных, почетный гвардейский знак, но я принял его со смуще нием. Я понимал, что не моим бое вым трудом завоевывала себе эскадрилья . гвардейскую славу, что я в долгу перед своими новы ми друзьями, что я обязан оправ дать делами высокое звание гвар дейца. И вот темной декабрьской ночью, оправдывая звание гвардейца, старший лейтенант Макаревич ушел в ответственный полет. Не легко было вылетевшим вслед за ним экипажам вести машины по пересеченному зарядами маршру ту, но уже издали они видели за рево громадного пожара, которым можно было пользоваться, как мая ком: бомбы Макаревича сделали свое дело. Цель была освещена, и бомбы других гвардейцев уничто жили ее. На разборе операции гвардии капитан Стоянов, оценивая дейст вия Макаревича в ту боевую ночь, сказал: «Гвардейская работа!». — Гвардейская работа! — по хвалил меня командир, — расска зывал позже гвардии капитан Ма каревич, — и сочетание этих двух слов применительно ко мне беско нечно обрадовало меня: теперь ме ня считают гвардейцем не только по внешнему признаку, как летчи ка гвардейской эскадрильи, но и работу мою признают гвардейской. 2. Искусство побеждать огата подвигами история L J гвардейского краснознамен ного полка североморских торпедоносцев. Среди имен осно воположников минно-торпедной авиации Северного флота, среди имен героев, которые первыми ос воили новое грозное авиационное оружие и применили его на ком муникациях противника в Барен цевом море, среди имен мужест венных и бесстрашных людей, ко торые завоевывали полку звание гвардейского, а затем и красно знаменного полка, с самого нача ла мы находим и имя Сергея Ан тоновича Макаревича. Боевая деятельность летчиков- торпедоносцев на Севере стала, как известно, развертываться в широких масштабах с января 1943 года. В знаменательные январ ские дни, когда одерживали свои первые победы будущие Герои Советского Союза Баштырков и Гаврилов, Киселев и Покало, Бала шов и Кочелаевский, вышел в тор педную атаку и старший лейте нант Макаревич. Военный корабль, потопленный его торпедой, открыл не только его личный боевой счет, но и боевой счет его эскадрильи, Поздравлй'я полк с успехами, до стигнутыми в операциях 14 и 15 января 1943 года, Народный Ко миссар Военно-Морского Флота СССР „адмирал флота И. Г. Куз нецов назвал экипаж Макаревича Е числе особо отличившихся эки пажей торпедоносцев. Однако свой боевой -успех, как бы он ни был значителен для мо лодого летчика-торпедоносца, Ма каревич пе склонен был преувели чивать. — Пожалуй, я только теперь понял, как много каждому из пас надо еще учиться и совершенство ваться, — сказал Макаревич то варищам. когда после операции летчики собрались в землянке. Да, бывалый североморский лет чик, еще до войны с немцами, считавшийся одним из наиболее опытных воинов заполярного неба, много повоевавший во время Оте чественной войны и награжденный уже боевым орденом, старший лей тенант Макаревич сегодня во очию увидел, какие возможности открываются перед торпедоносной авиацией и, вместе с тем, он ярче чем когда-либо понял, какое слож ное и трудное дело торпедный удар и сколько мастерства тре буется от летчика, чтобы его тор педные атаки неизменно увенчива лись успехом. — До сегодняшнего дня,—гово рил Макаревич, — я знал, как торпеда взрывает вражеские ко рабли только по рассказам Гарбу- за, Поповича, Киселева. Я дейст вовал так, как они советовали мне действовать, и им я обязан своей сегодняшней победой. Инан Яковлевич Гарбуз был прав еще в одном: он утверждал, что одна атака всегда Судет отличаться от другой и что только непрерывно накапливаемый опыт и непрерыв но совершенствуемое мастерство позволят летчнку-торпедоносцу быть во всеоружии при любой встрече с врагом. Пять потопленных кораблей чи слится на боевом счету гвардии капитана Макаревича, пять фа шистских кораблей различных классов: два транспорта, танкер, тральщик, сторожевик... Макаре вич стал общепризнанным масте ром торпедных атак, воспитателем большой группы молодых торпедо носцев, но он всегда повторял свои излюбленные слова: — Никто из нас не может ска зать о себе, что он достиг такого предела, когда ему незачем и не чему учиться. Я говорю не только о молодых, но и о нас, кого в пол ку считают «стариками» и «вете ранами». Чем больше мы побеж даем, тем сложнее и многосторон нее становится наше боевое искус ство, которое, как и всякое искус ство, не терпит шаблона. Про тивник никогда не разгадает нашу тактику и наши приемы, если мы будем смотреть на нашѵ профес сию, как на творчество, а не как на ремесло. А творчество требует неиссякаемой инициативы и сме лого новаторства. Мы — гвардей цы. а гвардеец — это высший тип воина: он сочетает в себе мужест во и мастерство, отвагу и дерзно вение. 3. Торпеды гвардейцев Г од тому назад полк северо морских торпедоносцев был преобразован в гвардей ский. К этому времени гвардии капитан Макаревич потопил уже два фашистских корабля, и они вошли в перечень тех побед, ко торые и дали полку право на но вое, гвардейское наименование. — Что может быть дороже чести полка, с которым проходишь весь его путь, — говорит в своих вос поминаниях гвардии капитан Ма каревич. — Величайшей радостью было для меня известие, что от ныне не только наша эскадрильд, которая и ранее была гвардейской, по и весь полк в целом вошел в сталинскую гвардию морей. Я не скрывал своей гордости, когда на мою долю выпала честь первым из офицеров гвардейского полка по топить вражеский танкер и тем самым открыть счет наших гвар дейских побед. В «Истории гвардейского крас нознаменного полка» приведены материалы, характеризующие об стоятельства этой первой гвардей ской атаки: «Наредкость неблагоприятный для работы авиации дождливый июнь долго препятствовал дейст виям гвардейского полка на ком муникациях. Не менее сложными были метеорологические условия и 15 июня, когда гвардии капитан Макаревич вылетел на «свобдную охоту»: облачность 10 баллов, мо росящий дождь, частые сильные дождевые заряды. Подлинно гвар дейскую стойкость и упорство должен был проявить экипаж, что бы обнаружить и торпедировать корабли противника. Рассказ штурмана гвардии майора П. Обло- гина дает красочное описание этой крейсерской операции и трудно- За образцовое выполнение боевых заданий Командования в борьбе с немец, кими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали „Золотея Звезда": ... 13 . Гвардии капитану Макаревичу Сергею Антоновичу . , Из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1Й44 года. 4• Стиль героя Н аш любимый наставник и учитель, — называют Ма каревича Пирогов ц Зайцев, Францев и Гнетов. Макаревич уже был одним изав- торитетнейших офицеров торпедо носной авиации, когда они только расправляли свои орлиные крылья. Вместе со своим прославленным другом гвардии капитаном Остров ским Макаревич вводил их а строй крылатой гвардии. К делу боевой подготовки молодых кадров летчиков-торпедоносцев Макаре вич относился, как к делу своей партийной и воинской совести. Некогда Макаревич писал С гвардейце-коммунисте Островском отважном воине и умелом воспи тателе молодых офицеров: «Островский зажег ираздул ви: сердцах огонь настойчивого стрем . ления как можн<? скорее вылететі на врага, чтобы как можно больші потопить фашистских кораблей». Эти слова в полной мере могу; быть отнесены и к самому Макаре вичу. С какой гордостью отзывался о: 0 первых успехах своих питомцеі предсказывая им славное будущее «Лучшие традиции северомор ской ” торпедоносной авиации, - писал Макаревич, — становятс достоянием молодежи и гаранта руют непрерывность наших ударо по врагу до полного его разгром; вплоть до полной нашей победы» Высокая партийность Макаре вича, сказывавшаяся всегда и век ду — на земле и в воздухе, в бон в учебе, в быту, — делала кажде его слово веским и авторитетным глазах всех его товарищей равной степени и молодежи, идаі них боевых соратников. Руководі тель партийной организации эск. дрильи Макаревич стал подлиі ным боевым и партийным вожако славной плеяды торпедоносцев, кі торые сейчас высоко несут ліам своего полка. В ожесточенном сражении с вр; жеским конвоем, происходивіие накануне первой годовщины полк , гвардии капитан Макаревич ец 1аз показал, как дороги ему траді цин североморских торпедоносце и как надо по-гвардейски бит врага. Авиация наносила удар по .:ил но охраняемому конвою противни ка. Макаревич вел группу торц- доносцев и избрал своей цель; транспорт водоизмещением в Іи.иі тонн. Видимо, груз этого гран порта представлял особую це- ность, ибо немецкий эсминец другие корабли особенно рьяі пытались отрезать от него торп доносцы. Преодолевая сплошную завес зенитного огня, торпедоносп шли на цель. Они проскочили ои шие из всех орудий эсминец ист рожевик, и теперь огромный ііизк сидящий в воде транспорт пр. близился на дистанцию залпа. Макаревич не спешил. I — Еще ближе! — командові он- - •' И только когда до цели остало минимальное расстояние, Макар вич дал долгожданный приказ — Бросай! L Немного нужно времени, чтоб метко сброшенная торпеда дости ла цели. Раздался взрыв, и тран порт быстро затонул стей, преодоленных летчиками. — Вылетели мы около полуно чи, — рассказывает П. Оологии. — Облачность высотой в 60 — 70 метров встретила нас па травер зе В.- Дождь бил по козырькам, вода затягивала стекла. — Ни черта не видно, — ворчал Макаревич, ведя машину вперед. — А ты. Сережа, открой око шечко, — посоветовал я. — Виднее будет. Макаревич открыл фортки ко зырька, но это мало помогло делу. Решили итти вдоль берега в ки лометровом отдалении от него: авось заприметим что-либо подхо дящее для нашей торпеды. Но до ■самого пункта Г. ничего не обна ружили. Макаревич говорит: — Раз уже прошли до Г. в этих дьявольских условиях — возвра щаться с торпедой не будем, Идем дальше. Достигли пункта И., а цели все нет... Заглянем в фиорд, пошарим, нет ли там чего...^-^' А в фиорде такой ливень, что периодами видимость всего 100 метров. Развернулись к западному бере ту. Условились: если и здесь на ша охота окажется безуспешной, мы пройдем в следующий фиорд, где обычно отстаиваются транс порты и конвои пополняются ко раблями охранения. Но, разворачи ваясь к западному берегу, мы вдруг увидели два корабля. Макаревич сразу отвернул и вошел в дождь, чтобы скрытно взять нужную дистанцию для тор педной атаки. Я включил сбрасы ватель и развернул прицел. Когда мы вновь сблизились с кораблями, заряд стал более ред ким, и сквозь сито дождя просту пили очертания находившегося у нас прямо по носу большого еудна с вынесенной к корме трубой. Мы определили: танкер водоизмеще нием в 6.000 тонн. Торпеда была сброшена с наи- кратчайшей дистанции. Переско чив через танкер, Макаревич раз вернулся и стал уходить низко над водой параллельно кораблям. Проходя вдоль кораблей, мы с любопытством наблюдали, как на палубах засуетились зенитчики, сдирая чехлы с орудий и пулеме тов— должно быть, они понадея лись на дурную погоду, исклю чавшую, на их взгляд, мал'ейшую возможность появления советских самолетов, и аккуратно зачехлили свои пушки, предохраняя их от дождя. Расчехлить орудия немцы так и не успели. Когда корабли оста лись позади нас, стрелок Андрей чук с ликованием доложил: — Вижу — танкер взорвался! Мы вышли в море и по расчету Еернулись на аэродром». Спустя неделю гвардии капитан Макаревич снова торпедировал крупное вражеское судно, на этот раз транспорт водоизмещением в 7.000 тонн. В прошлых атаках он уже испытал все, что от боя к бою испытывает летчик-торпедоно сец: непостоянство северной ко варной погоды, огонь корабельной артиллерии и береговых батарей, хищные наскоки истребителей противника. Но четвертая победа досталась Макаревичу, пожалуй, с наибольшим трудом. Конвой шел в сопровождении двух эсминцев и десятка других кораблей эскорта. Двадцать истре бителей прикрывали его с воздуха. Макаревич сознавал, что, выходя в атаку, он вступает в. спор со смертью, но не возвращаться же было на аэродром с несброшенной торпедой! Он ворвался в середину конвоя, в самую гущу огня, в са мое пекло, и транспорт, груже ный драгоценной для немцев ру дой, был потоплен. Мужество и мастрество, отвага и дерзновение еше раз переспори ли смерть. Прорваться сквозь любые пр.; грады, подойти к противнику к.,, можно ближе, сбросить торп ti наверняка, во что бы то ни ста., выполнить боевой приказ и У (1 чтожить врага, — таков гварде скнй стиль летчика-торпедон. с Героя Советского Союза гварДГу капитана Макаревича. С. ВАРШАВСКИЙ, Б. PECT.jilj
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz