Североморский лётчик. 1944, июль.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК ■*“ 16 июля 1944 г., Ж 168 (238). Школа мастеров бомбоме т ания Как мы отрабатываем В передовой статье газеты «Красный флот» от 8 июля есть такое место: «ТВОРЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ОФИЦЕРА МОЖЕТ И ДОЛЖНА ПРОЯВЛЯТЬСЯ В САМЫХ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМАХ. ЭТО И НОВЫЙ ТАКТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ, И ПОВЫШЕНИЕ БОЕВОЙ МОЩИ СВОЕГО ОРУЖИЯ, и РАЗУМНЫЕ НОВШЕСТВА В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНИКИ, И РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНО СТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КЛАССОВ И ТИПОВ КО РАБЛЕЙ». Эти слова можно смело использовать для характеристики штурмовика Гуляева, настоящего мастера своего дела, блестящего знатока своего оружия и офицера с «беспокойным» характером. Став однажды на путь творческих исканий, он внес немало нового в так тику штурмовиков, в практику их боевой работы и боевой учебы. Не которые новшества, введенные Гуляевым, в частности сбор после взлета, стали известны в других подразделениях и ныне успешно применяются летчиками. «Человек сильной воли и непоколебимого мужества, отважный и хладнокровный в бою, смело смотр ящий смерти в лицо, он перенял не только лучшие черты героев, но и их мастерство... не было ,еще случая, чтобы Гуляев не точно выполнил приказ, не приложил бы всех сил и умения, чтобы достичь цели»,—так характеризовал Гуляева командующий ВВС. Это мужество и мастерство давали Гуляеву уве ренность в превосходстве его тактики—тактики советского офицера, выработанной и совершенствующейся в жестоких боях с врагом, — над порочной, авантюристической и шаблонной тактикой немцев. «ИСКУССТВО БОЯ ЛИШЬ ТОГДА ЯВЛЯЕТСЯ ПОДЛИННЫМ ИСКУССТВОМ, КОГДА ОНО НЕПРЕРЫВНО РАЗВИВАЕТСЯ, ВИДОИЗМЕНЯЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ОБСТАНОВКОЙ» — этот тезис лежит в основе успехов и всей работы штурмовика Гуляева, нанесшего своими ударами немалый урон немецко-фашист ским извергам здесь, на Севере. Этот же тезис лежит в основе работы Гуляева с подчиненными, которых он учит искусству ведения победо носного боя. Редакция «Североморского летчика» обратилась к т. Гуляеву и его товарищам с просьбой рассказать на страницах газеты о работе над освоением новых форм и методов ведения боя, которые прочно вошли в жизнь подразделения. Публикуем сегодня статью т. Гуляева и часть выступлений летчиков, которых он обучал групповому бомбо метанию и умелому использованию «Ил-2» в качестве пикировщика. БОМБОВЫЙ ЗАЛП н е в р и р о в а л между разры вами снарядов и прицельно сбросил свой груз. Настигнув цель, наша ше стерка попарно вошла в пики рование и одно временно обру шила бомбы всех шести са молетов. Это был настоя щий бомбовый залп. Летчики наблюдали о г ромные взры вы и пожары. Опыт войны учит, что для того, чтобы всегда наверня ка поражать цель бомбой, нужна постоян ная тренировка в бомбомета нии. Старший лейтенант М. ТАМАРОВ. ШЕ С Т Е РКИ В мае и июне летчики нашего подразделения наряду с боевой работой, уси ленно трениро вались в груп повом бомбо метании с пи кирования. Используя к аж дый день благо приятной пого ды, мы парами и четверками ходили бомбить но полигону, добиваясь о т личных попада ний. В воздухе и на земле не оценимую по мощь каждому из нас оказы вал наш коман дир, опытный бесстрашный штурмовик к а питан Гуляев. Мне несколь ко раз приходи лось водить на тренировки вначале пару, потом четверку. В большин стве случаев моими ведомыми бы ли молодые летчики. Помню, как впервые мы в паре с младшим лей тенантом Ушаковым вылетели на полигон. Тогда под крыльями на ших самолетов еще не было бом§. Ушаков, следуя за мной, трениро вался в «холостом» ударе по цели. Но уж е тогда, наблюдая за нами с земли, капитан Гуляев требовал от меня и от ведомого грамотного захода на цель, точности в прице ливании и, главное, умелого про тивозенитного маневра. Ушаков о к а за л с я способным бомбардиром. Вскоре группа молодых летчиков вошла в строй. Стремясь как .можно скорее пойти на боевое за дание, они с нетерпением ждали дня, ко гд а им разрешахитти в бой. Не т ак давно шестерке «Илью шиных» была поставлена задача нанести вместе с другими группами бомбовый удар по порту и кораб лям в Киркенесе. На мою долю выпало быть ведущим группы, в со став которой входило несколько мол одых 'экипажей. В этом вылете впервые на бое вое задание ходил младший лей тенант Смородин. Хорошая подго товка, которую получил летчик в полигонных условиях, сказалась и ,на его действиях в бою: Смородин спокойно встречал зенитный огонь, умело вслед за ведущим ма« Летчик-штурмовик старший лейтенант М. Тамаров — воспи танник капитана С. Гуляева. Фото И. Михёеьа, Капитан С. Гуляев технику группового бомбометания Условия северного участка фронта и характер целей, по ко торым приходится действовать на шей ударной авиации, придают осо бое значение группе, как основной тактической единице. И сключи тельную роль приобретает в связи [С этим вопрос подготовки слетан- ных групп, отработки техники груп пового бомбометания. В этой статье мне хочется рас сказать, как мы в своем подр азд е лении организуем обучение летно- fo состава. У нас установилось правило: в каждом случае прихода молодых летчиков проводить контроль их индивидуальной техники пилотиро вания и навыков групповой слетан ности. Это дает возможность командиру еще до того, как н а чать боевое обучение, правильно оценить способности к аж д о го пи лота и в дальнейшем определить нужное количество полетов и вре мени для подготовки полноценного штурмовика. Таким образом, уже в самом начале обучение принимает .характер диференцированный, т. е. каждый обучающийся проходит свою программу. Лучше всего начинать отработ к у учебного бомбометания сразу в группе (первоначально парой, по том четверкой и т. д.), посколько в боевых условиях летчикам т а к же приходится действовать груп пой. Отработка бомбометания в группе имеет ещ е и то преимуще ство, что, во-первых, значительно ■сокращается срок ввода в строй молодых летчиков и, во-вторых, приучает их сразу к групповой слетанности и групповому огню. Л етая в паре с опытным летчи ком, обучающийся вначале повто ряет все то, что делает ведущий. Гак он приобретает навыки в вы ходе на цель, практи куется в вы боре моменту ввода в пикирование л необходимого угла пикирования, учится прицеливаться и выводить самолет на определенной высоте, а также тренируется в противозе нитном маневре и отходе от цели .парой. Не так давно к нам в по д р азд е ление пришел младший лейтенант Ушаков. При проверке техники пи лотирования и теоретических зн а ний Ушакова мной было установле но, что для отработки бомбометания и группового маневра в паре ему д о статочно 3—4 полета. Ушакова мы прикрепили к опытному летчику- .снайперу старшему лейтенанту Та- марову. Начав последовательное прохождение всех элементов бом- Капитан С. Гуляев принадлежит к плеяде советских летчиков, ко торые, развивая лучшие традиции сталинской авиации, вносят свое новое в ее тактику и ее боевое применение. Известно, что условия нашего театра военных действий и специ фическое воздействие на про тивника воздушных сил флота потребовали от штурмовиков ново го в их боевом использовании. «Ильюшин-2» потребовался, как пикирующий бомбардировщик, как ударная сила, которая могла бы вести активную борьбу с в раже ским флотом. ^ Штурмовики Михайлов, Павлов, •Гуляев, Осыка первыми на Севере начали осваивать «Илыошин-2» в роли пикирующего бомбардиров щика. Это являлось новым, прин ципиально отличающимся от ранее известных методов бомбометания и, естественно, требовало большой инициативы, выдумки, совершен ства. Положение усугублялось тем, что на штурмовике не имелось прицела, с помощью которого л е г ко можно производить точное при целивание. Но настойчивость и твердость в достижении цели, страстное ж елани е взять от боевой ■техники все, что она может дать, привели к тому, что экип ажи бы стро освоили это новое дело. И уже вскоре капитан Гуляев стано вится лучшим снайпером бомбоме тания по судам противника с пи кирования. Но Гуляев не только отличный боец. Он вместе с тем и отличный воспитатель, учитель летчиков. Он понимает, что успех боя зависит не от умения одного или двух, а от умения всех, участвующих в этом бою. Гуляев не удовлетворяется только личными успехами. Он с т р е мится к тому, чтобы к аждый л е т чик был отличным мастером своего дела. Он любовно и терпеливо ра стит молодые летные кадры. Всем известны имена учеников Г у л я е ва, штурмовиков Васильева, Б е л а шова, Гусева, Тамарова и других, в боях снискавших себе славу. Воспитанию и обучению моло- Лейтенант А. Казаков ПО ПРИМЕРУ КАПИТАНА ГУЛЯЕВА Летчик-штурмовик старший лейтенант Е. Гусев—воспитанник капитана С. Гуляева. Фото И. Михеева. -----О ----- бометания, пара Тамаров—Ушаков быстро добилась хороших р езул ь татов. В первом вылете ведущий (Несколько раз показал Ушакову вых од на цель и одновременный холостой удар с пикирования, во втором, кроме этого, ведомый вместе с ведущим производил ин дивидуальное прицеливание со сбрасыванием бомбы. Ушаков д о бился хороших показателей в бом бометании парой через 4 полета. Техника выполнения бомбомета ния нами установлена следующая. ,После взлета и набора высоты п а ра обычным боевым порядком при ходит на полигон. Перед выходом на цель, по сигналу ведущего «приготовиться к атаке», ведомый оттягивается на 70— 100 метров с интервалом от 15 до 30 метров и принижением 15—20 метров. Такое построение дает возможность л е т чикам производить необходимый противозенитный маневр я на по вышенной скорости сближаться с целью. П о достижении нужной д и станции ведущий, опуская нос са молета, определяет момент ввода в пикирование и доворотом на 15—30 градусов точно выходит на цель. Ведомый повторяет маневр в е д у щ е г о и одновременно с ним вхо ди т в пикирование. Бомбометание по ведущему ■— ^малоэффективное бомбометание. Мы требуем индивидуального при целивания от к ажд ого летчика группы. дых летчиков капитан Гу ляев при дает исключительно важное значе ние. Дер зкий и отважный в бою, он на земле превращается в скромно го и терпеливого педагога. Гуляев часами просиживает с летчиками за беседой—простой, доходчивой и понятной. Много практических со ветов, необходимых в бою, он еж едн евн о д ает молодым летчи кам. К о г д а он беседует с подчи ненными, беседа кажется простой. ■Но он вместе с этим и строго тре бует. С особой силой и энергией к а питан принялся за обучение моло дых летчиков, не так давно при бывших >в наше подразделение. Быстро он ввел их в строй, научил бомбометанию с пикирования парой и четверкой. В подразделении все летчики по примеру командира д о биваются тол ько снайперского бомбоудара. Мне одн аж ды д о в е лось присутствовать на полигоне, где производил тренировочное бом бометание достойный ученик Г у л я е в а—-старший лейтенант Т ам а ров. Когда с земли но радио ему передали, что первая бомба попала в «корму», Тамаров ответил: «Это пристрелочная. Остальные будут ■все в центре». И положил все бомбы в «яблоч ко». В результате повседневной тре нировки мы пришли к выводу, что лучше всего производить прицели вание по обрезу капота мотора. Практически это д ел ается так. Летчик, опуская нос самолета и увеличивая скорость с постепен ным доворотом д о 15—30 градусов (цель находится в его видимости), точно выходит на ц ель и плавно входит в пикирование с таким рас четом, чтобы ц ель все время про с м а л и в а л а с ь через капот. При у г л е пикирования 35—40 градусов бомбы л ожатся точно в то место, которое видно по обрезу мотора. Сбрасывание бомб производится на пикировании перед самым мо ментом вывода. Мы уже говорили, что главное для летчика, обучающегося бом бометанию с пикирования,—усвое ние правильного выхода на цель. Э т о обеспечивает поражение ее как по дальности, так и по боково му уклонению. Следует отметить, что одной из частых ошибок моло ды х ненатренированных летчиков и является неточный выход на цель. Чтобы избежать этого, надо на учить молодых летчиков при вводе в пикирование производить неболь шие, плавные довороты с о п у ск а нием носа самолета на цель. Другой очень характерной ошиб кой молодых является н екоорди нированный ввод самолета в пики рование. Последний создает снос самолета и вызывается тем, что .летчик, производя доворот, делает к рен и дает ногу по1довороту на цель, но во время выправления самолета забывает дать обратную ногу и ручкой загоняет шарик у к а зателя поворота в сторону. Чтобы .избежать этого, надо одновременно с выправлением крена давать о б ратную ногу и следить, чтобы ш а рик был в центре. Надо сказать, что при первых выл етах эта ошиб ка остается незамеченной, и бом бы ложатся с боковым у к л он е нием. Тренируя молодых летчиков в бомбометании, мы стараемся п л а нировать полеты так, чтобы они протекали в различных метеороло гических условиях. Так, например, рое экипажи .п о д р а зд е л е н и я уже бомбили при боковом ветре. П о правка на ветер учитывается уп реждением в прицеливании при среднем боковике по кромке цели с наветренной стороны. Одним из важнейших элементов группового удара является четкий и организованный отход группы. .Поэтому при обучении молодых летчиков надо всячески добиваться хорошей слетанности пар. Н адо ■сказать, что у нас в этом о тноше нии уж е достигнуты неплохие р е зультаты. Совсем молодая пара лейтенанта Лаврова, участвовавшая в боевой операции, может с л ужи ть образцом д л я других. Ведомый младший лейтенант т. Смородин отлично д ержи тся своего в е д ущ е го. Организуя учебные полеты на бомбометание, мы почти всегда практикуем одновременное занятие н а д полигоном нескольких пар, к о т оры е подымаются в воздух с н е большим интервалом. Н аш полигон позволяет д ерж ат ь в воздухе 2—3 пары. Причем, если две из них р а ботают на полигоне, то одна в это время занимается другими у п р аж нениями (полет строем, стрельбы по конусу и пр.). Д л я руководства полетами на бомбометание, как правило, вы д е ляются два опытных офицера, один и з которых находится н а старте аэродрома, а др у го й—на полигоне. Оба они имеют радиосвязь с э к и пажами и во-время указывают летчикам на допущенные ими ошибки, сообщают результаты бом бометаний и т. д. Опыт ввода в строй молодых штурмовиков показывает, что по отработке бомбометания и маневра парами можно л егк о переходить к отработке группового бомбомета ния четверок и шестерок.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz