Североморский лётчик. 1944, июль.

ИЮЛЯ Т94І г., Ж 168 (238). Т5 июля СЕВЕРОМОРСКИЙ Л Е Т ЧЩ Полностью конвои уничтожать врага! П о м о г а т ь дру г дру г у Боевой опыт, которым располага­ ют офицеры-подводники и офице­ ры авиации, красноречиво под­ тверждает высокую эффективность использования подводных кораблей во взаимодействии со многими ви­ дами авиационного оружия. Вспомним о поре, когда мы, под­ водники, ходили к берегам Норве­ гии на вражеские коммуникации почти вслепую, ле имея никаких предварительных данных об ожи­ дающем нас противнике. Мы н а­ деялись главным образом на у да­ чу, на случайную встречу с вра­ гом. Разведывательная авиация помогла нам сократить число «хо­ лостых» походов, и тогда, когда подводная л одка во-время полу­ чает точные данные о морском про­ тивнике, мы бьем его наверняка. Воздушная разведка является сейчас непременным условием у с ­ пешного выполнения боевых задач подводными силами. Но, разумеет­ ся, помощь, которую авиация ок а­ зывает (и может оказать в д а л ь ­ нейшем), не ограничивается разве­ дывательными данными. Тактиче­ ское взаимодействие подводных и воздушных кораблей явится новым этапом нашей борьбы на коммуни­ кациях противника. Совместные удары по вражескому конвою, о д ­ новременно наносимые летчиками и подводниками, рассредотачивают внимание и силы неприятельских кораблей эскорта, уменьшая эф ­ фективность противолодочной и противовоздушной обороны. П ол ­ ностью оправдывает себя и осущ е­ ствление последовательных у д а ­ ров, наносимых подводными л о д к а­ ми и авиацией поочередно, с каким- то временным промежутком. Как свидетельствует опыт, после у д а ­ ра с воздуха значительно облегча­ ются действия подводных лодок, и, в свою очередь, конвой, атакованный ими, о к а зы ­ вает меньшее противо­ действие 'авиации. Продолжая отрабаты ­ вать четкое взаимодейст­ вие подводных, н ад в о д ­ ных и воздушных сил флота, мы еще более усилим удары по вра­ гу, добьемся того, чтобы уничтожать не то л ь ко о т­ дельные единицы конвоя, но и весь караван в ц е ­ лом. Капшпак"2-го ранга Г. Щедрин Капитан 2-го ранга т. Щедрин имеет на боевом счету 7 потоп­ ленных и 3 поврежденных кораб­ ля. Публикуемая статья написа­ на им по просьбе редакции «Се­ вероморский летчик». Стремясь всячески увеличить ущерб, наносимый противнику, мы в то же время стремимся довести до минимума паши собственные по­ тери. Помощь авиации здесь труд­ но преувеличить. Мне самому д о ­ велось испытать силу авиационно­ го оружия, выручающего подвод­ ную лодку. Наша лодка успешно атаковала неприятельский конвой: были по­ топлены транспорт и танкер. Как только взрывы наших торпед по­ трясли далекий фиорд, четыре сто­ рожевых корабля немцев начали преследовать подводную лодку. Перед походом. Фото А. Кресмана. Случилось так, что винт лодки имел дефект, помогавший фашист­ ским акустикам выслеживать к аж ­ дое наше движение. Трудно опи­ сать напряжение, которое потребо­ валось от команды, чтобы вести лодку среди массы глубинных бомб, сбрасываемых с четырех ко ­ раблей. Прошло уже много часов, а преследование продолжалось... И внезапно мы услышали звуки, от­ личавшиеся от разрывов глубин­ ных бомб, и вслед за тем корабли начали отставать от лодки, а вско­ ре они вовсе потеряли нас. Как по­ том выяснилось, командование, по­ лучив сведения о нашем положе­ нии, выслало для подавления пре­ следующих нас кораблей группу самолетов. Своим огнем авиация отвлекла внимание противника и заставила его прекратить пресле­ дование. К слову, помимо ударной авиа­ ции, выручающей подводную л о д ­ ку, большую помощь в этом благо­ родном деле может оказать и раз­ ведывательная авиация. Летчику- разведчику, ищущему конвои, сл е­ дует примечать и отдельные ко­ рабли, особенно корабли противо­ лодочной обороны, отходящие от берега в глубь моря. Обычно эти суда выходят на охоту за обнару­ женной подводной лодкой. Свое­ временное донесение разведчика командованию о замеченных им таких кораблях избавит лодку от преследования. Несколько времени тому назад для противолодочной обороны про­ тивник пытался использовать мел­ кие корабли и суда, оборудован­ ные акустическими установками и вооруженные глубинными бомбами. Неоспоримой заслугой северомор­ ской авиации является ее успешная борьба с этой «вредной мелочью». Несомненно, для того, чтобы помешать гибель­ ным для него действиям кораблей и авиации Се- иерного флота, противник будет прибегать и к но- ным хитростям. По лю ­ бая уловка врага ока­ жется тщетной, если мы еще более сплотим все возрастающие наши си­ лы, если мы будем со­ вершенствовать наше взаимодействие. Герой Советского Союза гвардии подполковник А. Ефремов ДЕЙСТВОВАТЬ АНТИВНЕЕ, НАСТОЙЧИВЕЕ ИСНАТЬ ПРОТИВНИНА НАШЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КАТЕРНИКАМИ ПРИНЕСЕТ НОВЫЕ УСПЕХИ; Письмо офицеров-катерников Северного флота мы прочитали с большим интересом. В полной мере поддерживаем их. Насколько бы сильны ни были удары нашей авиации по вражеским конвоям —- полностью разгромить их нелегко. Но их полный разгром б у д е т обеспечен, если воедино будут сли­ ты удары авиации, торпедных катеров и подвод­ ников. Сейчас североморская авиация наносит ком­ бинированные удары морским коммуникациям про­ тивника. В течение нескольких минут корабли неприятеля находятся под воздействием наших ударов. Деморализация врага бывает тогда исклю­ чительная, и тут дерзкая, внезапная атака торпед­ ных катеров поможет решить судьбу фашистского конвоя. Как мы мыслим взаимодействие с торпедными катерами? Оно может осуществляться при одновремен­ ном комбинированном ударе с разных направлений и в последовательных этапных ударах. При одновременном комбинированном ударе катера выходят в море раньше вылета авиа­ ции, а затем, уточняя курс по полету самолетов, наносят торпедный удар одновременно с ударами с воздуха. Зд е сь достигается наибольшее рассре­ доточение огня фашистских зенитчиков. При вы­ ходе из атаки наших торпедоносцев катера могут своим интенсивным огнем отсечь от нас истреби­ телей противника. Можно громить конвои и этапными ударами. После налета легких бомбардировщиков, штур­ мовиков и торпедоносцев, со стороны, которую враг считает более безопасной, должны появлять­ ся торпедные катера. Для отвлечения от них огня и внимания противника с другого направления мо­ гут быть высланы наши самолеты. Совместный удар с катерами будет деморали- зовывать противника и рассредотачивать зенит­ ный огонь по самолетам и катерам (катера могут атаковывать с противоположных бортов). Катер­ ники могут оказать нашим экипажам помощь в случае, если самолет будет подбит и сядет на близком расстоянии от конвоя противника. Все операции совместно с торпедными катера­ ми требуют отличной организации, точной догово­ ренности между представителями обоих видов оружия и безукоризненной радиосвязи. Совмест­ ные учения с учетом характера проводимых боевых операций оказывают здесь, несомненно, очень боль­ шую помощь. Сейчас нам трудно подробно разбирать вопрос взаимодействия. Как лучше осуществлять его в комбинированных операциях, подскажет боевой опыт. Тогда можно будет собраться и поговорить с офицерами катеров. Пока ясно одно: надо ак­ тивнее Действовать и нам и катерникам. Будем громить немецкие конвои рука об ру­ ку. От этого эффект нашей боевой работы, несом­ ненно, возрастет. Кавалер ордена Суворова 111 степени капитан П. ОБУХОВ. Герой Советского Союза капитан А. КЛЮШКИН. Герой Советского Союза капитан В. РУКАВИЦЫН. 3 . ЗАПИС КИ МОРСКОГО Л Е Т ЧИ К А * ВРАГА УНИЧТОЖЬ , ВЫРУЧИ ДРУГА ф НА САНИТАРНОЙ МАШИНЕ ЧЕ Р Е З ЛИНИЮ ФРОНТА 0 В ИРБЕНСКОМ ПРОЛИВЕ На фронте шли тяжелые, кро­ вопролитные бои. Платя за к аж ­ дый шаг тысячами трупов своих солдат, немецкие дивизии ползли к Ленинграду. Плечо к плечу с. авиацией Красной Армии на дальних подступах к великому городу Ленина сражались бал ­ тийские летчики. Противник, не считаясь со своими потерями, подбрасывал все новые и новые силы. Но чем ожесточеннее ста­ новились бои, тем ожесточеннее становились и наши сердца, не­ навидящие немцев. Д л я мор­ ских летчиков не было ничего трудного, ничего невозможного. От боя к бою совершенствова­ лось наше боевое мастерство, от­ рабатывалась тактика. Я с у до­ вольствием замечал, как в этот период оборонительных боев сре­ ди летчиков моей эскадрильи росло чувство боевого товари­ щества, и всячески старался укреплять в них эту основу о с ­ нов подлинной, способной тво­ рить чудеса, боевой дружбы. Врага надо во что бы то ни стало уничтожить, друга надо во что бы то ни стало выручить, — таков был иеписанный закон на­ шей эскадрильи. Вспоминается мне случай, про­ исшедший во время однбго из на­ летов на железнодорожную стан­ цию Остров, где скопились вра­ жеские воинские эшелоны. Над целью был подожжен бомбарди­ ровщик летчика Селивестрова. 1орящая машина упала в лесу, на территории, занятой противни­ ком, в 8— 10 километрах от пе­ реднего края. Д о сих пор в нашей эскадрильи не было потерь, и гибель боевых друзей глубоко опечалила лет­ чиков. Но, быть может, есть какая-ли­ бо возможность спасти экипаж Селивестрова? Возвратившись на аэродром, мы вытащили из ангара санитар­ ный самолет «С-2». Эта сугубо мирная машина совершенно не была вооружена, но я не сомне­ вался, что сумею, идя бреющим полетом, пересечь на ней линию фронта и добоаться до места, куда упал горящий бомбардиров­ щик. Так я и сделал. Действительно, до леса, в к о ­ торый рухнула машина Сели­ вестрова, я долетел без всяких приключений. Покружив над вер­ хушками деревьев, я выбрал под­ ходящую полянку и благополучно сел на нее. Оставив мотор рабо­ тающим на малых оборотах, я пустился на поиски экипажа. Спустя 20 минут я нашел его. Все были живы, но Селивестров и стрелок-радист находились в тяжелом состоянии — Селиве­ строва сильио обожгло (ожогй 3 степени), у стрелка-радиста оказались переломленными ру­ ки. Штурман (он был легко ранен) и оставшийся, невредимым стре­ лок помогли мне перенести С е­ ливестрова к машине и уложить его в кабине, в которой с трудом уместились и остальные члены экипажа. Теперь мне предстояло поднять машину с импровизиро­ ванной летной площадки, а это оказалось чрезвычайно сложной задачей: с вязкой болотистой почвы перегруженный самолет никак не отрывался. Тринадцать раз начинал я сызнова взлет, и каждый раз моя очередная п о ­ пытка завершалась неудачей. Наконец, сделав пробег по про­ ложенной своими 'Колесами к о ­ лее, самолет все ж е поднялся в воздух, и вскоре, к радости д р у ­ зей, я опустил переполненную Продолжение. Начало см. «Се­ вероморский летчик» от 15 июля. санитарную машину на нашем аэродроме. В том, что никогда не следует теряться, а всегда упорно доби­ ваться выполнения поставленной перед тобой задачи, я у б е д и л ­ ся и через несколько дней, вы ­ летев для нанесения удара по миноносцам противники в Ирбен- ском проливе. Надо указать, что удары б а л ­ тийцев по вражеским военным кораблям в первый месяц войны во многом расстроили далеко идущие стратегические планы германского военно-морского командования, сосредоточивше­ го против Краснознаменного Вал тийского флота все свои силы. «Однако, — отмечает адмирал флота И. С. Исаков в своей работе «Военно-Морской Флот СССР в Отечественной вой не», —- еще в июле 1941 года после потопления н е ­ скольких германских эскадрен ных миноносцев в Рижском за ливе нашими торпедными кате рами и авиацией и потоплении ими вспомогательного крейсерл и эскадренных миноносцев при попытке высадки с последних десанта на о. Эзель, а также после нескольких успешных у д а ­ ров авиации и подводных лодок по боевым кораблям и транспор там, пробравшимся в залив,—чи ­ сло немецких боевЫх кораблей, появляющихся в пределах дей ст ­ вия наших морских сил, стало последовательно сокращаться...». Один из германских минонос цев, о которых писал адмирал флота И. С. Исаков, довелось потопить мне. Я вел группу в составе 4 бом бардировщиков над Ирбенским проливом. Обнаружив два вра­ жеских эсминца, я принял реше­ ние бомбить их с пикирования. На высоте 2.000 метров я пере вел машину в пике и вывел ее из пикирования на высоте 300— 400 метров. Бомбы были сброше­ ны, но цель они не поразили. Я не учел сноса ветра и непра­ вильно взял поправку на прице­ ле. Промахнулись и мои в едо­ мые. Мне не за чем описывать зенит­ ный огонь, который могут о т ­ крыть два миноносца. Участни­ кам удара по конвоям хорошо и з­ вестна сила такого огня. Но цель казалась нам слишком з а ­ манчивой, чтобы позволить^себе так легко отступиться о т ' нее. Вновь набрав высоту, я, а вслед за мной и остальные летчики, вторично спикировали на к ораб­ ли. Неудача снова постигла нас: на этот раз мы не точно учли скорость миноносца. Бомбы р а­ зорвались вблизи кораблей, не поразив их. Зенитные орудия немцев про­ должали стрелять по нашим с а ­ молетам с прежним неистов­ ством. Набрав высоту в третий раз, мы снова спикировали на один из миноносцев. Выходя из пике, я увидел, что моя бомба попала в корму корабля. Миноносец стал тонуть. Немецкая команда торо­ пливо спускала спасательные шлюпки, многие матросы прыга­ ли в воду. Бомб у нас больше не было, но в сердцах кипела неиссякаемая злоба на врагов, уже успевших снискать себе черную славу п а ­ лачей и детоубийц. И хотя вто рой миноносец немцев еще про­ д олж а л вести огонь, мы, встав в круг, обстреляли фашистов, спасавших свои трижды прокля тые жизни.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz