Североморский лётчик. 1944, июль.

СБВЕРО 'МО PC К И й Л ЕТ чИ К 30 ию ля I9T ? г., № ТШ (2fTfJ)' Капитан П. Обухов Дружный строй— надежная защита от вражеских атак За метки о вылете 1—1 а.м предстояло нанести бомбо вьій удар ло лорту и другим поенным об’ектам Киркенеса. Командир на предполетном разбо­ ре предупредил о том, что этот вражеский пункт сильно защищен ЗА. На схеме он показал каждой группе самолетов курсы захода и дал высоту. Особое внимание командир обратил на необходи­ мость строгого выдерживания строя на боевом курсе в зоне з е ­ нитного огня. «Взлетать организо­ ванно, маневрировать над целью только ло ведущему, «и в коем случае не отрываться o r пего», —- предупредил летчиков командир. Мы разошлись но самолетам, сели в ка-Оаны. Вскоре был дан сигнал д л я запуска моторов и вырулива­ ния на старт. Взлетает первая пя­ терка, за ней — вторая. Ведущий дает гад. Ведомый его, летчик Че­ мара что-то завозился в кабине и приотстал. Спохватившись, он рез­ ко газует и опешит нагнать веду­ щего, а затем на малой скорости подрьщает самолет и сразу же убирает шасси: машина делает про­ садку и чуть не задевает за вер­ хушки небольших деревьев. Л е т­ чик продолжает итти на больших оборотах, с полным газом. Мотор ревет и как бы подсказывает: «Убери обороты, сбавь газок». Но Чемара, не обращая на это внима­ ния, догоняет, ведущего. Причем идет ло внешнему кругу, не сре­ зая его. Однако ведущий по- прежнему находится выше Чема- ры и на почтительном от наго. С трудом добравшись до цели, летчик сбросил бомбы. Мо­ торы окончательно потеряли мощ­ ность, и самолет стал резко сни­ жаться. Когда машина пошла на высоте бреющего, моторы охлади­ лись. Чемара установил режим горизонтального полета, нормаль­ ные обороты п газ. Автор статьи капитан П. Обу­ хов—летчик, известный всем на­ шим читателям. Ведущим одной из групп бомбардировщиков он участвовал в налетах на Кирке­ нес. Вопрос, поднятый в статье капитана Обухова, имеет суще­ ственное значение для наших штурмовиков, легких бомбарди­ ровщиков и истребителей. зал свою ность. недостаточн ую опыт - В чем же -заключались ошибки летчика т. Чемара? Но время взлета, на малой ско­ рости подорвав самолет, он мог бы разбить его. Подстраивание к ведущему производил по внешне­ му кругу, не срезая углов. Этим удлинил маршрут. Весь путь шел на больших оборотах, винт само­ лета давал значительную раскрут­ ку. Отсюда тяга отсутствовала и винт скользил. Эти ошибки привели к расстрой­ ству компактной группы—пятер­ ки, а при наличии в воздухе истре­ бителей противника могли бы при­ вести и к гибели всего экипажа. Случай, происшедший с. гон. Че- млра, был разобран со всеми л ет­ чиками. Несмотря на то, что Чема ра выполнил задание, он проявил недисциплинированность и пока- В этом вылете произошли еще два факта, подтвердившие важ­ ность компактности строя. Летчик т. Ііротас в строю пятерки шел первым ведомым. До дели все бы­ ло нормально: Лротас строго вы­ держивал заданные интервалы и дистанцию. Но как только само­ леты вошли в зону вражеских раз­ рывов, он начал производить са­ мостоятельный маневр, бросая ма­ шину то вверх, то вниз, лере- раестоянии Iетраиваясь из левого пеленга в правый. Такими маневрами Протас пытался уйти от разрывов зенит­ ных снарядов. Но он забыл о том, что рядом с ним идут товарищи, что для бомбардировщика, кроме зе- нптнопи огни, есть еще более опас­ ный враг истребители противника. Затрудняя противозенитный ма­ невр ведущему, летчик Протас за­ ставил второго ведомого так же оторваться от него. Весь строй оказался разорванным, и враже­ ские истребители могли бы легко расправиться с нашими ровщиками. ибо сила бомбарди­ ровщиков—<в компактности строя, от которой зависит и эффектив­ ность огня. Произошло это исключительно по недисциплинированности лет­ чика Протас, за что он получил строгое взыскание от командира части. Подобный же факт был и с летчиком Клечугиным, шедшим в другой группе. Вывод: во время удара летчик ни в коем случае не должен поки­ дать строя. Кто умеет держаться и строю, тому зенитный огонь и истребители противника не страш­ ны. Некоторые летчики, когда по­ падают в разрывы зениток, начи­ нают жаться к ведущему. Это также неправильно, ибо от разры­ ва одного снаряда могут оказать­ ся сбитыми или поврежденными сразу два самолета. При атаке транспортов, стоящих в портах, бомбардировщики долж­ ны итти не по глубине, а по фронту. При ударе по конвоям на пере­ ходах бомбардировщики должны выдерживать нормальный строй. Как бы ни был силен зенитный огонь—строго иди за ведущим, повторяй точно его маневры. Командир звена летчик-ист ребитель лейтенант Павлов Л. С., сбивший недавно самолет противника. Фо іо И. Михеева СОВЕТЫ Т Е Х НИ К У И МКХ АЫИКУ Всережимный регулятор постоянства наддува мотора „Аллисон" Регулятор постоянства наддува на моторах «Аллисон» всех, моди­ фикаций по своему принципу дей­ ствия и конструктивно отличает­ ся от всех существующих РИД. Конструкция РИД мотора «Аллисон» имеет свои положи­ тельные, а также отрицательные факторы, к которым можно отнес­ ти увеличенный расход горючего и в первую очередь на экономи­ ческих и крейсерских режимах ра­ боты мотора. Вс.ережимный РИД конструктивно оформлен таким образом, что летчик может уста­ новить сектором газа любой над- бО'.мбарди- I дув в пределах от 20 до 50,5 дюй НА БОМБАРДИРОВЩИКАХ ДУПОЛЕВ-2“ Стс пики и Командир эскадрильи старший, лейтенант Савиночкин, награжден­ ный орденом Отечественной воііны 1-іі степени За участие в разгроме финских укреплений на Карель­ ском перешейке, знакомит нас со своим подразделением м его бое­ выми делами. Мы проходим по зеленому полю аэродрома, мимо сверкающих на солнце пикирующих бомбардиров­ щиков «Туполев-2». Эти машины опустились на базы, когда сюда еще не прибыли техники, инжене­ ры аэродромной службы. Сами л етчики и штурманы готовили пи­ кировщики к вылетам, а по возвра­ щении на аэродром приводили их в порядок. П е р е д началом наступления на перешейке четверка бомбардиров­ щиков во главе с офицером Вася- киігым вылетела д л я ознакомления с передним краем противника, изу­ чения вражеского рубежа и наме ченных целен. Самолеты появи­ ли сь так неожиданно, что финны не успели откры ть огня. іНа следующий день рано утром одн а машина за другой взмыли в воздух. Н е с кол ь ко семерок «Тупо­ лев-2» шли громить финские у к ­ репления. Старшин лейтенант Са- виночкии был ведущим своей эскадрильи . Машины шли на боль­ шой высоте и снизились только, вплотную подойдя к позициям финнов, Враг открыл сильный огонь из зениток и пулеметов. Штурман эскадрильи капитан Лы ­ сенко п ер едавал командиру' — Ц е л ь правее, цель правее,,. — Отлично, так держите, так держите! Старший лейтенант Л. Штурман включил бомбардиро­ вочную аппаратуру. Самолет нахо­ дился над целью. Груз полетел вниз. Затем через каждые полсе­ кунды одна за другой выскальзы­ вали бомбы из .тюков. Лысенко поворачивает прицел на 180 граду­ сов. Цель теперь позади: все вид­ но, как на ладони. — Бомбили отлично!—доклады­ вает штурман.—Цель в дыму и об’ята пламенем. Вслед за командиром эскад­ рильи успешно действовали звенья летчиков Листарова и Алабышева. Все бомбы угодили в цель. 1Іервый боевой вылет прошел успешно. Командующий об'явил благодар­ ность летчикам пикирующих бом­ бардировщиков «Туполев-2», раз­ громившим сильно укрепленную полосу вражеской обороны. С тех пор «Туполевы-2» по не­ сколько раз в день вылетают на бомбежку вражеских укреплений, железнодорожных станций, ско­ плений войск и техники противни­ ка. Круглые сутки кипит на аэро­ дроме напряженная работа. Выдающихся успехов добились летчики в один из массированных налетов на железнодорожный узел. Эскадрилья тов. Савиночки- на шла второй девяткой. Над зем­ лей висела дымка тумана. На под­ ходе к станции в облаках обрисо­ вались «окна». В них и нырнули воздушные корабли. Внизу на станционных путях находилось до 40 эшелонов. Бомбы угодили в са­ мую гущу железнодорожного уз­ ла. Возникло много очагов пожа­ ров, Станция была окутана пламе­ нем ч дымом. После повторения массированных налетов узел со­ вершенно выбыл из строя, В штабе части подполковник по­ казал нам фотоснимки — замеча­ тельные результаты работы «Тупо­ левых-2». На снимках пораженные цели отмечены номерами с указа­ нием разрушений и повреждений. Под номером первым надпись: «Прямое попадание в мост». Вто­ рая цель окутана дымом. Это го­ рят пакгаузы. Вверх взлетели де­ сятки вагонов, стоявших на стан­ ции. Вот один, другой, третий, четвертый очаги пожара. Всюду воронки. Через лупу ясно видны воронки, разорванные рельсы, раз­ битые вагоны, поврежденный мост. Большая группа летчиков, уча­ ствовавших в этой операции, н а­ граждена орденами Славы. Здесь много бывалых летчиков— таких, как капитан Лысенко, на счету которого 180 боевых выле­ тов. Но вместе с тем тут и моло­ дежь, недавно получившая боевое крещение. Комсомолец Задорин, участвуя в массированном налете на вражеские укрепления, искусно добрался на свой аэродром на ма­ шине с одним мотором и 36 про­ боинами в корпусе и плоскостях. Успешно сорершили первые выле­ ты молодые летчики младшие лей­ тенанты Гуторев, комсомолец Ва­ куленко и многие другие. Готовые к вылету, стоят на поле бомбардировщики «Туполев-2». На них подвешены бомбы, заряжены пулеметы. Летчики — у машин. Приходит приказ—и пикировщики поднимаются в воздух. Они снова и снова идут бомбить врага. «летчик Балтики». ма ртутного столба, тем самым за­ дать любой режим работы мотору для данного полета, Кроме того, при закрепленном секторе газа РИД поддерживает постоянство наддува оѵЗемли до расчетной высоты, подобно действию регу­ ляторов отечественных конструк­ ций. Данная конструкция РИД име­ ет следующие положительные факторы: а) возможность снятия максимальной мощности мотора, включая и форсирование на любой высоте до расчетной; б) возмож­ ность установки любого режима •работы мотора от экономического до взлетного; в) поддержание постоянства наддува с измене­ нием высот; г) экономия горючего установкой режима мотора на ма­ лых наддувах. Регулятор мотора «Аллисон» состоит из следующих основных деталей: корпуса, профилирован­ ного кулачка, двух анероидов, свя­ занных на одной оси, золотника, регулирующего подачу масла в силовой цилиндр и связанного промежуточным рычагом с осью анероидов и профилированным ку­ лачком, поршня со штоком, распо­ ложенного в силовом цилиндре и связанного при помощи тяг с дрос­ сельной заслонкой карбюратора, возвратной пружины, ставящей поршень в исходное положение. Анероид А — пустотелый и яв­ ляется температурным и воздуш­ ным конденсатором. Анероид Б — связан посредством каналов в кор­ пусе с давлением смеси за нагне­ тателем. Силовой цилиндр имеет два отверстия в передней и задней части, связанных золотником. Масло, поступая из мотора под давлением, при помощи каналов подходит к средним отверстиям зо­ лотника и замыкается между дву­ мя его поршеньками (при нерабо­ тающем моторе или в равновесном состоянии работы мотора), которые перекрывают отверстие, соединя­ ющее поток масла к передней и задней части силового цилиндра. На вывод золотника из равновес­ ного состояния действуют два фак­ тора профилированный кулачок, связанный кинематически с секто­ ром газа, и разжатие и сжатие ане­ роида Б под давлением изменяемо­ го наддува, а также разжатие и сжатие анероида А под действием наружного давления и темпера­ туры. При даче сектора газа вперед кулачок сбегает с промежуточного рычага, отводя золотник вправо, и тем самым открывает проход масла к правой части силового цилиндра. Масло под давлением отодвигает поршень влево. Поршень при помо­ щи рычагов приоткрывает дрос­ сельную заслонку. Этот процесс происходит до тех пор, пока уве­ личивающееся давление смеси при помощи анероида Б возвратит зо лотник в равновесное состояние, перекрыв подвод и отвод масла из силового цилиндра. Таким об­ разом, определенному положению профилированного кулачка соот­ ветствует какой-то определенный наддув, зависящий от самого про­ филя кулачка и положения секто­ ра газа. С под’емом на высоту вступает в работу и анероид А, который вследствие уменьшения наружного давления разжимается на такую же величину, как и анероид Б и теѵ( самым исключает влияние наруж­ ного давления на работу РПД . Всережимиый регулятор посто­ янства наддува мотора «Аллисон» в своей работе безотказен и весь­ ма надежен. Однако при эксплоа- тации мотора на наших топливах си может работать только на огра­ ниченных наддувах. Это требует от технического состава умения и навыков в регулировке наддува. Регулировка производится сле­ дующим образом: а) устанавли вается рычаг профилированного кулачка в положение 2—4; б) по­ сле этого следует запустить мотор и дать сектор газа до нужного над­ дува и сделать на нем отметку по­ ложения рычага; в) остановить мо­ тор и, поставив сектор газа в отме­ ченное положение, подвернуть болт-огпаничитель до упора с ры­ чагом регулятора. При правильной регулировке на земле изменение наддува в полете не превышает 0,5 — 1. Инженер-капитан и. крыжАновекий. ‘ Английский лет чик Хеф совершил пикирующий спуск с высоты -- О--- БЫСТРЕЕ СКОРОСТИ ЗВУКА 13000 м. до 5400 со скоростью 1250 км|час. Известно, что скорость зву- 11У5 ка р а в н а км|час. „Модель Зрплан НЬшС"

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz