Североморский лётчик. 1944, июль.
СБВЕРО 'МО PC К И й Л ЕТ чИ К 30 ию ля I9T ? г., № ТШ (2fTfJ)' Капитан П. Обухов Дружный строй— надежная защита от вражеских атак За метки о вылете 1—1 а.м предстояло нанести бомбо вьій удар ло лорту и другим поенным об’ектам Киркенеса. Командир на предполетном разбо ре предупредил о том, что этот вражеский пункт сильно защищен ЗА. На схеме он показал каждой группе самолетов курсы захода и дал высоту. Особое внимание командир обратил на необходи мость строгого выдерживания строя на боевом курсе в зоне з е нитного огня. «Взлетать организо ванно, маневрировать над целью только ло ведущему, «и в коем случае не отрываться o r пего», —- предупредил летчиков командир. Мы разошлись но самолетам, сели в ка-Оаны. Вскоре был дан сигнал д л я запуска моторов и вырулива ния на старт. Взлетает первая пя терка, за ней — вторая. Ведущий дает гад. Ведомый его, летчик Че мара что-то завозился в кабине и приотстал. Спохватившись, он рез ко газует и опешит нагнать веду щего, а затем на малой скорости подрьщает самолет и сразу же убирает шасси: машина делает про садку и чуть не задевает за вер хушки небольших деревьев. Л е т чик продолжает итти на больших оборотах, с полным газом. Мотор ревет и как бы подсказывает: «Убери обороты, сбавь газок». Но Чемара, не обращая на это внима ния, догоняет, ведущего. Причем идет ло внешнему кругу, не сре зая его. Однако ведущий по- прежнему находится выше Чема- ры и на почтительном от наго. С трудом добравшись до цели, летчик сбросил бомбы. Мо торы окончательно потеряли мощ ность, и самолет стал резко сни жаться. Когда машина пошла на высоте бреющего, моторы охлади лись. Чемара установил режим горизонтального полета, нормаль ные обороты п газ. Автор статьи капитан П. Обу хов—летчик, известный всем на шим читателям. Ведущим одной из групп бомбардировщиков он участвовал в налетах на Кирке нес. Вопрос, поднятый в статье капитана Обухова, имеет суще ственное значение для наших штурмовиков, легких бомбарди ровщиков и истребителей. зал свою ность. недостаточн ую опыт - В чем же -заключались ошибки летчика т. Чемара? Но время взлета, на малой ско рости подорвав самолет, он мог бы разбить его. Подстраивание к ведущему производил по внешне му кругу, не срезая углов. Этим удлинил маршрут. Весь путь шел на больших оборотах, винт само лета давал значительную раскрут ку. Отсюда тяга отсутствовала и винт скользил. Эти ошибки привели к расстрой ству компактной группы—пятер ки, а при наличии в воздухе истре бителей противника могли бы при вести и к гибели всего экипажа. Случай, происшедший с. гон. Че- млра, был разобран со всеми л ет чиками. Несмотря на то, что Чема ра выполнил задание, он проявил недисциплинированность и пока- В этом вылете произошли еще два факта, подтвердившие важ ность компактности строя. Летчик т. Ііротас в строю пятерки шел первым ведомым. До дели все бы ло нормально: Лротас строго вы держивал заданные интервалы и дистанцию. Но как только само леты вошли в зону вражеских раз рывов, он начал производить са мостоятельный маневр, бросая ма шину то вверх, то вниз, лере- раестоянии Iетраиваясь из левого пеленга в правый. Такими маневрами Протас пытался уйти от разрывов зенит ных снарядов. Но он забыл о том, что рядом с ним идут товарищи, что для бомбардировщика, кроме зе- нптнопи огни, есть еще более опас ный враг истребители противника. Затрудняя противозенитный ма невр ведущему, летчик Протас за ставил второго ведомого так же оторваться от него. Весь строй оказался разорванным, и враже ские истребители могли бы легко расправиться с нашими ровщиками. ибо сила бомбарди ровщиков—<в компактности строя, от которой зависит и эффектив ность огня. Произошло это исключительно по недисциплинированности лет чика Протас, за что он получил строгое взыскание от командира части. Подобный же факт был и с летчиком Клечугиным, шедшим в другой группе. Вывод: во время удара летчик ни в коем случае не должен поки дать строя. Кто умеет держаться и строю, тому зенитный огонь и истребители противника не страш ны. Некоторые летчики, когда по падают в разрывы зениток, начи нают жаться к ведущему. Это также неправильно, ибо от разры ва одного снаряда могут оказать ся сбитыми или поврежденными сразу два самолета. При атаке транспортов, стоящих в портах, бомбардировщики долж ны итти не по глубине, а по фронту. При ударе по конвоям на пере ходах бомбардировщики должны выдерживать нормальный строй. Как бы ни был силен зенитный огонь—строго иди за ведущим, повторяй точно его маневры. Командир звена летчик-ист ребитель лейтенант Павлов Л. С., сбивший недавно самолет противника. Фо іо И. Михеева СОВЕТЫ Т Е Х НИ К У И МКХ АЫИКУ Всережимный регулятор постоянства наддува мотора „Аллисон" Регулятор постоянства наддува на моторах «Аллисон» всех, моди фикаций по своему принципу дей ствия и конструктивно отличает ся от всех существующих РИД. Конструкция РИД мотора «Аллисон» имеет свои положи тельные, а также отрицательные факторы, к которым можно отнес ти увеличенный расход горючего и в первую очередь на экономи ческих и крейсерских режимах ра боты мотора. Вс.ережимный РИД конструктивно оформлен таким образом, что летчик может уста новить сектором газа любой над- бО'.мбарди- I дув в пределах от 20 до 50,5 дюй НА БОМБАРДИРОВЩИКАХ ДУПОЛЕВ-2“ Стс пики и Командир эскадрильи старший, лейтенант Савиночкин, награжден ный орденом Отечественной воііны 1-іі степени За участие в разгроме финских укреплений на Карель ском перешейке, знакомит нас со своим подразделением м его бое выми делами. Мы проходим по зеленому полю аэродрома, мимо сверкающих на солнце пикирующих бомбардиров щиков «Туполев-2». Эти машины опустились на базы, когда сюда еще не прибыли техники, инжене ры аэродромной службы. Сами л етчики и штурманы готовили пи кировщики к вылетам, а по возвра щении на аэродром приводили их в порядок. П е р е д началом наступления на перешейке четверка бомбардиров щиков во главе с офицером Вася- киігым вылетела д л я ознакомления с передним краем противника, изу чения вражеского рубежа и наме ченных целен. Самолеты появи ли сь так неожиданно, что финны не успели откры ть огня. іНа следующий день рано утром одн а машина за другой взмыли в воздух. Н е с кол ь ко семерок «Тупо лев-2» шли громить финские у к репления. Старшин лейтенант Са- виночкии был ведущим своей эскадрильи . Машины шли на боль шой высоте и снизились только, вплотную подойдя к позициям финнов, Враг открыл сильный огонь из зениток и пулеметов. Штурман эскадрильи капитан Лы сенко п ер едавал командиру' — Ц е л ь правее, цель правее,,. — Отлично, так держите, так держите! Старший лейтенант Л. Штурман включил бомбардиро вочную аппаратуру. Самолет нахо дился над целью. Груз полетел вниз. Затем через каждые полсе кунды одна за другой выскальзы вали бомбы из .тюков. Лысенко поворачивает прицел на 180 граду сов. Цель теперь позади: все вид но, как на ладони. — Бомбили отлично!—доклады вает штурман.—Цель в дыму и об’ята пламенем. Вслед за командиром эскад рильи успешно действовали звенья летчиков Листарова и Алабышева. Все бомбы угодили в цель. 1Іервый боевой вылет прошел успешно. Командующий об'явил благодар ность летчикам пикирующих бом бардировщиков «Туполев-2», раз громившим сильно укрепленную полосу вражеской обороны. С тех пор «Туполевы-2» по не сколько раз в день вылетают на бомбежку вражеских укреплений, железнодорожных станций, ско плений войск и техники противни ка. Круглые сутки кипит на аэро дроме напряженная работа. Выдающихся успехов добились летчики в один из массированных налетов на железнодорожный узел. Эскадрилья тов. Савиночки- на шла второй девяткой. Над зем лей висела дымка тумана. На под ходе к станции в облаках обрисо вались «окна». В них и нырнули воздушные корабли. Внизу на станционных путях находилось до 40 эшелонов. Бомбы угодили в са мую гущу железнодорожного уз ла. Возникло много очагов пожа ров, Станция была окутана пламе нем ч дымом. После повторения массированных налетов узел со вершенно выбыл из строя, В штабе части подполковник по казал нам фотоснимки — замеча тельные результаты работы «Тупо левых-2». На снимках пораженные цели отмечены номерами с указа нием разрушений и повреждений. Под номером первым надпись: «Прямое попадание в мост». Вто рая цель окутана дымом. Это го рят пакгаузы. Вверх взлетели де сятки вагонов, стоявших на стан ции. Вот один, другой, третий, четвертый очаги пожара. Всюду воронки. Через лупу ясно видны воронки, разорванные рельсы, раз битые вагоны, поврежденный мост. Большая группа летчиков, уча ствовавших в этой операции, н а граждена орденами Славы. Здесь много бывалых летчиков— таких, как капитан Лысенко, на счету которого 180 боевых выле тов. Но вместе с тем тут и моло дежь, недавно получившая боевое крещение. Комсомолец Задорин, участвуя в массированном налете на вражеские укрепления, искусно добрался на свой аэродром на ма шине с одним мотором и 36 про боинами в корпусе и плоскостях. Успешно сорершили первые выле ты молодые летчики младшие лей тенанты Гуторев, комсомолец Ва куленко и многие другие. Готовые к вылету, стоят на поле бомбардировщики «Туполев-2». На них подвешены бомбы, заряжены пулеметы. Летчики — у машин. Приходит приказ—и пикировщики поднимаются в воздух. Они снова и снова идут бомбить врага. «летчик Балтики». ма ртутного столба, тем самым за дать любой режим работы мотору для данного полета, Кроме того, при закрепленном секторе газа РИД поддерживает постоянство наддува оѵЗемли до расчетной высоты, подобно действию регу ляторов отечественных конструк ций. Данная конструкция РИД име ет следующие положительные факторы: а) возможность снятия максимальной мощности мотора, включая и форсирование на любой высоте до расчетной; б) возмож ность установки любого режима •работы мотора от экономического до взлетного; в) поддержание постоянства наддува с измене нием высот; г) экономия горючего установкой режима мотора на ма лых наддувах. Регулятор мотора «Аллисон» состоит из следующих основных деталей: корпуса, профилирован ного кулачка, двух анероидов, свя занных на одной оси, золотника, регулирующего подачу масла в силовой цилиндр и связанного промежуточным рычагом с осью анероидов и профилированным ку лачком, поршня со штоком, распо ложенного в силовом цилиндре и связанного при помощи тяг с дрос сельной заслонкой карбюратора, возвратной пружины, ставящей поршень в исходное положение. Анероид А — пустотелый и яв ляется температурным и воздуш ным конденсатором. Анероид Б — связан посредством каналов в кор пусе с давлением смеси за нагне тателем. Силовой цилиндр имеет два отверстия в передней и задней части, связанных золотником. Масло, поступая из мотора под давлением, при помощи каналов подходит к средним отверстиям зо лотника и замыкается между дву мя его поршеньками (при нерабо тающем моторе или в равновесном состоянии работы мотора), которые перекрывают отверстие, соединя ющее поток масла к передней и задней части силового цилиндра. На вывод золотника из равновес ного состояния действуют два фак тора профилированный кулачок, связанный кинематически с секто ром газа, и разжатие и сжатие ане роида Б под давлением изменяемо го наддува, а также разжатие и сжатие анероида А под действием наружного давления и темпера туры. При даче сектора газа вперед кулачок сбегает с промежуточного рычага, отводя золотник вправо, и тем самым открывает проход масла к правой части силового цилиндра. Масло под давлением отодвигает поршень влево. Поршень при помо щи рычагов приоткрывает дрос сельную заслонку. Этот процесс происходит до тех пор, пока уве личивающееся давление смеси при помощи анероида Б возвратит зо лотник в равновесное состояние, перекрыв подвод и отвод масла из силового цилиндра. Таким об разом, определенному положению профилированного кулачка соот ветствует какой-то определенный наддув, зависящий от самого про филя кулачка и положения секто ра газа. С под’емом на высоту вступает в работу и анероид А, который вследствие уменьшения наружного давления разжимается на такую же величину, как и анероид Б и теѵ( самым исключает влияние наруж ного давления на работу РПД . Всережимиый регулятор посто янства наддува мотора «Аллисон» в своей работе безотказен и весь ма надежен. Однако при эксплоа- тации мотора на наших топливах си может работать только на огра ниченных наддувах. Это требует от технического состава умения и навыков в регулировке наддува. Регулировка производится сле дующим образом: а) устанавли вается рычаг профилированного кулачка в положение 2—4; б) по сле этого следует запустить мотор и дать сектор газа до нужного над дува и сделать на нем отметку по ложения рычага; в) остановить мо тор и, поставив сектор газа в отме ченное положение, подвернуть болт-огпаничитель до упора с ры чагом регулятора. При правильной регулировке на земле изменение наддува в полете не превышает 0,5 — 1. Инженер-капитан и. крыжАновекий. ‘ Английский лет чик Хеф совершил пикирующий спуск с высоты -- О--- БЫСТРЕЕ СКОРОСТИ ЗВУКА 13000 м. до 5400 со скоростью 1250 км|час. Известно, что скорость зву- 11У5 ка р а в н а км|час. „Модель Зрплан НЬшС"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz