Североморский лётчик. 1944, июль.

2 с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 14 июля 1944 г., № IG6 (236). Герой Советского Союза капитан 1-горанга И. Кольиакин И С ВЫСОКОГО Из морских глубин неба... Приближается День Военно-Морского Флота СССР. В этот традици­ онный праздник совет­ ской морской державы моряки всехфлотовбудут рапортовать Родине об успехах,достигнутых ими в боях с немецко-фа^ шистскими захватчика­ ми. Северный флот до­ ложит советскому наро­ ду, большевистской пар­ тии, Верховному Главно­ командующему Марша­ лу Советского Союза товарищу Сталину о по­ топления многих десят­ ков немецких кораблей, нашедших могилу в Ба­ ренцевом море, и о мно­ гих десятках немецких самолетов, сбитых над студеными водами За­ полярья. Великий Сталин учит нас никогда не останав­ ливаться на достигнутом, постоянно совершенст­ вовать наше мастерство, изо дня в день увеличи­ вать силу наших ударов по врагу. Тактическое взаимо­ действие кораблей, под­ водных лодок, торпед­ ных катеров с северо­ морской авиацией — за­ лог новых побед на се­ верном морском театре. Задача каждого офице­ ра флота — своим опы­ том, мастерством, твор­ ческой инициативой со­ вершенствовать и отра­ батывать практику на­ шего взаимодействия. Постоянныйобмен бое­ вым опытом между лет­ чиками и подводниками, думается мне, позволит еще бол:е расширить круг вопросов, обоюдно интересных офицерам подводных и воздушных сил--вопросов, безуслов­ но важных для осуществ­ ления нашей общей це­ ли—-полного уничтоже­ ния германского флота на Севере. Совмевтными ударами по вражеским конвоям, сокрушительными севе­ роморскими ударами из морских глубин и с вы­ сокого неба, мы добьем фашистскую гадину в Баренцовом море. Прославленный подвод ник Северного флота, Герой Советского Союза капитан 1-го ранга И. А. Колышкин. К ап ит а н 2-го р а н г а Л . Шорѳв ЛЕТЧИКИ И ПОДВОДНИКИ Взаимопомощь и взаимовыручка—-важные элементы нашего взаимодействия риантов тактического взаимодейст­ вия летчиков и подводников, а именно: последовательно чере­ дующихся ударов по неприятель­ скому конвою с воздуха и из мор­ ских глубин. Торпедная атака са­ молетов, последовавшая вслед за атакой подводной лодки, помогла подводникам уйти от врага, и в то же время предшествующая авиа­ ционному удару атака подводной лодки, приковав внимание и ору­ жие противника к воде и рас­ строив походный ордер конвоя, несомненно, содействовала эффек­ тивности действийлетчиков. По мере накопления боевого опы­ та моряками и летчиками круг во­ просов нашего взаимодействия рас­ ширяется, рождаются и отрабаты­ ваются новые приемы и варианты совместных действий на море. Иными словами, размах, который приобретает наша борьба на вра­ жеских коммуникациях, требует наиболее тесного содружества под­ водников и авиаторов. На страни­ цах «Североморского летчика» мне хочется сделать несколько предло­ жений, касающихся взаимопомощи и взаимной выручки в бою. Бывает, что, выходя на цель, лет­ чики видят не только основную группу кораблей противника, но и одиночные корабли охранения, оторвавшиеся от конвоя. Конвой идет, к примеру, на вест или ост, а предположим, два сторожевика, или эсминец и пара катеров, или сторожевик и тральщик следуют в ином направлении. Такие одиноч­ ные корабли и катера надо уничто­ жать в первую очередь, так как -- О— В Е С Т И С БАЛ ТИ КИ Б О М Б Я Т „ И Л Ь Ю Ш И Н Ы " няо ^ ‘ІІ’модействУя с кораблями флота, штурмовая и истребитель- ѵітітт«^1ИЯ УС™ ет Уадры по немецко-финским захватчикам, уни ітожает их плавсредства, живую силу и технику. П„г<иа-УПП,а самолет°в «Ильюшин-2» под командованием капитана ^ д е“ скРы™о подошла к отряду вражеских кораблей в Вы- J аливе и нанесла по немцам удар. Финны открыли с ко- тгт п/чэ е^ега загРаДительныйогонь из пушек, пулеметов и автома- духе появились «Мессершмитты-109». 'Но уклониться от кораблям не удалось .Прямыми попаданиями был сантная баржа возмещением 1.500 тонн и быстроходная де- В момент штурмовки кораблей противника, истребители прикры­ тия части майора Носкова стремительной атакой сковали действия «Мессершмиттов», непрерывно атакуя врага. ал ^ Т 0 Мгб0Ю лей™анты Королев и Косилов сбили по одному «Ме-І09». Третьего фашистского истребителя зажали в клещи и уничтожили молодые летчики Бросиловский и Туркин. Летчики, ведомые офицерами Акаевым, Борисовым, Морозовым и і ургенидзе, нанесли массированный удар по береговым укрепле­ ниям белофиннов. Искусно маневрируя между разрывами зенитных снарядов и трасс автоматных пуль, штурмовики взорвали два склада боеприпасов, сожгли склад горючего, подавили огонь четырех артил­ лерийских и зенитных батарей, четырех зенитных автоматов. Автор статьи — знатныйподвод­ ник Северного флота. На боевом |счету т. Егорова—5 потопленных и 4 поврежденных корабля про­ тивника. Публикуемая ниже статья написана им для «Североморского летчика» по просьбе редакции. Наша подводная лодка в очеред­ ном походе в одном из вражеских фиордов обнаружила конвой. Тран­ спорты противника шли в сильном охранении военных кораблей и сразу же после нашей атаки мы подверглись жестокому преследо­ ванию. Корабли буквально осыпали нас глубинными бомбами. Наше по­ ложение становилось все более и более критическим... И вдруг, в самые напряженные для нас минуты, преследование прекратилось. Что же кореннымоб­ разом изменило положение подвод­ ной лодки, позволило ейоторвать­ ся от противника, спокойно продол­ жать обратныйпуть и благополуч­ но вернуться домой? Оказывается, іі тот момент, когда немцам каза­ лось, что вот-вот они настигнут атаковавшую их лодку, над кон­ воем появились самолеты-торпедо­ носцы. Противник вынужден был перецелить все свое внимание иси­ лы на отражение удара с воздуха. Случай этот произошел более го­ да тому назад, но я вспоминаю о нем всякий раз, когда мыобсуж­ даем вопросы тактического взаимо­ действия подводных и воздушных сил. Приведенный эпизод служит примером одного из возможных ва- они оторвались от конвоя и пошли противоположным курсом, скорее всего для преследования обнару­ женной ими подводной лодки. Н а­ до ли говорить, что авиация в та­ ких случаях может оказать пре­ следуемым подводникам весьма существенную помощь? С другой стороны и у подводни­ ков в ряде случаев имеются воз­ можности выручить летчиков. Приведу пример: авиация атакует вражеский конвой вдали от своих берегов. В районе цели тот или иной самолет окажется поврежден­ ным, и летчик устанавливает, что дотянуть машину до родной земли нельзя. Если летчик до вылета информирован о местонахождении наших подлодок, находящихся в море, (разумеется тех лодок, кото­ рые не участвуют в данной опера­ ции), ему выгодно тянуть самолет подальше от норвежского берега, к тому месту, где при вынужден­ ной посадке самолета на воду подводники сумеют, подобрать и спасти экипаж. Война продолжается. С новой силой войска Красной Армии гро­ мят немецких и финских захват­ чиков, освобождая от фашистской нечисти советскую землю. Боль­ шая работа предстоит еще и Се­ верному флоту: мы должны окон­ чательно очистить Баренцово мо­ ре от гитлеровских пиратов. Взаи­ модействие подводных и воздуш­ ных сил нашего флота явится за­ логом нанесения врагу еще более чувствительных ударов на Севере. Прозвучал сигнал воздушной тревоги. Комендоры подводной лодки мгновенно заняли боевые посты. Прозвучит команда, и они откроют по врагу меткий огонь. Фото Г. Кресмана. Герой Советского Союза капитан П. Рассадкин ИСТРЕБИТЕЛЬ В БОЮ НЕ ОТРЫВАЙСЯ ОТ СТРОЯ, СМОТРИ ВДАЛЬ, ИНАЧЕ ТЕБЯ СОБЬЮТ, КАК СБИЛИ ВОРОНИНА На днях был сбит летчик Воро­ нин. При каких обстоятельствах это произошло? Восьмеркой истребителей мы прикрывали бомбардировщиков При подходе к цели и над нею истребителей противника не было Они появились на отходе от цели. 3—4 «Мессершмитта» не представ­ ляли большой силы по сравнению с нашей группой, но были все же опасны, и нам всем, конечно, сле­ довало быть настороже. Немцы применили тактику вы слеживания и выжидания наших зазевавшихся истребителей. Для «того они использовали солнце и отдельные облака. Что требовалось от нас? Быть на-чеку, внимательно смотреть за воздухом, наблюдать друг за дру­ гом, не отрываться от группы на большие расстояния, ни на секунду не выпускать из вида замеченные самолеты противника. Всего этого и не учел Воронин. Когда бомбардировщики взяли обратный курс, я заметил слева сзади одного «Ме-109». Немец шел параллельно нашим самолетам и периодически то заходил в облач­ ность, то скрывался в лучах солн­ ца. Я об этом передавал несколько раз по радио своим ведомым. Один из наших бомбардировщи­ ков отстал от группы. «Стодевя- тый» начал охотиться за ним. Я приказал одной паре истребителей прикрыть бомбардировщика. Лет­ чики немедленно выполнили прика­ зание. Они стали ходить над само­ летом на пересекающихся курсах. «Ме-109» шел в хвосте у бомбар­ дировщика, но был еще на боль­ шой дистанции от него. Лейтенант Анисимов— ведущий другой пары, в которую входил летчик Воронин, пошел наперерез «Ме-109». «Мессершмитт» отвер­ нул влево. Видя это, Анисимов развернулся и пошел за своей груп­ пой. В момент разворота и на до- гоне самолетов Воронин оттянулся от ведущего на большую дистан­ цию и за хвостом своего самолета не следил. Все внимание его было обращено на Анисимова. Этим вос­ пользовался враг. Он дал форсаж своему мотору, сблизился с Воро­ ниным и сбил его. Идя впереди всей группы истребителей, я на­ блюдал, что Воронин, несмотря на наши предупреждения, не уходил от врага маневрированием, а шел спокойно. Это говорило о том, что летчик не видел противника и, оторвавшись от ведущего, не на­ блюдал за воздухом. Факт с Ворониным многому учит всех наших летчиков. Сейчас, когда мы господствуем в небе, недопустимы потери от немецких истребителей. Поэтому надо уси­ лить бдительность в боевых выле­ тах, а не ослаблять ее, как это случилось с Ворониным, ибо враг немедленно воспользуется нашей оплошностью. Летчик должен пом­ нить, что строй— святое место. Он обязан выполнять все указания командиров по вопросу соблюдения своего места в бою. У нас есть еще отдельные лет­ чики, которые, увлекаясь пресле­ дованием противника и стремле­ нием достичь личной победы, забы­ вают о выполнении основной задачи — прикрытии товарищей, которые с ними рядом идут в бой. В нашем подразделе­ нии служит летчик т. Бука- нов. Ничего плохого про HQ.ro ска­ зать не могу: летать любит, чело­ век смелый, команды в воздухе выполняет быстро. Но есть у Бу- канова недостаток: слишком го­ нится он за личными победами. Как только увидит истребителя противника, забывает о строе, о товарищах и. как говорят, сломя голову бросается на него. Такой случай был недавно. Правда, все обошлось благополучно, но на еле дующий раз Буканов может по­ платиться жизнью. Еще раз об осмотрительности. Смотреть нужно вдаль. Зрение свое распределять равномерно, не со ­ средотачивая на одной точке. ;:.с- ли заметил едмолет противника, не выпускай его из виду. Но не забы вай и об окружающей обстановке. Наблюдая внимательно за врагом, ■надо осматривать всю остальную зону. Чаще заглядывать в те сто­ роны, которые хуже просматри­ ваются из кабины: под хвост свое­ го самолета, вперед вниз. Выпол­ няя эти правила, истребитель обес­ печит себя от внезапных атак -самолетов противника. Больше видеть, строго соблюдать строй, товарищи летчики! Тогда сила наших ударов по врагу воз­ растет, и мы не будем иметь по­ терь от истребителей противника. - о - Прекрасный летчик, хороший товарищ Нас было три боевых экипажа. Когда после окончания училища встал вопрос • куда ехать воевать, мы заявили: «Поедем туда, где можно бить немцев, лишь бы вме­ сте». Мы приехали на Северный флот. Вскоре получили боевое креще­ ние, а затем твердо вошли в число североморских летчиков. Воевали так, как подсказывало сердце. О со ­ бенно среди наших летчиков вы­ делялся Борис Батищев. О нем я и хочу рассказать. Еще будучи студентом железно­ дорожного техникума, Борис ре­ шил посвятить свою жизнь авиа­ ции. Ему нравились мужественные, всегда бодрые летчики, жившие рядом с общежитием техникума, и Батищев все больше и больше тянулся к авиации. Вскоре он по­ ступил в аэроклуб. Не легко было успевать учиться и в аудитории техникума и на аэродроме аэро­ клуба. Но Борис шел твердо по намеченному пути. Кончив техникум, Батищев в августе 1940 года поступил в шко­ лу военных летчиков. С прилеж­ ностью и любовью он стал пости­ гать эту трудную профессию. Дис­ циплинированностью, желанием ліать как можно больше выделял­ ся Батищев среди всех летчиков. Его экипаж был одним из лучших в училище. Батищев помнил сло­ ва полководца Суворова: «Тяже­ ло в ученьи, легко в бою» и на­ стойчиво старался тренировать се­ бя. Прибыв на Север, Борис Бати­ щев вскоре стал воздушным раз­ ведчиком. Искусству воевать он учился у Героев Советского Со­ юза тт. Вербицкого и Суворова. Вначале были неудачи, но упор­ ство и здесь помогло. О разведчи­ ке Батищеве стали говорить, как о смелом и хитром воине. Много вражеских конвоев обнаружил Ба­ тищев в Норвежских фиордах. Много раз по его даннымнаша ави­ ация наносила мощные удары но транспортам противника. Храбрый воздушный боец. Батищев показал ,себя в этих схватках с врагом пре­ красным, верным товарищем. Всегда выдержанный, коррект­ ный, Батищев стремился быть на­ стоящим советским офицером. В срободное время изучал английский и немецкий языки. Вместе с ним мы решали задачи по высшей ма­ тематике. Правительство высоко оценило боевые заслуги Бориса Батищева. Грудь летчика украшают ныне два ордена Красного Знамени. Младший лейтенант В. ЛОССОВСКИЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz