Североморский лётчик. 1944, июль.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 19 июля 1944 г., № 170 (240)', ИЗ О П Ы Т А П О С Л Е Д Н И Х О П Е Р А Ц И И Лейтенант В. Кириченко 4 „охотника" против 8 „мессеров" Капитан 3-го р а н г а В. Федоров ВО З Д УШ НЫ Й БОЙ И С Т Р Е Б И Т Е Л Е Й . Б ОМ Б А Р ДИ РО ВЩ И К О В Ч астое появление небольших групп советских истребителей- бомбардировщиков на морских коммуникациях заставляет немец­ кое командование искать новые м е ­ ры борьбы и противодействия. П р еж д е всего надо отметить усиление наблюдательной службы, расширение постов воздушного на­ блюдения и связи в районах б о ­ лее вероятного появления «охот­ ников». Противник почти все п о ­ береж ье насытил такими постами и улучшил службу оповещения. Несколько дней тому назад нам впервые пришлось встретиться с немецкими самолетами, высланны­ ми д л я поиска советских «охотни­ ков». Четверкой мы вынуждены были вести воздушный бой с в о ­ семью вражескими истребителями. О том, как протекал этот бой и что нового дал он для летчиков, я и хочу рассказать. В э т о т день к заданию готови- ,-лись две четверки «охотников», Первая, ведомая лейтенантом Н и ­ колаевым, должна была «охотить­ ся» в более отдаленном районе, а вторая, которую вел я, получила задачу контроля вражеского п о ­ б ереж ья в пункте Н„ расположен­ ном ближе к нашей территории, В связи с этим и вылет назначался в разное время. Николаев, в з л е ­ тевший первым, пошел по своему- маршруту. Его путь проходил вбли­ зи порта В. Как выяснилось позже, самолеты Николаева немцами бы ­ ли засечены и на их поиски про­ тивник выслал истребителей. В «Североморском летчике» 13 июля была напечатана информа­ ция, в которой сообщалось о том, что четверка наших истребителей- бомбардировщиков вела бой с восемью «Мессершмиттами-109». Помещаем статыо ведущего четверки лейтенанта тов. Кири­ ченко, в которой ои рассказы­ вает о подробностях проведенно­ го боя. К тому времени моя четверка шла к пункту Н. В заданном месте кораблей противника не было об ­ наружено и мы решили нанести удар по запасной цели. После т о ­ го, как задание было выполнено: четверка попарно стала отходить от цели. И вдруг, уж е километрах в 2-х, мой ведомый младший лейте­ нант Тищенко передал по радио: — Сзади нас «стодевятые». Я оглянулся и увидел сначала одну, а потом и другую четверку немецких истребителей, идущих правым пеленгом на нашей высоте. Заметив нас, противник начал сбли­ жаться и, поскольку ведомая пара лейтенанта Жуликова была не­ сколько оттянута и сразу отвер ­ нула влево, выделил из своего состава пару «Ме-109», которая пошла также с левым разворотом за Куликовым. Ошибка ведущего Куликова, оторвавшегося на выхо­ де из атаки и отвернувшего влево, привела к тому, что наша четверка оказалась еще до боя разорванной. (См., схему № 1). Я, / / / <»иШ / /А О Г *И Н О *< и > Ъ / / ' / у - - і - I КИРИЧЕНКО ТМЩЕ В паре с Тищенко мы вынуж ­ дены были принять бой против ш е ­ сти «Ме-109», а Куликов, скован­ ный парой «стодевятых», завязал бой в стороне. Положение нашей пары оказалось явно невыгодным. Враг превышал нас численно в три раза и имел преимущество в пози­ ции, т, к. находился сзади. Н е т е ­ р яя времени, я решил принять ата­ ку на лобовых. Р езко развернув­ шись, мы пошли немцам навстречу. Противник не торопился откры ­ вать огонь, а, проскочив нас, рас­ сыпался по парам. — Тут что-то есть,—подумал я. Враг переходил теперь к так ти ­ ке разрозненных атак с разных н а­ правлений. И в этом я не ошибся. Три пары «мессеров», разойдясь с интервалом, заходили на нашу п а ­ ру с трех различных сторон—одна ,НМв# пыталась атаковать в лобовую, другая сзади, а третья' под р а к у р ­ сом 2/4. (См. схему № 2). Вывернуться из тисков так про­ сто нам не удалось бы. Но за к а ­ кое-то мгновение мне пришло в голову правильное решение, кото­ рое соответствовало следующей обстановке. Дистанция между на­ шей парой и парой немцев, и д у ­ щих в лобовую, была примерно в два раза меньше, чем расстоя­ ние от пары «Ме-109», заходящей с хвоста. Это дало возможность мне открыть огонь по сб лиж ающ е­ муся на лобовых курсах противни­ ку, резко развернуться на 180 гра­ дусов (пара, заходящая нам сбоку, была вообще не опасна, т. к. атака под ракурсом 2/4 малоэффективна) и атаковать преследующую нас пару фашистов. иИ * -Ів Г Исполнение задуманного манев­ ра дало положительный результат. Противнику не удал о сь разбить нашей пары—больше того, неожи­ данный д л я немцев маневр привел к тому, что пара «стодевятых», пы ­ тавшихся атаковать на лобовых, временно вышла из боя, сделав большой круг, а наши мощные о ч е­ реди расстроили остальные пары. Теперь четыре «Мессершмнтта» по одиночке на виражах п р о д о лж а­ ли с нами бой. Как показано на схеме j Y s 3, два «Ме-109», вы ­ брав удобный момент, попытались вторично разбить нашу пару и ата­ ковать сзади. Но превосходные к а ­ чества горизонтального маневра машин позволили нам уйти из-под удара резким разворотом влево. Ведущий пары немцев попытался было взять еще реванш на вираже, но выскочил вперед моей машины. С очень короткой дистанции я его сбил. Дальнейшие попытки немцев а т а ­ ковать нашу пару не увенчались успехом. Крепко д е рж а сь друг друга, мы с Тищенко правильно оборонялись на виражах, и когда бой оттянулся ближе к нашей территории, вынудили «стодевя­ тых» выйти из боя. Какие выводы можно сделать по этому первому в нашей практике бою «охотников» с неприятельски­ ми истребителями? К ак уж е указывалось выше, немцы всячески пытаются найти наиболее эффективные средства борьбы против экипажей, отправ­ ляющихся в крейсерский полет. Разобранный нами бой говорит о том, что враг пытается наших «охотников»-бомбардиров сковы ­ вать и уничтожать своими «охот- никами»-истребителями. И з проведенного нами боя ясно также, что экипажи, иДущие на задание, не должны терять ком ­ пактности группы, ни в коем случае не отрываться друг от друга, а в сегда держ ат ь ся строго боевого порядка. Е. Рит нер ДЕЙС ТВУЮЩАЯ АРМИЯ , 17 июля. (Спец. корр. ТАСС). Н а ­ ступление войск 3-го и 2-го Б е л о ­ русских фронтов развивается у с ­ пешно. Знойные дни, несущие бе с­ конечные тучи пыли н ад дорогами наших частей, сменились д ож д л и ­ выми. Но теми ж е темпами идут вперед -незнающие устали пехо­ тинцы, т акж е решительно опро­ кидывают врага танкисты. Вместе со стрелками двигаются артилл е­ ристы. Ни погода, ни время суток, ни у сталость не останавливают солдата. Он бьет, гонит врага. Он и дет на запад. Лишь н есколько дней назад страна с л уш ал а приказ Верховного Г лавнокомандующего товарища Сталина о взятии Лиды , а сегод­ ня части, освободившие ее, ушли д ал ек о вперед. Не то л ько подв иж ­ ные части, но и пехота вышла уже к реке Неман и форсировала ее. Наши кавалерийские соединения, громя опорные пункты вражеской обороны, прорвались с севера и северо-востока к городу Гродно и завязали уличные бои. Вскоре к городу подошли пехотные, тан ко ­ вые и артиллерийские части К р а с­ ной Армии. Немцы ожесточенно со- Десантные операции и авиация Капитан З-і о ранга В. Федоров один из североморских катерников, статья написана им по просьбе р е­ дакции «Североморского летчика». і;« # >t В процессе развертывания б о е ­ вых действий наших флотов пр ак ­ тически доказано, что торпедные катера не только способны обесп е­ чивать высадку десанта от помех противника с моря, но также и брать себе на борт десантные груп ­ пы, другими словами—бы ть и с ­ пользованными, как десантные к о ­ рабли. В условиях северного театра и долгого периода светлых ночей десанты, обычно высаживаемые ночью или при плохой видимости, могут быть высажены в случае необходимости и в светлое время если только четко отработано т е с ­ ное взаимодействие торпедных к а ­ теров и других десантных судов с силами нашей авиации. Десантная операция, к ак и звест­ но, относится к разряду сложных операций. Она требует тщательной подготовки и организации взаимо­ действия морских, сухопутных и воздушных сил. Главным условием ее проведения должны быть с к о ­ рость, быстрота и натиск. Н о не всегда бывает возможно провести десантную операцию от начала д о конца скрытно. Опыт по­ казывает, что иногда скрытно н а ­ чатая десантная операция раскры ­ вается противником в процессе ее выполнения. И все ж е обстановка может потребовать доведения о п е ­ рации до конца. К о гд а не удается полностью скрыть от противника сам факт д е ­ санта, необходимо в возможной ме­ ре дезориентировать его в отноше­ нии характера десантной операции и ее главного направления. Возможны обстоятельства, при которых придется, пренебрегая э л е ­ ментом скрытности, высаживать десант на приморском участке фронта, но это осуществимо лишь после предварительной обработки этого участка. Большую роль здесь сыграют надводные корабли и авиа­ ция, которые должны будут п р ед­ варительно подавить огневые т о ч ­ ки противника и иные возможности его сопротивления. Р о л ь авиации в десантной опера­ ции исключительно велика. Перед тем, как приступить к ее подготов­ ке, д олжна быть произведена тщ а­ тельная разведка предполагаемо­ го места высадки. Н аша разведы ­ вательная авиация способна о к а ­ зать нам в этом неоценимые у с л у ­ ги. Ее задача состоит в том, чтобы, н асколько возможно, вскрыть си­ стему береговой обороны побе­ режья. После того, как будет вскрыта система береговых огневых соору­ жений, батарей береговой обороны, дотов, дзотов и дозоров противни­ ка на подходе к месту высадки д е ­ санта, встает задача их подавления. Бомбардировочная и штурмовая авиация в о взаимодействии с над. водными кораблями, а иногда и са­ мостоятельно вполне способны вы­ полнить ат у задачу. Когда оглевое сопротивление противника на бере. гу будет подавлено, десанту лад. лежит быстро высадиться и прочно закрепиться. Но для этого необхо­ димо где-то поблизости от места высадки сосредоточить войска к десантные суда, произвести погруз, ку войск на корабли, осуществить переход морем и произвести саму высадку десанта. Сосредоточение и погрузка войск на корабли может оказаться под угрозой нападения ВВС противни­ ка и потребует истребительного прикрытия так же, как и переход кораблей морем (в особенности, если он выполняется в светлое время). Особенно ответственен момент, когда десантные корабли будут вы­ тягиваться из мест их сосредоточе­ ния. Д л я обеспечения выхода де­ сантных кораблей тоже необходим будет воздушный барраж. В момент высадки десанта про­ тивник, предварительно обработан­ ный огневым налетом, все же еще будет способен к сопротивлению, в особенности, если между бомбо­ штурмовыми и артиллерийскими ударами, с одной стороны, и высад­ кой десанта, с другой, окажется значительный перерыв. Поэтому разрыва между обработкой побе­ режья и высадкой десанта не должно быть. Операцию следует проводить во взаимодействии с авиацией строго последовательно, спланировав ее по месту, времени и действиям. Весьма возможно, что в целях оковывания противника и для того, чтобы спутать его планы и не дать возможности сосредото­ чить силы дл я отражения десанта, потребуется высадка десантных сил на второстепенном участке, а иногда и выброска воздушного де­ санта в тыл врага. К выполнению подобных задач также нужно быть готовыми и катерникам и летчи­ кам. Высаженный на берег десант про. тивник попытается опрокинуть в море. Р ол ь нашей авиации на этом этапе десантной операции сведется к тому, чтобы обеспечить продви­ жение наших войск в глубь враже­ ской обороны и не дать возможно­ сти ВВС противника наносить по ним удары. Н ужн о помнить, что только сме­ лые действия, комбинированный удар с моря, суши и воздуха обеспечат успех десантной опера­ ции. Высаженный десант будет нуж­ даться в пополнении людьми, бое­ припасами и продовольствием. Ко­ рабли возьмут на себя доставку всего необходимого, авиация на­ дежно прикроет с воздуха их дей­ ствия. НА ПУТИ НАСТУПЛЕНИЯ противлялись, любой ценой стре­ мились удерж ать в своих руках город. Они бросили в бой сапер­ ные, строительные, хозяйственные и санитарные подразделения. В трехдневных боях за Гродно со ­ ветские части разбили несколько соединений противника и, измотав его силы, вчера утром овладели г о ­ родом и крепостью Гродно, к р у п ­ ным узлом железных и шоссейных дорог и важным укрепленным районом обороны немцев, прикры­ вающим подступы к границам Во­ сточной Пруссии. Н а магистрали между Минском и Вильнюс сдался в плен немецкий унтер-офицер Альфред Гутерт. Он попал в окружени е в районе в о ­ сточнее Минска, их часть была разгромлена. Гутерту удалось спастись в лесу, в о с е м ь дней по компасу шел он на запад, мечтая добраться до своих. Но фронт отодвинулся далеко. Гутерт понял, что ему не удастся избегнуть плена. Первым вопросом пленного было, где фронт? Когда ему назвали, он тихо мымолйил: — Так ate наступал еще никто. Гитлеровское командование де­ лает все возможное, чтобы попра­ вить свои дела, чтобы задержать, сковать советские части. В тылу срочно формируются новые полки, дивизии и отправляются на фронт. На ряде участков немцы перехо­ дят в контратаки. Они бросают в бой пехоту, десятки танков и само­ ходных орудий. Особенно упорные бои происходили у одного 'насе­ ленного пункта восточнее Каунаса. Здесь у противника весьма выгод­ ные оборонительные рубежи, под^- стулы к ним .прикрывает лесной массив, заболоченные места. Про­ тивник пытался применить так на­ зываемую подвижную оборону- Отступая, немцы задавались целью измотать наши части в предполье, а затем остановить и нанести удар на основном оборонительном рубе­ же. Но этот замысел был опроки­ нут стремительным маневром на­ ших пехотинцев. Обойдя лес, они вышли на фланг опорного пункта и сами нанесли врагу мошны» удар. Преодолевая сопротивление про­ тивника, перемалывая его резервы, наши пасти развивают наступле­ ние.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz