Североморский лётчик. 1944, июль.
20 июля '1944 171 (241). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК НА СН4МКЕ: группа летников и отрелков слушает приказ Верховного Главнокомандую щего Маршала Советского Союза товарища Сталина. Фото И. Михеева Они всегда с нами ВОСПИТАНИЕ НА БОЕВЫХ ТРАДИЦИЯХ Герой Советского Союза гвардии подполковник А. Ефремов > # ЯА 1 1 ИСКИ М ОѴСКОТО Л Е Т Ч Ш І Л — Капитаи Дорошин! — Погиб смертью храбрых за свободу и независимость нашейРо .дины! И каждыйиз нас, когда утром в строю слышит эти слова, вспоми нает своего славного командира. Я хорошо знаю Василия Дороши- на. Сколько раз мне приходилось выпускать его в воздух. И какая радость охватывала, когда уви дишь возвращающийся, такой зна комый «ястребок». Я обслуживал машинуДорошина. Он былне толь ко мойкомандир, но илучшийдруг. И сейчас он всегда со мною: малень кийсамолет — точная копия доро шинского, висит над изголовьем моейкойки, за стеклами кабины - улыбающееся лицо Ваги Дороши на, его фото. Капитан Дорошин начал историю нашейэскадрильи. Он первый ее командир и первым открыл наш боевой счет. Он был моложе всех нас, но этого никто не замечал любимец, Сафонова, он во всем подражал своему учителю. Цепкая хватка в бою и скромность на зем ле, простота в обращении с това рищами и изумительная честность все эти качества как бы пере шли к нему от Сафонова и выде ляли среди окружающих. — Истинный сафоновец. На стоящий русский человек, — гово рили про него. Это была правда. Своими побе дами он никогда не хвастался. Бы вало, прилетит с задания и молчит, других слушает. Спросишь, как дело. Ответит коротко: «Срубил одного!» и опять слушает своих питомцев, поправляет, если не так говорят, раз’ясняет ошибки. Дорошин — мастер пилотирова ния, хорошо знал и любил своюма шину. Недавно в разговоре с моло дыми летчиками я вспомнил такой случай. Перед самым взлетом вы било антифриз из блока, стало за ливать стекло. Я доложил Доро- шину, но он молча залез в кабину и включил мотор. Подумав, что он не понял меня, я забежал впе ред и показал нашим обычнымже стом, что машина не в порядке и взлетать нельзя. Но он махнул ру дой, чтобы я отошел в сторону и пошел на взлет, а когда вернулся с задания, сказал: Я тебя понял, но знаю, что на оольшой скорости антифриз не бу дет выбивать. Видимость в бою была превосходная. Этот случай также говорит о том, что Дорошин любил летать, любил драться. При первой воз можности он всегда поднимался в воздух. Он прекрасно водил маши- •ну не только днем, но и ночью. До- тетчтлп из первых ночных летчиков Севера. ‘ скаЛ °" 0Нбыл храбР ине ВЬШУ- не до тех П°Р. пока неменки/'г его-счетУ 8 сбитых іемецких самолетов, из них 4 бпм б а д и р м , Численное превос- nernunV1” ™ ‘"г° “ “ Учи™. Ои первыйбросался в бой и начинал Однажды над нашим аэродромом появилось 12 «стодевятых». Доро шин со своейпятеркой вышел к ним, не дал врагу воспользоваться преимуществом в высоте и числен ности и сам напал на них. В за вязавшемся бою наши летчики сби ли 2 «Ме-109», одного прикончил сам командир. Немцев отогнали от аэродрома. Дорошина любили все летчи ки. «Думаешь не только о том, чтобы сбить немца, а как бы луч ше прикрыть своего командира»,— часто говорили они. Эта любовь понятна. Командир всегда заботился о подчиненных, не раз выручал товарищей в бою. Он грудью прикрывал сопровож даемые самолеты и погиб, прикры вая штурмовиков. Об этих качествах Дорошина мы говорим молодым. Боевой дух До- рошина никогда не забывается в эскадрилье. Молодые летчики во спитываются на боевых традициях ветеранов. В землянке висит любовно офор мленныйплакат: «Боевой путь ка питана Василия Степановича Доро шина». Краткая биография, боевой счет, награды, фотографии знако мят молодежь с его жизнью. Ка питан Дорошин совершил 441 бо евой вылет на штурмовку, бомбо метание, сопровождение и прикры тие. За образцовое выполнение бо евых заданий и проявленные при этом, доблесть и мужество он на гражден тремя орденами Красного Знамени. Летчик Пилипенко —боевой со ратник Дорошина. Талантливый воздушный воин сбил 6 вра жеских самелетов. Широко идет слава о мастерстве Пилипенко. Его фотография помещена рядом с портретом командира. «Боевой счет эскадрильи»—на этот .лист заносятся победы на ших летчиков. Каждый стремится побыстрее поставить туда «палоч ку», как говорил Сгибнев. Некото рые молодые летчики уже откры ли свой счет. Часто с молодежью беседуют опытные летчики. Старшийлейте нант Стрельников недавно провел две беседы—«Традиции нашей ча сти» и «Как знаменитые летчики бьют фрицев». Вспоминая бои, про веденные Дорошиным, он подчерк нул, что главное в воздухе—внима тельность. Из рассеянного челове ка хороший летчик, не говоря уже воздушном воине, никогда не по лучится. Стрельников рассказал о своих первых боях, какие допу скал тогда ошибки и предостерег от них молодых. Приезжал к нам один из знатных истребителей Герой Советского Союза капитан Адонкин. Он озна комил молодых летчиков с «се кретами» истребителя, привел ряд поучительных эпизодов из истории части и своих боев. С большин ством героев-летчиков Заполярья Адонкин воевал вместе, он хорошо знает их и поэтому подробно рас сказал о богатой событиями жиз ни выдающихся людей северомор ской авиации. Парторг эскадрильи старший техник- лейтенант А. Боу с В годовщину гибели дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Са фонова наш командир— опытныйса фоновец—сделал доклад о боевой деятельности прославленного аса северных морей. Он призвал всех летчиков свято хранить образ Са фонова и во всем подражать не забвенному герою. В прошлом месяце у нас состоя лось собрание партийного актива. Обсуждали работу по воспитанию молодых летчиков. Надо сказать, что это собрание дало много цен ного нам, партийным работникам. Выступавшие правильно подмеча ли недостатки в воспитательной работе и ярко обрисовали отличи тельные черты настоящего воина- большевика. Особенно ценными были в этом отношении выступле ния бывалых летчиков. Лучшей формой воспитательной работы я считаю беседы, причем не только те официальные и обя зательные, которых иногда у нас бывает много, а непринуж денные, завязывающиеся я зем лянках, у самолета, повсюду. В таких разговорах опытный летчик или агитатор может привести по учительный эпизод, а молодой воин, добивающийся мастерства запомнит и скажет только спаси бо. А таких эпизодов, характери зующих боевые традиции нашей части, очень много. Мы, старожи лы, помним такой случай: машины пошли на взлет. Один самолет остался на поле. В нем оказались неисправности. Но в ту же минуту взлетел другой самолет. Это отды хающий летчик Костенок, чтобы не сорвать боевое задание, как был в тапочках и без шлема, вскочил в кабину и ушел вслед за товари щами. Задание командования было выполнено. Навсегда запомнился бойлет чика Аверьянова с немецкими са молетами над нашим караваном. Четверка наших истребителей вы держала натиск в шесть раз прево сходящей по количеству группы противника. Когда ведомый был подбит, Аверьянов один продолжал прикрывать корабли, не давая воз можности вражеским самолетам прицельно сбрасывать бомбы. Молодые летчики, перенимая опыт бывалых, отважно сражают ся с немецкими захватчиками и свято берегут боевые традиции части. Все они имеют по нескольку побед, хорошо выполняют задания. Большая работа ведется вокруг истории части. Эта красочно напи санная книга является незамени мойспутницей агитатора. Историю части читают и коллективно вслух, и в одиночку. Обычно прочитанное обсуждается в беседах. Страницы этойзолотой книги пополняются ежедневно. Молодые летчики, вос питанные на боевых традициях ча сти, вместе со старыми, опытными летчиками вписывают на них изу мительные строки о героической борьбе с немецко-фашистскими раз- бойниками, ___ 6 . С ЗАЖЖЕННЫМИ ОГНЯМИ НАД КОТКОИ © К А К НЕМЦЫ ДЕМАСКИРОВАЛИ СЕБЯ ф БЛОКИРОВАНИЕ ПСКОВСКОГО АЭРОДРОМА # С БАЛТИКИ — НА ЧЕРНОЕ МОРЕ В феврале 1942 года наш полк преобразовали в гвардейский. На пряженные бои, в которых мы уча ствовали с первого дня войны, яви лись для летчиков прекрасной школой воинского мастерства. Со вершенствовать летное мастерство считал своим долгом каждыйгвар деец. Оборона Ленинграда выдвигала перед балтийской авиацией задачу воевать не только над морем, но и защищать сухопутные подступы к городу. Однако наши удары по наземным войскам противника и со вместные операции с армейскими летчиками никак не умаляли значе ния балтийской авиации в боевых действиях на морском театре. Налеты на Псковский аэродром чередовались с налетами на воен но-морские базы Финляндии, бом бардировка воинских эшелонов на железнодорожных станциях произ водилась наряду с ударами по ко раблям противника, а штурмовка сухопутных коммуникаций врага осуществлялась вслед за поста новкой мин во вражеских водах. Во время одного из наших нале тов на финский порт Котка мне удалось прямым попаданием бомбы потопить транспорт водоизмеще ниемв6.000 тонн. Подробности это го удара кажутся не безынтерес ными и сейчас. Они лишний раз подтверждают, что новые и неожи данные для противника приемы в наибольшей степени способствуют боевому успеху. Над Коткоймыпостоянно"встре чали сильный огонь зенитной ар тиллерии, и поэтому наши самоле ты обычно появлялись над хорошо защищенной вражеской базой на приличной высоте. Встретить серьезное противодействие зенит чиков предполагал я и в ту лун ную ночь, когда мне было дано за дание бомбить стоявшие в порту корабли. Я решил обмануть против ника. В голову пришло такое, пусть и несколько парадоксальное решение боевойзадачи: если вопре ки обыкновению притти в Котку на небольшой высоте незажжен ными огнями, противник, пожалуй, может оказаться введенным нами в заблуждение и примет нашу маши ну за свойсамолет. Так я ипосту пил. При выходе к цели, снизив шись до 400— 500 метров, зажег бортовые огни. Никто по мне не стрелял. Преспокойно сделав круг над целью, мы внимательно огля дели интересующие нас корабли, выбрали крупный транспорт ипри цельно сбросили на него бомбы. Затем, потушив огни, я ушел вмо ре еще до того, как спохватились посты и артиллерийские расчеты в неприятельском порту. Ту же хитрость я при случае применял и впоследствии, напри мер, выполняя задание по бомбеж ке воинских эшелонов па станции Чудово. Заметив, что шедшийвпе реди меня самолет капитана Куз нецова попал в лучи прожекторов, я снизился и зажег ходовые огни. Обманутыйэтим противник не про извел по моей машине ни одного выстрела. Больше того, вблизи Чу дово был сразу включен посадоч- ) Продолжение. Начало см. „Северо морский летчик“ за 15, 16, 18 и 19 июля. ный прожектор, который демаски ровал до сих пор неизвестный нам оперативный аэродром немцев. Вы полнив свою задачу, я возвратился домой, не имея на самолете ни еди нойпробоины, а обнаруживший се бя немецкий аэродром мы бомбили спустя короткие сроки. С тех пор изыскиваиие приемов, способствующих тактическому разнообразию при выполнении бо евого задания, стало для меня непреложным правилом. Приведу еще один пример, показывающий, насколько соблюдение этого пра вила облегчает боевую работу лет чика. В светлую майскую ночь не сколько групп самолетов вылетели на бомбежку Псковского аэродро ма. Бомбить аэродром мы должны были с высоты 4.000 метров. По дойдя к цели, я пришел к выводу: бомбить с этой высоты шедшим под моим командованием летчикам, невыгодно, т. к. именно на этойвы соте уже завязался воздушныйбой между самолетами наших первых групп и истребителями противни ка. Снизившись до 600 метров, экипажи моей группы безнака занно сбросили бомбы и ушля без потерь. Примененный на ми тактический маневр не толь ко вывел наши самолеты нз-под неизбежного, казалось, удара ист ребителей противника, но и позво лил избежать поражения от огня зенитной артиллерии, т. к. зенит чики, стрелявшие по самолетам на высоту 4.000 метров, не успели из менить угол прицела соответствен но высоте, с которой бомбила аэро дром моя группа. Из этойоперации я сделал вы вод, оказавшийся весьма полезным и-в дальнейшей моейбоевойпрак тике летчика-бомбардировщика.• когда в бомбовом ударе участвую! иесколько групп самолетов, невы годно бомбить всем группам с од ной и той же высоты. Высота групп должна разниться примерно на 300 — 400 метров. Этим самым мы не дадим возможности противнику вести по нашим самолетам масси рованный и прицельный зенитный огонь. Как балтийский летчик-бомбар- дирошцик, я побывал над многими германскими и финскими городами, базами, аэродромами, военными об’ектами, в том числе над Берли ном, Мемелем, Штеттином, Хель синки, Коткой, Утти, Турку (Або) и т. д. Мне доводилось бомбить технику и живую силу противника в Выборге, Нарве, Пскове, на даль них и ближних подступах к Ленин граду. Я наносил бомбовые удары по кораблям врага в Рижском и Финском заливах. С весны 1942 года, когда Фин скийзалив очистился от льда, мы стали готовиться к применению на морских коммуникациях противни ка грозного авиационного оружия- торпеды. 5 июля 1942 года летчик моей эскадрильи будущий Герой Советского Союза гвардии капи тан Балебин первый из советских морских летчиков удачным торпед ным выстрелом потопил вражеский корабль и Финском заливе. Но к этому времени я уже перешел из Балтийской авиации в авиацию Черноморского флота. ИЗ СЛАВЯНСКИХ ПОЭТОВ Ф. Врожеп К ОРУЖИЮ! Гремят, гремят во тьме Карпаты, Гудит восточный горизонт. Но голос праведной расплаты — Твой голос, украинский фронт! И эхо долгого раскат Идет, как гром, от Татр к Шумаве, То говорит нам русский брат О боевой старинной славе. Все ближе гром гремит окрест, Рвет тучи злобы блеском меди Мы, чехи, слышим эту весть! К оружию! Вперед — к победе! Перевод с чешского Анатолий Кудрейк»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz