Североморский лётчик. 1944, июль.
СЕВЕРОМОРСКИЙ л е т ч и к ; 18 июля 1944 г., № 169 (239). Бить врага всей мощью советского оружия! Стремительно сокрушая оборону врага, идут наши войска на запад. Страна с гордостью и радостью вни мает приказам Верховного Главно командующего Маршала Совет ского Союза товарища Сталина. Родина салютовала вчера доблест ным войскам 3-го и 2-го Белорус ских фронтов, штурмом овладев шим городом и крепостью Гродно— крупным железнодорожным узлом и важным укрепленным районом оборони немцев, прикрывающим подступы к границам Восточной Пруссии. Победы на фронтах Отечествен ной войны являются результатом возросшего мастерства воинов Красной Армии, умения и опыта ее бойцов, военного искусства офице ров и генералов. Наши войска на учились бить врага наверняка, обеспечивать себе наиболее благо приятные условия действий, а про тивника ставить в наиболее невы годные условия борьбы. Это умение победоносно вести бой проявляется и в большом, и в малом масштабе целых фронтов и в боевых дейст виях батальонов или взводов. Характернейшей чертой летнего наступления Красной Армии явля ются стремительность и решитель ность маневра. Дерзкий, стреми тельный маневр решает успех опе раций, ставит противника в труд ное, а иногда и безвыходное поло жение. Наибольшим успехом вен чается внезапный и быстрый вы ход наших войск на вражеские коммуникации. Этот маневр рас секает жизненные артерии войско вого организма противника, ослож няет перегруппировку сил, отрезает пути отхода, лишает блокирован ные войска снабжения боеприпаса ми и продовольствием, преграж дает подход резервов. Город Минск был взят нашими войсками 3-го июля. Но судьба го рода была уже за несколько дней до этого предрешена умелыми дей ствиями войск Маршала Рокоссов ского и генерала армии Черняхов ского. Танковые соединения и пе хота 3-го Белорусского фронта на висли над Минском с северо-запа- да и перерезали железнодорожные магистрали на Вильнюс и Лиду. Кавалеристы, танкисты и пехотин цы 1-го Белорусского фронта, стре мительно выдвинувшись юго-за паднее Минска, взяли Столбцы, Го- роденю и Несвиж, отрезав тем са мым отступление немцам на Брест и Лунинец. Немцы пытались задержать про движение советских частей, броса ли в контратаки танки, самоходные пушки, мотопехоту, пехотные под разделения, но этим только умно жали свои потери. Попавшие меж ду молотом и наковальней, герман ские войска буквально раздробле ны и, понеся колоссальный урон, вынуждены были начать отступле ние дальше на запад. Значитель ная же часть немецких войск бы ла окружена и либо уничтожена, либо сдалась в плен. Именно стремительностью ма невра, внезапностью удара, вводом в действие огромных масс могучей советской техники об’ясняется па дение мощных оборонительных ру бежей, .на которые немцы возлага ли большие надежды. Не случайно весь вражеский фронт в Белорус сии был прорван за несколько дней, хотя немцы укрепляли его в течение многих месяцев, а на неко торых участках — два и три года. Не помогли врагу и промежуточ ные рубежи, линии «Тигр» и «Пан тера» и окрещенные иными крик ливыми наименованиями, но столь ж е быстро повергнутые во прах. В проведенных операциях на глядно проявилась исключитель ная роль взаимодействия родов войск. Тесное содружество танков, авиации, артиллерии, пехоты, ин женерных частей, кавалерии явля лось основой успеха маневра. А ма- неВр — душа современной войны. Почти каждый из родов войск в состоянии результатно осущест вить возложенную на него часть операции, но лишь все они вместе доведут дело до победного итога. Еще в 1923 году товарищ Сталин писал: «Задача военного искусства за Передовая « П р а в д ы » 17 июля 1944 года состоит в том, чтобы обеспечить за собой все роды войск, довести их да совершенства и умело сочетать их действия». Сталинские слова полностью сохранили свое значе ние и теперь: выполнение этого ж е лезного закона войны приносит славные победы. На всех этапах нынешнего на ступления Красной Армии, от пер вого его часа и до сегодняшних дней, наглядно видна роль взаимо действия. Прорыв немецкой оборо ны совершался артиллерией, авиа цией, танками, пехотой, саперами. Неприятельская оборона взломана, вперед устремляются наши танко вые соединения. Их прикрывает авиация, поддерживает самоходная артиллерия, за ними следует пехо та, закрепляя и завершая боевой успех. Подвижные соединения выходят на оперативный простор, режут коммуникации врага, пара лизуют работу его тылов, громят опорные пункты в глубине оборо ны. Те же могучие крылья совет ской авиации сопутствуют им в их глубоких рейдах, та же пехота неутомимо и неотвратимо для вра га идет по следам танков, обеспе чивая победный результат манев ра. В последних операциях прояви лась сила взаимодействия не толь ко отдельных сухопутных родов оружия, но и показано значение боевого содружества войск Крас ной Армии и частей Военно-Мор ского Флота. Наиболее наглядно это было продемонстрировано во время наступательных боев на К а рельском перешейке, при занятии Петрозаводска, Петрпкова, Лунин- ца. 14 июля советские войска овла дели городом 'Пинск — областным центром Белорусской республики и важным опорным пунктом обороны немцев на Брестском направлении. Большую роль в значительности успеха сыграли моряки Днепров ской речной военной флотилии, дерзко высадившие десант в самом центре города. Сухопутные части поддержали их с других сторон, кольцо сжалось, и немецкий гарни зон потерпел полное поражение. Воинам Красной Армии чуждо чувство самоуспокоения. На войне нельзя останавливаться на опреде ленных формах, застывать, не дви гаться вперед. Нужно и дальше с предельной четкостью отрабаты вать все сложные вопросы взаимо действия войск, особенно по месту и по времени, тщательно продумы вать и организационно обеспечи вать взаимопомощь в тактической и оперативной глубине обороны противника, ежечасно, инициативно решать вопросы взаимодействия с соседом. Только непрестанное дви жение вперед по пути совершенст вования, усвоение опыта лучших частей Красной Армии, беспокой ная требовательность к себе и под чиненным дадут возможность пол ностью выполнить сложные задачи, стоящие перед- каждым полком и дивизией в ходе наступательных операций. С первого же дня наступления противник оказывает отчаянное со противление идущим вперед вой скам. Немцы стремились удер жаться на линиях долговременной инженерной обороны, на рубежах рек, у крупных городов, на проме жуточных позициях, на всех мало- мальски пригодных и даже непри годных для обороны участках за хваченной ими земли. Естествен ные условия театра, на котором развернулись военные действия, благоприятствовали вражеской обо роне. Бесчисленные болота, тряси ны, дремучие леса, холмистая, и з резанная оврагами местность — все это затрудняло операции наступа ющих войск, особенно танковых и механизированных и в то же время облегчало задачи обороняющихся. И тем не менее немцы были сбиты со всех своих рубежей и вынужде ны отступать все дальше и дальше на запад, к границам Германии. Теряя важнейшие ключевые по зиции, неся колоссальные потери в живой силе и технике, враг еще больше ожесточается, предприни мает новые контратаки, бросает в бой резервные дивизии, танки, авиацию, части, сформированные из тыловых и охранных подразделе ний. Но все вражеские контратаку ющие части разделят и уже делят судьбу немецких полков и диви зий, разбитых на прежних этапах нашего наступления. Наступление продолжается, Истекая кровыо, немецкие войска вынуждены уползать в свою бер логу — Германию для того, чтобы залечить раны. Вчера части Крас ной Армии штурмом заняли город Гродно. С занятием Гродно бон идут непосредственно на подсту пах к Восточной Пруссии — колы бели немецкого милитаризма я аг рессии, прусского мракобесия, оголтелой черносотенной реакции. Мы знаем, что по мере прибли жения к логову зверя его сопротив ление будет еще более ожесточен ным. Но наша решимость разбить и добить врага неизменна, наша воля к победе неукротима и мощь на ших сокрушительных ударов бу дет все время нарастать. Красная Армия под гениальным водительст вом своего любимого полководца— великого Сталина скоро уже пол ностью очистит советскую землю от немецкой нечисти и вместе с на шими союзниками окончательно добьет гитлеровского зверя в его собственной берлоге. П Р И К А З КОМАНДУЮЩЕГО ВОЕННО ВОЗДУШНЫМИ СИЛАМИ СЕВЕРНОГО ФЛОТА 13 июля 1944 г . Л і 19. От имени Президиума Верховного Совета Союза Советских Социа листических Республик за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и прояв ленные при этом доблесть и мужество — награждаю: ОРДЕНОМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1 СТЕПЕНИ 1. Старшего лейтенанта Волынки на Илью Тихоновича. 2. Лейтенанта Калиниченко Ивана Васильевича. 3. Старшего сержанта Маврушнна Ивана Федоровича. 4. Капитана Писарева Геннадия Васильевича. 5. Младшего сержанта Уварова Виктора Степановича. 6. Старшего лейтенанта Хуршудян Александра Григорьевича. ОРДЕНОМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И СТЕПЕНИ 1. Младшего сержанта Дальний 2. Старшего лейтенанта Ермак Ни колая Григорьевича. 3. Лейтенанта Зимина Николая Сергеевича. 4. Старшего сержанта Новоженова Михаила Васильевича. 5. Сержанта Олейник Максима Крисантьевича. 6. Гвардии старшего сержанта По пова Ивана Васильевича. 7. Младшего лейтенанта Федорен ко Григория Ивановича. ОРДЕНОМ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ 1. Младшего лейтенанта Анисоч- кина Григория Петровича. 2. Капитана Бесфамильного Афри. кана Яковлевича. 3. Лейтенанта Казакова Николая Ивановича. 4. Капитана Ткаченко Якова Анто. новича. Федора Васильевича Командующий ВВС Северного флота генерал-лейтенант авиации АНДРЕЕВ. Начальник штаба ВВС Северного флота гвардии генерал-майор авиации ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ . -----О— С. К. КАРАПЕТЯН — НАРОДНЫЙ КОМИССАР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ АРМЕНИИ ЕРЕВАН, 1G июля. (ТАСС). Ука зом Президиума Верховного Сове та Армянской ССР Карапетян Саак Карапетович назначен Народным Комиссаром Иностранных Дел Ар мянской ССР. НАЗНАЧЕНИЕ ТОВ. А. Е. КОРНЕЙЧУКА НАЧАЛЬНИКОМ УПРАВЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ ПРИ СНК УССР КИЕВ, 13 июля. (ТАСС). Ука зом Президиума Верховного Со вета УССР тов. А. Е. Корнейчук назначен начальником Управления по делам искусств при СНК УССР. МЕХАНИН ЗВЕНА До войны Василий Плотников работал на одном из авиационных заводов столицы. Свою профессию он любил. Через руки Плотникова прошел не один десяток боевых самолетов. Прежде чем выпустить машину на испытание в воздух, ее работу необходимо проконтроли ровать на земле: новорожденный, только что вышедший из сборочно го цеха самолет требовал особенно тщательного осмотра. Василий Плотников работал вместе с лет- чиком-испытателем Героем Совет ского Союза Владимиром Коккина- ки. В суровые ноябрьские дни 1941 года Василий Иванович ушел на фронт. Сначала работал меха ником самолета, а вскоре, как опытного специалиста, его назна чили на должность старшего меха ника звена истребителей. ...Люди на земле ждали возвра щения своих самолетов. Вскоре из- за сопок вынырнуло звено истре бителей. Самолеты приземлились. Узнав, что летчик Простаков сбил в этом бою «стодевятого», Плот ников направился к нему. Поздра- Торжественное собрание в Большом театре, посвященное 40-летию со дня смерти А. П. Чехова 15 июля в Москве, в Большом театре, состоялось торжественное собрание, посвященное 40-летию со дня смерти А. П. Чехова. В зале многочисленные предста вители общественности столицы — писатели, артисты, ученые, стаха новцы, бойцы и офицеры Красной Армии. В серебристой раме, увитой гирляндами живых цветов, — порт рет писателя, чье творчество люби мо всем советским народом. Торжественное собрание открыл председатель Всесоюзного комите та по проведению 40-летия со дня смерти Чехова товарищ В. П. По темкин. Он говорит о мечте писа теля, устремлявшегося всеми сила ми к жизни, основанной на спра ведливости, правде и душевной красоте. К ней, к этой правде, он звал на род своими талантливыми произве дениями, ее он предвидел чутьем подлинного художника. Мечта пи сателя воплотилась в действитель ность лишь после Великой Ок тябрьской Социалистической рево люции, когда законом нашей жи з ни стал творческий и преобразую щий мир груд, без которого, по оп ределению Чехова, немыслимо су ществование. — Прошло 40 лет со дня смерти Чехова, — говорит товарищ Потем кин. — Родина наша вознеслась на вершину славы. К ней устремлены взоры всего человечества. Народы и воины России несут миру осво бождение и победу над злейшими врагами культуры, прогресса и ци вилизации. Чехов был бы счаст- ,лив, видя свершение своих идеа лов. Он был бы горд сознанием, что его родная Россия, построившая новый мир, увенчана неувядаемой славой побед в священной Отече ственной войне. Доклад о творчестве Чехова, о его влиянии на отечественную и мировую литературу сделал пред седатель правления Союза Совет ских писателей СССР товарищ Н. Тихонов. Об огромной роли Чехова в исто рии и всей творческой жизни Ху дожественного театра говорил на родный артист СССР И. М. Моск- вин. С яркой речью выступил писа тель Л. Леонов. Тепло встретили присутствую щие появление на трибуне народ ной артистки Союза ČCP О. Л. Книппер-Чеховой. Свою взволно ванную речь она начала упомина нием то'го дня, когда в грозный час немецкого наступления на Москву товарищ Сталии назвал имя Чехова среди самых дорогих для русского сердца имен, символизирующих славу, силу и гордость нации. - — Чехов жил великой жаждой обновления и счастья для родной страны, — говорит жена покойного писателя. — Об этом он уверенно и страстно писал в своих книгах. В нашей стране мечты Чехова вопло щены в жизнь. То, что наш народ в суровую пору жестоких боев так широко и любовно отмечает 40- летие со дня смерти Чехова, яв ляется высшей наградой писателю, которого народ признал своим н а циональным художником. За это хочется от всей души сказать на роду, правительству, партии, род ному Сталину большое, сердечное спасибо! (ГАСС). вив пилота с победой, он спросил, как вела себя машина в полете. —В основном хорошо. Но мо тор, кажется, немного слабоват. Плохо свечу берет,—ответил лет чик. Боевой самолет надолго выво дить из строя было нельзя, поэто му Плотников решил использовать ночное время. Как только начали сгущаться сумерки, собрал техни ческий состав звена и сообщил по ставленную задачу: в течение но чи заменить блоки мотора. Рабо тать пришлось в очень трудных условиях: стояла холодная вьюж ная погода. Но, несмотря на все это, механики и мотористы быстро ввели истребитель в строй. После вылета летчик Простаков благода рил авиатехника Плотникова: — Спасибо, Василий Иванович, Сейчас мотор,—хорош. Приведу еще пример. Погода; неистовствовала. Днями бушевала пурга, а по ночам стояли треску чие морозы. Механикам приходи лось по 5—6 раз в сутки прогре вать моторы, чтобы не заморозить их. На истребителе командира тре бовалось заменить двигатель. Всю эту сложную операцию предстоя ло произвести под открытым не бом. Механик Плотников проду мал, как лучше организовать ра бочее место. Прежде всего на мо тор натянули «шалаш», провели ■электросеть, установили лампу по догрева. Всего было занято 4 че ловека, но все функции между ними были распределены так, что каждый мог трудиться самостоя тельно, не мешать товарищу. Это способствовало тому, что истре битель был введен в строй за ре кордно короткий срок. Многие механики и мото ристы не могли установить, почему .прибор не показы вает наддува. Обороты нормаль ные, а наддува нет. Когда об этом сообщили старшему техник-лейте нанту Плотникову, он принялся за дело и вскоре докладывал инжене ру, что, в следствие переохлажде ния, масло в мембране агрегата за стыло и поршень перестал дви гаться и передавать истинное да вление на прибор. <« «3« Ф Коммунист т. Плотников обслу жил несколько сот боевых выле тов,, заменил больше десятка мо торов. Его самоотверженный труд отмечен двумя правительственны-, ми наградами. н . КОТЫЦІ'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz