Североморский лётчик. 1944, июль.
2 с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 14 июля 1944 г., № IG6 (236). Герой Советского Союза капитан 1-горанга И. Кольиакин И С ВЫСОКОГО Из морских глубин неба... Приближается День Военно-Морского Флота СССР. В этот традици онный праздник совет ской морской державы моряки всехфлотовбудут рапортовать Родине об успехах,достигнутых ими в боях с немецко-фа^ шистскими захватчика ми. Северный флот до ложит советскому наро ду, большевистской пар тии, Верховному Главно командующему Марша лу Советского Союза товарищу Сталину о по топления многих десят ков немецких кораблей, нашедших могилу в Ба ренцевом море, и о мно гих десятках немецких самолетов, сбитых над студеными водами За полярья. Великий Сталин учит нас никогда не останав ливаться на достигнутом, постоянно совершенст вовать наше мастерство, изо дня в день увеличи вать силу наших ударов по врагу. Тактическое взаимо действие кораблей, под водных лодок, торпед ных катеров с северо морской авиацией — за лог новых побед на се верном морском театре. Задача каждого офице ра флота — своим опы том, мастерством, твор ческой инициативой со вершенствовать и отра батывать практику на шего взаимодействия. Постоянныйобмен бое вым опытом между лет чиками и подводниками, думается мне, позволит еще бол:е расширить круг вопросов, обоюдно интересных офицерам подводных и воздушных сил--вопросов, безуслов но важных для осуществ ления нашей общей це ли—-полного уничтоже ния германского флота на Севере. Совмевтными ударами по вражеским конвоям, сокрушительными севе роморскими ударами из морских глубин и с вы сокого неба, мы добьем фашистскую гадину в Баренцовом море. Прославленный подвод ник Северного флота, Герой Советского Союза капитан 1-го ранга И. А. Колышкин. К ап ит а н 2-го р а н г а Л . Шорѳв ЛЕТЧИКИ И ПОДВОДНИКИ Взаимопомощь и взаимовыручка—-важные элементы нашего взаимодействия риантов тактического взаимодейст вия летчиков и подводников, а именно: последовательно чере дующихся ударов по неприятель скому конвою с воздуха и из мор ских глубин. Торпедная атака са молетов, последовавшая вслед за атакой подводной лодки, помогла подводникам уйти от врага, и в то же время предшествующая авиа ционному удару атака подводной лодки, приковав внимание и ору жие противника к воде и рас строив походный ордер конвоя, несомненно, содействовала эффек тивности действийлетчиков. По мере накопления боевого опы та моряками и летчиками круг во просов нашего взаимодействия рас ширяется, рождаются и отрабаты ваются новые приемы и варианты совместных действий на море. Иными словами, размах, который приобретает наша борьба на вра жеских коммуникациях, требует наиболее тесного содружества под водников и авиаторов. На страни цах «Североморского летчика» мне хочется сделать несколько предло жений, касающихся взаимопомощи и взаимной выручки в бою. Бывает, что, выходя на цель, лет чики видят не только основную группу кораблей противника, но и одиночные корабли охранения, оторвавшиеся от конвоя. Конвой идет, к примеру, на вест или ост, а предположим, два сторожевика, или эсминец и пара катеров, или сторожевик и тральщик следуют в ином направлении. Такие одиноч ные корабли и катера надо уничто жать в первую очередь, так как -- О— В Е С Т И С БАЛ ТИ КИ Б О М Б Я Т „ И Л Ь Ю Ш И Н Ы " няо ^ ‘ІІ’модействУя с кораблями флота, штурмовая и истребитель- ѵітітт«^1ИЯ УС™ ет Уадры по немецко-финским захватчикам, уни ітожает их плавсредства, живую силу и технику. П„г<иа-УПП,а самолет°в «Ильюшин-2» под командованием капитана ^ д е“ скРы™о подошла к отряду вражеских кораблей в Вы- J аливе и нанесла по немцам удар. Финны открыли с ко- тгт п/чэ е^ега загРаДительныйогонь из пушек, пулеметов и автома- духе появились «Мессершмитты-109». 'Но уклониться от кораблям не удалось .Прямыми попаданиями был сантная баржа возмещением 1.500 тонн и быстроходная де- В момент штурмовки кораблей противника, истребители прикры тия части майора Носкова стремительной атакой сковали действия «Мессершмиттов», непрерывно атакуя врага. ал ^ Т 0 Мгб0Ю лей™анты Королев и Косилов сбили по одному «Ме-І09». Третьего фашистского истребителя зажали в клещи и уничтожили молодые летчики Бросиловский и Туркин. Летчики, ведомые офицерами Акаевым, Борисовым, Морозовым и і ургенидзе, нанесли массированный удар по береговым укрепле ниям белофиннов. Искусно маневрируя между разрывами зенитных снарядов и трасс автоматных пуль, штурмовики взорвали два склада боеприпасов, сожгли склад горючего, подавили огонь четырех артил лерийских и зенитных батарей, четырех зенитных автоматов. Автор статьи — знатныйподвод ник Северного флота. На боевом |счету т. Егорова—5 потопленных и 4 поврежденных корабля про тивника. Публикуемая ниже статья написана им для «Североморского летчика» по просьбе редакции. Наша подводная лодка в очеред ном походе в одном из вражеских фиордов обнаружила конвой. Тран спорты противника шли в сильном охранении военных кораблей и сразу же после нашей атаки мы подверглись жестокому преследо ванию. Корабли буквально осыпали нас глубинными бомбами. Наше по ложение становилось все более и более критическим... И вдруг, в самые напряженные для нас минуты, преследование прекратилось. Что же кореннымоб разом изменило положение подвод ной лодки, позволило ейоторвать ся от противника, спокойно продол жать обратныйпуть и благополуч но вернуться домой? Оказывается, іі тот момент, когда немцам каза лось, что вот-вот они настигнут атаковавшую их лодку, над кон воем появились самолеты-торпедо носцы. Противник вынужден был перецелить все свое внимание иси лы на отражение удара с воздуха. Случай этот произошел более го да тому назад, но я вспоминаю о нем всякий раз, когда мыобсуж даем вопросы тактического взаимо действия подводных и воздушных сил. Приведенный эпизод служит примером одного из возможных ва- они оторвались от конвоя и пошли противоположным курсом, скорее всего для преследования обнару женной ими подводной лодки. Н а до ли говорить, что авиация в та ких случаях может оказать пре следуемым подводникам весьма существенную помощь? С другой стороны и у подводни ков в ряде случаев имеются воз можности выручить летчиков. Приведу пример: авиация атакует вражеский конвой вдали от своих берегов. В районе цели тот или иной самолет окажется поврежден ным, и летчик устанавливает, что дотянуть машину до родной земли нельзя. Если летчик до вылета информирован о местонахождении наших подлодок, находящихся в море, (разумеется тех лодок, кото рые не участвуют в данной опера ции), ему выгодно тянуть самолет подальше от норвежского берега, к тому месту, где при вынужден ной посадке самолета на воду подводники сумеют, подобрать и спасти экипаж. Война продолжается. С новой силой войска Красной Армии гро мят немецких и финских захват чиков, освобождая от фашистской нечисти советскую землю. Боль шая работа предстоит еще и Се верному флоту: мы должны окон чательно очистить Баренцово мо ре от гитлеровских пиратов. Взаи модействие подводных и воздуш ных сил нашего флота явится за логом нанесения врагу еще более чувствительных ударов на Севере. Прозвучал сигнал воздушной тревоги. Комендоры подводной лодки мгновенно заняли боевые посты. Прозвучит команда, и они откроют по врагу меткий огонь. Фото Г. Кресмана. Герой Советского Союза капитан П. Рассадкин ИСТРЕБИТЕЛЬ В БОЮ НЕ ОТРЫВАЙСЯ ОТ СТРОЯ, СМОТРИ ВДАЛЬ, ИНАЧЕ ТЕБЯ СОБЬЮТ, КАК СБИЛИ ВОРОНИНА На днях был сбит летчик Воро нин. При каких обстоятельствах это произошло? Восьмеркой истребителей мы прикрывали бомбардировщиков При подходе к цели и над нею истребителей противника не было Они появились на отходе от цели. 3—4 «Мессершмитта» не представ ляли большой силы по сравнению с нашей группой, но были все же опасны, и нам всем, конечно, сле довало быть настороже. Немцы применили тактику вы слеживания и выжидания наших зазевавшихся истребителей. Для «того они использовали солнце и отдельные облака. Что требовалось от нас? Быть на-чеку, внимательно смотреть за воздухом, наблюдать друг за дру гом, не отрываться от группы на большие расстояния, ни на секунду не выпускать из вида замеченные самолеты противника. Всего этого и не учел Воронин. Когда бомбардировщики взяли обратный курс, я заметил слева сзади одного «Ме-109». Немец шел параллельно нашим самолетам и периодически то заходил в облач ность, то скрывался в лучах солн ца. Я об этом передавал несколько раз по радио своим ведомым. Один из наших бомбардировщи ков отстал от группы. «Стодевя- тый» начал охотиться за ним. Я приказал одной паре истребителей прикрыть бомбардировщика. Лет чики немедленно выполнили прика зание. Они стали ходить над само летом на пересекающихся курсах. «Ме-109» шел в хвосте у бомбар дировщика, но был еще на боль шой дистанции от него. Лейтенант Анисимов— ведущий другой пары, в которую входил летчик Воронин, пошел наперерез «Ме-109». «Мессершмитт» отвер нул влево. Видя это, Анисимов развернулся и пошел за своей груп пой. В момент разворота и на до- гоне самолетов Воронин оттянулся от ведущего на большую дистан цию и за хвостом своего самолета не следил. Все внимание его было обращено на Анисимова. Этим вос пользовался враг. Он дал форсаж своему мотору, сблизился с Воро ниным и сбил его. Идя впереди всей группы истребителей, я на блюдал, что Воронин, несмотря на наши предупреждения, не уходил от врага маневрированием, а шел спокойно. Это говорило о том, что летчик не видел противника и, оторвавшись от ведущего, не на блюдал за воздухом. Факт с Ворониным многому учит всех наших летчиков. Сейчас, когда мы господствуем в небе, недопустимы потери от немецких истребителей. Поэтому надо уси лить бдительность в боевых выле тах, а не ослаблять ее, как это случилось с Ворониным, ибо враг немедленно воспользуется нашей оплошностью. Летчик должен пом нить, что строй— святое место. Он обязан выполнять все указания командиров по вопросу соблюдения своего места в бою. У нас есть еще отдельные лет чики, которые, увлекаясь пресле дованием противника и стремле нием достичь личной победы, забы вают о выполнении основной задачи — прикрытии товарищей, которые с ними рядом идут в бой. В нашем подразделе нии служит летчик т. Бука- нов. Ничего плохого про HQ.ro ска зать не могу: летать любит, чело век смелый, команды в воздухе выполняет быстро. Но есть у Бу- канова недостаток: слишком го нится он за личными победами. Как только увидит истребителя противника, забывает о строе, о товарищах и. как говорят, сломя голову бросается на него. Такой случай был недавно. Правда, все обошлось благополучно, но на еле дующий раз Буканов может по платиться жизнью. Еще раз об осмотрительности. Смотреть нужно вдаль. Зрение свое распределять равномерно, не со средотачивая на одной точке. ;:.с- ли заметил едмолет противника, не выпускай его из виду. Но не забы вай и об окружающей обстановке. Наблюдая внимательно за врагом, ■надо осматривать всю остальную зону. Чаще заглядывать в те сто роны, которые хуже просматри ваются из кабины: под хвост свое го самолета, вперед вниз. Выпол няя эти правила, истребитель обес печит себя от внезапных атак -самолетов противника. Больше видеть, строго соблюдать строй, товарищи летчики! Тогда сила наших ударов по врагу воз растет, и мы не будем иметь по терь от истребителей противника. - о - Прекрасный летчик, хороший товарищ Нас было три боевых экипажа. Когда после окончания училища встал вопрос • куда ехать воевать, мы заявили: «Поедем туда, где можно бить немцев, лишь бы вме сте». Мы приехали на Северный флот. Вскоре получили боевое креще ние, а затем твердо вошли в число североморских летчиков. Воевали так, как подсказывало сердце. О со бенно среди наших летчиков вы делялся Борис Батищев. О нем я и хочу рассказать. Еще будучи студентом железно дорожного техникума, Борис ре шил посвятить свою жизнь авиа ции. Ему нравились мужественные, всегда бодрые летчики, жившие рядом с общежитием техникума, и Батищев все больше и больше тянулся к авиации. Вскоре он по ступил в аэроклуб. Не легко было успевать учиться и в аудитории техникума и на аэродроме аэро клуба. Но Борис шел твердо по намеченному пути. Кончив техникум, Батищев в августе 1940 года поступил в шко лу военных летчиков. С прилеж ностью и любовью он стал пости гать эту трудную профессию. Дис циплинированностью, желанием ліать как можно больше выделял ся Батищев среди всех летчиков. Его экипаж был одним из лучших в училище. Батищев помнил сло ва полководца Суворова: «Тяже ло в ученьи, легко в бою» и на стойчиво старался тренировать се бя. Прибыв на Север, Борис Бати щев вскоре стал воздушным раз ведчиком. Искусству воевать он учился у Героев Советского Со юза тт. Вербицкого и Суворова. Вначале были неудачи, но упор ство и здесь помогло. О разведчи ке Батищеве стали говорить, как о смелом и хитром воине. Много вражеских конвоев обнаружил Ба тищев в Норвежских фиордах. Много раз по его даннымнаша ави ация наносила мощные удары но транспортам противника. Храбрый воздушный боец. Батищев показал ,себя в этих схватках с врагом пре красным, верным товарищем. Всегда выдержанный, коррект ный, Батищев стремился быть на стоящим советским офицером. В срободное время изучал английский и немецкий языки. Вместе с ним мы решали задачи по высшей ма тематике. Правительство высоко оценило боевые заслуги Бориса Батищева. Грудь летчика украшают ныне два ордена Красного Знамени. Младший лейтенант В. ЛОССОВСКИЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz