Североморский лётчик. 1944, июль.
2- СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Почему в моторе появляется стружка? Наши претензии к летчикам 1ехническому составу, эксплоа- тирующему моторы нашего типа, ■иногда приходится встречаться с таким дефектом, как появление ме таллической стружки. Этот весьма опасный дефект становится до вольно частым аргументом' ожив ленных бесед, споров, дискуссий. О причинах появления стружки го ворят и толкуют многие техники и летчики. Вопрос появления стружки не так давно обсуждался и техниками нашего подразделения. На приме рах из опыта эксплоатации мотора мы лишнийраз убедились в том, что наряду с главной причиной появления стружки — работоймо тора на загрязненном масле, есть ряд других причин, вызывающих данныйдефект. В связи с этим в своей статье я хочу остановиться на одном вопросе, касающемся эксплоатации мотора в воздухе, и пред’явить некоторым товарищам свои претензии. Будем ссылаться на факты. Во время выполн&шяодного бое вого задания летчик нашего под разделения т. Бердников при пол ностью данном газе резко пикиро вал до бреющего полета с высоты порядка 5—6 тысяч. В результате мотор дал сильную раскрутку винта, а последнее вызвало масля ное голодание в коренных под шипниках коленчатого вала. Ясно, что подобныйслучайв полете дал значительное повышение темпера туры масла. Как рассказывал сам Бердников, мотор до того был пе регрет, что долгое время не реаги ровал на открытие и закрытие шторок масляного радиатора. По слеполетныйосмотр, проведенный техником, выявил значительный перегрев мотора и, как следствие этого, в фильтре «Куно» была об наружена металлическая стружка слоем в 0,5 см. Стоило Бердникову еще 2—3 минуты продержаться в воздухе, как мотор заклинил бы и сдал. Не менее характерен случай, происшедший у нас недавно с лет чиком Кондратьевым. На взлете т. Кондратьев дал мотору чрезмер но большие обороты (стрелка та хометра показывала около 3.200 об/мин). Произведя немедленно по садку, летчик сообщил о проис шедшем технику—температура ма сла превышала нормальную. Одна ко на моторе сначала никаких де фектов не было обнаружено, и са молет через некоторое время под нялся в воздух. Пролетав надаэро дромом около 45 минут, летчик вторично приземлился и опять-та- ки по причине перегрева масла. На этот раз в фильтре «Куно», как и в первом случае, мы обнаружили металлическую стружку. Анализируя эти примеры, можно сделать вывод, что вобоих случаях причинойпоявления стружки сле дует считать неграмотнуюэксплоа- тацию мотора летчиком в воздухе. В самом деле почему у т. Берд никова произошла раскрутка винта? Дело в том, что летчик неправильно подобрал обороты винта к данному режиму работы мотора. У Бердникова был облег ченныйвинт, который не соответ ствовал наддуву, и поэтому на большойскорости при пикировании дал раскрутку. Известно, что наш мотор «тяжелее» других моторов переносит хотя бы временное и не значительное ухудшение смазки. Именно поэтому на моторе и по явилась стружка, В другом случае повинен в де фекте, не только летчик, но и тех ник. Поскольку мотор на взлете развивал число оборотов больше нормального, это говорило уже о том, что не все в порядке с вин- том. Вннт был неправильно уста новлен и отрегулирован, оказался легким. Характерно и то, что стружка появилась не сразу, а спустя некоторое время. Оба эти случая обязывают сра зу же после малейшего перегрева мотора: техников—принимать сроч ные меры к установлению и устра нению причины; летчиков—о каж дом таком факте немедленно сооб щать технику и инженеру. Появление металлической струж ки может происходить от многих причин, зависящих и от техников, и от летчиков, и от производства. Выяснение причин, глубокий ана лиз их даст возможность избежать этого дефекта, еще лучше и гра мотнее эксллоатировать мотор. Выступая в нашейгазете, я при глашаю и других техников и лет чиков высказать свои соображения по этому вопросѵ. Поговорим о причинах появления стружки! Старшийтехник-лейтенант М. ПАПЫРИН. - о - Проклятый немец оборвал молодую жи знь Весной этого гада комсорг под разделения младший лейтенант ДмитрийДзюба одержал первую победу. Он подбил вражеский истребитель и заставил его сесть на нашейтерритории. Летчик-фа шист был взят в плен. Радуясь победе боевого товари ща, комсомольцы подразделения написали письмо матери Дзюбы, в котором подробно рассказали об успехах молодого воина. На днях пришел публикуемый ниже ответ Аксиньи Михайловны. «Привет с освобожденнойУкра ины отважным североморским летчикам! —Разрешите поблаго дарить и передать товарищам и друзьям моего любимого сына материнскийпривет. Дорогие сыночки! Письмо ва ше, в котором вы рассказываете о боевых делах моего сына, я по лучила и бесконечно этому рада. Из письма я узнала, что вы креп ко мстите немцам, которые пыта лись сгубить мою жизнь, но успе ли лишь разграбить и сжечь наше колхозное богатство. Я рада, что мойсынок—Дмит риймстит врагу-немцу. Пусть он еще крепче бьет фрицев и отом стит за гибель своих любимых братьев, за сестру іГдетейих. Проклятый немец оборвал жизнь моих любимых детей и внуков. Прошу вас, товарищи, еще крепче бить фашистскую гадину, отомстить врагу за зло действо. Желаю вам успехов в жизни. С материнским приветом! Аксинья Михаиловна ДЗЮБА». АВНАЦИИ ТОРПЕДОНОСЕЦ «МОРСКОЙ ВОЛК» Об-во „Консоли- дэйтед-Вулти” вы пускает самые мощные в мире торпедоносцы „Морской волк". Торпедная и бом бовая нагрузка — — ---- -— — [5 июля 1944 г., №> 167 (237), Герой Советского Союза гвардии подполковник А. Ефремов нового самолета равна примерно В тонн. Все осталь ные данные дер жатся в секрете. Но сообщается, что вооружение, броня, скорость полета и радиус действия .Морско го волка* превос ходят все показа тели подобного типа самолетов. „Модель Эрплен Ньюо* З А П И С К И М О Р С К ОГО Л Е Т ЧИ К А 1. НА ЗАПОЛЯРНОМ АЭРОДРОМЕ # ПРОШЕДШЕЕ И НАСТОЯШЕІ ВЕЛИКАЯ ШКОЛА ВОИНЫ Когда я выхожу из землянки командного пункта, передо мной простирается огромное летное по ле. Мне не доводилось бывать на этом аэродроме в начале войны, но по рассказам ветеранов северо морской авиации я знаю, что аэро дром, с которого начинал воевать легендарный летчик Северного флота Борис Феоктистович Сафо нов, три года тому назад был кро хотным «пятачком» каменистой земли, сдавленным со всех сторон сопками, озерами, болотами. Не сколько эскадрилий, теснившиеся на «пятачке», отражали тогда яро стный натиск германских авиа ционных эскадр. О коренных изменениях, проис шедших в ходе воздушной войны на Севере, повествует мне многое: и простор летного поля, раздви нувшего гранитные скалы и веко вые трясины, и бесконечные ряды отличных боевых машин, вытя нувшиеся по обочинам аэро дрома. О том же свидетель ствует и наступательный характер боевых действий наших морских военно-воздушных сил на Севере, увеличивающаяся с каждой опе рацией сила ударов летчиков-севе- роморцев по коммуникациям и ба зам противника в Баренцевом мо ре. Много пережили и испытали ■офицеры и бойцы, воюющие с пер вого дня войны. Тогда у нас было еще мало опыта, но от боя кбою мы постигали науку побеждать много опытного врага. Морские летчики, как и все моряки, помогали Крас нейАрмии отстаивать каждую пядь советской земли. Если на Севере бронированным немецким чудови щам так и не удалось-доползти до 2. ВОЙНА НАЧИНАЕТСЯ % Войну с немцами я встретил на Балтике. Утром 22 июня по сигналу боевой тревоги я явился на аэро дром. — Капитан, — коротко сказал мне командир полка полковник Преображенский, — приводи*в бое вую готовность материальную часть, Спустя несколько часов быдо передано по радио выступление •Вячеслава Михайловича Молотова. Война! Молча, сжав кулаки, стояли мы у репродуктора: не верилось, что в миновавшую июньскую ночь, та кую спокойную и мирную, произо шло нечто, низвергнувшее на горо да и села, на зазолотившиеся ни вы и цветущие сады всеуничто- жающее пламя войны. Это сдела ли фашистыі Это сделали немцы! Это сделал Гитлер! Мы думали не о себе: военный летчик с той самой минуты, когда инструктор впервые поднимает его на учебной машине, готовится к другой минуте’, когда ему выпа дает счастье поднять свою боевую машину, чтобы защищать Родину. Война и защита Отечества для лю-‘ бого военного летчика, как и для любого офицера армии и флота, — профессиональный долг, и к мысли іо грядущих боях, трудностях и опасностях он привыкает еще в годы учебы в военнойшколе, а за тем—в процессе боевой подготов ки в частях. С сегодняшнего дня нам предстояло сражаться с фа шистами, со злейшими^врагами Со ветского Союза и великих прин ципов, провозглашенных партией Ленина — Сталина, и каждый из нас, как воин и коммунист, глубо ко понимал величие миссии, воз лагаемой на него Родиной. По вместе с тем, никто из нас не мог отрешиться от мысли о том, что наш народ и наша страна долж ны будут пройти через величай шие испытания. Мы отдавали себе отчет в тех чисто военных преимуществах, которыми на пер вых порах располагал противник. В числе этих преимуществ была наших аэродромов, то вспомним время, когда балтийцы и черномор цы вынуждены были отходить от издавна обжитых морских и авиа ционных баз, чтобы с новых рубе жейи аэродромов с-еще большим упорством и самоотверженностью лподолжать защищать свою Ро дину. Мы выстояли потому, что для нас не было ничего дороже чем свобода, честь и независи мость советской отчизны, потому что мы ненавидели врага, пося гнувшего на счастье наших отцов и матерей, жен и детей, потому, что нашим полководцем былИосиф Виссарионович Сталин, и мы зна ли: наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами. Летчики-балтийцы и летчики- старые аэродромы Кавказа, Кры ма и Финского залива, к 1 мая 1944 года более 3/4 оккупи рованной советской земли были очищены от немецко-фашистского ига, и сейчас Красная Армия, вы полняя первомайскийприказ свое го Верховного Главнокомандующе го, очищает от фашистских захват чиков всю нашу землю и восста навливает государственные грани цы Советского Союза по всей ли-1 нин, от Черного до Баренцева мо ря. Отсалютовав войскам Ленин градского фронта, освободившим Выборг, Родина салютовала вой скам Карельского и Белорусского фронтов, освободившим столицы союзных республик — Петроза- водск, Минск и Вильнюс. Мы изгоняем с советской земли смертельно раненого фашистского зверя, чтобы добить его в соб ственной берлоге. По север ным берлогам гитлеровцев бьют сейчас североморцы: стелется над Киркенесом дым пожарищ, в фиордах Баренцева моря плавают щепы потопленных фашистских ко раблей. Война еще не окончена, враг бу дет сопротивляться с бешенством отчаяния. Немало трудностей предстоит преодолеть каждому летчику прежде, чем громовые залпы торжественного салюта не возвестят об окончательнойпобеде. .Последние решительные бои будут ожесточенными и упорными, авиа ционной молодежи следует быть к нимготовой. Для тех молодых лет чиков, которые недавно пришли в ряды морской авиации, я главным образом и предназначаю отрывки своих воспоминаний. черноморцы возвратились уже на САМОЛЕТЫ ИДУТ НА МЕМЕЛЬ ф НАЛЕТЫ НА ДВИНСК внезапность нападения, наличие отмобилизованных и, очевидно, давно уже готовых к вторжению армий и, нако-нец, опыт, приобре тенный за время военных дейст вийв Европе. О наших силах я мог судить, в основном, по авиации Балтики. В эскадрильи, которой в на чале войны командовал . я, при мерно половина летчиков получи ла боевое крещение в 1939—40 гг., но остальные летчики были необ стрелянными воинами, недавно оперившимися птенцами. В числе других молодых летчиков, входив ших тогда в мою эскадрилью и впервые начинавших воевать, нахо дились летчики Бунимович и Раз гоняй—вбудущем Герои Советско го Союза. іКак бы значителен ни был пере вес в силе, и опыте у немцев, наши летчики были преисполнены реши мости во что быто ни стало, любой ценой и любыми жертвами от стоять свое Отечестве. Веря в ко нечную победу советского парода, они готовы были драться до по следнего, лишь бы уничтожить врага. Первая операция, в которой мне довелось участвовать, — массиро ванныйналет «а немецкую военно- морскую базу в Мемеле. В опера ции участвовало значительное чи сло самолетов. В подобных опера циях мне, бывалому летчику, при нимать участие1еще не приходи лось. В тот раз я вел на Мемель де сятку бомбардировщиков. 'Плохие метеоусловия затрудня ли полет, но вместе с тем способ ствовали внезапности удара. Мы знали, что на подходе к цели и над самой целью нас ожидает сильный зенитный огонь, и я .нес колько тревожился за шедших вслед за мной молодых летчиков, которым предстояло впервые испы тать противодействие вражеской зенитнойартиллерии. IІо мои ведо мые-те же Бунимович, Разгонии и другие—-показали себя молодца ми.. Внезапность удара и грамотные действия летчиков содействовали успеху операции: мы сбросили по 5 бомб среднего веса, отчетливо видели пожары и взрывы и верну лись без потерь. Более сложными оказались наши налеты на Двинск, уже захвачен ныйнемецкими войсками. На мар шруте до цели погода неизменно бывала плохой. Прижатые низкой облачностью, самолеты шли обыч но на высоте 50— 100 метров. Од нако у самого Двинска дождевая завеса обрывалась, открывая ясное небо. Некоторые группы самолетов, по неопытности ведущих, пыта лись на виду у противника наби рать высоту до 3-4 тысяч метров. Тем самым они демаскировали се бя и давали время патрулирующей и поднятойс аэродрома истреби тельной авиации противника ата ковать наши ударные самолеты. Получив задание на бомбарди ровку Двинска, я решил вывести свою эскадрилью на-цель не обыч ным путем. Сперва мышли темже маршрутом и на тойже высоте — 50—100 метров, но, приближаясь к цели, меняли маршрут и, обойдя Двинск, заходили в тыл противни ка, стараясь при этом итти над наименее заселенной местностью, чтобы не быть засеченными вра жескими постами. Скрытый выход на цель из тыла застигал против ника врасплох и не давал ему воз можности своевременно поднять- своих истребителей. Мы бомбили с высоты 300 метров и, как правило,, нанеся успешный бомбовый удар»- возвращались домой без потерь. Какие выводы сделал я и мои летчики из этих первых удачно’ проведенных операций? В любом полете всегда надо Д о~ биваться внезапности удара по вра гу. Внезапность же достигается умелым использованием метео условий и выбором маршрута, обе спечивающего скрытность полета. Вместе с тем мы убедились, что, уступая еще врагу по численности и технической оснащенности, мы1 состоянии наносить фашистам весьма чувствительные удары, если будем стараться воевать ііо*сув°* роаски: «Не числом, а умением»»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz