Североморский лётчик. 1944, июль.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК ■*“ 16 июля 1944 г., Ж 168 (238). Школа мастеров бомбоме т ания Как мы отрабатываем В передовой статье газеты «Красный флот» от 8 июля есть такое место: «ТВОРЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ОФИЦЕРА МОЖЕТ И ДОЛЖНА ПРОЯВЛЯТЬСЯ В САМЫХ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМАХ. ЭТО И НОВЫЙ ТАКТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ, И ПОВЫШЕНИЕ БОЕВОЙ МОЩИ СВОЕГО ОРУЖИЯ, и РАЗУМНЫЕ НОВШЕСТВА В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНИКИ, И РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНО­ СТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КЛАССОВ И ТИПОВ КО­ РАБЛЕЙ». Эти слова можно смело использовать для характеристики штурмовика Гуляева, настоящего мастера своего дела, блестящего знатока своего оружия и офицера с «беспокойным» характером. Став однажды на путь творческих исканий, он внес немало нового в так­ тику штурмовиков, в практику их боевой работы и боевой учебы. Не­ которые новшества, введенные Гуляевым, в частности сбор после взлета, стали известны в других подразделениях и ныне успешно применяются летчиками. «Человек сильной воли и непоколебимого мужества, отважный и хладнокровный в бою, смело смотр ящий смерти в лицо, он перенял не только лучшие черты героев, но и их мастерство... не было ,еще случая, чтобы Гуляев не точно выполнил приказ, не приложил бы всех сил и умения, чтобы достичь цели»,—так характеризовал Гуляева командующий ВВС. Это мужество и мастерство давали Гуляеву уве­ ренность в превосходстве его тактики—тактики советского офицера, выработанной и совершенствующейся в жестоких боях с врагом, — над порочной, авантюристической и шаблонной тактикой немцев. «ИСКУССТВО БОЯ ЛИШЬ ТОГДА ЯВЛЯЕТСЯ ПОДЛИННЫМ ИСКУССТВОМ, КОГДА ОНО НЕПРЕРЫВНО РАЗВИВАЕТСЯ, ВИДОИЗМЕНЯЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ОБСТАНОВКОЙ» — этот тезис лежит в основе успехов и всей работы штурмовика Гуляева, нанесшего своими ударами немалый урон немецко-фашист­ ским извергам здесь, на Севере. Этот же тезис лежит в основе работы Гуляева с подчиненными, которых он учит искусству ведения победо­ носного боя. Редакция «Североморского летчика» обратилась к т. Гуляеву и его товарищам с просьбой рассказать на страницах газеты о работе над освоением новых форм и методов ведения боя, которые прочно вошли в жизнь подразделения. Публикуем сегодня статью т. Гуляева и часть выступлений летчиков, которых он обучал групповому бомбо­ метанию и умелому использованию «Ил-2» в качестве пикировщика. БОМБОВЫЙ ЗАЛП н е в р и р о в а л между разры­ вами снарядов и прицельно сбросил свой груз. Настигнув цель, наша ше­ стерка попарно вошла в пики­ рование и одно­ временно обру­ шила бомбы всех шести са­ молетов. Это был настоя­ щий бомбовый залп. Летчики наблюдали о г ­ ромные взры­ вы и пожары. Опыт войны учит, что для того, чтобы всегда наверня­ ка поражать цель бомбой, нужна постоян­ ная тренировка в бомбомета­ нии. Старший лейтенант М. ТАМАРОВ. ШЕ С Т Е РКИ В мае и июне летчики нашего подразделения наряду с боевой работой, уси­ ленно трениро­ вались в груп­ повом бомбо­ метании с пи­ кирования. Используя к аж ­ дый день благо­ приятной пого­ ды, мы парами и четверками ходили бомбить но полигону, добиваясь о т ­ личных попада­ ний. В воздухе и на земле не­ оценимую по­ мощь каждому из нас оказы ­ вал наш коман­ дир, опытный бесстрашный штурмовик к а ­ питан Гуляев. Мне несколь­ ко раз приходи­ лось водить на тренировки вначале пару, потом четверку. В большин­ стве случаев моими ведомыми бы­ ли молодые летчики. Помню, как впервые мы в паре с младшим лей­ тенантом Ушаковым вылетели на полигон. Тогда под крыльями на­ ших самолетов еще не было бом§. Ушаков, следуя за мной, трениро­ вался в «холостом» ударе по цели. Но уж е тогда, наблюдая за нами с земли, капитан Гуляев требовал от меня и от ведомого грамотного захода на цель, точности в прице­ ливании и, главное, умелого про­ тивозенитного маневра. Ушаков о к а за л с я способным бомбардиром. Вскоре группа молодых летчиков вошла в строй. Стремясь как .можно скорее пойти на боевое за­ дание, они с нетерпением ждали дня, ко гд а им разрешахитти в бой. Не т ак давно шестерке «Илью­ шиных» была поставлена задача нанести вместе с другими группами бомбовый удар по порту и кораб­ лям в Киркенесе. На мою долю выпало быть ведущим группы, в со­ став которой входило несколько мол одых 'экипажей. В этом вылете впервые на бое­ вое задание ходил младший лей­ тенант Смородин. Хорошая подго­ товка, которую получил летчик в полигонных условиях, сказалась и ,на его действиях в бою: Смородин спокойно встречал зенитный огонь, умело вслед за ведущим ма« Летчик-штурмовик старший лейтенант М. Тамаров — воспи­ танник капитана С. Гуляева. Фото И. Михёеьа, Капитан С. Гуляев технику группового бомбометания Условия северного участка фронта и характер целей, по ко­ торым приходится действовать на­ шей ударной авиации, придают осо­ бое значение группе, как основной тактической единице. И сключи ­ тельную роль приобретает в связи [С этим вопрос подготовки слетан- ных групп, отработки техники груп­ пового бомбометания. В этой статье мне хочется рас­ сказать, как мы в своем подр азд е­ лении организуем обучение летно- fo состава. У нас установилось правило: в каждом случае прихода молодых летчиков проводить контроль их индивидуальной техники пилотиро­ вания и навыков групповой слетан­ ности. Это дает возможность командиру еще до того, как н а­ чать боевое обучение, правильно оценить способности к аж д о го пи ­ лота и в дальнейшем определить нужное количество полетов и вре­ мени для подготовки полноценного штурмовика. Таким образом, уже в самом начале обучение принимает .характер диференцированный, т. е. каждый обучающийся проходит свою программу. Лучше всего начинать отработ­ к у учебного бомбометания сразу в группе (первоначально парой, по­ том четверкой и т. д.), посколько в боевых условиях летчикам т а к ­ же приходится действовать груп­ пой. Отработка бомбометания в группе имеет ещ е и то преимуще­ ство, что, во-первых, значительно ■сокращается срок ввода в строй молодых летчиков и, во-вторых, приучает их сразу к групповой слетанности и групповому огню. Л етая в паре с опытным летчи­ ком, обучающийся вначале повто­ ряет все то, что делает ведущий. Гак он приобретает навыки в вы ­ ходе на цель, практи куется в вы­ боре моменту ввода в пикирование л необходимого угла пикирования, учится прицеливаться и выводить самолет на определенной высоте, а также тренируется в противозе­ нитном маневре и отходе от цели .парой. Не так давно к нам в по д р азд е­ ление пришел младший лейтенант Ушаков. При проверке техники пи ­ лотирования и теоретических зн а­ ний Ушакова мной было установле­ но, что для отработки бомбометания и группового маневра в паре ему д о ­ статочно 3—4 полета. Ушакова мы прикрепили к опытному летчику- .снайперу старшему лейтенанту Та- марову. Начав последовательное прохождение всех элементов бом- Капитан С. Гуляев принадлежит к плеяде советских летчиков, ко ­ торые, развивая лучшие традиции сталинской авиации, вносят свое новое в ее тактику и ее боевое применение. Известно, что условия нашего театра военных действий и специ­ фическое воздействие на про­ тивника воздушных сил флота потребовали от штурмовиков ново­ го в их боевом использовании. «Ильюшин-2» потребовался, как пикирующий бомбардировщик, как ударная сила, которая могла бы вести активную борьбу с в раже­ ским флотом. ^ Штурмовики Михайлов, Павлов, •Гуляев, Осыка первыми на Севере начали осваивать «Илыошин-2» в роли пикирующего бомбардиров­ щика. Это являлось новым, прин­ ципиально отличающимся от ранее известных методов бомбометания и, естественно, требовало большой инициативы, выдумки, совершен­ ства. Положение усугублялось тем, что на штурмовике не имелось прицела, с помощью которого л е г ­ ко можно производить точное при­ целивание. Но настойчивость и твердость в достижении цели, страстное ж елани е взять от боевой ■техники все, что она может дать, привели к тому, что экип ажи бы ­ стро освоили это новое дело. И уже вскоре капитан Гуляев стано­ вится лучшим снайпером бомбоме­ тания по судам противника с пи­ кирования. Но Гуляев не только отличный боец. Он вместе с тем и отличный воспитатель, учитель летчиков. Он понимает, что успех боя зависит не от умения одного или двух, а от умения всех, участвующих в этом бою. Гуляев не удовлетворяется только личными успехами. Он с т р е ­ мится к тому, чтобы к аждый л е т ­ чик был отличным мастером своего дела. Он любовно и терпеливо ра­ стит молодые летные кадры. Всем известны имена учеников Г у л я е ­ ва, штурмовиков Васильева, Б е л а ­ шова, Гусева, Тамарова и других, в боях снискавших себе славу. Воспитанию и обучению моло- Лейтенант А. Казаков ПО ПРИМЕРУ КАПИТАНА ГУЛЯЕВА Летчик-штурмовик старший лейтенант Е. Гусев—воспитанник капитана С. Гуляева. Фото И. Михеева. -----О ----- бометания, пара Тамаров—Ушаков быстро добилась хороших р езул ь ­ татов. В первом вылете ведущий (Несколько раз показал Ушакову вых од на цель и одновременный холостой удар с пикирования, во втором, кроме этого, ведомый вместе с ведущим производил ин­ дивидуальное прицеливание со сбрасыванием бомбы. Ушаков д о ­ бился хороших показателей в бом­ бометании парой через 4 полета. Техника выполнения бомбомета­ ния нами установлена следующая. ,После взлета и набора высоты п а­ ра обычным боевым порядком при­ ходит на полигон. Перед выходом на цель, по сигналу ведущего «приготовиться к атаке», ведомый оттягивается на 70— 100 метров с интервалом от 15 до 30 метров и принижением 15—20 метров. Такое построение дает возможность л е т ­ чикам производить необходимый противозенитный маневр я на по ­ вышенной скорости сближаться с целью. П о достижении нужной д и ­ станции ведущий, опуская нос са­ молета, определяет момент ввода в пикирование и доворотом на 15—30 градусов точно выходит на цель. Ведомый повторяет маневр в е д у ­ щ е г о и одновременно с ним вхо­ ди т в пикирование. Бомбометание по ведущему ■— ^малоэффективное бомбометание. Мы требуем индивидуального при­ целивания от к ажд ого летчика группы. дых летчиков капитан Гу ляев при­ дает исключительно важное значе­ ние. Дер зкий и отважный в бою, он на земле превращается в скромно­ го и терпеливого педагога. Гуляев часами просиживает с летчиками за беседой—простой, доходчивой и понятной. Много практических со­ ветов, необходимых в бою, он еж едн евн о д ает молодым летчи­ кам. К о г д а он беседует с подчи ­ ненными, беседа кажется простой. ■Но он вместе с этим и строго тре­ бует. С особой силой и энергией к а ­ питан принялся за обучение моло­ дых летчиков, не так давно при­ бывших >в наше подразделение. Быстро он ввел их в строй, научил бомбометанию с пикирования парой и четверкой. В подразделении все летчики по примеру командира д о ­ биваются тол ько снайперского бомбоудара. Мне одн аж ды д о в е ­ лось присутствовать на полигоне, где производил тренировочное бом ­ бометание достойный ученик Г у ­ л я е в а—-старший лейтенант Т ам а­ ров. Когда с земли но радио ему передали, что первая бомба попала в «корму», Тамаров ответил: «Это пристрелочная. Остальные будут ■все в центре». И положил все бомбы в «яблоч­ ко». В результате повседневной тре­ нировки мы пришли к выводу, что лучше всего производить прицели­ вание по обрезу капота мотора. Практически это д ел ается так. Летчик, опуская нос самолета и увеличивая скорость с постепен­ ным доворотом д о 15—30 градусов (цель находится в его видимости), точно выходит на ц ель и плавно входит в пикирование с таким рас­ четом, чтобы ц ель все время про­ с м а л и в а л а с ь через капот. При у г ­ л е пикирования 35—40 градусов бомбы л ожатся точно в то место, которое видно по обрезу мотора. Сбрасывание бомб производится на пикировании перед самым мо­ ментом вывода. Мы уже говорили, что главное для летчика, обучающегося бом­ бометанию с пикирования,—усвое­ ние правильного выхода на цель. Э т о обеспечивает поражение ее как по дальности, так и по боково­ му уклонению. Следует отметить, что одной из частых ошибок моло­ ды х ненатренированных летчиков и является неточный выход на цель. Чтобы избежать этого, надо на­ учить молодых летчиков при вводе в пикирование производить неболь­ шие, плавные довороты с о п у ск а­ нием носа самолета на цель. Другой очень характерной ошиб­ кой молодых является н екоорди ­ нированный ввод самолета в пики­ рование. Последний создает снос самолета и вызывается тем, что .летчик, производя доворот, делает к рен и дает ногу по1довороту на цель, но во время выправления самолета забывает дать обратную ногу и ручкой загоняет шарик у к а ­ зателя поворота в сторону. Чтобы .избежать этого, надо одновременно с выправлением крена давать о б ­ ратную ногу и следить, чтобы ш а ­ рик был в центре. Надо сказать, что при первых выл етах эта ошиб­ ка остается незамеченной, и бом­ бы ложатся с боковым у к л он е­ нием. Тренируя молодых летчиков в бомбометании, мы стараемся п л а ­ нировать полеты так, чтобы они протекали в различных метеороло­ гических условиях. Так, например, рое экипажи .п о д р а зд е л е н и я уже бомбили при боковом ветре. П о ­ правка на ветер учитывается уп ­ реждением в прицеливании при среднем боковике по кромке цели с наветренной стороны. Одним из важнейших элементов группового удара является четкий и организованный отход группы. .Поэтому при обучении молодых летчиков надо всячески добиваться хорошей слетанности пар. Н адо ■сказать, что у нас в этом о тноше­ нии уж е достигнуты неплохие р е­ зультаты. Совсем молодая пара лейтенанта Лаврова, участвовавшая в боевой операции, может с л ужи ть образцом д л я других. Ведомый младший лейтенант т. Смородин отлично д ержи тся своего в е д ущ е ­ го. Организуя учебные полеты на бомбометание, мы почти всегда практикуем одновременное занятие н а д полигоном нескольких пар, к о ­ т оры е подымаются в воздух с н е­ большим интервалом. Н аш полигон позволяет д ерж ат ь в воздухе 2—3 пары. Причем, если две из них р а ­ ботают на полигоне, то одна в это время занимается другими у п р аж ­ нениями (полет строем, стрельбы по конусу и пр.). Д л я руководства полетами на бомбометание, как правило, вы д е ­ ляются два опытных офицера, один и з которых находится н а старте аэродрома, а др у го й—на полигоне. Оба они имеют радиосвязь с э к и ­ пажами и во-время указывают летчикам на допущенные ими ошибки, сообщают результаты бом ­ бометаний и т. д. Опыт ввода в строй молодых штурмовиков показывает, что по отработке бомбометания и маневра парами можно л егк о переходить к отработке группового бомбомета­ ния четверок и шестерок.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz