Североморский лётчик. 1944, июль.
ИЮЛЯ Т94І г., Ж 168 (238). Т5 июля СЕВЕРОМОРСКИЙ Л Е Т ЧЩ Полностью конвои уничтожать врага! П о м о г а т ь дру г дру г у Боевой опыт, которым располага ют офицеры-подводники и офице ры авиации, красноречиво под тверждает высокую эффективность использования подводных кораблей во взаимодействии со многими ви дами авиационного оружия. Вспомним о поре, когда мы, под водники, ходили к берегам Норве гии на вражеские коммуникации почти вслепую, ле имея никаких предварительных данных об ожи дающем нас противнике. Мы н а деялись главным образом на у да чу, на случайную встречу с вра гом. Разведывательная авиация помогла нам сократить число «хо лостых» походов, и тогда, когда подводная л одка во-время полу чает точные данные о морском про тивнике, мы бьем его наверняка. Воздушная разведка является сейчас непременным условием у с пешного выполнения боевых задач подводными силами. Но, разумеет ся, помощь, которую авиация ок а зывает (и может оказать в д а л ь нейшем), не ограничивается разве дывательными данными. Тактиче ское взаимодействие подводных и воздушных кораблей явится новым этапом нашей борьбы на коммуни кациях противника. Совместные удары по вражескому конвою, о д новременно наносимые летчиками и подводниками, рассредотачивают внимание и силы неприятельских кораблей эскорта, уменьшая эф фективность противолодочной и противовоздушной обороны. П ол ностью оправдывает себя и осущ е ствление последовательных у д а ров, наносимых подводными л о д к а ми и авиацией поочередно, с каким- то временным промежутком. Как свидетельствует опыт, после у д а ра с воздуха значительно облегча ются действия подводных лодок, и, в свою очередь, конвой, атакованный ими, о к а зы вает меньшее противо действие 'авиации. Продолжая отрабаты вать четкое взаимодейст вие подводных, н ад в о д ных и воздушных сил флота, мы еще более усилим удары по вра гу, добьемся того, чтобы уничтожать не то л ь ко о т дельные единицы конвоя, но и весь караван в ц е лом. Капшпак"2-го ранга Г. Щедрин Капитан 2-го ранга т. Щедрин имеет на боевом счету 7 потоп ленных и 3 поврежденных кораб ля. Публикуемая статья написа на им по просьбе редакции «Се вероморский летчик». Стремясь всячески увеличить ущерб, наносимый противнику, мы в то же время стремимся довести до минимума паши собственные по тери. Помощь авиации здесь труд но преувеличить. Мне самому д о велось испытать силу авиационно го оружия, выручающего подвод ную лодку. Наша лодка успешно атаковала неприятельский конвой: были по топлены транспорт и танкер. Как только взрывы наших торпед по трясли далекий фиорд, четыре сто рожевых корабля немцев начали преследовать подводную лодку. Перед походом. Фото А. Кресмана. Случилось так, что винт лодки имел дефект, помогавший фашист ским акустикам выслеживать к аж дое наше движение. Трудно опи сать напряжение, которое потребо валось от команды, чтобы вести лодку среди массы глубинных бомб, сбрасываемых с четырех ко раблей. Прошло уже много часов, а преследование продолжалось... И внезапно мы услышали звуки, от личавшиеся от разрывов глубин ных бомб, и вслед за тем корабли начали отставать от лодки, а вско ре они вовсе потеряли нас. Как по том выяснилось, командование, по лучив сведения о нашем положе нии, выслало для подавления пре следующих нас кораблей группу самолетов. Своим огнем авиация отвлекла внимание противника и заставила его прекратить пресле дование. К слову, помимо ударной авиа ции, выручающей подводную л о д ку, большую помощь в этом благо родном деле может оказать и раз ведывательная авиация. Летчику- разведчику, ищущему конвои, сл е дует примечать и отдельные ко рабли, особенно корабли противо лодочной обороны, отходящие от берега в глубь моря. Обычно эти суда выходят на охоту за обнару женной подводной лодкой. Свое временное донесение разведчика командованию о замеченных им таких кораблях избавит лодку от преследования. Несколько времени тому назад для противолодочной обороны про тивник пытался использовать мел кие корабли и суда, оборудован ные акустическими установками и вооруженные глубинными бомбами. Неоспоримой заслугой северомор ской авиации является ее успешная борьба с этой «вредной мелочью». Несомненно, для того, чтобы помешать гибель ным для него действиям кораблей и авиации Се- иерного флота, противник будет прибегать и к но- ным хитростям. По лю бая уловка врага ока жется тщетной, если мы еще более сплотим все возрастающие наши си лы, если мы будем со вершенствовать наше взаимодействие. Герой Советского Союза гвардии подполковник А. Ефремов ДЕЙСТВОВАТЬ АНТИВНЕЕ, НАСТОЙЧИВЕЕ ИСНАТЬ ПРОТИВНИНА НАШЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КАТЕРНИКАМИ ПРИНЕСЕТ НОВЫЕ УСПЕХИ; Письмо офицеров-катерников Северного флота мы прочитали с большим интересом. В полной мере поддерживаем их. Насколько бы сильны ни были удары нашей авиации по вражеским конвоям —- полностью разгромить их нелегко. Но их полный разгром б у д е т обеспечен, если воедино будут сли ты удары авиации, торпедных катеров и подвод ников. Сейчас североморская авиация наносит ком бинированные удары морским коммуникациям про тивника. В течение нескольких минут корабли неприятеля находятся под воздействием наших ударов. Деморализация врага бывает тогда исклю чительная, и тут дерзкая, внезапная атака торпед ных катеров поможет решить судьбу фашистского конвоя. Как мы мыслим взаимодействие с торпедными катерами? Оно может осуществляться при одновремен ном комбинированном ударе с разных направлений и в последовательных этапных ударах. При одновременном комбинированном ударе катера выходят в море раньше вылета авиа ции, а затем, уточняя курс по полету самолетов, наносят торпедный удар одновременно с ударами с воздуха. Зд е сь достигается наибольшее рассре доточение огня фашистских зенитчиков. При вы ходе из атаки наших торпедоносцев катера могут своим интенсивным огнем отсечь от нас истреби телей противника. Можно громить конвои и этапными ударами. После налета легких бомбардировщиков, штур мовиков и торпедоносцев, со стороны, которую враг считает более безопасной, должны появлять ся торпедные катера. Для отвлечения от них огня и внимания противника с другого направления мо гут быть высланы наши самолеты. Совместный удар с катерами будет деморали- зовывать противника и рассредотачивать зенит ный огонь по самолетам и катерам (катера могут атаковывать с противоположных бортов). Катер ники могут оказать нашим экипажам помощь в случае, если самолет будет подбит и сядет на близком расстоянии от конвоя противника. Все операции совместно с торпедными катера ми требуют отличной организации, точной догово ренности между представителями обоих видов оружия и безукоризненной радиосвязи. Совмест ные учения с учетом характера проводимых боевых операций оказывают здесь, несомненно, очень боль шую помощь. Сейчас нам трудно подробно разбирать вопрос взаимодействия. Как лучше осуществлять его в комбинированных операциях, подскажет боевой опыт. Тогда можно будет собраться и поговорить с офицерами катеров. Пока ясно одно: надо ак тивнее Действовать и нам и катерникам. Будем громить немецкие конвои рука об ру ку. От этого эффект нашей боевой работы, несом ненно, возрастет. Кавалер ордена Суворова 111 степени капитан П. ОБУХОВ. Герой Советского Союза капитан А. КЛЮШКИН. Герой Советского Союза капитан В. РУКАВИЦЫН. 3 . ЗАПИС КИ МОРСКОГО Л Е Т ЧИ К А * ВРАГА УНИЧТОЖЬ , ВЫРУЧИ ДРУГА ф НА САНИТАРНОЙ МАШИНЕ ЧЕ Р Е З ЛИНИЮ ФРОНТА 0 В ИРБЕНСКОМ ПРОЛИВЕ На фронте шли тяжелые, кро вопролитные бои. Платя за к аж дый шаг тысячами трупов своих солдат, немецкие дивизии ползли к Ленинграду. Плечо к плечу с. авиацией Красной Армии на дальних подступах к великому городу Ленина сражались бал тийские летчики. Противник, не считаясь со своими потерями, подбрасывал все новые и новые силы. Но чем ожесточеннее ста новились бои, тем ожесточеннее становились и наши сердца, не навидящие немцев. Д л я мор ских летчиков не было ничего трудного, ничего невозможного. От боя к бою совершенствова лось наше боевое мастерство, от рабатывалась тактика. Я с у до вольствием замечал, как в этот период оборонительных боев сре ди летчиков моей эскадрильи росло чувство боевого товари щества, и всячески старался укреплять в них эту основу о с нов подлинной, способной тво рить чудеса, боевой дружбы. Врага надо во что бы то ни стало уничтожить, друга надо во что бы то ни стало выручить, — таков был иеписанный закон на шей эскадрильи. Вспоминается мне случай, про исшедший во время однбго из на летов на железнодорожную стан цию Остров, где скопились вра жеские воинские эшелоны. Над целью был подожжен бомбарди ровщик летчика Селивестрова. 1орящая машина упала в лесу, на территории, занятой противни ком, в 8— 10 километрах от пе реднего края. Д о сих пор в нашей эскадрильи не было потерь, и гибель боевых друзей глубоко опечалила лет чиков. Но, быть может, есть какая-ли бо возможность спасти экипаж Селивестрова? Возвратившись на аэродром, мы вытащили из ангара санитар ный самолет «С-2». Эта сугубо мирная машина совершенно не была вооружена, но я не сомне вался, что сумею, идя бреющим полетом, пересечь на ней линию фронта и добоаться до места, куда упал горящий бомбардиров щик. Так я и сделал. Действительно, до леса, в к о торый рухнула машина Сели вестрова, я долетел без всяких приключений. Покружив над вер хушками деревьев, я выбрал под ходящую полянку и благополучно сел на нее. Оставив мотор рабо тающим на малых оборотах, я пустился на поиски экипажа. Спустя 20 минут я нашел его. Все были живы, но Селивестров и стрелок-радист находились в тяжелом состоянии — Селиве строва сильио обожгло (ожогй 3 степени), у стрелка-радиста оказались переломленными ру ки. Штурман (он был легко ранен) и оставшийся, невредимым стре лок помогли мне перенести С е ливестрова к машине и уложить его в кабине, в которой с трудом уместились и остальные члены экипажа. Теперь мне предстояло поднять машину с импровизиро ванной летной площадки, а это оказалось чрезвычайно сложной задачей: с вязкой болотистой почвы перегруженный самолет никак не отрывался. Тринадцать раз начинал я сызнова взлет, и каждый раз моя очередная п о пытка завершалась неудачей. Наконец, сделав пробег по про ложенной своими 'Колесами к о лее, самолет все ж е поднялся в воздух, и вскоре, к радости д р у зей, я опустил переполненную Продолжение. Начало см. «Се вероморский летчик» от 15 июля. санитарную машину на нашем аэродроме. В том, что никогда не следует теряться, а всегда упорно доби ваться выполнения поставленной перед тобой задачи, я у б е д и л ся и через несколько дней, вы летев для нанесения удара по миноносцам противники в Ирбен- ском проливе. Надо указать, что удары б а л тийцев по вражеским военным кораблям в первый месяц войны во многом расстроили далеко идущие стратегические планы германского военно-морского командования, сосредоточивше го против Краснознаменного Вал тийского флота все свои силы. «Однако, — отмечает адмирал флота И. С. Исаков в своей работе «Военно-Морской Флот СССР в Отечественной вой не», —- еще в июле 1941 года после потопления н е скольких германских эскадрен ных миноносцев в Рижском за ливе нашими торпедными кате рами и авиацией и потоплении ими вспомогательного крейсерл и эскадренных миноносцев при попытке высадки с последних десанта на о. Эзель, а также после нескольких успешных у д а ров авиации и подводных лодок по боевым кораблям и транспор там, пробравшимся в залив,—чи сло немецких боевЫх кораблей, появляющихся в пределах дей ст вия наших морских сил, стало последовательно сокращаться...». Один из германских минонос цев, о которых писал адмирал флота И. С. Исаков, довелось потопить мне. Я вел группу в составе 4 бом бардировщиков над Ирбенским проливом. Обнаружив два вра жеских эсминца, я принял реше ние бомбить их с пикирования. На высоте 2.000 метров я пере вел машину в пике и вывел ее из пикирования на высоте 300— 400 метров. Бомбы были сброше ны, но цель они не поразили. Я не учел сноса ветра и непра вильно взял поправку на прице ле. Промахнулись и мои в едо мые. Мне не за чем описывать зенит ный огонь, который могут о т крыть два миноносца. Участни кам удара по конвоям хорошо и з вестна сила такого огня. Но цель казалась нам слишком з а манчивой, чтобы позволить^себе так легко отступиться о т ' нее. Вновь набрав высоту, я, а вслед за мной и остальные летчики, вторично спикировали на к ораб ли. Неудача снова постигла нас: на этот раз мы не точно учли скорость миноносца. Бомбы р а зорвались вблизи кораблей, не поразив их. Зенитные орудия немцев про должали стрелять по нашим с а молетам с прежним неистов ством. Набрав высоту в третий раз, мы снова спикировали на один из миноносцев. Выходя из пике, я увидел, что моя бомба попала в корму корабля. Миноносец стал тонуть. Немецкая команда торо пливо спускала спасательные шлюпки, многие матросы прыга ли в воду. Бомб у нас больше не было, но в сердцах кипела неиссякаемая злоба на врагов, уже успевших снискать себе черную славу п а лачей и детоубийц. И хотя вто рой миноносец немцев еще про д олж а л вести огонь, мы, встав в круг, обстреляли фашистов, спасавших свои трижды прокля тые жизни.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz