Североморский лётчик. 1944, июль.
Гвардии капитан Игнашев слу жи л вначале у Героя Советского Союза Лапшенкова, потом ходил в торпедные атаки штурманом в эки паж е Г ероя Советского Союза М а каревича. Постоянно общаясь с опытными боевыми офицерами большевиками, людьми большой военной культуры и настоящими воспитателями, Игнашев учился у них командовать, учился четкости, исполнительности, до конца пар тийной принципиальности и не терпимости к недочетам. Тридцать девять успешных боевых вылетов совершил гвардии капитан, за что был награжден орденом Красного Знамени. Отбирая кандидатуры для вы движения на ответственную рабо ту в штаб гвардейской части, командование обратило внимание н а эти качества Игнашева и о ста новило н а нем свой выбор. В штабе внимание Игнашева в первые ж е дни привлекло то об стоятельство,. что разработке э л е ментов торпедной атаки здесь еще не уделяю т должно го внимания. Зная, что обстановка в районе ц е ли может нередко подсказать на иболее правильное решение, Игна- диев, однако, был твердо убежден на основании личного опыта, что не сл едует полагаться только . на инициативу ведущего. Располагая подроби ыми разв едывате ль ными данными, штаб обязан определять основные положения операции, вплоть д о того, что предусмотреть место вероятной встречи с против ником, ордер вражеского конвоя, его огневую мощь и подсказать ве дущим наиболее эффективные в данном случае способы атаки и отдельные ее элементы, ранее определявшиеся“ “только ведущим -— О........ Ценная инициатива В подразделении, которым руководит летчик капитан Грязнев, коммунисты-механики тт. Антонов, Фандее^, Соснин и Жарков про явили ценную инициативу. В свободное от боевой работы время они вычертили очень необходимые схемы и чертежи отдельных узлов . агрегатов самолета н мотора. Работу ®ту они, проводили под руковод ством старшего-' техник-лейтенанта т. Белосохова. Схемы, вычерченные механиками, оказывают большую помощь летчикам и техническому составу -в быстрейшем изучении конструк ций и принципов действия отдельных частей самолета и мотора. Старшина А. КОЛПАКОВ. \ - ....- О'— '.в районе цели. Работая в этой об ласти, Игнашев достиг успеха и оказал тем самым немалую помощь летчикам. Много внимания уделяет т.. И г нашев предполетной подготовке и учебе молодых летчиков. В мае систематическая предполетная под готовка здесь была организована плохоі. Ошибки, допущенные моло дежью, не анализировались и пов торялись в следующих полетах. Сейчас налажено четкое планиро вание и точный учет произведен ных полетов, серьезный анализ недостатков и 'положительных сто рон работы летчиков. Успехи в обучении молодого летного соста ва, «вывезенного» и короткий срок тт. ^Волошиным и Гусевым, в боль шой 'степени об’ясняются тем, что сжатая.по срокам плановая табли ца, разработанная Игнашевым с учетом всех возможностей, выпол нялась точно: офицер штаба обе спечил повседневную проверку исполнения. Чтобы добиться четкого несения дежурной службы, Игнашев орга низовал занятия. Сейчас офицеры тт. Гладилин, Крюк и другие зна чительно четче выполняют свои обязанности. У т. Шарияа были не достатки личного характера. Бесе ды Игнашева во многом помогли Шарииу выправить положение. Требование товарища Сталина: «Повысить культуру работы вой сковых штабов, добиться того, что бы штабы частей и соединений Красной Армии стали образцовыми органами управления войсками», — постоянно в сознании Игнашева. На выполнение приказа вождя н а правлена вся энергия коммуниста. Майор И. МЕЩЕРИН, ш РАБОТА НА ПЕРЕВАЛАХ ф ПУТЬ В УЩЕЛЬЯХ # .ГОРНЫЕ ОБВАЛЫ І # ВЕРНЫЙ ДРУГ ф ОПЫТ, КОТОРЫЙ ПРИГОДИТСЯ Итак, вернемся к тревожным пая дням, когда у стен Сталинграда' что Милая с кудрявою головкой, Ты перед глазами—-до сих пор... Извини, что может быть неловким Был у нас последний разговор. Знаю, что не скоро будет встреча. Да и ты должна об этом знать... Будем оба тот воскресный вечер В ожиданьи верном вспоминать. Если вдруг, над базой вражьей рея, Будет мой изранен самолет — Образ твой мне сердце отогреет, Силы для борьбы мне принесет. 'И когда мы встретимся—-при встрече Не сердись. Не надо строгих глаз, Если хочешь, чтоб морской разведчик Вспомнил в небе о тебе не раз. с. динко. 205 ПОБЕД гремели раскаты невиданной в истории битвы, а на Кавказе нем цы вышли к Сарчанскому дерева- лу.. Сбросить немцев с горных пере падов,—такова была задача, по ставленная и перед морскими лет чиками. Нас было немного1: коман дование могло выделить для «ра боты на перевалах» всего 30 само летов «ДБ-Зф» и J0—20 самолетов «Петляков-2». Что же касается истребителей сопровождения, то они были представлены одним единственным самолетом «И-16». Какими лее силами для поддержки с воздуха своих горных частей и для противодействия нашей ави ации располагало немецкое коман дование? По данным разведки, в одном только районе Анапы у нем цев было сосредоточено до 100 истребителей и такое же число истребителей и бомбардировщиков находилось у них в районе Майко па. Если же учесть немецкую ави ацию в ' районах Краснодара и іКрымекой, то общее число само летов противника достигало со лидной цифры в 500 машин, Тако- во было в ту пору численное со отношение наших и немецких воз душных сил. Комментарии, как го ворится, излишни. Совершая в день по 5—6 вылетов, мы тем самым восполняли отчет ливо ощущаемую нами нехватку самолетов. Количество соверша емых нами самолето-вылетов еже дневно во много раз превышало число наличных самолетов. Высота перевалов местами до стигала 4 —5 тысяч . метров над уровнем моря. Наши аэродромы были расположены на морском бе регу, невдалеке от горных пози ций неприятеля, и, таким образом, набор высоты более чем в 4—5 ты сяч метров (т. е. высоты, необходи мой нам для выхода к цели) яв лялся для нас сложной проблемой, т. к. нельзя было набирать высоту на своем ж а аэродроме, находив шемся в видимости противника: мы бы сразу раскрыли этим свои намерения и дали бы немцам воз можность вызвать на помощь бар-1 ражирующим «Мессершмиттам» до полнительные силы. Скрытности подхода к высоко горной цели .мы достигали двумя способами. В облачную погоду мы уходили в открытое море и, набрав нужную высоту, шли к перевалам над облачностью. В ясную же по воду скрытный подход « цели достигался тем, что весь полет мы проделывали в извилистых гор ных ущельях, непрестанно наби рая высоту на всем непомерно трудном маршруте, пролегавшем среди горных кряжей. Провести двухмоторный самолет в извилис том ущелье, в котором, как в аэродинамической трубе, бушуют воздушные потоки, было нелегко. Полет мы осуществляли «еболь- (Шими группами в составе не более іЗ-х самолетов. От каждого летчи ка требовалось максимальное про явление всего летного мастерства, от группы в целом—максималь- слетанность. Надо в горных условиях учесть, возмож- нервни- Второй Украинский фронт. НА СНИМКЕ: четыре Героя Советского Союза. За три года Великой Отечествен ной войны они истребили в в оздуш ны х схв а тк ах 205 немецких самоле тов. Слева направо: Герой Советского Союза Александр Ф е д о рович Клубов, д в а ж д ы Герой Советского Союза Григорий А нд р е е вич Речкалов, Герой Советского Союза Андрей Ивано вич Гр у д и Герой Советвкого Союза Борис Борисович Глинка, Фото И. Озерского. Фотохроника ТАСС. * Продолжение. Начало см. «Се- ве.роморский летчик» за 15, 16, 18, 19, 20, 21, 26 и 28 июля, ность вынужденной посадки, как и крайняя возможность выбро ситься на парашюте,—полностью исключается. Набором большой высоты, соче таемым со скрытным подходом к дели, не исчерпывалась, однако вся сложность «работы на перева лах». Горный театр, на котором мы действовали, затруднял и обна ружение цели. От летчиков по требовалось тщательное изучение района как по карте, так, и -на местности. Но очень часто про тивник сам обш>рркквад себя,' открывая поі нашим самолетам зе нитный огонь. Пожалуй, стрельба «нервных» фрицев служила нам наиболее точным ориентиром, по могавшим находить цель для на ших удаіров с воздуха: с заданной высоты мы -бомбили по немецким позициям на перевалах, а затем, переходя в штурмовой полет, с бреющего обстреливали из пушек и пулеметов капошіГвшихся * на склонах и в ущельях немецких солдат. Было от чего немцам чать! Всякий, кто бывал в горах, зна ет, что стоит одному камшо пока титься с крутого склона, как он ■увлечет за собой десятки, а затем И сотни камней. Ужас охватывал іЗасевших на перевалах немцев,' когда наши бомбы, даже те из них, которые не поражали цель, взры вали горные породы, и тяжелые глыбы скатывались вниз, сметая и сокрушая все, что встречалось на их пути. Мне довелось присут ствовать на допросе немца, захва ченного в горах морскими пехотин- цами-разведчикамя. Этот пленный немец, кчасочно описывая оіцуще ния, испытываемые немецкими сол датами во время наших налетов, утверждал, что каждая бомба, при водила к... «горному обвалу». Отход от цели в случае нападе ния истребителей противника мы производили со снижением в ущелье и следовали по ущелью, почти до самого аэродрома. Итти по ущелью домой было не менее I трудно, чем подходить к цели, но зато мы получали много преиму ществ в отношении обороны o j вражеских истребителей. Узкий извилистый «коридор», по кото рому мы шли, полностью предо хранял нас от атак истребителей сзади, снизу и с боков, а атакам немцам сверху мешал огонь стрел- ков-радистов. Однажды над самой целью «мессеры» подожгли самолет мо лодого летчика. Не растерявшись, он учел высоту, на которой мы находились, за счет планирования увеличил скорость, тем самым не дав пламени разгореться, и довел машину на свой аэродром, где огонь был потушен. Экипаж был спасен, а машину наши техники вскоре отремонтировали. Следует сказать несколько слов и об отважном и самоотверженном нашем защитнике—летчике-истре бителе, который от случая к слу чаю сопровождал нас на един ственном «И-16» (фамилии этого армейского летчика я, к сожале нию, не знаю). Выполнял он свою задачу образцово. Мне думается, ему и на ум не приходило сбивать немецкие истребители: на своей старенькой, но верной машине он делал то, что подсказывал*—и-- благородное сердце боевого рища бомбардировщиков п беепре дельная отвага советского леіні ка. Он шел, не отрываясь от уЩ ной группы, но стоило ему зай а5 ,тить, что какой-нибудь «Месеер- ,шмитт» устремляется на одну из наших 'л’ашвн, как он мгновенно выходил вперед и шел в лобовую на врага. Немец,' как правило, не выдерживал и отворачивал, и тогда «И^дб» опять примыкал к ударной группе до следующей попытки прейнтника атаковать нас. Мы до сих шш благодарны безвестному храбрещ^-ошторый сидел в кабине маленького курносого «И-16», ь по справедливости считаем еп соучастником 'боевых успехов, ко торых мы добивались, работая на перевалах. У нйс, нет каких-либо оснований жалоі е д и — ЭДВііііwf***'" морских истребителей сопроТ^МХ ния, но рассказать им об их т<зед- рище по оружию, воевавшевдв» нами в горах Кавказа, я сча, своим долгом и обязанностью. Летчиками, с которыми я летал на перевалы я полетами которых я руководил, т. е, 16-ю экипажами ;ДБ-Зф» было истреблено, как нам сообщили, свыше 500 немецких солдат и офицеров, разбомблено несколько командных пунктов, том числе и штаб крупной немец кой группировки. Благодарности, полученные ■морскими летчиками от армейского командования и от Маршала Советского Союза това рища Буденного, свидетельствуют, что черноморская авиация внесла свой вклад в дело уничтожения немецких частей, забравшихся на перевалы, откуда им открывался доступ к черноморским портам, в то время последним из оставшихся баз черноморского флота. Что же могут почерпнуть' лет чики-североморцы из опыта нашей работы на перевалах? Прежде всего я замечу, что гар ный театр у кавказских побережий очень напоминает мне театр, на котором воюют североморцы. Мне дажется, что на Севере в большей степени, чем где-либо в другом месте, молодым летчикам следует настойчиво совершенствовать свое умение управлять самолетом в са мых сложных условиях, а техни ческому составу — выверять со скурупулезной точностью машину и мотор. Безотказность матчаетн и высокое умение летчиков неизмен но выручали нас над острыми вер шинами и крутыми склонами. На .собственное умение управлять ма шиной в сложнейших условиях и на безотказность работы материаль ной части только и должен рас считывать летчик в полете над студеным Баренцевым морем и над неприветливыми сопками З а полярья. Вместе с тем здесь, на Севере, полезно вспомнить наши полеты в j кавказских ущельях и потому, что сопки, которыми так богато Зайо- I лярье, позволяют, при случае, ис пользовать аналогичные тактиче ские маневры и для скрытности подхода к цели и для ухода от атак истребителей. Совещание дѳвушѳи « нраснофмотщев Ha-днях состоялось совещание девушек-краснофлотцев, посвя щенное их участию в боевой рабо те наших авиаподразделений. После доклада первой попроси ла слово т. Афанасьева. — Пошел уже второй год,—го ворит она,—как я и мои подруги тт. Шныркова, Аулова, Савоненко- ва одни, без посторонней помощи, обслуживаем боевую работу крас нознаменцев - истребителей. Тов. Шныркова обслужила 600 боевых вылетов. Ола награждена медалью «За боевые заслуги». За это время по вине девушек не было ни еди ного срыва боевых заданий. Тов. Романовская рассказала о работе девушек службы боепита- j ния: среди них не только много , отличниц боевой работы, — гово- I рит т, Романовская, — во и много отличниц боевой подготовки. Так, при стрельбе из винтовки .красно флотец т. Рак выбивает 29 очков «з 30 возможных. Итоги совещанию подвел т. Ко миссаров. О іі поставил перед де- вущНами-красцофлотцамн конкрет ные задачи по совершеис гводанию боевого мастерства и укреплению «шнекой дисциплины. Лейте?«ит Л. ГРЕЧИШКИН. W толя 1944 г., № 180 (250)' -- - СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Коммунист в штабе Герой Советского'"Союза*гвардии 'подполковник А. Ефремов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz