Североморский лётчик. 1944, июль.

2- СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Почему в моторе появляется стружка? Наши претензии к летчикам 1ехническому составу, эксплоа- тирующему моторы нашего типа, ■иногда приходится встречаться с таким дефектом, как появление ме­ таллической стружки. Этот весьма опасный дефект становится до­ вольно частым аргументом' ожив­ ленных бесед, споров, дискуссий. О причинах появления стружки го­ ворят и толкуют многие техники и летчики. Вопрос появления стружки не так давно обсуждался и техниками нашего подразделения. На приме­ рах из опыта эксплоатации мотора мы лишнийраз убедились в том, что наряду с главной причиной появления стружки — работоймо­ тора на загрязненном масле, есть ряд других причин, вызывающих данныйдефект. В связи с этим в своей статье я хочу остановиться на одном вопросе, касающемся эксплоатации мотора в воздухе, и пред’явить некоторым товарищам свои претензии. Будем ссылаться на факты. Во время выполн&шяодного бое­ вого задания летчик нашего под­ разделения т. Бердников при пол­ ностью данном газе резко пикиро­ вал до бреющего полета с высоты порядка 5—6 тысяч. В результате мотор дал сильную раскрутку винта, а последнее вызвало масля­ ное голодание в коренных под­ шипниках коленчатого вала. Ясно, что подобныйслучайв полете дал значительное повышение темпера­ туры масла. Как рассказывал сам Бердников, мотор до того был пе­ регрет, что долгое время не реаги­ ровал на открытие и закрытие шторок масляного радиатора. По­ слеполетныйосмотр, проведенный техником, выявил значительный перегрев мотора и, как следствие этого, в фильтре «Куно» была об­ наружена металлическая стружка слоем в 0,5 см. Стоило Бердникову еще 2—3 минуты продержаться в воздухе, как мотор заклинил бы и сдал. Не менее характерен случай, происшедший у нас недавно с лет­ чиком Кондратьевым. На взлете т. Кондратьев дал мотору чрезмер­ но большие обороты (стрелка та­ хометра показывала около 3.200 об/мин). Произведя немедленно по­ садку, летчик сообщил о проис­ шедшем технику—температура ма­ сла превышала нормальную. Одна­ ко на моторе сначала никаких де­ фектов не было обнаружено, и са­ молет через некоторое время под­ нялся в воздух. Пролетав надаэро­ дромом около 45 минут, летчик вторично приземлился и опять-та- ки по причине перегрева масла. На этот раз в фильтре «Куно», как и в первом случае, мы обнаружили металлическую стружку. Анализируя эти примеры, можно сделать вывод, что вобоих случаях причинойпоявления стружки сле­ дует считать неграмотнуюэксплоа- тацию мотора летчиком в воздухе. В самом деле почему у т. Берд­ никова произошла раскрутка винта? Дело в том, что летчик неправильно подобрал обороты винта к данному режиму работы мотора. У Бердникова был облег­ ченныйвинт, который не соответ­ ствовал наддуву, и поэтому на большойскорости при пикировании дал раскрутку. Известно, что наш мотор «тяжелее» других моторов переносит хотя бы временное и не­ значительное ухудшение смазки. Именно поэтому на моторе и по­ явилась стружка, В другом случае повинен в де­ фекте, не только летчик, но и тех­ ник. Поскольку мотор на взлете развивал число оборотов больше нормального, это говорило уже о том, что не все в порядке с вин- том. Вннт был неправильно уста­ новлен и отрегулирован, оказался легким. Характерно и то, что стружка появилась не сразу, а спустя некоторое время. Оба эти случая обязывают сра­ зу же после малейшего перегрева мотора: техников—принимать сроч­ ные меры к установлению и устра­ нению причины; летчиков—о каж­ дом таком факте немедленно сооб­ щать технику и инженеру. Появление металлической струж­ ки может происходить от многих причин, зависящих и от техников, и от летчиков, и от производства. Выяснение причин, глубокий ана­ лиз их даст возможность избежать этого дефекта, еще лучше и гра­ мотнее эксллоатировать мотор. Выступая в нашейгазете, я при­ глашаю и других техников и лет­ чиков высказать свои соображения по этому вопросѵ. Поговорим о причинах появления стружки! Старшийтехник-лейтенант М. ПАПЫРИН. - о - Проклятый немец оборвал молодую жи знь Весной этого гада комсорг под­ разделения младший лейтенант ДмитрийДзюба одержал первую победу. Он подбил вражеский истребитель и заставил его сесть на нашейтерритории. Летчик-фа­ шист был взят в плен. Радуясь победе боевого товари­ ща, комсомольцы подразделения написали письмо матери Дзюбы, в котором подробно рассказали об успехах молодого воина. На днях пришел публикуемый ниже ответ Аксиньи Михайловны. «Привет с освобожденнойУкра­ ины отважным североморским летчикам! —Разрешите поблаго­ дарить и передать товарищам и друзьям моего любимого сына материнскийпривет. Дорогие сыночки! Письмо ва­ ше, в котором вы рассказываете о боевых делах моего сына, я по­ лучила и бесконечно этому рада. Из письма я узнала, что вы креп­ ко мстите немцам, которые пыта­ лись сгубить мою жизнь, но успе­ ли лишь разграбить и сжечь наше колхозное богатство. Я рада, что мойсынок—Дмит­ риймстит врагу-немцу. Пусть он еще крепче бьет фрицев и отом­ стит за гибель своих любимых братьев, за сестру іГдетейих. Проклятый немец оборвал жизнь моих любимых детей и внуков. Прошу вас, товарищи, еще крепче бить фашистскую гадину, отомстить врагу за зло­ действо. Желаю вам успехов в жизни. С материнским приветом! Аксинья Михаиловна ДЗЮБА». АВНАЦИИ ТОРПЕДОНОСЕЦ «МОРСКОЙ ВОЛК» Об-во „Консоли- дэйтед-Вулти” вы­ пускает самые мощные в мире торпедоносцы „Морской волк". Торпедная и бом­ бовая нагрузка — — ---- -— — [5 июля 1944 г., №> 167 (237), Герой Советского Союза гвардии подполковник А. Ефремов нового самолета равна примерно В тонн. Все осталь­ ные данные дер­ жатся в секрете. Но сообщается, что вооружение, броня, скорость полета и радиус действия .Морско­ го волка* превос­ ходят все показа­ тели подобного типа самолетов. „Модель Эрплен Ньюо* З А П И С К И М О Р С К ОГО Л Е Т ЧИ К А 1. НА ЗАПОЛЯРНОМ АЭРОДРОМЕ # ПРОШЕДШЕЕ И НАСТОЯШЕІ ВЕЛИКАЯ ШКОЛА ВОИНЫ Когда я выхожу из землянки командного пункта, передо мной простирается огромное летное по­ ле. Мне не доводилось бывать на этом аэродроме в начале войны, но по рассказам ветеранов северо­ морской авиации я знаю, что аэро­ дром, с которого начинал воевать легендарный летчик Северного флота Борис Феоктистович Сафо­ нов, три года тому назад был кро­ хотным «пятачком» каменистой земли, сдавленным со всех сторон сопками, озерами, болотами. Не­ сколько эскадрилий, теснившиеся на «пятачке», отражали тогда яро­ стный натиск германских авиа­ ционных эскадр. О коренных изменениях, проис­ шедших в ходе воздушной войны на Севере, повествует мне многое: и простор летного поля, раздви­ нувшего гранитные скалы и веко­ вые трясины, и бесконечные ряды отличных боевых машин, вытя­ нувшиеся по обочинам аэро­ дрома. О том же свидетель­ ствует и наступательный характер боевых действий наших морских военно-воздушных сил на Севере, увеличивающаяся с каждой опе­ рацией сила ударов летчиков-севе- роморцев по коммуникациям и ба­ зам противника в Баренцевом мо­ ре. Много пережили и испытали ■офицеры и бойцы, воюющие с пер­ вого дня войны. Тогда у нас было еще мало опыта, но от боя кбою мы постигали науку побеждать много­ опытного врага. Морские летчики, как и все моряки, помогали Крас­ нейАрмии отстаивать каждую пядь советской земли. Если на Севере бронированным немецким чудови­ щам так и не удалось-доползти до 2. ВОЙНА НАЧИНАЕТСЯ % Войну с немцами я встретил на Балтике. Утром 22 июня по сигналу боевой тревоги я явился на аэро­ дром. — Капитан, — коротко сказал мне командир полка полковник Преображенский, — приводи*в бое­ вую готовность материальную часть, Спустя несколько часов быдо передано по радио выступление •Вячеслава Михайловича Молотова. Война! Молча, сжав кулаки, стояли мы у репродуктора: не верилось, что в миновавшую июньскую ночь, та­ кую спокойную и мирную, произо­ шло нечто, низвергнувшее на горо­ да и села, на зазолотившиеся ни­ вы и цветущие сады всеуничто- жающее пламя войны. Это сдела­ ли фашистыі Это сделали немцы! Это сделал Гитлер! Мы думали не о себе: военный летчик с той самой минуты, когда инструктор впервые поднимает его на учебной машине, готовится к другой минуте’, когда ему выпа­ дает счастье поднять свою боевую машину, чтобы защищать Родину. Война и защита Отечества для лю-‘ бого военного летчика, как и для любого офицера армии и флота, — профессиональный долг, и к мысли іо грядущих боях, трудностях и опасностях он привыкает еще в годы учебы в военнойшколе, а за­ тем—в процессе боевой подготов­ ки в частях. С сегодняшнего дня нам предстояло сражаться с фа­ шистами, со злейшими^врагами Со­ ветского Союза и великих прин­ ципов, провозглашенных партией Ленина — Сталина, и каждый из нас, как воин и коммунист, глубо­ ко понимал величие миссии, воз­ лагаемой на него Родиной. По вместе с тем, никто из нас не мог отрешиться от мысли о том, что наш народ и наша страна долж­ ны будут пройти через величай­ шие испытания. Мы отдавали себе отчет в тех чисто военных преимуществах, которыми на пер­ вых порах располагал противник. В числе этих преимуществ была наших аэродромов, то вспомним время, когда балтийцы и черномор­ цы вынуждены были отходить от издавна обжитых морских и авиа­ ционных баз, чтобы с новых рубе­ жейи аэродромов с-еще большим упорством и самоотверженностью лподолжать защищать свою Ро­ дину. Мы выстояли потому, что для нас не было ничего дороже чем свобода, честь и независи­ мость советской отчизны, потому что мы ненавидели врага, пося­ гнувшего на счастье наших отцов и матерей, жен и детей, потому, что нашим полководцем былИосиф Виссарионович Сталин, и мы зна­ ли: наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами. Летчики-балтийцы и летчики- старые аэродромы Кавказа, Кры­ ма и Финского залива, к 1 мая 1944 года более 3/4 оккупи­ рованной советской земли были очищены от немецко-фашистского ига, и сейчас Красная Армия, вы­ полняя первомайскийприказ свое­ го Верховного Главнокомандующе­ го, очищает от фашистских захват­ чиков всю нашу землю и восста­ навливает государственные грани­ цы Советского Союза по всей ли-1 нин, от Черного до Баренцева мо­ ря. Отсалютовав войскам Ленин­ градского фронта, освободившим Выборг, Родина салютовала вой­ скам Карельского и Белорусского фронтов, освободившим столицы союзных республик — Петроза- водск, Минск и Вильнюс. Мы изгоняем с советской земли смертельно раненого фашистского зверя, чтобы добить его в соб­ ственной берлоге. По север­ ным берлогам гитлеровцев бьют сейчас североморцы: стелется над Киркенесом дым пожарищ, в фиордах Баренцева моря плавают щепы потопленных фашистских ко­ раблей. Война еще не окончена, враг бу­ дет сопротивляться с бешенством отчаяния. Немало трудностей предстоит преодолеть каждому летчику прежде, чем громовые залпы торжественного салюта не возвестят об окончательнойпобеде. .Последние решительные бои будут ожесточенными и упорными, авиа­ ционной молодежи следует быть к нимготовой. Для тех молодых лет­ чиков, которые недавно пришли в ряды морской авиации, я главным образом и предназначаю отрывки своих воспоминаний. черноморцы возвратились уже на САМОЛЕТЫ ИДУТ НА МЕМЕЛЬ ф НАЛЕТЫ НА ДВИНСК внезапность нападения, наличие отмобилизованных и, очевидно, давно уже готовых к вторжению армий и, нако-нец, опыт, приобре­ тенный за время военных дейст­ вийв Европе. О наших силах я мог судить, в основном, по авиации Балтики. В эскадрильи, которой в на­ чале войны командовал . я, при­ мерно половина летчиков получи­ ла боевое крещение в 1939—40 гг., но остальные летчики были необ­ стрелянными воинами, недавно оперившимися птенцами. В числе других молодых летчиков, входив­ ших тогда в мою эскадрилью и впервые начинавших воевать, нахо­ дились летчики Бунимович и Раз­ гоняй—вбудущем Герои Советско­ го Союза. іКак бы значителен ни был пере­ вес в силе, и опыте у немцев, наши летчики были преисполнены реши­ мости во что быто ни стало, любой ценой и любыми жертвами от­ стоять свое Отечестве. Веря в ко­ нечную победу советского парода, они готовы были драться до по­ следнего, лишь бы уничтожить врага. Первая операция, в которой мне довелось участвовать, — массиро­ ванныйналет «а немецкую военно- морскую базу в Мемеле. В опера­ ции участвовало значительное чи­ сло самолетов. В подобных опера­ циях мне, бывалому летчику, при­ нимать участие1еще не приходи­ лось. В тот раз я вел на Мемель де­ сятку бомбардировщиков. 'Плохие метеоусловия затрудня­ ли полет, но вместе с тем способ­ ствовали внезапности удара. Мы знали, что на подходе к цели и над самой целью нас ожидает сильный зенитный огонь, и я .нес­ колько тревожился за шедших вслед за мной молодых летчиков, которым предстояло впервые испы­ тать противодействие вражеской зенитнойартиллерии. IІо мои ведо­ мые-те же Бунимович, Разгонии и другие—-показали себя молодца­ ми.. Внезапность удара и грамотные действия летчиков содействовали успеху операции: мы сбросили по 5 бомб среднего веса, отчетливо видели пожары и взрывы и верну­ лись без потерь. Более сложными оказались наши налеты на Двинск, уже захвачен­ ныйнемецкими войсками. На мар­ шруте до цели погода неизменно бывала плохой. Прижатые низкой облачностью, самолеты шли обыч­ но на высоте 50— 100 метров. Од­ нако у самого Двинска дождевая завеса обрывалась, открывая ясное небо. Некоторые группы самолетов, по неопытности ведущих, пыта­ лись на виду у противника наби­ рать высоту до 3-4 тысяч метров. Тем самым они демаскировали се­ бя и давали время патрулирующей и поднятойс аэродрома истреби­ тельной авиации противника ата­ ковать наши ударные самолеты. Получив задание на бомбарди­ ровку Двинска, я решил вывести свою эскадрилью на-цель не обыч­ ным путем. Сперва мышли темже маршрутом и на тойже высоте — 50—100 метров, но, приближаясь к цели, меняли маршрут и, обойдя Двинск, заходили в тыл противни­ ка, стараясь при этом итти над наименее заселенной местностью, чтобы не быть засеченными вра­ жескими постами. Скрытый выход на цель из тыла застигал против­ ника врасплох и не давал ему воз­ можности своевременно поднять- своих истребителей. Мы бомбили с высоты 300 метров и, как правило,, нанеся успешный бомбовый удар»- возвращались домой без потерь. Какие выводы сделал я и мои летчики из этих первых удачно’ проведенных операций? В любом полете всегда надо Д о~ биваться внезапности удара по вра­ гу. Внезапность же достигается умелым использованием метео­ условий и выбором маршрута, обе­ спечивающего скрытность полета. Вместе с тем мы убедились, что, уступая еще врагу по численности и технической оснащенности, мы1 состоянии наносить фашистам весьма чувствительные удары, если будем стараться воевать ііо*сув°* роаски: «Не числом, а умением»»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz