Североморский лётчик. 1944, июль.

20 июля '1944 171 (241). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК НА СН4МКЕ: группа летников и отрелков слушает приказ Верховного Главнокомандую­ щего Маршала Советского Союза товарища Сталина. Фото И. Михеева Они всегда с нами ВОСПИТАНИЕ НА БОЕВЫХ ТРАДИЦИЯХ Герой Советского Союза гвардии подполковник А. Ефремов > # ЯА 1 1 ИСКИ М ОѴСКОТО Л Е Т Ч Ш І Л — Капитаи Дорошин! — Погиб смертью храбрых за свободу и независимость нашейРо .дины! И каждыйиз нас, когда утром в строю слышит эти слова, вспоми­ нает своего славного командира. Я хорошо знаю Василия Дороши- на. Сколько раз мне приходилось выпускать его в воздух. И какая радость охватывала, когда уви­ дишь возвращающийся, такой зна­ комый «ястребок». Я обслуживал машинуДорошина. Он былне толь­ ко мойкомандир, но илучшийдруг. И сейчас он всегда со мною: малень­ кийсамолет — точная копия доро шинского, висит над изголовьем моейкойки, за стеклами кабины - улыбающееся лицо Ваги Дороши на, его фото. Капитан Дорошин начал историю нашейэскадрильи. Он первый ее командир и первым открыл наш боевой счет. Он был моложе всех нас, но этого никто не замечал любимец, Сафонова, он во всем подражал своему учителю. Цепкая хватка в бою и скромность на зем­ ле, простота в обращении с това­ рищами и изумительная честность все эти качества как бы пере­ шли к нему от Сафонова и выде ляли среди окружающих. — Истинный сафоновец. На­ стоящий русский человек, — гово­ рили про него. Это была правда. Своими побе­ дами он никогда не хвастался. Бы­ вало, прилетит с задания и молчит, других слушает. Спросишь, как дело. Ответит коротко: «Срубил одного!» и опять слушает своих питомцев, поправляет, если не так говорят, раз’ясняет ошибки. Дорошин — мастер пилотирова­ ния, хорошо знал и любил своюма­ шину. Недавно в разговоре с моло­ дыми летчиками я вспомнил такой случай. Перед самым взлетом вы­ било антифриз из блока, стало за­ ливать стекло. Я доложил Доро- шину, но он молча залез в кабину и включил мотор. Подумав, что он не понял меня, я забежал впе­ ред и показал нашим обычнымже­ стом, что машина не в порядке и взлетать нельзя. Но он махнул ру­ дой, чтобы я отошел в сторону и пошел на взлет, а когда вернулся с задания, сказал: Я тебя понял, но знаю, что на оольшой скорости антифриз не бу­ дет выбивать. Видимость в бою была превосходная. Этот случай также говорит о том, что Дорошин любил летать, любил драться. При первой воз­ можности он всегда поднимался в воздух. Он прекрасно водил маши- •ну не только днем, но и ночью. До- тетчтлп из первых ночных летчиков Севера. ‘ скаЛ °" 0Нбыл храбР ине ВЬШУ- не до тех П°Р. пока неменки/'г его-счетУ 8 сбитых іемецких самолетов, из них 4 бпм б а д и р м , Численное превос- nernunV1” ™ ‘"г° “ “ Учи™. Ои первыйбросался в бой и начинал Однажды над нашим аэродромом появилось 12 «стодевятых». Доро­ шин со своейпятеркой вышел к ним, не дал врагу воспользоваться преимуществом в высоте и числен­ ности и сам напал на них. В за­ вязавшемся бою наши летчики сби­ ли 2 «Ме-109», одного прикончил сам командир. Немцев отогнали от аэродрома. Дорошина любили все летчи­ ки. «Думаешь не только о том, чтобы сбить немца, а как бы луч­ ше прикрыть своего командира»,— часто говорили они. Эта любовь понятна. Командир всегда заботился о подчиненных, не раз выручал товарищей в бою. Он грудью прикрывал сопровож­ даемые самолеты и погиб, прикры­ вая штурмовиков. Об этих качествах Дорошина мы говорим молодым. Боевой дух До- рошина никогда не забывается в эскадрилье. Молодые летчики во­ спитываются на боевых традициях ветеранов. В землянке висит любовно офор­ мленныйплакат: «Боевой путь ка­ питана Василия Степановича Доро­ шина». Краткая биография, боевой счет, награды, фотографии знако­ мят молодежь с его жизнью. Ка­ питан Дорошин совершил 441 бо­ евой вылет на штурмовку, бомбо­ метание, сопровождение и прикры­ тие. За образцовое выполнение бо­ евых заданий и проявленные при этом, доблесть и мужество он на­ гражден тремя орденами Красного Знамени. Летчик Пилипенко —боевой со­ ратник Дорошина. Талантливый воздушный воин сбил 6 вра­ жеских самелетов. Широко идет слава о мастерстве Пилипенко. Его фотография помещена рядом с портретом командира. «Боевой счет эскадрильи»—на этот .лист заносятся победы на­ ших летчиков. Каждый стремится побыстрее поставить туда «палоч­ ку», как говорил Сгибнев. Некото­ рые молодые летчики уже откры­ ли свой счет. Часто с молодежью беседуют опытные летчики. Старшийлейте­ нант Стрельников недавно провел две беседы—«Традиции нашей ча­ сти» и «Как знаменитые летчики бьют фрицев». Вспоминая бои, про­ веденные Дорошиным, он подчерк­ нул, что главное в воздухе—внима­ тельность. Из рассеянного челове­ ка хороший летчик, не говоря уже воздушном воине, никогда не по­ лучится. Стрельников рассказал о своих первых боях, какие допу­ скал тогда ошибки и предостерег от них молодых. Приезжал к нам один из знатных истребителей Герой Советского Союза капитан Адонкин. Он озна­ комил молодых летчиков с «се­ кретами» истребителя, привел ряд поучительных эпизодов из истории части и своих боев. С большин­ ством героев-летчиков Заполярья Адонкин воевал вместе, он хорошо знает их и поэтому подробно рас­ сказал о богатой событиями жиз­ ни выдающихся людей северомор­ ской авиации. Парторг эскадрильи старший техник- лейтенант А. Боу с В годовщину гибели дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Са­ фонова наш командир— опытныйса­ фоновец—сделал доклад о боевой деятельности прославленного аса северных морей. Он призвал всех летчиков свято хранить образ Са­ фонова и во всем подражать не­ забвенному герою. В прошлом месяце у нас состоя­ лось собрание партийного актива. Обсуждали работу по воспитанию молодых летчиков. Надо сказать, что это собрание дало много цен­ ного нам, партийным работникам. Выступавшие правильно подмеча­ ли недостатки в воспитательной работе и ярко обрисовали отличи­ тельные черты настоящего воина- большевика. Особенно ценными были в этом отношении выступле­ ния бывалых летчиков. Лучшей формой воспитательной работы я считаю беседы, причем не только те официальные и обя­ зательные, которых иногда у нас бывает много, а непринуж­ денные, завязывающиеся я зем­ лянках, у самолета, повсюду. В таких разговорах опытный летчик или агитатор может привести по учительный эпизод, а молодой воин, добивающийся мастерства запомнит и скажет только спаси­ бо. А таких эпизодов, характери­ зующих боевые традиции нашей части, очень много. Мы, старожи­ лы, помним такой случай: машины пошли на взлет. Один самолет остался на поле. В нем оказались неисправности. Но в ту же минуту взлетел другой самолет. Это отды­ хающий летчик Костенок, чтобы не сорвать боевое задание, как был в тапочках и без шлема, вскочил в кабину и ушел вслед за товари­ щами. Задание командования было выполнено. Навсегда запомнился бойлет­ чика Аверьянова с немецкими са­ молетами над нашим караваном. Четверка наших истребителей вы­ держала натиск в шесть раз прево­ сходящей по количеству группы противника. Когда ведомый был подбит, Аверьянов один продолжал прикрывать корабли, не давая воз­ можности вражеским самолетам прицельно сбрасывать бомбы. Молодые летчики, перенимая опыт бывалых, отважно сражают­ ся с немецкими захватчиками и свято берегут боевые традиции части. Все они имеют по нескольку побед, хорошо выполняют задания. Большая работа ведется вокруг истории части. Эта красочно напи­ санная книга является незамени­ мойспутницей агитатора. Историю части читают и коллективно вслух, и в одиночку. Обычно прочитанное обсуждается в беседах. Страницы этойзолотой книги пополняются ежедневно. Молодые летчики, вос­ питанные на боевых традициях ча­ сти, вместе со старыми, опытными летчиками вписывают на них изу­ мительные строки о героической борьбе с немецко-фашистскими раз- бойниками, ___ 6 . С ЗАЖЖЕННЫМИ ОГНЯМИ НАД КОТКОИ © К А К НЕМЦЫ ДЕМАСКИРОВАЛИ СЕБЯ ф БЛОКИРОВАНИЕ ПСКОВСКОГО АЭРОДРОМА # С БАЛТИКИ — НА ЧЕРНОЕ МОРЕ В феврале 1942 года наш полк преобразовали в гвардейский. На­ пряженные бои, в которых мы уча­ ствовали с первого дня войны, яви­ лись для летчиков прекрасной школой воинского мастерства. Со­ вершенствовать летное мастерство считал своим долгом каждыйгвар­ деец. Оборона Ленинграда выдвигала перед балтийской авиацией задачу воевать не только над морем, но и защищать сухопутные подступы к городу. Однако наши удары по наземным войскам противника и со­ вместные операции с армейскими летчиками никак не умаляли значе­ ния балтийской авиации в боевых действиях на морском театре. Налеты на Псковский аэродром чередовались с налетами на воен­ но-морские базы Финляндии, бом­ бардировка воинских эшелонов на железнодорожных станциях произ­ водилась наряду с ударами по ко­ раблям противника, а штурмовка сухопутных коммуникаций врага осуществлялась вслед за поста­ новкой мин во вражеских водах. Во время одного из наших нале­ тов на финский порт Котка мне удалось прямым попаданием бомбы потопить транспорт водоизмеще­ ниемв6.000 тонн. Подробности это­ го удара кажутся не безынтерес­ ными и сейчас. Они лишний раз подтверждают, что новые и неожи­ данные для противника приемы в наибольшей степени способствуют боевому успеху. Над Коткоймыпостоянно"встре­ чали сильный огонь зенитной ар­ тиллерии, и поэтому наши самоле­ ты обычно появлялись над хорошо защищенной вражеской базой на приличной высоте. Встретить серьезное противодействие зенит­ чиков предполагал я и в ту лун­ ную ночь, когда мне было дано за­ дание бомбить стоявшие в порту корабли. Я решил обмануть против­ ника. В голову пришло такое, пусть и несколько парадоксальное решение боевойзадачи: если вопре­ ки обыкновению притти в Котку на небольшой высоте незажжен­ ными огнями, противник, пожалуй, может оказаться введенным нами в заблуждение и примет нашу маши­ ну за свойсамолет. Так я ипосту­ пил. При выходе к цели, снизив­ шись до 400— 500 метров, зажег бортовые огни. Никто по мне не стрелял. Преспокойно сделав круг над целью, мы внимательно огля­ дели интересующие нас корабли, выбрали крупный транспорт ипри­ цельно сбросили на него бомбы. Затем, потушив огни, я ушел вмо­ ре еще до того, как спохватились посты и артиллерийские расчеты в неприятельском порту. Ту же хитрость я при случае применял и впоследствии, напри­ мер, выполняя задание по бомбеж­ ке воинских эшелонов па станции Чудово. Заметив, что шедшийвпе­ реди меня самолет капитана Куз­ нецова попал в лучи прожекторов, я снизился и зажег ходовые огни. Обманутыйэтим противник не про­ извел по моей машине ни одного выстрела. Больше того, вблизи Чу­ дово был сразу включен посадоч- ) Продолжение. Начало см. „Северо­ морский летчик“ за 15, 16, 18 и 19 июля. ный прожектор, который демаски­ ровал до сих пор неизвестный нам оперативный аэродром немцев. Вы полнив свою задачу, я возвратился домой, не имея на самолете ни еди­ нойпробоины, а обнаруживший се­ бя немецкий аэродром мы бомбили спустя короткие сроки. С тех пор изыскиваиие приемов, способствующих тактическому разнообразию при выполнении бо­ евого задания, стало для меня непреложным правилом. Приведу еще один пример, показывающий, насколько соблюдение этого пра­ вила облегчает боевую работу лет­ чика. В светлую майскую ночь не­ сколько групп самолетов вылетели на бомбежку Псковского аэродро­ ма. Бомбить аэродром мы должны были с высоты 4.000 метров. По­ дойдя к цели, я пришел к выводу: бомбить с этой высоты шедшим под моим командованием летчикам, невыгодно, т. к. именно на этойвы­ соте уже завязался воздушныйбой между самолетами наших первых групп и истребителями противни­ ка. Снизившись до 600 метров, экипажи моей группы безнака­ занно сбросили бомбы и ушля без потерь. Примененный на­ ми тактический маневр не толь­ ко вывел наши самолеты нз-под неизбежного, казалось, удара ист­ ребителей противника, но и позво­ лил избежать поражения от огня зенитной артиллерии, т. к. зенит­ чики, стрелявшие по самолетам на высоту 4.000 метров, не успели из­ менить угол прицела соответствен­ но высоте, с которой бомбила аэро­ дром моя группа. Из этойоперации я сделал вы вод, оказавшийся весьма полезным и-в дальнейшей моейбоевойпрак тике летчика-бомбардировщика.• когда в бомбовом ударе участвую! иесколько групп самолетов, невы­ годно бомбить всем группам с од­ ной и той же высоты. Высота групп должна разниться примерно на 300 — 400 метров. Этим самым мы не дадим возможности противнику вести по нашим самолетам масси­ рованный и прицельный зенитный огонь. Как балтийский летчик-бомбар- дирошцик, я побывал над многими германскими и финскими городами, базами, аэродромами, военными об’ектами, в том числе над Берли­ ном, Мемелем, Штеттином, Хель­ синки, Коткой, Утти, Турку (Або) и т. д. Мне доводилось бомбить технику и живую силу противника в Выборге, Нарве, Пскове, на даль­ них и ближних подступах к Ленин­ граду. Я наносил бомбовые удары по кораблям врага в Рижском и Финском заливах. С весны 1942 года, когда Фин­ скийзалив очистился от льда, мы стали готовиться к применению на морских коммуникациях противни ка грозного авиационного оружия- торпеды. 5 июля 1942 года летчик моей эскадрильи будущий Герой Советского Союза гвардии капи­ тан Балебин первый из советских морских летчиков удачным торпед­ ным выстрелом потопил вражеский корабль и Финском заливе. Но к этому времени я уже перешел из Балтийской авиации в авиацию Черноморского флота. ИЗ СЛАВЯНСКИХ ПОЭТОВ Ф. Врожеп К ОРУЖИЮ! Гремят, гремят во тьме Карпаты, Гудит восточный горизонт. Но голос праведной расплаты — Твой голос, украинский фронт! И эхо долгого раскат Идет, как гром, от Татр к Шумаве, То говорит нам русский брат О боевой старинной славе. Все ближе гром гремит окрест, Рвет тучи злобы блеском меди Мы, чехи, слышим эту весть! К оружию! Вперед — к победе! Перевод с чешского Анатолий Кудрейк»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz