Североморский лётчик. 1944, июль.
19 июля І944 г.. № 170 (240). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЁТЧИК Механик, по радио сержант К. Рудаков проверяет антенны. Фото И. Михеева. Воспитывать молодых воинов Несколько месяцев тому назад в подразделение, где комсоргом лет чик т. Рипчинский, прибыл комсо мольский экипаж младшего лей тенанта т. Василенко. В характе ристике, выданной летной школой, говорилось, чт& Василенко способ ный и грамотный летчик, умеющий быстро овладевать сложной техни кой. Однако атой характеристики молодой летчик вначале не оправ дал. Он не проявил настойчивости в изучении театра, особенностей низкого торпедОметания и новой матчасти. Ввод экипажа в строй задерживался. На помощь командиру пришли комсомольцы. Комсорг вызвал Ва силенко на бюро. На заседа ние были приглашены опытные воины — гвардейцы тт. Гнетов, Дмитриев, Гавриченко. Они ука зали Василенко на недостаточ ную настойчивость, указали, что нужно сделать, дабы быстрее под готовить экипаж. Не ограничиваясь этим, бюро обязало комсомольцев тт. Дмит риева и Черемных оказать молодо му экипажу практическую помощь. Сам комсорг своей решимостью в бою показал молодым воинам, как должен сражаться комсомолец. Двадцать успешных боевых вы летов совершил после этого эки паж Василенко: бомбил Киркенес, много раз ходил в торпедные ата ки. Бывало, что комсомольцы воз вращались на поврежденной ма шине, но всегда они докладывали о выполнении задания. На последнем комсомольском собрании т. Василенко заявил: — Советы бывалых оказали мне неоценимую услугу. И если в пер вых боевых вылетах я испытывал неуверенность в себе и экипаже, то теперь и тени от нее не осталось. За все это я искренне благодарен комсомольской организации. Столь же успешно заботятся о молодежи комсомольцы, руково димые комсоргом т. Калекиным. Насущные вопросы из жизни под разделения ставятся здесь на со браниях. Сам комсорг, активисты тт. Поповкин, Швецов и другие деятельно занимаются воспитанием молодежи. Почему же не добилась подоб ного успеха комсомольская орга низация, где комсоргом старший сержант Василенко? Потому, что воспитательной работы среди ком сомольцев здесь, по существу, не ведется, и даже заместитель ком сорга т. Шевченко стал на путь нарушения воинской дисциплины. Факт с комсомольцем Шевчен ко наглядно показывает, как дале ко заводит пренебрежение воспи тательной работой. Шевченко при нимали в комсомол, а затем выдви гали на пост заместителя комсор га, как передовика. Однако о росте его не позаботились. Это и стало причиной приведенного факта. Большинство комсомольских ор ганизаций североморской авиации показало себя подлинными вожа ками молодежи. У них накопился ценнейший опыт воспитательной работы. И тем досаднее промахи отдельных из них, не сумевших правильно наладить такую работу, стать во главе молодых воинов. Г. СВИРИН. МЫ - РУССКИЕ МОРЯКИ Гвардия Северного флота Первым на Северном флоте 18-го января 1942 года удостоился высо кого гвардейского звания красно знаменный 72-й смешанный авиа ционный полк. Ныне он носит имя знаменитого советского летчика дважды Героя Советского Союза Бориса Феоктистовича Сафонова. По-сафоновски Сьют врага наши летчики. В чем секрет боевых ус пехов гвардейцев-питомцев Сафо нова? Сафонов однажды сказал: «Меня часто спрашивают: чем об’ярнить успех? Может быть, это военное счастье? Наличие замеча тельной техники, 'помноженное на храбрость и отличные качества летно-технического состава, плюс выработанная нами тактика вне запного и смелого удара—всегда обеспечивают победу». Вслед за летчиками удостоились гвардейского звания северомор ские подводники (3 апреля 1942 года). Первыми были преобразова ны в гвардейские четыре экипажа: «Д-3», «М-171», «М-174» и «К-22». «Д-3» к этому времени уже была краснознаменной. Еще в сентябре 1941 года «Д-3» (на борту ее старшим командиром шел тогда Герой Советского Союза И. А. Ко- лышкин) потопила в одном походе три больших транспорта и танкер противника. Исключительная отва га, блестящее знание морского театра и своего оружия—отличи тельные черты гвардейцев «Д-3»— старейших североморских подвод ников. «М-171»—знаменитая «малютка» Героя Советского Союза В. Г. Старикова. Цифра «14» на рубке этой подлодки свидетельствует о числе ударов, нанесенных по врагу. Гвардейцы «М-171» смело и дерзко топили гитлеровские транспортные и боевые корабли на дальних мор ских коммуникациях и в базах нем цев. Весь экипаж гвардейской «М-171» награжден орденами и ме далями (многие бойцы и офицеры но нескольку раз). Гвардейцы «М-171» Лебедев, Курочкин и Ж е лезный— первые знаменосцы крас нознаменной бригады подводных лодок Северного флота. Дерзкими прорывами в базы Пра га славятся гвардейцы «М-174». Мужество и решимость в бою гвардейцев «К-22», их готовность к самопожертвованию во имя победы ■над врагом и во имя выручки то варищей стала навсегда одной из лучших традиций североморских подводников. Это гвардейцы «К-22» однажды, под носом у вра га, рискуя собой, спасли терпев ших бедствие 'боевых товарищей. 1 марта 1943 г. было присвоено гвардейское звание экипажу эскад ренного миноносца «Гремящий». За время войны славный эсминец про шел не один десяток тысяч миль, отконвоировал много транспортов, охраняя их от атак фашистских ко раблей и авиации. Не раз эсминец вел стрельбу по берегу. «Гремя щий» успешно провел морской бой с шестью немецкими эсминцами Более ста раз налетала на «Гремя щий» вражеская авиация. Гвардей цы «Гремящего» сбили тринадцать и подбили более двадцати немец ких самолетов. 31 мая 1943 года стал гвардей ским североморский авиаполк тор педоносцев, получивший с того дня название — «9 - й гвардейский минно-торпедный полк». Дерзость и сила грозных гвардейских уда ров североморской торпедоносной авиации гордость нашего фло та. Гвардейцев-торпедоносцев но нраву называют у нас «истребите лями фашистских конвоев». Год тому назад, 25 июля 1943 года, было присвоено гвардейское звание экипажам североморских подводных лодок «Щ-422», «Щ-402» и «М-172». Доблестный экипаж гвардейской краснознаменной «Щ-402» первым открыл боевой счет североморских подводников в Великой Отечест венной войне, потопив 14 июля 1941 года немецкий транспорт. Ветераны «Щ-402» — кавалеры многих орде нов и медалей. Всему флоту из вестно, например, имя мичмана Ку кушкина, которого бойцы любовно называют «трюмным богом». Две надцать славных побед одержали гвардейцы «Щ-402» в Баренцовом море. Они обещают до конца вой ны значительно увеличить свой грозный счет мести. Одиннадцать кораблей врага по топили гвардейцы «ІЦ-422» — эки паж замечательного подводника- североморца Ф. Видяева. Далеко по стране и за ее преде лами разнеслась слава об уда рах гвардейской краснознаменной «М-172» Героя Советского Союза И. Фисановича. Дерзкие атаки с кратчайшей дистанции, блестящее воинское мастерство гвардейцев «М-172» служат примером для всех североморцев. В нынешнем 1944 году получили почетное гвардейское звание севе роморцы дивизиона сторожевых катеров. Многочисленны великие боевые дела экипажей этих малых кораблей. Всего на Северном флоте один надцать гвардейских кораблей и соединений. У гвардейцев всех родов оружия Северного флота общие боевые традиции. Беззаветная любовь к Родине, твердая решимость бороться до по следней капли крови по имя побе ды над врагом — традиция гвар дейцев. Любовь к морю, к своему флоту, к своему кораблю—традиция гвар дейцев. Никогда не довольствоваться достигнутым, никогда не успокаи ваться, непрестанно совершенство вать свое боевое мастерство, не престанно усиливать свою боевую активность, громить врага все искусней и сокрушительней — тра диция гвардейцев. Путь североморской гвардии — высшая школа науки побеждать для каждого военного моряка. ☆ -----------------------,------- Герой Советского Союза гвардии подполковник А. Ефремов ЗА ПИСКИ МОРСКОГО Л Е ТЧИ К А *) ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА ф ПОГОНЯ В ОБЛАКАХ Не так давно старшему лейтенанту Виктору Швечкову был вручен второй орден Красного Знамени. НА СНИМКЕ: капи тан Алексей Тарасов — боевой друг и учитель т. Швеч- кова поздравляет его с получением второго боевого ордена. Фото И. Тихонова 5 9 .ДОРОГА ЖИЗНИ” * ПОД ТИХВИНОМ 16 сентября 1941 года — неза бываемый день в моей жизни. В этот день 'Президиум Верховного Совета ССОР присвоил пяти мор ским летчикам звание Героя Со ветского Союза. Одним из этих летчиков был североморец Борис Сафонов, остальные — балтийцы: полковник Преображенский, капи тан Плоткин, капитан Хохлов, ка питан Ефремов. Правительство удостоило меня высшей воинской награды в т у т о ру, когда немецкие армии уже осадили Ленинград, и я понимал, что орден Ленина и медаль «Золо тая звезда» вручаются не только за прошлые боевые дела, но и как напоминание об ответственности, которая ложится на меня за судь бу великого города Ленина. Никогда не забыть первую осень и зиму блокады. Когда я видел старого рабочего с красными вос паленными глазами после бессон ных суток, проведенных им за станком, когда видел ленинград ских женщин, строивших доты, и ребятишек, стоящих на крышах до мов в ожидании воздушного нале та, когда видел ленинградцев, ко торые наперекор голоду, холоду, смерти стали на защиту своего го рода', я словно читал в их строгих, безулыбчатых лицах одни и те же обращенные ко мне словас — Ты носишь звезду героя. Ты не допустишь немца в город Ленина! Балтийцы вместе с войсками, оборонявшими Ленинград, сража лись на подступах к осажденному городу и жестоко мстили немцам и финнам за каждую бомбу, сбро шенную на ленинградские дома и дворцы. В ответ на бомбардировку Ленин града мы бомбили Хельсинки. Ни что не могло остановить балтий ских летчиков: ни туманы, ни дож ди, ни противодействие противни ка, располагавшего численно пре восходящими силами и захватив шего большинство наших баз и аэ родромов на берегу Финского за лива. Однажды я полетел вместе со штурманом Серебряковым на раз ведку залива. Погода была облач ная и туманная. Внезапно мы уви дели вблизи от себя два вражеских истребителя. По всему было видно, что не избежать встречи, не сулив шей нам ничего хорошего, и, следо вательно, 'нам оставалось лишь пе рехитрить противника. Я не стал менять курса, а штур ман Серебряков невозмутимо дал опознательную ракету. То ли фа шисты не разобрались в опозна- тельных, то ли они в свою очередь вздумали перехитрить нас, но оба Истребителя вплотную приблизи лись к нашей машине и пристрои лись к ней' с двух сторон — при мерно на дистанции 10 — 15 мет-' jjOB — с явным намерением сопро вождать-нас. Не давая противнику опомниться, стрелок-радист Ани симов прострочил и уничтожил од ну из фашистских машин. Не ожи дая ответного огня второго истре бителя, я сразу же нырнул в обла ка. Пройдя минут пятнадцать в облачности, вынырнул из нее, гля жу — фашист продолжает гнаться за нами. Я снова ушел, в облака, сделал вираж.и, когда вышел из облачности, увидел, что истреби тель идет в прежнем направлении, но теперь уже впереди нас, видно в ожидании, что мы выскочим пе- *) Продолжение. Начало см. „С еверо морский летчик" з а 15, 16 и 18 ию л я. РАЗГРОМ НЕМЦЕВ ред его носом и станем удобной целью для его пулеметов. Осто рожно, сторонкой, маскируясь об лаками, мы пошли домой. Одним из основных аэродромов, на которых базировалась немецкая авиация, совершавшая налеты на Ленинград, был Псковский аэро дром. Естественно, что блокирова ние этого аэродрома являлось эф фективным методом борьбы с фа шистской авиацией, варварски бом бившей осажденный город. В ночное время мы часто ходили на Псков одиночными самолетами. Зальешь полные баки, подойдешь к аэродрому и ходишь в стороне. Как только — по стартовым ог ням — видишь, что самолеты го товятся к взлету, сбросишь пароч ку бомб, а затем снова отвернешь в сторону, кружишься в стороне до следующей попытки немцев под няться в воздух. Так мы и «висе ли» над Псковским аэродромом, пока не израсходовали все бом бы. А тогда нас сменял другой са молет. С момента осады Ленинграда не мецкими и финскими войсками только одна единственная полоска связывала окруженный город с «большой землей» — малонадеж ная, зависимая от капризов погоды и противодействия врага, водная коммуникация через Ладожское озеро. Зимой, когда озеро замерз ло, она превратилась в легендар ную ледовую магистраль, в «доро гу жизни», как называлй ее ленин градцы. Немцы и финны из кожи лезли вон, чтобы лишить Ленин град этой последней связи со стра ной. Однако десантная операция, предпринятая противником в кон це октября 1941 года для захвата о. Сухо (южный берег Ладожского озера), с тем, чтобы перерезать по следнюю коммуникацию Ленин града, с треском провалилась. Советский гарнизон по численно сти и по силе своего огня был во сто раз меньше, чем нападающий враг. Но, несмотря на то, что про тивник, используя темноту осенней ночи и непогоду, благоприятство вавшую скрытности подхода к ост рову, произвел высадку десанта внезапно, героический гарнизон продержался до тех пор, пока ему на выручку не пришли силы Л а дожской флотилии. Морская и фронтовая авиация завершили раз гром десанта.. Всего было потопле но 20 финских судов и сбито 15 фашистских самолетов. Балтийские летчики участвовали и в ликвидации следующей попыт ки немецко-бинских бандитов окончательно удушить голодом Ленинград: как известно, захватив зимой 1941 года Тихвин, противник создавал второе, наглухо замкну тое кольцо окружения. Балтийская авиация принимала активное уча стие в разгроме вражеской группи ровки под Тихвином. Мне здесь впервые пришлось быть очевидцем панического отступления немцев. Вся наша авиация была тогда бро шена на уничтожение отступающе го врага и мне, в частности, дове лось сделать немало вылетов на штурмовку преследуемых немецких частей. Самолеты, которые во вре мя полетов на Берлин мы подни мали до 7.000 метров, теперь сни жались до 100 и 50 метров: наши экипажи расстреливали разбегав шихся по дорогам немцев. Дороги, заваленные обломками автомоби лей и танков, трупами немецких солдат и офицеров, были очень приятной картиной, открывавшей ся нам «крупным планом». о- НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА ф Новые произведения с о ветских композиторов вышли в 1осударственном музыкальном издательстве. Композитор В. Белый пос вятил свой вокальный цикл „Морские песни* (на тексты А. Лебедева) советским моря кам. Городам-героям Сталингра ду, Севастополю, Одессе по священ вокальный цикл „К родным берегам" композитора Н, Чаплыгина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz