Североморский лётчик. 1944, июль.

19 июля І944 г.. № 170 (240). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЁТЧИК Механик, по радио сержант К. Рудаков проверяет антенны. Фото И. Михеева. Воспитывать молодых воинов Несколько месяцев тому назад в подразделение, где комсоргом лет­ чик т. Рипчинский, прибыл комсо­ мольский экипаж младшего лей­ тенанта т. Василенко. В характе­ ристике, выданной летной школой, говорилось, чт& Василенко способ­ ный и грамотный летчик, умеющий быстро овладевать сложной техни­ кой. Однако атой характеристики молодой летчик вначале не оправ­ дал. Он не проявил настойчивости в изучении театра, особенностей низкого торпедОметания и новой матчасти. Ввод экипажа в строй задерживался. На помощь командиру пришли комсомольцы. Комсорг вызвал Ва­ силенко на бюро. На заседа­ ние были приглашены опытные воины — гвардейцы тт. Гнетов, Дмитриев, Гавриченко. Они ука­ зали Василенко на недостаточ­ ную настойчивость, указали, что нужно сделать, дабы быстрее под­ готовить экипаж. Не ограничиваясь этим, бюро обязало комсомольцев тт. Дмит­ риева и Черемных оказать молодо­ му экипажу практическую помощь. Сам комсорг своей решимостью в бою показал молодым воинам, как должен сражаться комсомолец. Двадцать успешных боевых вы­ летов совершил после этого эки­ паж Василенко: бомбил Киркенес, много раз ходил в торпедные ата­ ки. Бывало, что комсомольцы воз­ вращались на поврежденной ма­ шине, но всегда они докладывали о выполнении задания. На последнем комсомольском собрании т. Василенко заявил: — Советы бывалых оказали мне неоценимую услугу. И если в пер­ вых боевых вылетах я испытывал неуверенность в себе и экипаже, то теперь и тени от нее не осталось. За все это я искренне благодарен комсомольской организации. Столь же успешно заботятся о молодежи комсомольцы, руково­ димые комсоргом т. Калекиным. Насущные вопросы из жизни под­ разделения ставятся здесь на со­ браниях. Сам комсорг, активисты тт. Поповкин, Швецов и другие деятельно занимаются воспитанием молодежи. Почему же не добилась подоб­ ного успеха комсомольская орга­ низация, где комсоргом старший сержант Василенко? Потому, что воспитательной работы среди ком­ сомольцев здесь, по существу, не ведется, и даже заместитель ком­ сорга т. Шевченко стал на путь нарушения воинской дисциплины. Факт с комсомольцем Шевчен­ ко наглядно показывает, как дале­ ко заводит пренебрежение воспи­ тательной работой. Шевченко при­ нимали в комсомол, а затем выдви­ гали на пост заместителя комсор­ га, как передовика. Однако о росте его не позаботились. Это и стало причиной приведенного факта. Большинство комсомольских ор­ ганизаций североморской авиации показало себя подлинными вожа­ ками молодежи. У них накопился ценнейший опыт воспитательной работы. И тем досаднее промахи отдельных из них, не сумевших правильно наладить такую работу, стать во главе молодых воинов. Г. СВИРИН. МЫ - РУССКИЕ МОРЯКИ Гвардия Северного флота Первым на Северном флоте 18-го января 1942 года удостоился высо­ кого гвардейского звания красно­ знаменный 72-й смешанный авиа­ ционный полк. Ныне он носит имя знаменитого советского летчика дважды Героя Советского Союза Бориса Феоктистовича Сафонова. По-сафоновски Сьют врага наши летчики. В чем секрет боевых ус­ пехов гвардейцев-питомцев Сафо­ нова? Сафонов однажды сказал: «Меня часто спрашивают: чем об’ярнить успех? Может быть, это военное счастье? Наличие замеча­ тельной техники, 'помноженное на храбрость и отличные качества летно-технического состава, плюс выработанная нами тактика вне­ запного и смелого удара—всегда обеспечивают победу». Вслед за летчиками удостоились гвардейского звания северомор­ ские подводники (3 апреля 1942 года). Первыми были преобразова­ ны в гвардейские четыре экипажа: «Д-3», «М-171», «М-174» и «К-22». «Д-3» к этому времени уже была краснознаменной. Еще в сентябре 1941 года «Д-3» (на борту ее старшим командиром шел тогда Герой Советского Союза И. А. Ко- лышкин) потопила в одном походе три больших транспорта и танкер противника. Исключительная отва­ га, блестящее знание морского театра и своего оружия—отличи­ тельные черты гвардейцев «Д-3»— старейших североморских подвод­ ников. «М-171»—знаменитая «малютка» Героя Советского Союза В. Г. Старикова. Цифра «14» на рубке этой подлодки свидетельствует о числе ударов, нанесенных по врагу. Гвардейцы «М-171» смело и дерзко топили гитлеровские транспортные и боевые корабли на дальних мор­ ских коммуникациях и в базах нем­ цев. Весь экипаж гвардейской «М-171» награжден орденами и ме­ далями (многие бойцы и офицеры но нескольку раз). Гвардейцы «М-171» Лебедев, Курочкин и Ж е ­ лезный— первые знаменосцы крас­ нознаменной бригады подводных лодок Северного флота. Дерзкими прорывами в базы Пра­ га славятся гвардейцы «М-174». Мужество и решимость в бою гвардейцев «К-22», их готовность к самопожертвованию во имя победы ■над врагом и во имя выручки то­ варищей стала навсегда одной из лучших традиций североморских подводников. Это гвардейцы «К-22» однажды, под носом у вра­ га, рискуя собой, спасли терпев­ ших бедствие 'боевых товарищей. 1 марта 1943 г. было присвоено гвардейское звание экипажу эскад­ ренного миноносца «Гремящий». За время войны славный эсминец про­ шел не один десяток тысяч миль, отконвоировал много транспортов, охраняя их от атак фашистских ко­ раблей и авиации. Не раз эсминец вел стрельбу по берегу. «Гремя­ щий» успешно провел морской бой с шестью немецкими эсминцами Более ста раз налетала на «Гремя­ щий» вражеская авиация. Гвардей­ цы «Гремящего» сбили тринадцать и подбили более двадцати немец­ ких самолетов. 31 мая 1943 года стал гвардей­ ским североморский авиаполк тор­ педоносцев, получивший с того дня название — «9 - й гвардейский минно-торпедный полк». Дерзость и сила грозных гвардейских уда­ ров североморской торпедоносной авиации гордость нашего фло­ та. Гвардейцев-торпедоносцев но нраву называют у нас «истребите­ лями фашистских конвоев». Год тому назад, 25 июля 1943 года, было присвоено гвардейское звание экипажам североморских подводных лодок «Щ-422», «Щ-402» и «М-172». Доблестный экипаж гвардейской краснознаменной «Щ-402» первым открыл боевой счет североморских подводников в Великой Отечест­ венной войне, потопив 14 июля 1941 года немецкий транспорт. Ветераны «Щ-402» — кавалеры многих орде­ нов и медалей. Всему флоту из­ вестно, например, имя мичмана Ку­ кушкина, которого бойцы любовно называют «трюмным богом». Две­ надцать славных побед одержали гвардейцы «Щ-402» в Баренцовом море. Они обещают до конца вой­ ны значительно увеличить свой грозный счет мести. Одиннадцать кораблей врага по­ топили гвардейцы «ІЦ-422» — эки­ паж замечательного подводника- североморца Ф. Видяева. Далеко по стране и за ее преде­ лами разнеслась слава об уда­ рах гвардейской краснознаменной «М-172» Героя Советского Союза И. Фисановича. Дерзкие атаки с кратчайшей дистанции, блестящее воинское мастерство гвардейцев «М-172» служат примером для всех североморцев. В нынешнем 1944 году получили почетное гвардейское звание севе­ роморцы дивизиона сторожевых катеров. Многочисленны великие боевые дела экипажей этих малых кораблей. Всего на Северном флоте один­ надцать гвардейских кораблей и соединений. У гвардейцев всех родов оружия Северного флота общие боевые традиции. Беззаветная любовь к Родине, твердая решимость бороться до по­ следней капли крови по имя побе­ ды над врагом — традиция гвар­ дейцев. Любовь к морю, к своему флоту, к своему кораблю—традиция гвар­ дейцев. Никогда не довольствоваться достигнутым, никогда не успокаи­ ваться, непрестанно совершенство­ вать свое боевое мастерство, не­ престанно усиливать свою боевую активность, громить врага все искусней и сокрушительней — тра­ диция гвардейцев. Путь североморской гвардии — высшая школа науки побеждать для каждого военного моряка. ☆ -----------------------,------- Герой Советского Союза гвардии подполковник А. Ефремов ЗА ПИСКИ МОРСКОГО Л Е ТЧИ К А *) ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА ф ПОГОНЯ В ОБЛАКАХ Не так давно старшему лейтенанту Виктору Швечкову был вручен второй орден Красного Знамени. НА СНИМКЕ: капи­ тан Алексей Тарасов — боевой друг и учитель т. Швеч- кова поздравляет его с получением второго боевого ордена. Фото И. Тихонова 5 9 .ДОРОГА ЖИЗНИ” * ПОД ТИХВИНОМ 16 сентября 1941 года — неза­ бываемый день в моей жизни. В этот день 'Президиум Верховного Совета ССОР присвоил пяти мор­ ским летчикам звание Героя Со­ ветского Союза. Одним из этих летчиков был североморец Борис Сафонов, остальные — балтийцы: полковник Преображенский, капи­ тан Плоткин, капитан Хохлов, ка­ питан Ефремов. Правительство удостоило меня высшей воинской награды в т у т о ­ ру, когда немецкие армии уже осадили Ленинград, и я понимал, что орден Ленина и медаль «Золо­ тая звезда» вручаются не только за прошлые боевые дела, но и как напоминание об ответственности, которая ложится на меня за судь­ бу великого города Ленина. Никогда не забыть первую осень и зиму блокады. Когда я видел старого рабочего с красными вос­ паленными глазами после бессон­ ных суток, проведенных им за станком, когда видел ленинград­ ских женщин, строивших доты, и ребятишек, стоящих на крышах до­ мов в ожидании воздушного нале­ та, когда видел ленинградцев, ко­ торые наперекор голоду, холоду, смерти стали на защиту своего го­ рода', я словно читал в их строгих, безулыбчатых лицах одни и те же обращенные ко мне словас — Ты носишь звезду героя. Ты не допустишь немца в город Ленина! Балтийцы вместе с войсками, оборонявшими Ленинград, сража­ лись на подступах к осажденному городу и жестоко мстили немцам и финнам за каждую бомбу, сбро­ шенную на ленинградские дома и дворцы. В ответ на бомбардировку Ленин­ града мы бомбили Хельсинки. Ни­ что не могло остановить балтий­ ских летчиков: ни туманы, ни дож­ ди, ни противодействие противни­ ка, располагавшего численно пре­ восходящими силами и захватив­ шего большинство наших баз и аэ­ родромов на берегу Финского за­ лива. Однажды я полетел вместе со штурманом Серебряковым на раз­ ведку залива. Погода была облач­ ная и туманная. Внезапно мы уви­ дели вблизи от себя два вражеских истребителя. По всему было видно, что не избежать встречи, не сулив­ шей нам ничего хорошего, и, следо­ вательно, 'нам оставалось лишь пе­ рехитрить противника. Я не стал менять курса, а штур­ ман Серебряков невозмутимо дал опознательную ракету. То ли фа­ шисты не разобрались в опозна- тельных, то ли они в свою очередь вздумали перехитрить нас, но оба Истребителя вплотную приблизи­ лись к нашей машине и пристрои­ лись к ней' с двух сторон — при­ мерно на дистанции 10 — 15 мет-' jjOB — с явным намерением сопро­ вождать-нас. Не давая противнику опомниться, стрелок-радист Ани­ симов прострочил и уничтожил од­ ну из фашистских машин. Не ожи­ дая ответного огня второго истре­ бителя, я сразу же нырнул в обла­ ка. Пройдя минут пятнадцать в облачности, вынырнул из нее, гля­ жу — фашист продолжает гнаться за нами. Я снова ушел, в облака, сделал вираж.и, когда вышел из облачности, увидел, что истреби­ тель идет в прежнем направлении, но теперь уже впереди нас, видно в ожидании, что мы выскочим пе- *) Продолжение. Начало см. „С еверо­ морский летчик" з а 15, 16 и 18 ию л я. РАЗГРОМ НЕМЦЕВ ред его носом и станем удобной целью для его пулеметов. Осто­ рожно, сторонкой, маскируясь об­ лаками, мы пошли домой. Одним из основных аэродромов, на которых базировалась немецкая авиация, совершавшая налеты на Ленинград, был Псковский аэро­ дром. Естественно, что блокирова­ ние этого аэродрома являлось эф­ фективным методом борьбы с фа­ шистской авиацией, варварски бом­ бившей осажденный город. В ночное время мы часто ходили на Псков одиночными самолетами. Зальешь полные баки, подойдешь к аэродрому и ходишь в стороне. Как только — по стартовым ог­ ням — видишь, что самолеты го­ товятся к взлету, сбросишь пароч­ ку бомб, а затем снова отвернешь в сторону, кружишься в стороне до следующей попытки немцев под­ няться в воздух. Так мы и «висе­ ли» над Псковским аэродромом, пока не израсходовали все бом­ бы. А тогда нас сменял другой са­ молет. С момента осады Ленинграда не­ мецкими и финскими войсками только одна единственная полоска связывала окруженный город с «большой землей» — малонадеж­ ная, зависимая от капризов погоды и противодействия врага, водная коммуникация через Ладожское озеро. Зимой, когда озеро замерз­ ло, она превратилась в легендар­ ную ледовую магистраль, в «доро­ гу жизни», как называлй ее ленин­ градцы. Немцы и финны из кожи лезли вон, чтобы лишить Ленин­ град этой последней связи со стра­ ной. Однако десантная операция, предпринятая противником в кон­ це октября 1941 года для захвата о. Сухо (южный берег Ладожского озера), с тем, чтобы перерезать по­ следнюю коммуникацию Ленин­ града, с треском провалилась. Советский гарнизон по численно­ сти и по силе своего огня был во сто раз меньше, чем нападающий враг. Но, несмотря на то, что про­ тивник, используя темноту осенней ночи и непогоду, благоприятство­ вавшую скрытности подхода к ост­ рову, произвел высадку десанта внезапно, героический гарнизон продержался до тех пор, пока ему на выручку не пришли силы Л а ­ дожской флотилии. Морская и фронтовая авиация завершили раз­ гром десанта.. Всего было потопле­ но 20 финских судов и сбито 15 фашистских самолетов. Балтийские летчики участвовали и в ликвидации следующей попыт­ ки немецко-бинских бандитов окончательно удушить голодом Ленинград: как известно, захватив зимой 1941 года Тихвин, противник создавал второе, наглухо замкну­ тое кольцо окружения. Балтийская авиация принимала активное уча­ стие в разгроме вражеской группи­ ровки под Тихвином. Мне здесь впервые пришлось быть очевидцем панического отступления немцев. Вся наша авиация была тогда бро­ шена на уничтожение отступающе­ го врага и мне, в частности, дове­ лось сделать немало вылетов на штурмовку преследуемых немецких частей. Самолеты, которые во вре­ мя полетов на Берлин мы подни­ мали до 7.000 метров, теперь сни­ жались до 100 и 50 метров: наши экипажи расстреливали разбегав­ шихся по дорогам немцев. Дороги, заваленные обломками автомоби­ лей и танков, трупами немецких солдат и офицеров, были очень приятной картиной, открывавшей­ ся нам «крупным планом». о- НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА ф Новые произведения с о­ ветских композиторов вышли в 1осударственном музыкальном издательстве. Композитор В. Белый пос­ вятил свой вокальный цикл „Морские песни* (на тексты А. Лебедева) советским моря­ кам. Городам-героям Сталингра­ ду, Севастополю, Одессе по­ священ вокальный цикл „К родным берегам" композитора Н, Чаплыгина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz