Североморский лётчик. 1944, июль.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 21 июля 1944 г., № 172 (242), Гвардии капитан ДЕЙСТВОВАТЬ 3. Сорокин ТВОРЧЕСКИ тШШг Мысли о ведомом На нас возложена задача пере­ хвата вражеских самолетов, пыта­ ющихся вести разведку северомор­ ских военных об’ектов и главной морской базы. » В перехвате весьма важно, чтобы командир группы или ведущий па­ ры правильно оценил силы про­ тивника, и не вообще, а сугубо конкретно. Ставя своей основной задачей настигнуть врага, ведущий должен иметь четкое представле­ ние о противнике, т. е. когда — время, где — место, какие силы противника и на какой высоте на­ ходятся. іВсе эти элементы необ­ ходимо учитывать потому, что в боевой практике были случаи, ког­ да оценка обстановки производит­ ся -безотносительно к поставлен­ ной задаче. Т ак однажды произошло с лет­ чиком т. Р. Будучи ведущим чет­ верки, он не учитывал метеоусло­ вия и не применял нужного манев­ ра. 'Вместо того, чтобы снизиться, ведущий вел группу под облач­ ностью, дал возможность против­ нику обнаружить себя. Немец же, пользуясь облаками, скрылся в них. Принимая решение, командир должен учитывать рельеф местно­ сти. В оценке местности ре­ шающую роль играет погода. Уме­ лый анализ метеоусловий имеет ог­ ромное значение для успешного выполнения боевого задания. Вспоминаю один из вылетов Г е ­ роя Советского Союза Климова и і\ачевского. Маскируясь на фоне воды и грамотно используя облач­ ность, североморцы обнаружили в районе Н. фашистский разведчик, который шел под облачностью. Летчики сделали вид, что не заме­ тили противника, пропустили его, а потом подошли к нему сзади сни­ зу и атаковали. Вражеский само­ лет загорелся и упал. Пример этот показателен и тем, как в поиске противника надо про­ являть инициативу и находчивость, чего подчас не делают некоторые молодые летчики. А мы, опытные воздушные бойцы, не всегда п о д ­ сказываем и помогаем им. Инициа­ тива в бою—большое дело. Коман- НЕ ЖАЛЕЯ ЖИЗНИ СИЛА П А Р Ы - В ЕЕ Н ЕРА З РЫВНОС ТИ $ ПОМНИ : Т Ы - І Д И Т ВЕДУЩ ЕГО # МЕНЯ ПРИКРЫВАЛ САФОНОВ # В Е Д У Щ И Й ,- У Ч И ВЕДОМОГО ПОСТОЯННО # ВЕДОМЫЙ ЛЕТЧИКА Г Р Е ДЮ Ш К О - Г В А Р Д Е Е Ц ПИЛЮС $ ЛИЧНАЯ Д РУЖ БА УМНОЖАЕТ СИЛУ ПАРЫ Ведомый — щит ведущего, его телохранитель. Некоторые в е д о ­ мые по неопытности и горячности забыв об этом, не могут устоять перед соблазном подраться с под­ вернувшимся воздушным против­ ником. Такой ведомый бросает ведущего и идет в атаку, д аж е не предупреждая. К ак правило, такая атака из-за поспешности ок ан ­ чивается безрезультатно, ведомый остается один, давая противнику возможность применить его и злюб­ ленный метод—бить поодиночке. В тяжелом положении оказывается и ведущий. Он вынужден распы ­ лять свое внимание, действовать более осторожно. Боеспособность пары сводится на-нет. Взаимодей­ ствие отсутствует. В жизни это выглядит так: над линией фронта в составе звена мы встретили около 30 самолетов «Ю-87», прикрывавшихся большим числом «Мессершмиттов». Наш ведущий атаковал и метким огнем сбил один «Юнкере». Я т ож е начал атаки против бомбардировщиков. В это время на нас сверху навали­ лись «мессеры», и мне потребова­ лась помощь. Тогда я понял, что совершил серьезную ошибку. Нам с большим трудом удалось все же оторваться от истребителей про­ тивника, но свой промах я запом­ нил. С тех пор мы категорически ------ О— СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ Как прежде, угрюмое взгорье Стволами орудий глядит В недобрые дали, где море, Как двигатель вечный, гудит. Но там, где кончаются горы И в мир открывается путь, Над бухтой раскинулся город, Чью волю ничем не согнуть. Стоит он, ключом закрывая От недруга Кольский залив, А на море синь штормовая — И хитрый туман молчалив. Но, прячась за снежною дымкой У кромки дрейфующих льдов, Пират не уйдет невидимкой От наших дозорных судов. Мы—Северный флот, и над нами В родном заполярном краю Взлетает гвардейское знамя. Корабль осеняя в бою, запретили ведомым вступать в бой самостоятельно за исключением случаев, когда нет другого выхода, или ведущий, у которого кончает­ ся боезапас или отказывает ор у ­ жие, д а л приказ. В этих случаях мы обменивались' ролями. Будучи ведомым, я сбил три вражеских самолета. Во время атак меня прикрывал Сафонов, из в е д у ­ щего превращаясь в ведомого. Последние воздушные бои, про­ веденные н ад конвоями противни­ ка, ещ е раз говорят о том, что пара — есть нерушимая боевая еди­ ница. Чтобы сохранить ее в бою, п о ­ мимо взаимопонимания и грамотной техники пилотирования, ведомый д олж ен бьтгь тактически грамот­ ным летчиком. Повышением его летных качеств призван заниматься ведущий. В этом отношении с л е ­ ду ет поставить в пример летчиков гвардии лейтенантов тт. Голодни- кова и Гредюшко. В каждом воздушном бою мимо их взора не проходит ни одна ошибка ведомых. Любая оплошность анализируется ведущими, р аз’ясняется ведомым. Я уж е говорил, что фашистские истребители применяют сейчас тактику нападения на одиночек и атак из-за угла. Во время в стр е­ чи с самолетами противника, когда они расходятся попарно для своих воровских действий, мы про­ тивопоставляем ему свою тактику расчленения. Она состоит в том, что одн а пара вступает в бой, а вторая, ведомая пара, набирая в ы ­ соту и выбирая наиболее выгодную позицию, наблюдает за воздушной обстановкой, сл еди т за ходом атак ведущей пары и обеспечивает ей безопасный выход из атаки. При бое парой в атак у идет ведущий, а ведомый о стается выше. Он вни­ мательно наблюдает за ведущим и в момент выхода его из атаки о т ­ сек ает от хвоста его самолета про­ тивника, отбивает атаки истреби­ телей, п одходящих со стороны. Характерен последний бой, про­ веденный нами, в котором мы сбили 3 вражеских машины, не потеряв ни одной своей. Л етчи к Гредюш ко и его ведомый Пилюс показали образцы отличной слетанности и взаимопонимания. -Гвардии младший лейтенант П и ­ люс, наблюдавший за воздухом, заметил, что его атакует «стодевя- тый». Он н емедленно сообщил об этом гвардии лейтенанту Гредюш- ко. Ведущий сразу ж е развернул- ------------------------------ * ся, зашел в хвост «мессеру» и свинцовой очередью выбил его из- под хвоста машины своего ведо­ мого. Немцу стало не до атаки. Шарахнувшись сперва вправо, по­ том влево, с полупереворотом хо ­ тел уйти, но ту т его настигли еще две меткие очереди, выпущенные Гредюшко сзади с близкой д и ­ станции. Пилюс во время всей атаки неотступно следовал за в е­ дущим, умело его прикрывал. Г вар ­ дии лейтенант увидел, как умело его защищает ведомый, смело бро­ сился вниз за уходящим «мессе­ ром» и там добил его. Потом он д а л горку и снова обнаружил, что ведомый ревностно оберегает его, ходит н еско л ьк о выше и не спу­ с к а е т глаз с его самолета. / Гредюшко подн ял ся ещ е выше и зд е с ь заметил, что два «стоде- вятых» сверху заходили в атак у на один наш легкий бомбардировщик. П р едуп р еди в об этом летчика ата­ куемой машины, он устремился вверх на «мессеров» и отогнал их. Чтобы достичь полного взаимо­ действия в паре, необходима хоро ­ ш ая слетанность. Д л я это го офи ­ церы -руководители, распределяя летный состав подразделения, д о лж ны позаботиться о том, чтобы, летчики, составляющие пару, с т а ­ ли задушевными друзьями. Н адо созд ать им соответствующие у с л о ­ вия в быту. При распределении пар важно у честь не то л ько д е л о ­ вые качества летчиков, но т а кж е учитывать их характер, больше тренировать в воздухе. П р е д л а г а ­ емые мною мероприятия способ­ ствую т выработке взаимопонима­ ния у летчиков, развивают у них чувство товарищ ества и взаимной выручки в бою. И , наконец, последнее, на что хочу обратить внимание ведомых— это на умелое использование р а ­ диосвязи. З ач астую ведомый, стремясь как можно быстрее сообщить в е д ущ е ­ му о замеченном самолете против­ ника, подает сигнал примерно т а ­ к о го содерж ания: «слева «м ессе­ ры», не у к азы в ая при этом своего позывного и номера. При большом количестве сам о л ето в в воздухе, особенно в бою, все в едущи е начи­ нают вертеть головами, перестают видеть, переспрашивают: «Кто г о ­ ворит?» и т. д. Возникает га лд еж , и руководить боем по радио стано­ вится трудно, М -------------- ---------— - Александр О Й С Л Е Н Д Е Р . дир группы долж ен всегда дей ст­ вовать'осмысленно, принимать пра­ вильные решения, сообразуясь с обстановкой. Инициативный в е д у ­ щий — это человек бы стрых и сме­ лых решений, непрестанно ищущий новых тактических приемов. Важнейшим условием успешного выполнения задачи я вл яется вре­ мя. Большие скорости современно­ го самолета, быстрота действий требуют своевременного п р еду ­ преждения постов ВНОС . И с т р е ­ бителю необходимо ру к о вод ство ­ ваться известным суворовским принципом: «Неприятелю время давать не должно». Оценка обстановки, умение при­ нять правильное решение — это творческий процесс, в котором с к а ­ зываются индивидуальные способ­ ности ведущих групп. В нашем д е ­ ле шаблон недопустим. В каждом отдельном сл учае командир груп­ пы или ведущий пары действует сообразно с создавшейся обстанов­ кой, трезво оценивает те конкрет­ ные условия, в которых ему прихо­ дится выполнять задачу, Болеѳ ста раз выполнял боевое задание летчик истребитель лейтенант И. Росийчук. В воздушных боях и на соп ро вожде ни и ударной авиации он проявил себя, как смелый и дерзкий истреби тель Фото И. М и х е е в а . Ле тчи к гвардии капитан К. Ш ка р уб а ' (слева) и штурман гвардии старший лейтенант Т. Мосин. Вместе они совершили немало боевых вылетов. Снимок сделан зимой, незадолго перед вылетом. ■— .......... ...................* ва приказа товарища Сталина, Шкаруба был очень взволнован. На приказ вождя он хотел отве­ тить делом—ответить быстро, в тот же час или день... Дотемна не уходил Шкаруба с аэродрома, ожидая задания на вы­ лет. И близ полуночи ему удалось уйти в бой. В первом заходе в а гаку враже­ ского конвоя летчик устремился на миноносцы. Они успели раз­ вернуться и открыли огонь из орудии главного калибра. Тогда Шкаруба укрылся в стелившейся над морем дымке и, развернув­ шись, второй раз пошел в атаку. Через огонь конвоя и очереди «Мессершмиттов» провел он свой торпедоносец на транспорт водо­ измещением 10 тысяч тонн и по­ топил его. Со смелым, да умелым— удача дрожит!.. Школа, которую проходил Шка­ руба,—постоянно в его памяти. Летчик рос и мужал рядом с ге­ роями Балашовым и Киселевым. У них учился гвардейдтму ма­ стерству, от них перенял постоян­ ное стремление расти, двигаться Фото И. Михеева. т Ѵ -------------— — Гвардии капитан Шкаруба часто беседует с молодыми летчиками, рассказывая о людях, завоевавших слар^ полка, о том, у ко го на­ до учиться теперь. — Будете воевать так, как наш парторг Губанов — значит оправ­ даете честь называться гвардей­ цами, значит будете бить врага, как и подобает ’большевикам,—го­ ворит молодежи гвардии капитан. Совсем недавно, гордый своими подчиненными, он с радостью дал рекомендации для вступления в партию своим штурману и стрел­ ку. Сейчас все члены экипажа — коммунисты. С уважением относится к ІІІка- рубе молодежь, прислушиваются к его голосу и бывалые. Шкаруба охотно делится боевым опытом, учит каждого воспитывать в себе волевые качества и сражаться так же, как сам: смело и настойчиво, не жалея самого драгоценного — жнзни. Гвардии старший техник- лейтенант Я. ЧАРТИН. И Сталин к далеким фиордам Ведет нас сквозь снежный циклон, Как будто на мостике твердом Незримо присутствует он! Сложен и тяжел ратный путь торпедоносца. ■ Гвардии капитан Шкаруба проходил его с особен­ ным упорством. Чувство ответ­ ственности за честь гвардии, со­ весть большевика помогали ему обрести лучшие качества мастера торпедных атак, дерзкого и лихо­ го летчика морской авиации, по­ стоянно ищущего боя. Когда первомайским утром лет- тики^¥¥<і аэродроме услышали сло- далыпе по пути к мастерству. • В одном из повторных группо­ вых заходов на вражеский конвой Шкаруба учел, что немецкие- зе ­ нитчики будут вести огонь с рас­ четом уже засеченной скорости наших самолетов. Не доходя до кара-вана, он приказал ведомым итти на максимальной скорости и с принижением. Расчет оправдал­ ся: разрывы немецких зенитных снарядов оставались позади.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz