Североморский лётчик. 1944, июль.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 20 июля 1944 г., № 171 (241), ИЗ О П Ы Т А П О С Л Е Д Н И Х О П Е Р А Ц И Й П п й іш ѵ т й г т п я Старший лейтен2™ ІірСИШ J Щ С І I Ой А. Батраков бомбометания с бреющего полета "Т" еперь, когда у нас накоплен * опыт боевого использования истребителей-бомбардировщиков в борьбе против вражеских кораблей, можно сделать некоторые практи­ ческие выводы, позволяющие су­ дить об эффективности применения данного вида оружия. Истребители -бомбардировщики могут успешно действовать почти во всех операциях, проводимых нашей ударной авиацией. Значительное разнообразие вы­ полняемых заданий об’ясняется прежде всего тем, что истребите­ ли-бомбардировщики являют собой самую гибкую маневренную удар­ ную авиацию, а также могут при­ менять различные методы и спосо­ бы нанесения удара. В зависимо­ сти от обстановки и от характера самой операции они бомбят с гори­ зонтального полета, с пикирования if с бреющих высот. Последние два метода являются наиболее распро­ страненными и наиболее приемле­ мыми в наших условиях. Летчикам нашейчасти в послед­ нее время приходилось несколько раз самостоятельно бомбить не­ большие группы немецких судов, а также отдельные корабли про­ тивника. Почти во всех операциях они прибегали к бомбометанию с бреющего полета и получили от­ личные результаты. Мне неодно­ кратно приходилось участвовать в этих операциях и быть ведущим группы. В своей статье я и хочу подробно остановиться на преиму­ ществах бомбометания с бреющего полета по отдельным судам. Разберем несколько примеров. 13 мая летчики нашего подразде­ ления участвовали в двух налетах на порт Киркенес. В первом вы­ лете мышестеркойсамолетов вме­ сте с другими группами, среди ко­ торых были торпедоносцы и штур­ мовики, бомбили большой враже­ ский караваи на переходе вблизи Кнркенеса. Задание предусматри­ вало нанесение бомбового удара пашен группы методом бомбомета­ ния с бреющего полета. Однако при подходе к цели мне стало ясно, что снижаться и бомбить по судам с малой высоты крайне не­ выгодно, т. к. группа штурмовиков не успела бы сбросить бомбы с пикирования в одно время с нами. Я принял решение наносить удар также с пикирования. Это давало то преимущество, что мы, нанося удар одновременно с «Ильюши- Старишіі лейтенант ными», отвлекали внимание немцев на себя. В результате и мыи штур­ мовики сделали большое дело. «Илы» потопили два немецких судна, а наша группа сильно по­ вредила крупныйтранспорт. Совсем иное получилось в дру­ гом вылете. Заметив, что один транспорт противника во время первого удара отстал от каравана и стал на якорную стоянку, мы решили отбомбиться по нему. И когда на это было получено раз­ решение командования, вторично поднялись с аэродрома. Зная ме­ стонахождение транспорта и обста­ новку в районе его стоянки, наша немногочисленная группа точно, а главное, внезапно вышла на него. Ведущий капитан Плотко сразу оценил положение и сообщил о том, что удар будет производиться с бреющего полета. Плотко спо­ койно выбрал выгодную позицию нашего захода и первыйпошел в атаяу. Выше мы говорили, о том, что низкополетное бомбометание требу­ ет от летчика исключительного на­ пряжения. Бомбы сбрасываются не по прицелу, а только по расчету самого летчика. Расчет достигает­ ся путем тренировки. Удар по от­ дельному судну дает возможность летчику неоднократно заходить на —---- * ---- Летчик-штурмовик Н. Н. Су­ ровое. На его боевом счету — 4 потопленных вражеских судна, 1 самолет, уничтоженный на зем­ ле, и до 100 немецких солдат и офицеров. Фото И. Михеева. цель, выдержать положенную ско­ рость, высоту и, не торопясь, в ■нужныймомент сбросить бомбы. Удар Плотко оказался точным. Но смертельно подбитый тран­ спорт продолжал держаться на воде. Видя это, сразу же атакова­ ли вражеское судно остальные экипажи. Собственно говоря, за­ мыкающим летчикам и нечего бы­ ло делать после того, как сброси­ ли бомбы вслед за Плотко его ве­ домые Антонов и Васильев. Так уверенно был потоплен этот от­ дельностоящий транспорт. Не менее характерен пример эффективного бомбоудара с брею­ щей высоты четверки, ведомой мною 9 июни. На этот раз мы вы­ летели на свободную «охоту» в район Н. Обнаружив недалеко от норвежского берега две самоход­ ные баржи, я решил атаковать их с бреющего полета. В результате точных попаданий наших бомб бы­ ли потоплены обе баржи. Известно, что для удара с пики­ рования требуется достаточнаявы­ сота, При облачности в 1,000 мет­ ров и менее бомбить ,с пикирова­ ния уже становится невозможно. Между тем, 9 июня мы наносили удар при высоте облачности 700— 800 метров. Это преимущество, присущее бомбометанию с брею­ щих высот, имеет исключительное значение в условиях Севера, где в море довольно часто нет доста­ точной высоты. Совсем недавно, в результате налета торпедоносцев, штурмови­ ков и бомбардировщиков на круп­ ный немецкий конвой, один из транспортов потерял ход и отстал от защищенной группы кораблей. Воздушная разведка во-время со­ общила об этом нам. Вылетев все­ го тремя экипажами, мы ударом своих бомб с бреющего полета подожгли транспорт. Интересно, что немцы пытались уже ремонти­ ровать его. Проносясь низко над судном, мы видели технические приготовления гитлеровцев. Но на­ прасно они старались. Транспорт был так подожжен, что его уже никогда не удастся восстановить. Приведенных примеров вполне достаточно, чтобы убедиться в том, какие значительные преимущества имеет бомбометание с бреющего полета по отдельным судам. В на­ шем районе действий таких целей очень много — об этом говорят успехи, истребителей-бомбардиров­ щиков. ВОЗДУШНАЯ РАЗВЕДКА - ВСЕВИДЯЩЕЕ ОНО ФЛОТА Капитан 2 -го ранга И, Кучеренко Статья написана специально для газеты «Североморский лет­ чик». * * # П еред Северным флотом стоит почетная боевая задача—окон­ чательно прервать коммуникации врага в Баренцовом море, разгро­ мить и уничтожить гитлеровцев на правом фланге великого фронта. Эту задачу осуществляют все силы нашего флота, в том числе—под­ водные и воздушные. Их четкое взаимодействие—залог новых успе­ хов в борьбе с фашистами на се­ верном морском театре. Вопросы взаимодействия нахо­ дятся сейчас в центре внимания морских офицеров. Я позволю себе остановиться на одном из сущест­ венных моментов нашейсовместной работы с авиацией, на том огром­ ном значении, которое имеет для нас, подводников, впрочем, как и для всего флота, воздушная раз­ ведка. Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза товарищ Сталин требует повседневно изу­ чать противника, улучшать развед­ ку — глаза и уши армии и флота. Известно, что в современной мор­ ской войне всевидящим оком фло­ та является, прежде всего, авиа­ ционная разведка. Роль разведы­ вательной авиации Северного фло­ та повышают условия морского театра, на котором воюют северо­ морские подводники. Подводная лодка вообще видит немного, но в открытом море у нее имеется опе­ ративныйпростор, а у командираг— время для поиска конвоя. Мы же действуем на театре, изобилующем фиордами, что неизбежно затруд­ няет поиск конвоя и маневр под­ воднойлодки. Поэтому воздушный разведчик — неоценимый помощ­ ник североморского подводника. Разведывательный самолет вко­ роткие сроки пересекает огромные расстояния. С воздуха летчик про­ сматривает многочисленные фиор­ ды, следит за движением враже­ ских кораблей на ближних и даль­ них коммуникациях противника. Получив разведывательные дан­ ные, переданные летчиком, подвод­ ные лодки выходят на перехват конвоя. Летчик, сообщая место морского противника, оказываеу значительную боевую помощь под- ,водной лодке. Но воспользоваться этййпомощью в полной мере мы можем только тогда, когда сведе- РЕЙД Полеты разведчика Поповича ФОТОУСТАНОВКА ИСПЫТАНА Ѣ НАД НЕМЕЦКИМ АЭРОДРОМОМ • ДАЛЬНИЙ ПОД НОСОМ У „МЕССЕРШМИТТОВ“ $ ОТВЕТСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЕНО ОТЛИЧНО К. Захаров таршийлейтенант узнал, что ^ на складе лежат фотоап­ параты для тяжелых самоле­ тов. Эти аппараты с той же высоты дают улучшенные сним­ ки и более крупного масштаба. Попович летает на легком истре­ бителе. Новая фотоустановка тре­ бовала некоторой реконструкции самолета и аппаратов. Некоторые товарищи с сомнением кача­ ли головой. Работа большая, да и даст ли желаемые резуль­ таты? Идеей летчика зажегся старший техник-лейтенант Бреж­ нев. Он настойчиво эксперименти­ ровал. Летчик все эти дни часто наведывался к технику. И, нако­ нец, пришел день, когда Брежнев заявил, что работа окончена. Как себя будет вести самолет, не нарушилась ли центровка? Летчик ушел в воздух. Машина вела себя прекрасно. Фотоаппараты работали хорошо. Сделав несколько снимков свое­ го аэродрома, Попович приземлил­ ся. Вскоре разведчик вылетел на от­ ветственное задание. Погода выдалась на редкость чудесная. Ясное солнце одно во всем небе. Кругом ни облачка, Ка­ залось бы, надо радоваться, но раз­ ведчик недоволен. Он предпочи­ тает облака с разрывами на боль­ шой высоте. Самая прекрасная по­ года для разведчика, когда у аэродрома противника .висит боль­ шое облако. Из него выскочить удобно для с’ем;ки. Снял и опять прячься в облако. Ищи его, раз­ ведчика, карауль. А он уже вы­ нырнул с другой стороны и ушел во-свояси. Попович взлетел и, набрав вы­ соту, потерялся в голубой дали неба. ,На аэродром противника он вывалился откуда-то из небес, со­ всем неожиданно для немцев. Ве­ роятно, немцы изумились, увидев в небе самолет, спокойно идущий по прямой над их аэродромом. Это Попович, включив аппараты, стро­ го выдерживал курс. Он произвел с’емку в один заход и также бы­ стро исчез. Вслед ему зенитчики послали несколько запоздалых снарядов. ...На немецких аэродромах не раз встречали Поповича ожесто­ ченным зенитным огнем. Билипря­ мо по самолету, ставили загради­ тельныйогонь, Куда ни глянь — везде черные облачка разрывов. Вот тут-то и проявляется выдерж­ ка разведчика. Он ходит рядом с разрывами: «А тыкрепись, дер­ жись», — Как говорит старый воздушныйбоец Суворов. Попович маневрировал между разрывами, высматривал, приме­ рялся, как лучше зайти на с’емку, И, наконец, применив ловкий ма­ невр, выскакивал на аэродром. Ап­ параты делали нужное количество снимков. И так — всюду, где побывал бесстрашный разведчик. — Встречали салютами и про­ вожали тоже достойно,—говорил летчик. ...В тот день Поповичу зарядили пленку и заправили баки горючим, и он улетел, как всегда. Пришлось на этот раз итти очень долго. Посты противника, видимо, засекли разведчика, потому что зенитки сопровождали его почти по всему норвежскому побережью. Поповича удивляло одно: на всем пути нигде не видел истре­ бителейпротивника. «Выходной у них, что ли?». И только подумал об этом, как заметил четверку «Мессершмиттов». Видимо, немец­ кое командование решило пере­ хватить настойчивого разведчика. Но Попович и тут нашелся. Он долго ходил в стороне, высматри­ вая маневр вражеских истребите­ лей. Они ждали его па высоте, с которой обычно ведут фотос’емку советские воздушные разведчики. Попович резко спикировал и про­ шелся совершенно на другой, чем обычно, высоте и на большом уда­ лении от аэродрома. Истребители его не заметили. Используя ско­ рость, он снова быстро набрал вы­ соту и с легким сердцем направил­ ся домой. Попович доволен: он отлично выполнил ответственное задание и доставил ценные сведения коман­ дованию. На аэродроме его ждали. Попо­ вич вылез из кабины. Его окружи­ ли летчики, техники. Но он молча разыскивал кого-то глазами и, на­ конец, улыбнулся, увидев техни­ ка. Раздвинув друзей, он направил­ ся к нему. — Спасибо, товарищ,—сказал он и крепко пожал руку Брежнева. Через некоторое время, когда снимки были проявлены, его само­ го благодарило командование за смелые полеты, — Отличные снимки,'— сказали ему. И. Кучеренко. ния о местонахождении противни­ ка будут получены нами без какой- либо задержки. Время — один из основных эле­ ментов успеха операции. Летчику нельзя забывать, что для сближе­ ния с противником подводнойлод­ ке требуется гораздо больше вре­ мени, чем скоростному самолету. Командир находящейся в море подводной лодки заинтересован в том, чтобы получить данные авиа­ ционной разведки сразу после об­ наружения ею конвоя,—этим лет­ чик обеспечивает эффективный удар подводнойлодки по враже­ ским кораблям. Опоздание с доне­ сением может привести к срыву выполнения боевой задачи и, во всяком случае, наполовину обесце­ нивает для нас данные авиараз­ ведки. Итак, первое, что мы жДем от летчика-разведчика, 'это своевре­ менное обнаружение морского про­ тивника и своевременное извеще­ ние о нем подводной лодки. Столь же важен для нас и эле­ мент скрытности воздушной раз­ ведки, который сплошь и рядом становится решающим в проведе­ нии боевойоперации. Однако, отра­ батывая тактику, обеспечивающую скрытность воздушной разведки, надо помнить и о том, что при всех обстоятельствах разведывательные данные должны быть достоверны­ ми и точными. Состав вражеского конвоя, его походныйордер, элементы его дви­ жения и направление движения — вот основные данные, которыми должен располагать командир под­ водной лодки, сближающейся с противником. Был у нас случай, когда воздушный разведчик пере­ путал в своем донесении направле­ ние движения, И в итоге операция оказалась сорванной. Но сейчас я с удовольствием отмечаю, что культура разведывательной работы современной авиации значительно повысилась, в частности, воздуш­ ные разведчики хорошо определя­ ют элементы движения противни­ ка, в том числе скорость и ордер движения конвоя. Большое значение имеет для подводников и систематическое освещение обстановки на морском театре. Не требует доказательств, что если в данную минуту конвой отстаивается в каком-либо укром­ ном фиорде, то спустя некоторое время он снова продолжит свой путь. Регулярное и непрерывное получение нами всех данных о движении на коммуникациях будет содействовать повышению боевой .активности наших подводных сил. Таковы, в кратких словах, мои пожелания, адресованные (разведы­ вательнойавиации. Мне кажется, что следовало бы чаще практиковать личное обще­ ние офицеров подводных и воздуш­ ных сил и на этих встречах ста­ вить и обсуждать назревающие изо дня в день вопросы нашего взаимо­ действия. Хочется подчеркнуть, что н настоящее время летчики разведчики правильно понимают свои задачи и оказывают сущест­ венную помощь подводникам. Мы очень благодарны воздушным раз­ ведчикам, добросовестно и самоот­ верженно выполняющим свою трудную боевую задачу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz