Североморский лётчик. 1944, июль.

ЕВЕ РОМО Р СКИЙ Л Е Т Ч И К 27 июля 1944 г., Ж 177 (247) УРОН, НАУЧИВШИЙ СРАЖАТЬСЯ Коммунист Иохведсон с за ­ вистью смотрел на своих дру­ зей, улетавших из запасного полка на фронт, и зсе его мы­ сли и стремле­ ния были с ни­ ми. Его успокаи­ вали .и говори­ ли, что .пошлют в действующую часть, когда в этом будет не­ обходимость. И .вот настал день, счастли­ вый день в жи з­ ни Иосифа Иох- ведсона, когда он прибыл на фронт в гвар­ дейскую часть. Он' не имел боевого опыта, но горел ж ел а­ нием мстить за разрушенные города и раз­ грабленную землю, за слезы и му ки советских людей. ...Очень часто собирались бое­ вые друзья в землянке, и гвардии капитан Шкаруба рассказывал о ратных делах капитана Гарбуза и Киселева, Баштыркова и Гаврило­ ва, Островского и Макаревича и других знатных торпедоносцах Он рассказывал о тех, кто з а ­ воевал гвардейское знамя для ча­ сти и призывал почетно хранить боевые традиции гвардейцев. Он часто говорил нам о гвар­ дейской чести. ! Эти слова запали в душу моло­ дому коммунисту Иохведсону, и он д ал себе клятву: быть во всех делах похожим на своих лучших боевых товарищей. ...День, когда Иохведсон впер­ вые вылетел на выполнение боево­ го задания, выдался солнечный. 1олько изредка высокие кучевые облака скрывали солнце, и тогда земля и залив покрывались темны­ ми пятнами причудливой формы, Иохведсон, внешне спокойный, ничем не отличался от бывалых воинов, но в душе временами про­ бегала тень тревоги. —' В с е ли предусмотрено? Однако полет до цели был организованным и, несмотря на сильнйй заградительный огонь к о ­ раблей охоанения, задание было выполнено успешно. ...Была середина мая, но весна в Заполярье приходит поздно, и тепла все еще не чувствовалось. Как и все Иохведсон выслу­ шал задание, уточнил неясные в о ­ просы. Полет протекал, как .и прежде, без всяких усложнений—органи­ зованно и четко. Прорвав сплош­ ную завесу заградительного огня, наши самолеты вышли на Кирке­ нес и сбросили свой смертоносный груз. Но что такое? Один самолет очень долго идет в разрывах зенитного огня и не бросает своего груза. Уже пройдена цель и строй начинает отворачивать на обрат­ ный курс. Только один самолет Штурман младший лейтенант И. Иохведсон. тяжелее других ложится в раз­ ворот и, с тру­ дом догнав строй, стано­ вится на ' свое место... Штурман Иохведсон сде­ лал все так же, как делал мно­ го раз до этого. Но только на какую-то долю миллиметра не довел ручку до места и не снял предохрани­ тель, а, поспе­ шив, не сумел использовать аварийный сбра­ сыватель. Иохведсон услышал голо­ са стрелков: —Торпеда ви­ сит! Было поздно. Под самолетом уже не было вражеских ко­ раблей, они остались позади. Штурман колебался. Привезти торпеду обратно ■— позор. Предста­ вил, как встретят его на аэродро­ ме. Инстинктивно потянулся к аварийному сбрасывателю. И сразу же оттолкнулся. — Нет. Пусть ругают, пусть наказывают. Я заслужил этого, но бесцельно торпеды не сброшу. Пустить в море, не причинив ущерба врагу, создание труда со­ тен людей, десятки тысял их кровных денег — преступление, — так. думал штурман, с тяжелым сердцем возвращаясь обратно. Этот вылет как бы теныо лег на боевую биографию Иохведсон а-. Вместе с тем полет выявил и другое. Он показал, что молодой коммунист умеет ценить свое ору­ жие. Потому-то и решил он сохра­ нить торпеду для следующего вы­ лета, готовый держать ответ за допущенную ошибку. После этого случая много пере­ думал Иохведсон. Один и с това­ рищами он тщательно разбирал свою ошибку. Можно было на­ блюдать, как часто он приходил к самолету, забирался в кабину, затем спускался, осматривал тор­ педу. НакоИец, штурман снова отпра­ вился в боевой вылет, на удар по каравану. Теперь он старался меньше следить за разрывами,! вплотную обступавшими самолет.1 Когда наступил момент, все экипа­ жи увидели, как по команде ве­ дущего точно в цель пошла тор­ педа, сброшенная штурманом. Вместе с. боевыми друзьями Иохведсон выполнил свое благо­ родное дело. Он вернулся на аэродром счастливым и ликую­ щим. Недавно Иохведсон был н а­ гражден орденом Красного Знаме­ ни. Друзья тепло поздравили его с высокой оценкой. И мне, его дру­ гу, еще раз хочется сказать моло­ дому коммунисту. —От души рад за. тебя! Будь и -впредь смелым воином и принци­ пиальным большевиком. Олег ГУБАНОВ. Герой Советского Союза В. Руксівицын Отвага и находчивость воздушных стрелков В последней операции по Кир- кенесу. отличились наши воздуш­ ные стрелки, проявившие в бою мужество и мастерство. Щитом моего экипажа являются стрелок-радист дважды орденоно­ сец старшина Вертюков и воздуш­ ный стрелок орденоносец сержант Успенский. Оба они —• бывалые воздушные воины. З а плечами у Верткжова 270 боевых вылетов, он на фронте с первого дня войны. Последний вылет подтвердил, что мы можем не только доверять нашим стрелкам-радистам, но и гордиться ими. В бою с немецкими истребителями они еще раз пока­ зали свою молодецкую удаль. На земле стрелки договорились между собой о том, как будут поддерживать связь и огневое взаимодействие. Поэтому над целью они умело отражали атаки вражеской авиации. Нашу группу бомбардировщиков пытались ата­ ковать свыше десяти «Мессер- шмиттов». Часть из них была свя­ зана боем истребителями прикры­ тия, а нескольким вражеским ма­ шинам удалоісь прорваться к нам. Но немцы боялись итти на орга­ низованный огонь всего строя и стреляли неприцельно с больших дистанций. Только два «Мессер- шмитта» подошли вплотную к бом­ бардировщикам. Один атаковал снизу ведомый самолет и ранил воздушного стрелка. Несмотря на тяжелое ранение в голову, стрелок- радист Троицкий не прекращал о г ­ ня. На выходе из атаки «Мессер- шмитт» завис и был сбит. Пользуясь тем, что пулеметы стрелков повернуты в сторону ата­ ковавшего «мессера», другой н е­ мец пошел в атаку сверху. Но врагу не. удалось перехитрить нас и нарушить оборону. Воздушный стрелок Успенский заметил врага в тот момент, когда он только со­ бирался выходить :в атаку. Корот­ кая снайперская очередь доверши­ ла дело. Воспламенившись, враже­ ская машина полетела вниз. От­ лично дрались также воздушные стрелки других экипажей: тт. Олейник, имеющий 117 боевых вы­ летов, Новожилов, Ожогин, Сидо­ ров и другие. в результате короткой, ожесто­ ченной схватки два прорвавшихся к группе немецких истребителя были сбиты. Другую группу, которую вел майор Прокофьев, атаковали 4 «Ме-109». Одни из них устремился на самолет летчика Сороки. Стре­ лок этого экипажа старшина Ар­ тем Рудзик приготовился открыть огонь, но в этот момент увидел, что другой «мессер» подкрады­ вается к самолету ведущего. Гогда Рудзик мгновенно повернул п ул е­ мет и стал защищать командира. Когда перед старшиной стал во­ прос кого защищать, он, не заду- маваясь, своим огнем, своей грудью заслонил командира. Он пришел на помощь ведущему, а ему помогли другие стрелки: кон­ центрированным огнем они отогна­ ли «мессер», нападавший на эки­ паж тов. Сороки. Стрелки-радисты и воздушные стрелки третьей группы, ведомой капитаном .Новицким, также проя­ вили стойкость и мастерство. Во главе с флагманским стрелком-ра- дистом Тимченко они дружным о г ­ нем умело отразили все атаки н е ­ мецких истребителей и сбили «Мессершмитт». Н а д целью на моей машине зе ­ нитным огнем перебило гидроси­ стему шасси и разбило модулятор­ ный блок радиопередатчиков. Старшина Вертюков отлично слы­ шал землю, но передать ничего не мог. Мне необходимо было сооб­ щить, что шасси не выпускаются. Тут-то проявил находчивость и смекалку стрелок-радист. Он сбро­ сил на аэродром свой сапог, в ко ­ торый вложил записку о случив­ шемся. Через несколько минут по радио я получил ответ и благо­ получно в указанном мне месте произвел посадку «на живот». Успеху проведенной операции во многом содействовало то, что наши стрелки-радисты и воздуш­ ные стрелки проявили в бою ра­ зумную инициативу, мужество и мастерство. Мы гордимся своими стойкими защитниками — умелыми младши­ ми командирами. Ш Ж * .... ш ш Стрелок-радист младший сер­ жант Успенский в полете на Киркенес сбил «Ме-!09». —----------■*- ★ -------- — Надтериторией врага Немецкие аэродромы связаны с портами Северной . Норвегии шос­ сейными дорогами. Надо было выяснить, что перевозят немцы по іэтим дорогам. Командование по­ ручило эту работу Поповичу. Дороги в Норвегии, как и у нас, вьются меж -сопок, делают неожиданные повороты, и летчику пришлось повторять все зигзаги дорог, чтобы в снимках не было перерывов. Он видел, как внизу бегут автомобили, идут солдаты, Иногда его угощали длинными очередями автоматы, по их огня он не боялся. Второй полет над дорогами про­ тивника Попович совершил в тот же день. Погода ухудшалась. И он повер­ нул к дому. Он шел бреющим через один вражеский фиорд. На средине фиорда стойл немецкий стороже­ вик. Несколько ракет взлетело на­ встречу разведчику. •— Спрашивают опознаватель­ ные,—подумал Попович, — попро­ буем их провести. Он приветственно «помахал крыльями». Снова несколько ракет понеслись навстречу самолету. Попович помигал огнями, и нем­ цы успокоились. Разведчик бреющим пронесся над мачтами сторожевика. И тут только немцы заметили красные звезды на самолете: Но было поздно. А вскоре Попович увидел зна­ комые сопки родной земли. К. ЗАХАРОВ. Майор А. Бойко О РАДИОПЕРЕГОВОРАХ В ВОЗДУШНОМ БОЮ ^ІЯ^АВИАЦИИ Новое взрывчатое вещество В одной из ис­ следовательских лабораторий США разработано новое взрывчатое вещ е­ ство для авиабомб, вдвое повышаю­ щее их разру­ шительное дейст­ вие. Это вещество содержит гекса- метилентетрамин, долгое время при­ менявшийся под названием гекса­ мин для лекарст­ венных целей. „Модель Эрплап Ныос“ Мне довелось участвовать в грех последних бомбардировочных уд а­ рах по порту и городу Киркенес и хочется сделать несколько замеча­ ний по радиосвязи. Не секрет, что противник несет непрерывную радиовахту на про­ слушивание эфира. Подслушав ра- диоразговор, он делает какие-то выводы, прибегает к определен­ ным предупреждающим мерам. 4 июля 1944 года при нанесении удара по порту Киркенес наша первая группа имела перед собой особо важную тактическую зада­ чу. Еще на подходе к цели мы за ­ метили 12 вражеских истребите­ лей. Это означало, что противник своевременно обнаружил наши с а ­ молеты и успел предпринять соот­ ветствующие меры обороны. Я не хочу этим сказать, что причиной послужила именно преждевремен­ ная радиосвязь мел^ду нашими л ет­ чиками. Немецкое командование располагает и рядом других средств обнаружения советских са­ молетов. Но тем не менее и радио- переговоры, которые вели участни­ ки ло-лета, помогли врагу принять меры. Еще при следовании к цели можно было слышать такие коман­ ды, как «не болтайся», «держись своей группы» и другие. Были недосташи и с ис­ пользованием радиосвязи при раз­ вертывании в процессе у^ке завя­ завшегося .воздушного, боя. В част­ ности, я хочу остановиться на у с­ ловиях использования радиосвязи kв интере-сах боевого управления. Такие ^сигналы как: «Вижу "два «стодевятых», «Справа два «стоде- вятых», «Наши ведут бой» — были очень частыми. Эти и им подобные сигналы не дают ясности о воз­ душной обстановке, вводят в за* блуждение других летчиков и ме­ шают ведущим свободно управ­ лять своими группами. Не зря же ведущий легких бомбардировщи­ ков тов. Бабернов непосредственно у цели вынужден был отдавать приказание по радио прекратить ненужные разговоры. На разборе операции ему пришлось уделить этому вопросу солидное время. На самом деле, что дают такие сигналы, как «вижу два «стодевя­ тых»? Абсолютно ничего. Где эти два «стодевятых», откуда, как идут, по отношению к кому — ни­ чего непонятно, ибо летчик не на­ зывает своего позывного. Может быть, пилот, дающий такую инфор­ мацию, желает поднять остроту внимания остальных? Но это опять-таки ни к чему, т. к. внима­ ния этого у каждого летчика, нахо­ дящегося над целью, вполне д о ­ статочно. -Наоборот, такое пре­ дупреждение приводит к тому, что летчики начинают излишне «вращаться». В том же бою над целью я принял сигнал: «Вижу два «стодевятых». Сразу же при­ нял вЪе меры повышенной пред­ осторожности, 'Но не знал, где же, в конце концов находятся эти «стодевятые», ибо наших самоле­ тов было три -группы и все они на­ ходились в различных местах, Это произошло потому, что летчик, не назвал своего позывного. Еще хуже, когда одни и те же самолеты противника замечаются одновременно несколькими нашими летчиками. Все оповещают, не на­ зывая своих позывных и мест за­ меченных самолетов. Получается впечатление, что в небе много вра­ жеских истребителей. Примером умелого использова­ ния радиосвязи и ясности давае­ мых сигналов может служить воз­ душный бой четверки истребите­ лей подразделения Сахарова. Прикрывая ударные группы, сле­ дующие к цели, четверка заняла одно из исходных мест. Среди дру­ гих команд боевого управления от­ четливо послышался сигнал: «Това­ рищ майор, прикройте и отбейте «стодевятого», я такой-то». Это был сигнал Николаева, который одно­ временно полупереворотом ринул­ ся за «Мессершмиттом». Я тут * е со стороны солнца заметил друго­ го «Ме-109», к о т о р ы й , видимо, рас­ считывал на то, что Николаев увлечется уходящим немцем и его легко можно будет сбить. Имея надежную связь со второй парой четверки Лисичкиным и В е н ­ ковым—я свободно атаковал и от­ бил второго «Ме-109'. Хорошая, прмвилмю использованная радио связь- помогла. Летчики должны запоѵшиті радиосвязь в воздухе ивля?11" прежде всего средством y n p a w нин боем. Никаких других разгон1 (ров в воздухе не'должно быть- го

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz