Североморский лётчик. 1944, июль.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 20 июля 1944 г., № 171 (241), ИЗ О П Ы Т А П О С Л Е Д Н И Х О П Е Р А Ц И Й П п й іш ѵ т й г т п я Старший лейтен2™ ІірСИШ J Щ С І I Ой А. Батраков бомбометания с бреющего полета "Т" еперь, когда у нас накоплен * опыт боевого использования истребителей-бомбардировщиков в борьбе против вражеских кораблей, можно сделать некоторые практи ческие выводы, позволяющие су дить об эффективности применения данного вида оружия. Истребители -бомбардировщики могут успешно действовать почти во всех операциях, проводимых нашей ударной авиацией. Значительное разнообразие вы полняемых заданий об’ясняется прежде всего тем, что истребите ли-бомбардировщики являют собой самую гибкую маневренную удар ную авиацию, а также могут при менять различные методы и спосо бы нанесения удара. В зависимо сти от обстановки и от характера самой операции они бомбят с гори зонтального полета, с пикирования if с бреющих высот. Последние два метода являются наиболее распро страненными и наиболее приемле мыми в наших условиях. Летчикам нашейчасти в послед нее время приходилось несколько раз самостоятельно бомбить не большие группы немецких судов, а также отдельные корабли про тивника. Почти во всех операциях они прибегали к бомбометанию с бреющего полета и получили от личные результаты. Мне неодно кратно приходилось участвовать в этих операциях и быть ведущим группы. В своей статье я и хочу подробно остановиться на преиму ществах бомбометания с бреющего полета по отдельным судам. Разберем несколько примеров. 13 мая летчики нашего подразде ления участвовали в двух налетах на порт Киркенес. В первом вы лете мышестеркойсамолетов вме сте с другими группами, среди ко торых были торпедоносцы и штур мовики, бомбили большой враже ский караваи на переходе вблизи Кнркенеса. Задание предусматри вало нанесение бомбового удара пашен группы методом бомбомета ния с бреющего полета. Однако при подходе к цели мне стало ясно, что снижаться и бомбить по судам с малой высоты крайне не выгодно, т. к. группа штурмовиков не успела бы сбросить бомбы с пикирования в одно время с нами. Я принял решение наносить удар также с пикирования. Это давало то преимущество, что мы, нанося удар одновременно с «Ильюши- Старишіі лейтенант ными», отвлекали внимание немцев на себя. В результате и мыи штур мовики сделали большое дело. «Илы» потопили два немецких судна, а наша группа сильно по вредила крупныйтранспорт. Совсем иное получилось в дру гом вылете. Заметив, что один транспорт противника во время первого удара отстал от каравана и стал на якорную стоянку, мы решили отбомбиться по нему. И когда на это было получено раз решение командования, вторично поднялись с аэродрома. Зная ме стонахождение транспорта и обста новку в районе его стоянки, наша немногочисленная группа точно, а главное, внезапно вышла на него. Ведущий капитан Плотко сразу оценил положение и сообщил о том, что удар будет производиться с бреющего полета. Плотко спо койно выбрал выгодную позицию нашего захода и первыйпошел в атаяу. Выше мы говорили, о том, что низкополетное бомбометание требу ет от летчика исключительного на пряжения. Бомбы сбрасываются не по прицелу, а только по расчету самого летчика. Расчет достигает ся путем тренировки. Удар по от дельному судну дает возможность летчику неоднократно заходить на —---- * ---- Летчик-штурмовик Н. Н. Су ровое. На его боевом счету — 4 потопленных вражеских судна, 1 самолет, уничтоженный на зем ле, и до 100 немецких солдат и офицеров. Фото И. Михеева. цель, выдержать положенную ско рость, высоту и, не торопясь, в ■нужныймомент сбросить бомбы. Удар Плотко оказался точным. Но смертельно подбитый тран спорт продолжал держаться на воде. Видя это, сразу же атакова ли вражеское судно остальные экипажи. Собственно говоря, за мыкающим летчикам и нечего бы ло делать после того, как сброси ли бомбы вслед за Плотко его ве домые Антонов и Васильев. Так уверенно был потоплен этот от дельностоящий транспорт. Не менее характерен пример эффективного бомбоудара с брею щей высоты четверки, ведомой мною 9 июни. На этот раз мы вы летели на свободную «охоту» в район Н. Обнаружив недалеко от норвежского берега две самоход ные баржи, я решил атаковать их с бреющего полета. В результате точных попаданий наших бомб бы ли потоплены обе баржи. Известно, что для удара с пики рования требуется достаточнаявы сота, При облачности в 1,000 мет ров и менее бомбить ,с пикирова ния уже становится невозможно. Между тем, 9 июня мы наносили удар при высоте облачности 700— 800 метров. Это преимущество, присущее бомбометанию с брею щих высот, имеет исключительное значение в условиях Севера, где в море довольно часто нет доста точной высоты. Совсем недавно, в результате налета торпедоносцев, штурмови ков и бомбардировщиков на круп ный немецкий конвой, один из транспортов потерял ход и отстал от защищенной группы кораблей. Воздушная разведка во-время со общила об этом нам. Вылетев все го тремя экипажами, мы ударом своих бомб с бреющего полета подожгли транспорт. Интересно, что немцы пытались уже ремонти ровать его. Проносясь низко над судном, мы видели технические приготовления гитлеровцев. Но на прасно они старались. Транспорт был так подожжен, что его уже никогда не удастся восстановить. Приведенных примеров вполне достаточно, чтобы убедиться в том, какие значительные преимущества имеет бомбометание с бреющего полета по отдельным судам. В на шем районе действий таких целей очень много — об этом говорят успехи, истребителей-бомбардиров щиков. ВОЗДУШНАЯ РАЗВЕДКА - ВСЕВИДЯЩЕЕ ОНО ФЛОТА Капитан 2 -го ранга И, Кучеренко Статья написана специально для газеты «Североморский лет чик». * * # П еред Северным флотом стоит почетная боевая задача—окон чательно прервать коммуникации врага в Баренцовом море, разгро мить и уничтожить гитлеровцев на правом фланге великого фронта. Эту задачу осуществляют все силы нашего флота, в том числе—под водные и воздушные. Их четкое взаимодействие—залог новых успе хов в борьбе с фашистами на се верном морском театре. Вопросы взаимодействия нахо дятся сейчас в центре внимания морских офицеров. Я позволю себе остановиться на одном из сущест венных моментов нашейсовместной работы с авиацией, на том огром ном значении, которое имеет для нас, подводников, впрочем, как и для всего флота, воздушная раз ведка. Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза товарищ Сталин требует повседневно изу чать противника, улучшать развед ку — глаза и уши армии и флота. Известно, что в современной мор ской войне всевидящим оком фло та является, прежде всего, авиа ционная разведка. Роль разведы вательной авиации Северного фло та повышают условия морского театра, на котором воюют северо морские подводники. Подводная лодка вообще видит немного, но в открытом море у нее имеется опе ративныйпростор, а у командираг— время для поиска конвоя. Мы же действуем на театре, изобилующем фиордами, что неизбежно затруд няет поиск конвоя и маневр под воднойлодки. Поэтому воздушный разведчик — неоценимый помощ ник североморского подводника. Разведывательный самолет вко роткие сроки пересекает огромные расстояния. С воздуха летчик про сматривает многочисленные фиор ды, следит за движением враже ских кораблей на ближних и даль них коммуникациях противника. Получив разведывательные дан ные, переданные летчиком, подвод ные лодки выходят на перехват конвоя. Летчик, сообщая место морского противника, оказываеу значительную боевую помощь под- ,водной лодке. Но воспользоваться этййпомощью в полной мере мы можем только тогда, когда сведе- РЕЙД Полеты разведчика Поповича ФОТОУСТАНОВКА ИСПЫТАНА Ѣ НАД НЕМЕЦКИМ АЭРОДРОМОМ • ДАЛЬНИЙ ПОД НОСОМ У „МЕССЕРШМИТТОВ“ $ ОТВЕТСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЕНО ОТЛИЧНО К. Захаров таршийлейтенант узнал, что ^ на складе лежат фотоап параты для тяжелых самоле тов. Эти аппараты с той же высоты дают улучшенные сним ки и более крупного масштаба. Попович летает на легком истре бителе. Новая фотоустановка тре бовала некоторой реконструкции самолета и аппаратов. Некоторые товарищи с сомнением кача ли головой. Работа большая, да и даст ли желаемые резуль таты? Идеей летчика зажегся старший техник-лейтенант Бреж нев. Он настойчиво эксперименти ровал. Летчик все эти дни часто наведывался к технику. И, нако нец, пришел день, когда Брежнев заявил, что работа окончена. Как себя будет вести самолет, не нарушилась ли центровка? Летчик ушел в воздух. Машина вела себя прекрасно. Фотоаппараты работали хорошо. Сделав несколько снимков свое го аэродрома, Попович приземлил ся. Вскоре разведчик вылетел на от ветственное задание. Погода выдалась на редкость чудесная. Ясное солнце одно во всем небе. Кругом ни облачка, Ка залось бы, надо радоваться, но раз ведчик недоволен. Он предпочи тает облака с разрывами на боль шой высоте. Самая прекрасная по года для разведчика, когда у аэродрома противника .висит боль шое облако. Из него выскочить удобно для с’ем;ки. Снял и опять прячься в облако. Ищи его, раз ведчика, карауль. А он уже вы нырнул с другой стороны и ушел во-свояси. Попович взлетел и, набрав вы соту, потерялся в голубой дали неба. ,На аэродром противника он вывалился откуда-то из небес, со всем неожиданно для немцев. Ве роятно, немцы изумились, увидев в небе самолет, спокойно идущий по прямой над их аэродромом. Это Попович, включив аппараты, стро го выдерживал курс. Он произвел с’емку в один заход и также бы стро исчез. Вслед ему зенитчики послали несколько запоздалых снарядов. ...На немецких аэродромах не раз встречали Поповича ожесто ченным зенитным огнем. Билипря мо по самолету, ставили загради тельныйогонь, Куда ни глянь — везде черные облачка разрывов. Вот тут-то и проявляется выдерж ка разведчика. Он ходит рядом с разрывами: «А тыкрепись, дер жись», — Как говорит старый воздушныйбоец Суворов. Попович маневрировал между разрывами, высматривал, приме рялся, как лучше зайти на с’емку, И, наконец, применив ловкий ма невр, выскакивал на аэродром. Ап параты делали нужное количество снимков. И так — всюду, где побывал бесстрашный разведчик. — Встречали салютами и про вожали тоже достойно,—говорил летчик. ...В тот день Поповичу зарядили пленку и заправили баки горючим, и он улетел, как всегда. Пришлось на этот раз итти очень долго. Посты противника, видимо, засекли разведчика, потому что зенитки сопровождали его почти по всему норвежскому побережью. Поповича удивляло одно: на всем пути нигде не видел истре бителейпротивника. «Выходной у них, что ли?». И только подумал об этом, как заметил четверку «Мессершмиттов». Видимо, немец кое командование решило пере хватить настойчивого разведчика. Но Попович и тут нашелся. Он долго ходил в стороне, высматри вая маневр вражеских истребите лей. Они ждали его па высоте, с которой обычно ведут фотос’емку советские воздушные разведчики. Попович резко спикировал и про шелся совершенно на другой, чем обычно, высоте и на большом уда лении от аэродрома. Истребители его не заметили. Используя ско рость, он снова быстро набрал вы соту и с легким сердцем направил ся домой. Попович доволен: он отлично выполнил ответственное задание и доставил ценные сведения коман дованию. На аэродроме его ждали. Попо вич вылез из кабины. Его окружи ли летчики, техники. Но он молча разыскивал кого-то глазами и, на конец, улыбнулся, увидев техни ка. Раздвинув друзей, он направил ся к нему. — Спасибо, товарищ,—сказал он и крепко пожал руку Брежнева. Через некоторое время, когда снимки были проявлены, его само го благодарило командование за смелые полеты, — Отличные снимки,'— сказали ему. И. Кучеренко. ния о местонахождении противни ка будут получены нами без какой- либо задержки. Время — один из основных эле ментов успеха операции. Летчику нельзя забывать, что для сближе ния с противником подводнойлод ке требуется гораздо больше вре мени, чем скоростному самолету. Командир находящейся в море подводной лодки заинтересован в том, чтобы получить данные авиа ционной разведки сразу после об наружения ею конвоя,—этим лет чик обеспечивает эффективный удар подводнойлодки по враже ским кораблям. Опоздание с доне сением может привести к срыву выполнения боевой задачи и, во всяком случае, наполовину обесце нивает для нас данные авиараз ведки. Итак, первое, что мы жДем от летчика-разведчика, 'это своевре менное обнаружение морского про тивника и своевременное извеще ние о нем подводной лодки. Столь же важен для нас и эле мент скрытности воздушной раз ведки, который сплошь и рядом становится решающим в проведе нии боевойоперации. Однако, отра батывая тактику, обеспечивающую скрытность воздушной разведки, надо помнить и о том, что при всех обстоятельствах разведывательные данные должны быть достоверны ми и точными. Состав вражеского конвоя, его походныйордер, элементы его дви жения и направление движения — вот основные данные, которыми должен располагать командир под водной лодки, сближающейся с противником. Был у нас случай, когда воздушный разведчик пере путал в своем донесении направле ние движения, И в итоге операция оказалась сорванной. Но сейчас я с удовольствием отмечаю, что культура разведывательной работы современной авиации значительно повысилась, в частности, воздуш ные разведчики хорошо определя ют элементы движения противни ка, в том числе скорость и ордер движения конвоя. Большое значение имеет для подводников и систематическое освещение обстановки на морском театре. Не требует доказательств, что если в данную минуту конвой отстаивается в каком-либо укром ном фиорде, то спустя некоторое время он снова продолжит свой путь. Регулярное и непрерывное получение нами всех данных о движении на коммуникациях будет содействовать повышению боевой .активности наших подводных сил. Таковы, в кратких словах, мои пожелания, адресованные (разведы вательнойавиации. Мне кажется, что следовало бы чаще практиковать личное обще ние офицеров подводных и воздуш ных сил и на этих встречах ста вить и обсуждать назревающие изо дня в день вопросы нашего взаимо действия. Хочется подчеркнуть, что н настоящее время летчики разведчики правильно понимают свои задачи и оказывают сущест венную помощь подводникам. Мы очень благодарны воздушным раз ведчикам, добросовестно и самоот верженно выполняющим свою трудную боевую задачу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz